Декарт в философии: Философия Рене Декарта: основные идеи, учение кратко

Философия Рене Декарта: основные идеи, учение кратко

Иное начало и иной метод познания отстаивает в своем учении Рене Декарт (1596-1650). Продолжая линию, идущую от «Метафизики» Аристотеля, он ясно видит противоположность опытного знания, не касающегося первопричины всего существующего, и первой философии или метафизики. Декарт осознает, что ответ на вопрос о причине необходимых отношений внешнего мира физических явлений и внутреннего мира явлений человеческой души не получить, если не раскрыть единство этих противоположных миров — единую сущность всех явлений, природу вселенной. Пытаясь найти и определить безусловное основание единства противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, Декарт выступает родоначальником метафизики Нового времени. С его точки зрения, все человеческое познание подобно дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.

Подобно Сократу, Декарт начинает свои метафизические размышления с сомнения в том, что мы хоть что-нибудь знаем достоверно из собственного опыта и любых внешних источников, в т.

ч. из ощущений, религиозной традиции и математических доказательств. Чтобы отыскать несомненный исходный пункт познания, он анализирует содержание общепринятых обыденных, религиозных и научных представлений и обнаруживает, что все они могут быть ложны. Однако это абсолютно отрицательное отношение ко всему содержанию человеческого знания имеет, замечает философ, один положительный результат: тот, кто так мыслит, несомненно есть мыслящий.

«Итак, отбросив все то, в чем мы можем хоть как-то сомневаться, и, более того, считая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что нет никакого Бога, ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, вообще никакого тела, — пишет Декарт в «Первоначалах философии». — Однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, мыслящие таким образом, были ничем, ибо противоречиво полагать, что вещь мыслящая не существует тогда, когда мыслит.

Поэтому положение cogito ergo sum есть первое и самое достоверное из всех, какие только могут представиться кому-либо в ходе философствования».

Согласно Декарту, с положением «cogito ergo sum» (я мыслю, значит существую – лат.) не может не согласиться всякий, кто признает противоположность духа и тела, ибо он понимает, что к природе мышления и, стало быть, к природе человека как мыслящего существа не имеет отношения телесность, протяженность.

«Мышление есть, ибо оно одно не может быть отторгнуто от меня, — разъясняет это положение Декарт в своем главном метафизическом произведении, в «Размышлениях о первой философии». — Я есть, я существую, это верно. Но как долго? Столько, сколько мыслю; ибо весьма возможно, что как только я прекращу всякое мышление, я тотчас совсем исчезну. Допускаю лишь то, что по необходимости истинно: я есть в точности только вещь мыслящая, т.е. ум, или дух, или разум, или рассудок, — слова, значение которых я раньше не знал. Я есть вещь истинная, и истинно существующая; но какая? Сказано: мыслящая».

Поскольку я есть мыслящий дух, мышлением является все, что я совершаю осознанно, т. е. отдавая себе отчет в том, что я делаю. Согласно Декарту, не только понимание, представление и желание, но и любое мое ощущение и восприятие есть мышление. Ведь мышление есть прежде всего самосознание, без которого невозможно никакое сознание, даже такая элементарная форма деятельности моей души, как чувственность. Поэтому метафизика утверждает: nihil est in sensu, quod non fuerit in intellectu (лат.) — нет ничего в чувстве, чего до него не было бы в разуме. Так как познание всех прочих вещей зависит от мышления, ничто не может быть познано прежде него. Знание мышления о своем собственном бытии есть, по Декарту, первое, непосредственно достоверное, не имеющее никаких предпосылок знание. Тождество мышления и бытия в самосознании не может быть доказано, выведено из какого-то другого знания. Напротив, все другое знание может и должно быть доказано, исходя из этого безусловного начала познания, из cogito ergo sum.

Второй шаг метафизических размышлений Декарта состоит в обосновании истинности предметного содержания нашего знания. Я есть; но есть ли на деле то, что, как мне кажется, я ощущаю, воспринимаю и представляю себе? Иначе говоря, существуют ли в действительности отдельные тела, т.е. протяженные вещи, их многообразные свойства и отношения, выражаемые мною в понятиях фигуры, числа и проч.? Декарт сознает, что если первое положение недоказуемо, то оно при всей своей достоверности не исключает возможности того, что в познании всех этих предметов я по необходимости заблуждаюсь. Ошибочным может оказаться даже то, что представляется мне совершенно очевидным. Тождество мышления и бытия в самосознании еще не гарантирует совпадения мышления с бытием вне его. Пропасть между сознанием себя самого и сознанием внешних, протяженных вещей не преодолена, пока не доказано существование объективного тождества мышления и бытия, которое Декарт называет Богом.

Среди различных представлений в моем уме, указывает философ, есть представление о вполне разумной, могущественной и совершенной сущности. С ее идеей я связываю не лишь возможное и случайное существование, как с идеями прочих вещей, а бытие действительное и необходимое. Но на основании того, что мой дух представляет себе бытие необходимо содержащимся в понятии совершеннейшей сущности, он должен заключить, что эта сущность есть.

«Тем самым он поймет, — пишет Декарт там же, — что эта идея наисовершеннейшего бытия не вымышлена им и представляет не какую-то химерическую, а истинную и неизменную природу, которая не может не быть, ибо в ней имеется необходимое бытие».

Только предрассудки мешают мне признать это, ибо в других вещах я привык отличать мышление от бытия, сущность от существования, понятие от реальности, а потому полагаю, что и в Боге одно может быть без другого. Но именно из того, что в самом себе (и тем более вокруг себя!) я не нахожу того совершенства, которое присуще идее Бога, следует, что эту идею породила во мне причина, которая этим совершенством обладает. Ведь ничто не рождается из ничего, а несовершенное породить совершенное не может. Таково декартово доказательство бытия Бога.

Поскольку есть и не может не быть объективное единство мышления и бытия в Боге, становится ясно, что все, мыслимое мною ясно и отчетливо, истинно.

Стало быть, причина заблуждений кроется не в природе мышления, а в природе воли, заключает Декарт, ибо именно воля побуждает меня выносить суждения о вещах прежде, чем будет достигнуто ясное и отчетливое понятие каждой из них. Этот вывод позволяет Декарту обрести уверенность в бытии протяженных вещей и в возможности их истинного познания.

Становится ясным и то, что есть Бог в отношении к мыслящим и протяженным вещам, а они — в отношении друг к другу и к Богу. Бог выступает всеобщей сущностью или субстанцией, природой вещей, — тем, что существует само по себе, а они являются его творениями — тем, что существует благодаря деятельности Бога как первой причины всего сущего, поддерживающего их существование вечным актом творения.

Согласно Декарту, дух и тело, мышление и протяженность представляют собой лишь конечные, «сотворенные субстанции», независимые друг от друга и не могущие быть причинами взаимных изменений. Но обе они по своему реальному бытию зависят от Бога — единой и единственной бесконечной субстанции, которая не сводится ни к мышлению, ни к бытию, а есть сама по себе их первоначальное, безусловное единство.

Из метафизики Декарта вытекают простые правила предлагаемого им метода научного познания. Этот метод, в противоположность аналитическому методу бэконовской индукции, является дедуктивным или синтетическим.

«Первое правило научного метода гласит: никогда не принимать за истину ничего, что нельзя признать ею с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения, включая в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению.

Второе — делить каждую рассматриваемую проблему на столько частей, сколько необходимо для того, чтобы как можно лучше ее разрешить.

Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить шаг за шагом, как по ступеням, к познанию наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не следуют друг за другом.

И последнее — делать всюду (как отыскивая центр вещей, так и рассматривая затруднения каждой из них) перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено», — пишет Декарт в «Рассуждении о методе».

Своей метафизикой Декарт наметил путь для последующего исторического развития философии. Бытие и мышление в их раздельности и противопоставленности друг другу есть не исходное, а производное, вторичное, а не первоначало, которым выступает только всеобщее единство мышления и бытия. Поэтому мышление человека истинно, если оно в состоянии, исходя из себя самого, доказать бесконечное внутреннее единство этих противоположностей и тем самым обосновать знание их различия в конечных явлениях природы и духа.

Проблема заключалась теперь в том, чтобы раскрыть природу всеобщего единства мышления и бытия и выяснить, почему оно реализует себя в единичном и особенном. К разрешению этого противоречия через его отдельные стороны и двигалась философия нового времени после Декарта.

ДЕКАРТ • Большая российская энциклопедия

ДЕКА́РТ (Descartes) Ре­не (ла­ти­ни­зир. имя Кар­те­зий; Renatus Cartesius) (31.3.1596, Ла-Э, Ту­рень – 11.2.1650, Сток­гольм), франц. фи­ло­соф, фи­зик и ма­те­ма­тик, ос­но­ва­тель кар­те­зи­ан­ст­ва. В 1606–14 учил­ся в ие­зу­ит­ской шко­ле Ла-Флеш. В 1618–21 слу­жил в ар­мии, в на­ча­ле Три­дца­ти­лет­ней вой­ны при­ни­мал уча­стие в во­ен. дей­ст­ви­ях. За­тем пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, в 1629 пе­ре­се­лил­ся в Ни­дер­лан­ды, где про­жил 20 лет, по­гру­жён­ный в уе­ди­нён­ные на­уч. за­ня­тия. В 1649 по при­гла­ше­нию ко­ро­ле­вы Кри­сти­ны пе­ре­ехал в Сток­гольм. Здесь соз­дал осн. со­чи­не­ния – «Рас­су­ж­де­ние о ме­то­де» («Discours de la méthode, pour bien conduire sa raison et chercher la vérité dans les sciences», вы­шло в свет в 1637, рус. пер. 1885, 1950, 1953), «Ме­та­фи­зи­че­ские раз­мыш­ле­ния» («Me­di­ta­tiones de prima philo­sop­hia», 1641, рус. пер. 1901, 1994), «На­ча­ла фи­ло­со­фии» («Principia philo­sophiae», 1644, рус. пер. 1914, 1989).

Д. – один из ро­до­на­чаль­ни­ков но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии и экс­пе­ри­мен­таль­но-ма­те­ма­тич. ес­те­ст­во­зна­ния, вы­сту­пив­ший с тре­бо­ва­ни­ем пе­ре­смот­ра всей пред­ше­ст­вую­щей тра­ди­ции. При этом в от­ли­чие от Ф. Бэ­ко­на, апел­ли­ро­вав­ше­го к опы­ту и на­блю­де­нию, он об­ра­щал­ся к ра­зу­му и са­мо­соз­на­нию, счи­тая не­об­хо­ди­мым по­ло­жить в ос­но­ву фи­лос. мыш­ле­ния прин­цип оче­вид­но­сти, или не­по­средств. дос­то­вер­но­сти, что пред­по­ла­га­ло от­каз от всех су­ж­де­ний, при­ня­тых ко­гда-ли­бо на ве­ру. Д. был убе­ж­дён, что на ис­ти­ну «на­толк­нёт­ся ско­рее от­дель­ный че­ло­век, чем це­лый на­род» (Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1950. С. 271), – клас­сич. фор­му­ли­ров­ка прин­ци­па субъ­ек­тив­ной дос­то­вер­но­сти, оз­на­чав­ше­го ус­та­нов­ку не на ус­вое­ние чу­жих мне­ний, а на соз­да­ние соб­ст­вен­ных; со­мне­ние долж­но рас­чис­тить поч­ву для по­строе­ния ра­цио­наль­ной куль­ту­ры, ко­то­рой долж­на ус­ту­пить ме­сто куль­ту­ра тра­диц. ти­па. Од­на­ко при всей кри­ти­ке тра­диц. фи­ло­со­фии мыш­ле­ние Д. глу­бо­ко уко­ре­не­но в тра­ди­ции: от­бра­сы­вая од­ни эле­мен­ты ср.-век. мыш­ле­ния, он опи­рал­ся при этом на дру­гие (в уче­нии о суб­стан­ции, трак­тов­ке са­мо­соз­на­ния, по­ни­ма­нии при­ро­ды и ду­ши). Вслед за Ав­гу­сти­ном, ука­зав­шим в по­ле­ми­ке со скеп­ти­циз­мом на не­воз­мож­ность усом­нить­ся в су­ще­ст­во­ва­нии са­мо­го со­мне­ваю­ще­го­ся, Д. счи­тал аб­со­лют­но не­со­мнен­ным су­ж­де­ние «мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую» (co­gito ergo sum). Этот ар­гу­мент пред­по­ла­га­ет вос­хо­дя­щее к пла­то­низ­му убе­ж­де­ние в он­то­ло­гич. пре­вос­ход­ст­ве умо­по­сти­гае­мо­го над чув­ст­вен­ным и ро­ж­дён­ное хри­сти­ан­ст­вом соз­на­ние цен­но­сти субъ­ек­тив­но-лич­но­го: не про­сто прин­цип мыш­ле­ния как та­ко­вой, а имен­но субъ­ек­тив­но пе­ре­жи­тый про­цесс мыш­ле­ния, от ко­то­ро­го не­воз­мож­но от­де­лить мыс­ля­ще­го, был по­ло­жен Д. в ос­но­ва­ние фи­ло­со­фии. Ха­рак­тер­но при этом, что ис­тин­ность ис­ход­но­го прин­ци­па как зна­ния яс­но­го и от­чёт­ли­во­го га­ран­ти­ро­ва­на у Д. су­ще­ст­во­ва­ни­ем Бо­га, вло­жив­ше­го в че­ло­ве­ка ес­теств. свет ра­зу­ма. Са­мо­соз­на­ние у Д. не замк­ну­то на се­бя, а ра­зомк­ну­то, от­кры­то Бо­гу, вы­сту­паю­ще­му как ис­точ­ник объ­ек­тив­ной зна­чи­мо­сти че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния: все «смут­ные идеи» суть про­дук­ты толь­ко че­ло­ве­че­ской субъ­ек­тив­но­сти, а по­то­му лож­ны; на­про­тив, все яс­ные идеи идут от Бо­га, а по­то­му ис­тин­ны.

Cogito – пер­вое дос­то­вер­ное су­ж­де­ние но­вой нау­ки и в то же вре­мя пер­вый, не­по­сред­ст­вен­но дан­ный соз­на­нию её объ­ект – мыс­ля­щая суб­стан­ция; она от­кры­та нам не­по­сред­ст­вен­но, то­гда как су­ще­ст­во­ва­ние дру­гой суб­стан­ции – ма­те­ри­аль­ной – да­но опо­сре­до­ван­но. Д. оп­ре­де­ля­ет суб­стан­цию как вещь, ко­то­рая для сво­его су­ще­ст­во­ва­ния не ну­ж­да­ет­ся ни в чём, кро­ме са­мой се­бя, – оп­ре­де­ле­ние, ко­то­рое за­тем вос­про­из­ве­ли Б. Спи­но­за и пред­ста­ви­те­ли ок­ка­зио­на­лиз­ма. В стро­гом смыс­ле сло­ва суб­стан­ци­ей мож­но на­звать толь­ко Бо­га: сре­ди со­тво­рён­ных ве­щей Д. ус­лов­но на­зы­ва­ет суб­стан­ция­ми толь­ко те, ко­то­рые для сво­его су­ще­ст­во­ва­ния ну­ж­да­ют­ся «лишь в обыч­ном со­дей­ст­вии Бо­га» (Там же. С. 448), в от­ли­чие от тех, ко­то­рые ну­ж­да­ют­ся в со­дей­ст­вии др. тво­ре­ний и но­сят на­зва­ние ат­ри­бу­тов и ка­честв.

Мыс­ля­щая суб­стан­ция в ка­че­ст­ве ат­ри­бу­та не­про­тя­жён­на и по­то­му не­де­ли­ма; те­лес­ная суб­стан­ция име­ет про­тяже­ние в дли­ну, ши­ри­ну и глу­би­ну, а по­то­му де­ли­ма на час­ти, име­ет фи­гу­ру, дви­же­ние и оп­ре­де­лён­ное рас­по­ло­же­ние час­тей. Толь­ко эти ка­че­ст­ва дей­ст­ви­тель­но при­су­щи те­лес­ной суб­стан­ции, а все ос­таль­ные – цвет, вкус, за­пах, те­п­ло, твёр­дость и т. д. – Д. вслед за Г. Га­ли­ле­ем на­зы­ва­ет вто­рич­ны­ми и по­ка­зы­ва­ет, что они обя­за­ны сво­им су­ще­ст­во­ва­ни­ем воз­дей­ст­вию пер­вич­ных ка­честв на те­ло и со­став­ля­ют со­дер­жа­ние т. н. смут­ных идей. Идеи, при­су­щие мыс­ля­щей суб­стан­ции из­на­чаль­но (а не при­об­ре­тён­ные в опы­те), – «вро­ж­дён­ные» идеи, вло­же­ны в нас Твор­цом. К ним от­но­сят­ся идея Бо­га как все­со­вер­шен­но­го су­ще­ст­ва, за­тем идеи чи­сел и фи­гур, а так­же не­ко­то­рые об­щие по­ня­тия, или ак­сио­мы («Из ни­че­го ни­че­го не про­ис­хо­дит» и т. п.). Эти веч­ные ис­ти­ны суть во­пло­ще­ние ес­теств. све­та ра­зу­ма.

Не­де­ли­мая суб­стан­ция – ум – пред­мет изу­че­ния ме­та­фи­зи­ки, де­ли­мая суб­стан­ция – ма­те­рия – пред­мет изу­че­ния фи­зи­ки. Ото­жде­ст­в­ляя ма­те­рию с про­стран­ст­вом, Д. вы­сту­пил про­тив ари­сто­те­ли­ан­ско­го раз­ли­че­ния «те­ла» и «мес­та», свя­зан­но­го с не­об­хо­ди­мо­стью вве­сти сис­те­му аб­со­лют­ных «мест» – вер­ха и ни­за, цен­тра и пе­ри­фе­рии кос­мо­са для объ­яс­не­ния дви­же­ния. Уст­ра­няя сис­те­му аб­со­лют­ных мест, Д. оп­ре­де­ля­ет ме­сто толь­ко че­рез по­ло­же­ние те­ла от­но­си­тель­но др. тел. Ото­жде­ст­в­ле­ние ма­те­рии с про­стран­ст­вом сни­ма­ет за­труд­не­ния Га­ли­лея, ко­то­рый не мог обос­но­вать гл. по­ня­тие ме­ха­ни­ки – т. н. иде­аль­но­го, или ма­те­ма­тич., те­ла: у Д., в сущ­но­сти, вся­кое те­ло ста­ло ма­те­ма­ти­че­ским, а ма­те­ма­ти­ка (гео­мет­рия) – нау­кой о те­лес­ном ми­ре, ка­кой она не бы­ла ни в ан­тич­но­сти, ни в сред­ние ве­ка. Ма­те­рия, она же про­стран­ст­во, со­став­ля­ет ос­но­ву един­ст­ва фи­зич. ми­ра; она де­ли­ма у Д. до бес­ко­неч­но­сти, не­де­ли­мых (ато­мов) и пус­то­ты он не при­зна­вал, а кос­мич. дви­же­ние объ­яс­нял с по­мо­щью вих­рей. Те­ку­чая ма­те­рия, не­пре­рыв­но за­пол­няю­щая мир, вих­ре­об­раз­но дви­жет­ся во­круг Солн­ца. Дви­же­ние у Д., как и ме­сто, от­но­си­тель­но: по­сколь­ку в ми­ре нет аб­со­лют­ных то­чек от­счё­та, то мы ус­лов­но при­ни­ма­ем оп­ре­де­лён­ные те­ла или сис­те­му тел за не­под­виж­ные и по от­но­ше­нию к ним дру­гие счи­та­ем дви­жу­щи­ми­ся. В ка­че­ст­ве гл. за­ко­на дви­же­ния Д. впер­вые чёт­ко сфор­му­ли­ро­вал за­кон инер­ции: «Те­ло, раз на­чав дви­гать­ся, про­дол­жа­ет это дви­же­ние и ни­ко­гда са­мо со­бою не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся» (Там же. С. 486). В ос­но­ве за­ко­на инер­ции ле­жит, по Д., по­сто­ян­ст­во един­ст­вен­ной под­лин­ной – Бо­же­ст­вен­ной – суб­стан­ции.

Дуа­ли­стич. про­ти­во­пос­тав­ле­ние мыс­ля­щей и про­тя­жён­ной суб­стан­ции по­зво­ли­ло Д. ото­жде­ст­вить при­ро­ду с про­стран­ст­вен­ной про­тя­жён­но­стью, так что ста­ло воз­мож­ным мыс­лить изу­че­ние при­ро­ды как её кон­ст­руи­ро­ва­ние – по об­раз­цу кон­ст­руи­ро­ва­ния гео­мет­рич. объ­ек­тов. Т. о., нау­ка, по Д., кон­ст­руи­ру­ет не­кий ги­по­те­ти­че­ский мир. Как и в но­ми­на­лиз­ме 13–14 вв., этот про­ба­би­лизм Д. свя­зан с иде­ей бо­же­ст­вен­но­го все­мо­гу­ще­ст­ва: Бог мог вос­поль­зо­вать­ся бес­ко­неч­ным мно­же­ст­вом средств для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­его за­мыс­ла, а по­то­му и тот ва­ри­ант кон­ст­рук­ции ми­ра, ко­то­рый пред­ла­га­ет нау­ка, рав­но­си­лен вся­ко­му дру­го­му, ес­ли он спо­со­бен объ­яс­нить яв­ле­ния, дан­ные в опы­те.

По­ни­ма­ние ми­ра как ги­гант­ской сис­те­мы тон­ко скон­ст­руи­ро­ван­ных ма­шин сни­ма­ет у Д. прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие ме­ж­ду ес­те­ст­вен­ным и ис­кус­ст­вен­ным (соз­дан­ным че­ло­ве­ком), ха­рак­тер­ное для ан­тич­ной и ср.-­век. нау­ки. Рас­те­ние – та­кой же ме­ха­низм, как и ча­сы, дей­ст­вия при­род­ных про­цес­сов вы­зы­ва­ют­ся «труб­ка­ми и пру­жи­на­ми», по­доб­но дей­ст­ви­ям ме­ха­низ­ма, с той лишь раз­ни­цей, что тон­кость и ис­кус­ность этих пру­жин на­столь­ко же пре­вос­хо­дят соз­дан­ное че­ло­ве­ком, на­сколь­ко ис­кус­ст­во бес­ко­неч­но­го Твор­ца со­вер­шен­нее ис­кус­ст­ва твор­ца ко­неч­но­го. По­зна­ние ми­ра есть кон­ст­руи­ро­ва­ние оп­ре­де­лён­но­го ва­ри­ан­та ма­ши­ны ми­ра из про­стей­ших на­чал, ко­то­рые мы на­хо­дим в че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме. Ин­ст­ру­мен­том это­го кон­ст­руи­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся ме­тод, ко­то­рый дол­жен пре­вра­тить на­уч. по­зна­ние из спо­ра­ди­че­ско­го и слу­чай­но­го на­хо­ж­де­ния ис­тин в их сис­те­ма­ти­че­ское и пла­но­мер­ное про­из­вод­ст­во и сде­лать лю­дей «гос­по­да­ми при­ро­ды» (Там же. С. 305). Осн. пра­ви­ла ме­то­да: 1) на­чи­нать с про­сто­го и оче­вид­но­го; 2) пу­тём де­дук­ции по­лу­чать бо­лее слож­ные вы­ска­зы­ва­ния; 3) дей­ст­во­вать при этом так, что­бы не упус­тить ни од­но­го зве­на, т. е. со­хра­нять не­пре­рыв­ность це­пи умо­зак­лю­че­ний; 4) кри­те­ри­ем ис­ти­ны сле­ду­ет счи­тать ин­туи­цию, с по­мо­щью ко­то­рой ус­мат­ри­ва­ют­ся пер­вые на­ча­ла, и пра­виль­ную де­дук­цию, по­зво­ляю­щую по­лу­чать след­ст­вия из них.

Де­дук­ции Д. от­во­дил ис­клю­чит. роль в про­цес­се по­зна­ния. Идеа­лом вос­пи­та­ния и обу­че­ния счи­тал раз­ви­тие яс­но­го мыш­ле­ния, ос­но­ван­но­го на до­ка­за­тель­ст­ве. Д. про­воз­гла­сил док­три­ну о при­род­ном ра­вен­ст­ве умов, хо­тя до­пус­кал вро­ж­дён­ные раз­ли­чия в ка­че­ст­вах ин­тел­лек­та (напр., в ско­ро­сти про­те­ка­ния мыс­ли­тель­ных про­цес­сов). Счи­тал, что при­род­ных за­дат­ков для раз­ви­тия ума не­дос­та­точ­но, об­ра­зо­ва­ние долж­но до­пол­нять их и ру­ко­во­дить ими. Со­глас­но Д., об­ра­зо­ва­ние, дос­туп­ное ка­ж­до­му, не при­ви­ле­гия, а ес­те­ст­вен­ное пра­во. Эти идеи Д. лег­ли в ос­но­ву ря­да ди­дак­тиче­ских прин­ци­пов, оп­ре­де­лив­ших ре­ор­га­ни­за­цию тра­диционной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, и в наи­бо­лее пол­ной ме­ре бы­ли ис­поль­зова­ны в дея­тель­но­сти ян­се­ни­ст­ских школ, в ча­ст­но­сти шко­лы Пор-Ро­яль под Па­ри­жем.

Ос­но­вой и об­раз­цом ме­то­да Д. яв­ля­ет­ся ма­те­ма­ти­ка, важ­ней­ши­ми эле­мен­та­ми – из­ме­ре­ние и по­ря­док. Рас­смат­ри­вая в ка­че­ст­ве все­об­щей нау­ки (ma­the­sis universalis) ал­геб­ру, Д. ввёл мно­гие совр. ал­геб­ра­ич. обо­зна­че­ния, по­ло­жил на­ча­ло ис­сле­до­ва­нию свойств ал­геб­ра­ич. урав­не­ний. Ал­геб­ра ста­но­вит­ся для Д. об­раз­цом ма­те­ма­тич. нау­ки имен­но по­то­му, что он рас­смат­ри­ва­ет ма­те­ма­ти­ку как нау­ку об ис­чис­ле­нии, аб­ст­ра­ги­ру­ясь от спе­ци­фи­ки той пред­мет­ной об­лас­ти, к ко­то­рой при­ме­ня­ет­ся ис­чис­ле­ние. У Д. чис­ло не от­ли­ча­ет­ся от ве­ли­чи­ны, как это бы­ло в ан­тич­ной и ср.-век. ма­те­ма­ти­ке, ибо чис­ла у не­го функ­цио­ни­ру­ют толь­ко как ра­вен­ст­ва ве­ли­чин и по­лу­ча­ют своё зна­че­ние в хо­де рас­чё­та. Ес­ли рань­ше чис­ло по­ни­ма­лось как по­ло­жи­тель­ное ра­цио­наль­ное, то Д. фак­ти­че­ски рас­ши­рил по­ня­тие чис­ла, рас­про­стра­нив его на всю об­ласть дей­ст­ви­тель­ных чи­сел; это бы­ло не­об­хо­ди­мо для ана­ли­тич. изу­че­ния не­пре­рыв­ных про­стран­ст­вен­ных фи­гур и их дви­же­ния. Тем са­мым он от­ме­нил вос­хо­див­шее к ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о раз­но­род­но­сти дис­крет­но­го чис­ла и не­пре­рыв­ной про­тя­жён­ной ве­ли­чи­ны, т. е. объ­ек­тов ариф­ме­ти­ки и гео­мет­рии.

В «Гео­мет­рии» («Géometrie», 1637, рус. пер. 1938) Д. ши­ро­ко поль­зо­вал­ся по­ня­ти­ем пе­ре­мен­ной ве­ли­чи­ны, ко­то­рая вы­сту­па­ет в двой­ной фор­ме: как от­ре­зок пе­ре­мен­ной дли­ны и по­сто­ян­но­го на­прав­ле­ния и как не­пре­рыв­ная чи­сло­вая пе­ре­мен­ная, про­бе­гаю­щая со­во­куп­ность чи­сел, со­став­ляю­щих этот от­ре­зок. Двоя­кий об­раз пе­ре­мен­ной обу­сло­вил взаи­мо­про­ник­но­ве­ние гео­мет­рии и ал­геб­ры. У Д. дей­ст­ви­тель­ное чис­ло трак­то­ва­лось как от­но­ше­ние дан­но­го от­рез­ка к еди­нич­но­му (тем са­мым по­ня­тие чис­ла рас­про­стра­ня­лось на всю об­ласть по­ло­жи­тель­ных дей­ст­ви­тель­ных чи­сел), хо­тя сфор­му­ли­ро­вал та­кое оп­ре­де­ле­ние лишь И.  Нью­тон; от­ри­ца­тель­ные чис­ла по­лу­чи­ли у Д. ре­аль­ное ис­тол­ко­ва­ние, свя­зан­ное с на­прав­ле­ни­ем от­рез­ка. Д. ввёл об­ще­при­ня­тые ны­не зна­ки для пе­ре­мен­ных ве­ли­чин (напр., $x$, $y$, $z$), по­сто­ян­ных ве­ли­чин (напр., $a$, $b$, $c$), а так­же обо­зна­че­ние сте­пе­ни. За­пись фор­мул у Д. поч­ти не от­ли­ча­ет­ся от со­вре­мен­ной. В ана­ли­тич. гео­мет­рии осн. дос­ти­же­ни­ем Д. яви­лось соз­да­ние де­кар­то­вой сис­те­мы ко­ор­ди­нат.

По­ня­тие це­ли бы­ло пол­но­стью из­гна­но Д. из ми­ра при­ро­ды, бла­го­да­ря че­му он и соз­дал ме­ха­ни­че­скую, ма­те­риа­ли­стич. кар­ти­ну при­род­но­го ми­ра; важ­ную роль в этом сыг­ра­ло уст­ра­не­ние по­ня­тия ду­ши как по­сред­ни­цы ме­ж­ду не­де­ли­мым умом (ду­хом) и де­ли­мым те­лом, как она рас­смат­ри­ва­лась в ан­тич­ной и ср.-век. фи­ло­со­фии (ду­ше при­пи­сы­ва­лись во­об­ра­же­ние и чув­ст­во, ко­то­ры­ми на­де­ля­ли и жи­вот­ных). Д. ото­жде­ст­вил ду­шу и ум, на­зы­вая во­об­ра­же­ние и память мо­ду­са­ми ума; ра­зум­ная ду­ша то­ж­де­ст­вен­на спо­соб­но­сти мыш­ле­ния, жи­вот­ные же суть толь­ко ав­то­ма­ты; ав­то­ма­том яв­ля­ет­ся и че­ло­ве­че­ское те­ло – «ма­ши­на, ко­то­рая, бу­ду­чи соз­да­на ру­ка­ми Бо­га, не­срав­нен­но луч­ше уст­рое­на и име­ет в се­бе дви­же­ния бо­лее изу­ми­тель­ные, чем лю­бая из ма­шин, изо­бре­тён­ных людь­ми» (Там же. С. 300). Че­ло­век, об­ла­даю­щий ра­зум­ной бес­смерт­ной ду­шой, вы­но­сит­ся Д. за пре­де­лы при­род­но­го ми­ра и ста­вит­ся над ним в ка­че­ст­ве ма­ло­го твор­ца. Имен­но уст­ра­не­ние по­ня­тия ду­ши в её преж­нем смыс­ле по­зво­ли­ло Д. про­ти­во­по­ставить друг дру­гу две суб­стан­ции – при­ро­ду и дух – и пре­вра­тить при­ро­ду в мёрт­вый объ­ект для по­зна­ния-кон­ст­руи­ро­ва­ния и ис­поль­зо­ва­ния че­ло­ве­ком. В ре­зуль­та­те воз­ник­ла очень труд­ная для фи­ло­со­фии Д. про­бле­ма свя­зи ду­ши и те­ла, став­шая од­ной из цен­траль­ных в ме­та­фи­зи­ке 17–18 вв. (см. Пси­хо­фи­зи­че­ская про­бле­ма). Д. пы­тал­ся раз­ре­шить её ме­ха­ни­сти­че­ски: че­рез т. н. шиш­ко­вид­ную же­ле­зу (как бы про­стран­ст­вен­ное вме­сти­ли­ще че­ло­ве­че­ской ду­ши) ме­ха­ни­че­ские воз­дей­ст­вия, пе­ре­да­вае­мые че­ло­ве­че­ски­ми ор­га­на­ми чувств, дос­ти­га­ют соз­на­ния.

Сво­дя вся­кое дви­же­ние к про­стран­ст­вен­но­му пе­ре­ме­ще­нию, Д. объ­яс­нял по­след­нее с по­мо­щью ме­ха­нич. толч­ка, по­сколь­ку по­ня­тие си­лы (внут­рен­не свя­зан­ное с по­ня­ти­ем це­ли) так­же бы­ло уст­ра­не­но. На прин­ци­пе толч­ка ос­но­ва­но и по­ня­тие ми­ро­вых вих­рей. Ме­ха­нич. за­ко­на­ми объ­яс­нял Д. все от­прав­ле­ния жи­во­го те­ла, вклю­чая че­ло­ве­че­ское. Ис­точ­ник си­лы был вы­не­сен за пре­де­лы при­ро­ды и при­пи­сан транс­цен­дент­но­му Бо­гу-Твор­цу. В эти­ке Д. вы­сту­пал по­сле­до­вательным ра­цио­на­ли­стом. Он рас­смат­ри­вал аф­фек­ты и стра­сти как след­ст­вие влия­ния на ра­зум­ную ду­шу те­лес­ных дви­же­ний, ко­то­рые, по­ка они не про­яс­не­ны све­том ра­зу­ма, по­ро­ж­да­ют в нас за­блу­ж­де­ния ума, ре­зуль­та­том че­го яв­ля­ют­ся злые по­ступ­ки. Ис­точ­ни­ком за­блу­ж­де­ния, ко­то­рое у Д. в сущ­но­сти есть не что иное, как грех, слу­жит не ра­зум, а сво­бод­ная во­ля, ибо она по­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка вы­ска­зы­вать су­ж­де­ния и дей­ст­во­вать там, где ра­зум ещё не рас­по­ла­га­ет яс­ным и от­чёт­ли­вым зна­ни­ем.

Т. о., уче­ния Д. о бы­тии (он­то­ло­гия) и о по­зна­нии (гно­сео­ло­гия) яв­ля­ют­ся идеа­ли­сти­че­ски­ми, то­гда как кос­мо­ло­гия, фи­зи­ка и фи­зио­ло­гия – ма­те­риа­ли­стич­ны; этот дуа­лизм Д. име­ет сво­им ис­точ­ни­ком дуа­лизм ду­ши и те­ла.

Влия­ние Д. на раз­ви­тие фи­ло­со­фии и нау­ки 17–18 вв. бы­ло глу­бо­ким и мно­го­сто­рон­ним. Уче­ние Д. ста­ло ос­но­вой кар­те­зи­ан­ст­ва – на­прав­ле­ния в фи­ло­со­фии и ес­те­ст­во­зна­нии, в рам­ках ко­то­ро­го ра­бо­та­ли не толь­ко фи­зи­ки и ма­те­ма­ти­ки, но и фи­зио­ло­ги, ме­ди­ки и фар­ма­ко­ло­ги. В рус­ле идей Д. фор­ми­ро­ва­лось уче­ние Б. Спи­но­зы. Дуа­лизм Д. по­слу­жил ис­ход­ным пунк­том кон­цеп­ции ок­ка­зио­на­лиз­ма А. Гей­лин­кса и Н. Маль­бран­ша. Под воз­дей­ст­ви­ем ме­то­да Д. фран­цузскими ян­се­ни­ста­ми бы­ла раз­ра­бо­та­на т. н. Пор-Роя­ля ло­ги­ка. «Гео­мет­рия» Д. ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ма­те­ма­ти­ки. Ра­цио­на­лизм Д. явил­ся од­ним из ис­точ­ни­ков фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния.

Рене Декарт | Биография, идеи, философия, «Я мыслю, следовательно, я существую» и факты

Рене Декарт

Смотреть все медиа

Дата рождения:
31 марта 1596 г. Франция
Умер:
11 февраля 1650 г. (53 года) Стокгольм Швеция
Известные работы:
«Геометрия» «Письмо к Воэцию» «Размышления о первой философии, в которой доказывается существование Бога и бессмертие души» «Принципы философии» «Правила управления разумом» «Рассуждение о методе» «Страсти души» «Мир»
Предметы изучения:
априорное знание Мыслю, следовательно, существую врожденная идея интеракционизм дуализм разума и тела
Роль в:
Битва у Белой Горы Научная революция

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Рене Декарт?

Рене Декарт — французский математик и философ XVII века. Его часто считают предшественником рационалистической школы мысли, и его огромный вклад в области математики и философии, как в отдельности, так и в целом, помог продвинуть западное знание вперед во время научной революции.

Подробнее читайте ниже: Молодость и образование

рационализм

Узнайте больше о рационализме.

Чем известен Рене Декарт?

Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианской теории. дуализм (также называемый дуализмом разума и тела), метафизический аргумент, согласно которому разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом. в декартовой системе координат, которая до сих пор широко используется.0003

Подробнее читайте ниже: Мир и Беседа о методе

дуализм разума и тела

Узнайте больше о картезианском дуализме.

Какой была семья Рене Декарта?

Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Жанна умерла вскоре после того, как Декарту исполнился год. Считалось, что Декарт был довольно болен в детстве. Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, а Иоахим был занят другой работой и был членом совета провинциального парламента. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенок по имени Франсин умер в возрасте пяти лет от скарлатины.

Подробнее читайте ниже: Резиденция в Нидерландах

Как умер Рене Декарт?

Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой всего 22 года, заставляла Декарта вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока, что оказалось пагубным для его здоровья, поскольку он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре. Однажды утром, вероятно, из-за раннего подъема в сочетании с морозной шведской зимой, Декарт простудился, и это оказалось смертельным.

Подробнее читайте ниже: Последние годы и наследие

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Рене Декарт , (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ. Потому что он был одним из первых, кто отказался от схоластического аристотелизма, потому что он сформулировал первую современную версию дуализма разума и тела, из которой проистекает проблема разума и тела, и потому что он способствовал развитию новой науки, основанной на наблюдении и эксперименте, его обычно считают основателем современной философии. Применяя оригинальную систему методического сомнения, он отбрасывал кажущееся знание, полученное от авторитета, чувств и разума, и возводил новые эпистемологические основания на основе интуиции, что, когда он думает, он существует; это он выразил в изречении «Я мыслю, следовательно, я существую» (наиболее известное в его латинской формулировке «Cogito, ergo sum», хотя изначально было написано по-французски «Je pense, donc je suis»). Он развил метафизический дуализм, радикально различающий разум, сущность которого — мышление, и материю, сущностью которой является протяженность в трех измерениях. Метафизика Декарта рационалистическая, основанная на постулировании врожденных представлений о разуме, материи и Боге, но его физика и физиология, основанные на чувственном опыте, механистичны и эмпиричны.

Узнайте о жизни и творчестве французского математика и философа Рене Декарта.

Просмотреть все видео к этой статье. Река Крез в Пуату, где его отец Иоахим владел фермами и домами в Шательро и Пуатье. Поскольку Иоахим был советником парламента Бретани в Ренне, Декарт унаследовал скромный дворянский чин. Мать Декарта умерла, когда ему был год. Его отец женился во второй раз в Ренне, оставив его в Лаэ, чтобы его воспитывала сначала его бабушка по материнской линии, а затем его двоюродный дед в Шательро. Хотя семья Декартов была католиком, регион Пуату находился под контролем протестантских гугенотов, а Шательро, оплот протестантов, был местом переговоров по Нантскому эдикту (159 г. ).8), которая предоставила протестантам свободу вероисповедания во Франции после периодических религиозных войн между протестантскими и католическими силами во Франции. Декарт регулярно возвращался в Пуату до 1628 года.

В 1606 году Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла-Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 молодых людей прошли подготовку для карьеры в военной инженерии, судебной системе и государственном управлении. В дополнение к классическим исследованиям, естественным наукам, математике и метафизике — Аристотеля учили по схоластическим комментариям — они изучали актерское мастерство, музыку, поэзию, танцы, верховую езду и фехтование. В 1610 году Декарт участвовал в торжественной церемонии, на которой сердце Генриха IV, убийство которого в том же году разрушило надежду на религиозную терпимость во Франции и Германии, было помещено в собор в Ла-Флеш.

В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил юридическое образование. В это время гугенот Пуатье фактически восстал против молодого короля Людовика XIII (годы правления 1610–1643). Отец Декарта, вероятно, ожидал, что он поступит в парламент, но минимальный возраст для этого был 27 лет, а Декарту было всего 20 лет. армия мирного времени протестантского штатгальтера принца Мориса (годы правления 1585–1625). В Бреде физик Исаак Бекман (1588–1637) вдохновил Декарта на занятия естествознанием и математикой, для которого он написал Музыкальный сборник (написано в 1618 г., опубликовано в 1650 г.), его первое сохранившееся произведение.

Декарт провел период с 1619 по 1628 год, путешествуя по Северной и Южной Европе, где, как он позже объяснил, изучал «книгу мира». Находясь в Богемии в 1619 году, он изобрел аналитическую геометрию, метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически. Он также разработал универсальный метод дедуктивных рассуждений, основанный на математике, применимый ко всем наукам. Этот метод, который он позже сформулировал в Рассуждение о методе (1637) и Правила направления ума (написаны в 1628 г. , но не опубликованы до 1701 г.) состоит из четырех правил: (1) не принимать за истину ничего, что не самоочевидно, (2 ) разделить задачи на простейшие части, (3) решить задачи, идя от простого к сложному, и (4) перепроверить рассуждения. Эти правила являются прямым применением математических процедур. Кроме того, Декарт настаивал на четком определении всех ключевых понятий и границ каждой проблемы.

Декарт также исследовал сообщения об эзотерическом знании, такие как утверждения практиков теософии о том, что они могут управлять природой. Несмотря на разочарование в последователях каталонского мистика Рамона Луллия (1232/33–1315/16) и немецкого алхимика Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесгейма (1486–1535), он был впечатлен немецким математиком Иоганном Фаульхабером (1580–1635). член мистического общества розенкрейцеров.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Декарт разделял ряд целей и привычек розенкрейцеров. Подобно розенкрейцерам, он жил один и в уединении, часто менял место жительства (за 22 года пребывания в Нидерландах он побывал в 18 разных местах), бесплатно занимался медициной, пытался увеличить продолжительность жизни человека и с оптимизмом смотрел на будущее. Способность науки улучшать условия жизни человека. В конце своей жизни он оставил сундук с личными бумагами (ни один из которых не сохранился) у врача-розенкрейцера — своего близкого друга Корнеля ван Хогеланде, который занимался его делами в Нидерландах. Несмотря на это сходство, Декарт отверг магические и мистические верования розенкрейцеров. Для него этот период был временем надежд на революцию в науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в Продвижение обучения (1605 г.) ранее предложил новую науку наблюдения и эксперимента, чтобы заменить традиционную аристотелевскую науку, как это сделал позже сам Декарт.

В 1622 году Декарт переехал в Париж. Там он играл, ездил верхом, фехтовал, ходил во двор, на концерты и в театр. Среди его друзей были поэты Жан-Луи Ге де Бальзак (1597–1654), посвятивший Декарту « Le Socrate chrétien » (1652; «Христианский Сократ»), и Теофиль де Вио (159 г.).0–1626), чучело которого было сожжено и заключено в тюрьму в 1623 году за сочинение стихов, высмеивающих религиозные темы. Декарт также подружился с математиком Клодом Мидоржем (1585–1647) и отцом Марином Мерсенном (1588–1648), человеком универсальной учености, который переписывался с сотнями ученых, писателей, математиков и ученых и стал основным контактным лицом Декарта с более широкими интеллектуальными кругами. Мир. В это время Декарт регулярно скрывался от своих друзей, чтобы работать, сочиняя трактаты, ныне утраченные, о фехтовании и металлах. Он приобрел значительную репутацию задолго до того, как опубликовал что-либо.

В беседе в 1628 году Декарт опроверг заявление алхимика Шанду о том, что вероятности так же хороши, как и достоверность в науке, и продемонстрировал свой собственный метод достижения достоверности. На беседе присутствовал кардинал Пьер де Берюлль (1575–1629), основавший в 1611 году Конгрегацию учителей ораториализма в качестве соперника иезуитов. Многие комментаторы предполагают, что Берюлль побуждал Декарта написать метафизику, основанную на философии святого Августина, в качестве замены иезуитскому учению. Как бы то ни было, через несколько недель Декарт уехал в Нидерланды, которые были протестантскими, и, приняв большие меры предосторожности, чтобы скрыть свой адрес, не возвращался во Францию ​​в течение 16 лет. Некоторые ученые утверждают, что Декарт сделал Берюля наставником своей совести, но это маловероятно, учитывая происхождение и убеждения Декарта (он был выходцем из провинции гугенотов, не был католическим энтузиастом, его обвиняли в том, что он розенкрейцер, и он защищал религиозной терпимости и выступал за использование разума).

Рен Декарт > Отдельным философом > Философия

Отдельный философ >

Введение | Жизнь | Работа | Книги
 

Рен Декарт
(Портрет Франса Хальса, 1649 г. )
Введение

Рен Декарт (1596 — 1650) был французским философом, математиком, ученым и писателем Эпохи Разума. Его называли «отцом современной философии» , и большую часть последующей западной философии можно рассматривать как ответ на его труды. Он отвечает за одну из самых известных цитат в философии: «Cogito, ergo sum» ( «Я мыслю, следовательно, я существую» ).

Он был пионером и крупной фигурой в континентальном рационализме 17-го века (часто известном как картезианство ), позже отстаиваемом Барухом Спинозой и Готфридом Лейбницем и противостоящим британской эмпирической школе мысли Гоббса, Локка, Беркли и Юма. Он представляет собой крупный разрыв с аристотелизмом и схоластикой средневековья.

Его вклад в математику также был первостепенным, как изобретатель Декартова система координат и основатель аналитической геометрии , решающий для изобретения исчисления и математического анализа . Он также был одной из ключевых фигур научной революции 16-го и 17-го веков.

Декарт (произносится как день-ТЕЛЕГА ) был родился в городе Ла-Эй-ан-Турен (после переименования Декарт ) в долине Луары в центральной части Франция 31 марта 1596 года. Его отец, Иоахим Декарт , был занятым адвокатом и магистратом в Верховном суде , а его мать, Жанна (урожденная Брошар) , умерла от туберкулеза, когда Рену был всего год. старый. Рен и его брат и сестра, Пьер и Жанна , поэтому в основном воспитывались их бабушкой .

С 1604 по 1612 год он посещал иезуитский колледж Royal Henry-Le-Grand в Ла Фле, Анжу, изучая классику, логику и традиционную философию аристотелизма. Его здоровье было плохим, и ему было разрешено оставаться в постели до 11 часов утра, обычай он сохранял до конца своей жизни. Затем он провел некоторое время в Париже , изучая математику , прежде чем изучать право в Университете Пуатье , в соответствии с желанием своего отца стать юристом , получив юридическую степень в 1616 году.

Однако он то бросил свое образование и провел несколько лет путешествуя и познавая мир (позже он утверждал, что его формальное образование дало мало информации). Именно в это время (в 1618 году) он встретил голландского философа и ученого Исаака Бекмана (1588 — 1637), прогуливаясь по Бреде в Голландии, который пробудил в нем интерес к математике и новой физике .

В 1622 г. он вернулся во Францию ​​ и вскоре после этого продал все свое имущество в Лаэ, вложив выручку в облигации, которые обеспечили ему комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Он вернулся, чтобы поселиться в Голландии в 1628 году. В следующем году он поступил в Университет Франекера ; через год Лейденский университет ; а в 1635 году он зарегистрирован как посещающий Утрехтский университет . У него была дочь 9 лет.0124 Франсин , после отношений в Амстердаме со служанкой, Хельне Янс , хотя Франсин умерла в пятилетнем возрасте. Фактически, в период между 1628 и 1649 годами он жил по адресу , 14 отдельных адресов , в 10 разных голландских городах.

Именно в течение этого 20-летнего периода частых ходов он написал почти все свои основные работы по философии, математике и естественным наукам. Он предусмотрительно отложил публикацию своей первой работы, «Le Monde» ( «Мир» ), написанный между 1629 и 1633, в связи с осуждением произведений Галилея Галилея (1564 — 9012 Николая Коперника) и 1473 — 1543) Римско-католической церковью в 1633 году. Наиболее известные из его работ включают: Метод» ) 1637 г., его первое рационалистическое видение прогресса человеческого знания; «Meditationes de Prima Philosophia» ( «Размышления о первой философии» ) 1641 г., более формальное изложение его центральных принципов на латыни; и «Principia Philosophiae» ( «Принципы философии» ) 1644 года, еще более систематическое и всестороннее изложение его взглядов. Некоторое время, в 1643 г., Декартовская философия была осуждена Утрехтским университетом.

Декарт умер от пневмонии 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция , куда он был приглашен в качестве учителя для королевы Кристины Швеции. Позднее его останки были перевезены в Францию ​​ и захоронены в церкви Сент-Женевив-дю-Мон в Париже, а затем, во время Французской революции , извлечены для захоронения в г.0124 Пантон среди других великих мыслителей Франции. В настоящее время его могила находится в церкви Сен-Жермен-де-Прс в Париже, а его мозг находится в Muse de l’Homme .

Работа Вернуться к началу

Декарт жил в очень скептический период, до того, как существовала наука в том виде, в каком мы ее знаем, и после длительного периода относительного застоя в философской мысли во времена позднего Средневековья, где господствовала церковь и находился под влиянием Аристотеля. На него произвело впечатление как в его академической работе, так и в его познании мира в целом осознание того, что, по-видимому, не существует определенного способа приобретения знания , и он видел свою главную задачу как эпистемологическую задачу установления того, что могло бы быть определенным знанием как ступенькой к окончательному поиску истины . Его ближайшей целью в этом было поставить научное исследование в такое положение, при котором оно больше не подвергалось бы нападкам со стороны скептиков, и он пытался сделать это с помощью своего рода упреждающего скептицизма, по существу, будучи более скептичным, чем Скептики.

В основе философского метода Декарта лежал его отказ принять авторитет предшествующих философов и даже свидетельства собственных чувств , и доверять только тому, что ясно и отчетливо видно вне всякого сомнения (процесс, часто называемый методологическим скептицизмом или декартовым сомнением или гиперболическим сомнением ). Только тогда он позволил себе реконструировать знания (по крупицам, так, чтобы ни на одном этапе возможность сомнения не позволила закрасться обратно), чтобы приобрести прочную основу для подлинного знания и рассеять любой Скептицизм.

Он выделил четыре основных правила для себя в своем мышлении:

  • Никогда не принимайте ничего, кроме ясных и четких идей .
  • Разделите каждую задачу на столько частей, сколько необходимо для ее решения.
  • Упорядочите свои мысли от простого к сложному.
  • Всегда тщательно проверяйте на наличие упущений.

Используя этот процесс, который он подробно описал в своем эпохальном «Рассуждении о методе» 1637 г. и расширил в «Размышлениях о первой философии» 1641 г., Декарт попытался сузить то, что есть иногда называют методом сомнения , что было определенным и что содержало даже тень сомнения. Например, он понял, что может сомневался даже в чем-то столь очевидно фундаментальном, как наличие у него тела (может быть, он просто мечтал о нем или что это была иллюзия , созданная злым демоном ), но он не мог , ни при каких обстоятельствах сомневаюсь, что у него был ум или что он мог думать. Затем он провел чистый, абстрактный мысленный эксперимент . Он вообразил злого духа (или «демон-обманщик» ), единственным намерением которого было ввел его в заблуждение и спросил, есть ли что-нибудь , о чем демон а не мог бы ввести его в заблуждение. Его заключение было актом мышления , что демон никогда не мог заставить его поверить, что он думал, когда он не думал (потому что, в конце концов, даже ложная мысль все равно остается мыслью).

Отождествив этот единственный несомненный принцип , что мысль существует , он затем утверждал, что если кто-то 0124 недоумевая, существует ли он или нет, то сам акт мышления сам по себе был доказательством того, что он действительно существует: знаменитое «Je pense, donc je suis» (» Я мыслю, следовательно, существую») — аналогичное высказывание на латыни «Cogito ergo sum» встречается в его более поздних «Началах философии» . Здесь стоит упомянуть, что под «мышлением» Декарт имел в виду не только понятийное мышление , но все формы сознания , переживания, чувства и т. д.

Рассеяв с помощью этого процесса все сомнения, Декарт затем принялся за создание, или , воссоздание мира снова. Но он остерегался делать это не волей-неволей, а только по своим очень строгим правилам , так что «восстановленный мир» не был тем первоначальным, который он разбирал по частям из-за сомнений. То, как он этого добился (что, надо сказать, явствует из современной точки зрения, похожей на нечто вроде фокуса ) было утверждение, что среди содержания нашего (некоторого) сознания была идея Бога , которую он сам видел как доказательство существования Бога. Затем он утверждал, что если у нас есть ошеломляющее впечатление о существовании конкретного мира вокруг нас, как и у нас, то всемогущий, всеведущий и всеблагой Бог обеспечит существование такого мира для нас. Кроме того, он утверждал, что сущность этого физического мира была расширением (то, что оно занимает пространство), в отличие от мира ума без протяженности.

Как это ни парадоксально, это был существенный шаг вперед в науке 17-го века, поскольку он установил физический мир, который имел математический характер и позволил использовать математическую физику для объяснения этого. Также важно то, что, как мы видели, хотя Бог был незаменимым для декартовского метода достижения физического мира, когда такой мир был 0124 принял , больше не было необходимости привлекать Бога к описанию, измерению и объяснению того, как работают вещи. Таким образом, процесс науки был освобожден от теологических ограничений и вмешательства.

Декарт отверг чувства и восприятие как ненадежные , и чтобы продемонстрировать это, он использовал так называемый восковой аргумент . Это вращается вокруг идеи о том, что восковой объект, обладающий определенными свойств размера, цвета, запаха, температуры и т. д., по-видимому, изменяет почти все эти свойства при плавлении до такой степени, что для наших органов чувств кажется совершенно другим предметом. Однако мы знаем, что на самом деле это все тот же кусок воска . Из этого Декарт сделал вывод, что чувства могут вводить в заблуждение и что разум и дедукция являются единственным надежным методом достижения знания, которое составляет сущность рационализма.

Декарт утверждал далее, что сенсорные восприятия приходят к нему непроизвольно (не по его воле) и, следовательно, являются внешними для его чувств и, следовательно, свидетельством существования внешнего мира вне его разума. Он утверждал, что вещи во внешнем мире являются материальными потому что Бог не стал бы обманывать его относительно идей, которые передаются, и наделил его склонностью верить в то, что такие идеи вызваны материальными вещами. Из-за этой веры в то, что Бог доброжелательный и не желающий обманывать его, поэтому он может иметь некоторую веру в счет реальности, которую обеспечивают ему его чувства .

Декарт считал, что человеческое тело работает как машина , что оно обладает материальными свойствами расширения и движения , и что оно следует законам физики . Части человеческой машины, утверждал он, подобны часовым механизмам , и что машину можно понять с помощью разбирает на части , изучает их, а затем собирает их вместе , чтобы увидеть общую картину (идея, известная как редукционизм). разум или душа , с другой стороны, является нематериальной сущностью, которой не хватает расширения и движения, и не следует законам физики.

Декарт был первым, кто сформулировал проблему разума и тела в той форме, в которой она существует сегодня (см. раздел «Философия разума»), и первым четко определил ум с сознанием и самосознанием, и отличить его от мозга , который был физическим местонахождением интеллекта (Дуализм). В своей эпистемологической работе в «Рассуждении о методе» он понял, что, хотя он и мог сомневаться в том, что он обладает телом, он ни при каких обстоятельствах не мог сомневаться в том, что он обладает разумом, что привело его к выводу что разум и тело были двумя очень разными и отдельными вещами . Его особая форма дуализма (известная как картезианский дуализм ) предполагала, что разум контролирует тело , но что тело также влияет на рациональный в остальном разум (например, когда люди действуют из-за страсти ) в своего рода двустороннего взаимодействия , которое, как он утверждал, без особых доказательств, произошло в шишковидной железе . Позже Гилберт Райл описал этот вид дуализма (когда умственная деятельность продолжается в параллелях 9).0125 к физическому действию, но где их средства взаимодействия неизвестны или, в лучшем случае, умозрительны) как «призрак в машине» . Хотя его собственное решение было далеко не убедительным, этот вид картезианского дуализма определил повестку дня для философского обсуждения проблемы разума и тела на многие годы после смерти Декарта.

Следует, однако, отметить, что при всем новаторстве и смелости Декарта он не отказывается от традиционного представления о Боге . Он определил «субстанцию» (по сути, означающую, из чего на самом деле состоит мир) как «то, что не требует ничего, кроме самого себя , чтобы существовать», но он пришел к выводу, что единственной истинной субстанцией был сам Бог, потому что все остальное (от душ до материальных объектов, таких как человеческое тело) зависело от Бога в своем существовании. Он использовал свои собственные вариации причинного аргумента , онтологического аргумента и .0124 космологический аргумент в пользу существования Бога в его «Размышлениях» (см. раздел о философии религии), и существование Бога сыграло главную роль в его подтверждении разума и в других частях системы Декарта. Учитывая важную роль Бога в его творчестве, предположения о том, что Декарт был на самом деле скрытым атеистом и что он включает аргументы в пользу существования Бога как показуху , кажутся чрезвычайно 0124 вряд ли .

В математике Декарт понял, что график может быть построен, чтобы показать геометрическую интерпретацию математической функции с использованием точек, известных как декартовы координаты , и таким образом основал аналитическую геометрию или геометрию Декарта (использование алгебры для описания геометрии), что имело решающее значение для последующего развития исчисления сэром Исааком Ньютоном (1643 — 1727) и Готфрид Лейбниц. Он также изобрел нотацию, в которой используются 90 124 надстрочных индекса 90 125 для обозначения степеней или 90 124 показателей степени 90 125, а его 90 124 правило знаков 90 125 также является широко используемым методом для определения количества положительных и отрицательных нулей многочлена 90 124 90 125. Можно утверждать, что его размышления о разуме и механизме , вызванные изобретением электронного компьютера и возможностью машинного интеллекта , превратился в тест Тьюринга способности машины демонстрировать интеллект .

В оптике он показал, используя геометрическую конструкцию и закон преломления (также известный как закон Декарта ), что угловой радиус радуги составляет 42 градуса. Он также независимо открыл закон отражения (что угол падения равен углу отражения).

В физике Декарт ввел (до Ньютона) понятие импульса движущегося тела (то, что он назвал «количеством движения»), которое он определил как произведение массы тела и его скорость или скорость. Его три «закона природы» стали основой более поздних Ньютоновских законов движения и современной теории динамики : каждая вещь старается оставаться в том же состоянии и, будучи перемещена, 0124 продолжает движение ; что все движение происходит по прямым линиям ; и что, когда тело входит в контакт с другим телом, объединенное «количество движения» остается тем же (его принцип сохранения движения ).

В попытке объяснить орбиты планет Декарт также построил свою вихревую теорию , которая стала самой популярной теорией движения планет в конце 17 века (хотя впоследствии была дискредитирована). Однако он продолжал цепляться за традиционные механическая философия XVII века, которая считала, что все физическое во Вселенной состоит из крошечных «корпускул» материи (хотя, в отличие от атомизма, теория утверждала, что не может быть никакого вакуума , только масса вращающегося вещества).

Книги Рена Декарта Вернуться к началу

См. дополнительные источники и список рекомендуемой литературы ниже или проверьте полный список на странице книг по философии. Всякий раз, когда это было возможно, я связывал книги с моим партнерским кодом Amazon, и как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Покупка по этим ссылкам помогает поддерживать работу веб-сайта, и я благодарен за вашу поддержку!

  • Произведения Декарта
    Рене. Адам, Чарльз и Таннери, Пол, изд. Декарт (автор)
  • Философские труды Декарта (т. 1)
    Рен Декарт (автор), Элизабет С. Холдейн (переводчик), Г. Р. Т. Росс (переводчик)
  • Философские сочинения Декарта (Том 3: Переписка (мягкая обложка))
    Рен Декарт (автор), Джон Коттингем (редактор), Дугалд Мердок (редактор), Роберт Стоотофф (редактор), Энтони Кенни (редактор)
  • Рассуждение о методе и размышления о первой философии, 4-е изд. 4-е издание
    , Рене Декарт (автор), Дональд А. Кресс (переводчик)
  • Философские сочинения Декарта: Том 1
    Рен Декарт (автор), Джон Коттингем (переводчик), Роберт Стоотофф (переводчик), Дугалд Мердок (переводчик)
  • Philosophical Essays and Correspondence (Descartes) (Hackett Publishing Co.)
    Рене Декарта (Автор), Роджера Арью (Автор)
  • Декарт: Мир и другие сочинения (Кембриджские тексты по истории философии)
    Рен Декарт (автор), Стивен Гокрогер (редактор)
  • Discours de la mthode (французское издание) (французский) Мягкая обложка
    Рена Декарта (Автор)
  • Размышления о первой философии / Meditationes de prima philosophia: двуязычное издание (английское и латинское издание)
    Рене Декарт (автор), Джордж Хеффернан (редактор)
  • Cogito, Ergo Sum: The Life of Rene Descartes Ричарда Уотсона (2002-04-30) Твердый переплет 1884
    Ричарда Уотсона (Автор)
  • The Cambridge Companion to Descartes (Cambridge Companions to Philosophy)
    Джона Коттингема (редактор)
  • Descartes (Hackett Publishing) Переиздание
    Марджори Гликсмэн Грене (Автор)
  • Декарт: исследование его философии (ключевые тексты), 1-е издание
    Энтони Кенни (автор)
  • Идеи и механизм Маргарет Долер Уилсон (1999-02-08)
    Маргарет Даулер Уилсон (Автор)
  • Феминистские интерпретации Рена Декарта (перечитывая канон) 1-е издание
    Сьюзен Бордо (редактор)
  • Декарт: Великие философы (серия «Великие философы») Джона Коттингема (16 июля 1999 г. )
    Джона Коттингема (Автор)
  • Декарт: аналитическое и историческое введение, 2-е издание
    , Джордж Диккер (автор)
  • «Декарт и метод: поиск метода в медитации» (исследования Routledge в философии семнадцатого века) Кларенса А. Боннена (1999-07-08) Твердый переплет 1750
    Кларенса А. Боннена; Дэниел Э. Флаж (автор)
  • Воплощение Декарта: чтение картезианской философии через картезианскую науку
    Дэниела Гарбера (Автор)
  • Метафизические рассуждения Декарта (Исследования философии), 1-е издание
    , Роджер Флорка (автор)
  • Философия Декарта, интерпретируемая в соответствии с порядком причин: Душа и Бог [и] Душа и тело (тома I и II) в твердом переплете, 1984 г.
    , Марсьяль Геро (автор), Роджер Арью (переводчик)
  • Декарт против скептиков Твердый переплет 18, 19 мая78
    Э. М. Керли (Автор)
  • Декарт: Вера, скептицизм и добродетель (Исследования Routledge в философии семнадцатого века) Ричарда Дэвиса (2001-05-24) Твердый переплет 1644
    Ричарда Дэвиса (Автор)
  • Метод сомнения Декарта в мягкой обложке
    Джанет Бротон (Автор)
  • Система натуральной философии Декарта, 1-е издание
    Стивена Гаукрогера (Автор)
  • Естественная философия Декарта (Исследования Рутледжа в философии семнадцатого века) 1-й
    С.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *