Конт Огюст | |
1798—1857 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Огюст КонтКонт (Comte), Огюст (1798-1857) — французский философ, один из основоположников буржуазной социологии и философии позитивизма. Философия должна отказываться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать научные методы познания и опираться на достижения других наук; основной метод для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать только факты и должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании явлений; философия не должна стремиться стать метанаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, а она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных средств и занять свое место среди других наук. К. также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной (теологической; метафизической; позитивной) и технической (традиционное общество; доиндустриальное общество; индустриальное общество). Основные работы К.: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики». Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 172-173. Другие биографические материалы:Фролов И.Т. Был сотрудником Сен-Симона ( Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Основатель позитивизма и позитивной социологии (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Давидюк Г.П. Философ, методолог и популяризатор науки (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Гутнер Г.Б. Французский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М). Хаинсон Ю.И. Придумал социологию (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965). Акмалова А. и др. «Освободил» науку от метафизики и теологии (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).Блинников Л.В. Конт провозгласил создание новой религии — так называемой религии человечества (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002). Значительное место в системе Конта занимает классификация наук (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Далее читайте:Конт О. Дух позитивной философии (Статья А. Ф. Зотова о работе О. Конта). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Дух позитивной философии. Соч. и отрывки. — В сб.: Родоначальники позитивизма. Вып. 2,4, 5. СПб., 1910. Литература:Маркс К., Первый набросок «Гражданской войны во Франции», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61; История философии, т. 2, М., 1957; Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, «ВИМК», 1957, No 6; Асмус В. Ф., О. Конт, «ВАН», 1957, No 9; Gouhier H., La jeunesse d’Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41; Lacroix J., La sociologie d’Auguste Comte, P., 1956; Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Огюст Конт — основатель социологии
Военно – космическая академия имени А. Ф.Можайского
Реферат по социологии на тему:
Огюст Конт — основатель социологии.
Подготовил: курсант 185 учебной группы
курсант Бычков А.В.
Проверил: Курбатов О.Б.
Санкт – Петербург
2010
Введение:
- Краткая биография об Огюсте Конте.
- Контовская классификация наук.
- Социология в представлении Огюста Конта
- Социологические методы
- Социальная динамика
- Позитивная политика
- Место Огюста Конта в истории социологии.
- Список литературы
- Краткая биография об Огюсте Конте.
Огюст Конт (1798 – 1857) – основатель позитивизма и позитивной социологии.
Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. Поступил в Высшую
политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и
республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На
философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе
о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-
Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял
позитивное как органическое, определенное, точное.
Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное – противоположность химерическому.
2. Полезное – противоположность бесполезному.
3. Достоверное – противоположность сомнительному.
4. Точное – противоположность смутному.
5. Положительное – противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту – не разрушать, а организовывать.
Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию
человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную
республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он
был чужд как левому лагерю – бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам,
так и правому – монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка
и прогресса», но потерпел крах.
- Контовская классификация наук.
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному
числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно
еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при
котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым
законам физики.
Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основныхнаук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть
определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные
результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому
(от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от
простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные
науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является
наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла
раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно
связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как
опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является
систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из
предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук
Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и
конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые
применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая
абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5
абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и
социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются
наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет
позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология
вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об
обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он
переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это
переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а
необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным
исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным
феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от
описательной «социальной физики» — А. Кегле. Превращение социологии в
позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя
наступление позитивной стадии
человеческого ума и
Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу
науки над схоластикой и метафизикой.
- Социология в представлении Огю
ста Конта
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и
метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих
философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-
просветители), разумной воли индивидов.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как
совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной
жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в
состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность –
историчность. Поэтому Конт
уважительно относится к
рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая
цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые
управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на
мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она
впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других
абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить
исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.
Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей
человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим
согласием, характеризуемое
гармоническим
элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество
(цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные
поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном
процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,
целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к
общественной жизни.
Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных
элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,
вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных
комбинаций одних и тех же элементов.
- Социологические методы
Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности
импсризма – с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также
экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования
социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные
данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он
утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако
указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические
должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует
позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить
факты. Это – порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для
создания теории – наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со
сложностью приобретения
необходимой научной
исследователя от помех ненаучного характера – предрассудков, распространенных
мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы
предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми
понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только
наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и
культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков – все это
может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный
эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под
влиянием специально созданных для целей исследования условий.
Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование
патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных
потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный
организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь
лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии – это сравнительный
метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин,
Огюст Конт — Биография | История жизни
Огюст Конт был известным французским социальным философом. Благодаря своим учебным усилиям он внес большой вклад в область социальных наук. Он заложил основу социологии как дисциплины для научного изучения человеческого общества и поэтому известен как основатель современной социологии . Полное имя Огюста Конта было Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт .
Огюст Конт родился 19 января 1788 в Монпелье, Франция . Он начал свое начальное образование в Lycee Joffre , а затем продолжил учебу в University of Montpellier . В 1814, он поступил в Политехническую школу в Париже. Конт был блестящим учеником математики и естественных наук. Он также интересовался экономикой, историей и философией. Однако, поскольку Политехническая школа была закрыта ее властями для реструктуризации, Конт не мог продолжить свое образование. В 1817, он начал преподавать журналистику и математику в Париже, что позволило ему получать небольшой доход.
В 1817 году Конт встретил Анри де Сен-Симона , общественного мыслителя, которого сегодня помнят как одного из основателей социализма. Конт был глубоко вдохновлен идеями Сен-Симона. Он стал другом и секретарем Сен-Симона. Сен-Симон оказал глубокое влияние на идеи Конта, о чем свидетельствует сходство идей Конта и Сен-Симона в их опубликованных работах. Граф и Анри де Сен-Симон долгое время оставались друзьями, но в 1824 году их партнерство прекратилось из-за спора об авторстве совместной статьи.
В 1822 году Конт опубликовал том « Plan de Travaux Scientifiques necessaires pour reorganiser la Societe » («План научных исследований, необходимых для реорганизации общества»). В этом томе он выразил необходимость научного изучения общества. Конт родился и вырос в среде, где недавно созрела французская революция и начала расцветать промышленная революция. Он считал, что модернизирующееся общество может столкнуться с такими проблемами, как социальная дезинтеграция и моральное вырождение. Поэтому он считал, что общество необходимо изучать систематически, чтобы решить проблему модернизации общества и его перестройки.
В 1825 граф женился на Кэролайн Массин на гражданской свадьбе, однако их супружеские отношения не были счастливыми и, таким образом, позже закончились разводом.
В 1826 году Конт начал читать цикл лекций по своему знаменитому труду Курс позитивной философии , слушателями которого были известные французские ученые. Однако этот ряд был прерван внезапным психическим срывом Конта (церебральным кризисом) из-за переутомления и супружеских горестей. Он был госпитализирован для лечения. Ему пришлось продолжать лечение, периодически попадая в больницу. В 1829 г., он снова начал работать над Курсом позитивной философии и опубликовал его шесть томов в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 годах. В этих томах подчеркивался научный подход к исследованиям в социальных науках. Маркс считал, что, как и природные явления, социальные явления также можно изучать с использованием научного метода для получения достоверных научных знаний. Акцент на научном подходе к исследованиям в социальных науках (в его «Курсе позитивной философии») принес ему титул основатель позитивизма.
С 1830 по 184, он работал наставником и экзаменатором в Политехнической школе, но из-за разногласий с ее администратором был снят со своего поста в 1842 году. В том же году он расстался со своей женой Кэролайн Массин. после 17 лет совместной жизни.
В последующие годы своей жизни Конт зависел от друзей в плане финансовой поддержки. Среди них выделялся его близкий друг из Джон Стюарт Милль 9.0004, английский философ.
В 1844 граф влюбился в Клотильду де Во, французскую аристократку и писательницу. У обоих был романтический опыт друг с другом; однако Клотильда де Во умерла в том же году от туберкулеза. Смерть возлюбленной глубоко повлияла на стиль мышления Конта.
В 1846 , после смерти Клотильды де Во, граф превратился в квазирелигиозного философа. Он написал Систему позитивной политики 9.0004 . Он сформулировал свою теорию религии человечества , чтобы поразмышлять о религиозности, основанной на человечности, морали и разуме, как основе гармонии и порядка в современном обществе.
Граф умер от рака желудка 5 сентября 1857 года в Париже. Похоронен на известном кладбище Пер-Лашез.
Квартира, где Конт жил с 1841 по 1857 год, была законсервирована как «Дом Огюста Конта» , что означает «Дом Огюста Конта».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫ ОГЮСТА КОНТА
Основные теоретические вклады Огюста Конта в следующем:
- План научных исследований, необходимых для реорганизации общества
- Курс позитивной философии – позитивизм
- Классификации наук
- Закон трех стадий
- Религия человечества
Биография: Огюст Конт — верховный жрец человечества?
Весна 2003
Философия и идеи
Биография
Уилф Эй
Проторив первые борозды на поле новой философии, Огюст Конт оказал глубокое влияние на самых выдающихся философов 20 -го века. Его система была основана на фактах и учитывала человеческую гордость, жадность и зло. Тем не менее, это было также очень оптимистично и, казалось бы, практично. Конт пересмотрел представление человечества о своих возможностях и стремился разжечь в жизни пламя надежды, которое освободит людей от рабства суеверий.
Родившийся в роялистской римско-католической семье в Монпелье, Франция, в начале 1798 года, Конт оказался одаренным ребенком. В ранние годы он отличился в местной технической школе, но заработал репутацию бунтаря. Добившись некоторого успеха в Политехнической школе в Париже, его первой мечтой было преподавать в той же любимой школе. Однако его бунтарский дух лишил его этой цели, и из-за нехватки денег он устроился на работу частным репетитором. Впоследствии он надеялся начать новую жизнь в Соединенных Штатах, но и этот план не увенчался успехом.
В возрасте 19 лет он нашел должность личного секретаря графа Анри де Сен-Симона, чрезвычайно влиятельного французского философа, который предложил рассматривать изучение общества как науку. Глубоко тронутый риторикой Сен-Симона, Конт, который позже ввел термин социология , приступил к формализации своих собственных идей. В течение семи лет эти двое разделили заслугу в написании нескольких наводящих на размышления эссе, в которых можно увидеть черты того, что стало позитивизмом, отличительной философией науки, которую Конт ввел и поддерживал на протяжении всей оставшейся жизни.
К 1824 году Сен-Симон и Конт оказались в противоположных философских лагерях, и их пути разошлись. Граф женился на Кэролайн Массин в 1825 году, но брак был несчастливым, с самого начала характеризовавшимся насилием и разлуками. В течение нескольких лет он жил в нищете, по крайней мере, однажды пытаясь покончить жизнь самоубийством.
Между 1830 и 1842 годами, будучи фактически изгнанным из академических кругов, он написал свою самую важную работу — шеститомный « Cours de Philosophie Positive » (Курс позитивной философии ), в котором он развил свою радикальную теорию. Первоначально Конт настаивал на том, что научное мышление предпочтительнее мягкого принятия навязанных или унаследованных правил. Он выступал за то, чтобы к самой социологии относились как к научной дисциплине с твердыми, наблюдаемыми фактами и эмпирическими данными.
В это плодотворное время финансовое положение Конта оставалось нестабильным, хотя его психическое и эмоциональное состояние стало более стабильным. Но в 1842 году жена окончательно ушла от него.
В конце 1844 года граф нашел музу и покровительницу в Клотильде де Во, брошенной мужем. Клотильда настаивала на том, что, поскольку она все еще была официально замужем, их отношения никогда не могли быть физическими, но она сотрудничала с ним и поощряла его дальнейшее развитие своих идей. Хотя она умерла от чахотки примерно через год, Клотильда оказала основное влияние на развивающуюся философию Конта.
Когда он много лет назад писал эссе вместе с Сен-Симоном, зародышевой идеей было то, что все научные дисциплины пережили одинаковую историю, пройдя путь от знания, основанного только на мифологии, к знанию, рассчитанному и выведенному из реальных данных. Довольно бессердечно он назвал первые две стадии в этой трехступенчатой прогрессии теологической и метафизической (или абстрактной). Третью и последнюю стадию, которая, как полагал Конт, только начинала зарождаться, он назвал положительной.
На теологической стадии, утверждал он, человеческий разум стремится понять явления, которые он наблюдает, и довольствуется сверхъестественными объяснениями. На метафизической стадии разум признает, что действуют природные силы, но понимает их только в абстрактных терминах.
Со временем Конт стал презирать первую стадию, что очень соответствовало его собственному заявлению об атеизме в подростковом возрасте, и почти не уважал вторую, хотя считал, что обе стадии важны в том, что он считал эволюция человеческого разума. Он рассуждал, что знание бесполезно, если оно не выходит за рамки суеверия и не приводит к пониманию законов, управляющих тем, что мы наблюдаем и переживаем. Например, ребенку говорят не пытаться двигать тяжелый предмет: это теологическое знание. Когда ребенок становится старше, он узнает, что существует естественная сила, которая делает некоторые предметы тяжелыми: это метафизическое знание. Из фактов этой второй стадии ребенок, в конце концов, способен понять концепцию гравитации — закон, лежащий в основе рассматриваемого явления: это положительное знание.
Конт утверждал, что даже так называемые гуманитарные науки, такие как социология, подтверждают эту модель развития. Через глаза Клотильды он увидел социологию — особенно свой собственный бренд — не только как строгую науку, но и как инструмент для улучшения мира. Он предположил, что социальные проблемы можно решить с помощью масштабной позитивной политики.
Однако после смерти своей возлюбленной Клотильды Конт начал вести себя решительно ненаучно. Он стал неразрывно связан с мистицизмом и приступил к самопрописанному курсу «мозговой гигиены», в рамках которого он не позволял себе быть зараженным низшими идеями, выраженными другими лекторами и авторами.
Конт пришел к выводу, что конечной целью человечества является научиться поклоняться самому себе.
В 1849 году Конт приложил руку к реформе календаря, предложив 13-месячный год, каждый день которого был посвящен тому, кого он считал защитником человечества. Примерно в то же время он основал Позитивистское общество, которое существует до сих пор. Он пришел к выводу, что конечной целью человечества было научиться поклоняться самому себе. С этой целью он установил универсальную религию человечества и объявил себя ее верховным жрецом.
Его позитивистская теория превратилась в программу будущего человечества: он рассуждал о том, что беспомощные лидеры, устанавливающие правила, обеспечили, чтобы прошлое было усыпано войной, но что правильное мышление, как он его определял, в конечном итоге сметет такой конфликт. Тем не менее, несмотря на самоотверженные усилия Конта, человечество, похоже, не приблизилось к возвышенной цели совершенства.
Несмотря на то, что сегодня большинство социологов содрогаются от тоталитарной версии позитивизма Конта, его влияние по-прежнему велико.