Державин интересная биография: Биография Гавриила Державина — биография Державина Г.Р.

биография и творчество :: SYL.ru

Во второй половине 80-х годов и на протяжении всех девяностых люди были прекрасно знакомы с творчеством талантливейшего композитора и музыканта по имени Андрей Державин. На его счету целое множество как сольных песен и композиций, так и работ, которые он выполнил будучи участником музыкальной группы «Сталкер». С наступлением нового столетия Андрей Державин становится клавишником в группе «Машина времени», таким образом открывая второе дыхание в мире творчества и музыки. Что еще интересного на жизненном и творческом пути этого замечательного человека случалось?

Жизненный путь

Будущий музыкант родился в самой обыкновенной советской семье, в республике Коми, в городе Ухта 20 сентября 1963 года. Родители Дрежавина были далеки от музыки, но его отправили обучаться данному виду искусства. С самых ранних лет он делал огромные успехи в этой отрасли: не только отлично играл на фортепиано классический репертуар, но и сочинял свои первые мелодии. По окончании курса обучения игры на пианино, Андрей Державин берет в руки гитару и осваивает новый инструмент. Параллельно закончив общеобразовательную школу, юноша поступает в единственный в его родном городе институт — Индустриальный, где получает диплом о высшем образовании.

Начало творческого пути

В молодые годы биография Андрея Державина начала развиваться в творческом направлении. Со своим сокурсником Сергеем Костровым он организовал музыкальную группу под названием «Сталкер». Длительное время молодые люди исполняли исключительно инструментальную музыку, которую сами и сочиняли. Но примерно к 1985 году они поняли, что остаются в тени из-за того, что их песни попросту нельзя напеть и передать словами. Тогда было принято решение писать полноценные хиты, сочинять не только музыку, но и стихи. Место у микрофона досталось именно Державину, в то время как Костров аккомпанировал ему.

Первый взлет

Самые первые песни Андрея Державина и Сергея Кострова наивысшим баллом оценили в филармонии города Сыктывкара. Дирекция этого заведения организовала им в рамках концертной программы тур по городам Советского Союза, который принес парням небывалую славу. «Сталкер» был олицетворением поп-музыки середины 80-х годов. Композиции этой группы приходились по вкусу не только молодежи, но и более зрелому поколению. Такие песни, как «Звезды», «Анна, милая», «Я хочу дождя», «Твои глаза» и другие, стали хитами и звучали по всем радиостанциям.

В 1989 году группа «Сталкер» отправляется на гастроли в Москву. Там ребята знакомятся с Александром Кутиковым, который пишет песни для «Машины времени», и в ансамбле с ним записывают свои новые шлягеры. Параллельно идут съемки первых клипов Державина и Кострова, которые транслируются в передаче «Утренняя почта». Это видео на песни «Верю» и «Три недели». После столь громкой премьеры о «Сталкере» гудит уже вся страна.

Кульминация триумфа

Встречая новый, 1990, год, «Голубой огонек» представил публике новый хит под названием «Не плачь, Алиса». Андрей Державин, который написал эту песню, моментально стал популярным вместе со своим партнером Сергеем Костровым. Это был период небывалой славы и даже истерии, которая образовалась вокруг личности певца. Обезумевшие поклонницы караулили Андрея у его дома, у студии звукозаписи, просто на улице или возле машины.

С триумфом пришло и печальное известие: песня «Не плачь, Алиса» стала последней совместной работой Державина и Кострова. В 1992 году группа распалась и в последний раз выступила на концерте «Песня года» в 1993 году в знак памяти.

Начало сольной карьеры

В середине 90-х годов дороги Андрея и Сергея начинают расходиться. Костров занимается свои проектом под названием «Лолита», а Державин начинает сольную карьеру, становясь популярнейшим певцом того времени. В 1994 году он выпускает еще один хит под названием «Журавли», который также становится для него пропускным билетом в ряды судей на детском конкурсе «Утренняя звезда». Параллельно он выпускает еще несколько альбомов, среди которых «Лучшие песни», «Танцы на крыше» и «Сам по себе».

Самые популярные хиты

Работая на телевидении и одновременно занимаясь творчеством, Андрей Державин не устает поражать своих поклонников. Во второй половине 90-х годов он записывает такие хиты, как «Забудь обо мне», «В первый раз», «Веселые качели», «Та, которая уходит в дождь», «Наташа» и другие. Он сотрудничает с другими исполнителями: Аленой Апиной и Вячеславом Добрыниным. И записывает совместные песни: «Не забывайте друзей» и «Несколько часов любви».

Интересная подробность. В начале 90-х годов Дрежавин крепко сдружился с Игорем Тальковым. Увы, Андрей был на том злополучном концерте, в ходе которого Тальков погиб, поэтому сам лично тяжко переживал эту потерю. После смерти своего друга он всяческим помогал его семье — жене и сыну. В память об Игоре Державин однажды на своем сольном концерте исполнил его легендарную песню «Летний дождь».

Последний альбом

Творческая деятельность Андрея Дрежавина продолжается и в наше время. В 2016 году он покинул группу «Машина времени», где выступал долгие 16 лет в качестве клавишника. В этом же году он решил объединить свои лучше песни и сделать из них один легендарный альбом. Этот релиз вышел под названием «Избранное» и даже несмотря на то, что на дворе полным ходом процветает новый век, разлетелся моментально. В него вошли следующие популярные треки Андрея Державин: «Катя-Катерина», «Журавли», «Та, которая уходит в ночь», «Чужая свадьба», «Когда ты уйдешь», «Песня про брата» и, конечно же, «Не плачь, Алиса». Это хиты из разных времен, но все они полюбились людям очень сильно.

Ныне Державин уже не так активно принимает участие в телевизионной и творческой жизни, а больше времени уделяет своей семье.

Андрей Державин – биография, личная жизнь, фото, новости, «Сталкер», группа, концерты, певец, альбомы, жена 2021

Детство и юность

Знаменитый музыкант 90-х годов Андрей Державин родился в городе Ухте Республики Коми осенью 1963 года. В семье он был не единственным ребенком, через 8 лет после его рождения на свет появилась сестренка Наташа. Интересно, что Державины-старшие были родом не из Коми. Отец приехал на север с Южного Урала, а мать родилась в Саратовской области.

View this post on Instagram

A post shared by Андрей Державин (@andrey_derzhavin)

Андрей Державин в детстве с отцом
Родители, Владимир Дмитриевич и Галина Константиновна, были далеки от музыки, работали инженерами-геофизиками. Но они не препятствовали увлечению сына, который, едва поступив в музыкальную школу, стал делать успехи в искусстве. Особенно он любил сочинять музыку. Уже в подростковом возрасте Андрей начал выступать в составе школьных коллективов, а позднее — петь в ресторанах, зарабатывая творчеством первые деньги.

Однажды в заведение, где пел Державин, пришли родители, которые были недовольны тем, как сын проводит свободное время. Они хотели, чтобы юноша освоил серьезную профессию. Поэтому после окончания школы он поступил в единственный вуз города — Ухтинский индустриальный институт, где учился и Роман Абрамович.



Учёба

В 1970 году Андрей начал учёбу в обычной ухтинской средней школе. Помимо уроков принимал активное участие в спортивной жизни, занимался бегом, баскетболом, волейболом, бегал кроссы на лыжах. Спорт ему всегда нравился хотя бы потому, что можно было пропустить пару уроков, выступая за родную школу на городских соревнованиях.

Дополнительно Андрюша ходил на секцию борьбы, в советское время были очень хорошие тренера и давали отличную подготовку. Сейчас Андрей не может сказать о себе, что он активный спортсмен, каждый день ходить в тренажёрный зал у него не получается, но гимнастику делает регулярно и пару раз в неделю плавает в бассейне.

Кроме спортивной секции, Андрей занимался и в музыкальной школе по классу фортепиано. Помимо пианино он научился играть ещё и на гитаре, а в старших классах стал принимать участие в самодеятельных музыкальных группах.

После школы Андрей поступил в Ухтинский индустриальный институт, другого выбора перед парнем не стояло, так как это высшее учебное заведение было в городе единственным.

В институте Андрей учился вместе с известным ныне олигархом Романом Абрамовичем, между ними до сих пор сохранились хорошие приятельские отношения. По прошествии многих лет после получения дипломов они общаются. Однажды Роман даже прислал чартерный самолёт за Андреем Державиным и Евгением Маргулисом, чтобы они прилетели в Лондон на матч футбольной команды «Челси», президентом которой является Абрамович. После игры они все вместе отправились в ресторан, где Андрею довелось помузицировать на роскошном старинном белом рояле, на котором играет только Элтон Джон.

Начало карьеры

Во время учебы Андрей познакомился с Сергеем Костровым, вместе с которым основал музыкальную группу «Сталкер», названную в честь фильма Андрея Тарковского. Первая авторская композиция была записана дома у Державиных на старенький магнитофон, но прославила исполнителей на всю Коми.

Вскоре молодыми артистами заинтересовались в горкоме партии, но поскольку в их текстах не было ничего плохого с точки зрения идеологии, запрещать выступления не стали. Вместо этого их решили держать на виду, разрешили давать концерты в местном молодежном центре. Музыканты собирали полные залы.

В 1986 году состоялась презентация дебютного альбома «Звезды», куда вошел одноименный хит. Сборник был настолько успешным, что исполнителей пригласили на работу в республиканскую филармонию. В рамках гастрольных туров группа «Сталкер» объездила половину Советского Союза. Они исполняли преимущественно танцевальные песни, которые были популярны у молодежи.

View this post on Instagram

A post shared by Андрей Державин (@andrey_derzhavin)

Андрей Державин в молодости
Спустя годы активных выступлений Костров и Державин решились на переезд в Москву. Там, на студии своего друга Александра Кутикова, композитора группы «Машина времени», они записывали песни для новых сборников.

В новогодние праздники 1990 года телевизионный эфир главного канала страны буквально разорвал музыкальный хит «Не плачь, Алиса!», после чего лидер «Сталкера» стал звездой. Поклонницы караулили певца повсюду: на выходе из дома, около музыкальной студии «Синтез».

Полюбилась слушателями и композиция «Первые цветы», с которой участники группы выступили на «Песне года». Но вскоре после этого они решили прекратить совместную деятельность. Державин начал сольную карьеру.

Сольная карьера

Распрощавшись со «Сталкером», артист продолжил радовать поклонников новыми песнями, вошедшими в его дебютный сольный альбом «Лучшие песни». Украшением сборника стала композиция «Чужая свадьба», строки из которой годы спустя зазвучали в телевизионном шоу «Четыре свадьбы».

Андрей Державин — «Не плачь, Алиса!»

Понравилась слушателям и музыкальные произведения «Песня про брата» и «Забудь обо мне». В 1995 году Андрей выступил на конкурсе «Песня года», где исполнил очередной хит — «Журавли». В дальнейшем он регулярно обновлял дискографию новыми альбомами, среди которых «Сам по себе» и «Разное и дорогое». Он снимал клипы и сотрудничал со звездами эстрады, записал треки с Аленой Апиной и Вячеславом Добрыниным.

Лучшие песни

В начале 90-х Андрея Державина приглашают в журнал «Комсомольская жизнь» на должность музыкального редактора, а также на должность ведущего популярной музыкальной программы Центрального телевидения «Шире круг». Постепенно дороги друзей расходятся в разные стороны. Сергей Костров начинает заниматься своим проектом «Лолита», а Андрей Державин уходит в сольную карьеру. Он становится одним из популярных певцов эстрады того времени.


Андрей Державин в молодости | ВК

В последующий год после распада группы «Сталкер» Державин на одном дыхании подряд пишет свои лучшие песни «Чужая свадьба», «Брат» и получает за их исполнение очередную награду конкурса «Песня года-94». Популярный альбом певца «Лирические песни» раскупается очень быстро.

Многим поклонникам полюбилась также музыкальная композиция этого сборника «Журавли». Параллельно с творчеством Андрея приглашают в качестве одного из судей в популярный на тот момент конкурс юных исполнителей «Утренняя звезда».

В 90-е годы артист много ездит с гастролями, записывается на студии и на телевидении. За это время он создает 4 сольных альбома, 20 песен из которых стали хитами эпохи. Это такие композиции, как «Забудь обо мне», «Катя-Катерина», «В первый раз», «Веселые качели», «Наташа», «Та, которая уходит в дождь». Вместе с популярными исполнителями того времени, Аленой Апиной и Вячеславом Добрыниным, он создает песни «Несколько часов любви» и «Не забывайте друзей».

Памяти Игоря Талькова

В начале 90-х годов у знаменитости завязалась близкая дружба с талантливым музыкантом и поэтом своего времени Игорем Тальковым. После того как друга застрелили на концерте, на котором Андрей был в числе выступающих, он занялся организацией похорон. Позднее Державин взял на себя заботу о жене и сыне погибшего артиста, поддерживал морально и по возможности помогал материально.

В 1994 году Державин в память о дружбе с Тальковым исполнил его песню «Летний дождь», которая снискала популярность у поклонников. Он также снялся в документальном фильме об Игоре под названием «Я вернусь…».

Работа в журнале и на телевидении

С приходом небывалой популярности на Державина посыпались и другие интересные предложения. В начале девяностых он занимает должность музыкального редактора в журнале «Комсомольская жизнь». Потом он появляется в роли ведущего программы «Шире круг» на Центральном телевидении. Также он становится членом жюри популярной детской программы-конкурса «Утренняя звезда».

Аттестат музыкальной школы позволяет ему отлично разбираться во многих нюансах исполнительского искусства, поэтому он отлично справлялся со своими обязанностями, которые получил в описанных выше проектах.

«Машина времени»

В 2000 году участники «Машины времени» искали себе клавишника и предложили попробовать себя в этой роли Андрею. Недолго думая, он согласился. Ему предстояло разучить 36 песен за две недели, но вместо этого артист потратил три дня. Большинство музыкант знал на слух, другие осваивал по записям. В итоге выступление прошло удачно.

Концерты группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ» в Украине 2021 г.! 17,18 окт (пн,вт) — Львов, Оперный театр; 20 окт (чт) — Одесса,…
Posted by Konstantin D Concert Agency on Monday, April 18, 2016

Андрей Державин и группа «Машина времени»
С того момента Державин начал насыщенную гастрольную жизнь в качестве инструменталиста популярного коллектива. Он участвовал в записях 10 альбомов «Машины времени», но постоянно слышал от журналистов вопрос о планах на продолжение сольной карьеры. Это привело к тому, что пути с группой разошлись. Андрей Владимирович решил вновь стать вокалистом.

Интересные факты о Державине

  1. В начале 1990-х годов он некоторое время работал в качестве музыкального редактора журнала «Комсомольская жизнь», который позднее стал именоваться как «Пульс».
  2. Чтобы купить у приезжих музыкантов синтезатор, Державину пришлось не только заплатить крупную сумму денег, но и отдать свою теплую куртку-аляску. Сам же юноша пошел потом в мороз под – 40 в одном свитере, зато с заветным синтезатором «MOOG» для группы.
  3. Мало кто знает, что песня «Наташа» появилась после того, как Андрей и его друг Сергей Костров отдыхали на море с женами. В один из вечеров Сергей предложил своей супруге Наташе: «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина…». Так и родилась первая строчка из припева, после чего музыканты придумали и записали всю песню. В клипе на эту композицию снимались многие известные Наташи: Крачковская, Егорова, Гвоздикова, Селезнёва и другие.
  4. В Индустриальном институте города Ухты вместе с певцом учился также и Роман Абрамович, с которым он и по сей день остался в хороших приятельских отношениях.
  5. После того, как Андрей стал клавишником группы «Машина времени», он сменил амплуа, лишившись густой шевелюры. По признанию самого артиста, это было совершенно импульсивное решение. Побрив голову, он ощутил большие преимущества от этого и элементарные удобства.

Возрождение группы «Сталкер»

Идея возобновления деятельности группы появилась у знаменитости еще в 2021 году. Но понадобилось время на проработку программы и поиск музыкантов. Андрей Владимирович задумал осовременить старые хиты, чтобы сохранить звучание эпохи 80–90-х, но сделать его более качественным.

Возрождение группы ознаменовалось переходом к новому имиджу. Певец появился на публике похудевшим и побритым налысо, что сперва вызвало у поклонников тревогу. Они подумали, что их кумир заболел. Но исполнитель поспешил успокоить их, заявив, что просто чувствует себя комфортнее в таком образе.

Андрей Державин и гр. Сталкер
Posted by Родионов Александр on Thursday, October 7, 2021

Андрей Державин и группа «Сталкер»
В итоге первое выступление коллектива состоялось только весной 2019 года. Артисты посетили крупнейшие города России, после чего отправились на гастроли за границу. Их с радостью встречали поклонницы из Германии и Беларуси.

Следующий год ознаменовался презентацией нового сингла под названием «Связь». Он был написан на стихи Солы Моновой, но с отредактированным текстом. В интервью Державин рассказал, что посыл композиции как никогда актуален в эпоху пандемии коронавируса.

Последние новости

В 2021 году стало известно о том, что Державин выбыл из группы «Машина времени», после чего все время отдает возрождению и развитию своей первой группы «Сталкер». В 2021 году участники коллектива продолжают гастролировать по многим городам России, чтобы поклонники смогли вспомнить их и послушать любимые хиты. Группа создала свой сайт и выступила в некоторых шоу на телевидение и радио. Многие слушатели уже успели оценить концертные программы коллектива, благодаря чему оставили восторженные комментарии. Спустя 25 лет они также получают удовольствие от любимых хитов «Сталкера», отмечая отличный вокал 54-летнего певца. Группа исполняет не только старые песни, но и записывает новые композиции.

Личная жизнь

Свою единственную любовь Елену Шахутдинову Андрей Владимирович встретил еще в школьные годы. Он даже выступил на выпускном вечере возлюбленной, но покорить ее не удалось. Они сблизились только во время учебы в институте и вскоре расписались.

Posted by Анастасия Королева on Wednesday, November 3, 2021

Андрей Державин с женой и сыном

В браке родились двое детей. В 1986 году — первенец Владислав, спустя почти 20 лет — дочка Анюта. Сын знаменитости тоже связал судьбу с музыкой. Его личная жизнь сложилась удачно, он осчастливил отца рождением троих внуков — Алисы, Герасима и Маргариты.

Сейчас семью артиста можно считать эталоном верности и любви. Андрей Владимирович считает, что это все благодаря мудрости его жены. Она никогда не ревновала мужа к поклонницам, не устраивала ему истерик и громких сцен, а поддерживала и вдохновляла на протяжении всего творческого пути.

Композитор

В 2003 году Державин написал музыкальное сопровождение к фильму «Танцор». А спустя два года из-под его легкой руки появилась музыка к 19-й и 20-й сериям мультфильма «Ну, погоди!». В 2007 году музыкант написал мелодии к фильму Александра Абдулова «Лузер». А в 2009 году была выпущена мелодия к картине режиссера Алексея Пиманова «Цыганки». Спустя год Андрей написал музыку к ленте Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Женить Миллионера». В том же году он создал музыку к мультфильму Анатолия Резникова «Приключения Котенка и его Друзей». 7 лет до 2012 года Державин писал музыку к мультипликационному сериалу «Удивительные приключения Хомы».

Дискография

  • 1986 — «Звезды»
  • 1988 — «Новости из первых рук»
  • 1989 — «Жизнь в придуманном мире»
  • 1991 — «Не плачь, Алиса!»
  • 1994 — «Лучшие песни»
  • 1996 — «Сам по себе»
  • 1996 — «Танцы на крыше»
  • 1998, 2001 — «7+1»
  • 2007 — «Продолжение следует»
  • 2009 — «Письма»

С группой «Машина Времени»

  • 2001 — «Место где свет»
  • 2004 — «Машинально»
  • 2004 — «Неизданное 2»
  • 2005 — Kremlin Rocks!
  • 2007 — «Time Machine»
  • 2009 — «Машины не парковать»
  • 2009 — «Машинопись»
  • 2010 — «День 14810-й»
  • 2016 — «Вы»

Взгляды Андрея Державина, политическая позиция

Как сообщает в биографии Державина Википедия, в 1996 году Андрей принимал участие в кампании «Голосуй или проиграешь» в поддержку переизбрания на второй срок Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на Украине и в Крыму.

Ходили слухи, что из-за политики Андрей Державин поссорился с Андреем Макаревичем. В ноябре 2017-го Державин не поехал на гастроли с группой «Машина времени» на Украину. Однако Андрей Макаревич это опровергал: «Державин не едет на Украину совершенно по другим причинам. Меня его отношение к Украине совершенно не волнует». В октябре 2021 года Андрея Державина внесли в базу скандального украинского сайта «Миротворец».

9780299224202: Державин: Биография (Издания Висконсинского центра пушкиноведения) — Ходасевич, Владислав: 0299224201

Русский поэт, военный и государственный деятель Гавриил Державин (1743–1816) жил в эпоху великих перемен в России — имперскую экспансия, крестьянские бунты, война с Турцией и борьба с Наполеоном — и он служил трем царям, в том числе Екатерине Великой. Здесь в своем первом английском переводе представлена ​​мастерская биография Державина, написанная другим известным русским литератором, Владиславом Ходасевичем. Державин занимал положение в центре русской жизни, объединяя гражданское служение с поэтическим вдохновением и создавая творчество, которое по своей сути прославляло триумфы России и ее правителей, в частности Екатерины Великой. Его биограф Ходасевич, напротив, уехал из России в 1922, не выдержав все более репрессивного режима Советов. Для Ходасевича, чьи лирические поэмы были столь же обыденны по своей направленности, сколь грандиозны оды Державина, эта биография была в некотором смысле новым открытием утраченной и идиллической эпохи, периода, когда можно было стремиться к вершинам художественного творчества, еще занимая центральную роль в российском обществе. Ходасевич пишет с юмором, умом и пониманием, и его работа является памятником последних трех столетий русской истории, проницательным взглядом на прошлое России, а также ее настоящее и будущее.


«Легкий повествовательный штрих Ходасевича (в переводе Бринтлингера) придает биографии романистический характер, делая ее подлинным проявлением силы. Все студенты и ученые – историки, литературоведы, поэзия, биографии – найдут здесь что-то интересное». — Выбор

«Синопсис» может принадлежать другому изданию этого названия.

Об авторе:

Владислав Ходасевич (1886–1939), названный Владимиром Набоковым (в 1939 г.) «величайшим русским поэтом, которого когда-либо произвел ХХ век», был также выдающимся мемуаристом и биографом. Анджела Бринтлингер — доцент кафедры славянских языков и литературы в Университете штата Огайо. Она автор

Написание полезного прошлого: русская литературная культура 1917–1937 и соредактор Безумие и безумие в русской культуре .

Рецензия:

«Ходасевич, сам крупный поэт и блестящий литературовед и критик, создал произведение, которое в реальном смысле показывает, каково было видеть буйный русский мир восемнадцатого века глазами Державина. ”—Дэвид М. Бетеа, Университет Висконсин-Мэдисон, редактор серии

«Ходасевич не только возвышает поэзию Державина, но и дает надежду поколению русских художников, которые были вынуждены творить в сходных исторических обстоятельствах. . . . Превосходный перевод Бринтлингер оказывает читателю на английском языке настоящую услугу, возрождая к жизни важного автора, и в то же время голосом того же автора она напоминает читателям о значении его достижений» — Джон Эллисон, 9 лет.0004 Славянско-Восточно-Европейский журнал

«Об этом заглавии» может принадлежать другому изданию этого заглавия.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 — 04.04.1822) — Биография, интересные факты, известные произведения

Левицкий Дмитрий Григорьевич (май 1735, Киев — 4 (16) апреля 1822, Санкт-Петербург) — русский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известных лиц Российского государства, в том числе императрицы Екатерины II и «Малого двора» (в Петербурге так называли двор царевича Павла), академик, руководитель портретного класс в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс».

Черты художника Дмитрия Левицкого. Блестящий талант позволил Левицкому обогатить сложившиеся в XVIII веке в России традиции живописи, расширив рамки классицизма и привнеся в изобразительное искусство живую непосредственность и естественность (как это сделал Державин в литературе). Начиная с ранних работ, Левицкий предстает первоклассным мастером парадного портрета («Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова»), умеющим найти выразительную позу и жест, уловить природную прелесть портрета, виртуозно передать материальную красоту. и фактуры предметов, сочетают высокую интенсивность цветов с гармоничным тональным единством. В камерных портретах Дмитрия Левицкого («Портрет Павла Демидова», «Портрет Е.А.Бакуниной» и др.) появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Подобно английскому современнику и коллеге Томасу Гейнсборо, Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный фон, «подсвеченный» изнутри, он также внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям своих персонажей и своих героинь (Мария Дьякова, Урсула Мнишек, смолянские девушки ) если не всегда безукоризненно красивы, то всегда неповторимы.

Известные картины Дмитрия Левицкого: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е.Н. Хрущев и Е.Н. Хованская («Смолянка»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И. Новиков, портрет Дени Дидро.

Левицкий, лучший русский портретист 18 века, уже в 19 веке был совершенно забыт. Собственный ученик Кипренского затмил его славу еще при жизни Левицкого. А с появлением Перова, Крамского и Репина любой портрет екатерининской эпохи казался неоправданно пафосным и безнадежно старомодным. Лишь в начале ХХ века Александр Бенуа извлек из забвения имя Левицкого. Он был убежден и сумел убедить других, что во всем европейском искусстве эпохи Просвещения Левицкий мог бы виртуозно поспорить разве что с немцем Антоном Граффом (и то сомнительно) и англичанином Томасом Гейнсборо.

Дмитрий Левицкий происходил из украинского дворянско-священнического рода. Его предки с «гоголевской» фамилией Нос в XVII веке переселились из Правобережной Украины под Полтаву. Григорий Кириллович, отец Левицкого, был образованным священником. Увлекался живописью и гравюрой, даже ходил брать уроки «к немцам», стал первым учителем Дмитрия. Еще две важные вещи отец сделал для сына и его будущего: поселился в Киеве и сменил забавную фамилию «Нос» на мелодичный «Левицкий».

Киев начала и середины XVIII века, пронизанный западноевропейскими культурными влияниями, был местом куда более образованным, чем обе русские столицы. Именно с вращением в богатой культурной среде и обучением в Киевской духовной академии, «этой русской Сорбонне», Бенуа связывает появление такого удивительного таланта, как Левицкий.

В начале 1750-х годов в Киев приехал живописец. Алексей Антропов. Он должен был расписать только что построенную по проекту Растрелли церковь Андрея Первозванного. Левицкий стал ассистировать Антропову. По окончании работы репетитор забрал его с собой в Москву — там тоже была работа по украшению церквей.

Просмотры Антропов воткнул очень оригинально. Например, он отчаянно презирал только что созданную Художественную Академию за то, что она «портит» таланты и иссушает индивидуальность. Левицкого, во всяком случае, Антропов не приказывал там учиться. Левицкий ограничивался частными уроками у проспектиста и сценографа Джузеппе Валериани и живописца Луи Жана-Франсуа Лагрена, учился, в свою очередь, у Ван Лоо, придворного живописца Людовика XV.

Первую славу Левицкому принесли 6 картин, представленных на ежегодной академической выставке в 1770-х гг. Из 6 картин сохранились только 3, в том числе знаменитый портрет архитектора Кокоринова. За него Левицкий был удостоен звания академика.

Вот так относительно легко малороссийский самородок вошел в культурную элиту Петербурга. Его стали приглашать писать выпускницы Смольного института благородных девиц, изображать екатерининских дворян и кинофрейлин. Левицкий был лишен раболепства перед образцом своего современника Рокотова, чужд сентиментальности младшего коллеги-Боровиковского. Его техника превосходна, а техника рисования необычна и свежа. Естественно, что он достиг высшей ступени художественной иерархии — ему было позволено писать портреты самой императрицы.

В последней четверти XVIII века Левицкий окончательно поселяется в Петербурге. Он счастлив в браке, его дом на Васильевском острове славится своим гостеприимством. Богданович и Хемницер, Капнист и Державин — образованнейшие люди своего времени.

Одним из близких друзей Левицкого был просветитель Николай Новиков. Теоретические идеи Просвещения он реализовал на практике: открыл типографию, библиотеки в Москве, открыл книжные магазины в 16 городах России. Однако «просвещенная императрица» нашла повод посадить Новикова в Шбиссельбургскую крепость: в 1770-х годах он примкнул к масонам и активно критиковал крепостничество. По смерти Екатерины, в первый же день своего восшествия на престол, Павел I освободит Новикова. «Портрет Н.И. Новикова», хранящаяся в Третьяковской галерее, написанная Левицким вскоре после освобождения. С большой психологической точностью художник изображает больного и измученного человека, но не сломленного, не брошенного ценных для него идей.

Новиков поручился за Левицкого, когда тот решил вступить в масоны. В 1800 году видный каменщик Александр Лабзин как раз установил ложу «Умирающий сфинкс». Туда же были взяты Боровиковский и Левицкий, а портретист Рокотов, кстати, стал масоном намного раньше: среди «вольных каменщиков» существовала традиция заказывать портреты «братьев», поэтому живописцев принимали в масоны с особым рвением .

Левицкий тоже напишет несколько крупных масонов. Портрет той же Лабзиной кисти Боровиковского сохранился, а вот кисти Левицкого — нет. Это, пожалуй, символично. Боровиковский до конца остался верен масонству. В Левицком, очевидно, взыграл украинский прагматизм: он не только порвал с масонами, но и впоследствии всячески избегал мистицизма, процветавшего при дворе Александра I.

«Некая инстинктивная ирония», по замечательной формуле Бенуа, руководила художником и в жизни, и в искусстве. В творчестве Левицкий удачно проскальзывал между Сциллой барочной избыточности и Харибдой классической строгости. Он был важнее изображаемого лица, чем его государевые заслуги.

Портреты Суворова и Голенищевой-Кутузова, Воронцова и Потемкина принимают не позы и торжественность антуража, а выражение индивидуальности, «Лица с неродовым выражением». Левицкий проживет долгую жизнь. Однако к началу нового века время его славы и возвышения осталось позади.

О полузабытом старении Левицкий вдруг вспомнил в 1807-м. Мотивируя тем, что «пенсия у него очень скудная», а «упражнения и познания весьма обширны», художник был приглашен преподавать в Академию художеств, где когда-то, в 1780-х годах, уже вел портретный класс. . Тогда среди его учеников действительно родился настоящий бриллиант — Орест Кипренский.

Константин Паустовский в очерке о Кипренском приводит интереснейшие факты о своем учителе Левицком: «Левицкий, тогда хитрый и добродушный украинец, создавший блестящие портреты господ и дам екатерининской эпохи, властвовал над умами художники. Все старались подражать золотистому теплому тону его картин. Юные художники улавливали этот тон и учились везде — в пыльных классах Академии, когда заходящее солнце бросало на паркет косые лучи, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалей, в зрачках красавиц, обворожительных с пламя свечи. На последних картинах Левицкого исчез золотистый тон. Ему на смену пришли фиолетово-малиновые – холодные и старческие тона.

Последнее, «старческое», его десятилетие было печальным. Известно, что Левицкий практически слеп. Советское искусствоведение утверждало, что художник бросил писать, потому что погрузился в тяжелейшее религиозное мракобесие. Однако для такого вывода недостаточно данных: вся теория строится на одном-единственном мемуарном свидетельстве человека, который якобы видел, как Лефицкий ползал на четвереньках к алтарю, чтобы причаститься.

Во всяком случае, траектория судьбы художника сложилась так, что время собственного триумфа он пережил надолго. Полвека Левицкий жил в Петербурге, на Васильевском острове. Как бы ни было плохо, одиноко и порой холодно в Северной Пальмире, он не решался вернуться ни в уютную и всем известную Москву, ни на малую родину в Киев. Но екатерининская эпоха великих свершений, к которой в полной мере был причастен и сам Левицкий, с грохотом на глазах канула в лету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *