Действие 1 явление 3 горе от ума: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Содержание

Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (Горе от ума Грибоедов)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии — молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, разочарование и гонение.

Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью — Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника.

В 1-ом явлении III действия комедии между героями происходит объяснение. Чацкий хочет «выудить признание» у Софьи: «Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб?» Герой не верит, что одного из этих людей девушка могла полюбить — ведь один ничтожнее другого. Чацкий дает емкие характеристики обоим кандидатам:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?.. А тот —

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Но Софья, обдавая героя холодностью, утверждает, что любит многих гораздо более, чем Чацкого. Александр Андреич, по ее словам, очень «невоздержан на язык» и жесток к людям: «Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова… «Лучше бы Чацкий обратил взгляд на себя, на свои недостатки. Ведь, ругая всех и вся, он выглядит смешным:

Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

Софья не желает больше говорить с героем и порывается уйти. Чацкий, чтобы все же узнать ее «зазнобу», решает притвориться (единственный раз в жизни!) и признать, что Молчалин мог измениться. Герой соглашается: хорошо, может быть, Алексей Степаныч — достойный человек, но любит ли он Софью так, как любит ее Чацкий?

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? То чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чацкий то пытается убедить Софью, что она во многом выдумала себе Молчалина: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта; Бог знает, за него что выдумали вы, Чем голова его ввек не была набита. Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему… «То, боясь гнева девушки, признает за Молчалиным ум. Он умоляет Софью дать ему возможность убедиться самому, что его соперник — достойный человек: «Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том…» Тогда Чацкий сможет успокоиться («от сумасшествия могу я остеречься») и забыться.

Но Софью вовсе не трогают пылкие слова Александра Андреевича. Ее очень обидели нелестные отзывы Чацкого о Молчалине. Любит она секретаря отца или нет, «зачем же быть… так невоздержну на язык?» Софья обвиняет героя в том, что в жизни он способен только шутить: «Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!» Однако, если бы он узнал Молчалина поближе, то оценил бы его по достоинству.

Чацкий уязвлен ревностью: откуда Софья так хорошо знает Алексея Степановича? А девушка продолжает убеждать Чацкого в несомненных «достоинствах» Молчалина: безмолвии, общении со старичками, небольшом, но крепком уме, уступчивости, скромности, спокойствии и т. д.

Чацкий не верит своим ушам:

Целый день играет!

Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает! …Она не ставит в грош его.

В итоге герой делает вывод: «Шалит, она его не любит». Успокоившись по поводу Молчалина, он хочет выяснить отношение Софьи к Скалозубу. Чацкий начинает расхваливать его, но Софья тут же прерывает Александра Андреевича: Скалозуб — герой не ее романа. Чацкий недоумевает: девушка не может любить ничтожного Молчалина, к Скалозубу она равнодушна. Кто же завладел ее сердцем? Сцена завершается вопросом героя: «Кто разгадает вас?»

Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы.

Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.

ГОРЕ ОТ УМА Действие 2 Явление 5 Грибоедов А.С. комедия. Монолог Чацкого. Читать книгу онлайн бесплатно


Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова «Горе от ума»

  • А впрочем, он дойдет до степеней известных
    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

    А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

  • А потому, что патриотки.
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

    А дочек кто видал, всяк голову повесь!.. Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки.

  • А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников — я не из их числа
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):

    Когда в делах — я от веселий, прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников — я не из их числа.

  • А судьи кто?
    Слова Чацкого (д.2, явл.5):

    А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.

  • Ах, злые языки страшнее пистолета
    Слова Молчалина (д. 2, явл. 11).
  • Ба! знакомые все лица
    Слова Фамусова. (д. 4, явл. 14).
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7).
  • Бывают странны сны, а наяву страннее
    Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
  • В деревню, в глушь, в Саратов!
    Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):

    Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; Подал ее от этих хватов. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

  • В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь
    Слова Молчалина (д. 3, явл. 3).
  • Век нынешний и век минувший
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):

    Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом.

  • Взгляд и нечто
    Слова Репетилова (д. 4, явл. 4):

    В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто. О чем бишь Нечто? — Обо всем.

  • Влеченье, род недуга
    Слова Репетилова, обращенные к Чацкому (д. 4, явл. 4):

    Пожалуй, смейся надо мною… А у меня к тебе влеченье, род недуга, Любовь какая-то и страсть, Готов я душу прозакласть, Что в мире не найдешь себе такого друга.

  • Времен очаковских и покоренья Крыма
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

    А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.

  • Всё врут календари
    Слова старухи Хлестовой (д. 3, явл. 21).
  • Вы, нынешние, ну-тка!
    Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (д. 2, явл. 2).
  • Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?
    (действ. 2, явл. 5).
  • Герой не моего романа
    Слова Софьи (д. 3, явл. 1):

    Ч а ц к и й Но Скалозуб? Вот загляденье: За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом — герой… С о ф ь я Не моего романа.

  • Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль
    Слова Репетилова (д. 4, явл. 6)
  • Да умный человек не может быть не плутом
    Слова Репетилова (д. 4, явл. 4), который говорит об одном из своих товарищей:

    Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист; Да умный человек не может быть не плутом. Когда ж об честности высокой говорит, Каким-то демоном внушаем: Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем.

  • Дверь отперта для званных и незванных
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

    Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных.

  • День за день, завтра (нынче), как вчера
    Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3):

    Ч а ц к и й А прежде как живали? М о л ч ал и н День задень, завтра, как вчера. Ч а ц к и й К перу от карт? И к картам от пера?..

  • Дистанция огромного размера
    Слова полковника Скалозуба о Москве (д. 2, явл. 5). В оригинале: Дистанции огромного размера.
  • Для больших оказий
    Скалозуб произносит речь относительно планов по «реформе» системы образования в России (д. 3, явл. 21):

    Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.

  • Дома новы, но предрассудки стары
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

    Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары.

  • Есть от чего в отчаянье прийти
    Чацкий, прерывая Репетилова, говорит ему (д. 4, явл. 4):

    Послушай, ври, да знай же меру; Есть от чего в отчаянье прийти.

  • И вот — общественное мнение!
    Слова Чацкого (д. 4, явл. 10):

    Через какое колдовство Нелепость обо мне все в голос повторяют! Чье это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье!

  • И дым отечества нам сладок и приятен
    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

    Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.

  • Кричали женщины: ура! /И в воздух чепчики бросали
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 5).
  • Мильон терзаний
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):

    Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков.

  • Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь
    Слова горничной Лизы (д. 1, явл. 2):

    Ах, от господ подалей; У них беды себе на всякий час готовь, Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.

  • Молчалины блаженствуют на свете!
    Слова Чацкого (д. 4, явл. 13).
  • На всех московских есть особый отпечаток
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
  • Не поздоровится от этаких похвал
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 10).
  • Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок
    Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
  • Ну, как не порадеть родному человечку?
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

    Как станешь представлять к крестишкули, к местечку, Ну, как не порадеть родному человечку?

  • О Байроне, ну о матерьях важных
    Репетилов рассказывает Чацкому о «тайных собраниях» некоего «серьезнейшего союза» (д. 4, явл. 4):

    Вслух громко говорим, никто не разберет. Я сам, как схватятся о камерах, присяжных, О Байроне, ну о матерьях важных, Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

  • Подписано, так с плеч долой
    Слова Фамусова, обращенные к его секретарю Молчалину, который принес бумаги, требующие особого рассмотрения и подписи (д. 1, явл. 4):

    Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накоплялось их; Дай волю вам, оно бы и засело; А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

  • Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Слова Чацкого (д. 4, явл. 14):

    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне! Карету!

  • Помилуйте, мы с вами не ребята, / Зачем же мнения чужие только святы?
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
  • Послушай, ври, да знай же меру!
    Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).
  • Поспорят, пошумят и разойдутся
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5) о старичках-фрондерах, которые придерутся

    К тому, к сему, а чаще ни к чему; Поспорят, пошумят и… разойдутся.

  • Пофилософствуй — ум вскружится
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 1):

    Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!

  • При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
  • Привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья
    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

    Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!

  • Прошедшего житья подлейшие черты
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

    И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.

  • Рабское, слепое подражанье
    Чацкий об обожании всего иностранного:

    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.

  • Рассудку вопреки, наперекор стихиям
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 22), который говорит о «чужевластье мод», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду — «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
  • Свежо предание, а верится с трудом
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):

    Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом.

  • Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой
    Слова Фамусова о московских барышнях (д. 2, явл. 5).
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).

    Ф а м у с о в Сказал, бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Ч а ц к и й Служить бы рад, прислуживаться тошно. Ф а м у с о в Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…

  • Смешенье языков: французского с нижегородским
    Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (д. 1, явл. 7):

    Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

  • Счастливые часов не наблюдают
    Слова Софьи (д. 1, явл. 4):

    Л и з а Смотрите на часы, взгтяните-ка в окно: Валит народ по улицам давно; А в доме стук, ходьба, метут и убирают. С о ф ь я Счастливые часов не наблюдают.

  • Сюда я больше не ездок!
    Слова последнего монолога Чацкого (д. 4, явл. 14):

    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок… Карету мне, карету!

  • Там хорошо, где нас нет
    Разговор Софьи и Чацкого:

    С о ф ь я Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Ч а ц к и й Где нас нет.

  • Тот скажи любви конец, / Кто на три года в даль уедет
    Слова Чацкого (д. 2, явл. 14).
  • Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь
    Слова Фамусова (д. 3, явл. 21).
  • Ум с сердцем не в ладу
    Так Чацкийий говорит о себе в разговоре с Софьей (д. 1, явл.7)
  • Умеренность и аккуратность
    Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (д. 3, явл. 3).
  • Ученье — вот чума; ученость — вот причина
    Слова Фамусова (д. 3, явл. 21):

    Ну вот, великая беда, Что выпьет лишнее мужчина! Ученье — вот чума; ученость — вот причина.

  • Учились бы, на старших глядя
    Слова Фамусова (д. 2, явл. 2):

    Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя.

  • Фельдфебеля в Вольтеры дать
    Слова Скалозуба (д. 2, явл. 5):

    Я князь — Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам, Он в три шеренги вас построит, А пикнете, так мигом успокоит.

  • Французик из Бордо
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):

    В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами…

  • Числом поболее, ценою подешевле
    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

    Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.

  • Что говорит! и говорит, как пишет!
    Слова Фамусова о Чацком (д. 2, явл. 2).
  • Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом!
    Слова Фамусова (д. 1,явл. 10).

    Здесь «комиссия» — от французскоко слова commission, означающего «поручение» (обязанность).

  • Что скажет Марья Алексевна?
    Слова Фамусова — финальная фраза пьесы (д. 4, явл. 15):

    Ах, боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

  • Что слово — приговор!
    Слова Фамусова:

    А наши старики? как их возьмет задор, Засудят о делах: что слово — приговор!

  • Чтобы иметь детей, / Кому ума недоставало?
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):

    Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но, чтоб иметь детей, Кому ума недоставало…

  • Шел в комнату, попал в другую
    Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (д. 1, явл. 4): «Ты здесь, сударь, к чему?» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:

    Я гнева вашего никак не растолкую, Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую.

  • Шумим, братец, шумим!
    Слова Репетилова (дейст. 4, явл. 4):

    Ч а ц к и й Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько? Р е п е т и л о в Шумим, братец, шумим… Ч а ц к и й Шумите вы — и только?..

  • Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
  • Я странен, а не странен кто ж?
    Слова Чацкого (д. 3, явл. 1):

    Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например…


Действие 4

Гости разъезжаются с бала.

Графиня Хрюмина с внучкой недовольны теми, кто был приглашен: «уроды с того света».

Гориной Наталье Дмитриевне было весело, ее муж дремал или плясал по указке жены.

Чацкий просит лакея подать ему карету. На месте не оказывается кучера, лакей уходит его искать, Чацкий остается. К нему подбегает Репетилов. Он начинает сумбурно объясняться в любви к Александру Андреевичу. Тот не верит, говорит, что это ложь и бред. Он предупреждает, что Репетилов опоздал, и бал уже закончен. Репетилов весь в хвастовстве, он причисляет себя к умным людям, разбирающимся в политике и книгах. Он – член тайного клуба, зовет к ним молодого человека, обещает познакомить с интересными людьми. Но все перечисленные имена не вызывают интереса у собеседника. Речь останавливается, когда объявляют карету Скалозуба. Репетилов стремится туда. И начинает признание в любви полковнику. Но тот видно уже не первый раз слушает такие речи. Он пугает тем, что все шумные встречи завершит построением в шеренги. Незаметно на месте Скалозуба оказывается Загорецкий. Он начинает расспрашивать Репетилова о Чацком. Его интересует, нормально ли у него с головой. Репетилов не верит, что Чацкий безумен.

Появляются следующие гости: княгиня с 6 дочерьми, княгиня Хлестова. Ее ведет Молчалин. Загорецкий у всех просит подтверждения своим словам. Оказывается, что весть о сумасшествии уже устарела.

Молчалин провожает Хлестову, которая отпускает его в комнату. Сарказм слышится в названии места жительства секретаря — чуланчик. Репетилов не знает, куда ему дальше ехать, просит лакея везти куда-нибудь.

Чацкий, находившийся все это время в швейцарской, слышал, что про него говорили. Он изумлен. Нелепость о безумии поражает, ему хочется узнать, кто распространил такие ужасные слухи. Его размышления прерывает София, которая со свечой в руке пробирается к комнате Молчалина. Он прячется за колонной, надеясь дождаться и узнать скрытые в доме тайны.

Лиза со свечой продвигается другим темным коридором. Ей нужно позвать Молчалина к Софии.

Чацкий и София прячутся в разных местах. Лиза стучит в комнату к Молчалину. Она зовет его к барышне, ругает, что он спит и не готовится к свадьбе. Ответные речи Молчалина пугают кощунством. Он объясняет Лизе, что просто «волочит» время, боясь обидеть дочь хозяина, не хочет чтобы тот, узнав о его связи с Софьей, выгнал его из дома. Он начинает признаваться в любви служанке. Его слова София воспринимает, как низость, а Чацкий как подлость. Лиза призывает обманщика к совести. Молчалин рассказывает девушке, в чем смысл его жизни, — в угождении. Он готов угождать всем:

  • хозяину;
  • слуге;
  • начальнику;
  • швейцару;
  • собаке.

Молчалин просит Лизу позволить себя обнять, чтобы идти делить любовь с плачевной барышней, но София не пускает его. Она говорит, что ей стыдно за себя и свои чувства. Молчалин ползает на коленях, но девушка остается непреклонной. Она понимает, его речи – ложь и обман. Девушка благодарит Молчалина за робость на свиданиях. Она рада, что узнала все ночью, и нет свидетелей ее позора. В этот момент появляется Чацкий.

Молчалин сбегает к себе в чуланчик, Лиза от страха роняет свечу. Юноша обращается к Софии, он удивлен на кого она променяла его настоящие чувства. София плачет.

Толпа слуг вбегает в коридор вместе с Фамусовым. Он возмущен, что София, объявившая Чацкого безумным, встречается с ним в темноте. Чацкий, узнав, кому обязан своим сумасшествием, удивлен еще больше. Фамусов ругает молодого человека, просит не появляться в его доме, пока не исправится. Александр Андреевич смеется над собой и поспешно уезжает искать уголок, где можно уединиться и забыть про полученные оскорбления.

Фамусов остается один и рассуждает только о том, не дойдут ли новости из его дома до очередной княгини.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии «Горе от ума», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Текст «Горе от ума» изобилует крылатыми фразами. Их используют отдельно от текста, иногда даже не зная, откуда они пришли.

Восемь способов искажения вашего восприятия реальности

Видеть значит верить . В какой-то степени это, конечно, правда: наши глаза позволяют нам видеть то, что нас окружает, помогая нам ориентироваться в нашем мире.

Но оказывается, что зрение намного сложнее, согласно новой книге Восприятие: как наши тела формируют наш разум психологов Университета Вирджинии Денниса Проффитта и Дрейка Бэра. То, что мы воспринимаем в любой данный момент, определяется не только сенсорным входом, но и нашими личными физическими способностями, уровнем энергии, чувствами, социальной идентичностью и многим другим.

«Здравый смысл полагать, что мы воспринимаем мир таким, каков он объективно», — пишут авторы. «Несмотря на то, что наша наивная интуиция состоит в том, что мы видим мир таким, какой он есть, мы его не видим».

Бессознательные процессы влияют не только на наше зрение. Книга Проффитта и Бэра полна захватывающих результатов исследований, которые бросают вызов не только вещам, которые мы воспринимаем, но и суждениям и решениям, которые мы принимаем на основе того, что мы воспринимаем.

Вещи, которые кажутся истинными и универсальными, часто являются просто нашим уникальным опытом восприятия мира.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Это полезно знать, особенно сейчас, когда мы боремся со смертельной пандемией и погрязли в политических и социальных потрясениях. Если мы поймем, какие нерелевантные факторы влияют на то, что мы видим и думаем, мы, возможно, сможем найти способы преодолеть это влияние и принять более эффективные решения как общество.

«Если мы хотим лучше понять себя и своих собратьев, мы должны ценить поразительную индивидуальность каждого опыта», — пишут Проффит и Бэр. Это означает иметь смирение. Вот восемь из множества интересных выводов из их книги.

1. Наша энергия и способности влияют на наше мировоззрение

Несколько исследований, проведенных Проффитом и другими, показывают, что наше физическое тело и наша способность двигаться влияют на то, как мы воспринимаем окружающее. Например, исследователи обнаружили, что если вы страдаете ожирением или устали, расстояния кажутся вам дальше. Люди с тяжелыми рюкзаками видят перед собой более крутые холмы, чем те, у кого нет рюкзаков.

«Скажем иначе: наша способность ходить определяет кажущуюся проходимость холма, которая определяет то, как мы его видим. Вы видите холм не таким, какой он есть, а таким, каким его видите вы», — пишут Проффит и Бэр.

Если вы держите что-то, что расширяет вашу досягаемость, например, граббер, предметы также кажутся ближе к вам. В спорте успешные бейсболисты буквально видят большие мячи, идущие к ним из питчера, а игроки в гольф, хорошо играющие в гольф, видят большие лунки.

Это явление заметно даже у маленьких детей. Вот почему в одном эксперименте ползающие младенцы демонстрировали страх, когда их опускали на платформу с фальшивой скалой (очевидный обрыв, который на самом деле был прозрачным пластиком), но дети, которые не могли ползать, не показывали того же страха. страх. Они не считали это чем-то страшным, потому что, будучи не ползунами, им пока не нужно было беспокоиться об обрывах.

2. Осознание нашего тела влияет на наши решения

В ходе одного эксперимента исследователи изучали менеджеров хедж-фондов, которым приходилось быстро принимать решения о торговле акциями в условиях сильного давления. Их странная находка? Менеджеры, которые могли более точно подсчитывать удары своего сердца, не прикасаясь к своему телу, были более успешными трейдерами.

Однако люди, которые были более уверены в своих точных счетах, были , а не более успешными, и чем больше разрыв между их уверенностью и точностью, тем выше их беспокойство. Это говорит о том, что реальное осознание своего тела может быть полезно в стрессовых ситуациях на работе.

Хотя неясно, почему это так, возможно, люди, которые больше знают о своем сердцебиении, лучше успокаиваются в стрессовых ситуациях и, следовательно, принимают более взвешенные решения. Или может случиться так, что успешные люди, которые лучше настроены на свое тело, более точно интерпретируют свое восприятие, понимая, как они взаимодействуют. В любом случае, эти открытия служат аргументом в пользу развития большей осознанности тела.

3. Если мы голодны (или нет), это меняет наш выбор

Восприятие: как наши тела формируют наш разум (St. Martin’s Press, 2020, 304 страницы)

Уровень энергии нашего тела также влияет на принятие решений. В одном эксперименте участники, которые пили сладкий напиток, принимали более правильные решения и дольше откладывали немедленное удовлетворение, чем люди, которые глотали сладкий на вкус напиток без глюкозы. Точно так же, когда судьи принимают решения об условно-досрочном освобождении непосредственно перед обеденным перерывом или в конце рабочего дня, они, как правило, отказывают в условно-досрочном освобождении. Это потому, что решение об условно-досрочном освобождении требует более тщательного рассмотрения и, следовательно, больше энергии.

Исследования также показали, что люди, которым нравился высокий сладкий стакан лимонада, как правило, более полезны для других. А дети, которые завтракают, лучше учатся в школе и имеют меньше проблем с поведением.

«То, как вы думаете, бесконечно связано с тем, как вы себя чувствуете физически», — пишут авторы. Поэтому важно убедиться, что мы (или другие люди, на которых мы полагаемся) не слишком истощены, когда необходимо принимать трудные решения.

4. Легко читаемые утверждения кажутся более верными

Наши представления о мире также зависят от кажущихся несущественными влияний. В одном эксперименте, когда исследователи попросили участников определить истинность утверждения, например, «Лима находится в Перу», написанного разными цветами, участники согласились больше с легко читаемыми утверждениями, чем с менее легко читаемыми. Точно так же утверждения, сделанные по схеме рифмовки, например «Горе объединяет врагов», считались более верными, чем утверждения без схемы рифмовки, например «Горе объединяет врагов».

От этой склонности можно избавиться, если просто указать на нее людям. Но, в противном случае, эти силы действуют за пределами нашего сознания, и мы можем быть обмануты тем, насколько легко во что-то поверить или что-то найти в нашем уме.

«Наша склонность к беглости делает нас восприимчивыми к чуши — если это кажется правильным, то это правильно — и когда эта уязвимость масштабируется до уровня СМИ, вы получаете правдивые и фальшивые новости», — пишут авторы.

5. Наши чувства влияют на наши политические взгляды

Наверное, неудивительно, что наши чувства влияют на наше восприятие и мысли. Тем не менее, даже для таких людей, как я, хорошо знакомых с этим исследованием, Восприятие преподнесло несколько сюрпризов.

В одном исследовании, процитированном в книге, исследователи обнаружили, что люди, которые легче вызывают отвращение, когда представляют себе такие вещи, как мусорное ведро, наполненное личинками, или кусок шоколадного торта в форме собачьих какашек, как правило, более консервативны в политическом отношении. И они, как правило, испытывают более сильные негативные чувства к людям, которые поддерживают сексуальные свободы, с которыми они не согласны, например права геев или право на аборт.

Такие чувства, как отвращение, которые исходят из лимбической системы нашего мозга, часто за пределами нашего сознания, направляют наши реакции и оценки, делая их менее чем беспристрастными.

«Эмоции позволяют нам воспринимать добро и зло в мире, наполненном и тем, и другим. Может показаться, что они приходят непрошено, но на самом деле они созданы нами самими и обладают как мудростью, так и превратностями наших самых древних и фундаментальных мозговых структур», — пишут Проффит и Бэр.

6. Плохое самочувствие усложняет жизнь

Любой, кто когда-либо чувствовал грусть или депрессию, знает, как трудно смотреть в лицо миру, когда ты подавлен. Но интересно отметить, что эти чувства также меняют наше сенсорное восприятие. Например, люди, слушающие меланхоличную музыку, склонны думать, что холм выглядит круче, чем люди, слушающие веселую музыку.

«Эмоции. . . должны давать красный или зеленый свет на приближение или избегание объектов, людей и ситуаций и соответствующим образом формировать восприятие», — пишут Проффит и Баер. Это означает, что взращивание положительных эмоций может помочь нам легче решать сложные задачи — идея, которая подтверждается, по крайней мере, некоторыми исследованиями.

7. Наличие других людей облегчает жизнь

Присутствие других людей также влияет на наше восприятие в трудных ситуациях. Держась за руки с кем-то во время болезненного события, вы можете уменьшить боль. Ожидание того, что вам придется нести тяжелую ношу с кем-то еще (а не в одиночку), делает ее легче, а просто мысль о друге может сделать холмы менее крутыми.

Наши социальные связи, по-видимому, играют определенную роль в снижении стресса, поэтому, возможно, общение с другими людьми меняет наше восприятие боли или трудностей, делая их легче переносимыми. Эти и другие исследования указывают на центральную роль наших социальных отношений в обеспечении устойчивости в трудные времена.

8. Наши политические убеждения влияют на наши математические способности

Еще одно интересное открытие заключается в том, как наша групповая принадлежность, например, политическая партия, к которой мы принадлежим, влияет на наше восприятие. Например, в одном исследовании людей попросили решить математические уравнения, чтобы проверить истинность результатов исследования, например, эффективна ли вакцина или спасает ли жизнь запрет на оружие. Как и предсказывалось, люди с лучшими математическими способностями могли легче найти ответы, но только тогда, когда результат вычислений не противоречил их политическим убеждениям. Если да, то математика у всех была хуже: они решали задачу правильно на 25–45 % реже.

Это противоречит идее, что людям просто нужно больше информации, чтобы понять правду о ситуации. «Мышление — даже математика — это не процесс, происходящий изолированно, а встроенный в наши личные мысли и групповую идентичность», — пишут авторы. «Мы буквально сбиты с толку, ошеломлены и неспособны использовать все наши способности, когда сталкиваемся с фактами, которые угрожают нашей социальной идентичности».

В общем, чтение об этом исследовании должно нас смирить. Ясно, что на наше восприятие, мысли и решения влияет множество сил, лежащих ниже уровня нашего сознания, и существует множество ошибок. Осознание этих влияний может уберечь нас от дорогостоящих ошибочных суждений или создания ненужных конфликтов с другими людьми, которые видят вещи по-другому. Конечная выгода от этого? Надеюсь, немного смирения поможет всем нам действовать с меньшим высокомерием и быть более открытыми для других точек зрения.

Как справиться с «менталитетом жертвы» в других | Кари Грейнджер | Личностный рост

«Жертва». У всех нас есть они в нашей жизни, может быть, вы один из них, может быть, вы работаете с одним из них, или, может быть, вы женаты на нем. За последние 15 лет работы тренером я усвоил одну вещь: есть две вещи, которые никому не нравятся: 1) когда тебя называют «жертвой» и 2) приходится иметь дело с «жертвой».

Поясню, есть разница между 1) феноменом фактического пребывания жертвой травмы или трагического события в жизни (виктимизация) и 2) жизнью с жертвой мышление (установка или предрасположенность, предопределяющая точку зрения человека, реакцию на ситуации и их интерпретацию).

‌Я встречал многих жертв травм, которые выполняют работу, необходимую для того, чтобы жить продуктивной жизнью после травмы. Эти люди — герои моей книги, а не то, о чем эта статья. Скорее, эта статья о последнем — типе «это не моя вина, мир сговаривается против меня и ничто не может помочь». Тип, воплощающий беспомощность, бессилие и покорность. Тип, который избегает ответственности за результаты своей жизни.

Паттерн жертвы

мышление жертвы — это привычный способ смотреть на жизнь — автоматическая ориентация на события в жизни как на несправедливое получение короткого конца палки или использование в своих интересах. Такое мышление приводит к тому, что человек чувствует себя бессильным перед лицом обстоятельств. Это также гарантирует, что, несмотря ни на что, это никогда не будет их ошибкой (включая черты личности, которые они не в состоянии изменить в себе). Потому что люди

быть и действовать в соответствии с тем, как они видят мир, человек с таким мышлением будет и действовать как жертва.

Важно понимать, что это паттерн, и поэтому в этот автоматический способ существования в мире было вложено много «практики». В то же время это не личностная черта, и хотя шаблоны трудно сломать, они податливы, и их можно проработать, если есть приверженность.

Почему выбирают мышление жертвы

Если вы собираетесь изменить ситуацию к лучшему с человеком, который воплощает в себе мышление жертвы, вам необходимо осознать, что такое мышление не является иррациональным или незаконным. Если бы вы видели жизнь так же, как они, вы, вероятно, были бы и действовали бы так же.

Никто на самом деле сознательно не выбирает стать жертвой. Это скорее путь, в который мы попадаем, и мы попадаем в него, потому что он работает. Это становится стратегией обращения с жизнью — будь то сохранение безопасности в своей зоне комфорта, подавление себя, поиск компании, привлечение внимания, избегание ответственности за что-то в своей жизни и т. д. Я встречал много необычных людей, которые просто не могли быть с тем, что они воспринимают как неудачу в жизни — что жизнь идет не так, как они хотят — это слишком болезненно. Чтобы справиться с этим, они поддерживают свое прикрытие, объясняя свою ответственность, и в процессе неосознанно отказываются от своей силы изменить ситуацию.

Внимание, сочувствие и время, которые человек может получить от жертвы , являются подтверждением того, что он действительно хороший человек, и если бы обстоятельства были просто другими, он, очевидно, процветал бы. Это способ «сохранить лицо» в разгар любой неудачи. Для некоторых такой образ жизни был образцом для подражания родителями или другими опекунами и был единственным способом справиться с вещами, которые идут не так, как они должны идти.

Мышление жертвы также может быть создано очень законными опасениями, которые не решаются, и поэтому возникает выученная беспомощность. Этот человек научился так же, как мы чему-то учимся — повторение определенного шаблона с течением времени — говорить, быть проигнорированным, говорить, быть проигнорированным, говорить, говорить заткнуться. Жалоба была законной, но она перестала иметь обязательство изменить сверхурочно, поскольку человек узнал, что ничего не изменится.

Что делать

Не существует универсального подхода, потому что мы люди и все мы очень разные; тем не менее, я обнаружил, что следующее полезно и продуктивно для поддержки человека, застрявшего в паттерне жертвы. Вы увидите, что суть этого подхода заключается в том, чтобы показать, что у них есть выбор, создать подлинную приверженность чему-либо и создать ответственность за действия, соответствующие этому обязательству.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Следующие шаги следует предпринимать только в том случае, если вы действительно хотите поддержать человека, иначе вы не захотите делать то, что описано ниже.

Шаг 1: проверьте себя и сбросьте ярлык

«Она такая жертва, я не хочу с ней иметь дело» или «жертвы так утомительны» . Это «менталитет против жертвы» — и все, что они скажут, скорее всего, будет расценено вами как жалоба или нытье — еще одно доказательство их жертвенности.

Чтобы на самом деле эффективно бороться с мышлением жертвы, вы должны перестать быть праведным и высокомерным в том, что они «такие жертвы».

Добейтесь того, чтобы искренне желать поддержать этого человека, чтобы положить конец его собственным страданиям и предпринять продуктивные действия (в отличие от того, чтобы положить конец вашим страданиям из-за того, что он стал жертвой).

Также — если вы ненавидите жертву, вы можете услышать жертва , когда есть желание настоящего законного общения. Целая исполнительная команда организации, в которой существовала культура «против жертвы», упустила некоторые очень серьезные признаки того, что что-то действительно не так, что привело к высокой текучести кадров, снижению производительности и невыплате счетов. Когда люди низшего звена в организации жаловались, они слышали только слово «жертва», отгораживались от них и повышали требования. Когда они поняли, что их ярлык «жертвы» мешает им действительно услышать важную информацию, они были поражены тем, как они на самом деле увековечили ситуацию, и начали менять то, как они взаимодействовали со своими сотрудниками.

Шаг 2: Подтвердить не сопротивляться

Они смирились, а это значит, что они отказались от того, что, по их мнению, было возможным. Все, что вы скажете в настроении покорности, будет расстреляно. Это означает, что попытки убедить или рассуждать с помощью логики не сработают. Настроение — это именно то, что настроено: чем больше вы сопротивляетесь, тем больше мышление будет упорствовать в своей защите.

Подтвердить, что у них есть представление, которое у них есть. Это не значит соглашаться с ними — согласие может подлить масла в огонь. Вместо этого просто признайте, что они сказали: «Я слышал, вы говорите, что корпорация не заботится о том, чтобы поддерживать вас на местах, и никто больше не заботится о том, чтобы поступать правильно» или «Я понимаю, что вы говорите — нигде нет доступных вакансий и никто не хочет вас нанимать». Опять же, то, что вы говорите то, что слышали, не означает, что вы согласны с этим, просто вы это слышали.

Частью проверки является получение не только слов, но также настроения и эмоций, стоящих за тем, что они говорят. Шагните в эту покорность, отчаяние, праведность, несправедливость всего этого. Если бы у вас было такое повествование и такое настроение, вы, вероятно, звучали бы так же, как они. Не будьте настолько высокомерны, чтобы думать, что вы не были или не могли быть в том же пространстве, что и они, в другое время — это человеческий феномен.

Иногда такое зеркало может создать достаточно места, чтобы «жертва» действительно могла слышать себя.

Шаг 3: Говорите и выслушивайте обязательства

Смирение — это настроение, которое возникает, когда вы отказываетесь от какой-то возможности, которую вы видели — от какого-то обязательства, которое у вас было. Это то, что происходит, когда вы не думаете, что что-то возможно. Хорошая новость заключается в том, что глубоко внутри есть некоторая приверженность.

От какой возможности отказался этот человек?

Когда мы говорим с кем-то, мы часто говорим не с человеком перед нами как таковым, а с нашим суждением о человеке перед нами. Поэтому, если мы говорим с жертвой, мы получим ответ жертвы. Если мы говорим с целеустремленным, способным человеком, мы действительно можем добиться целеустремленного, способного ответа.

Во-первых, вам нужно получить их мировоззрение, чтобы поговорить с ними, чтобы поддержать их — вы можете сказать что-то вроде «Я вижу, что это не очень хорошая ситуация для вас, вы заинтересованы в разговоре, чтобы увидеть, можем ли мы увидеть возможный выход?»

Как только вы получите от них обязательство хотя бы поговорить, мы захотим выявить следующий уровень обязательств — обязательство быть или действовать в соответствии с тем, что они хотели бы изменить. Есть несколько возможных вопросов в зависимости от ситуации, которые могут вызвать определенный уровень приверженности:

· Кем вы стремитесь быть известными в своей жизни независимо от ситуации? Как вы хотите, чтобы вас воспринимали даже в самых паршивых обстоятельствах?

· От чего ты отказался? Если бы обстоятельства были другими, что бы вы действительно хотели увидеть? Готовы ли вы стоять за то, чтобы это произошло, даже если иногда это кажется несправедливым и неравным?

· Если бы вы могли сделать так, чтобы все пошло не так, как есть, но вам пришлось бы прикладывать неравные усилия в течение длительного периода времени, и вы могли бы не получить за это признания или признания, вы бы были в порядке для того, чтобы это произошло?

· Если бы вы могли сделать это по-своему, чему бы вы на самом деле посвятили все это? Что бы вы чувствовали, что можете сделать то, что вам нужно сделать?

· Если бы вы знали, что ситуация не изменится, вы бы решили остаться здесь?

Ключевым моментом здесь является исполнение техники «при условии, что». «Учитывая, что… положение ужасное, вы никому не нравитесь, мир, кажется, сговаривается против вас, и конца этому не видно…. Кем ты хочешь быть, несмотря ни на что?» Другими словами, я не собираюсь спорить о самой ситуации или пытаться убедить их, что она не так уж плоха, я собираюсь признать, что она «настолько плоха», и снять ее с обсуждения. Тогда единственный вопрос в том, кем вы готовы быть перед лицом всего этого? Какие значения вы хотите отобразить?

Аналогия со спортивной командой, где тренер говорит что-то вроде «хорошо, другая команда в два раза больше нас, поле в гору, трава пятнистая, и идет снег… учитывая все это, как мы собираемся побеждать?» Тренер смотрит на игровое поле и разрабатывает стратегию победы на этом поле, а не на каком-то другом поле, на котором, по ее мнению, должна была бы играть ее команда.

Если вам кажется, что единственное, к чему они стремятся, это придерживаться такого мышления, вы можете рискнуть, если считаете, что у вас достаточно отношений, и указать на это: «Могу ли я сказать что-то очень прямое? Я действительно хотел бы поддержать вас, но мне кажется, что вы очень настроены (и, возможно, даже инвестируете) в то, что решения не существует — я правильно понимаю это?» или «Кажется, вы совсем запутались — вы хотите выйти из этого или предпочитаете оставаться в нем?»

Шаг 4: Включите физическое тело

Изменение повествования очень важно, но оно не будет иметь силы, если физическое тело будет исключено. Мышление жертвы имеет сопутствующую стойку тела — обычно оно немного более сутулое и вогнутое. Вы редко видите кого-то, кто уверенно стоит, готовый покорить мир, говоря, что он просто не может сделать перерыв в жизни.

Я включаю тело, задавая еще несколько вопросов, например: «Если бы вас уважало руководство, как бы вы стояли и держались?» Затем я буду поощрять их стоять таким образом. — Каково это?

Растет число исследований, показывающих взаимосвязь между тем, как мы держим свое тело, и влиянием на наше чувство силы. Это исследование даже показывает, что то, как мы держим свое тело, имеет нейрохимические эффекты, такие как высвобождение тестостерона или гормона стресса, кортизола. Трудно быть сильным, когда ты сгорбился. Трудно быть бессильным, когда грудь поднята, руки отведены назад, голова высоко и ноги устойчивы.

Шаг 5: Поддерживающее действие

Как только вы установили новое обязательство перед телом, начните действовать. Если это достаточно сильно, вы можете просто спросить: «Какое действие вы теперь видите?»

Если вам не удалось добиться серьезного обязательства, вы можете воспользоваться тем, что они сказали на третьем шаге, и спросить их, как бы они выглядели, если бы они были такими сейчас. «Я слышал, вы говорите, что хотите работать в месте, где вы чувствуете себя ценным и можете выкладываться на 110% и чувствовать себя при этом хорошо… если бы вы вошли в этот режим прямо сейчас, если бы вы знали, что вас ценят, и могли бы выложиться на полную». … и вы удерживали себя с этой гордостью, что бы вы сделали по-другому? Чем бы вы отличались?»

Человек, которого вы поддерживаете, часто говорит что-то, что, очевидно, является способом, которым он должен действовать, чтобы получить то, что он хочет. В этот момент вы можете просто спросить их, что, по их мнению, произойдет, если они просто начнут вести себя таким образом. Почти всегда они увидят, что могли бы добиться лучшего результата. Затем мне нравится ставить это как эксперимент: «Как насчет того, чтобы поэкспериментировать и просто посмотреть, что мы можем сделать с этим другим способом существования и действия — вы готовы к этому?»

Другие возможные вопросы, требующие действий:

· Как поступит в этой ситуации тот, кто известен как X?

· Каким будет выражение [значение X]? Каким будет образ жизни или действия?

· Если бы вы знали, что не потерпите неудачу, что бы вы сделали?

Поначалу мотивация для совершения новых действий может быть высокой, но если человек не сразу увидит результаты, он может снова погрузиться в образ мышления, поэтому вы хотите настроить его как долгосрочный эксперимент, и чтобы он предпринимает последовательные, повторяющиеся действия, чтобы увидеть разницу с течением времени.

Помните, мы пытаемся изменить хорошо отработанный шаблон.

Шаг 6: Последующие действия

Поскольку этот образ мышления был хорошо отработанной моделью, потребуются постоянные последующие действия, чтобы помочь установить новый способ видения мира и действий в нем. Поддерживайте новое обязательство постоянным разговором, иначе оно не продлится долго. Позвоните им, зарегистрируйтесь, напишите электронное письмо, отправьте текстовое сообщение: «Привет, я просто хотел, чтобы вы знали, что я все еще вдохновлен тем, что вы сказали вчера» или «Как прошли новые действия?»

Не удивляйтесь, если вы зарегистрируетесь, а они не предпримут никаких действий или если они снова не работают — им нужно напоминание, и вам, возможно, придется повторить разговор снова. Помните, мы делаем эти шаги только потому, что вы действительно хотите поддержать этого человека.

Будет ли это работать?

Каждый человек уникален, каждая ситуация уникальна, и вы отличаетесь от меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *