Державин стихотворения памятник: «Памятник» Гавриил Державин: читать текст стихотворения, анализ

Содержание

Анализ стихотворения «Памятник» Державин (3 варианта) ~ Проза (Школьная литература)

­Анализ стихотворения «Памятник» — 1 вариант

  • История создания – Стих написан в 1795 году.
  • Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.
  • Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.
  • Жанр – Ода.
  • Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».
  • Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».
  • Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».
  • Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».
  • Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.

Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Стихотворение “Памятник” было написано в 1759 году. Свои произведения поэт сравнивает с памятником “чудесным, вечным” и тем самым указывает на то, что поэт бессмертен в своих произведениях. Он рассуждает о том, какую роль играет поэзия для будущих поколений и современников, как воздействует на них.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества.

Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто.

И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Многочисленное использование различных насыщенных эпитетов (неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой) и “громких” слов, таких как — возгордись, возгласить, несчётных, еще больше укореняют в сознании читателя мысль, что данное произведение важно не только для самого автора, но и для каждого из нас.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте.

Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.


Анализ стихотворения «Памятник» — 2 вариант

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Тема

При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Жанр

Стихотворение «Памятник» написано в жанре оды. Неторопливый ритм, некий уход от суетности достигается благодаря шестистопному ямбу с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).

Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).


Анализ стихотворения «Памятник» — 3 вариант

Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. Державин знал Го­рация по немецким переводам уже в семидесятые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать не менее пятнадцати переложений и переводов из Горация. С Горацием же связаны два значительных произведения Державина, в которых он выразил самооценку, уверенность в своем поэтическом призвании и основанной на нем надежде на бессмертие: «Лебедь» и «Памятник». Стихотворением «Лебедь» Державин заключил второй том собрания своих сочинений 1808 года, подобно тому как ода XX Горация заканчивала вторую книгу его од. В конец первого тома Дер­жавин поставил стихотворение «Памятник» (1796).

Его оригинал у Горация также заканчивал третью книгу од.

Первый перевод на русский язык этой замечательной оды, названной Горацием «К Мельпомене», был сделан Ломоносовым.

«Забавный русский слог» — новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу. Два центральных таких произведения — «Фелица» и «Бог», в которых подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации — «сердечная простота», а также граж­данская смелость и правдолюбие. Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», то есть смягчая резкость нравоучения шутливостью тона, однако не за счет, как мы знаем, глубины возражения и несогласий.

Это «улыбка» не должна никак смешиваться с требованием «улыбательной сатиры», о которой пи­сал журнал «Всякая всячина» в 1769 году. Державин хорошо отличал слабости от пороков, и его сати­ра всегда носила общественный характер. Державин ценил в своей поэзии служение на пользу общую. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин замеча­ет это другим образом: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям».

Таким образом, отталкиваясь от мысли Горация, иногда пересказывая ее в стихах, Державин затем принимался писать о своем, наболевшем, о том, что наиболее тревожило его в данное время. Поэтому в 1770— 1790-е годы в его стихотворениях встречаются отдельные образы, сравнения, темы Горация, но нет ни переводов его, ни переложений в принятом смысле этого слова. Державин толь­ко «заряжается» Горацием для того, чтобы с большей силой, подкрепленной авторитетом класси­ческого поэта, обрушиться на недостатки современного общества и отдельных его представителей.

В формировании литературно-эстетических взглядов Державина определенную, и притом нема­лую, роль играло произведение Горация «Послание к Писонам», или «Наука поэзии».

Гораций советовал настойчиво трудиться над выразительностью языка. Уроки «Послания к Писонам» были полезны Державину, сумевшему найти свой слог и установить его «Так, чтоб каждому легким вначале он мог показаться, / Но чтоб над ним попотел подражатель иной. » Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.

Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина — существо особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущество была распространена среди просветителей XVIII века. Пи­сатель, говорящий истину, — мужественный гражданин и верный сын отечества, он не умрет в памяти людей, в то время как троны могут пасть и разрушатся царства: «Героев и певцов вселена не забудет; / В могиле буду я, но буду говорить».

«Памятник» Державина дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, нов «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно. Важно заметить, что Державин считает себя на­циональным поэтом: «И слава возрастет моя, неувядая, / Доколь Славянов род вселена будет чтить. »

В стихотворении Державин говорит о народной памяти: «Всяк будет помнить то в народах не- исчетных. » Он видел память народа, из поколения в поколение передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово — бессмертно.

Свои заслуги Державин перечисляет лаконично и точно: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о боге / И истину царям с улыбкой говорить».

Уменье отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую сатиру в грубоватых просторечных выражениях составило индивидуальную манеру Державина, благодаря которой он открыл новую страницу в истории русской литературы.

» Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.

Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина — существо особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущество была распространена среди просветителей XVIII века. Пи­сатель, говорящий истину, — мужественный гражданин и верный сын отечества, он не умрет в памяти людей, в то время как троны могут пасть и разрушатся царства: «Героев и певцов вселена не забудет; / В могиле буду я, но буду говорить».

«Памятник» Державина дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, нов «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно. Важно заметить, что Державин считает себя на­циональным поэтом: «И слава возрастет моя, неувядая, / Доколь Славянов род вселена будет чтить. »

В стихотворении Державин говорит о народной памяти: «Всяк будет помнить то в народах не- исчетных. » Он видел память народа, из поколения в поколение передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово — бессмертно.

Свои заслуги Державин перечисляет лаконично и точно: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о боге / И истину царям с улыбкой говорить».

Уменье отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую сатиру в грубоватых просторечных выражениях составило индивидуальную манеру Державина, благодаря которой он открыл новую страницу в истории русской литературы.

История создания стихотворения Памятник Державина: когда была написана ода

Творчество Державина пробуждает у читателей самые светлые чувства. Оно восхищает безграничным талантом в сочетании с простотой выражения идей. Стихотворение «Памятник» стало для поэта программным. Оно служит отражением его основных жизненных приоритетов. Уже больше 200 лет читатели восхищаются этим произведением. При этом многие интересуются историей создания стихотворения «Памятник» Державина.

Содержание

Тема и идея стихотворения

При анализе стиха «Памятник», прежде всего, требуется разобраться с его тематикой. Она кроется в прославлении поэтического творчества и утверждении высокого назначения поэта. Оды, созданные Державиным на протяжении жизни, он сравнивает с чудесным памятником. Поэт считается основоположником автобиографических произведений в русской литературе. Основной тематикой своих работ он выбрал величие и славу.

Главным направлением «Памятника» поэта считается бессмертие поэзии. Оно освещается не только в рассматриваемом произведении, но и в прочих стихах. В своих работах автор размышляет о том, какую роль искусство играет в социуме. Также Державин говорит о том, что поэт заслуживает всенародной любви и уважения окружающих. Основная идея стихотворения кроется в том, что литература обеспечивает просвещение и помогает распространять прекрасное в социуме. Также искусство способствует исправлению порочных нравов.

История его создания

Произведение «Памятник» было написано Державиным в зрелые годы. Это случилось в 1752 году. Изначально стихотворение имело другое название – «К музе». На тот момент Гавриилу Романовичу было 52 года, и он возглавлял Коммерц-коллегию в Петербурге. Одновременно поэт продолжал работать над созданием лирических произведений.

Чтобы подвести итоги своему творчеству, Державин использовал в стихотворных строках опыт иностранных авторов. Ему удалось отыскать необходимое в оде Горация – знаменитого древнеримского поэта. В качестве основы Гавриил Романович использовал произведение «К Мельпомене». По сути, «Памятник» представляет собой свободный перевод этой работы.

К сожалению, критикам не удалось понять основную идею стихотворения. Вместо того, чтобы обратить внимание на попытку Державина возвысить русскую литературу, они восприняли произведение как проявление высокомерия и хвастовства. Ответом Державина стал совет критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а учесть глубину подтекста.

О чем повествует произведение

«Памятник» Державина является попыткой подвести итоги своему творческому пути. Поэтому данное произведение представляет собой оду, насыщенную разными смысловыми оттенками. Главная задумка работы кроется в том, что литература производит большое влияние на ход общенациональной истории. Поэтому любая великая личность, которая имеет к этому отношение, не должна забываться следующими поколениями.

Основная задумка стихотворения заключается в том, что нельзя переоценить достижения поэта-первопроходца, который, помимо всего прочего, является честным и может говорить правду всем, включая царей.

Стихотворение состоит из пяти строф. Каждая из них включает сложные предложения, которые направлены на то, чтобы сделать акцент на серьезном настрое автора. В первой строфе поэт акцентирует внимание на бессмертии поэтического искусства, которое может пережить даже самый крепкий монумент.

После этого автор размышляет о значимости собственного творчества. В полной мере эти мысли находят оформление в четвертой строфе. В последнем разделе Державин обращается к Музе, которая покровительствует поэзии.

Произведение представлено в виде монолога. Оно написано от первого лица. В работе поэта часто используются личные местоимения.

Используемые художественные средства

Стихотворение создано в жанре оды. Если говорить точнее, то это особенная разновидность данного направления. Работа выполнена в высоком торжественном стиле. Она написана ямбом с пиррихием. Благодаря этому произведение звучит еще величественнее.

В стихотворении используется много торжественных интонаций и утонченной лексики. Оно обладает медленным и величественным ритмом. Этот эффект автор смог получить за счет применения множества однородных членов предложения. Он пользуется приемом синтаксического параллелизма и множеством обращений и восклицаний.

Также добиться высокого стиля удается и при помощи лексических средств. Державин использует много эпитетов, таких как «вечный», «быстротечный», «чудесный». Помимо этого, в работе применяется большое количество устаревших слов, а именно – архаизмов и славянизмов. Среди них стоит выделить «презрит чело», «тлен», «воздвиг».

Для стихотворения характерна весьма высокопарная интонация и лексика. Также оно отличается неспешным величественным ритмом. Чтобы добиться такого эффекта, поэт пользуется различными средствами художественной выразительности.

Также стихотворение наполнено метафорами. Среди них стоит отметить «зарей бессмертия», «времени полет». Помимо этого, тут встречаются гиперболы, олицетворения, инверсии.

Основным образом, который Державин использует в произведении, считается памятник. Он несет в себе определенный метафорический ряд и символизирует нерушимую память о поэте, который внес большой вклад в русскую литературу.

Также в работе поэта перед читателями предстает образ Музы. Лирический герой призывает ее возгордиться, ответив на презрение толпы. По сути, он провозглашает Музу хранительницей собственной памяти в веках.

Нельзя не упомянуть и Фелицу. О восхвалении ее добродетелей тоже вспоминает автор. На самом деле этим именем Державин называл в своем произведении Екатерину II. В его творчестве действительно есть много стихов, посвященных императрице. Все они выдержаны в стиле оды.

Критика стихотворения

Свое произведение «Памятник» Державин придумал для возвышения и восхваления русской литературы. К сожалению, критики неверно поняло суть этого стихотворения. Как следствие, автор столкнулся с целым шквалом негативных отзывов.

После публикации произведения Державина обвинили в непомерной гордыне и хвастовстве. При этом поэт советовал своим ярым оппонентам не обращать внимания на торжественный слог. Он рекомендовал критикам сконцентрировать свое внимание на смысле, заложенном в работе.

Влияние на литературу

В своем произведении Державин продолжает традицию подведения жизненных итогов, которую заложил еще Ломоносов. При этом поэту удалось удержаться в пределах канонов подобных произведений. Такая традиция нашла продолжение также в произведении Пушкина. Он тоже обращался к первоисточнику, но при этом опирался на труд Державина.

Даже после Пушкина многие известные русские поэты писали стихотворения, похожие на «Памятник». Среди них стоит выделить Фета. Каждый автор самостоятельно определял влияние поэзии на жизнь социума. При этом писатели опирались на существующие литературные традиции и на личный творческий опыт.

Создание стихотворения «Памятник» Державина имеет интересную историю. Оно было написано в зрелые годы поэта. Несмотря на то, что это произведение столкнулось с целым рядом негативных комментариев со стороны критики, оно оказало значительное влияние на жизнь людей и последующее развитие русской литературы.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — одна из тайн Пушкина. Тема: «А.С

Символично, что «Я себе памятник воздвиг…» было написано всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта, в 1836 году. Стихотворение не было опубликовано и не было известно даже ближайшим друзьям Пушкина. — оно было обнаружено уже после его смерти, когда стали разбирать бумаги, оставленные Александром Сергеевичем.

История создания «Памятника» до сих пор остается загадкой.Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение Пушкина является подражанием подобных произведений, которые в изобилии создавали писатели XVIII века (в том числе Державин и Ломоносов, столь ценимые Пушкиным). высмеивал собственное бедственное положение.Несмотря на то, что поэт получил признание еще при жизни, это не принесло ему богатства, и Пушкин был вынужден постоянно закладывать и перезакладывать имущество, чтобы обеспечить средства для его семьи. «Нерукотворное» в данном случае не самовосхваление, а тонкая ирония.

Есть и третий вариант: предполагается, что поэт каким-то образом сумел предвидеть собственную скорую смерть, и стихотворением подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью.

Основная тема стихотворения

Прежде всего «Я себе памятник…» — это гимн поэзии, прославляющий человека, сочиняющего стихи, отмечающий его высокое значение в жизни всего общества. В этом произведение чем-то похоже на стихи уже упомянутых Ломоносова и Державина.

Но, несмотря на то, что внешняя форма очень похожа, Пушкин анализировал творчество более глубоко, выдвигая собственное понимание творческого процесса, его результата и оценки. По сравнению с поэтами прошлых столетий Пушкин менее элитарен, его лирика обращена к широким массам, что он подчеркивает в строке «Не зарастет ему народная тропа». Отражаются здесь и бунтарские, околодекабристские элементы в его творчестве — Пушкин упоминает, что его чудотворный памятник вознесся «головой непокорных» выше Александрийского столпа, символа царской власти начала XIX в.век.

Тема повышенного интереса людей к поэзии проходит через все стихотворение — Пушкин говорит, что его стихи читают не только в высших слоях общества, перечисляя некоторые народности, проживающие на территории Российской империи.

Еще одна важная проблема, на которой акцентирует внимание поэт, — существование творческого наследия после физической смерти творца, бессмертие поэзии. «Нет, весь я не умру», — утверждает Пушкин, раз и навсегда решая для себя этот вопрос. Великий русский писатель был уверен, что его творчество отзовется сквозь века – и оказался прав.

Проблема свободы, которая также не осталась без внимания в эпоху цензуры и реакции, соседствует с темой милосердия, столь важной для Пушкина. С одной стороны, поэт явно не соглашался с реакционной политикой и решениями императора в отношении декабристов, с другой стороны, в конце жизни он склонялся к мнению, что христианское, истинное милосердие важнее, чем любые политические и социальные проявления.

Структурный анализ стихотворения

В небольшой — всего 5 строф — оде собственных стихов Пушкин активно использует сложные предложения, обратный порядок слов и высокий словарный запас, создавая тем самым приподнятое настроение. Богатое употребление эпитетов, аллегорий, некоторая архаичность (пиит, принятый и др.), множество олицетворений — все это создает атмосферу величия, подчеркивает особое место поэзии в мире.

Произведение написано ямбом 6-стопным с перекрестной рифмовкой.

«Памятник» занимает, безусловно, особое место в поэтическом наследии Александра Сергеевича. Он подводит итог своему многолетнему труду, одновременно вознося русскую поэзию на высоту, которая долгое время оставалась практически недосягаемой.

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В ней он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивался Пушкин, была поэма Державина «Памятник» (1795), получившая большую известность. При этом Пушкин не только сравнивает себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет черты, характерные для его творчества.

Жанр и композиция. По жанровым признакам стихотворение Пушкина является одой, но представляет собой особую разновидность этого жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром в качестве эпиграфа к поэме Пушкин взял строки из поэмы древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi Monumentum — «Я воздвиг памятник». Гораций — автор «Сатиры» и ряда стихотворений, прославивших его имя. Он создал послание «Мельпомене» в конце своей карьеры. Мельпомена в древнегреческой мифологии — одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ театральности. В этом сообщении Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. Позднее создание подобных поэм в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией. В русскую литературу оно было введено Ломоносовым, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод поэмы с оценкой его поэтических заслуг сделал Г.Р. Державина, назвав его «Памятником». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в «Памятнике» Пушкина.

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и у Державина, стихотворение Пушкина написано четверостишиями, но с несколько измененным размером. В первых трех строках, как и у Державина, Пушкин использует традиционное. одический размер — 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит в ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Поэма Пушкина есть. гимн поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время, несмотря на сходство внешних форм со стихотворением Державина, Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, выдвинул собственное представление о смысле творчества и его оценке. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия большей частью адресована широкой аудитории. Это видно «уже с первых строк». «Народная тропа к ней не прирастет», — говорит он о своем литературном «памятнике». Пушкин вводит здесь тему свободы, являющуюся «сквозной» в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Он вознесся над главою непокорного Александрийского столпа».

Вторая строфа всех поэтов, создавших подобные стихи, утверждает бессмертие поэзии, что дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков: «Нет, не умру весь я — душа в заветной лире / Мой прах уцелеет и убежит от тления». Но в отличие от Державина, Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, подчеркивает, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах близких ему духовно людей, творцов, и это не только о отечественной литературе, «И о поэтах всего мира: «И буду я славен, пока в подлунном мире / Хоть один пиит будет жить».

Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии у самых широких слоев народа, ранее с ней не знакомого, и широкой посмертной известности:

Молва обо мне разольется по Руси великой,
И переулок, что в нем, меня позовет. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
тунгус, и калмык друг степняков.

Четвертая строфа несет основную смысловую нагрузку. А именно в ней поэт определяет главное, что составляет суть его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду я добр к людям,
Что я будил добрые чувства с лира,
Что в мой жестокий век Я прославлял свободу
И к падшим призывал милость.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «добрые чувства», которые искусство пробуждает в читателях, важнее его эстетических качеств. Для литературы второй половины XIX в.ХХ века эта проблема станет предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина возможность гармоничного решения очевидна: последние две строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в первоначальном варианте вместо слов «в мой жестокий век» Пушкин написал «вслед за Радищевым». Не только из цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Более важным для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена ​​проблема милосердия и милосердия, было утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа — традиционное обращение к музе для «памятных» стихов:

По велению Божию, о муза, послушна,
Не страшась обиды, не требуя венца,
Похвалы и клеветы приняты равнодушно
И не спорь с дураком.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным в программной поэме «Пророк». Основная их идея состоит в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он отвечает за свое искусство не перед людьми, часто неспособными его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них проблема поэта и общества встает с особой остротой, утверждается принципиальная независимость художника от мнения публики. В «Памятнике» Пушкина эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, создающую стройный итог размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Многозначительность темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только одическим размером (ямб с пиррихом), но и широким использованием анафоры («И буду славен. ..», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду добр к тому…», «И милосердие к падшим..»), инверсия («Взошёл выше, как голова непокорного Александрийского столпа), синтаксический параллелизм и ряды однородных членов («И гордый внук славян, и финн, а ныне дикий тунгус…»). Созданию способствует и подбор лексических средств высокого стиля.Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, мятежная голова, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвигнутый, глава, пиит , до). В одном из самых значительных художественных образов поэмы используется метонимия — «Что я лирой добрые чувства пробуждал…». Вообще все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Стоимость работы. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, занимает особое место в русской литературе. Он не только подвел итог творчеству Пушкина, но и обозначил ту веху, ту высоту поэтического искусства, которая послужила ориентиром для всех последующих поколений русских поэтов. Не все они строго следовали жанровой традиции «памятной» поэмы, как А.А. Фета, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его цели и оценке своих достижений, он вспоминает слова Пушкина: «Я воздвиг себе памятник нерукотворный,.,», стремясь приблизиться к его недостижимому высота.

Который начинается со слов «Я воздвиг памятник себе нерукотворный…». Это действительно одно из самых узнаваемых стихотворений великого поэта. В этой статье мы проанализируем стихотворение Пушкина «Я себе памятник воздвиг…», поговорим об истории создания и композиции стихотворения.

История создания, состав и проблемы

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» написано за год до смерти Пушкина, т.е. в 1836 году. Является прототипом поэмы Державина «Памятник» . Но Ходасевич считал, что это стихотворение написано в ответ на стихотворение его друга Дельвига, лицеиста. Это стихотворение ясно показывает, не зря считают, что как Александр I был правителем, так и Пушкин был лучшим поэтом.
Если проанализировать жанр стихотворения «Я памятник» Пушкина, то стоит отметить, что это Ода. У него есть эпиграф. Как жанр ода сформировалась именно после «Памятника» Пушкина.

Стихотворный размер ямб, строфы написаны четверостишием. Использование славянизмов добавило пафоса, как раз свойственного столь торжественному жанру. Ритм произведения задан не только за счет поэтического размера, но и с помощью анафоры. При использовании такого средства художественной выразительности выделяется ударная позиция строки.

Основная тема — поэт и поэзия, назначение творческой личности в обществе. Пушкин переосмысливает насущные проблемы и подводит итог своему назначению. Поэт хочет, чтобы его творчество запомнилось на века, чтобы его памятник стал достоянием человечества и культурой Российского государства. Пушкин уверен, что поэзия бессмертна и вечна.

Общий анализ стихотворения «Я памятник» Пушкина

Первая строфа указывает на значимость творчества Пушкина, а именно на то, что его памятник выше «Александрийского столба». Это колонна, возведенная в честь правителя Санкт-Петербурга. Далее идет аналогия поэта с пророком, где он предсказывает ему популярность по всей России. В Советском Союзе творческое наследие Пушкина было переведено на многие языки братских народов. В четвертой строфе Пушкин оценивает свое произведение.

Считает, что своей человечностью и добротой своих произведений заслужил народную любовь. Он ярый защитник декабристов и революционеров. Для этих отважных людей поэт – дыхание надежды, верный учитель и наставник. Пушкин поистине заслужил народную любовь

В последней строфе он обращается к своей музе, призывая ее без колебаний принять похвалу и славу, ибо Пушкин считает себя поистине достойным поэтом этих лавров. Он как луч в темном царстве завистников. При чтении поэмы возникает ощущение, что это торжественная ода или ода прославлению. В заключение Пушкин призывает людей ко всеобщему всепрощению, смирению, спокойствию, оставляя позади всякий гнев.

В данной статье мы провели относительно небольшой анализ стихотворения «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» Пушкина. Безусловно, эта работа заслуживает нашего внимания. Будем рады, если наш анализ этого стихотворения помог вам. На нашем сайте вы можете найти множество других анализов произведений, в том числе произведений Александра Пушкина. Для этого посетите раздел «Блог» нашего сайта.

Обращение Пушкина к оде Горация, к которой до него обращались и Ломоносов, и Державин, нельзя назвать случайным, тема поэта и поэзии занимает в его творчестве большое место, в разные годы жизни он раскрывал ее по-разному , но стихотворение «Я воздвиг себе памятник чудному…» стало как бы подведением итогов прожитой жизни, хотя, конечно, в момент его создания оно едва ли воспринималось поэтом как поэтическое завещание.

Пушкин, как и его знаменитые предшественники, существенно меняет основную мысль Горация, на первое место в оценке творчества поэта он выдвигает не эстетические, а нравственно-эстетические критерии, связывая значение поэтического творчества с признанием его «народом» («Народ не прирастет к нему следом»). «Нерукотворный памятник» — поэзия, творение духа и души — оказывается выше земной славы, и с помощью образа, прославляющего Александра I («Александрийская колонна» — колонна-памятник императору в Петербурге) поэт утверждает превосходство духовной власти над всеми другими формами власти.

Во второй и третьей строфах лирический герой объясняет, почему смерть не способна победить его поэзию: «Душа в заветной лире переживет Мой прах и убежит от тления…». Душа поэта, сохранившаяся в его творчестве, становится бессмертной, потому что творения этой души пользуются спросом. Когда лирический герой утверждает, что «Слух обо мне разнесется по всей Великой Руси», он имеет в виду, что его произведения будут жизненно необходимы как «пииту», так и каждому человеку, умеющему читать и ценить художественную литературу. словом, кем бы он ни был, к какому бы народу он ни принадлежал, ибо все они объединены Словом, служению которому была отдана его жизнь.

Ориентация на читателя («Я добр к народу»), умение понимать его и разделять его мысли и чувства, неотделимость своей судьбы от судьбы народа и служат для лирического героя гарантией уверенности в том, что его «памятник» нужен народу: «И долго буду Я добр к народу, Что чувства добрые возбуждал своей лирой, Что в мой жестокий век Свободу прославлял И милости призывал для падших. В этих строках представлена ​​«поэтическая программа» Пушкина, его представление о сущности поэзии.

Последняя строфа стихотворения «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» — обращение к Музе, в котором лирический герой недвусмысленно утверждает высшую цель поэзии, ее божественное начало: повеление Божие, о муза, будь послушна…». Вот что дает художнику силы творить, вопреки кощунству и упреку, — осознание того, что ты не имеешь власти в своей судьбе, которая есть воплощение Бога, не подвластного людям, плана, воли Божией! Поэтому человеческий суд («похвала и клевета») не может волновать поэта, исполняющего высшую волю и лишь подчиняющегося ей в своем творчестве.

В проанализированном нами стихотворении «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» Пушкин утверждает величие поэтического творчества, основанное на осознании своего назначения и верном служении интересам Поэзии и народа , который является единственным, хотя и не всегда справедливым судьей поэта.

Как бы закрепляя результаты своего поэтического творчества. Он дает понять, что его поэзия еще долго будет известна среди окружающих, все будут гордиться написанными им шедеврами и восхвалять его поэзию.

Поэт пишет строками о «Памятнике», который воздвиг себе и который отличается способностью ощущать свою свободу, невзирая ни на кого, как написано в строках: «Взошёл выше, как глава непокорная Александрийская колонна». Пушкин хочет показать, что его творчество навсегда останется в сердцах многих людей, с которыми он близок по духу, которых любит и сочиняет для них свои произведения.

Все его произведения созданы не для того, чтобы потом в будущем он пользовался большой славой, а целью его было всеобщее признание и любовь читателей, что было для него бесценным счастьем. Ведь поэзия для нашего писателя считалась безвозмездным трудом для всего последующего поколения.

В этом стихотворении два проявления интонации написанного и подразумевается разная характеристика устного слова. С одной стороны, можно радоваться, что мастерство искусства поэзии может отложиться в сердцах многих людей и жить оно будет вечно, как звучит в строках «Не прирастет к нему народная тропа», но с другой стороны, это было последнее высказывание Пушкина почти перед самой смертью, где он подводит итог своему творчеству.

Это произведение было написано с безграничной преданностью своему народу, а также России, и, несомненно, он может с гордостью сказать, что выполнил все взятые на себя обязательства, в которые вкладывал большую долю ответственности за все, что он делал. Еще раз, оглядываясь назад, Пушкин с уверенностью говорит, что его душа, поглощенная умением писать и сочинять, пронесется через огромное количество лет, даже ни на минуту не почувствовав, что поэт ушел. Он есть и будет в своих стихах и произведениях, неповторимых и неповторимых, несущих жизненную энергию, манящих своим неугасимым притяжением.

Пушкин в стихотворении «Памятник» также оценивает свои творения как уважительное и гуманное отношение ко всем окружающим, свободолюбивую атмосферу жизни, и он превозносил свободу, хотя в то время это был довольно опасный момент в вся страна. Здесь поэт пытается сказать нам, что он самостоятелен в принятии решений и не подвержен влиянию других людей. У него есть свое мнение, которое он отстаивает до конца.

Я считаю, что творческий процесс Пушкина заслуживает уважения, так как он учит нас любить свою жизнь и жить в добре и мире, ничего не прося взамен, а просто делая все по-человечески, никому не вредя.

Гаврил Романович Державин Стихи

По названию

В стихах

Для поэтов

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Felitsa
  • Celebration
  • Friendship
  • Holiday
  • Life
  • Love
  • Nature
  • Religion
 177 Views

added 11 years ago

Rate it
God
  • Family
  • Friendship
  • Life
  • Природа
  • Религия
150 Просмотров

добавлено 11 лет назад0054

  • Childhood
  • Death
  • Friendship
  • Life
  • Nature
  • Religion
 141 Views

added 11 years ago

Rate it
To Rulers and Judges
  • Death
  • Жизнь
  • Меланхолия
  • Природа
  • Политика
  • Религия
 128 Просмотров

добавлено 11 лет назад


40174 Rate it
On The Death Of Prince Meshchersky
  • Childhood
  • Death
  • Friendship
  • Life
  • Love
  • Nature
  • War
 111 Views

added 11 years ago

Оценить
The Current Of Time’s River
  • Жизнь
 75 Просмотров

добавлено 11 лет назад

22 Оценить0054
On A Bird  70 Views

added 11 years ago

Rate it
The Bullfinch
  • Death
  • Love
  • Melancholy
  • Religion
  • War
65 Просмотров

добавлено 11 лет назад2

 51 Просмотров

добавлено 11 лет назад

Оценить