Даты первой российской революции: Санкт-Петербург в 1900 – 1917 гг.

Содержание

Сергей Нарышкин: революционные события 1917 года больше не раскалывают общество

Глава Российского исторического общества, директор СВР РФ в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману рассказал о значении столетия российской революции

В канун столетия Великой российской революции председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

— Сергей Евгеньевич, через несколько дней, 7 ноября, вся страна будет отмечать 100-летие Великой российской революции. Почти год назад президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию отметил, что юбилей этого события «…весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. И не только для историков, ученых». Затем президент подписал распоряжение, согласно которому Российскому историческому обществу, председателем которого вы являетесь, было рекомендовано сформировать оргкомитет.

— Вы очень верно подобрали слово — «отмечать», а не «праздновать». Ведь, как сказал президент России Владимир Владимирович Путин, позитивные и негативные последствия революции тесно переплетены. Этой точкой зрения с самого начала руководствовался наш оргкомитет, который возглавил видный историк международных отношений, сопредседатель Российского исторического общества академик Анатолий Васильевич Торкунов.

Читайте также

1917. Столкновение с бездной

По данным социологических опросов, Великая российская революция остается одним из самых значимых исторических событий для наших сограждан. Это неудивительно, учитывая, какие масштабные последствия для страны и мира она повлекла. Удивительно скорее то, что многим россиянам, особенно молодым, не хватает элементарных знаний об этом периоде.

С другой стороны, в обществе есть неудовлетворенный спрос на качественное историческое знание. Это открывает широкие возможности для просветительской работы, а Российское историческое общество такой работы не боится. И, кстати, мы ведем ее уже достаточно давно.

— Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? Когда Российское историческое общество впервые подошло к теме 100-летия революции?

— Это произошло еще при разработке нового историко-культурного стандарта. Именно тогда, в 2013 году, мы впервые столкнулись с необходимостью доходчиво, подробно и достоверно рассказать школьникам о современных достижениях отечественной исторической науки.

Термин «Великая» в первую очередь используется для обозначения масштаба последствий. Здесь правомерно говорить об определенных параллелях с Великой французской революцией

В ходе широких профессиональных и общественных обсуждений историки приняли решение рассматривать революцию как процесс, включивший в себя все многообразие событий между крушением русской монархии и окончанием Гражданской войны. Таким образом, сегодня мы говорим о Великой российской революции 1917–1922 годов. Причем термин «Великая» в первую очередь используется для обозначения масштаба ее последствий. Здесь правомерно говорить об определенных параллелях с Великой французской революцией.

Кроме того, большую роль в подготовке к 100-летию Великой российской революции сыграл предшествовавший юбилей Первой мировой войны. Напомню, что оргкомитет, созданный в 2016 году для его проведения, по-прежнему действует, подчеркивая единство этих этапов отечественной истории и преемственность в их осмыслении.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно про юбилейные мероприятия этого года. Насколько широко отмечается 100-летие революции?

— Первым делом оргкомитет разослал запросы по региональным и федеральным учреждениям науки, образования и культуры, в которых мы просили уточнить, какие мероприятия проводятся по стране в связи с юбилеем. Отклик, который за этим последовал, можно назвать почти невероятным. Письма продолжали поступать к нам даже спустя несколько месяцев.

Оказалось, что в России проходят тысячи региональных и муниципальных мероприятий, посвященных революционной тематике. Среди них — круглые столы, концерты, выставки и даже специальные проекты для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, огромное количество различных юбилейных событий произошло за границей — в Европе, Латинской Америке и, конечно же, в Китае. Так или иначе, мы имели дело с действительно мощным интересом, беспрецедентным для события 100-летней давности.

Из всего многообразия этих проектов оргкомитету предстояло отобрать самые значимые, которые в конечном счете сформировали «лицо» юбилейного года. Таких проектов оказалось 118. Затем к ним добавилось еще два десятка региональных инициатив. На сегодняшний день почти все они уже успешно реализованы.

По меткому выражению секретаря Французской академии Элен Каррер д’Анкосс, для целого поколения россиян российская революция перестала быть «фактом биографии»

Отдельно отмечу, что 68 юбилейных мероприятий были поддержаны нами из средств фонда «История Отечества». Эта поддержка оказывалась по итогам строгого двухэтапного отбора, при котором мы отдавали предпочтение международным проектам, обладающим высокой научной значимостью.

Конечно, не все эти мероприятия попали на телеэкраны, но идеи, озвученные их участниками, позднее активно тиражировались в российских и зарубежных СМИ.

При этом, по меткому выражению секретаря Французской академии Элен Каррер д’Анкосс, для целого поколения россиян российская революция перестала быть «фактом биографии».

Действительно, для людей нашего поколения день Великой Октябрьской социалистической революции всегда был «красным днем календаря», а сегодня уже выросли те, кто и праздника-то такого не помнит. Это естественный процесс. Меняются поколения, меняется и память.

Революция перестала разделять и сталкивать наших граждан. Я вижу в этом целительную силу времени.

Государство впервые за многие десятилетия не диктует историкам их научные выводы. Напротив, власть сама ждет от исследователей этих выводов

Также очень важно, что государство впервые за многие десятилетия не диктует историкам их научные выводы. Напротив, власть сама ждет от исследователей этих выводов, ведь только беспристрастный подход к истории позволяет извлекать из нее уроки.

Кстати, возможно, поэтому французы начали серьезно отмечать свою революцию только с 1889 года — как раз через сто лет после ее начала.

— К слову, буквально на днях в Сорбонне была упразднена кафедра истории французской революции. Согласно официальной версии, связано это с тем, что французы отныне считают ее рядовым и всесторонне изученным эпизодом своей истории.

— Вы снова правы. Нам очень важно, чтобы беспристрастность в отношении памяти не обернулась ее утратой. Для этого на протяжении всего года Российское историческое общество и фонд «История Отечества» поддерживали новые форматы исторического просвещения, способные привлечь современную аудиторию.

Читайте также

Поместный собор на фоне революции

В самом начале юбилейного года мы поддержали мультимедийную выставку «1917. Код революции» в Государственном центральном музее современной истории России. В сентябре этот проект получил главную награду музейного конкурса Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», а сегодня его уже тиражируют шесть региональных музеев.

Ярким событием станет и размещение фотографий революционной Москвы на улицах современной столицы. Этот проект вместе с нами готовит Российское общество историков-архивистов.

В целом способность увлекательно и доступно рассказать о сложных исторических событиях, не потеряв при этом сути, являлась для нас одним из самых значимых критериев при отборе проектов.

Отмечу и еще один момент. Чтобы действительно извлекать пользу из своей истории, нашим согражданам необходимо научиться читать исторические документы. Профессиональные историки подтвердят, что подлинный документ — основа любого суждения о прошлом. К сожалению, в пылу общественных дискуссий об этом очень часто забывают.

Зато нередко приходится слышать, что архивы революции закрыты. Но реальность свидетельствует об обратном: архивы как раз таки открыты, но мало кто в них ходит. Приходится предпринимать дополнительные усилия, чтобы привлечь общественный интерес.

Нередко приходится слышать, что архивы революции закрыты. Но реальность свидетельствует об обратном: архивы как раз таки открыты, но мало кто в них ходит

Приведу пример. В этом году было рассекречено множество документов, касающихся Владимира Ильича Ленина. Чтобы сделать это событие общественно значимым, Российским историческим обществом был предпринят целый ряд серьезных шагов. В Выставочном зале федеральных архивов открылась тематическая выставка «Ленин», по которой при нашей поддержке уже делают подробный виртуальный тур. На нее мы пригласили лучших учителей истории — победителей первого этапа педагогического конкурса фонда «История Отечества». К слову, я сам с большим интересом осмотрел экспозицию вместе с ними.

— Пожалуйста, расскажите про этот педагогический конкурс.

— Российское историческое общество проделало большую работу над учебниками и методическими пособиями по истории. Но хороший учебник — это лишь полдела, ведь главную роль в образовательном процессе всегда играет учитель. Чтобы выявить лучшие методические практики и мотивировать педагогов к саморазвитию, мы посвятили теме революции наш ежегодный конкурс педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации».

На очном этапе, в котором приняли участие представители всех регионов России, учителям пришлось самостоятельно подготовить урок по теме «Великая российская революция», причем в случайно выбранном формате. Члены жюри оценивали и урок-дискуссию, и самостоятельную работу в группах, и даже урок-расследование.

После успешного завершения всех испытаний 24 участника, продемонстрировавшие самый высокий уровень профессионального мастерства, были награждены почетными дипломами Российского исторического общества и денежными премиями.

Мне было приятно узнать, что министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева назвала их «нобелевскими премиями для учителей истории». Но еще приятнее то, что к профессиональному опыту наших учителей-победителей стали внимательнее относиться в их собственных регионах.

— Посоветуйте, пожалуйста, где еще, если не брать в расчет учебник, стоит искать актуальную историческую информацию по революции 1917 года? Какие новые издания были поддержаны в этом году?

— В этом году при поддержке фонда «История Отечества» были изданы 15 новых книг, отобранных нашими экспертами. 18 издательских проектов попали в план юбилейных мероприятий.

Читайте также

«Поселились далеко от всех: живем тихо». Жизнь Романовых в изгнании глазами последней императрицы

Среди них следует выделить двухтомник Института российской истории РАН «Революция 1917 года: власть, общество, культура», который дает, на мой взгляд, самую широкую и убедительную картину состояния всех областей жизни в революционной России. А еще там великолепно подобран визуальный ряд — документальные фотографии, рисунки и сатирические изображения полноценно погружают читателя в атмосферу революционной повседневности.

Кроме того, очень важна энциклопедия «Россия в 1917 году», куда вошли почти 700 статей, дающих полное представление об основных личностях, фактах и событиях эпохи.

Еще один проект, о котором хочется рассказать, — новый сборник «Россия накануне великих потрясений». Это хороший пример статистического материала, представленного в удобном и читаемом формате. Настоящий подарок для всех любителей отечественной истории.

И, конечно же, необходимо упомянуть сборник «Политбюро и Лев Троцкий». Послереволюционное десятилетие внутрипартийных интриг очень живо предстает на его страницах.

— Нет ли опасности в том, что после того, как отметим 100-летний юбилей, интерес власти и общества к революции 1917 года пропадет?

— Безусловно, общественный интерес к историческим событиям всегда обостряется в связи с их юбилеями. Но хочу вас заверить: у нас всегда будет повод вернуться к осмыслению причин и последствий революционных событий, как и других значимых вех отечественной истории.

— Какие темы, проблемы, вопросы, поднятые в юбилейном году, вы могли бы отметить как новые явления в осмыслении Великой российской революции?

— Каждое поколение задает своему прошлому собственные вопросы. Наши современники, к примеру, менее склонны рассуждать о больших общностях — нациях и классах. Поэтому значительная часть поддержанных нами мероприятий оказалась посвящена «человеческому измерению» революционной эпохи — истории повседневности, образования, женской эмансипации. К слову, конференция «Сила слабых», проходившая в Архангельске и посвященная роли женщин в революции, привлекла огромное количество зарубежных участников.

Значительная часть поддержанных нами мероприятий оказалась посвящена «человеческому измерению» революционной эпохи — истории повседневности, образования, женской эмансипации

Кроме того, на самых разных площадках по всей стране обсуждались региональные особенности революционного процесса. Ведь на него влияли и географические, и этнические, и религиозные факторы. История революции в провинции, пожалуй, второй главный тренд этого года.

Одна из самых интересных конференций такого рода прошла в Казани. Она была посвящена влиянию Великой российской революции на мир ислама. Состоялись конференции во Владивостоке, Новосибирске, Пензе, Великом Новгороде. В декабре предстоит большой историко-политологический форум в Ульяновске.

Наконец, нельзя не упомянуть кинопроект «Формула русской революции», поддержанный фондом «История Отечества». Это уникальный пятисерийный фильм, где каждая серия раскрывает локальные предпосылки революционного взрыва в различных уголках Российской империи.

— Насколько велико было международное участие?

— Мы старались выстроить дискуссию с учетом всех существующих мнений, поэтому мы постарались создать условия для более интенсивного общения российских и иностранных ученых. Благодаря поддержке фонда «История Отечества» нашу страну в этом году посетили более 150 ведущих зарубежных историков.

Читайте также

В Риме открылась фотовыставка ТАСС, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции

Разумеется, самые крупные международные делегации выступили на мероприятиях Российской академии наук, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, МГИМО. Но были и другие заметные площадки. Например, Государственная публичная историческая библиотека сумела привлечь иностранных архивистов на свою конференцию «Документальное наследие российской революции».

И, конечно же, не случайно в этом году Генеральная ассамблея Международного комитета исторических наук — крупнейшей организации профессиональных историков в мире — состоялась у нас в Москве.

— Но если появилось столько новых, интересных тем, то, очевидно, их стоит продолжить и после завершения юбилейного года? Какие планы у Российского исторического общества и фонда «История Отечества» на следующий, 2018 год?

— Прежде всего мы продолжим поддерживать профессиональное и общественное осмысление событий Великой российской революции. Как я уже говорил, революция — это многоэтапный процесс, к которому относятся и предстоящая годовщина начала Гражданской войны, и грядущий юбилей окончания Первой мировой.

К тому же не будем забывать, что на следующий год приходится сразу несколько новых юбилеев. Среди них — 200-летие со дня рождения основателя Русского исторического общества Александра II и его современника, идейного вдохновителя революции Карла Маркса. И император, и радикальный мыслитель оказались причастны к революционной ситуации, хотя до самой революции, естественно, не дожили. Так что нам вновь предстоит разговор об особенностях российского реформаторства, о политических традициях и своеобразии отечественных интеллектуальных течений.

— В чем, на ваш взгляд, состоит главный, наиболее актуальный для современного российского общества итог осмысления Великой российской революции в юбилейном году?

— Революция произошла тогда, когда в обществе, и особенно у элит, критически снизился уровень политической ответственности. Атмосфера эгоцентризма и нетерпимости, стремление поделить мир на белое и черное, на правых и неправых — вот, что породило революцию.

Революция произошла тогда, когда в обществе, и особенно у элит, критически снизился уровень политической ответственности. Атмосфера эгоцентризма и нетерпимости, стремление поделить мир на белое и черное, на правых и неправых — вот, что породило революцию

Сегодня, на мой взгляд, наше историческое сознание становится более зрелым. В различные исторические периоды мы то восхваляли вождей революции, то демонизировали их. Но с годами становится очевидно, что радикализм истории вреден и, я бы даже сказал, противопоказан.

Наша история — это история всех без исключения: революционеров и контрреволюционеров, эмигрантов и тех, кто остался на родине. У каждого из них была своя правда, и более того, эта правда менялась с годами. Организаторы террора могли стать его жертвами, революционеры — властью, а власть — внутрипартийной оппозицией. Способность принять эту многогранную картину мира — верный признак устойчивости нашего гражданского общества, критерий его нравственного здоровья.

— Чего нам ждать 7 ноября?

— Каждый город и регион будет по-своему отмечать эту дату.

Например, в Санкт-Петербурге, на Адмиралтейских верфях, планируется установить памятный знак российским судостроителям, выполнявшим свой профессиональный долг в те тяжелые годы.

Когда мы говорим о революции, то, как правило, вспоминаем ее героев и жертв — в первую очередь крупных исторических деятелей. Но ведь было же еще и большинство российского народа — врачи, учителя, инженеры, рабочие. Несмотря на хаос, охвативший страну, они продолжали свой каждодневный труд, сберегали профессиональные и семейные традиции, созидали, когда все вокруг рушилось

Я думаю, что этих людей и нужно благодарить за то, что Россия в конечном счете выстояла и сохранилась.

Пусть у нас в стране наконец появится такой памятник.

Беседовал Михаил Гусман 

Контрольная работа по теме: «Первая русская революция» | Учебно-методический материал по истории (11 класс):

Контрольная работа по теме:

«Первая русская революция»

Вариант I.

Часть 1.

При выполнении задания этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания А1-А15 поставьте знак в клетку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А.1. Укажите дату завершения первой российской революции:

1. 1905                2.1906                3.1907                4.1909

А.2. Подготовил и провел мирную демонстрацию рабочих к Николаю II:

1. Ленин        2. Святополк-Мирский                3. Витте        4.Брат царя Владимир

А.3. К 1906-1907 относятся:

  1. Деятельность I и II Госдумы;
  2. Аграрная реформа Столыпина;
  3. Русско-японская война;
  4. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический.

А.4. К событиям 1905 года не относится:

  1. Всероссийская политическая стачка;
  2. Восстание на броненосце «Князь Потемкин — Таврический»;
  3. Восстание моряков в Кронштадте;
  4. Вооруженное восстание в Москве.

А.5. К основным лозунгам Всероссийской политической стачки относится:

  1. «Долой непомерные штрафы»;
  2. «Да здравствует отмена ночного труда»;
  3. «Долой самодержавие»;
  4. «Долой сверхурочные работы».

А.6. Отличительной характеристикой восстания матросов в 1905 г.:

  1. Самое крупное военное восстание во время революции;
  2. Самое продолжительное восстание во время революции;
  3. Самое бескровное восстание во время революции;
  4. Самое массовое восстание во время революции.

А.7. Лидером октябристов был:

1. Гучков                2. Чернов                3. Мартов                4. Милюков

А.8. Какая монархическая партия возникла в ходе революции:

1. «Союз русского народа»        2. Кадеты        3. Союз «17 октября»        4. Эсеры.

А.9. Программа «Максимум» РСДРП, содержала требование установления в России:

  1. Демократической республики;
  2. Социалистического строя;
  3. Диктатуры пролетариата;
  4. Унитарного государства.

А.10. Партия конституционных демократов (Кадетов) относится к:

1. Монархическим                        2. Либеральным

3. Социал-демократическим                4. Национальным

А.11. По новым «Законам Российской империи» законодательной властью обладали:

  1. Только император;
  2. Император и кабинет министров;
  3. Император и Госсовет;
  4. Император, Госсовет и Госдума.

А.12. I Госдума существовала:

1. С 27 апреля по 8 июля 1906 г.                2. С 20 февраля по 1 июня 1906 г.

3. С 15 марта по 8 июля 1907                        4. С 27 февраля по 20 апреля 1906 г.

А.13. Центральным вопросом работы II Госдумы стал:

1. Рабочий вопрос                        2. Аграрный вопрос

3.Национальный вопрос        4.Вопрос о прекращении Русско-японской войны

А.14. В I Госдуму не прошли:

1. Кадеты                                                2. Монархические партии

3. Октябристы                                        4. Трудовики

А.15. Событие 3 июня 1907 г. считают государственным переворотом:

  1. Царь не имел права издавать новый избирательный закон без Думы;
  2. Царь объявил о военном положении в стране;
  3. Произошли массовые казни;
  4. Император был расстрелян революционерами.

Часть 2.

Задания В1-В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует перенести в бланк ответов №1 справа от соответствующего номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например, Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например, восемнадцатый).

В.1. Прочтите отрывок из обращения и укажите имя императора, к которому были обращены слова:

«Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты…

…Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их…»

Ответ: ________________________.

В.2 Расположите в хронологической последовательности:

А. «Кровавое воскресенье».

Б. Всероссийская политическая стачка.

В. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».

Г. Вооруженное восстание в Москве.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.3. Соотнесите события и их активных участников:

А. Мирное шествие к царю

1. Троцкий

Б. Манифест 17 октября

2. Милюков

В. Петроградский совет рабочих депутатов

3. Николай II

4. Гапон

Г. Восстание моряков в Севастополе.

5. Шмидт

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.4. Соотнесите партии и их основную тактику в годы революции.

А. Большевики

1.Переговоры с властями и реформы

Б. Эсеры

2.Погромы и убийства революционеров

В. Кадеты

3.Стачки, вооруженное восстание

Г. Черносотенцы

4.Индивидуальный политический террор

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.5 Прочитайте определение и укажите понятие:

Революция, ставящая целью ликвидацию пережитков феодализма в социально-экономической и политической сферах, объединяющая широкие слои общества в борьбе за свои политические свободы называется:

Ответ _____________________.

Часть 3.

Сравните основные положения программы кадетов и октябристов.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

Общее

1.

2.

Различия

1

1

2

2

3

3

Контрольная работа по теме:

«Первая русская революция»

Вариант II.

Часть 1.

При выполнении задания этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания А1-А15 поставьте знак в клетку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А.1. Третьеиюньский переворот произошел в:

1. 1905 г.                2.                1906 г.                3. 1908 г.                4.1907 г.

А.2. Петиция демонстрантов (9 января 1905) царю содержала:

  1. Только экономические требования.
  2. Исключительно политические требования.
  3. Экономические и политические требования.
  4. Лозунг «Долой самодержавие».

А.3. Крестьянские выступления 1905 года:

  1. Возросли, но носили мирный характер.
  2. Оставались на уровне начала века.
  3. Становились более массовыми, стихийными, агрессивными и разнообразными по форме.
  4. Крестьяне не участвовали в революции.

А.4. В ходе первой революции ранее других произошло событие:

  1. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
  2. Вооруженное восстание в Москве.
  3. Всероссийская политическая стачка.
  1. Выборы в I Госдуму.

А.5. К положениям Манифеста 17 октября не относится:

  1. Провозглашение гражданских прав и свобод.
  2. Провозглашение политической амнистии.
  3. Провозглашение создание Госдумы.
  4. Привлечение к выборам широких слоев населения.

А.6. Вооруженное восстание в Москве проходило:

  1. 7-19 декабря 1905;
  2. 1- 20 декабря 1906;
  3. 7-10 ноября 1905;
  4. 13-16 марта 1906.

А.7. Лидером большевиков был:

1. Гучков                2. Ульянов                3. Мартов                4. Милюков

А.8. Какая партия возникла сразу после Манифеста 17 октября:

1. Трудовики        2. Кадеты        3. Большевики        4. Эсеры

А.9. Политическая программа партии эсеров предусматривала:

1. «Народовластие» с самоуправлением городских и сельских общин.

2. Установление диктатуры пролетариата.

3. Укрепление основ самодержавия.

4. Включала только экономические требования.

А.10. РСДРП относится к партиям:

1. Монархическим                                2. Революционны

3. Либеральным                                        4. Национальным

А.11. К выборам в I Госдуму не допускались:

1. Рабочие        2. Молодежь до 25 лет и женщины        3. Крестьяне        4. Буржуазия

А.12. II Госдума существовала:

1. С 20 февраля по 3 июня 1907 г.                2. С 20 февраля по 1 июня 1906 г.

3. С 15 марта по 8 июля 1907                        4. С 27 февраля по 20 апреля 1906 г.

А.13 I Госдума:

1. Просуществовала весь положенный срок.

2. Приняла решение о прекращении своей деятельности.

3. Была распущена императором.

4. Была разогнана войсками.

А.14. Изменения в составе II Госдумы характеризуются:

1. Увеличением кадетских депутатов.

2. Уменьшением монархистов.

3. Большинством эсеров.

4. Появлением трудовиков.

А.15. Окончанием первой русской революции считают:

1. Указ правительства о свободном выходе крестьян из общины;

2. Введение военно-полевых судов;

3. Роспуск II Госдумы;

4. Подавление восстания в Москве.

Часть 2.

Задания В1-В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует перенести в бланк ответов №1 справа от соответствующего номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например, Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например, восемнадцатый).

В.1. Прочтите фрагмент листовки «К рабочим». Впишите пропущенное слово.

«Товарищи! Вы убедились теперь, что просить царя и его правительство о правах и справедливости, бесполезно. Царь залил вашей кровью улицы Петербурга. Товарищи, с оружием в руках примыкайте к социал-демократической рабочей партии…».

Событие, упомянутое в листовке, получило название в народе «___________ воскресенье».

Ответ: ________________________.

В.2 Расположите в хронологической последовательности:

А. Работа II Госдумы.

Б. Манифест о создании Госдумы.

В. Избирательный закон.

Г. Третьеиюньский переворот.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.3. Соотнесите партии и их активных участников:

А. Большевики

1. Чернов

Б. Октябристы

2. Гучков

В. Кадеты

3. Милюков

4. Ульянов

Г. Меньшевики.

5. Мартов

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.4. Совместите революционные события и их значения.

А. Восстание в Москве

1. Появление первого Совета рабочих депутатов

Б. Манифест 17 Октября

2. Окончание революции

В. Роспуск II Думы

3.Апогей революции.

Г. Стачка в Иваново-Вознесенске

4.Изменение формы правления

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1

(без пробелов и каких-либо символов).

В.5 Прочитайте определение и укажите понятие:

Как называли фракцию I и II Госдумы, отстаивавшую интересы крестьянства.

Ответ: _____________________.

Часть 3.

Сравните основные положения программы Черносотенцев и эсеров.

Укажите, что было общим (не менее одной общей характеристики), а что различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

Общее

1.

Различия

1

1

2

2

3

3

Ответы «Первая русская революция»

Вариант 1.

А.1        3

А.2        5

А.3        1

А. 4        3

А.5        3

А.6        1

А.7        1

А.8        1

А.9        3

А.10        2

А.11        4

А.12        1

А.13        2

А.14        2

А.15        1

В.1 Николай Второй

В.2 АВБГ

В.3 4315

В.4 3412

В.5. Буржуазно-демократическая

Вариант 2.

А.1        4

А.2        3

А.3        3

А.4        1

А.5        2

А.6        1

А.7        2

А.8        2

А.9        1

А.10        2

А.11        2

А.12        1

А.13        3

А.14        1

А.15        3

В.1 Кровавое

В.2 БВАГ

В.3 4235

В.4 3421

В.5 Трудовики

Первая кровь: русская революция 1905 года . Сидни Харкейв. (Нью-Йорк: Macmillan Company. 1964. С. 316. $5,75.) | Американское историческое обозрение

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Статья журнала

Получить доступ

Первая кровь: русская революция 1905 года

. По

Харкейв

Сидней

. (

Нью -Йорк

:

Macmillan Company

.

1964

. С.

316

. $ 5,75.)

Arthur E. Adams

. Артур Э. Адамс

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google ученый

The American Historical Review , том 70, выпуск 4, июль 1965 г., страницы 1109–1110, https://doi.org/10.1086/ahr/70.4.1109

Опубликовано:

09 июля 1963 г.

  • Содержание статьи
  • Рисунки и таблицы
  • видео
  • Аудио
  • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Артур Э. Адамс, Первая кровь: русская революция 1905 года. Автор: Сидни Харкейв . (Нью-Йорк: Macmillan Company. 1964. Стр. 316. 5,75 долл. США), The American Historical Review 9.0052 , том 70, выпуск 4, июль 1965 г., страницы 1109–1110, https://doi.org/10.1086/ahr/70.4.1109

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Подробнее
  • Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

    Закрыть

    Этот контент доступен только в формате PDF.

    © The Macmillan Company 1965

    Раздел выпуска:

    Современная Европа

    В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

    Скачать все слайды

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Нажмите Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Стоимость подписки и заказ этого журнала

    Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

    Кратковременный доступ

    Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

    У вас еще нет личного кабинета? регистр

    Первая кровь: русская революция 1905 года . Автор Сидни Харкейв . (Нью-Йорк: Macmillan Company. 1964. С. 316. 5,75 долл. США.) — Круглосуточный доступ.

    ЕВРО €30,00

    22 фунта стерлингов

    39 долларов США.

    Реклама

    Цитаты

    Альтметрика

    Дополнительная информация о метриках

    Оповещения по электронной почте

    Оповещение об активности статьи

    Предварительные уведомления о статьях

    Оповещение о новой проблеме

    Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

    Ссылки на статьи по телефону

    • Последний

    • Самые читаемые

    • Самые цитируемые

    Рэнд Куинн. Классный иск: десегрегация и разнообразие в школах Сан-Франциско.

    Вернон Л. Педерсон. Коммунистическая партия на американской набережной: революция, реформа и стремление к власти.

    Джеффри С. Сандерс. Razing Kids: молодежь, окружающая среда и послевоенный американский Запад.

    Пандемия и история

    Джадкин Браунинг и Тимоти Сильвер. Экологическая история гражданской войны.

    Реклама

    100 лет спустя · Новости · Колледж Лафайет

    Кэти Нейц

    7 ноября исполнилось 100 лет со дня русской революции. И Лафайет сделал то, чего не сделал Кремль: мы отметили это.

    Джош Сэнборн , профессор и заведующий кафедрой истории, и Линдси Себальос , доцент кафедры изучения России и Восточной Европы, организовали круглый стол в Kirby Hall of Civil Rights, чтобы признать печально известное восстание рабочего класса, закончившееся 300 лет назад. царского правления и вызвало длительные и далеко идущие толчки во всем мире.

    Санборн и Себальос возглавили группу экспертов, в которую входили Кристофер Ли , доцент кафедры истории, Майкл Феола , доцент кафедры государственного управления и права, Джесси Шарки, вице-президент Чикагского союза учителей, и Дженнифер Уилсон, научный сотрудник по России и Восточной Европе Пенсильванского университета, чтобы обсудить историческое событие и его последствия для современной -дневная активность.

    Пропустили разговор? Не волнуйтесь; мы пошли. Вот наш вывод.

    Во-первых, напомните нам: что такое русская революция?

    В 1917 году произошли две крупные революции. Первую (8 марта) возглавили городские женщины, выступавшие против Первой мировой войны и развязавшего ее правительства. В течение нескольких дней царь Николай II был вынужден отречься от престола. Второй (7 ноября) возглавил Владимир Ленин и его большевистская партия. Эта революция породила Союз Советских Социалистических Республик (СССР), марксистское государство, обещавшее социальное равенство в конце революционного процесса. Но по трагическому стечению обстоятельств советский режим в конечном итоге уступил место насильственному и авторитарному правлению.

    Почему это так важно?

    «Наследие Октябрьской революции распространилось из Петрограда не только по России в течение последовавшей за этим трехлетней гражданской войны, но и действительно по всему миру», — говорит Санборн. «Это семя революционного энтузиазма выросло: вы можете бросить вызов власти, вы можете бросить вызов эксплуатации, вы можете бросить вызов социальной несправедливости — но вы должны делать это с дисциплинированной, иерархической партией. Это очень важно для революционных движений с этого момента — на следующие 100 лет».

    Подождите, а почему восстание 7 ноября называется Октябрьской революцией?

    Да, давайте уточним: Октябрьская революция, также известная как Красный Октябрь, произошла 25 октября 1917 года, потому что Российская империя и ее цари следовали восточному православию и его календарю. Юлианский календарь не соответствовал григорианскому календарю, который использовался в Европе. Когда Ленин пришел к власти, он принял григорианский календарь, и поэтому 25 октября перескочило на 7 ноября. Может ли русская революция повториться — здесь?

    Это спорно.

    Шарки так думает: «Для меня фундаментальным компонентом революции является тиран, а тиран не реагирует на то, что нужно людям в обществе», — говорит он. «Эта идея тирана с властью — для меня не так уж сложно представить, что наше правительство движется в этом направлении перед лицом какого-то кризиса, возможно, террористической атаки или изменения климата. Уровень моря повышается. Что произойдет через 100 лет, когда Нью-Йорк затопит, и если люди в Белом доме не верят в изменение климата или защиту окружающей среды? Я думаю, что общество может столкнуться с ситуацией, когда ему может понадобиться бунт».

    Ли не согласен: «Я думаю, что это маловероятно с точки зрения какой-то революции в большевистском стиле, когда вы беретесь за этот масштабный проект в огромной стране. Я думаю, что это то, чего мы больше никогда не увидим», — говорит он. «Я думаю, что национальное государство имеет меньшее значение и что власть в современном мире организована по-другому. Он организован вокруг картелей наций и корпораций, таких как «Большая восьмерка» и технологические компании «Большой пятерки», и я думаю, что это затрудняет активизацию. Я не думаю, что мы снова увидим революцию такого рода».

    Санборн считает, что крупные социальные революции более вероятны во времена острого кризиса: «Я думаю, что для того, чтобы революция такого рода сработала, нужно воссоздать Первую мировую войну, потому что она нанесла ущерб экономике страны и привела к дефицита, что привело к революции», — говорит он. «Я надеюсь, что мы не увидим еще одну мировую войну, но я думаю, что это часть напряжения, необходимого для такого уровня амбициозного, устойчивого восстания».

    Это все гибель и мрак?

    Нет, Ли выражает некоторый оптимизм: «Что-то, что нашло отклик у молодых людей в Соединенных Штатах, — это идея автономистского марксизма, который выступает против классового неравенства, но не требует фиксированной организации, которая была при Ленине», — он говорит. «Даже если революция в большевистском стиле никогда больше не повторится, есть и другие варианты мобилизации и протеста против социально-классового неравенства и борьбы за права человека, и я лично считаю это очень важным и необходимым».

    Могут ли современные активисты чему-нибудь научиться у Ленина?

    Да, организуйтесь, говорит Сэнборн.

    «Если следовать успешной модели русской революции, массовые усилия — плохой принцип, — говорит он. «Захвати Уолл-Стрит, я думаю, является примером провала. Это было массовое движение, возглавляемое с мест, с большой активностью и большой энергией. Но я не вижу в этом долгосрочных результатов. Я думаю, что если бы Ленин вернулся из могилы, он бы сказал: «Я же тебе говорил». Верно? Он сказал бы, что такое движение не работает, что единственный способ построить революцию — через порядок, иерархию и дисциплину. Октябрьская революция — это победа этой дисциплинированной партии посреди хаоса, где усилия низов не привели к успешной победе. Эта большевистская модель, однако, оказывается весьма проблематичной после захвата власти, поскольку эти иерархические, дисциплинированные партии имеют тенденцию строить авторитарные и часто насильственные государства. Современные активисты должны помнить об этих двух уроках русской революции».

    Ли добавляет: «Я думаю, что сегодня политические движения должны сосредоточиться на постепенных изменениях, а не на создании революции».

    Итак, как все это происходит сегодня в России?

    Это сложно.

    Люди разделены, говорит Себальос. «Для некоторых людей революция является синонимом победы и свержения несправедливого лидера, — говорит она. «Но для других это событие, которое ведет к распаду Советского Союза».

    А Санборн говорит, что Россия приуменьшает значение революции, особенно в Кремле. «Революции не очень хороши для людей у ​​власти», — говорит он. «Вы не хотите стимулировать мятежные идеи. Существует элемент опасности, связанный с революциями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *