Дата написания человек в футляре: «Человек в футляре» анализ произведения Чехова – тема, смысл, проблематика рассказа

«Человек в футляре» анализ произведения Чехова – тема, смысл, проблематика рассказа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1903.

Обновлено 10 Июля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1903.

Обновлено 10 Июля, 2021

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни и, лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственной скорлупе. Отсюда выходит тема одиночества и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделён на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составляющих трилогии.

Направление – Реализм.

История создания

В год написания рассказа, в 1898г., Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулёзом и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал всё меньше.

Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включал в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора производит огромное впечатление, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы произвести анализ произведения «Человек в футляре», необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол или футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз.

Беликов боится любого проявления чего-либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему-то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время и уходит.

В отношении любви он ведет себя так же. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находящаяся при своём брате и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хотя бы какие-то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными: Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношениях, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошёл к брату Вари, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель и через месяц умер.

Так закончилась никчёмная жизнь, смысл которой герой рассказа так и не нашёл и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряжённые мышцы лица расслабились и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что наконец-то он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Чётко и точно даётся описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко даёт решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящего в «Маленькую трилогию» и продолжающего общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно даёт понять анализ произведения «Человек в футляре».

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ясмина Аскиева

    12/12

  • Ηаталья Κалашникова

    11/12

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

  • Женя Комарова

    12/12

Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1903.


А какую оценку поставите вы?

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Над рассказом «Человек в футляре» А.П. Чехов трудился в мае-июне 1898 г. Тогда он с семьей жил в Мелиховке. Известно, что 15 июня 1898 г. писатель уже отправил рассказ в редакцию журнала «Русские мысли». В этом же году произведение было опубликовано в седьмом номере указанного периодического журнала. Рассказ стал первой частью «маленькой трилогии» – серии рассказов, которую Чехов так и не закончил. Антон Павлович работал над «Человеком в футляре» в период спада активности творческой деятельности. Вскоре писатель узнал, что заболел туберкулезом. Из-за проблем со здоровьем он едва успел закончить серию произведений. Некоторые рассказы так и остались не написанными.

Исследователи жизни и творчества Антона Павловича, ссылаясь на слова современников писателя, утверждают, что образ главного героя «Человека в футляре» имеет прототипа, но единственного мнения по поводу этого нет. Есть несколько людей, которые отдаленно напоминают личность Беликова.

В.Г. Богораз, М.П. Чехов – современники Антона Павловича – утверждали, что образ Беликова списан с инспектора таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконова. Были и те, кто отвергали это предположение, говоря, что Дьяконов не похож на Беликова по характеру.

Юрий Соболев был уверен, что прототипом главного героя стал М.О. Меньшиков, известный в чеховскую эпоху публицист. В записной книжке Антона Павловича находим запись о том, что Меньшиков в сухую погоду защищался от жары зонтиком, носил калоши. Мужчина также не умывался холодной водой, так как у него было больное сердце. Тем не менее, сходство между героем рассказа и Меньшиковым только внешнее. Также у Чехова находим запись о его брате Иване. Он тоже брал с собой в хорошую погоду зонтик. Учитывая все предположения современников, большинство литературоведов сходятся во мнении, что образ Беликова собирательный.


Рассказ не остался без отзывов критиков. Одни говорили о нем как о гениальной вещи, другие считали непримечательным произведением. А.А. Измайлов отмечал, что в «Человеке в футляре» соединено серьезное и комичное. Эта особенность смущала критика. Н. Виленкин тоже обратил на нее внимание, но утверждал, что это противоречие свидетельствует о мастерстве писателя.

Наиболее грубый и резкий отзыв рассказ получил от К.П. Медведского. Критик посчитал произведение «бессодержательным и плохим». А.П. Чехов же, по его мнению, умеет воспроизводить только внешнюю оболочку жизни.

По рассказу А.П. Чехова было снято несколько фильмов русскими и зарубежными режиссерами. В 1939 году появился одноименный отечественный фильм. В 1958 г. По произведению сняли фильм в Бразилии, а в 1983 г. – в Финляндии.

Таким образом, историю написания рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» нужно рассматривать в связи с биографией автора. Стоит помнить, в каких условиях было создано произведение. Нельзя упускать сведения о прототипе главного героя рассказа, а также отзывы критиков о нем.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Отзыв о рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Проблематика рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Встречаются ли Беликовы в наше время? (по рассказу Чехова «Человек в футляре»)

  • Человек в футляре — Хартфордская сцена

    21 февраля – 24 марта 2013 г.

    По мотивам двух рассказов Антона Чехова
    Адаптация и постановка Энни-Б. Парсон и Пола Лазара / Театр большого танца
    Хореография Энни-Б. Парсон
    С участием Михаила Барышникова

    Читать Чехова Человек в футляре и О любви

    В блестящей повести Чехова о юморе и отчаянии двое охотников разговаривают до поздней ночи. Они делятся историями: одна об официальном, антиобщественном мужчине и его отношениях с агрессивно экстравертной женщиной. Второй, рассказ о моральной двусмысленности, в котором главный герой отказывается от своей любви к замужней женщине. Несмотря на то, что они кажутся разными, оба рассказывают о страхе, превосходящем погоню за самыми многообещающими возможностями жизни. Опираясь на такие разнообразные материалы, как кадры наблюдения, народные танцы, обучающие видео об охоте и интервью с актерами, «ЧЕЛОВЕК В ДЕЛЕ» создает мост между нашим временем и временем этих двух 19антилюбовные истории го века. Энни-Би Парсон и Пол Лазар, команда всемирно известного Большого танцевального театра, привносят свой фирменный стиль, объединяющий театр, танец, музыку и видео, в эту мировую премьеру адаптации.

    Михаил Барышников с Джесс Барбагалло, Тимберли Канале, Крисом Джармо и Аароном Маттоксом.

    «Человек в футляре» производится компанией Baryshnikov Productions совместно с ArKtype/Thomas O. Kriegsmann.

    Видео

    Обзоры и пресса

    Обзоры

    Hartford Courant
    Springfield Republican
    The Examiner
    The Arts и т. Д.

    Press

    Baryshnikov Talks о сценическом производстве Hartford в Case ‘
    Misha Misha Misha Misha. Case», At Hartford Stage

    Программа и дополнительные материалы

    Загрузки

    Man in a Case и About Love PDF/Kindle/ePub on Project Gutenberg 9 (бесплатно)0015

    Ссылки

    The New York Times Profiles Энни-Б. Парсон и Пол Лазар Спектакль Театра танца «Сверхъестественная жена»
    Видео: Спектакль Большого Театра танца «Comme Toujours Here I Stand»
    Михаил Барышников Видео на YouTube

    Все фотографии Т. Чарльза Эриксона.

    Artistic

    Adaptation & Direction
    Annie-B Parson & Paul Lazar

    Choreographer
    Annie-B Parson

    Set Designer
    Peter Ksander

    Costume Designer
    Oana Botez

    Lighting Designer
    Дженнифер Типтон

    Звукорежиссер
    Тей Блоу

    Видеодизайнер
    Джефф Ларсон

    Музыкальный руководитель
    Chris Giarmo

    Production Supervisor
    Jenni Bowman

    Associate Video Designer
    Keith Skretch

    Associate Producer
    Alexandra Rosenberg

    Cast

    Belikov
    Mikhail Baryshnikov

    Hunter/Burkin
    Джесс Барбагалло

    Хантер/Иван
    Крис Джармо

    Барбара
    Тимберли Канейл

    Коваленко
    Аарон Маттокс

    Даты и время написания — Синяя книга грамматики и пунктуации

    Обратите внимание: этот исходный пост был обновлен и заменен новой версией Даты и время написания.

    Правило: При использовании дат применяются следующие примеры:

    Собрание запланировано на 30 июня.
    Собрание запланировано на 30 июня.
    1 апреля нас разыграли.
    1 апреля некоторых людей напрягает. (Некоторые предпочитают записывать: Первое апреля )

    Правило: Существуют разные правила для обозначения десятилетий цифрами. Некоторые пишут 80-х и 80-х, другие пишут 80-х и 80-х. Однако использование двух апострофов ( 80-х) неудобно и не рекомендуется.

    Правильно:
    В 80-е годы мировая экономика росла.
    В 1980-е годы мировая экономика росла.
    В 1980-х годах мировая экономика росла.

    Не рекомендуется:
    В 80-е годы мировая экономика росла.

    Правило: Некоторые писатели указывают время суток, другие предпочитают числа.

    Пример: Она встает в четыре тридцать раньше, чем просыпается ребенок.
    Пример: Ребенок просыпается в 5 часов утра.

    Правило: Некоторые используют цифры со временем суток, когда подчеркивается точное время.

    Пример: Ее рейс вылетает в 6:22
    Пример: Пожалуйста, прибудьте к 12:30. острый.

    Правило: Более понятно использовать полдень и полночь , а не 12:00. или 00:00

    Примечание: Вы можете использовать AM и 900:15 вечера, утра и вечера, утра и вечера или утра и вечера
    Одни ставят пробел после цифры, другие нет.

    Пример: Ее рейс вылетает в 6:22
    Пример: Ее рейс вылетает в 6:22.
    Пример: Пожалуйста, прибудьте к 12:30. острый.

     

    Тест: Верно или неверно?

    1. Последняя вспышка оспы произошла в конце семидесятых годов.
    2. Вы можете быть здесь к 12:00?
    3. Пожалуйста, доставьте посылку до 1 августа.

     

    Ответы на вопросы:

    1. Последняя вспышка оспы произошла в конце семидесятых годов.
    2. Сможете ли вы приехать к полуночи? (пропустить 12:00)
    3. Пожалуйста, доставьте посылку до 1 августа. ( ИЛИ до 1 августа ИЛИ до 1 августа)

    Вы готовы к викторине?

    Тест на написание даты и времени

    Реклама

    Если статья или существующие обсуждения не отвечают на ваши мысли или вопросы по теме, используйте поле «Комментарий» внизу этой страницы.

    Поиск в блоге

    Поиск для:

    Популярные категории

    Top Grammar Blog Pusts
    • Капитализация академических градусов
    • в VS.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *