Токвиль А. де. Демократия в Америке. Оглавление.
Токвиль А. де. Демократия в Америке. Оглавление.
|
||||
каталог |
Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992. – 554 с., 16 с. илл
ISBN 5-01-002-688-0
Книга французского государственного деятеля, историка и литератора Алексиса де Токвиля (1805–1859) – выдающееся сочинение из большого числа тех, что написаны европейскими путешественниками об Америке.
ББК 63.3(7 США)
Перевод В.Т. Олейника, Е.П. Орловой, И.А. Малаховой, И.Э. Иванян, Б.Н. Ворожцова
Комментарии к. ф. н. В.Т. Олейника
Научные консультанты д. ф. н. А.Н. Николюкин и д. ф. н. А.С. Мулярчик
Редактор Е.Ю. Леонова
Художник В.К. Бисенгалиев
Издание осуществлено при содействии Информационного агентства США (USIA)
© Перевод на русский язык, комментарии и художественное оформление издательство “Прогресс”, 1992.
Работа над электронной версией завершена в мае 2010 г.
Выражаем благодарность Анатолию Михайловичу Ушкову, предоставившему для подготовки электронной версии книгу из личной библиотеки
* * * |
Для удобства читателей примечания автора и комментарии связаны гиперссылками
с соответствующими фрагментами основного текста
ОГЛАВЛЕНИЕ
Гарольд Дж. Ласки. Предисловие. Перевод Е.П. Орловой и И.А. Малаховой
Предисловие автора к Двенадцатому французскому изданию. Перевод В.Т. Олейника
КНИГА ПЕРВАЯ
Введение. Перевод В.Т. Олейника
Часть первая
Перевод И.Э. Иванян
Глава I.
Внешние очертания Северной Америки
Глава II.
Происхождение англоамериканцев и как оно сказалось на их будущем
Причины некоторых особенностей англоамериканских законов и обычаев
Глава III.
Общественный строй англоамериканцев
Основополагающая особенность общественного строя англоамериканцев – это его сугубо демократическое начало
Влияние англоамериканского общественного строя на политическую жизнь страны
Глава IV.
О принципе народовластия в Америке
Глава V.
Необходимость изучить происходящее в отдельных штатах, прежде чем перейти к описанию управления всем Союзом
Общинная система в Америке
Размеры общины
Общинные власти в Новой Англии
Жизнь общины
Общинный дух в Новой Англии
Об округе в Новой Англии
Об управлении в Новой Англии
Размышления об управлении Соединенными Штатами
О штате
Законодательная власть штата
Об исполнительной власти штата
Политические последствия децентрализации исполнительной власти в Соединенных Штатах
Глава VI.
Судебная власть в Соединенных Штатах и ее влияние на политическое устройство общества
Прочие права, предоставленные американским судьям
Глава VII.
О политической юстиции в Соединенных Штатах
Глава VIII.
О федеральной конституции
История федеральной конституции
Общие черты федеральной конституции
Прерогативы федерального правительства
Федеральные власти
Законодательная власть
Прочие различия между сенатом и палатой представителей
Исполнительная власть
В чем положение президента Соединенных Штатов отличается от положения конституционного монарха во Франции
Случайные обстоятельства, способные усилить влияние исполнительной власти
Почему президент Соединенных Штатов для исполнения своих обязанностей не нуждается в поддержке большинства сенаторов и членов палаты представителей
Избрание президента
Процедура выборов
Кризисная ситуация во время выборов
Переизбрание президента
Федеральные суды
Способ определения сферы компетенции федеральных судов
Различные дела, относящиеся к федеральной юрисдикции
Судопроизводство в федеральных судах
Важное место, занимаемое Верховным судом среди высших государственных органов
В чем состоит превосходство федеральной конституции над конституциями штатов
Отличие Конституции Соединенных Штатов Америки от всех прочих федеральных конституций
Преимущества федеративной системы вообще и ее особое значение для Америки
Причины, по которым система федеративного устройства не может быть введена у всех народов, а также причины, побудившие англоамериканцев принять эту систему
Часть вторая
Перевод И.
Л. Малаховой (гл. I–VIII) и Е.Л. Орловой (гл. IX–X)
Глава I.
На чем основывается утверждение, что в Соединенных Штатах страной управляет народ
Глава II.
О партиях в Соединенных Штатах
Что осталось от аристократической партии в Соединенных Штатах
Глава III.
О свободе печати в Соединенных Штатах
Глава IV.
О политических объединениях в Соединенных Штатах
Глава V.
О демократическом правительстве в Америке
О всеобщем избирательном праве
О решениях народа и особенностях американской демократии, отражающихся в этих решениях
О причинах, могущих в какой-то степени смягчить те черты демократии, о которых я говорил выше
О влиянии американской демократии на избирательные законы
Государственные чиновники при американской демократии
О правах блюстителей закона при полновластии демократии в Америке
Административная нестабильность в Соединенных Штатах
Государственные налоги при демократическом правлении в Америке
Каким образом демократическое правительство Америки устанавливает жалованье государственным чиновникам
Трудности, связанные с определением причин, склоняющих американское правительство к экономии
Можно ли сравнивать государственные расходы в Соединенных Штатах Америки и во Франции
О коррупции и пороках правителей при демократии.
Как это влияет на уровень нравственности в обществеНа какие усилия способна демократия
О том, как власть американской демократии влияет на самое себя
О том, как американская демократия проводит внешнюю политику
Глава VI.
Реальные преимущества демократической формы правления для американского общества
Общая направленность законов демократической власти в Америке и свойства тех, кто проводит их в жизнь
Общественные настроения в Соединенных Штатах
О понятии прав в Соединенных Штатах
Уважение закона в Соединенных Штатах
Активная деятельность политических властей всех уровней в Соединенных Штатах. Ее воздействие на общество
Глава VII.
О всевластии большинства в Соединенных Штатах и о его последствиях
Всесилие большинства в Америке усиливает непоследовательность в законодательстве и управлении, свойственную всем демократическим государствам
Произвол большинства
Всесилие большинства ведет к произволу в деятельности американских государственных служащих
О том, как большинство в Соединенных Штатах властвует над мыслью
Как безраздельная власть большинства отражается на американском национальном характере.
О придворном духе в Соединенных ШтатахВсесилие большинства таит в себе самую большую опасность для американских республик
Глава VIII.
Что сдерживает тиранию большинства в Соединенных Штатах
Отсутствие административной централизации
О законности в Соединенных Штатах и как она служит противовесом демократии
Суд присяжных в Соединенных Штатах как политическое учреждение
Глава IX.
Об основных причинах, способствующих существованию демократической республики в Соединенных Штатах
Роль случая и Божественного промысла в поддержании демократической республики в Соединенных Штатах
О том, как законы влияют на поддержание демократической республики в Соединенных Штатах
О том, как нравы влияют на поддержание демократической республики в Соединенных Штатах
О религии как политическом институте. Ее значительная роль в упрочении демократической республики в Соединенных Штатах
Косвенное влияние религиозных верований на политическую жизнь в Соединенных Штатах
Об основных причинах могущества религии в Америке
Как просвещение, привычки и практический опыт американцев способствуют процветанию демократических институтов
О том, что законы лучше, чем природные условия, служат укреплению демократической республики в Соединенных Штатах, а нравы еще более важны, чем законы
Могли бы законы и нравы обеспечить существование демократических институтов не только в Америке, но и в других странах?
Значение вышесказанного для Европы
Глава X.
Некоторые соображения по поводу современного состояния и возможного будущего трех рас, населяющих территорию Соединенных Штатов
Современное состояние и возможное будущее индейских племен, живущих на территории Союза
Место черной расы в Соединенных Штатах; чем ее присутствие грозит белым
Каковы шансы на долговечность американского Союза? Какие опасности ему угрожают?
Республиканские институты в Соединенных Штатах; какова вероятность их длительного существования?
Некоторые замечания о причинах торгового могущества Соединенных Штатов
Заключение
КНИГА ВТОРАЯ
К читателю. Перевод В.Т. Олейника
Часть первая
Влияние демократии на интеллектуальную жизнь в Соединенных Штатах
Перевод В.Т. Олейника
Глава I.
О философском мышлении американцев
Глава II.
Об основном источнике взглядов и убеждений, присущих демократическим народам
Глава III.
Почему американцы обнаруживают большую способность и склонность к общим идеям, чем их английские предки
Глава IV.
Почему американцы не относятся с той же страстностью, что и французы, к общим идеям политического содержания
Глава V.
Каким образом в Соединенных Штатах религия использует демократические институты
Глава VI.
Об успехах католицизма в Соединенных Штатах
Глава VII.
О том, что заставляет сознание демократических народов тяготеть к пантеизму
Глава VIII.
Каким образом равенство наводит американцев на мысль о возможности беспредельного совершенствования человека
Глава IX.
Почему пример американцев не доказывает справедливости утверждения, что демократический народ не может обладать способностью и склонностью к занятиям науками, литературой и искусством
Глава X.
Почему американцы больше интересуются практическим применением науки, а не ее теоретическими аспектами
Глава XI.
С какой целью американцы занимаются искусством
Глава XII.
Почему американцы одновременно возводят такие маленькие и такие огромные сооружения
Глава XIII.
Литературная жизнь в века демократии
Глава XIV.
Литературное производство
Глава XV.
Почему изучение древнегреческой и древнеримской литератур особенно полезно для демократического общества
Глава XVI.
Каким образом американская демократия видоизменила английский язык
Глава XVII.
О некоторых источниках поэзии у демократических наций
Глава XVIII.
Почему американские писатели и ораторы часто бывают напыщенными
Глава XIX.
Некоторые размышления о театральной жизни демократических народов
Глава XX.
О некоторых специфических особенностях, свойственных историкам демократических времен
Глава XXI.
О парламентском красноречии в Соединенных Штатах
Часть вторая
Влияние демократии на чувства американцев
Перевод В.Т. Олейника
Глава I.
Почему демократические народы с большим пылом и постоянством любят равенство, чем свободу
Глава II.
Об индивидуализме в демократических странах
Глава III.
В чем причина того, что в конце демократической революции индивидуализм проявляется значительно сильнее, чем в любую другую эпоху
Глава IV.
Как американцы борются против индивидуализма с помощью свободных институтов
Глава V.
О роли объединений в общественной жизни американцев
Глава VI.
Взаимосвязь ассоциаций и периодической печати
Глава VII.
Отношения между гражданскими и политическими ассоциациями
Глава VIII.
Как американцы противоборствуют индивидуализму с помощью учения о правильно понимаемом интересе
Глава IX.
Каким образом американцы применяют учение о правильно понимаемом интересе в области религии
Глава Х.
О страсти американцев к материальному благополучию
Глава XI.
О тех специфических последствиях, которые порождаются любовью к физическим удовольствиям в демократические времена
Глава XII.
Почему отдельные американцы демонстрируют столь экзальтированную духовность
Глава XIII.
Почему процветающие американцы столь неугомонны
Глава XIV.
Каким образом у американцев страсть к материальным благам сочетается с любовью к свободе и вниманием к общественным делам
Глава XV.
Каким образом религиозные убеждения время от времени привлекают американцев к радостям духовной жизни
Глава XVI.
Каким образом чрезмерная любовь к благосостоянию может вредить этому благосостоянию
Глава XVII.
Почему во времена равенства и религиозных сомнений человеческую деятельность необходимо направлять на очень отдаленные цели
Глава XVIII.
Почему американцы с уважением относятся ко всем честным профессиям
Глава XIX.
Что делает индустриальные профессии привлекательными почти для всех американцев
Глава XX.
Каким образом промышленность может порождать аристократию
Часть третья
Влияние демократии на нравы как таковые
Перевод В.
Т. Олейника
Глава I.
Каким образом нравы смягчаются по мере того, как уравниваются условия существования людей
Глава II.
Каким образом демократия упрощает и облегчает обычные взаимоотношения между американцами
Глава III.
Почему американцы не столь чувствительны у себя на родине и обнаруживают такую обидчивость, когда находятся в нашей стране
Глава IV.
Следствия, вытекающие из трех предыдущих глав
Глава V.
Каким образом демократия изменяет отношения между слугой и хозяином
Глава VI.
Каким образом демократические институты и нравы повышают цену и сокращают сроки земельной ренты
Глава VII.
О влиянии демократии на размеры жалованья
Глава VIII.
Влияние демократии на семью
Глава IX.
Воспитание девочек в Соединенных Штатах
Глава X.
Как девушка становится супругой
Глава XI.
Каким образом равенство в Америке способствует поддержанию нравственности
Глава ХII.
Как американцы понимают равенство между мужчиной и женщиной
Глава XIII.
Каким образом равенство приводит американцев к естественному разделению на множество мелких частных кругов общения
Глава XIV.
Некоторые размышления по поводу американских манер
Глава XV.
О том, насколько степенны американцы и отчего это часто не мешает им поступать опрометчиво
Глава XVI.
Отчего национальное тщеславие у американцев носит более беспокойный и сварливый характер, чем у англичан
Глава XVII.
Отчего общественная жизнь в Соединенных Штатах выглядит одновременно бурной и однообразной
Глава XVIII.
О понятии чести в Соединенных Штатах и в демократических обществах
Глава XIX.
Отчего в Соединенных Штатах встречается так много честолюбивых людей и так мало – подлинных честолюбцев
Глава ХХ.
Об искателях доходных мест у некоторых демократических народов
Глава XXI.
Почему великие революции станут редкими
Глава XXII.
Отчего демократическим народам свойственно желать мира, тогда как демократические армии хотят войны
Глава XXIII.
Какой класс военнослужащих демократических армий является самым воинственным и революционно настроенным
Глава XXIV.
Отчего в начале военных кампаний демократические армии оказываются слабее других, становясь все более грозными входе войны
Глава XXV.
О дисциплине в демократических армиях
Глава XXVI.
Некоторые соображения по поводу войн в демократических обществах
Часть четвертая
О том влиянии, которое демократические идеи и чувства оказывают на политическое общество
Перевод Б.Н. Ворожцова
Глава I.
Равенство вызывает в гражданах естественную склонность к свободным институтам
Глава II.
О том, что представления граждан об управлении в демократических обществах естественным образом способствуют концентрации власти
Глава III.
О том, что чувства людей в демократических обществах соответствуют их идеям о концентрации власти
Глава IV.
О некоторых закономерных и случайных причинах, которые ведут демократические народы к централизации власти либо препятствуют этому
Глава V.
О том, что в современных европейских государствах верховная власть усиливается, несмотря на неустойчивость положения самих правителей
Глава VI.
Какого деспотизма следует опасаться демократическим народам
Глава VII.
В продолжение того, о чем говорилось в предыдущих главах
Глава VIII.
Общие замечания
ПРИЛОЖЕНИЕ
Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье “О демократии в Швейцарии”. Перевод Б. Н. Ворожцова
Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь. Перевод Б. Н. Ворожцова
|
|
|||
каталог |
Сайт создан в системе uCoz
Алексис де Токвиль «Демократия в Америке»
Рейтинг
- Средняя оценка:
- 7. 90
- Оценок:
- 10
- Моя оценка:
—
подробнее
Алексис де Токвиль
De la démocratie en Amérique
Монография, 1840 год
Входит в:
— журнал «Литературное обозрение 1992`2», 1992 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика №4, октябрь 1994», 1994 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика №5, ноябрь 1994», 1994 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика №6, декабрь 1994», 1994 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 1, 1995», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 2, 1995», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 3, 1995», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 4, 1995», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 5-6, 1995», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 1-2, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 10-11, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 12, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 3-4, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 5-6, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 7, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 8-9, 1996», 1996 г.
— журнал «Сверхновая № 1-2», 1997 г.
— журнал «Сверхновая № 27-28», 1998 г.
— журнал «Сверхновая № 29-30», 2000 г.
— журнал «Сверхновая № 31-32», 2002 г.
— журнал «Сверхновая № 35-36», 2003 г.
— журнал «Сверхновая № 37-38», 2004 г.
— журнал «Сверхновая № 39-40», 2007 г.
— журнал «Сверхновая № 41-42», 2008 г.
— журнал «Сверхновая № 43-44», 2011 г.
— журнал «Сверхновая № 45-46», 2014 г.
— журнал «Сверхновая № 47-48», 2019 г.
Издания:ВСЕ (27)
- /языки:
- русский (27)
- /тип:
- периодика (27)
- /перевод:
- В. Олейник (26)
Периодика:
1992 г.
1994 г.
1994 г.
1994 г.
1995 г.
1995 г.
1995 г.
1995 г.
1995 г.
1996 г.
1996 г.
1996 г.
1996 г.
1996 г.
1996 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
2000 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2007 г.
2008 г.
2011 г.
2014 г.
2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!РегистрацияГражданин Америки де Токвиля
«Великая демократическая революция происходит среди нас». 9 мая 1831 года два молодых француза вошли в гавань Ньюпорта, штат Род-Айленд, и отправились в замечательное путешествие по Соединенным Штатам. Алексис де Токвиль и Гюстав де Бомон, оба мелкие французские придворные чиновники, были отправлены своим правительством для изучения новых экспериментальных тюрем в Америке. Однако еще до отъезда из Франции де Токвиль и де Бомон решили проводить большую часть своего времени, наблюдая за американской демократией в действии. Оба были взволнованы перспективой. Америка была такой молодой страной, и большинство европейцев имели лишь смутное представление о ее уникальной демократической системе. Проехав тысячи миль за девять месяцев, молодые люди вернулись во Францию. Де Токвиль провел следующие восемь лет, написав два тома своих наблюдений. В 1840 году два тома стали одной книгой, которую де Токвиль назвал « демократии в Америке». Гораздо больше, чем просто отчет о его путешествиях, Демократия в Америке, , по словам одного современного историка, оказался «возможно, величайшим комментарием, когда-либо написанным о какой-либо культуре любым человеком в любое время». Алексис де Токвиль родился в аристократической семье в 1805 году, через год после того, как Наполеон Бонапарт был коронован как император Франции. Родители де Токвиля были заключены в тюрьму ранее во время Французской революции. Оба избежали казни, участи многих аристократов того времени. Де Токвиль изучал право и стал судьей низшего уровня во французской судебной системе. Политические события начала XIX века во Франции убедили де Токвиля в том, что аристократическое правление в Европе обречено, и вскоре его сменит демократия. Именно в это время он и его товарищ по дворянству де Бомон организовали поездку в Америку. С точки зрения де Токвиля, это также было бы путешествием в будущее. Во время своих путешествий от Восточного побережья до реки Миссисипи де Тфоквиль заполнил 14 записных книжек своими наблюдениями, мыслями и интервью с более чем 200 американцами. Неумолимое любопытство де Токвиля побуждало его исследовать все области американской культуры, но больше всего его интересовал американский народ. В частности, он хотел узнать о роли американского гражданина в этом новом демократическом обществе. Де Токвиль решил найти ответы. «Никакая новизна, — писал он, — не поразила меня более живо во время моего пребывания там, чем равенство условий». Выходец из общества, все еще находившегося под сильным влиянием своего аристократического наследия, де Токвиль был поражен тем, насколько равноправие стало частью американской жизни. Его удивило, что все пожимают друг другу руки. Де Токвиль восхищался, а также беспокоился об обществе, в котором социальный класс, казалось, не имел значения и все ожидали, что к ним будут относиться одинаково. С нашей сегодняшней точки зрения, Соединенные Штаты в 1831 году были далеко не обществом, основанным на равенстве. Индейцы рассматривались как чуждый народ, который должен быть изгнан за пределы цивилизации. Черные рабы считались собственностью своих хозяев. Женщины не могли голосовать и по закону находились под контролем своих мужей. «В Америке, — писал де Токвиль, — женщина навсегда теряет свою независимость в узах супружества». В Америке де Токвиля идея равенства относилась в основном к свободным белым взрослым мужчинам. Полные права гражданства принадлежали только этой группе. Тем не менее, даже эта ограниченная степень равенства делала Соединенные Штаты радикально отличными от остального мира и очаровала де Токвиля. «Едва вы ступите на американскую землю, как окажетесь в каком-то смятении», — писал де Токвиль в своей книге. «Со всех сторон поднимается беспорядочный шум, и раздаются одновременно тысячи голосов, каждый из которых выражает какие-то социальные требования». Де Токвиль был поражен большим количеством людей, занимающихся общественными делами. «Вокруг вас все находится в движении», — сообщил он. Де Токвиль видел самых разных людей, деловито планирующих местные проекты, выбирающих представителей и собирающихся для критики своих лидеров. Его особенно впечатлили городские собрания Новой Англии, где каждый гражданин имел право голосовать по общественным вопросам. Де Токвиль считал замечательным, как часто американцы объединялись в различные организации, которые он называл ассоциациями. «Американцы всех возрастов, всех статусов жизни и всех типов склонностей навсегда образуют ассоциации», — писал он. «Существуют не только торговые и промышленные ассоциации, в которых участвуют все, но и другие тысячи типов — религиозные, нравственные, серьезные, бесполезные, очень общие и очень ограниченные, безмерно большие и очень мелкие». Далее де Токвиль заметил, что американцы естественным образом объединялись в группы, когда хотели устроить праздник, основать церковь, построить школу, раздать книги или сделать что-то еще. «Наконец, если они хотят провозгласить истину или пропагандировать какое-то чувство… они образуют ассоциацию. Во всяком случае, во главе любого нового предприятия, где во Франции вы найдете правительство… в Соединенных Штатах вы обязательно найдут ассоциацию». «Люди правят американским политическим миром, как Бог правит вселенной», — писал де Токвиль. Хотя имущественные требования для голосования все еще были обычным явлением, они начали исчезать. Выборы обычно проводились каждый год на местные и государственные должности. Те, кто имел право голоса, сделали это, и в большом количестве. За время, пока де Токвиль гастролировал по Америке, в день выборов явилось 70% или более избирателей по сравнению с менее чем 50% сегодня. Четырехлетний цикл президентских выборов, которые де Токвиль назвал «революцией… во имя закона», очаровал его. Он написал: Задолго до наступления назначенного дня выборы становятся величайшим и, можно сказать, единственным делом, занимающим умы людей… Президент, со своей стороны, поглощен задачей защиты себя перед большинством… По мере приближения выборов интриги активизируются, а агитация становится более живой и широкой. Граждане разделяются на несколько лагерей… Вся нация приходит в лихорадочное состояние. . .. Когда выборы закончились, сообщил де Токвиль, все быстро успокоилось, как река, которая лишь на мгновение вышла из берегов. «Но разве не удивительно, — заметил де Токвиль, — что такая буря вообще могла подняться?» Во время визита де Токвиля политические партии в Америке претерпевали большие изменения: старые вымирали и появлялись новые. Наиболее значительным событием стало рождение Демократической партии под руководством Эндрю Джексона, избранного президентом в 1828 году. Де Токвиль наблюдал «постоянную агитацию партий», каждая из которых пыталась привлечь избирателей на свою сторону. В своих заметках он писал, что кандидат от партии «…должен ходить по тавернам, пить и спорить с толпой; это то, что в Америке называется предвыборной агитацией». Де Токвиль обрушил некоторые из своих самых резких критических замечаний на самих американских политических лидеров. Он убедился, что выдающиеся люди избегают выборных должностей, чтобы преследовать свои личные амбиции и карьеру. Он считал, что те, кто добивался государственных должностей, часто были плохо образованы и подвержены коррупции. В одной из своих записных книжек де Токвиль высмеивал конгрессмена Дэви Крокетта как человека, «…не получившего образования, с трудом умеющего читать, не имевшего ни имущества, ни постоянного жилья, но проводившего время на охоте, продавая свою дичь на жизнь и всю свою жизнь провел в лесу». Но де Токвиль приберег свои самые острые колкости для президента Джексона, которого он описал в своей книге как «человека с жестоким характером и средними способностями». По его мнению, у Джексона было мало качеств для политического лидерства. Де Токвиль обнаружил в Америке глубокое уважение к закону. Причина, по его мнению, заключалась в том, что сами американские граждане обладали высшей властью изменять любые законы, которые им не нравились. С другой стороны, те, кто решил нарушить закон, были немедленно заклеймены законопослушным большинством как изгои. В Европе, заметил де Токвиль, люди просто наблюдали, как власти выслеживали преступника, в то время как в Америке «… каждый думает, что он заинтересован в представлении доказательств преступления и в аресте виновного». Де Токвиль задавался вопросом, откуда американские граждане узнают о законе и своих правах. Государственные школы, даже на начальном уровне, практически не существовали за пределами Новой Англии. Газеты помогали информировать общественность, но большинство американцев не умели читать. Де Токвиль обнаружил, что зал суда и присяжные на самом деле служили «бесплатной школой» гражданского воспитания. «Я не знаю, полезен ли суд присяжных для вовлеченных сторон, — писал де Токвиль, — но я уверен, что он очень полезен для тех, кто должен решать дело». Де Токвиль также заявил, что присяжные «… заставляют всех людей чувствовать, что у них есть обязанности по отношению к обществу и что они принимают участие в его управлении». Де Токвиля беспокоило несколько вещей в демократии. Один из них заключался в том, что в обществе, состоящем из равных граждан, большинство всегда право. Для де Токвиля большинство равных, как один всемогущий правитель, могло злоупотреблять своей властью. В условиях демократии, утверждал де Токвиль, это злоупотребление становится «тиранией большинства». Де Токвиль не утверждал, что тирания большинства еще существовала в Америке в значительной степени. Тем не менее, он видел доказательства его развития. Например, де Токвиль обнаружил, что на Севере свободные чернокожие мужчины, имевшие право голоса, часто не поощрялись голосованием со стороны белого большинства. Де Токвиль утверждал, что даже на свободу слова, гарантированную Биллем о правах, влияет мнение большинства. «Я не знаю ни одной страны, — писал он, — в которой, вообще говоря, было бы меньше свободы мысли и подлинной свободы дискуссий, чем в Америке». Он добавил, что отсутствие великих писателей в Соединенных Штатах было связано с отсутствием «свободы духа», вызванной нетерпимостью большинства к взглядам меньшинства. «Если в Америке когда-нибудь будет утрачена свобода, — предупреждал де Токвиль, — то это произойдет из-за… большинства, доводящего меньшинства до отчаяния…». формирование тирании большинства. Среди этих элементов было большое количество независимых ассоциаций, прессы и судов. В Европе большинство критиков демократии считали, что Америка рано или поздно погрузится в анархию. Однако де Токвиль видел еще одну, еще более тревожную угрозу американской демократии. Он опасался, что американские граждане будут настолько удовлетворены тем, что они равны друг другу, что откажутся от своего глубокого интереса и участия в самоуправлении. Если это произойдет, предупреждал де Токвиль, правительство станет более могущественным и по-доброму покроет общество «сетью мелких, сложных правил». Далекое от того, чтобы раствориться в анархии, американское правительство в этих условиях могло бы стать столь же деспотичным, как и любая жестокая европейская монархия. Американцы в конечном итоге получат равенство через рабство. В последнем предложении Демократия в Америке де Токвиль писал о судьбе американцев и всех остальных, кто изберет путь равенства. «От них самих зависит, приведет ли равенство к рабству или свободе, знанию или варварству, процветанию или убожеству». Де Токвиль, Алексис. Демократия в Америке. Транс. by Джордж Лоуренс, изд. Дж. П. Майера. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday/ Anchor, 1969. Де Токвиль, Алексис. Путешествие в Америку. Транс. by Джордж Лоуренс, изд. Дж. П. Майера. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday/ Anchor, 1971. Ривз, Ричард. Путешествие по Америке: путешествие с Токвилем в поисках демократии в Америке. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1982. («Гражданин в Америке де Токвиля» был адаптирован из Билля о правах в действии , Том 2:1 © Фонд конституционных прав) Книга Де Токвиля « Демократия в Америке » включает в себя многочисленные наблюдения, критические замечания и даже прогнозы относительно демократии и американской жизни. Многие взгляды де Токвиля так же точны и актуальны сегодня, как и 150 лет назад; другие нет. В этом упражнении каждый ученик должен работать с партнером. После прочтения одного из утверждений де Токвиля, перечисленных ниже, каждая пара учащихся должна оценить его, используя шаги, описанные ниже. Патриотизм: что-то критиковать, и что ему категорически отказывают». Равноправие полов: «Легко видеть, что. .. равенство, навязанное обоим полам, унижает их обоих и… не может произвести ничего, кроме слабых мужчин и непристойных женщин.» Президент: «… президент Соединенных Штатов — лишь послушный инструмент в руках большинства. Он любит то, что оно любит, и ненавидит то, что ненавидит; он плывет впереди его желаний, предвосхищая его жалобы и преклонение перед его малейшими пожеланиями…» Выборы лидеров: «Люди никогда не находят времени или средств, чтобы посвятить себя такой работе. Они всегда вынуждены делать поспешные суждения и хвататься за самые выдающиеся характеристики.» Свободная пресса: «Чем больше я наблюдаю за основными эффектами свободной прессы, тем больше убеждаюсь, что в современном мире свобода прессы является основным… элементом свободы.» Суды: «Едва ли найдется политический вопрос в Соединенных Штатах, который рано или поздно не превратился бы в юридический. » Расовое равенство: «Я не думаю, что белая и черная расы когда-либо будут жить на основе равенства.» Война и правительство: «Война… должна неизменно и неизмеримо увеличивать полномочия гражданского правительства…» огромная территория между полярными льдами и тропиками, простирающаяся от Атлантического до Тихоокеанского побережья.0005 Return to Election Central Алексис де Токвиль (1840) Письмо: 1840; (Викисклад)
Для дальнейшего чтения
Заявления Де Токвиля «Демократия в Америке», Алексис де Токвиль (1840 г.)
«Демократия в Америке», Алексис де Токвиль (1840 г.) Том 1
Перевод: Генри Рива, исправленный и исправленный, 1839 г .;
Источник: Проект Гутенберг, www.gutenberg.org;
Электронный текст: Дэвид Рид, [email protected], февраль 1997 г.;
HTML-разметка: Энди Бланден. Содержание
Том II
Раздел I: Влияние демократии на
действие интеллекта в Соединенных Штатах. Раздел 2: Влияние демократии на чувства американцев.
Раздел 3: Влияние демократии на нравы в собственном смысле слова.
Раздел 4: Влияние демократических идей и чувств на политическое общество.