почему нынешняя власть не любит декабристов — РБК
Восстание декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 года, стало ключевой метафорой мятежа в российской истории. Им пыталась вдохновиться и современная оппозиция, после чего пропаганда дискредитировала декабристский миф
Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.
Заурядность истории декабристов
История декабристов показывает, сколь глубокой может быть пропасть между реальностью прошлого и памятью о ней. Значение исторического события определяется его непосредственными следствиями. К чему привели в одночасье подавленные восстания тайных обществ? Насколько их воздействие на власть и общество приблизило, например, достижение одной из главных целей заговорщиков — освобождение крестьян?
adv. rbc.ru
Так называемая николаевская реакция, последовавшая после 14 декабря 1825-го, ни в коей мере не способствовала отмене крестьянского рабства. Стремление напуганной мятежниками власти «законопатить» все каналы выражения общественного мнения делало невозможным публичное обсуждение крестьянского вопроса. «Позитивное» влияние на Николая I свелось преимущественно к тому, что он повелел выписать «конструктивные предложения» из показаний членов тайных обществ в ходе следствия и в своей государственной деятельности с этим сборником сверялся. Было бы преувеличением считать, что декабристские «советы» сыграли решающую роль в создании царских секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Власть с конца XVIII в. осознавала угрозы крепостничества. Павел I старался ограничить барщину. Александр I инициировал проекты крестьянской реформы. Так что Николай продолжал традицию отца и брата. Препятствием к освобождению была не злая воля царей, а скорее корыстные интересы дворянства.
adv. rbc.ru
На общественное сознание декабристы, если не считать их плодотворной просветительской деятельности на сибирской окраине империи, также не оказали заметного воздействия. Можно сказать, что они вдохновляли робкое протестное движение того времени, вроде московского кружка братьев Критских и петербургского общества Петрашевского. Но не эти маргинальные группы определяли общественное мнение. Большинство помещиков крепостное право устраивало. Если бы не поражение в Крымской войне, которое показало неэффективность архаичного общественного устройства, рабство крестьян могло бы существовать еще не одно десятилетие.
Кадр из фильма «Декабристы», 1926 год
Величие декабристского мифа
Закономерно, что в обширной западной славистике декабристам посвящено всего около двух десятков работ. Но почему в России число публикаций на декабристскую тему приближается к 20 тыс.? Легко ответить, что русские в своем интересе руководствуются не рассудком, но чувством.
Выдающееся место декабристов в русской памяти обеспечено лучшим стилистом русской литературы, гением мифотехнологий Александром Герценом. До него верховный правитель отождествлялся в общественном сознании со святым рыцарем Георгием, защитником страны, а его внешние и внутренние враги — со Змеем Горынычем. Единственным способом противостоять царю-рыцарю было утверждение «А царь-то ненастоящий!». Все помнят про самозванцев-Лжедмитриев и Петра III — Пугачева, про «воевод», действовавших от имени «воскресших» царевичей, — Болотникова и Разина. Но мало кто обращает внимание, что даже европейски образованные декабристы выводили солдат на площадь под предлогом верности «истинному» императору Константину.
Герцен перевернул прежнюю формулу: декабристы стали рыцарями, а император превратился в его глазах в дракона. Кроме того, революционная газета «Колокол», издававшаяся Герценом и Огаревым в Лондоне, отождествила восстание, суд и казнь декабристов со страстями Христовыми. Декабристы стали светским воплощением и Христа, и Георгия Победоносца. Это придало мифу 14 декабря не только смысловую глубину, но и тактическую гибкость. В годы наступления реакции оппозиция ориентировалась на образ декабристов-мучеников, во время «революционного подъема» вдохновлялась героическим примером «богатырей, кованных из чистой стали».
Вокруг созданного Герценом мифа о декабристах сформировалось «жертвенное сословие» русской интеллигенции. Речь идет не только о политических революционерах, но и о десятках тысяч тех, кто жертвовал средства на просвещение и лечение крестьян. Сконструированная Герценом память о декабристах стала решающим фактором русской истории в 1917 и 1991 годах: участники тех событий нередко чувствовали себя чуть ли не мстителями за героев 14 декабря.
Почему декабристы исчезают из нашей памяти?
Если история — это политика, обращенная в прошлое, то миф — это политика, устремленная в будущее. Декабристы — метафора мятежа русской культуры. Кроме как на их опыт, интеллигентам в своем протесте опереться вроде бы и не на кого. Примечательно, что когда Михаил Ходорковский понял — тюрьмы не миновать, он тоже придумал себе декабристский имидж. В своем последнем слове на суде Михаил Борисович трогательно назвал жену «декабристкой», поблагодарив ее за верность. Когда он оказался в Чите, то не преминул в первом послании на волю сообщить, что «находится в краю декабристов».
Для власти это означало одно: с мифом пора кончать. В юбилейный — 2005-й — год на телевидении появляется первый антидекабристский фильм «Орден русских рыцарей», из которого следовало, что декабристы были под контролем глубоко законспирированной организации масонского типа. Сегодня счет таким фильмам уже перевалил за десяток (чего стоит один «Мираж пленительного счастья», в котором рассказывается, как британская разведка с помощью декабристов вела борьбу за вновь открытое уральское золото). Власти поступили изящно: не стали бороться за присвоение мифа, а просто его дискредитировали, рассказав, кем, с их точки зрения, были декабристы «на самом деле». Понятно, что на исторических деятелей всегда можно найти «компромат».
В ходе общественного подъема 2012–2013 годов оппозиционная пресса пыталась оживить подрывную метафору, именуя участников массовых митингов «декабристами Болотной». Но безуспешно. Декабристский идеал самопожертвования утратил прежнее обаяние. Отчасти потому, что этика «образованных» ныне ничем не отличается от прежде столь презираемого ими «мещанства». Метафора мятежа больше не работает. Возможно, России нужен новый образец созидательного самопожертвования.
Панно «Декабристы» на станции метро «Отрадное» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)
Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества.
Восстание декабристов. Декабристы и русская культура
Декабристы — вдохновение русских классиков. Разберемся, почему Пушкина не взяли в декабристы и какое место занимает восстание в русской культуре.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Сергей Соловьев
Историк-архивист, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории
В этой части урока поговорим об Александре Пушкине и влиянии декабристов на русскую культуру в целом.
😱 Александр Сергеевич был лично дружен со многими декабристами, разделял их мнение, но в тайное общество его не брали.
🤐 По советской версии декабристы хотели сохранить великого поэта для России. Но на самом деле Пушкина считали талантливым, но несерьезным — человеком, который может запросто разболтать тайны.
👩🏻 Все декабристы читали оду «Вольность», восхищались «Кинжалом». Но Пушкин мог читать оду «Вольность» декабристам, а на следующий день идти к высокопоставленному царскому чиновнику, болтать с ним и ухлестывать за его женой.
🤔 К моменту восстания Пушкин находился в ссылке в Михайловском, куда Александр I отправил его за стихи и свободное, даже эпатажное поведение. К тому моменту поэт уже не верил в идею восстания в России и занял более консервативные позиции.
✍️ Но когда Пушкин узнал о восстании, то пытался поехать в Петербург. Более того, узнав о повешении декабристов, в своих черновиках он нарисовал пять казненных с подписью «И я бы мог, как шут на ви…».
👑 По свидетельствам, Николай I вернул поэта из ссылки в Петербург и спросил его: «А ты бы вышел?». Пушкин ответил утвердительно — из-за того, что нельзя не выйти. Николай I простил Пушкина, но поставил его под мелочный пожизненный надзор.
Фрагмент черновиков Пушкина с изображением виселицы
⠀
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Впоследствии Пушкин пытался пробудить в Николае I жалость к декабристам.
☝️ Он написал «Стансы», где поставил в пример Николаю Петра I: «Будь… памятью как он незлобен». И в стихах, и в письмах поэт пытался склонить Николая к тому, что нужно помиловать осужденных, в числе которых были его ближайшие друзья: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
🔥 В стихотворении «Памятник» есть строка: «И милость к падшим призывал». Это не общие слова, а прямая отсылка к декабристам. До этого он писал послание в Сибирь декабристам:
«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут».
✍️ К теме декабристов будут возвращаться и ссылаться и Лермонтов, и Толстой. Одним из ближайших друзей Лермонтова на Кавказе был декабрист-поэт Александр Одовевский, чья смерть потрясла Лермонтова.
❓Лев Толстой хотел написать роман «Декабристы». Он хотел понять, откуда эти люди взялись и почему сделали то, что сделали. Работая над этим замыслом, Толстой упирается в войну 1812 года и в итоге пишет «Войну и мир».
🤔 Первый эпилог романа — спор Пьера с Николаем Ростовым, при котором присутствует сын погибшего князя Болконского. Пьер — за тайное общество, Ростов — против. А про ребенка сказано: «Мальчик боялся темноты, и его не могли отучить от этого недостатка».
❗️Темнота тут — это не отсутствие света, а невежество и отсутствие свободы. «Откуда взялись декабристы?» — это вопрос, ради ответа на который Толстой пишет свой роман.
🧐 Чтобы детальнее узнать о связи Пушкина с декабристами, посмотрите этот материал от Arzamas👇
Был ли Пушкин декабристом?
Подытожим, какое влияние оказали декабристы на культуру и политику.
💪 С декабристов начинается история оппозиции. Литературные и философские кружки, появившиеся уже в начале 1830-х годов, обсуждают опыт декабристов. От их взглядов отталкиваются в спорах и западники и славянофилы, и родоначальник этого спора Чаадаев в период Николая I.
❗️От того, на чем остановились декабристы, отталкиваются реформаторы времен Александра II. Власть понимает, что поражение в Крымской войне вызвано и тем, что те полководцы, кто мог выиграть эту войну, сгнили в Сибири. Амнистия декабристов становится манифестом Александра II — демонстрацией неизбежности реформ. Прежде всего, отмены крепостничества.
📰 Казнь декабристов вдохновила Герцена на борьбу с самодержавием и созданием первой неподцензурной газеты в России — «Колокола», а потом — журнала «Полярная звезда». На обложке — профили казненных декабристов.
☝️ К наследию декабризма обращаются и мыслители, и политики самых разных взглядов: от умеренных либералов до эсеров и большевиков.
🤔 Дискуссии о значении декабризма идут до сих пор. Прежде всего потому, что объединение искреннего патриотизма и стремления к гражданской свободе делают их взгляды и наследие актуальным.
Обложка «Полярной звезды» Герцена с профилями казненных декабристов.
курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней
Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Пушкин и декабристское эмоциональное сообщество
- Докторские диссертации Принстонского университета, 2011-2022
- Славянские языки и литературы
Пожалуйста, используйте этот идентификатор для цитирования или ссылки на этот элемент: http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01sb397b744
Название: | Гражданское чувство: Пушкин и декабристское эмоциональное сообщество |
Authors: | Wang, Emily Ambrose |
Advisors: | Wachtel, Michael A |
Contributors: | Slavic Languages and Literatures Department |
Keywords: | Alexander Pushkin Decembrists История эмоций Пушкин |
Предметы: | Славянство Славяноведение Сравнительное литературоведение |
Дата выпуска: | 2016 |
Издатель: | Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет |
Реферат: | Моя группа помнит: Русские революционеры», и особенно к их поэзии.![]() ![]() ![]() |
URI: | http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01sb397b744 |
Альтернативный формат: | Библиотека рукописей Мадда сохраняет одну переплетенную копию каждой диссертации Библиотеки рукописей Мадда. Найдите эти экземпляры в основном каталоге библиотеки: catalog.princeton.edu |
Тип материала: | Академические диссертации (докторские) |
Язык: | en |
Славянские языки и литературы |
Показать полную запись товара
Элементы в Dataspace защищены авторским правом, все права защищены, если не указано иное.
Российские жены-декабристы: вдохновляющие женщины разных поколений
Линн Энн Хартнетт, Университет Вилланова
В анналах российской истории мужчины-декабристы, участвовавшие в восстании 1825 года, в своей жизни соперничают только с женщинами. Действительно, 11 жен, невест и сестер последовали за мужчинами в изгнание и изоляцию в течение следующих нескольких лет, попрощавшись со своими семьями и оставив позади комфорт дворянских поместий.

Самоуничижительные жены
Женщины вошли в историю как жены-декабристы и стали олицетворением «политического и социального мученичества». Их модель самопожертвования будет прославлена русскими поэтами и станет отличительной чертой революционного этического кодекса для грядущих поколений.
Русские дворянки не ездили с царскими войсками по городам Западной Европы. И у большинства из них не было формального образования, хотя у них обычно были иностранные наставники, которые обучали их в своих поместьях.
Единственным уроком, который они хорошо усвоили, были смирение и самопожертвование, которые проповедовала Русская православная церковь. Именно это самоуничижение побудило их покинуть комфорт столицы и свои дома и отправиться в негостеприимные просторы Сибири.
Один советский историк описал их как женщин, «чья духовная жизнь была ограничена пределами семьи», но которые своим примером научили бесчисленное множество других стойкости и силе.
Создание поселения
Акт совместного жертвоприношения стал образцом для Жен декабристов. Женщины в изгнании полагались друг на друга так же, как их мужья полагались на них. Женщины образовали своего рода семью. Общая беда связала их вместе, и каждый принял друг друга с распростертыми объятиями.
Облигации со временем росли. Первоначально разбросанные по нескольким тюрьмам и ссылкам, декабристы поселились в Петровском заводе, пригороде Нерчинска, в 1830 году. Там женщины построили ряд изб, которые стали известны как Дамская улица, часто на деньги, присланные их семьями.
Проведя жизнь в роскоши, женщины научились постоять за себя и обеспечить своих мужей. Так, они выращивали овощи и даже выдергивали гнилые зубы.
Одна из них, Катя Трубецкая, умела находить продукты, чтобы приготовить сытную еду. Другая, Мария Волконская, была выдающейся швеей. И она призналась, что такой физический труд помогал усыпить ее разум и на время отвлечься от мыслей обо всем, что осталось позади.
Эта статья взята непосредственно из видеосерии Великие революции в современной истории . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Пережить мороз и отсутствие медицинского обслуживания
Одним из самых больших испытаний для женщин был мороз. Их ветхие дома не могли защитить от отрицательных температур, и без достаточно теплой одежды, чтобы компенсировать этот факт, условия стали мучительными.
Отсутствие медицинской помощи было еще одной трудностью в мерзлой тундре. И это делало болезни, проистекавшие из этих экстремальных условий и нехватки ресурсов, особенно опасными. Это особенно заметно, когда мы смотрим на детей в изгнании.
Жёны-декабристы родили больше детей после приезда в Сибирь, и радость от этих новоприбывших часто быстро умерялась. Двадцать два ребенка умерли в младенчестве или раннем детстве. Отсутствие должного питания и медицинской помощи, с которыми столкнулись ссыльные декабристы, увеличило число умерших потомков.
Храбрые, самоотверженные женщины
Спустя годы русская революционерка Вера Фигнер отметила самоотверженность жен-декабристов к 100-летию их восстания. Она отметила, что, хотя они жили на грани бедности, они отдавали себя другим.
Жены-декабристки дали русским женщинам новую энергию для борьбы за дело. (Изображение: Everett Collection/Shutterstock)Они обязались кормить своих мужей и десятки политических изгнанников. При этом они сокращали свои собственные приемы пищи и регулярно пропускали ужин, чтобы хватило еды для мужчин.
Фигнер рассказывал, что какое-то время Трубецкая выживала исключительно на черном хлебе и квасе — ферментированном напитке — и отказывалась использовать имеющиеся у нее ресурсы для починки или замены испорченной обуви. Вместо этого она брела по снегу и льду, подвергаясь воздействию стихии.
Жены декабристов тоже проявили большую решимость. Они вели переговоры с властями о доступе к медицинскому обслуживанию и выступали за возможность дать образование детям, родившимся у них в сибирской ссылке.
Помощь от семьи дома
В письмах к близким женщины признавали трудности, с которыми они столкнулись, но не оплакивали свои жертвы. Однако они регулярно обращались к своим матерям, отцам и сестрам в Санкт-Петербурге с просьбой прислать им одежду, деньги и книги как для себя, так и для своей общины.
На пожертвованные средства и товары женщины также открыли публичные библиотеки, школы и медицинские клиники, организовали концерты и неформальные лекции. Эти усилия изменили отдаленный культурный ландшафт.
Дом Марии Волконской всегда был центром интеллектуальной и культурной жизни. Привезя с собой в ссылку маленькое пианино, она наполнила Дамскую улицу музыкой, и ее ласково называли принцессой Сибири.
Значительный вклад
Вряд ли деяния Жен-декабристок имели бы непреходящее значение, если бы не их прославление в русской литературе. Стихотворение русского поэта и общественного критика Николая Некрасова «Русские женщины» посвящено двум женам-декабристам: Марии Волконской и Екатерине Трубецкой.
Он описывает их как представительниц всех русских женщин, которые своей силой и преданностью дают другим возможность бороться и терпеть за освященные идеалы.
В 1870-х и 1880-х годах новое поколение русских женщин по образцу жен-декабристок приняло революционное решение как никогда прежде.
Общие вопросы о жёнах-декабристках России
В: Кем были жёны-декабристы?
За мужчинами Декабристов Восстания 1825 г. последовали в ссылку женщины: жены, невесты, сестры. Женщины добровольно отказались от всей роскоши своей жизни, чтобы сопровождать своих мужчин в изгнании.
В: Как выжили в ссылке жены декабристов?
Жены декабристов создали сильное собственное сообщество. Они обратились за помощью к своим семьям за деньгами и использовали их для основания небольшого поселения. Женщины научились постоять за себя и обеспечить своих мужей.