Цитаты горе от ума о фамусове: « » .. – Dslov.ru

Содержание

Цитаты характеризующие Фамусова — Афоризмо.ru

1. И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выго.

2. ЩЕРБАКОВ, ТАМБИ И РЕПТИЛОИД ДОВЕЛИ ИРУ. ЭТО ПРОВАЛ! ВЫПУСК#32

Если Вам понравилось видео — поделитесь с друзьями:

3. Ответы: Хелп! Крч задание такое. Выписать из текста

4. Он является типичным представителем московского чиновничества и.

5. На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком.

6. Грибоедов «Горе от ума» Цитаты.

7. Таблица отношение Чацкого и Фамусова (цитаты) к народу и праву к идеалам отношение к просвещению к службе иностранцам к богатству и чинам семья и счастье понимание слова.

8. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов».

9. Образ и характер характеристика Фамусова автор Грибоедов А.

10. Эта пылкая, свободолюбивая речь ярко характеризует внутренний облик героя, его.

11. Павел Афанасьевич Фамусов — один из ключевых и самых ярких персонажей комедии «Горе от ума».

12. Характеристика Чацкого в произведении

13. 3-4 цитаты из Горе от ума Грибоедова, по каждой теме для Фамусова и Чацкого.

14. Скалозуб Горичи Тугоуховские Хрюмины Загорецкий Репетилов Хлестова Чацкий В гости к Павлу Фамусову, своему лидеру, приезжает «элита» московского светского общества, чьи «старопомещичьи» взгляды.

15. 1.Отношение к народу,крепостному праву Чацкий и Фамусов — По

16. RU ::Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова Горе от ума Грибоедов А.

17. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме.

18. Сочинение по произведению Горе от ума Грибоедов: Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова.

19. Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников.

20. Он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

21. Фамусов, характеристика фамусова, характеристика фамусова горе от ума, фамусов описание.

22. « Горе от ума» Павел Афанасьевич Фамусов Фамусов, характеристика, цитаты, критики о Фамусове.

23. — одно из главных действующих лиц комедии, представи тель лагеря крепостников.

24. Таблица с цитатами Чатского и Фамусова.

25. Павел Афанасьевич Фамусов, главный герой комедии «Горе от ума» — типичный представитель дворянства, человек устоявшихся взглядов, приверженец определенных правил, которые требует исполнять.

26. Читая пьесу Грибоедова » Горе от ума » мы наблюдаем с особым вниманием, основных героев пьесы и одним из них является Фамусов — знатный дворянин преклонных лет.

27. Помогите

28. Цитаты характеризующие героев.

29. Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать.

30. Цитаты из комедии Горе от ума (1828 г.

31. Краткое содержание горе от ума 2 действие по явлениям — Фонв

32. Цитаты и высказывания Фамусова, Фамусов цитаты.

33. Напишете цитаты характеризующие Фамусова из 1 и 2 действия», категории «литературалитература.

34. История создания Фамусова, ценности, воспитание и характеристика, цель в жизни, цитаты и крылатые фразы.

35. Какие цитаты из текста.

36. Все в комедии Грибоедова такие же хитрые, проворные, лукавые, но все же во главе стоит Павел Афанасьевич Фамусов.

37. Прочитайте характеристику персонажа Фамусов из произведения Горе от ума, Грибоедов.

38. ГДЗ по литературе для 9 класса Коровина В.Я. — часть 1 (стра

39. Па́вел Афана́сьевич Фа́мусов — один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

40. Характеристика цитат героев Скалозуба и Фамусова и их значение в произведении.

41. Помогите пожалуйста,очень срочно ❤ Горе от ума

42. Фамусов — характеристика персонажа (Грибоедов А.

43. Горе от ума for Android — APK Download

44. Горе от ума

45. Напишите пожалуйста сочинение на тему.

46. Сочинение

47. Напишите сочинение,характеристика персонажа

48. Сравнительная цитатная таблица по теме

49. Определите позиции Чацкого и Фамусова по ключевым вопросам 1

Что говорит фамусов о молодежи. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов — вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов — сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы ты в Твери…»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович — подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

— это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

Образ Фамусова

Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы. Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

Характеристика Фамусова Горе от ума

Итак, в своем кратком на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек. Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян. Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

5 (100%) 2 votes

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Сочинение на тему: образ Хлестакова по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Речевая характеристика Фамусова

Речь Фамусова является отражением его характера и звучит властно, высокомерно, по-барски. В общении с Чацким и Молчалиным проскальзывает безапелляционный и назидательный тон. С простыми, зависимыми людьми (слугами) Фамусов общается откровенно грубо, с вышестоящими чиновниками, представителями высшего света — вкрадчиво, деликатно, предупредительно.

Фамусов — хороший рассказчик, чья речь отличается выразительностью и образностью, добродушной иронией: «Да, дурен сон, как погляжу. Тут все есть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы», «Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам…»

Несмотря на то, что Фамусов — дворянин, в его речи можно встретить немало просторечных, народных слов и выражений: «вишь прихоти какие завелись», «прок-то невелик», «выкинул ты штуку», «мечусь, как словно угорелый», «где чудеса, там мало складу».

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова . Вас также может заинтересовать

Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала нелегких взаимоотношений с цензурой, поскольку на то время пьеса несла в себе достаточно острый характер и смелое содержание.

В комедии автор затрагивает насущные проблемы социума, которые назрели ещё к началу XIX века. Однако нравственный, основополагающий конфликт, который определяется взаимосвязью с назревшим расколом слоя общества дворян, соотнесён к проблеме восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественный устрой.

В грибоедовской пьесе выявлены такие феномены как «век нынешний» и «век минувший». Между ними и возникает недопонимание, разрешить которое невозможно. Фамусов Павел Афанасьевич — первостепенный проповедник «века минувшего», выступающий его главным защитником.

Характеристика фамусовского общества

«Фамусовским» называется общество дворян, аристократов, которые служили оплотом монаршей власти в России. Именно это общество со своими взглядами и устоями находится в центре внимания автора, именно ему он уделяет немало внимания в произведении.

«Фамусовское» общество названо по фамилии одного из главных героев — Павла Афанасьевича Фамусова, поскольку он является наиболее точным его отражением. В Фамусове сосредоточены все отрицательные черты, характерные для помещиков-крепостников первой половины XIX века: лицемерие, чинопочитание, лесть, самодурство. Превыше всего он ценит высокие чины, богатство и связи, а в просвещении видит одну угрозу привычному существованию.

Персонажи, составляющие «фамусовское» общество, весьма разнообразны. Это и угодливый, раболепный секретарь Молчалин, и напыщенный недалёкий полковник Скалозуб, и надменная супружеская чета Тугоуховских, и даже Софья, дочь Фамусова, которая, несмотря на свой гордый и прямолинейный нрав, остаётся нравственно слепым человеком.

Характеристика героя

Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» — Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы — главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов — более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя — Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.

(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени

)

Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.

У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель — обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.

Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.

Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Павел Афанасьевич Фамусов.

Возраст — мужчина преклонных лет.

Род занятий — государственный чиновник, управляющий в казённом месте.

Семья — вдовец, дочь Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — среднего роста, полноватый, седовласый мужчина.

Характер — живой, решительный, деятельный, лицемерный, услужливый.

Положительные черты — заботливый отец, ценит родственные узы, добрый.

Отрицательные черты — непостоянный, раздражительный, неугомонный, высокомерный, большой льстец, уважает лишь высокие чины и богатство, враг просвещения.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Образ героя в произведении

В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль подлинного противника просветительской деятельности, выступает против всяческих нововведений, поскольку, по его мнению, это влечёт за собой угрозу его спокойной и благополучной жизни.

Распущенное поведение взрослой дочери Софьи он мотивирует постоянным чтением книг. Однако чтение — не единственная причина, способствующая такому поведению.

Фамусов с уверенностью утверждает, что и зарубежные преподаватели, и интерес к изучению искусств — все это лишь навредит дворянским детям, получение образования им вовсе не нужно, так как семейная жизнь не вынуждает и не предполагает его наличие.

Самым лучшим примером своей дочери Фамусов считает её же отца, как бы тщеславно это ни звучало.

Изображению Павла Фамусова и его обществу Грибоедов старался придать максимально застарелых помещичьих взглядов и мнений, их несостоятельности, а также подчеркнуть закоренелые привычки, которые так глубоко осели в их сознании.

Именно в таком ключе поставлена роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.

Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова

В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Изволили смеяться; как же он? Упал вдруго́рядь – уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички?? – Как их возьмет задор, Засудят об делах, что слово – приговор, – Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.

Вывод

Павел Афанасьевич Фамусов, будучи одним из главных героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», выполняет важную функцию. Он олицетворяет собой старосветское аристократическое общество, и роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать всю несостоятельность этого общества, его духовную нищету, неспособность создать что-то интересное, дельное, заслуживающее уважение.

Отношение к Фамусову довольно противоречивое, его нельзя назвать исключительно отрицательным. По сути, это неплохой человек, добродушный и заботливый, однако его узость мышления, недальновидность, лицемерие, страсть к чинам и богатству перечеркивают все его достоинства.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Отношение Молчалина к службе. Комедия «Горе от ума»: образ Молчалина

«Горе от ума» — бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В ней он правдиво и беспощадно изобразил «картину нравов» современного ему аристократического общества. По словам автора, в его произведении «25 дураков на одного здравомыслящего человека». И один из них в пьесе – Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа и будет посвящена наша статья.

Место героя комедии

МОЛЧАЛИН в «Горе от ума» — типичный представитель фамусовского общества. Роль, которую автор отводит ему в комедии, имеет огромное значение. Он, наряду с главным героем, является участником как любовного, так и социально-идеологического противостояния персонажей. Алексей Степанович — не только достойный продолжатель Фамусова в делах, но и удачливый соперник Чацкого в любви. По неизвестной причине София выбрала его. Личные отношения героев «Горя от ума» важны, но более интересным для изучения является отношение Молчалина к службе. Именно в этой деятельности наиболее ярко проявляется характер Алексея Степановича.

Общая характеристика героя

Алексей Степанович занимает небольшую должность. Он секретарь и доверенное лицо Фамусова. Молчалин не может похвастаться дворянским происхождением, но изо всех сил пытается выбиться «в люди». Для этого он избрал безошибочную тактику: «всех угодить… без конфискации». Алексей Степанович не различает барина и его слугу. Со всеми из них он безупречно обходителен и вежлив. По отношению к начальнику преданность Мочалины не имеет границ. Он лебезит перед Фамусовым, стремится служить Хлестову. Алексей Степанович — бездарь, беспринципный лицемер и подхалим. Но никто из Знаменитой гвардии этого не замечает. Образ Молчалина – это портрет человека, который с помощью нехитрых уловок и уловок пробивается в высший свет.

Молчалин и Чацкий

Если большинство представителей Знаменитой гвардии (Фамусов, Хлестов) — люди старшего поколения, то Молчалин почти ровесник Чацкого. Однако эти представители одного поколения, на самом деле, совершенно разные люди. Их поведение в обществе, нравственные принципы, жизненные идеалы противоположны. Об этом свидетельствует отношение Молчалина к службе. По собственному признанию героя, у него всего два таланта — «умеренность и аккуратность». Он не скрывает собственной бездарности, даже наоборот, гордится ею.

Поведение и идеология Алексея Степановича строго регламентированы занимаемой им должностью. Поскольку она еще очень маленькая, ему приходится быть услужливым и скромным. МОЛЧАЛИН не может обойтись без влиятельных покровителей и всецело зависит от них. Самостоятельность Чацкого кажется Алексею Степановичу очевидной глупостью.

МОЛЧАЛИН И ФАМУСОВ

Не обладая особыми способностями, Алексей Степанович очень органично вписывается в консервативное фамусовское общество. Несмотря на огромную разницу в социальном положении и возрасте, у него много общего со знаменитым московским «асом». Отношение МОЛЧАЛИНА к службе абсолютно «ФАМУСОВСКОЕ». Он признается, что мечтает «и награды взять, и повеселиться». В его арсенале уже «три награды» и каждая из которых — маленькая ступенька на пути к блестящей карьере. Подобно Фамусову, Алексей Степанович свято чтит общественное мнение. Некоторые цитаты Молчалина: «Ах, злые языки страшнее пистолета» и «В моем лете не сметь ​​/ Имею я свой суд» перекликаются с заключительной фразой Фамусова: «О, Боже мой, что она скажет? » / Княжна Марья Алексеевна! «.

ВЛЮБЛЕННЫЙ МОЛЧАЛИН

Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь он проявляет свое стремление «угодить всем людям без наказания». Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и робость. Даже отсутствие в нем «этого ума… который быстр, гениален…» кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкого своей возлюбленной, девушка не замечает, как, по выражению И. А. Гончарова, «портрет гаснет». У Софии своя печаль из головы. Молчалин становится для нее героем любовной истории, в которой она играет роль доброй покровительницы.

Однако у Алексея Степановича совсем другие склонности. Лизе он нравится гораздо больше, живой и веселый. К тому же он не так уж глуп и считает, что Софья «любила когда-то Чацкого/ разлюбит меня, как он». А вот Лизе он готов дать туалет за хитроумной работой и считает, что этого достаточно, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывают по отношению к Софье Чацкой.

Дальнейшая судьба МОЛЧАЛИНА

Потеря любви главного героя не означает для Алексея Степановича полного поражения. Несмотря на то, что он совершил серьезную оплошность, ему удалось избежать гнева Фамусова. Все свое негодование «благородный» отец семейства выплескивал на униженных и оскорбленных Софью и невиновного Чацкого. Главный герой выставляется за порог, обвиняя в якобы развратности. Софье грозит депортация за недостойное поведение в деревне. Только Алексей Степанович удалился незаметно. По поводу судьбы этого героя не дает однозначного ответа комедия «Горе от ума». Молчалин, наверное, сумеет прикинуться жертвой обстоятельств. Остановить его карьеру невозможно. Совершенно прав был Чацкий, когда предсказывал, что Алексей Степанович «достигнет известных степеней». Заключительная сцена комедии еще раз подтвердила печальную истину, которую пытается донести до своих читателей А. С. Грибоедов: «Молчалины блаженны на свете», а искренний и умный Чацкий становится изгоем в обществе.

Образ «бессловесного» человека, постепенно пробивающегося по карьерной лестнице, никого не оставил равнодушным. Белинский в середине 19 века писал, что МОЛЧАЛИН — это человек, который «без льгот подходит» по единому «повелению души». Н. В. Гоголь нашел, что «лицо» Алексея Степановича «точно схвачено». Это образ человека низкого и молчаливого, незаметно врывающегося в людей. Отношение Салтыкова-Щедрина к службе Молчалина вдохновило на создание цикла очерков под названием «В среде умеренной и аккуратной». И. А. Гончаров в очерке «Миллионы слез» отмечал, что в его время (1871 г.) молчаливое лести стало архаизмом и «скрывается… во тьме». Однако сравнение разных людей с бессловесным и услужливым персонажем «Горе от ума» до сих пор активно используется в публицистике.

Заключение

Цитаты Молчалина — отражение его жизненной позиции. Желание пригодиться и войти в доверие к нужному человеку, который: «Накормит и напоит», а может быть, и «чин даст…», актуально во все времена. Алексей Степанович — типичный приспособленец, не обремененный творческим и творческим началом, но в избытке наделенный практичными расчетами и житейскими умами. Бороться с ним совершенно невозможно. В любой ситуации этот человек сможет быть на плаву. До каких пор на службе будут ценить молчаливую бездарность, а светлый, живой и независимый ум подвергать несправедливому преследованию? Такой вопрос ставит перед собой А.С. Грибоедов в сатирической комедии «Горе от ума». Молчалины занимают лидирующие позиции, проникают во все сферы жизни, внедряются в любое общество и своим существованием тормозят его развитие. Однако ответ на этот вопрос не найден и по сей день. Возможно, со временем эта ситуация изменится.

Знаменитые крылатые выражения из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов — автор замечательной комедии, которую все знают со школьной скамьи. Наиболее запоминающимися являются крылатые выражения из комедии «Горе от ума». При чтении произведения они воспринимаются легко и надолго сохраняются в памяти. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» всегда наполнены психологией и острыми проблемами. Их может вспомнить человек спустя много лет после прочтения комедии. В данной статье рассматриваются цитаты из «Горя от ума» и поясняется их смысл.

Персонажи Александра Грибоедова известны всем, наверное: Фамусов, Софья, Чацкий, Лиза, Молчалин, Скалозуб и др. У каждого из них свой индивидуальный характер. Среди прочих в комедии выделяется Чацкий. Он единственный, кто хочет жить по своим законам и часто неправильно понимается обществом. Самые запоминающиеся цитаты — Чацкий. «Горе от ума» — величайший памятник русской литературы, который и по сей день вызывает многочисленные споры и дискуссии.

«Дома новые, а предрассудки старые»

Смысл этого высказывания в том, что зачастую общество живет, опираясь на старые догмы и представления. Если решения принимаются на основе прежних убеждений, значит, части молодежи они покажутся кощунственными, неправильными, унижающими личность, не позволяющими ей в полной мере выразить свою сущность. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума», подобные этому, позволяют проследить разрушительное действие старых устоев и старого строя.

Чацкий этим выражением подчеркивает свою непонятность, оторванность от мира фамусовского общества, в котором процветает лицемерие и притворство.

«Служить бы рад, быть накормленным немощным»

Пожалуй, читателю наиболее знакомы высказывания Чацкого. Цитаты комедии «Горе от ума» изобилуют открытостью и искренностью. Чацкий очень ясно выражает свою позицию и не собирается скрывать своего мнения по тому или иному вопросу. Больше всего герою неприятно лицемерие и выгодная покладистость по отношению к старшим по чину. При каждом удобном случае Чацкий дает правдивые комментарии, которые можно считать словами действительно здравомыслящего человека. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума», подобно этому, отмечают нездоровые отношения внутри общества начала 19 века.го века, где обман, лесть, дурной взгляд, дискуссии за спиной.

«Где, скажите нам Отцы Отечества, что нам взять на пробы?»

Чацкий постоянно ищет правду в этом мире. Он хочет видеть рядом с собой надежного друга, компаньона, ответственного и честного человека. Вместо этого он сталкивается с неприглядной реальностью, из-за которой окончательно разочаровывается в людях. Он часто наблюдает за старшим поколением, которым являются его отцы, но не находит настоящего образца для подражания. Юноша не хочет быть похожим ни на Фамусова, просто растратившего жизнь, ни на кого другого из своего круга. Трагедия в том, что Чацкого никто не понимает, он чувствует себя одиноким и потерянным среди этого «маскарада», в который играет общество. Это утверждение звучит и как констатация факта, и как горькое сожаление. Пожалуй, другие крылатые выражения из комедии «Горе от ума» ложатся в душу не так сильно, как это. Здесь, собственно, и изображена непримиримая, почти революционная сущность главного героя.

«Злые языки страшнее пистолета»

Эти слова произносит персонаж МОЛЧАЛИН. Он производит впечатление человека тихого, предсказуемого, покладистого, который при любых обстоятельствах готов угодить окружающим. Но Молчалин не так прост, как кажется. Он ясно понимает выгодность своего поведения и в удобном случае приспосабливается к меняющимся условиям общественной жизни. Служа и готовый всегда повиноваться, он не замечает, как с каждым днем ​​все больше теряет себя, отвергает свои мечты (если они когда-либо посещали его), теряется. В то же время МОЛЧАЛИН очень боится, что другие люди (возможно, даже из его окружения) в какой-то момент выдадут его, отвернутся или как-то посмеются над его неловкостью.

«Людям даются люди, а людей можно обмануть»

Чацкий глубоко возмущен тем, как в этом обществе получают высокое звание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *