Цитатный план евгений онегин 3 глава: Напишите цитатный план по 3 главе «Евгения Онегина»

Цитатный план романа Пушкина «Евгений Онегин»

Перейти к содержимому

Для романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» можно составить цитатный план по главам.

Глава первая

  • Онегин, добрый мой приятель
  • Судьба Евгения хранила
  • Как dandy лондонский одет
  • Свет решил,
    Что он умен и очень мил
  • Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь
  • жизнь его готова,
    Однообразна и пестра.
    И завтра то же, что вчера.
  • дядя при смерти в постеле
    И с ним проститься был бы рад
  • прежний путь
    Переменил на что-нибудь

 

Глава вторая

  • Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок
  • Но Ленский, не имев, конечно,
    Охоты узы брака несть,
    С Онегиным желал сердечно
    Знакомство покороче свесть.
  • Всё в Ольге…
  • Ее сестра звалась Татьяна…
  • Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины

 

Глава третья

  • Прощай, Онегин, мне пора.

    «Я не держу тебя; но где ты
    Свои проводишь вечера?»
    — У Лариных.
  • «Неужто ты влюблен в меньшую?»
    — А что? — «Я выбрал бы другую,
  • Пора пришла, она влюбилась
  • Облокотясь, Татьяна пишет,
    И все Евгений на уме,
    И в необдуманном письме
    Любовь невинной девы дышит.
  • Я к вам пишу — чего же боле?
  • «Здесь он! здесь Евгений!
    О боже! что подумал он!»
  • прямо перед ней,
    Блистая взорами, Евгений
    Стоит подобно грозной тени

 

Глава четвертая

  • Чем меньше женщину мы любим,
    Тем легче нравимся мы ей
  • Но, получив посланье Тани,
    Онегин живо тронут был
  • Учитесь властвовать собою
  • Любви безумные страданья
    Не перестали волновать
    Младой души
  • Увы, Татьяна увядает,
    Бледнеет, гаснет и молчит!
  • Онегин жил анахоретом
  • Уединенье, тишина:
    Вот жизнь Онегина святая
  •  Татьяны именины
    В субботу. Оленька и мать
    Велели звать, и нет причины
    Тебе на зов не приезжать.

 

Глава пятая

  • Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины
  • И снится чудный сон Татьяне.
  • С утра дом Лариных гостями
    Весь полон; целыми семьями
  • Вдруг двери настежь. Ленский входит,
    И с ним Онегин.
  • Онегин с Ольгою пошел;
    Ведет ее, скользя небрежно,
    И, наклонясь, ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
  • Не в силах Ленский снесть удара;
    Проказы женские кляня,
    Выходит, требует коня
    И скачет. Пистолетов пара,
    Две пули — больше ничего —
    Вдруг разрешат судьбу его.

 

Глава шестая

  • Евгений
    Наедине с своей душой
    Был недоволен сам собой.
  • Вмешался старый дуэлист;
    Он зол, он сплетник, он речист…
  • Пружина чести, наш кумир!
    И вот на чем вертится мир!
  • Вот пистолеты уж блеснули
  • Онегин выстрелил… Пробили
    Часы урочные: поэт
    Роняет молча пистолет

 

Глава седьмая

  • Увы! невеста молодая
    Своей печали неверна.
  • И скоро звонкий голос Оли
    В семействе Лариных умолк.
  • И вот одна, одна Татьяна!
  • В Москву, на ярманку невест!
  • Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
  • И вот: по родственным обедам
    Развозят Таню каждый день
  • Ее привозят и в Собранье
  • толстый этот генерал?

 

Глава восьмая

  • ужель Евгений?
    Ужели он?.. Так, точно он.
  • «Ужели, — думает Евгений: —
    Ужель она? Но точно… Нет…
    Как! из глуши степных селений…»
  • У ней и бровь не шевельнулась;
    Не сжала даже губ она.
  • Как изменилася Татьяна!
    Как твердо в роль свою вошла!
  • Сомненья нет: увы! Евгений
    В Татьяну как дитя влюблен
  • Он пишет страстное посланье.
  • Примчался к ней, к своей Татьяне
    Мой неисправленный чудак.
  • Простая дева,
    С мечтами, сердцем прежних дней,
    Теперь опять воскресла в ней.
  • Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна
  • Стоит Евгений,
    Как будто громом поражен.
Искать:

Анализ 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Разработка урока | Педагогическое мастерство

Автор: Мясникова Лидия Викторовна

Организация: МОУ «Новомичуринская СОШ N3»

Населенный пункт: Рязанская область, г. Новомичуринск

Словарная работа: повеса, педант, лицемер, хандра, ирония.

натура его( Онегина) была слишком хороша, если его не убило такое воспитание.

                                                                                                 В.Г. Белинский.

                                                    Ход урока.

1.Введение.

Об истории создания романа «Е.О» мы говорили на прошлом уроке.

Анализируя сегодня  1 главу, подумаем вместе  над тем, что осталось  непонятным  для вас :  в чём странность Онегина, почему он охладел к жизни. Это и будет проблемный вопрос нашего урока.

 2. Работа с текстом.

 Эпиграф к 1главе  взят из стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Первый снег». Эти слова и о молодёжи, и, конечно, об Онегине.

                      И  жить  торопится и  чувствовать спешит.

Посмотрим, к чему приведёт нашего героя эта спешка.

Вспомним  содержание 1  главы. Вы дома составляли  простой и цитатный планы.  Проверим  их.  (2ученика с места читают по пунктам планы то простой, то цитатный)

План простой.

1.Детство и юность Онегина  до его вступления в свет. Воспитание и домашнее образование.

2.Светская жизнь Онегина до его отъезда в деревню.

3. Хандра.

4.Безуспешные попытки начать новую жизнь.

5.Переломный момент в жизни героя.

6. Дружба автора и Онегина.

7. Онегин- сельский житель.

План цитатный.

  1. «Мы все учились понемногу  Чему-нибудь  и как- нибудь»
  2. « До утра жизнь его готова Однообразна и пестра»
  3. « Но к жизни вовсе охладел»
  4. « Как женщин он оставил книги»
  5. « Условий света свергнув бремя»
  6. « С ним подружился я в то время»
  7. « И в деревне скука та же».

 ————————————————————————————

Глава  прочитана , но вопросы остались.

— Почему роман называется «Евгений Онегин» ?

Этой исследовательской работой  занималась  ученица. Предоставим ей слово  ( рассказывает с места )

( Почему в названии романа указаны не только имя, но и  фамилия героя?  В романтической литературе сложилась традиция : герой- это олицетворение авторского идеала. Тогда  имени  в названии  достаточно. Вспомним баллады Жуковского «Светлана», «Людмила».  Но Пушкин ставит перед собой другую задачу:  показать не просто  героя, не похожего на других, но выявить  определённый  человеческий тип, который  олицетворяет собой эпоху, связан с родом, с традициями. Поэтому в названии романа имя «Евгений»  говорит об уникальности героя и в то же время  о том, что он уже известен в русской литературе.  Евгений – греч. «благородный». В решающие моменты жизни он поступает благородно.

 Фамилия «Онегин» подчёркивает, что герой — « родов  дряхлеющий потомок». Роман  начинается с фразы : «Мой дядя самых  честных правил..»  Фамилию   Онегин Пушкин образовал сам от названия реки Онега  с помощью суффикса –ин-.) Пушкин подчеркнул центральное место  Евгения  Онегина  среди героев.

3.  Прослушайте начало главы в исполнении актёра Сергея  Юрского.

(1-2 строфы)

—Чем недоволен, раздражён Онегин?

Ответы  уч-ся:

—  Честно  говорит , что ему  придётся ради денег  притворяться , а  этого ему не хочется . Не любовь к дяде, а желание получить наследство после него заставило его поехать к умирающему старику.. Это он называет «низким коварством».

—- А  нравится ли вам Евгений Онегин? ( 3-4 ответа выслушать)

Учитель:

— Мы знаем, как важно воспитание  для  формирования  характера человека.  Критик В.Г. Белинский пишет:   «Вспомните,  как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если его не убило такое воспитание» ( эти слова критика я взяла  в качестве эпиграфа к уроку).

Онегин получил типичное для аристократической молодёжи образование и воспитание под руководством француза-гувернёра.

И то, и другое носило поверхностный характер . Слово « шутя» сопровождает всю юность героя. Из Онегина получился эгоист. Он живёт с оглядкой на мнение окружающих, зависим от света.

 Автор иронизирует над «учёностью» Онегина , глубиной его экономических познаний, отмечая, что  Онегин был педантом ( т.е. человеком, хвастающим своими знаниями, выставляющим напоказ свою учёность).         

—- Расскажите, чем  занимается Онегин.  Почему  Пушкин описывает лишь один день его жизни?

Ответ ученика :

Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь.

Живёт как по расписанию.  Дни похожи один на другой.  Его жизнь «однообразна и пестра. И   завтра то же, что вчера» : прогулки по набережной  Невы или Невскому проспекту ,  обед в ресторане, посещение театра, балы, ухаживание за женщинами.  Жизнь у него беззаботная, насыщенная развлечениями.   Описывая  лишь  один  день героя, Пушкин  обобщает  всю петербургскую жизнь Онегина.

Учитель : 

 Обратите внимание на глаголы-сказуемые   помчался, полетел, поскакал, взлетел стремглав.  Какую роль они играют в тексте? ( ответ ученика — передают стремительный темп жизни Онегина) . Вспомним эпиграф к 1 главе.  Онегин  порхает и в «науке страсти нежной».  Он только играет в любовь.

 

——  Заглянем на минутку в кабинет Онегина  ( строфы 24  -25  стр.64) Прочитайте самостоятельно эти строфы  и посмотрите на иллюстрацию этого эпизода

( на стенде)

 —— Как относился герой к моде?

 Ответ ученика:

 « мод воспитанник примерный». Франт, 3 часа пред зеркалами проводил. Думал о красе ногтей. У него модная  короткая английская  стрижка, на нём панталоны, фрак, жилет. Следует моде.

Учитель:

 Мода преходяща, поверхностна. Следуя моде, нельзя быть самим собой. Мода обрекает на поверхностное  отношение ко всему : видим  легкомыслие О. к латыни, истории, политэкономии.)

 

—   И вот Онегин в театре.  Прослушаем  чтение отрывка наизусть (  21-22 строфы (стр.63). 

  Учитель:

  — И в театре скучно Онегину!  Он  ничем  серьёзно не увлечён, ко всему равнодушен. В любой момент может оторваться от обеда, балета, совершить лёгкий переход от одного к другому.

—  Каким повторяющимся  словом Пушкин  подчёркивает это ?       («ещё»  в 22 строфе)

4.  Был ли счастлив Евгений?

Включение видео .     С. Юрский читает  строфы 36-37-38) стр.70  ( «Но шумом бала утомленный…» — )

—-Почему Онегин не был счастлив?

Ответы учеников:

—Нет. Такая жизнь не может его удовлетворить. Нет труда, нет цели, пустая, бессодержательная, хотя светские знакомые считают её нормальной.

Учитель:

— Не может не привести  к преждевременной усталости, досаде и разочарованию.    8 лет так жил.

  В своём плане Пушкин назвал 1 главу «Хандра».

—Какие синонимы можем подобрать к слову «хандра»?   (скука, сплин, тоска, уныние и всё это подавленное, тягостное душевное состояние с отсутствием интереса к чему-нибудь)

— Знакомо ли вам такое душевное состояние?  

Учитель:

— Вам повезло, если оно вам незнакомо. А вот Пушкину  было знакомо. И об этом он пишет в письмах  к брату.

5. В чём же причины хандры?

 Ответы учащихся:

— Онегин разочаровался в жизни , интересах светского общества.

Учитель:

— Пушкин прямо их не называет. Но не случайно в числе друзей Онегина упоминает своего друга Каверина, будущего декабриста. Говорит об отрицательном отношении Онегина  к окружающей среде ( у него резкий, охлаждённый ум ), недоволен социальной и политической обстановкой в стране , мечтает о свободе и лучшей жизни, как и передовая дворянская интеллигенция  20-х гг.19 века.

Вывод : мы видим, что Огнгин  по требованиям к жизни, по взглядам  стоит выше представителей петербургского высшего света, выделяется из общей массы аристократической молодёжи, резко отличается от молодых людей своего круга.

—  Запишите выводы в тетрадь.

6.  Начинаются поиски смысла жизни. Послушаем, что предпринял герой, чтобы начать новую жизнь и каков был результат.

—-  Читает С.Юрский  строфы  43-44- стр.72. ( «И вы, красотки молодые…» -)

 

  Учитель:

—- Затворничество Онегина — необъявленный  конфликт со светом. Писать ему не о чем (не знает жизни, нет призвания и привычки к труду ( сказалось его барское воспитание). Борясь с хандрой, не видит книг, которые держит в руках.  Нет ни названий, ни авторов.  Книги безликие.  И в этом  какая-то небрежность героя.   Всё бесполезно.

— Назовите переломный момент в судьбе героя. ( строфа 45, стр.72)

Ученики:

—-покинул светское общество, оставил свет.

Учитель:

—-Правильно. В это время Автор и подружился с Онегиным. Он называет его добрым приятелем.( т.е. хорошим). Ему  нравятся черты характера Онегина,«мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум».

7.   На стр. 173-й  хрестоматии вы видите пушкинский рисунок- Онегин и автор на фоне Петропавловской крепости. Факт дружбы О. и Автора был важен Пушкину. Видимо, они стали идейно близки.   Но пути их разошлись.

                         

  1.   И вот Онегин  — сельский житель. Рад, что жизнь его переменилась.

— Какой была жизнь Онегина  в деревне?   Чтение 54 строфы , стр.77

   ( скука та же , как и хандра)

9.Вернёмся к проблемному вопросунашего урока . В чём же странность героя?

Ответ учеников:

— Неудовлетворён жизнью, тоскует, хочет найти своё место в жизни. Ему душно в светской среде. Пытается заняться полезной деятельностью, самообразованием. У него высокие требования к жизни, незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности.

—Запишите  ответ на проблемный вопрос  в тетрадь.

Учитель:

1 глава прочитана, но  мы  ещё не сказали  о противоречиях  в   характере Онегина,  о лирических отступлениях, о сходстве и различии между автором  и Онегиным. Об этом поговорим на следующем уроке.

        Домашнее задание:

— Подумать, в чем различие между Автором и Онегиным ?  Найти ответ в тексте 1 главы.

— Сочинение-миниатюра  «Каким я увидел (а) Онегина в 1 главе»

— Оценки за урок.  Спасибо , ребята, за урок.

Использованная  литература:

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. Русские писатели – классики. Анализ произведений школьной программы. Минск. «Экоперспектива».2003

3. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе.9 класс. Москва. «ВАКО»2005

4. И.А.Фогельсон,  Литература учит. 9класс. Книга для учащихся. Москва «Просвещение» 1990.

Опубликовано: 09.08.2015

Путеводитель по Евгению Онегину. Глава 3

В которой Онегин получает любовное письмо

Elle était fille; elle était amoureuse — строчка из стихотворения Мальфилатра о безответной любви Эхо к Нарциссу, влюбленному в собственное отражение.

Летом 1820 года Татьяна влюбляется в Онегина. Чувства, которые до этого она знала только по книгам, теперь становятся ее собственными. И теперь, когда мы узнаем ее лучше, мы могли бы также называть ее «Таня».

От вымысла к реальности

Таня — единственный член семьи, который читает, и ей приходится обходиться теми книгами, которые ей доступны: французскими и английскими романтическими романами, которые пользовались огромной популярностью в юности ее матери. Среди фаворитов Тани мы находим Clarissa (1748) Ричардсона, Julie (1761) Руссо и Delphine (1802) мадам де Сталь. Все три — сентиментальные эпистолярные романы, в которых страсти героини грозят погубить ее. Современные романы, упомянутые в 12-й строфе, Тане еще неизвестны; она прочитает их в главе 7.

Мы мало что знаем о первой встрече Тани и Онегина, кроме того факта, что Онегин упоминает Ленскому, что Таня ему интереснее Ольги. Для Тани это точно не любовь с первого взгляда. Во всяком случае, это почти как если бы ее уговорили на эту идею. Из-за отсутствия реальных новостей соседи Тани по даче начинают строить догадки. Они даже придумывают планы свадьбы для Тани и Жени. Хотя она находит эти сплетни смущающими, они заставляют ее думать о Юджине по-другому…

Таня, няня, Ваня

Она по уши влюбилась. Однажды ночью ее чувства становятся настолько сильными, что она больше не может их сдерживать (17). Она будит свою няню (её няня) и хочет поговорить с ней о любви. Сцена во всех смыслах восхитительна: Таня спрашивает обеспокоенную няню, была ли она влюблена, когда выходила замуж. Ее старая няня удивлена ​​этим внезапным разговором о любви и отвечает, что в ее дни они даже не знали, что такое любовь. Когда ей было 13 лет, она вышла замуж, и ее Ваня был еще моложе ее. И это было так.

Письмо

Хотя няня обычно является доверенным лицом влюбленной барышни, подобно шекспировской Джульетте, Таня не может говорить о своих страстных чувствах няне. Но ее чувства настолько ошеломляющие, что ей нужно как-то выразить их. И поэтому она записывает их в письме. Она пишет письмо при лунном свете, словно в трансе. Для девушки в 1820 году было рискованным делом послать любовное письмо человеку, которого она едва знала, и ее чувства должны были быть довольно сильными, чтобы преодолеть ее рациональное мышление. Она не только пишет письмо, но и отправляет его!

Пушкин уверяет нас с 22 по 31 строфу, что письмо Тани оригинально и искренне. Хотя Таня знает страстную любовь и ее выражение только из сентиментальных романов, которые она любит читать, в ее письме обнаруживаются лишь минимальные признаки этого влияния. В письме, которому не хватает заголовка и завершения, она пишет о надежде, пытках, судьбоносной любви, мечтах и ​​их первой встрече, когда она узнала, что он тот самый (в чем у нас есть основания сомневаться) . На полпути она переключается с формального «вы» на «ты», чтобы снова вернуться в последней строке.

По словам рассказчика/Пушкина, письмо было написано по-французски Таней, которая, как и большинство девочек ее класса, очень хорошо говорила по-русски, но грамматически чувствовала себя более комфортно с французским языком. Более того, ее литературные образцы также были написаны на французском языке. Пушкин опять стирает грань между вымыслом и реальностью, потому что письма, конечно, никогда не существовало. Письмо не следует строгой схеме рифмовки остальной части романа, хитрый трюк, чтобы письмо выглядело как свободно написанная проза. Ожидание целых десяти строф, прежде чем показать нам настоящую букву, вызывает сильное ожидание.

Медсестра, которая, видимо, сама никогда не испытывала страстной любви, отдала всю свою любовь Тане и ее сестре. В строфе 33-35 она называет Таню «милая моя, хорошенькая, моя маленькая ранняя пташка*, моя любимица и ненаглядная». Очевидно, что счастье и благополучие Тани — ее главная забота**. Так как она совершенно не понимает внезапных страстных чувств Тани, она также не видит ничего плохого в том, чтобы помочь доставить любовное письмо своей маленькой ранней пташки одному из соседей-холостяков с сомнительной репутацией (2:5).

Ответ?

Таня целый день ждет ответа, а ответа нет. Оказывается, реальность отличается от романов, в которых всегда есть письменный ответ! Вечером Ленский приходит в гости. Один. Вдруг стук копыт*** возвещает о приезде Онегина, и Таня молнией через черный ход вылетает во двор. Ее (красиво описанное) паническое бегство (38) резко контрастирует со спокойствием, с которым она писала письмо. И это определенно образует параллель с собственным бегством Онегина всякий раз, когда он видит приближающегося соседа (2:5:2). Измученная, она садится на скамейку. Где-то в саду крепостные девушки поют народную песенку (сочиненную Пушкиным) о искушении, чтобы у них не возник соблазн съесть малину, которую они собирают. Но Таня только прислушивается к шагам… Только она думает, что берег чист, как вдруг появляется Онегин. К сожалению, Пушкин слишком устал, чтобы продолжать, поэтому нам придется дождаться главы 4, чтобы прочитать, что произошло дальше.

*Таня встает, когда Онегин ложится спать.

**Русский крепостной всю жизнь был связан с одной семьей. Няня, часто кормилица, занимала особое место в семье. Она спала с самыми маленькими детьми и даже после того, как все дети выросли, продолжала жить с ними в доме. Пушкин очень любил свою (точнее, сестры) старую няню.

***Скорее всего, Онегин приехал в карете, но на большинстве иллюстраций Онегин изображен верхом.

*****

Глава 4 запланирована на 12 апреля 2020 года:

Текст и фото © Элизабет ван дер Меер 2020

Нравится:

Нравится Рецензия на «Дни славы»

В этом фильме есть что-то слишком уравновешенное в эмоциях и актерской игре, что я заметил и в более поздних, более популярных работах режиссера Жака Турнера. Здесь это кажется еще более неуместным, учитывая обстановку, в которой группа русских партизан сражается с нацистами на Восточном фронте. Сцены между Грегори Пеком и Тамарой Тумановой — одна из лучших его частей (Пеку было 28 лет в его первом фильме, и он довольно обаятелен, а Туманова практически шепчет свои реплики, затаив дыхание), но даже они отмечены отсутствием страсти.

Этот фильм явно представляет собой попытку во время войны поднять боевой дух, и приятно видеть, что Голливуд снимает фильм с советскими героями, учитывая масштабы жертв, принесенных этой нацией во Второй мировой войне. Он прославляет храбрость и самопожертвование, а также ощущение, что мы все вместе (включая детей) боремся за победу над злом. Примечательно, что в одной из сцен партизаны не убивают захваченного ими нациста, несмотря на зверства немцев, потому что, как говорится, «в этом мире крови и страданий должно быть какое-то место, хотя бы маленькое и подземное, где сохраняются законы справедливости и человечности». Ненавидеть врага так сильно, чтобы уподобляться ему, подражая его практике, — это мощное послание, о котором, к сожалению, иногда забывают.

Мне очень понравились фрагменты русской литературы, в том числе длинная цитата из пушкинского «Евгения Онегина» (которую я привожу ниже в переводе, использованном в фильме), а также отсылка к лермонтовскому «Герою нашего времени». Даже вражеская позиция находится в Ясной Поляне, на месте дома Толстого, под Тулой.

Есть несколько симпатичных сцен зимой и в бою, но, к сожалению, иногда они компенсируются глупостью, например, Туманова принимает советскую присягу и разговаривает с Пеком, оба улыбаются, во время атаки нацистского танка. Переход к рассказчику, рассказывающему нам о том, как орды Гитлера поворачиваются назад и к заходящему солнцу их поражения, и, ну, вы, вероятно, понимаете картину.

Вот цитата Пушкина: Глава 3, IX. 1-4 С каким напряжением она излила сентиментальный роман. Она пила с каким сильным наслаждением каждая сладкая, соблазнительная фантазия.

Далее Туманова цитирует письмо Татьяны (после строчки, которую, должно быть, добавил сценарист): Глава 3, XXXI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *