Русская культура конца 19 начала 20 века конспект: Конспект урока по истории «Русская культура конца XIX

43. Русская культура в XIX в.. История [Шпаргалка]

43. Русская культура в XIX в.. История [Шпаргалка]

ВикиЧтение

История [Шпаргалка]
Фортунатов Владимир Валентинович

Содержание

43. Русская культура в XIX в.

XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».

1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы реформ появились воскресные школы для взрослых. К концу XIX в. в стране было около 50 вузов, готовивших кадры специалистов по всем направлениям.

2. На мировой уровень вышла российская наука (П. П. Аносов, Н. И. Лобачевский, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. С. Попов и др.). Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла Антарктиду, исследовалась Арктика (Ф.

 П. Врангель и др.). Инженеры и рабочие строили железные дороги, развивали машиностроение, металлургию, овладевали электрической энергией.

3. В стране возрастала роль интеллигенции, деятелей литературы (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и др.) и искусства («Могучая кучка», П. И. Чайковский, «передвижники», И. Е. Репин и др.). Журналы и газеты формировали общественное мнение. Создавались научные, культурно-просветительные, литературно-художественные и другие организации. Петербург и Москва украсились творениями великих архитекторов (А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран, Ж. Тома де Томон, А. Д. Захаров и др.).

4. Изменялся быт людей. Росли города, промышленные поселки, развивались пути сообщения. Но Россия оставалась патриархальной, консервативной, религиозной страной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 16.

Русская культура конца XV–XVI в.

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в. Языческие обычаи и христианские верования в жизни населения. И в этот хронологический период культура сельского населения России оставалась во многом такой же, как и в предшествующие столетия. Многочисленные обычаи с их пестрой

Глава 23. Русская культура в XVII в.

Глава 23. Русская культура в XVII в. XVII век — это время назревающих и происходящих в культуре русского общества перемен, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Содержание и динамика историко-культурного процесса связаны (хотя и не всегда напрямую)

Русская культура началась в дружине…

Русская культура началась в дружине… Впервые опубликовано: «Русская культура началась в дружине…». На боевом посту, 1994, № 7.

Кожинов: Вы знаете, если давать какое-то определение, я все же бы причислил себя к евразийцам: к ним принадлежат князь Н.С. Трубецкой, который

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Русская культура 60-90-х годов XIX в. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской

15. Русская культура XVIII в

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

§ 8.

Русская культура XIII–XVI вв.

§ 8. Русская культура XIII–XVI вв. Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Но захватчики не могли уничтожить созидательные силы славянской души, которая, как птица Феникс, возродилась из пепла и стала

§ 3. Русская культура в XVII в.

§ 3. Русская культура в XVII в. XVII в. — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в.

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

§ 13. Русская культура 1860-1890-х гг

§ 13. Русская культура 1860-1890-х гг Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной

Раздел XV. Русская культура

Раздел XV. Русская культура Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси.

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают

43. Русская культура в XIX в.

43. Русская культура в XIX в. XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы

2. Русская культура и наука за рубежом

2. Русская культура и наука за рубежом Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Эта тема требует специального изучения, анализа и объективной оценки. Обращая внимание только на культурные достижения русских за рубежом, некоторые эмигрантские

Тема 20 Русская культура в XVII в.

Тема 20 Русская культура в XVII в. ПЛАН1. Особенности культурного развития России на пороге Нового времени.2. Образование и книгопечатание.2.1. Развитие образования: Начальное образование. – Специальные школы. Высшая школа. – Религиозный характер образования.2.2. Развитие

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в 1. Общая характеристика эпохи Культурная жизнь Советского Союза в 1920—30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями

Культура Серебряного века в России

История культуры Культура Серебряного века в России

     Серебряным веком принято называть период развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Сам термин применим только к русской культуре, на Западе и Востоке для обозначения этого периода используются другие определения, например во Франции « belle-epoque» или модернизм в англоязычных странах. Чаще всего, говоря о Серебряном веке, имеют ввиду художественную культуру и главным образом поэзию.

     Серебряный век назван так по аналогии с Золотым веком, периодом начала XIX в., когда творили Пушкин и поэты-лицеисты. Кроме того, Серебряный век связывают не с расцветом культуры, как таковой, а скорее с ее закатом, эпохой декадентства и ностальгии по ушедшим временам.

     Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

     Наиболее известными поэтами Серебряного века являются: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, М. Цветаева, В. Брюсов, А. Белый, И. Северянин, Б. Пастернак, И. Анненский и т.д.

 

 Анна Ахматова

 

     Автором термина Серебряный век считают философа Н. Бердяева, который говоря о периоде между двумя веками называл его русским ренессансом. Вот, что пишет о нем философ в своем труде «Самопознание» (Бердяев Н. А.  Самопознание (опыт философской автобиографии). — М, 1990): «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу…».

 

  Н. Бердяев Фото 1912 г.

 

     Культура Серебряного века по своей сути была культурой элитарной и интеллектуальной, не рассчитанной на массового читателя. Впрочем, в то время понятия массовой литературы не существовало вовсе. В связи с этим невозможно применить понятие Серебряного века ко всей русской культуре указанного периода. Поэтому некоторые исследователи предостерегают от рассматривания Серебряного века только как хронологического периода, согласно формальным признакам. 

     Серебряный век – это скорее образ мышления, характерный для определенных поэтов и философов, которые зачастую полемизировали между собой и являлись носителями совершенно противоположных взглядов. Однако, вся эта полемика, творческие искания, социально-политический контекст, в котором они происходили по сути и сформировали ту специфическую атмосферу, которую сегодня принято называть Серебряным веком, и которую так емко характеризуют слова Бердяева, приведенные выше.

     На рубеже веков в русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направление — модернизм. Это явилось общемировой тенденцией, поскольку модернизм характерен и для европейской и американской культур. Модерн явился закономерным результатом поисков нового способа познания окружающего мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.

 

 В. Брюсов

 

     Наступление эпохи Серебряного века прочно связано с символистами. И действительно, исследователи-культурологи, предлагают считать началом этой эпохи 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Д. Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе, так дебютировал Серебряный век. 

 

 Слева направо: Д. Философов, З. Гиппиус, Д. Мережковский

 

     Начало ХХ в. было для символистов эпохой расцвета,  однако уже к 1910-м годам в нем назрели кризисные явления. Попытка символистов возглавить литературное движение и доминировать в художественном сознании эпохи провалилась. В обществе снова встает вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.

 

 Санкт-Петербург. Фото 1900-х гг.

 

     Настроения пессимизма, усилившиеся в обществе после поражения революции 1905 г. ярко проявились в поэзии акмеистов и футуристов, в частности в творчестве Л. Андреева, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Прозаики И. Бунин и А. Куприн, писавшие в реалистической манере, привносят в литературу новые формы романтизма.

 

 Иван Бунин

 

     В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм Н. Гумилёв писал (Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. — М., 2001): «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось акмеизм (от слова acme («акме») высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».  В подобном назывании себя отражается стремление самих акмеистов постичь вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.

 

 Николай Гумилев

 

 

     Традиции символистов, которые и положили начало Серебряному веку нашли свое отражение и в живописи, в частности в творчестве художников М. Врубеля, В. Серова (художник-передвижник), К. А. Коровина, Н. К. Рериха и многих других.

 

 Царевна-Лебедь. Худ. М. Врубель, 1900, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

     В этот век в живописи, скульптуре и  архитектуре господствовал стиль модерн. Так был назван современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в. Его отличает поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность социально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность художника.

     В период Серебряного века в живописи взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходит утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

     Жанровая живопись в 90-е годы XIX в. утрачивает ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни, который сами и наблюдают. Индустриализация, которая приходит на смену традиционным аграрным отношениям, отражается в художественном творчестве. Художников привлекают тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Например, художника А. П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского орнамента, подчеркнутая декоративность (Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. -М., 1993).

 

 Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) Худ. А. П. Рябушкин, 1901, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

     В философии Серебряного века наблюдается тенденция к космизму, который означает стремление к познанию человека в его единстве со Вселенной, активности его духовного мира. Философы, придерживающие данного течения предсталяли Вселенную как живой организм, как одушевленную целостную систему, и говорили о невозможности отделения природного и духовного. В рамках философии Серебряного века и под неустанным влиянием символизма переосмысливалось значение теории эволюции, поскольку она не затрагивала духовную сущность человека.

     Среди философов Серебряного века сложилось несколько направлений: философско-теологическое, яркими представителями которого были В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров; естественно-научное, которое защищали А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский; художественное, вдохновителем которого был Н. К. Рерих.

 

 К. Циолковский

 

     Театр и музыка на рубеже веков в России также отмечены печатью Серебряного века. Важнейшим событием стало открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда – родоначальника метафорического театра (Балакина Т. И. История отечественной культуры. Ч. 2. -М., 1994).

 

 Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Фото 1900-е гг.

 

     В 1904 г. в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е. Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). 

 

 Здание театра Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Фото 1900-е гг.

 

      Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса, истинными детьми Серебряного века, были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин и балерина А. П. Павлова. Русское музыкальное искусство начали признавать и восхищаться им во всем мире.

 

 Федор Шаляпин

 

     Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). В творчестве композиторов Серебряного века наблюдался отход от социальной реалистичной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам, к космизму, идеи которого занимали не только философов, но и весь пласт культурных отношений эпохи. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И. Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. Изд 3-е. -М.: Юнити, 2010).

     Единство и целостность понятия Серебряный век и всей русской культуры, относимой к нему заключается в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традиций и новаторства. Фактически русский Ренессанс сочетал в себе реалистические традиции века XIX, уходящего, и новых направлений века нарождающегося — ХХ.

     Серебряный век не упразднил реализм в общей палитре культурного творчества России. Именно в эпоху Серебряного века были созданы поздние творения Л. Н. Толстого («Воскресение», «Живой труп»), театральная драматургия А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»), произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, ранние работы М. Горького. Художники-реалисты также присутствовали на культурном полотне Серебряного века — Репин и Суриков писали свои произведения и повсеместно выставлялись. Скорее можно говорить о том, что Серебряный век обогатил традиции реализма, придав им новое направление, ставившее во главу угла человека с его духовными поисками и страданиями.

     В заключении имеет смысл сказать несколько слов о том, какое влияние оказала культура Серебряного века на дальнейшее развитие культуры и в целом определить ее культурологическое значение.

     Культура Серебряного века явилась завершающим этапом в формировании и становлении русской нации, которая только к концу XIX в. приобрела признаки цельной этнической общности. Русская национальная культура, расцветом которой и выступил Серебряный век, сыграла консолидирующую роль в многонациональной Российской империи, которая затем превратилась в Советскую республику.

     Потрясение произошедшие в России на рубеже веков, сказались в первую очередь на ее культурной и духовной жизни. Художники, поэты и философы Серебряного века поспешили привлечь внимание к человеку, к его месту в мире и к той взаимосвязи, которая пронизывает все жизненное пространство (космизм), снизив внимание к проблеме социальности. Им это, безусловно, удалось, поскольку эпоха рубежа веков считается временем расцвета русского искусства и культуры и может сравниться по масштабам разве только с пушкинским Золотым веком.

     Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку широкое разнообразие художественной деятельности, которая не останавливалась и после его завершения. И в этом — определяющее влияние Серебряного века на развитие всей последующей социально-культурной деятельности. Художникам во всех сферах искусства стало тесно в рамках установившихся классических правил. Все это привело к созданию новых течений: символизма, акмеизма, футуризма, кубизма, абстракционизма и т. д. Идеалом времени стал и остается художник универсального типа.

 

На правах рекламы: На сайте нашего спонсора — Актимед — вам расскажут, что такое капельница от запоя на дому. Информация о том, в каких случаях применяется инфузионная терапия, когда лучше проходить ее в домашних условиях, а когда потребуется стационар. Врач выезжает на дом для постановки капельницы в течение 30 минут. Полный прайс-лист на все услуги, предоставляемые клиникой.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Еврейское культурное возрождение в Императорской России

Еврейское культурное возрождение в Императорской России
Редкие русско-еврейские издания конца XIX — начала XX века

Первые шаги
В результате политических и социальных реформ во второй половине XIX века еврейское население России стало участвовать в общероссийской культурно-политической арене, а русский язык постепенно стал вторым родным языком евреев. Начала развиваться строго еврейская литература, написанная на русском языке, и литература была переведена с иврита и идиша на русский язык.
г. Самостоятельная еврейская литература на русском языке возникла в 1803 г. с изданием в Петербурге отдельным изданием стихотворения Л. Неваховича «Плач дочери Иуды». Лишь много лет спустя (1840 г.) появилось второе аналогичное издание: книга стихов Л. Мандельштама, одного из первых еврейских выпускников Московского университета. Потом был еще один долгий перерыв. Лишь в 1860-е годы еврейское население страны, оседлав волну общероссийских социальных перемен, постепенно начало читать свою национальную литературу на русском языке. Довольно долгое время такая литература издавалась не столько для еврейского, сколько для русского читателя. Он использовался для разъяснения русскому обществу сути еврейской религиозной жизни, сообщения духовных и социальных потребностей еврейского народа, призыва к терпимости и человеческому сочувствию к нему.

На волне перемен
Но дело не стояло на месте и вместе с русской жизнью менялся и еврейский мир. Тысячи молодых евреев покинули деревни и города черты оседлости Литвы, Белоруссии и Украины и направились в крупные промышленные и культурные центры, где надеялись получить образование в русских гимназиях и университетах в Петербурге, Москве, Одесса, Харьков и Киев. Это расширило бы их кругозор и дало бы им возможность интегрироваться в местную социальную, общинную и культурную жизнь страны. Это медленно, но верно привело к тому, что русский язык из языка «делового» обмена стал третьим или даже вторым «родным» языком российских евреев (после идиша и иврита). Согласно 1897 переписи, например, более 3000 жителей Одессы, 2000 жителей Екатеринослава и 3500 жителей Киева использовали русский язык как родной. К этому времени значительное еврейское население Санкт-Петербурга стало почти полностью русскоязычным.
К началу ХХ века сложилась русско-еврейская интеллигенция. Признав себя русскими евреями, их представители — врачи, журналисты, юристы, писатели, инженеры, ученые, деятели культуры — теперь обращались к своим на русском языке. В стране постепенно возникала самобытная культура русского еврейства — ученых, писателей, издательств, газет и журналов. Разработка русско-еврейской иудаики (изучение истории евреев, предпринятое самими евреями) и публикация этого исследования были нововведениями, начатыми русско-еврейской печатью в дореформенный период.

Новые люди, новый язык
На рубеже ХХ века в России евреями и для них создавалась богатая литература на русском языке. Стало возможным для еврея обращаться к другому еврею по-русски и знать не только, что его поймут, но и что он найдет в адресате благодарного читателя. Если в 1870-х годах по-русски писали только два популярных автора (Г. Богров и Л. Леванд), то к началу 20 века евреи России читали наряду с произведениями Льва Толстого, Антона Чехова и Максим Горький, произведения, написанные собственными авторами на русском языке: С. Уишкевич, Бен-Ами, Ш. Ан-ский, Н. Осипович, С. Фруг.
Начали переводиться на русский язык произведения классиков еврейской литературы как для еврейского, так и для русского читателя; например, были переведены Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем и Хаим Бялик. В этом процессе участвовали не только еврейские авторы и переводчики, но и известные писатели того времени, такие как В. Бруисов, В. Ходасевич, В. Иванов, Ф. Сологуб. В многочисленных литературных сборниках воспроизведены переводы лучших образцов древней, средневековой и новой еврейской поэзии таких мастеров прошлого, как А. Майков, А. Плещеев, П. Козлов, П. Вайнберг. Во многих еврейских библиотеках русских городов были созданы специальные «русские» отделы для русско-еврейской литературы.

Новые еврейские исследования
В 1863 г. по инициативе Э. Гинзбурга и А. Бродского (руководителя одесской общины) было создано в Петербурге Общество распространения просвещения среди евреев России (ОПЕ). Целью OPE было создание новой системы еврейского образования, которая объединила бы светские европейские знания с традиционной еврейской ученостью. В Петербурге барон Д. Гинзбург заложил основы Высшей школы иудаики. Ведущие еврейские организации, такие как Еврейское историко-этнографическое общество и Общество освобождения евреев, решили создать нерелигиозную гражданскую еврейскую общину.
Они издавали периодические издания и антологии с целью накопления материалов по еврейской истории и культурной истории российских евреев. Эти публикации имели не только научное значение: еврейские исследователи древней, средневековой и новейшей истории еврейского народа способствовали возрождению национального самосознания, опровергали многочисленные мифы и фальсификации в литературе о евреях и вообще давали пищу для размышлений по прошлое и будущее российского еврейства.

Время, Место, Содержание
Одним из проявлений национальной еврейской культурной жизни того периода было издание многочисленных литературно-публицистических антологий. В 1871 году Адольф Ефимович Ландау начал издавать историко-литературные антологии «Еврейской библиотеки» в Петербурге. В них были статьи и публицистические произведения, написанные видными представителями еврейского просвещения, т. е. Львом Левандом, Львом (Иудой Лейбом) Гордоном и другими. «Еврейская библиотека» стала крупнейшим еврейским издательским проектом и пользовалась большой популярностью среди образованных евреев не только столицы, но и всей России.
г. Поскольку большинство еврейского населения проживало в черте оседлости, многие сборники издавались не только в Петербурге, но и в таких провинциальных городах, как Киев, Минск, Одесса, Гомель, Кременчуг, Харьков. Традиции того времени диктовали содержание таких изданий, куда, как правило, входили как литературные, так и чисто публицистические произведения. Часто такие антологии становились совместными проектами: в них участвовали как евреи, так и русские авторы. Подобные альманахи были либо организованы тематически, либо носили общекультурный характер.

Потерянные работы
Подавляющее большинство этих изданий, выходивших малыми тиражами и часто в провинциальных городах, безвозвратно утеряно. Это прискорбно, так как их содержание имеет огромное значение. Издания отражают общую культурную и общественную жизнь еврейского населения того периода, содержат уникальные сведения о жизни еврейской общины и ее отношениях с обществом в целом.
Об уникальности этих изданий свидетельствует и то, что на их страницах были представлены произведения многих писателей, впоследствии ставших известными авторами, поэтами, переводчиками, комментаторами или политическими деятелями, таких как Г. Н. Бялик, Л. Яффе, С. Маршак , Л. Гордон, И. Левнер, С. Аш, М. Бердичевский, С. Уишкевич, Бен-Ами, В. Ходасевич, К. Липскеров, М. Мане, А. Соболь. Более того, ряд этих работ никогда и нигде не публиковался. Так, многие «еврейские» произведения таких писателей, как М. Гершензон, С. Маршак, А.И. Штернберг, А. Соболь, Н. Минский — писатели, признанные теперь лишь практиками русской литературы, — утеряны.
В течение 1920–1930-х годов эта традиция, постепенно угасающая в СССР, была продолжена в США в среде еврейских эмигрантов из России и других стран Европы.

Коллекция
В этом сборнике собраны материалы, отражающие колорит периода, а также произведения, которые впоследствии не переиздавались и сохранились в единичных экземплярах лишь в нескольких библиотеках. Сборник был составлен в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге — по сути, единственной библиотеке в России, которая на протяжении нескольких столетий имела законное право на получение копии каждого издания, появившегося где-либо на территории страны.

Эти редкие издания представляют собой чрезвычайно ценный исторический и общекультурный источник как для специалистов и исследователей, так и для более широкого круга читателей.
Российская национальная библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ) — одна из крупнейших библиотек мира. Из-за богатства и разнообразия своих коллекций она входит в число таких выдающихся библиотек, как Библиотека Конгресса и Британская библиотека. РНБ занимает особое место в истории русской культуры. Он был основан просвещенной монархией императрицей Екатериной II с двойной целью: для размещения «полного собрания русских книг» и для «общественного пользования». На сегодняшний день в РНБ насчитывается более 32,8 млн единиц хранения, 6 млн из которых на иностранном языке.

Абстрактное искусство: история абстрактного искусства

Абстрактное искусство, зародившееся в Европе в конце 19-го века, полностью сформировалось в начале 20-го века, когда среди художников-авангардистов того периода стало более распространенным явлением снижение ценности реализма. Точно так же последовавшее за ним движение абстрактного искусства призывало к работам, которые допускали ясный анализ и смысл с помощью линий, цветов и форм, которые ранее не признавались в искусстве. Таким образом, импрессионизм был одним из многих других художественных движений в зарождении абстракции в искусстве. Как и экспрессионизм, он сосредоточился на нескольких ключевых формальных элементах, чтобы манипулировать и искажать реалистичное представление с явным акцентом на изображение света.

Как и во всех художественных практиках, на произведения искусства этой категории повлияли и другие основополагающие факторы, большинство из которых носят политический и культурный характер. Непосредственный результат Первой и Второй мировых войн, несопоставимая Европа означала, что многим ведущим художникам Европы пришлось бежать из своих домов в безопасное убежище в Америке. Такие художники, как Аршил Горки и Марсель Дюшан, — это лишь немногие из тех, кто создавал работы, которые обозначали и обозначали их реакцию на изменения в их ситуации. Однако Василий Кандинский больше заботился о духовных качествах, присутствующих в искусстве, и стремился передать это в своих произведениях. Имея музыкальный опыт, он заявил, что, как и музыка, визуальное искусство также может скрывать эмоции, и такие элементы, как форма и цвет, способны на это. Соответственно, он создал свою первую абстрактную художественную работу в 1911.

Другим событием, которое повлияло и привело к возникновению абстрактного искусства, является волна независимости, предоставленная художникам в 19 веке. Художникам было предоставлено больше свободы и возможностей для создания работ, что позволило им развивать свои интересы и капитал в новом индустриальном и современном мире. Теперь по заказу публики и покровителей художники могли экспериментировать более свободно и получить признание за интеллект и «абстракцию», лежащие в основе работ. Этот культурный сдвиг ознаменовал собой начало новой эры в экспериментировании с сюжетом и композицией, что явилось прямым влиянием и основным принципом абстрактного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *