Философия Рене Декарта: основные идеи, учение кратко
Иное начало и иной метод познания отстаивает в своем учении Рене Декарт (1596-1650). Продолжая линию, идущую от «Метафизики» Аристотеля, он ясно видит противоположность опытного знания, не касающегося первопричины всего существующего, и первой философии или метафизики. Декарт осознает, что ответ на вопрос о причине необходимых отношений внешнего мира физических явлений и внутреннего мира явлений человеческой души не получить, если не раскрыть единство этих противоположных миров — единую сущность всех явлений, природу вселенной. Пытаясь найти и определить безусловное основание единства противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, Декарт выступает родоначальником метафизики Нового времени. С его точки зрения, все человеческое познание подобно дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.
Подобно Сократу, Декарт начинает свои метафизические размышления с сомнения в том, что мы хоть что-нибудь знаем достоверно из собственного опыта и любых внешних источников, в т.
«Итак, отбросив все то, в чем мы можем хоть как-то сомневаться, и, более того, считая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что нет никакого Бога, ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, вообще никакого тела, — пишет Декарт в «Первоначалах философии». — Однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, мыслящие таким образом, были ничем, ибо противоречиво полагать, что вещь мыслящая не существует тогда, когда мыслит. Поэтому положение cogito ergo sum есть первое и самое достоверное из всех, какие только могут представиться кому-либо в ходе философствования».
Согласно Декарту, с положением «cogito ergo sum» (я мыслю, значит существую – лат.) не может не согласиться всякий, кто признает противоположность духа и тела, ибо он понимает, что к природе мышления и, стало быть, к природе человека как мыслящего существа не имеет отношения телесность, протяженность.
«Мышление есть, ибо оно одно не может быть отторгнуто от меня, — разъясняет это положение Декарт в своем главном метафизическом произведении, в «Размышлениях о первой философии». — Я есть, я существую, это верно. Но как долго? Столько, сколько мыслю; ибо весьма возможно, что как только я прекращу всякое мышление, я тотчас совсем исчезну. Допускаю лишь то, что по необходимости истинно: я есть в точности только вещь мыслящая, т.е. ум, или дух, или разум, или рассудок, — слова, значение которых я раньше не знал. Я есть вещь истинная, и истинно существующая; но какая? Сказано: мыслящая».
Поскольку я есть мыслящий дух, мышлением является все, что я совершаю осознанно, т. е. отдавая себе отчет в том, что я делаю. Согласно Декарту, не только понимание, представление и желание, но и любое мое ощущение и восприятие есть мышление. Ведь мышление есть прежде всего самосознание, без которого невозможно никакое сознание, даже такая элементарная форма деятельности моей души, как чувственность. Поэтому метафизика утверждает: nihil est in sensu, quod non fuerit in intellectu (лат.) — нет ничего в чувстве, чего до него не было бы в разуме. Так как познание всех прочих вещей зависит от мышления, ничто не может быть познано прежде него. Знание мышления о своем собственном бытии есть, по Декарту, первое, непосредственно достоверное, не имеющее никаких предпосылок знание. Тождество мышления и бытия в самосознании не может быть доказано, выведено из какого-то другого знания. Напротив, все другое знание может и должно быть доказано, исходя из этого безусловного начала познания, из cogito ergo sum.
Второй шаг метафизических размышлений Декарта состоит в обосновании истинности предметного содержания нашего знания. Я есть; но есть ли на деле то, что, как мне кажется, я ощущаю, воспринимаю и представляю себе? Иначе говоря, существуют ли в действительности отдельные тела, т.е. протяженные вещи, их многообразные свойства и отношения, выражаемые мною в понятиях фигуры, числа и проч.? Декарт сознает, что если первое положение недоказуемо, то оно при всей своей достоверности не исключает возможности того, что в познании всех этих предметов я по необходимости заблуждаюсь. Ошибочным может оказаться даже то, что представляется мне совершенно очевидным. Тождество мышления и бытия в самосознании еще не гарантирует совпадения мышления с бытием вне его. Пропасть между сознанием себя самого и сознанием внешних, протяженных вещей не преодолена, пока не доказано существование объективного тождества мышления и бытия, которое Декарт называет Богом.
Среди различных представлений в моем уме, указывает философ, есть представление о вполне разумной, могущественной и совершенной сущности. С ее идеей я связываю не лишь возможное и случайное существование, как с идеями прочих вещей, а бытие действительное и необходимое. Но на основании того, что мой дух представляет себе бытие необходимо содержащимся в понятии совершеннейшей сущности, он должен заключить, что эта сущность есть.
«Тем самым он поймет, — пишет Декарт там же, — что эта идея наисовершеннейшего бытия не вымышлена им и представляет не какую-то химерическую, а истинную и неизменную природу, которая не может не быть, ибо в ней имеется необходимое бытие».
Только предрассудки мешают мне признать это, ибо в других вещах я привык отличать мышление от бытия, сущность от существования, понятие от реальности, а потому полагаю, что и в Боге одно может быть без другого. Но именно из того, что в самом себе (и тем более вокруг себя!) я не нахожу того совершенства, которое присуще идее Бога, следует, что эту идею породила во мне причина, которая этим совершенством обладает. Ведь ничто не рождается из ничего, а несовершенное породить совершенное не может. Таково декартово доказательство бытия Бога.
Поскольку есть и не может не быть объективное единство мышления и бытия в Боге, становится ясно, что все, мыслимое мною ясно и отчетливо, истинно.
Становится ясным и то, что есть Бог в отношении к мыслящим и протяженным вещам, а они — в отношении друг к другу и к Богу. Бог выступает всеобщей сущностью или субстанцией, природой вещей, — тем, что существует само по себе, а они являются его творениями — тем, что существует благодаря деятельности Бога как первой причины всего сущего, поддерживающего их существование вечным актом творения.
Согласно Декарту, дух и тело, мышление и протяженность представляют собой лишь конечные, «сотворенные субстанции», независимые друг от друга и не могущие быть причинами взаимных изменений. Но обе они по своему реальному бытию зависят от Бога — единой и единственной бесконечной субстанции, которая не сводится ни к мышлению, ни к бытию, а есть сама по себе их первоначальное, безусловное единство.
Из метафизики Декарта вытекают простые правила предлагаемого им метода научного познания. Этот метод, в противоположность аналитическому методу бэконовской индукции, является дедуктивным или синтетическим.
«Первое правило научного метода гласит: никогда не принимать за истину ничего, что нельзя признать ею с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения, включая в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению.Второе — делить каждую рассматриваемую проблему на столько частей, сколько необходимо для того, чтобы как можно лучше ее разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить шаг за шагом, как по ступеням, к познанию наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не следуют друг за другом.
И последнее — делать всюду (как отыскивая центр вещей, так и рассматривая затруднения каждой из них) перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено», — пишет Декарт в «Рассуждении о методе».
Своей метафизикой Декарт наметил путь для последующего исторического развития философии. Бытие и мышление в их раздельности и противопоставленности друг другу есть не исходное, а производное, вторичное, а не первоначало, которым выступает только всеобщее единство мышления и бытия. Поэтому мышление человека истинно, если оно в состоянии, исходя из себя самого, доказать бесконечное внутреннее единство этих противоположностей и тем самым обосновать знание их различия в конечных явлениях природы и духа.
Проблема заключалась теперь в том, чтобы раскрыть природу всеобщего единства мышления и бытия и выяснить, почему оно реализует себя в единичном и особенном. К разрешению этого противоречия через его отдельные стороны и двигалась философия нового времени после Декарта.
ДЕКАРТ • Большая российская энциклопедия
ДЕКА́РТ (Descartes) Рене (латинизир. имя Картезий; Renatus Cartesius) (31.3.1596, Ла-Э, Турень – 11.2.1650, Стокгольм), франц. философ, физик и математик, основатель картезианства. В 1606–14 учился в иезуитской школе Ла-Флеш. В 1618–21 служил в армии, в начале Тридцатилетней войны принимал участие в воен. действиях. Затем путешествовал по Европе, в 1629 переселился в Нидерланды, где прожил 20 лет, погружённый в уединённые науч. занятия. В 1649 по приглашению королевы Кристины переехал в Стокгольм. Здесь создал осн. сочинения – «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode, pour bien conduire sa raison et chercher la vérité dans les sciences», вышло в свет в 1637, рус. пер. 1885, 1950, 1953), «Метафизические размышления» («Meditationes de prima philosophia», 1641, рус. пер. 1901, 1994), «Начала философии» («Principia philosophiae», 1644, рус. пер. 1914, 1989).
Д. – один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математич. естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции. При этом в отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию, считая необходимым положить в основу филос. мышления принцип очевидности, или непосредств. достоверности, что предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру. Д. был убеждён, что на истину «натолкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Избр. произведения. М., 1950. С. 271), – классич. формулировка принципа субъективной достоверности, означавшего установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных; сомнение должно расчистить почву для построения рациональной культуры, которой должна уступить место культура традиц. типа. Однако при всей критике традиц. философии мышление Д. глубоко укоренено в традиции: отбрасывая одни элементы ср.-век. мышления, он опирался при этом на другие (в учении о субстанции, трактовке самосознания, понимании природы и души). Вслед за Августином, указавшим в полемике со скептицизмом на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, Д. считал абсолютно несомненным суждение «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Этот аргумент предполагает восходящее к платонизму убеждение в онтологич. превосходстве умопостигаемого над чувственным и рождённое христианством сознание ценности субъективно-личного: не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Д. в основание философии. Характерно при этом, что истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована у Д. существованием Бога, вложившего в человека естеств. свет разума. Самосознание у Д. не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему как источник объективной значимости человеческого мышления: все «смутные идеи» суть продукты только человеческой субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от Бога, а потому истинны.
Cogito – первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект – мыслящая субстанция; она открыта нам непосредственно, тогда как существование другой субстанции – материальной – дано опосредованно. Д. определяет субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя, – определение, которое затем воспроизвели Б. Спиноза и представители окказионализма. В строгом смысле слова субстанцией можно назвать только Бога: среди сотворённых вещей Д. условно называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии Бога» (Там же. С. 448), в отличие от тех, которые нуждаются в содействии др. творений и носят название атрибутов и качеств.
Мыслящая субстанция в качестве атрибута непротяжённа и потому неделима; телесная субстанция имеет протяжение в длину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру, движение и определённое расположение частей. Только эти качества действительно присущи телесной субстанции, а все остальные – цвет, вкус, запах, тепло, твёрдость и т. д. – Д. вслед за Г. Галилеем называет вторичными и показывает, что они обязаны своим существованием воздействию первичных качеств на тело и составляют содержание т. н. смутных идей. Идеи, присущие мыслящей субстанции изначально (а не приобретённые в опыте), – «врождённые» идеи, вложены в нас Творцом. К ним относятся идея Бога как всесовершенного существа, затем идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, или аксиомы («Из ничего ничего не происходит» и т. п.). Эти вечные истины суть воплощение естеств. света разума.
Неделимая субстанция – ум – предмет изучения метафизики, делимая субстанция – материя – предмет изучения физики. Отождествляя материю с пространством, Д. выступил против аристотелианского различения «тела» и «места», связанного с необходимостью ввести систему абсолютных «мест» – верха и низа, центра и периферии космоса для объяснения движения. Устраняя систему абсолютных мест, Д. определяет место только через положение тела относительно др. тел. Отождествление материи с пространством снимает затруднения Галилея, который не мог обосновать гл. понятие механики – т. н. идеального, или математич., тела: у Д., в сущности, всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) – наукой о телесном мире, какой она не была ни в античности, ни в средние века. Материя, она же пространство, составляет основу единства физич. мира; она делима у Д. до бесконечности, неделимых (атомов) и пустоты он не признавал, а космич. движение объяснял с помощью вихрей. Текучая материя, непрерывно заполняющая мир, вихреобразно движется вокруг Солнца. Движение у Д., как и место, относительно: поскольку в мире нет абсолютных точек отсчёта, то мы условно принимаем определённые тела или систему тел за неподвижные и по отношению к ним другие считаем движущимися. В качестве гл. закона движения Д. впервые чётко сформулировал закон инерции: «Тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собою не останавливается» (Там же. С. 486). В основе закона инерции лежит, по Д., постоянство единственной подлинной – Божественной – субстанции.
Дуалистич. противопоставление мыслящей и протяжённой субстанции позволило Д. отождествить природу с пространственной протяжённостью, так что стало возможным мыслить изучение природы как её конструирование – по образцу конструирования геометрич. объектов. Т. о., наука, по Д., конструирует некий гипотетический мир. Как и в номинализме 13–14 вв., этот пробабилизм Д. связан с идеей божественного всемогущества: Бог мог воспользоваться бесконечным множеством средств для осуществления своего замысла, а потому и тот вариант конструкции мира, который предлагает наука, равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте.
Понимание мира как гигантской системы тонко сконструированных машин снимает у Д. принципиальное различие между естественным и искусственным (созданным человеком), характерное для античной и ср.-век. науки. Растение – такой же механизм, как и часы, действия природных процессов вызываются «трубками и пружинами», подобно действиям механизма, с той лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин настолько же превосходят созданное человеком, насколько искусство бесконечного Творца совершеннее искусства творца конечного. Познание мира есть конструирование определённого варианта машины мира из простейших начал, которые мы находим в человеческом разуме. Инструментом этого конструирования является метод, который должен превратить науч. познание из спорадического и случайного нахождения истин в их систематическое и планомерное производство и сделать людей «господами природы» (Там же. С. 305). Осн. правила метода: 1) начинать с простого и очевидного; 2) путём дедукции получать более сложные высказывания; 3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохранять непрерывность цепи умозаключений; 4) критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них.
Дедукции Д. отводил исключит. роль в процессе познания. Идеалом воспитания и обучения считал развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые различия в качествах интеллекта (напр., в скорости протекания мыслительных процессов). Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Согласно Д., образование, доступное каждому, не привилегия, а естественное право. Эти идеи Д. легли в основу ряда дидактических принципов, определивших реорганизацию традиционной системы образования, и в наиболее полной мере были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.
Основой и образцом метода Д. является математика, важнейшими элементами – измерение и порядок. Рассматривая в качестве всеобщей науки (mathesis universalis) алгебру, Д. ввёл многие совр. алгебраич. обозначения, положил начало исследованию свойств алгебраич. уравнений. Алгебра становится для Д. образцом математич. науки именно потому, что он рассматривает математику как науку об исчислении, абстрагируясь от специфики той предметной области, к которой применяется исчисление. У Д. число не отличается от величины, как это было в античной и ср.-век. математике, ибо числа у него функционируют только как равенства величин и получают своё значение в ходе расчёта. Если раньше число понималось как положительное рациональное, то Д. фактически расширил понятие числа, распространив его на всю область действительных чисел; это было необходимо для аналитич. изучения непрерывных пространственных фигур и их движения. Тем самым он отменил восходившее к античности представление о разнородности дискретного числа и непрерывной протяжённой величины, т. е. объектов арифметики и геометрии.
В «Геометрии» («Géometrie», 1637, рус. пер. 1938) Д. широко пользовался понятием переменной величины, которая выступает в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, составляющих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Д. действительное число трактовалось как отношение данного отрезка к единичному (тем самым понятие числа распространялось на всю область положительных действительных чисел), хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Д. реальное истолкование, связанное с направлением отрезка. Д. ввёл общепринятые ныне знаки для переменных величин (напр., $x$, $y$, $z$), постоянных величин (напр., $a$, $b$, $c$), а также обозначение степени. Запись формул у Д. почти не отличается от современной. В аналитич. геометрии осн. достижением Д. явилось создание декартовой системы координат.
Понятие цели было полностью изгнано Д. из мира природы, благодаря чему он и создал механическую, материалистич. картину природного мира; важную роль в этом сыграло устранение понятия души как посредницы между неделимым умом (духом) и делимым телом, как она рассматривалась в античной и ср.-век. философии (душе приписывались воображение и чувство, которыми наделяли и животных). Д. отождествил душу и ум, называя воображение и память модусами ума; разумная душа тождественна способности мышления, животные же суть только автоматы; автоматом является и человеческое тело – «машина, которая, будучи создана руками Бога, несравненно лучше устроена и имеет в себе движения более изумительные, чем любая из машин, изобретённых людьми» (Там же. С. 300). Человек, обладающий разумной бессмертной душой, выносится Д. за пределы природного мира и ставится над ним в качестве малого творца. Именно устранение понятия души в её прежнем смысле позволило Д. противопоставить друг другу две субстанции – природу и дух – и превратить природу в мёртвый объект для познания-конструирования и использования человеком. В результате возникла очень трудная для философии Д. проблема связи души и тела, ставшая одной из центральных в метафизике 17–18 вв. (см. Психофизическая проблема). Д. пытался разрешить её механистически: через т. н. шишковидную железу (как бы пространственное вместилище человеческой души) механические воздействия, передаваемые человеческими органами чувств, достигают сознания.
Сводя всякое движение к пространственному перемещению, Д. объяснял последнее с помощью механич. толчка, поскольку понятие силы (внутренне связанное с понятием цели) также было устранено. На принципе толчка основано и понятие мировых вихрей. Механич. законами объяснял Д. все отправления живого тела, включая человеческое. Источник силы был вынесен за пределы природы и приписан трансцендентному Богу-Творцу. В этике Д. выступал последовательным рационалистом. Он рассматривал аффекты и страсти как следствие влияния на разумную душу телесных движений, которые, пока они не прояснены светом разума, порождают в нас заблуждения ума, результатом чего являются злые поступки. Источником заблуждения, которое у Д. в сущности есть не что иное, как грех, служит не разум, а свободная воля, ибо она побуждает человека высказывать суждения и действовать там, где разум ещё не располагает ясным и отчётливым знанием.
Т. о., учения Д. о бытии (онтология) и о познании (гносеология) являются идеалистическими, тогда как космология, физика и физиология – материалистичны; этот дуализм Д. имеет своим источником дуализм души и тела.
Влияние Д. на развитие философии и науки 17–18 вв. было глубоким и многосторонним. Учение Д. стало основой картезианства – направления в философии и естествознании, в рамках которого работали не только физики и математики, но и физиологи, медики и фармакологи. В русле идей Д. формировалось учение Б. Спинозы. Дуализм Д. послужил исходным пунктом концепции окказионализма А. Гейлинкса и Н. Мальбранша. Под воздействием метода Д. французскими янсенистами была разработана т. н. Пор-Рояля логика. «Геометрия» Д. оказала огромное влияние на развитие математики. Рационализм Д. явился одним из источников философии Просвещения.
Рене Декарт | Биография, идеи, философия, «Я мыслю, следовательно, я существую» и факты
Рене Декарт
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 31 марта 1596 г. Франция
- Умер:
- 11 февраля 1650 г. (53 года) Стокгольм Швеция
- Известные работы:
- «Геометрия» «Письмо к Воэцию» «Размышления о первой философии, в которой доказывается существование Бога и бессмертие души» «Принципы философии» «Правила управления разумом» «Рассуждение о методе» «Страсти души» «Мир»
- Предметы изучения:
- априорное знание Мыслю, следовательно, существую врожденная идея интеракционизм дуализм разума и тела
- Роль в:
- Битва у Белой Горы Научная революция
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Рене Декарт?
Рене Декарт — французский математик и философ XVII века. Его часто считают предшественником рационалистической школы мысли, и его огромный вклад в области математики и философии, как в отдельности, так и в целом, помог продвинуть западное знание вперед во время научной революции.
Подробнее читайте ниже: Молодость и образование
рационализм
Узнайте больше о рационализме.Чем известен Рене Декарт?
Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианской теории. дуализм (также называемый дуализмом разума и тела), метафизический аргумент, согласно которому разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом. в декартовой системе координат, которая до сих пор широко используется.0003
Подробнее читайте ниже: Мир и Беседа о методе
дуализм разума и тела
Узнайте больше о картезианском дуализме.Какой была семья Рене Декарта?
Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Жанна умерла вскоре после того, как Декарту исполнился год. Считалось, что Декарт был довольно болен в детстве. Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, а Иоахим был занят другой работой и был членом совета провинциального парламента. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенок по имени Франсин умер в возрасте пяти лет от скарлатины.
Подробнее читайте ниже: Резиденция в Нидерландах
Как умер Рене Декарт?
Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой всего 22 года, заставляла Декарта вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока, что оказалось пагубным для его здоровья, поскольку он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре. Однажды утром, вероятно, из-за раннего подъема в сочетании с морозной шведской зимой, Декарт простудился, и это оказалось смертельным.
Подробнее читайте ниже: Последние годы и наследие
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Рене Декарт , (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ. Потому что он был одним из первых, кто отказался от схоластического аристотелизма, потому что он сформулировал первую современную версию дуализма разума и тела, из которой проистекает проблема разума и тела, и потому что он способствовал развитию новой науки, основанной на наблюдении и эксперименте, его обычно считают основателем современной философии. Применяя оригинальную систему методического сомнения, он отбрасывал кажущееся знание, полученное от авторитета, чувств и разума, и возводил новые эпистемологические основания на основе интуиции, что, когда он думает, он существует; это он выразил в изречении «Я мыслю, следовательно, я существую» (наиболее известное в его латинской формулировке «Cogito, ergo sum», хотя изначально было написано по-французски «Je pense, donc je suis»). Он развил метафизический дуализм, радикально различающий разум, сущность которого — мышление, и материю, сущностью которой является протяженность в трех измерениях. Метафизика Декарта рационалистическая, основанная на постулировании врожденных представлений о разуме, материи и Боге, но его физика и физиология, основанные на чувственном опыте, механистичны и эмпиричны.
Узнайте о жизни и творчестве французского математика и философа Рене Декарта.
Просмотреть все видео к этой статье. Река Крез в Пуату, где его отец Иоахим владел фермами и домами в Шательро и Пуатье. Поскольку Иоахим был советником парламента Бретани в Ренне, Декарт унаследовал скромный дворянский чин. Мать Декарта умерла, когда ему был год. Его отец женился во второй раз в Ренне, оставив его в Лаэ, чтобы его воспитывала сначала его бабушка по материнской линии, а затем его двоюродный дед в Шательро. Хотя семья Декартов была католиком, регион Пуату находился под контролем протестантских гугенотов, а Шательро, оплот протестантов, был местом переговоров по Нантскому эдикту (159 г. ).8), которая предоставила протестантам свободу вероисповедания во Франции после периодических религиозных войн между протестантскими и католическими силами во Франции. Декарт регулярно возвращался в Пуату до 1628 года.В 1606 году Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла-Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 молодых людей прошли подготовку для карьеры в военной инженерии, судебной системе и государственном управлении. В дополнение к классическим исследованиям, естественным наукам, математике и метафизике — Аристотеля учили по схоластическим комментариям — они изучали актерское мастерство, музыку, поэзию, танцы, верховую езду и фехтование. В 1610 году Декарт участвовал в торжественной церемонии, на которой сердце Генриха IV, убийство которого в том же году разрушило надежду на религиозную терпимость во Франции и Германии, было помещено в собор в Ла-Флеш.
В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил юридическое образование. В это время гугенот Пуатье фактически восстал против молодого короля Людовика XIII (годы правления 1610–1643). Отец Декарта, вероятно, ожидал, что он поступит в парламент, но минимальный возраст для этого был 27 лет, а Декарту было всего 20 лет. армия мирного времени протестантского штатгальтера принца Мориса (годы правления 1585–1625). В Бреде физик Исаак Бекман (1588–1637) вдохновил Декарта на занятия естествознанием и математикой, для которого он написал Музыкальный сборник (написано в 1618 г., опубликовано в 1650 г.), его первое сохранившееся произведение.
Декарт провел период с 1619 по 1628 год, путешествуя по Северной и Южной Европе, где, как он позже объяснил, изучал «книгу мира». Находясь в Богемии в 1619 году, он изобрел аналитическую геометрию, метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически. Он также разработал универсальный метод дедуктивных рассуждений, основанный на математике, применимый ко всем наукам. Этот метод, который он позже сформулировал в Рассуждение о методе (1637) и Правила направления ума (написаны в 1628 г. , но не опубликованы до 1701 г.) состоит из четырех правил: (1) не принимать за истину ничего, что не самоочевидно, (2 ) разделить задачи на простейшие части, (3) решить задачи, идя от простого к сложному, и (4) перепроверить рассуждения. Эти правила являются прямым применением математических процедур. Кроме того, Декарт настаивал на четком определении всех ключевых понятий и границ каждой проблемы.
Декарт также исследовал сообщения об эзотерическом знании, такие как утверждения практиков теософии о том, что они могут управлять природой. Несмотря на разочарование в последователях каталонского мистика Рамона Луллия (1232/33–1315/16) и немецкого алхимика Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесгейма (1486–1535), он был впечатлен немецким математиком Иоганном Фаульхабером (1580–1635). член мистического общества розенкрейцеров.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Декарт разделял ряд целей и привычек розенкрейцеров. Подобно розенкрейцерам, он жил один и в уединении, часто менял место жительства (за 22 года пребывания в Нидерландах он побывал в 18 разных местах), бесплатно занимался медициной, пытался увеличить продолжительность жизни человека и с оптимизмом смотрел на будущее. Способность науки улучшать условия жизни человека. В конце своей жизни он оставил сундук с личными бумагами (ни один из которых не сохранился) у врача-розенкрейцера — своего близкого друга Корнеля ван Хогеланде, который занимался его делами в Нидерландах. Несмотря на это сходство, Декарт отверг магические и мистические верования розенкрейцеров. Для него этот период был временем надежд на революцию в науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в Продвижение обучения (1605 г.) ранее предложил новую науку наблюдения и эксперимента, чтобы заменить традиционную аристотелевскую науку, как это сделал позже сам Декарт.
В 1622 году Декарт переехал в Париж. Там он играл, ездил верхом, фехтовал, ходил во двор, на концерты и в театр. Среди его друзей были поэты Жан-Луи Ге де Бальзак (1597–1654), посвятивший Декарту « Le Socrate chrétien » (1652; «Христианский Сократ»), и Теофиль де Вио (159 г.).0–1626), чучело которого было сожжено и заключено в тюрьму в 1623 году за сочинение стихов, высмеивающих религиозные темы. Декарт также подружился с математиком Клодом Мидоржем (1585–1647) и отцом Марином Мерсенном (1588–1648), человеком универсальной учености, который переписывался с сотнями ученых, писателей, математиков и ученых и стал основным контактным лицом Декарта с более широкими интеллектуальными кругами. Мир. В это время Декарт регулярно скрывался от своих друзей, чтобы работать, сочиняя трактаты, ныне утраченные, о фехтовании и металлах. Он приобрел значительную репутацию задолго до того, как опубликовал что-либо.
В беседе в 1628 году Декарт опроверг заявление алхимика Шанду о том, что вероятности так же хороши, как и достоверность в науке, и продемонстрировал свой собственный метод достижения достоверности. На беседе присутствовал кардинал Пьер де Берюлль (1575–1629), основавший в 1611 году Конгрегацию учителей ораториализма в качестве соперника иезуитов. Многие комментаторы предполагают, что Берюлль побуждал Декарта написать метафизику, основанную на философии святого Августина, в качестве замены иезуитскому учению. Как бы то ни было, через несколько недель Декарт уехал в Нидерланды, которые были протестантскими, и, приняв большие меры предосторожности, чтобы скрыть свой адрес, не возвращался во Францию в течение 16 лет. Некоторые ученые утверждают, что Декарт сделал Берюля наставником своей совести, но это маловероятно, учитывая происхождение и убеждения Декарта (он был выходцем из провинции гугенотов, не был католическим энтузиастом, его обвиняли в том, что он розенкрейцер, и он защищал религиозной терпимости и выступал за использование разума).
Отдельный философ > | |||||||||
|