Исторические хроники Шекспира – анализ
Бодрым призывом к борьбе и верой в конечную победу пронизаны хроники Шекспира, где показано, каким путем Англия после многих тяжелых испытаний, оздоровленная и окрепшая, пришла к могуществу и процветанию времен Елизаветы. Близко следуя, в отношении как фабулы, так и характеров, историческим хроникам Холиншеда, Холла и других, возникшим во второй половине XVI в. на почве усилившегося интереса к национальному прошлому, Шекспир, однако, сохраняет известную свободу в смысле выбора событий и их освещения.
Уильям Шекспир
Основной темой его хроник являются феодальные смуты и династические распри, раздирающие Англию в XIV-XV вв., особенно же война Алой и Белой розы (во второй половине XV в.), закончившаяся воцарением династии Тюдоров и утверждением абсолютизма. Шекспир в своих пьесах дает широкие исторические полотна с множеством красочных подробностей и огромным количеством персонажей – королей, крупных феодалов, воинов, представителей буржуазии, народных масс. Действие, развивающееся быстрыми темпами, свободно перебрасывается из одного места в другое. Весьма обычны сцены сражений, поединков, выходов королей, совещаний лордов, восстаний и т. п., в которых все происшествия показаны наглядно, как в народном средневековом театре, в отличие от учено-гуманистической, классицизирующей драмы Возрождения.
Изображая прошлое, Шекспир оттеняет в нем те моменты, которые перекликаются с живой современностью и могли бы помочь разрешению актуальных проблем. В хрониках Шекспира отражаются с большой полнотой его политические воззрения. Одна из основных проблем, занимающих здесь Шекспира, – значение абсолютизма. Величайшим злом и опасностью для страны, по его мнению, являются крупные дворяне, честолюбивые и безудержно своевольные. Таковы, например, буйные бароны в «Генрихе IV» или в «Генрихе VI». Феодальной анархии Шекспир противопоставляет идею государственности, объединения страны под единой твердой центральной властью.
Такой Шекспиру в период создания его хроник представлялась королевская власть. Однако он всегда был далек от слепого преклонения перед ней. В его понимании король имеет больше обязанностей, чем прав: он должен быть справедливым, бескорыстным, заботиться о действительных нуждах своей страны и народа. Если же король этим требованиям не удовлетворяет, он может и должен быть свергнут, как это показано в «Ричарде II». В этой хронике изображен слабовольный и взбалмошный тиран, отстранивший от управления страной лучших людей и подпавший под неограниченное влияние фаворитов, которым он отдал на откуп государственные доходы. Ричард II упоен мыслью о божественном происхождении своей власти, он убежден в том, что у «помазанника божия» никто не может требовать отчета в действиях. В результате этого он лишается престола и погибает жалкой смертью.
Еще показательнее в этом отношении образ Ричарда III. Посредством ряда убийств и преступлений Ричард достигает престола и обуздывает феодалов. Однако, свободный от всяких иллюзий, он вместе с тем изображен совершеннейшим хищником-аморалистом. Накануне решительной битвы, после ночи, когда ему являлись призраки замученных им жертв, Ричард III восклицает:
Да не смутят пустые сны наш дух:
Ведь совесть – слово, созданное трусом,
Чтоб сильных запугать и остеречь,
Кулак – нам совесть, а закон нам – меч.
Своими действиями Ричард III лишь усиливает анархию, и когда Ричмонд поднимает против него восстание, тиран не находит поддержки ни в дворянстве, ни в народе – и погибает.
Идеальный государь в глазах Шекспира – это Генрих V, король эпохи Столетней войны, который сломил феодалов и правит опираясь на широкие массы. Он смел, энергичен, прост в обхождении, близок к народу, бьется с врагом об руку с простыми солдатами, ни на минуту не забывает о своем назначении и об ответственности перед родиной.
Для понимания шекспировского метода изображения прошлого важно уяснить его взгляд на причины и механизм исторических событий. Охотно подчеркивая роль в истории сильных личностей, которые он изображал мастерски, Шекспир наряду с этим выдвигал понятие «времени» в смысле совокупности обстоятельств, основных сил и тенденций эпохи. В «Генрихе IV» (ч. II, акт 1, сцена 3) Уэстморленд так отвечает на обвинения восставших против короля феодалов:
О добрый мой Моубрей, раскройте связь
Меж временем и силой обстоятельств –
И станет ясно вам, что не король
Виновник ваших бедствий всех, но время.
Таким же образом оправдывает свое поведение и мятежник Хестингс (там же, акт 1, сцена 3):
Так хочет время. Мы – его рабы.
Шекспир лишь провозглашал тезис о причинной обусловленности исторических событий, но не доказывал его, хотя некоторые попытки в этом направлении имеются в его хрониках. Если падение Ричарда II и Ричарда III определяется, по мнению Шекспира, их изолированностью, то успех противника Ричарда II, Болингброка, объясняется у него тем, что это разумный, трезвый политик, прислушивающийся к голосу дворянства и народа. Блестящую победу, одержанную при Азенкуре англичанами над гораздо сильнейшей французской армией, Шекспир объясняет боевым патриотическим духом крестьян-лучников, составляющих основу английской армии, против которых не могут устоять чванливые и пустые французские рыцари.
Шекспир широко вводит в свои хроники картины из жизни широких слоев населения. Такова, например, в «Ричарде III» сцена «избрания» Ричарда королем, в которой участвуют лондонский лорд-мэр и горожане, особенно же «фальстафовские» сцены в «Генрихе IV», где выступают хозяева гостиниц, трактирные слуги, проезжие купцы, извозчики, мировые судьи и т. п. с их разнообразнейшими нравами и обычаями.
Другие статьи о творчестве Шекспира см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
4. Исторические хроники Шекспира » Шпоры для студентов
1) Специфика жанра. Основа – хроники Холиншеда, Холла. Близко следует как фабулам, так и характерам. Основная тема – феодальные смуты и династические распри (особенно война Алой и Белой розы – 2 половина 15 в.), закончившаяся установлением династии Тюдоров. Вопросы церкви, власти, взаимоотношения всех сословий… Широкие исторические полотна с множеством красочных подробностей и огромным количеством персонажей. Действие, развивающееся быстрыми темпами, свободно перебрасывается из одного места в другое. Весьма обычны сцены сражений, поединков, выходов королей, совещаний лордов, восстаний и т. п., в которых все происшествия показаны наглядно, как в народном средневековом театре.
Сюжет в них открытый, т. е. сюжет – лишь эпизод в цепи исторических событий, и не может быть понят без них. Действующие лица — из одной пьесы в другую. Магистральный сюжет – конец средневекового государства и становление государства нового времени.
Все хроники (10) строятся не исторически, а применительно к образу идеального монарха Генриха 5. Остальные – нарушители гармонии. Главный герой хроник – ист. Время.
Успех исторических хроник в значительной мере объясняется ростом английского национального сознания после опустошительных гражданских войн 15 в., а также после морской победы Англии в 1588 г. над испанской «Непобедимой Армадой».
2) Анализ одной из пьес. Историческая хроника, приближающаяся к трагедии, «Ричард 3» завершает цикл пьес, посвященных войне Алой и Белой Розы. В Ричарде 3 воплощается мрачный дух братоубийственной розни. Это человек жестокий, коварный, лицемерный. Он уверенно идет по трупам к намеченной цели. Гнусность свою Ричард прикрывает цитатами из Евангелия. Рожденный уродом, своими поступками он мстит природе и людям. Он злодей выдающийся, наделенный разнообразными талантами: умен, проницателен, смел, побеждает там, где, казалось бы, победа невозможна. В его образе Шекспир показал падение великого человека: «чем более велик человек, тем он страшнее в своем падении». Крушение человеческого в человеке.
Основным источником пьесы Ричард III, как и большинства исторических пьес Шекспира были Хроники Рафаэля Холишеда(второе изд., 1587). Также весьма вероятно что Шекспир черпал информацию из «Союза двух прославленных семейств Ланкастеров и Йорков» (второе издание, 1548) Едуарда Холла.
Ричард — антипод Генриха VI. Он — тиран и деспот, пришедший к власти путем злодеяний. Он дерзок, жесток и честолюбив. Его титаническая сила служит злу, его тираническая форма правления, основанная на принципах макиавеллизма, осуждается Шекспиром. Суть личности Ричарда как человека и как политика раскрыта с большой впечатляющей силой. Ричард жесток и лицемерен, умен и хитер; он лишен совести и руководствуется в своих поступках личными интересами и выгодой. Говоря о благе ближних, клянясь в любви, он умеет воздействовать на людей, сам прекрасно сознает свое коварство и лицемерие, разрабатывает план интриг и злодеяний. Все действия Ричарда обоснованы автором психологически. Ричард добивается желаемого, становится королем, но в конечном счете терпит крах и как человек, и как политик. Путь преступлений не помог ему укрепить и сохранить власть. Перед смертью он осуждает себя за совершенные преступления, понимает, что это и стало причиной его одиночества. Войска Ричарда отступают под натиском сил Ричмонда, сам он убит в схватке с противником. Вот выдержки из последнего монолога Ричарда.
Характеру Ричарда присуща титаническая сила. В. Г. Белинский писал о созданном Шекспиром образе: «Трагическое лицо непременно должно возбуждать к себе участие. Сам Ричард III — это чудовище злодейства, возбуждает к себе участие исполинскою мощью духа».
В хронике «Ричард III» звучит тема краха индивидуализма, гибели человеческой личности, наделенной неисчерпаемыми силами и большими возможностями. «»Ричард ИГ, — писал исследователь творчества Шекспира А. А. Смирнов, — по жанру — переход от хроники к трагедии. Образ Ричарда — подготовка образов Яго, Эдмунда, Макбета, как и сама пьеса во многих отношениях — подготовка будущих «великих трагедий» Шекспира»
Исторические пьесы Шекспира: Исторические пьесы Шекспира
Точно так же, как в «комедиях» Шекспира есть мрачные темы и трагические ситуации, а в «трагедиях» есть несколько высоких комических моментов, «исторических» пьесы Шекспира содержат комедии, трагедии и все, что в между. Все пьесы Шекспира — это драмы, написанные для развлечения публики, и Шекспир писал их только для того, чтобы развлечь.
Не Шекспир, а шекспироведы разделили его пьесы на области трагедии, комедии и истории (а также на «проблемные» и «романские» и некоторые другие). К сожалению, на нашу оценку пьес часто влияет наша склонность смотреть на них таким ограниченным образом.
Пьесы, обычно называемые историческими пьесами Шекспира, представляют собой десять пьес, охватывающих историю Англии с двенадцатого по шестнадцатый век, и в частности период 1399-1485 годов. Каждая историческая пьеса названа в честь правящего монарха того периода и посвящена ему. Исторические пьесы Шекспира в хронологическом порядке:
- Король Джон
- Ричард II
- Генрих IV Часть 1
- Генрих IV Часть 2
- Генрих V
- Генрих VI Часть 1
- Генрих VI Часть 2
- Генрих VI Часть III
- Ричард III
- Генрих VIII
Пьесы драматизируют пять поколений Средневековой борьбы за власть. По большей части они изображают Столетнюю войну с Францией, от Генриха V до Жанны д’Арк, и Войны Алой и Белой розы между Йорком и Ланкастером.
Мы никогда не должны забывать, что это произведения воображения, основанные на исторических личностях. Шекспир был увлеченным читателем истории и всегда искал драматическое влияние исторических персонажей и событий, когда читал. Сегодня мы склонны думать об этих исторических личностях так, как их представлял Шекспир.
Например, мы думаем о Ричарде III как о злом человеке, своего рода психопате с деформированным телом и ненавистью к человечеству. Историки могут делать все, что им заблагорассудится, чтобы исправить положение, но шекспировский Ричард, похоже, застрял в нашей культуре как настоящий Ричард III.
Генрих V, урожденный принц Хэл, является, по нашему мнению, совершенным образцом королевской власти после образования, полученного снисходительностью к беспутной юности, и совершенным человеком, но это только потому, что Шекспир решил представить его именно так. в продвижении тем, которые он хотел развить, и драматической истории, которую он хотел рассказать.
На самом деле, популярное восприятие средневековой истории глазами правителей того периода — чистый Шекспир. Мы полностью отдались видению Шекспира. Что Болингброк (Генрих IV) значил бы для нас сегодня? Мы бы ничего о нем не знали, но благодаря пьесам Шекспира он является важной, запоминающейся и значимой исторической фигурой.
Исторические пьесы Шекспира чрезвычайно привлекательны. Они не только дают представление о политических процессах средневековой и ренессансной политики, но также дают представление о жизни общества от вершин до самых низов — королевского двора, дворянства, жизни в тавернах, борделей, нищих, всего. Величайший английский настоящий и вымышленный герой Генрих V и самый известный вымышленный бродяга Фальстаф вместе появляются в нескольких сценах. Мало того, эти сцены являются одними из самых занимательных, глубоких и запоминающихся во всей английской литературе. Это какое-то достижение.
Наконец, хотя это добавление в конце статьи и оставлено в воздухе, напрашивается несколько вопросов: то, что мы видим в шекспировских историях, вовсе не средневековое общество, а елизаветинское и якобинское общество.
Это потому, что, хотя Шекспир писал «историю», используя исторические личности и события, на самом деле он писал о политике, развлечениях и социальных ситуациях своего времени. Главной чертой обращения Шекспира к своему поколению была узнаваемость, которую Шекспир неустанно эксплуатировал.Джереми Айронс в роли короля Генриха IV в исторической пьесе Шекспира
23 ответов
Оставить комментарий
Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!
Шекспир «Английские короли: история, хроника и драма» Питера Саччо
Шекспир написал восемь пьес о более поздних плантагенетах. Неуместно, что он не изложил их в письменной форме в строгом хронологическом порядке.
Он начал с тетралогии о событиях с 1422 по 1485 год — трех частей Генриха VI и Ричарда III — а затем, согласуясь с предыдущей работой, составил тетралогию, повествование которой идет от 139с 8 по 1422 год — Ричард II, две части Генриха IV, Генриха V.
Действительно, гораздо больше, чем любой профессиональный историк, и перед лицом того факта, что профессионалы превзошли его в исторической точности, Шекспир несет ответственность за любые представления большинства из нас об этом периоде и его политических лидерах.
Именно Шекспир запечатлел в памяти элегантную беспомощность Ричарда II, пылкий героизм Генриха V, поразительное предательство Ричарда III.
К сожалению, такие центральные характеристики часто являются единственным, за что мы цепляемся из исторических пьес Шекспира. Иногда все они решительно захватываются читателем или любителем пьес.
Не то чтобы Шекспир пренебрегал выяснением окружающих обстоятельств: проблема в его читателях. Типичная сложность елизаветинских пьес предполагает, что елизаветинские зрители были более привычны к пониманию большого состава актеров и сложного сюжета, чем нас научила современная драматургия.
Кроме того, в исторических пьесах Шекспир мог полагаться на определенное количество прежних знаний своих зрителей.
Помимо двойной тетралогии, Шекспир написал еще две пьесы по истории Англии: одну о короле Иоанне (годы правления 1199–1216) и одну о Генрихе VIII (годы правления 1509–1547). Это также довольно запутанные произведения, и об этих королях Шекспир мог ожидать, что по крайней мере часть его аудитории будет в курсе.
Поскольку обе эти пьесы являются полностью автономными произведениями, а не частью серии, в которой используются перекрестные ссылки между пьесами, их потенциал сбить с толку читателя несколько меньше. Они представляют иную версию проблемы: современников удивляет содержание пьес.
В наши дни, если обычные читатели вообще что-нибудь знают о Джоне до того, как возьмутся за пьесу, они знают, что его бароны заставили его запечатать «Великую хартию вольностей», событие, которое считается имеющим большое конституционное значение в истории английского языка.
Если рядовые читатели что-нибудь знают о Генрихе VIII, то они знают, что он женился на шести женах и провел Реформацию в Англии. На ум также может прийти образ недоброго и отвратительного короля, разностороннего обращения с плахой и грубого в манерах за столом. Однако пьеса Шекспира включает только двух жен, скудно касается Реформации и обычно изображает короля с величайшим уважением.
С этими двумя королями Шекспир мало повлиял на общую память. Конституционная борьба после времен Шекспира наделила Великую хартию вольностей ее нынешним почти священным характером, а популярное представление о Генрихе VIII во многом обязано картинам Гольбейна, телесериалам, фильмам и историческим романам.
Книга разделена на девять разделов:
I ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ
II РИЧАРД II: ПАДЕНИЕ КОРОЛЯ
1. Правление Ричарда до 139 г. 7
2. Ссора между Болингброком и Норфолком
3. Узурпация
4. Восстание графа
III ГЕНРИХ IV: БИТВА КОРОЛЯ
1. Узурпатор и его соперники
2. Битва при Шрусбери
3. Голтри Брэмэм Мур
4. Король и принц
IV ГЕНРИХ V: КОРОЛЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ
1. Английский трон
2. Французский трон
V ГЕНРИХ VI: ПОТЕРЯ ИМПЕРИИ
1. Знакомство с пьесами Генриха VI
2. Конец Столетней войны
3. История и я Генрих IV
VI ГЕНРИХ VI И ЭДУАРД IV: СОПЕРНИЧАЮЩИЕ КОРОЛИ
1. Беспорядки 1440-х годов
3. Эдуард IV, 1461-1471
VII РИЧАРД III: ПОСЛЕДНИЙ ПЛАНТАГЕНЕТ
1. Эдуард IV, 1471-1483
2. Воцарение Ричарда III
3. Босворт и Тюдоры
VIII ИОАНН: ЗАКОННОСТЬ КОРОЛЯ
1. Анжуйская империя
2. пределы королевской власти
3. Узурпированные права
IX ГЕНРИХ VIII: ВЕРХОВНАЯ ГОЛОВА
1. Генрих VIII и Генрих VIII
2. Правление Генриха до 1529 года
3. Английская Реформация
В вышеупомянутых главах автор различает различные точки зрения:
*Во-первых, есть современное понимание того, что произошло в 15 веке, хотя и неполное и полное вопросов, созданное историками-исследователями.
*Во-вторых, есть тюдоровское понимание. Генрих VII поручил итальянскому гуманисту Полидору Вергилию написать официальную историю Англии. Книга Вергилия является основой живой традиции тюдоровской историографии, кульминацией которой стали два произведения, которые были основными источниками информации для Шекспира: «Союз двух благородных и благородных семей Ланкастера и Йорка» Эдварда Холла (1548 г.) и «Хроники Англии» Рафаэля Холиншеда. , Ирландия и Шотландия (1578 г.; Шекспир использовал второе издание, 1587 г.).
Основой этих рассказов о Тюдорах является осуждение Генриха VII как спасителя Англии. Отчасти это убеждение возникло из-за необходимости обосновать восхождение Тюдоров на престол: Ричард III, например, сделан более ошеломляюще злодейским, чем любой человек мог бы быть, так что тюдоровская монархия может казаться более востребованной.
Частично эта вера возникла из широко распространенного в 16 веке убеждения, что светская история демонстрирует закономерности, отражающие Божье провиденциальное руководство человеческими делами.
Таким образом, низложение Ричарда II рассматривается как кощунственный акт, приостанавливающий развитие помазанников Божьих, своего рода «первородный грех», за который должны страдать Англия и ее правители.
Затем ланкастерцы наказываются за свою узурпацию йоркистами, а йоркисты — своим последним королем, пока Англия не искупит свою кровь кровью, и искупление не придет в виде Генриха Тюдора и его союза соперничающих домов.
*В-третьих, есть шекспировская точка зрения. Это, естественно, все еще в значительной степени Тюдор, поскольку Шекспир пишет во времена правления внучки Генриха, королевы Елизаветы, и черпает свой материал из Холла и Холиншеда.
Тем не менее, несмотря на большие области согласия, тюдоровские летописцы, поэты и драматурги, занимавшиеся историческими вопросами (их было много), безусловно, были способны к индивидуальной интерпретации людей и событий.
Шекспир прежде всего отклоняется от общепринятых счетов, потому что он переводит сравнительно аморфные хроники в драму, лишая исторических вольностей художественное обязательство.
Прежде всего, Шекспир персонализирует. Независимо от того, управляется ли история в действительности персонажами и выборами отдельных мужчин и женщин, драматург может писать только так, как если бы это было так. Социальные условия, культурные модели, экономические силы, справедливость и ее отсутствие — все, что мы подразумеваем под «временами», должно быть переведено в личности и страсти, если они хотят удержаться на сцене.
Эта книга успешно выполняет три задачи:
1) Она триумфально выступает в качестве «фонового чтения» для десяти исторических пьес Шекспира. Лишь случайно он намекает на критику или на более определенные трудности шекспировского источниковедения: доступно много блестящих книг о художественном качестве и значении этих пьес.
2) Он преуспевает в представлении краткого, членораздельного объяснения английской истории в соответствующее царствование, концентрируясь на лицах и проблемах, которые драматизировал Шекспир.