Андрей Юрьевич Боголюбский | |
1111-1175 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Андрей Боголюбский Боголюбская (Боголюбивая),
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111 — 29 июня 1174), князь Ростовский, Суздальский и Владимирский, великий князь Киевский (с 1157 года). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. В 1149 году Андрей Боголюбский посажен отцом в Вышгород, но через год переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1155 году вновь переведен в Вышгород, откуда менее чем через год бежал во Владимир, увезя с собой подаренную отцу константинопольским патриархом Лукой Хризовергом икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой («Богоматерь Владимирская»). В 1157 году Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский престол, но в Киев не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли мачеху, братьев Мстислава, Василька и Всеволода, племянников, а также отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).Около 1160 году Андрей Боголюбский впервые в истории Руси попытался разделить русскую церковь. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но получил отказ. В 1168 году Андрей Боголюбский послал суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митр. Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 году Феодор вступил в конфликт с Андреем Боголюбским. Князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось грандиозное строительство: в 1164 году возведены Золотые ворота, город-замок Боголюбово, а также ряд храмов. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года убит в Боголюбове заговорщиками из своего ближайшего окружения. Первоначально погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки Андрея Боголюбского неоднократно переносились. И. Н. Данилевский. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 454-455. Литература: Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 65–94; Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 324–337; Данилевский И. Н. Андрей Боголюбский: У истоков деспотизма // Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003; Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007; Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. С. 71–96; Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.Вернуться на главную страницу Андрея Боголюбского
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
завоевания, достижения и заслуги для Руси и его биография
К великому Владимирскому и Киевскому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому многие исторические деятели относились и относятся с уважением и искренним почтением. Он, властолюбивый и расчетливый, воинственный и целеустремленный, духовно просвещенный и беспринципный, за долгие значимые годы правления (1157–1174) поднял русские земли на мировой арене и достиг уважения в глазах высокопоставленных лиц заморских государств.
Андрей Боголюбский — великороссийский правитель, первый из многих заимевший данный титул, с биографией которого в кратком изложении можно ознакомиться ниже.
Родословная Андрея Боголюбского
Смешанная кровь — словосочетание, которым можно охарактеризовать великого князя: прапрабабушка была шведкой, прабабушка — гречанкой, дед (Владимир Мономах) — наполовину грек, наполовину славянин, бабушка — потомок англосаксов. В жилах самых близких родственников также текла кровь, наполовину состоявшаяся из англосаксонской и греческой.
Стоит акцентировать внимание на том, что происхождение Андрея Юрьевича в истории принято считать интернациональным, однако этот факт не помешал мужчине стать одним из самых выдающихся правителей Древней Руси. И несмотря на «заморские» корни, он продемонстрировал русскому народу истинно «русские» черты — глубокий патриотизм, безоговорочную веру, любовь к бескрайним славянским просторам.
Представители рода Юрьевичей по линии Андрея Боголюбского:
Владимир Мономах — дед | |
Юрий Долгорукий — отец | Анна-половчанка, дочь хана Аепы — мать |
Всеволод Большое Гнездо — первый сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского | |
Андрей Боголюбский — великий князь, второй сын Юрия Долгорукого | |
Глеб Юрьевич — третий сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского |
Личность великого Владимирского князя
Фигура великого Владимирского князя привлекала любителей исторических фактов и именитых ученых на протяжении сотен веков. Андрей Юрьевич — не просто правитель. Он — безмолвная веха в истории русского государства, духовная деятельность и воплощенные цели которого нашли отражение во внутриполитических и внешнеполитических действиях и решениях многих других значимых фигур, занимающих высокопоставленные должности.
Внешность
Смешанная кровь, текущая в жилах великого правителя, отразилась на его внешнем виде. Одна из самых известных работ Михаила Герасимова — скульптура, посвященная Андрею Боголюбскому, — позволяет лишь отдаленно представить его образ в целом и понять, как он далек от черт, присущих типичной славянской наружности. Ярко выраженные скулы, резко точеные творцом, и так называемое «монгольское веко» приближают князя Юрьевича к греческой натуре.
В процессе работы над творением советский антрополог отмечал, что долгое время рассуждал на тему смешения крови и того, как оно отражается на внешности в целом. Таким образом, это позволяет прийти к выводу, что скульптура, не являющаяся так называемой истиной в первой инстанции, основана на детальном осмыслении биологических научных фактов, которые способны приблизить нас к действительности.
Характер
Если акцентировать внимание на характеристике Владимирского князя, то стоит отметить набожность и его тесную взаимосвязь с православным духовенством.
В летописи об этом пишется следующее:
«Андрея можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоянные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».
Однако была характерна Андрею Юрьевичу черта, отличающая его от деда Владимира Мономаха, — властолюбие, легко выраженная эгоистичность и стремление к единовластию, которые отразились на его военной, экономической и культурной деятельностях.
Князь Владимир Мономах
Правление Андрея Боголюбского
Начало своей истории Владимирский князь берет в 1112 году. Отец Андрея Боголюбского, бесстрашный воин и дипломатичный правитель Юрий Долгорукий, большую часть своей жизни провел в нескончаемых походах, которые в конечном итоге привели его к княжению в центральных русских землях — великокняжеском киевском престоле. Однако оно продлилось лишь несколько незначительных лет — в 1157 году Юрий был отравлен, и титулы да почести перешли под ответственность его сына, который с первых решений продемонстрировал народу неординарность собственной личности и ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных целей.
Так, с первых принятых решений Андрей Юрьевич разрушил общепринятый в то время устой: «Раз великий князь — значит князь Киевский». Мужчина отказался от княжения в столице и остался на Владимиро-Суздальской земле с желанием привести ее к величию, стабильности и процветанию. Таким образом, некогда малонаселенный и небогатый внешним и внутренним убранством город, разросся и приобрел черты торжественности, безопасности и духовенства.
Внутренняя политика в общих чертах
Внутренняя политика Андрея Юрьевича Боголюбского была сконцентрирована на развитии некогда обособившегося Суздаля и централизации власти в северо-восточной Руси. Пользуясь, так называемым, «правом сильного», молодой и амбициозный правитель изгнал из земель, находящихся под его влиянием, родственников — братьев, племянников, мачеху, а также отозвал полномочия бояр, которые в прошлом были приближены к Юрию Долгорукому.
Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внутриполитическим решениям:
- 1157 год — после смерти отца под влияние Андрея Юрьевича переходят Ростовское, Суздальское и Владимирское княжества.
- 1160 год — решение Владимиро-Суздальского князя утвердить в собственных владениях новую и независимую от Киевской столицы метрополию; попытка провалилась.
- 1161 год — установление на Владимиро-Суздальской земле единовластия, перенос столицы в город Владимир-на-Клязьме.
- 1158–1164 годы — духовное просвещение в новой столице; строительство церквей, храмов и монастырей, из которых самой значимой стала церковь во имя Успения Богородицы.
Внешняя политика в общих чертах
Поскольку Андрей Боголюбский занимался политикой единовластия и всеми возможными путями продвигал собственные взгляды на сосредоточении власти на одном лице, большая часть его внешнеполитических решений была направлена на расширение влияния Владимиро-Суздальского княжества на территории северо-восточной Руси. Князь распространял свое влияние любыми доступными направлениями — в его деятельности были задействованы и дипломатические переговоры, и ожесточенные и кровопролитные походы на близлежащие территории.
Можно сказать, что сын шел по стопам отца, однако отличительной чертой его решений являлось расширение владений без переноса центра управления — мужчина стремился обособить собственные владения от Киевского влияния и разрушить Киев как значимое государство на мировой арене.
Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внешнеполитическим решениям:
- 1164 год — первый поход на волжских булгар, закончившийся успехом для войск Андрея Юрьевича; многие города взяты штурмом, разграблены и сожжены.
- 1167 год — поход «за Волок» сыном Андрея Боголюбского, Мстиславом, для сбора налогов с населения и подвластных территорий в пользу Владимиро-Суздальского княжества.
- 1169 год — собор коалиции из одиннадцати князей и осада Киева, которая изменила эру Киевского княжества раз и навсегда.
- 1170 год — поход на Новгород и осада города, закончившаяся миром из-за возможной угрозы голода.
- 1171 год — второй поход на волжских булгар, который закончился неудачей; бояре и дружинники, ранее считавшиеся соратниками и советниками, из-за потери статуса и личной власти не поддержали князя.
- 1173 год — осада Вышгорода, которая в очередной раз закончилась неудачей для войск Андрея Боголюбского; осажденный народ благодаря помощи союзников разгромил коалицию Владимирских князей.
Значимые события за годы правления
События, на которых в особенности стоит акцентировать внимание:
- Подъем Владимира в первые года правления сына Юрия Долгорукого.
- 1169 год — осада Киева, завершившаяся становлением великим Киевским князем Андрея Юрьевича Боголюбского.
- 1170 год — осада Новгорода, завершившаяся подписанием мирного договора.
Подъем Владимира: духовное просвещение
Как уже говорилось ранее, Боголюбский активно занимался духовным просвещением и благоустройством Владимиро-Суздальского княжества. В его деятельность вошло не только строительство именитых церквей, храмов и «святынь», но и обеспечение самостоятельности русского народа в целом. Совмещая православную веру с культурным развитием, великий князь вводил новые праздники в церковный календарь. Так русский народ начал чествовать Всемилостивый Спас 1 августа и Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября.
Мудрость, ум и бесконечная просвещенность Андрея Боголюбского показали миру новые литературные произведения, в содержании которых были заключены эпизоды, прославляющие Богородицу, и записаны мысли о Ее покровительстве сыну Юрия Долгорукого как великому и справедливому князю, а также русскому Владимиро-Суздальскому государству в целом. Также под его пристальным руководством была составлена первоначальная редакция жития епископа Ростовского святителя Леонтия.
Систематическое летописание — важное мероприятие, которое стремился воплотить Владимиро-Суздальский князь. И к началу 1165 года труды клириков владимирского Успенского собора стали воссоздавать тексты, положившие основу редакцией Церковного устава Владимира.
Осада Киева
Несмотря на тот факт, что Андрей Юрьевич не был заинтересован Киевом, как столицей княжества всех русских земель, действия Мстислава Изяславича вынудили его пойти против соотечественника войной. Узнав о варварских походах Киевского князя на половцев, разногласия несдержанного и наглого правителя с высокопоставленными лицами других государств, его конфликтах с сыновьями и братьями Боголюбского, великий Владимирский князь назначил собор, в котором приняло участие одиннадцать русских князей (в их число входили как родственники, так и представители членов ветви Мономаховичей и Ольговичей).
Последней каплей для каждого из приглашенных гостей стало решение Мстислава Изяславича посадить на Новгородский престол своего сына Романа без согласования данного поступка с важными представителями русской знати. На всеобщем собрании провозгласив Андрея Боголюбского Великим князем (таким титулом ранее нарекали исключительно Киевских князей) и назначив его главнокомандующим штурма, князья собрали огромное войско и подошли к стенам Киевского княжества в 1169 году.
Это событие стало первым в истории Древней Руси, когда Киев безоговорочно пал под силой брата-врага. На протяжении трех долгих и кровопролитных дней соотечественники грабили столицу, разносили храмы и церкви, пленяли местных жителей и измывались над городской знатью. Андрей Юрьевич, отличающийся особой набожностью, позволял войскам уничтожать великие святыни.
В результате Мстислав Изяславич бежал, а осада была закончена с успехом для жестокой армии, но не для самого Киева, внешнее и внутреннее убранство которого было не только разрушено, но и отчасти сожжено. Андрей Боголюбский, провозглашенный впоследствии великим Киевским князем, оставил новые владения под присмотром младшего брата, Глеба Юрьевича Переяславского. Сам Андрей вернулся обратно во Владимир.
«Несвятой» святой
Некоторые ученые-историки были удивлены поступку набожного Андрея Боголюбского, первые годы правления которого были наполнены духовным просвещением и тесной взаимосвязью с церковью. Советский историк Н. Воронин осветил личные размышления, касающиеся осады Киева, в научных работах и сказал следующее:
«Захваченный штурмом город продемонстрировал нам истинный нрав феодальных правителей Древней Руси и их отношение к религии в целом. Андрея Юрьевича Боголюбского можно называть православным, однако его цели и стремления как человека, занимающего главенствующую государственную должность, стояли выше духовности. Именно по этой причине он закрывал глаза на разрушение храмов, церквей и прочих святынь Киевского княжества. Именно по этой причине он не прекращал варварское поведение поданных, войска и других князей».
Осада Новгород
Позже, к 1170 году, Боголюбский решил направить военные силы на борьбу с Новгородом, где к участию в походе были привлечены многие князья, ранее участвующие в штурме Киева. К приходу великого войска новгородцы успели организовать защиту города с внешних и внутренних сторон и удачно отразили первую попытку взятия родных стен.
Однако Андрей Юрьевич не собирался откладывать завоевание после первой неудачи. Так началась экономическая блокада Новгорода: торговые пути были перекрыты, купцы перехватывались на подходе, подвоз хлеба и других продуктов питания из Суздаля был ограничен.
Люди, вынужденные сидеть в стенах собственной землянки без возможности выйти, постепенно начали страдать от голода. И впоследствии умное тактическое решение Боголюбского привело к подписанию мирного договора, по которому земли Новгорода переходили под власть союзника прославленного сына Долгорукого, Рюрику Ростиславичу.
Семья великого князя: браки и дети
Андрей Юрьевич Боголюбский вступил в брак в 1148 году. Несмотря на то, что его супруга была красива, ухожена, очаровательна и покладиста, мужчина не испытывал к ней сильной привязанности и большой эмоциональной любви. На женитьбе сына на дочери казенного боярина, Улите, настоял отец, Юрий Долгорукий, который подобным жестом в очередной раз стремился продемонстрировать своим приближенным открытость, честность и признательность.
Из-за отсутствия чувств их семейную жизнь трудно было назвать счастливой, однако женщина исполнила супружеский долг и родила князю шестерых детей, одну дочь и пять сыновей, трое из которых прославились, как и отец. Улита участвовала в заговоре против мужа и впоследствии была казнена.
Прославившиеся дети Андрея Боголюбского:
- Изяслав Андреевич — участвовал в походе против волжских болгар наравне с отцом.
- Мстислав Андреевич — участвовал во втором походе против волжских болгар, который закончился неудачей; сыну пришлось скрываться от врагов бегством.
- Юрий Андреевич — князь Новгородский; женился на грузинской царевне Тамаре, тем самым укрепив положение отца на международном поприще.
- Ростислава — очаровательная дочь, которая стала супругой Святославу Вщижскому и также укрепила положение отца на международном поприще.
Происхождение прозвища «Боголюбский»
Существует две теории, отвечающие на вопрос — как Андрей Боголюбский получил свое прозвище «Боголюбский». Одна основана на исторической легенде, связанной с божественным сном Владимирского князя, другая — несет более научный характер.
Теория первая
По легенде кони, которые везли повозку с иконами во Владимиро-Суздальское княжество, остановились недалеко от города, рядом с небольшим селом. Андрей Юрьевич в ночь этого духовного события увидел сон, в котором к князю спустилась сама Богородица и промолвила о желании остаться в маленькой и отдаленной от военных перипетий деревушке. Так Боголюбский задумался о строительстве городка, который впоследствии получил название Боголюбово, а его прозвище возникло из этого православного наименования.
Теория вторая
Ученый-историк и научный исследователь С. В. Заграевский, основываясь на ранних летописных подтверждениях, объяснил происхождение прозвища «Боголюбский» следующим образом: название города Боголюбов напрямую связано с именем Андрея Юрьевича. «Боголюбским» великого правителя нарекли согласно имеющимся древнерусским традициям на просвещенных православных землях, а его значение было обусловлено личными качества мужчины, его творениями и достижениями перед Богом.
Убийство властолюбивого князя
Бояре, недовольные тем, что Андрей Боголюбский решил править русскими землями единолично, сторонясь мнения столь некогда важных и приближенных к князьям лиц, задумали заговор. Группа людей, желающих расправиться с правителем, включала в себя более десяти человек.
Согласно летописи, убийство было совершено в ночь 1174 года в резиденции князя Юрьевиче, Боголюбове, которая являлась его безопасным и укрепленным пристанищем. Заговорщики пришли к дверям великих покоев, расправившись с немногочисленной охраной, и выломали их, чтобы незамедлительно настичь уставшего и сонного правителя. Никто не желал биться с могучим воином в честном бою, поскольку равных по силе, выносливости и терпению не существовало, оттого каждый был вооружен мечом или топором.
Однако даже оружие не испугало Андрея Боголюбского — долгое время он сопротивлялся всеми возможными способами. Его отпор был поистине легендарным, однако глубокие ранения в конечном итоге сломили дух — князь упал без сил, а из-за многочисленных ударов вскоре скончался. Но жестокое деяние на этом не закончилось: всю ночь заговорщики выносили трофеи из княжеской палаты. Окровавленное бездыханное тело правителя до утра валялось на земле. И лишь спустя несколько дней оно было похоронено в Успенском соборе Владимира.
Итоги и результаты правления
Андрей Боголюбский — второй сын князя Юрия Долгорукого и именитой половецкой княжны Анны. Первые свершения молодого и целеустремленного князя были связаны с именем его отца и политикой, продвигаемой им при жизни. Многие события в период правления Андрея Юрьевича (с 1157 по 1169 годы) вошли в историю как значимые достижения к приходу самовластия, сосредоточения власти в «своих руках».
Он поступал прямолинейно и просто:
- Боролся с ростово-суздальскими боярами (казнил, изгонял, захватывал их земли), опираясь на поддержку горожан.
- Перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова во Владимир-на-Клязьме, но не чувствовал себя в безопасности, поэтому в шести километрах от города построил княжескую резиденцию в селе Боголюбово.
- Присвоил себе титул Великого князя, стремился объединить некоторые русские земли, расширил территорию княжества. Волжские булгары платили ему дань.
- Возглавил грузино-армянское войско в борьбе за освобождение города Двин (армянская столица). После женил сына на грузинской царевне Тамаре, тем самым заимев международный авторитет на славянских землях.
- Пытался подчинить себе Новгород, в 1169 году захватил Киев, но остался править во Владимире, тем самым превратив новую столицу в крупнейший политический центр.
- Во Владимир из Киева перенес икону Владимирской Божьей Матери, соорудил белокаменные Золотые ворота и Успенский собор.
Интересные факты в общих чертах
Личность великого Владимирского и Киевского князя в действительности таинственна. Антропологов и историков шокировала сильная скрученность плечевых костей Андрея Юрьевича, что является причиной огромных физических нагрузок, к которым правитель, возможно, имел некоторое пристрастие.
Известно, что с юных лет Юрий Долгорукий воспитывал второго сына как сильного и бесстрашного воителя — уже в три года будущий главнокомандующий великолепно управлял мечом, без сомнений и неловкостей преодолевал большие расстояния верхом на коне. По данным ученых Боголюбский был обучен особым тактическим приемам, которые ранее были неизвестны славянам.
Но кто привил целеустремленному князю новую технику сражения? Историки обнаружили, что до 1148 года имя столь великого и значимого человека не упоминалось летописцами. К данному периоду Андрею Боголюбскому исполнилось немало лет, однако его юность — неизведанное поприще, которое открывает путь к плодотворному и доскональному изучению.
Единственное, что известно на сегодняшний день, — долгое время юный князь (буквально до момента получения Суздаля, Ростова и Владимира под контроль) находился в Иерусалиме. Именно здесь ему привили духовность, строгое и осторожное отношение к постам и молитвам, крепкую веру и нерушимую беспринципность. Возможно, в Иерусалиме он и познакомился с воинами, которые обучили его военному ремеслу
Если говорить о менее значимых, но по-прежнему интересных фактах о повседневной жизни князя Юрьевича, то стоит упомянуть о его владении шестью языками. Это подтверждается письмами от Фридриха Барбаросса (император священной Римской империи), с которым сын Юрия Долгорукого на продолжительной основе вел переписку.
Образ в культуре и памяти поколений
Историки описывают великого Владимирского князя как осторожного стратега, архитекторы говорят о нем как о духовном просветителе, подарившем русским землям удивительные храмы. Церковные служители ценят его, как святого и благоверного мученика, погибшего при трагических и жестоких обстоятельствах. Однако все без исключения видят в нем мудрого и непоколебимого человека и истинного патриота, деятельность которого подняла Русь в глазах европейских государственных деятелей.
Андрей Боголюбский оставил неизгладимый след в истории за времена своего существования. Его свершения увековечены не только скульпторами и художниками, но также режиссерами и писателями.
Источники
- «Великий князь Андрей Боголюбский», Глеб Елисеев
- «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», Николай Костомаров
- «Андрей Боголюбский», Алексей Карпов
- «Владимиро-Суздальская Русь», Юрий Лимонов
История Владимира | Русмания
XI и XII века
Основание
Дата основания Владимира спорна. Традиционно считается, что город был основан в 1108 Владимиром Мономахом, а в 1958 город отметил свое 850-летие. Однако в 1990-е годы историки, исследующие летописи, обнаружили упоминания о Владимире Великом, основавшем город в 990 . Эта дата теперь официально принята как дата основания Владимира. Однако эту точку зрения принимают не все историки, которые указывают, что это сделало бы город примерно ровесником Суздаля и Ростова, хотя в летописях упоминается, что жители этих городов иногда смотрели на Владимир свысока как на более молодой город. В любом случае значение Владимира начало возрастать во время правления Владимира Мономаха, который правил великим князем киевским с 9 г.0009 1113 до 1125 . Позднее Владимир развивался как укрепление в составе Ростово-Суздальского княжества, которым правил князь Юрий Долгорукий с 1108 по 1157 .
Андрей Боголюбский и Владимирская икона Божией Матери
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 его сын Андрей Юрьевич Боголюбский стал князем Ростово-Суздальским, но перенес столицу княжества во Владимир, и княжество стало называться Владимирское княжество. Андрей Боголюбский жил во Владимире с 9 лет.0009 1155 , хотя он был князем Вышгорода (ныне Вышгород в Украине). Когда Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода во Владимир, он взял с собой икону Вышгородской Божией Матери, которую, как сообщается, написал святой евангелист Лука и подарил Юрию Долгорукому Константинопольский патриарх.
Икона стала известна как Владимирская икона Божией Матери и стала самой священной святыней России. Для размещения иконы Андрей Боголюбский заказал здание Успенского собора во Владимире. Владимир закрепил за собой место самого могущественного города Руси в 9 в.0009 1169 когда Андрей Боголюбский разграбил Киев и захватил многие его реликвии и сокровища и увез их во Владимир. Это событие можно рассматривать как образование Владимирского Великого княжества, князь которого становится самым могущественным на русских землях.
Михаил Юрьевич
В 1174 великий князь Андрей Боголюбский был убит боярами в созданной им для себя резиденции в Боголюбово под Владимиром. Борьба за престол разгорелась между сыновьями старшего брата Андрея Боголюбского (известными как Ростиславы) и его младшими братьями (известными как Юрьевичи). Бояре Ростова и Суздаля также увидели в этом возможность вернуть утраченное ими значение Владимиру. После смерти Андрея на престол во Владимире сел его брат Михаил (законный наследник как ближайший старший брат), однако суздальские и ростовские бояре пригласили племянников Андрея к себе в князья. Мстислав Ростиславич сидел в Ростове, а Ярополк Ростиславич в Суздале. Затем Ярополк осадил Владимир. Город смог продержаться семь дней, но Михаил решил сдать город, так как его жители начали голодать. Ярополк стал великим князем Владимирским, а Михаил бежал из города. Однако Ярополк не пользовался популярностью во Владимире, отчасти потому, что он передал многие городские реликвии своему зятю и союзнику великому князю Рязанскому Глебу Ростиславичу. В 1175 восстали владимирцы, братья Ростиславы бежали и Михаил Юрьевич вновь занял владимирский престол.
Всеволод Большое Гнездо
Конфликт возник вновь в 1176 , когда умер Михаил и его брат Всеволод Большое Гнездо стал великим князем Владимирским. Братья Ростиславы увидели свой шанс вернуть себе престол и пошли походом на Всеволода Большое Гнездо. Две стороны встретились в битве на реке Липице, где победил Всеволод Большое Гнездо, а братья Ростиславы бежали к великому князю Глебу Ростиславичу Рязанскому. Всеволод Большое Гнездо окончательно закрепил за собой владимирский престол в битве на реке Колокше в 9 г.0009 1177 где разбил войска братьев Ростиславов и Глеба Ростиславича Рязанского и всех их посадил. Всеволод правил Владимиром до своей смерти в 1212 годах, и его правление можно считать золотым веком для города. При Всеволоде Большое Гнездо был перестроен Успенский собор, основаны Богородице-Рождественский монастырь и Дмитриевский собор.
XIII век
Междоусобная война 1212-1216 гг.
Всеволод Большое Гнездо сообщил, что желает оставить Владимир своему старшему сыну Константину Всеволодовичу, а Ростов — младшему сыну Юрию Всеволодовичу. Этого не хватило Константину, который потребовал оставить ему оба княжества, после чего Всеволод Большое Гнездо решил не оставить ему ничего. Юрий стал великим князем Владимирским после смерти отца в 1212 . В 1216 Константин встретился с Юрием в бою на реке Липице под Юрьевом-Польским. Юрий потерпел поражение и был вынужден бежать, позволив Константину занять трон. После смерти Константина в 9 г.0009 1218 , его брат Юрий вновь стал великим князем Владимирским.
Монголо-татарское нашествие на Русь
Хотя великий князь Юрий Всеволодович Владимирский потерпел поражение от монголов в битве на реке Калке в 1223 , впоследствии он мало пытался защитить свое княжество от полномасштабное вторжение, которое произошло в 1237 . После взятия Рязани монголо-татарами в декабря 1237 года Юрий послал своего сына Всеволода Юрьевича встретить захватчиков в бою. Столкновение произошло под Коломной в января 1238 где Всеволод и остатки рязанского войска потерпели поражение и Всеволод был вынужден бежать во Владимир. Другого сына Юрия, Владимира Юрьевича, отправили в Москву защищать город, но и Москва в конце января пала, а Владимир Ярославич попал в плен. Монголо-татары в конце концов дошли до ворот Владимира в февраля 1238 года года.
Великого Князя Юрия в это время не было в городе, он ушел собирать войско. Оборона города была возложена на его сыновей Всеволода и Мстислава Юрьевичей и градоначальника. Городу удалось продержаться несколько дней, за это время Владимир Юрьевич, попавший в плен в Москве, был казнен монголами на глазах у матери, братьев и сестер. Когда город в конце концов пал, захватчики жестоко разграбили его, а многие горожане были убиты. Также были убиты жена великого князя Юрия, двое сыновей и дочь. Сам великий князь Юрий встретил свой конец в начале 9 в.0009 март 1238 , когда собранные им войска потерпели поражение в битве при реке Сит. Его обезглавленный труп позже нашел епископ Ростовский Кирилл, который увез его в Ростов. Позднее он был воссоединен с главой и предан земле в Успенском соборе во Владимире.
Ярослав Всеволодович
После разгрома монголо-татарского нашествия князь Ярослав Всеволодович покинул Новгород, где он был князем, чтобы сменить своего убитого брата во Владимире как старший рюриковский князь. В 1243 стал первым князем, отправившимся в Золотую Орду, где был утвержден старшим среди русских князей, по возвращении оставил Владимир своей резиденцией, еще раз отметив старшинство города перед Киевом. В 1245 году Ярослав был вновь призван в Золотую Орду и по прибытии Батый-хан отправил его дальше, в Каракорум, столицу Монгольской империи. Ярославль прибыл в Каракорум в 1246 и стал свидетелем коронации Великого хана Гуюка. Находясь в Каракоруме, Ярослав удостоился чести отобедать с Тёрегене, матерью великого хана, однако через семь дней Ярослав умер, предположительно отравленный Тёрегене.
Святослав Всеволодович и Михаил Хоробрит
Брат Ярослава Всеволодовича Святослав Всеволодович сменил его на посту великого князя Владимирского в 1246 . Святослав пытался закрепить свое положение, дав своим племянникам придатки, пытаясь заставить их прекратить попытки уговорить хана пожаловать им Владимира. Однако этого было недостаточно, и в 1248 , когда два старших племянника Александр и Андрей были в отъезде в Монголию, третий брат Михаил Ярославич Хоробрит вытеснил своего дядю и стал великим князем. Святослав удалился в Юрьев-Польский. Однако Михаилу Хоробриту не суждено было править долго, так как в том же году он был убит в битве на реке Протве, сражаясь с литовцами.
Андрей Ярославич и Александр Невский
Еще в 1247 Старшие братья Михаила Хоробрита Александр Ярославич Невский и Андрей Ярославичи отправились в Золотую Орду, а затем в Каракорум, где Андрею был дан ярлык на правление во Владимире Великим Хан Гуюк, хотя хан Золотой Орды Батый предпочитал кандидатуру Александра Невского — старшего брата и законного наследника. В 1251 Мункэ стал великим ханом Монголии, а в 1252 Александр Невский вернулся в Золотую Орду, чтобы пожаловаться на то, что он, как старший брат, должен быть великим князем владимирским и что его брат Андрей оставляет себе часть дани. Батый-хан поддержал Александра Невского и отправил на Андрея карательный поход во главе с полководцем Неврюем (некоторые историки считают, что это был на самом деле сам Невский). Андрей потерпел поражение под Переславлем-Залесским и был вынужден бежать в Новгород, а затем в Швецию, позволив Александру Невскому занять престол. В конце концов Андрей вернулся на Русь и заключил мир с Александром Невским и ханом Батыем, получив в придаток Суздаль.
Придаток Русь
Александр Невский умер в 1263 и был последним великим князем, постоянно проживавшим во Владимире. После него несколько сильнейших русских княжеств будут драться за титул великого князя владимирского, который оставался высшим титулом и даровался ханом в Золотой Орде. Однако эти великие князья Владимира правили из своих княжеств, а во Владимире не было своей династии князей Рюриковичей. Чаще всего в борьбе за титул великого князя владимирского вспыхивали междоусобные войны, часто с татарским влиянием. В одну из таких войн Владимир вместе с 13 другими городами был разграблен в 1293 от Тюдэня, брата хана Золотой Орды Токты, о назначении его кандидатуры князя Городецкого Андрея великим князем Владимирским. В 1299 году во Владимир переселился митрополит Киевский и всея Руси — заключительный акт Владимира, затмившего Киев как столицу русских земель.
XIV век
Московское затмение Владимира
На протяжении XIV века борьба за владимирский престол между великими князьями московскими и тверскими была особенно острой. Позиция Московского княжества укрепилась в 1325 , когда резиденция Митрополита Киевского и всея Руси была перенесена из Владимира в Москву. Способность Московского княжества контролировать Новгород и обеспечивать выплату дани Золотой Орде в конечном итоге привела к его полному успеху. Владимир был одним из городов, разграбленных ханом Тохтамышем в 1382 в отместку за успех великого князя Дмитрия Донского Владимиро-Московского в битве на Куликовом поле в 1380 . В 1389 Великий Князь Дмитрий Донской умер, и его сын Василий I Дмитриевич унаследовал Владимирское Великое Княжество, вошедшее в состав Московского Великого Княжества; Москва раз и навсегда полностью вытеснила Владимир как самое могущественное русское княжество. В 1395 Владимирская икона Божией Матери была доставлена в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Это также можно рассматривать как дополнительный признак прихода Москвы к господству.
XV век
Талычский поход
В 1411/1412 (разные источники дают разные годы) Владимир был разграблен татарским войском Талыча, которое было введено в Россию, чтобы помочь Даниилу Борисову и его брату Ивану в их неудавшейся кампании вернуть себе Суздальско-Нижегородское княжество, откуда они были свергнуты великим князем Московским и всея Руси Василием I. Во время облавы отец Патрик из Успенского собора спрятал соборные реликвии и отказался сообщить татарам, где они находятся, даже под пытками. Он был замучен до смерти и впоследствии канонизирован как святой Патрик (Патрики) Владимирский.
17 век
Смутное время
Во времена Смуты Владимир признал Второго Лжедмитрия истинным царем, но в 1609 восстал против присланного в город генерала Дмитрия.
XVIII век
В 1719 Владимир стал центром вновь образованной Владимирской губернии Московской губернии. В 1723 мощи Александра Невского были вынесены из Владимирского Успенского собора для повторного погребения в новообразованной столице Санкт-Петербурге. В 1788 Владимир стал центром Владимирского наместничества и в 1781 был принят регламентированный план города Владимира. В 1796 Владимирское наместничество было возведено в ранг Владимирской губернии.
XIX век
Владимирка
В 18 веке дорога, связывавшая Москву с Владимиром, стала синонимом сибирской ссылки, так как именно по этой дороге ссыльные начинали свой путь из Москвы. Владимирка, как она стала известна, упоминается во многих произведениях, связанных с сибирской ссылкой, в том числе в работах Федора Достоевского, Александра Герцена (который сам был сослан во Владимир), Николая Некрасова и художника Исаака Левитана.
20 век
После того, как во Владимире была установлена советская власть, Советы немедленно приступили к индустриализации города, основав там множество заводов. В 1929 годах Владимирская губерния была упразднена, и Владимир оказался в составе Ивановского промышленного района. Во время Великой Отечественной войны фашисты не дошли до Владимира, хотя, как и в любом другом городе, его жители были призваны воевать — всего более 25 тысяч человек, и почти половина из них так и не вернулась домой. В 1944 город стал административным центром Владимирской области. В 1958 году был создан Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (обычно просто Владимиро-Суздальский музей), вобравший в себя архитектурные сокровища Владимира и Суздаля и других мест Владимирской области. Также в 1958 город официально отпраздновал свое 850-летие, однако в 1995 он провел празднование конца тысячелетия, основываясь на новых свидетельствах, найденных в 1990-е дата основания сдвинута с 1108 обратно на 990
Туристические новости России — uVisitRussia
Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы).
Облик Боголюбского монастыря определяют постройки XIX века, хотя сам монастырь является одним из древнейших в России, он возник в XIII веке на месте княжеского дворца Андрея Боголюбского.
Более 700 лет сюда ведут паломников и гостей этого места чудесные предания — история основания Боголюбова, иконы Владимирской Божией Матери и явления Богородицы, а также память об убитом здесь князе Андрей Боголюбский.
Память об этом убийстве, произошедшем в 1174 году, буквально сохранилась в камне. Именно эти «исторические камни» в первую очередь осматриваются посетителями – винтовая лестница и галерея башни, где Андрей Боголюбский скончался от ран, нанесенных предателями из числа его окружения.
Фрагменты княжеского дворца XII века являются древнейшими сохранившимися образцами русской домонгольской гражданской архитектуры.
В XVIII веке они вошли в состав «обновленного» собора Рождества Богородицы. Первоначальный Рождественский собор погиб в 1722 году, а фрагменты княжеского дворца сохранились случайно. Хотя убийство князя всегда почиталось — особенно после 1702 года, когда князь Андрей Боголюбский был канонизирован церковью. Это спасло фрагменты княжеского дворца от дальнейшего разрушения. А разрушений было много — факт канонизации князя позволил монастырю начать масштабное строительство в 18 веке. Камни древних построек увозили на монастырские нужды.
Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 1687 года монастырь стал домовым патриаршим монастырем. В 1690 г. монастырь посетил император Петр I (при котором князь Андрей Боголюбский был канонизирован). В 1753 году монастырь стал синодальным.
Монастырь стоял у оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие знатные особы. В 1680 году в монастыре находился царь Федор Алексеевич, оставивший свой драгоценный нательный крест на убранстве Боголюбской иконы Божией Матери. Кроме упомянутого Петра I, сыгравшего большую роль в возвышении монастыря, здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 19 г.13 января Боголюбский монастырь почтила визитом семья последнего российского императора Николая II.
В 1923 году было принято решение закрыть монастырь. В 1924 году монастырское имущество было передано в музейное ведомство. После революции в монастырских постройках разместились школа, больница, почта, полицейский участок, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.
В 1991 году часть построек была передана монахам во главе с схиигуменом Никодимом, а в 1997, сюда были переведены 63 сестры из Спасо-Задонского Спасо-Преображенского монастыря. Так что теперь на одной территории 2 монастыря: мужской и женский.
Активное восстановление монастыря началось в конце 1990-х гг.
Памятники на территории Боголюбского монастыря:
Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158-1165 гг.)
Рождественский собор (1751 г.)
Благовещенская трапезная церковь (1683 г.), перестроенная в 1804 г.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери (1866)
Колокольня с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы (1841-1842 гг.