«Национальная политика» в многонациональной России XVI– XIX веков
скачатьскачать
Автор: Трепавлов В. В. — подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 2, номер 1 / 2009 — подписаться на статьи журнала
В истории России на протяжении нескольких столетий заметны некоторые характерные особенности в политике по отношению к неславянским подданным. Одной из главных особенностей был этатизм – подчиненность национальной политики интересам государства. Другим важным фактором являлось сотрудничество центральной власти с этническими элитами.
Присоединение народов и территорий к Российскому государству было довольно сложным историческим явлением. Каждый регион при своем пребывании в составе России проходил через несколько этапов: собственно присоединение (иногда в виде завоевания), т. е. установление российского подданства; постепенная инкорпорация в структуру государства; наконец, ассимиляция, которая со временем все более активизировалась и порой трактовалась как конечная цель и результат инкорпорации.
В истории России на протяжении нескольких столетий заметны некоторые характерные особенности, выразившиеся сочетанием, с одной стороны, правительственной административной практики и, с другой – политики в отношении нерусских народов («национальной политики»). Эти особенности были порождены рядом факторов, главнейшим из которых, очевидно, является этатизм.
То есть национальная политика была полностью подчинена интересам государства, осуществлялась в целях обеспечения государственной безопасности – как внутренней (сохранение стабильности и порядка), так и внешней. Кроме того, сказывалось и такое объективное обстоятельство, как чрезвычайно быстрый по историческим меркам территориальный рост Российской державы. Довольно скоро стало очевидным, что для полноценного управления колоссальным евразийским пространством по какому-то одному общепринятому алгоритму у правительства не хватает ни опыта, ни средств, ни кадров. Правящей бюрократии приходилось приспосабливаться к разнообразным местным условиям, чтобы удержать под своей властью присоединенные народы и территории.Инкорпорация народов и регионов могла растянуться на длительный срок. В составе Российской державы на протяжении всего четырехвекового периода, который здесь рассматривается, существовали территориальные подразделения с неодинаковым юридическим статусом. Например, в XIX – начале ХХ века наряду с губернско-уездным делением имелись казачьи войска, горные и пограничные округа, протектораты. Ранее существовали еще и «царства» на месте завоеванных татарских ханств, а также различные вассальные владения. Подобная «многослойность», очевидно, характерна вообще для имперской государственности. Причем не следует, конечно, приписывать ее гибкости и мудрости правительства – просто такая структура была порождением исторического развития, складывалась по мере пространственного разрастания России. Именно в отношении к «неканоническим» подразделениям осуществлялось движение к стиранию административно-юридических различий, а при Николае II была сформулирована задача: добиться «слияния окраин с основной территорией».
До образования СССР в Российском государстве «национальный вопрос» не имел территориально-административного воплощения – за единственным, пожалуй, исключением черты еврейской оседлости (да и она имела вторичный характер, поскольку функционировала в рамках губернско-уездной структуры). Не было и никакого федерализма, тем более по этническому признаку. Однако неверно было бы полностью отрицать учет национального состава населения при организации управления. В XVII–XIX веках в Восточной Сибири сохранялись волости, соответствовавшие расселению местных родоплеменных объединений; в начале ХХ века на Северном Кавказе предпринимались попытки организовать округа по такому же критерию (см.: Национальные… 1998). Эти меры преследовали, как всегда, этатистскую цель – обеспечить наибольшую мобильность управления, надежность контроля, исправность сбора податей. Характерно, что такое соответствие внутренних территориальных границ этническим ареалам (впрочем, уже тогда во многом условное) практиковалось лишь на самом нижнем уровне, в масштабах нескольких сельских общин.
На протяжении рассматриваемого периода народы (этносы) однозначно выступали в качестве не субъектов, а объектов государственной политики. И здесь опять же не следует видеть проявление какого-то подчеркнутого пренебрежения властей к «иноверцам» и «инородцам». Во-первых, абсолютное большинство существующих сегодня стабильных этических общностей в те времена еще только формировалось. Во-вторых, одним из главных принципов имперской государственности была надэтничность, предполагавшая верность престолу вне зависимости от языка и вероисповедания. Все это, однако, не означало игнорирования полиэтничности населения. Этнокультурное и этнополитическое разнообразие невозможно было не учитывать в силу исторических условий складывания многонационального государства.
С одной стороны, локальные юридические нормы включались в общий корпус государственного законодательства – как правило, в масштабе отдельных регионов (установления обычного права, шариата и др.). В этом же ряду находилось и районирование по этническому принципу, о котором упоминалось выше. С другой стороны, власть при организации управления опиралась и полагалась не на абстрактные «народы», а на местные элиты, традиционные привилегированные слои: аристократию, родоплеменную верхушку, иногда духовенство. В отношении данной категории подданных со времен Средневековья действовала практика сохранения некоторых старых социальных привилегий и предоставления новых льгот.
Вопрос о сотрудничестве с этническими элитами был одним из краеугольных камней не просто «национальной политики», но вообще государственного управления Российского государства.
На общем фоне аристократии в России выделялись прибалтийские немцы. Они сразу заняли в империи высокое положение, но при этом сохранили свои язык, культуру и религию.
На протяжении первых двух столетий территориального разрастания России политика по отношению к народам на окраинах диктовалась почти исключительно необходимостью обеспечить исправные налоговые платежи и лояльность к властям. Начало радикальных перемен связано с петровскими реформами. В XVIII веке развернулось активное продвижение русских в периферийные регионы, государство стало предпринимать их административное освоение. Присоединенные народы стали входить во все более частые, тесные и близкие контакты и с представителями администрации, и с русскими в целом.
И здесь возникает принципиальная проблема: следует определить, как относились «иноверцы» и «инородцы» к государству и власти, как они понимали свое положение в составе России, как трактовали подданство. Постановка такой исследовательской задачи довольно необычна для нашей историографии. Нельзя сказать, что отношение народов к государству не рассматривалось вообще. Но ранее историки затрагивали этот вопрос, как правило, лишь по поводу социальных потрясений, борьбы с абстрактным «царизмом». И тогда получалось, что взгляды участников этой борьбы на «эксплуататорское государство» оказывались по определению негативными.
На самом деле картина была гораздо более сложной. Отношения подчинения и подданства русская сторона и ее партнеры зачастую воспринимали совершенно по-разному. В книге (Трепавлов 2007) я попытался выявить такие полярные расхождения в трактовке этого вопроса на всем российском пространстве – от украинцев на западе до коряков на востоке.
Перед этими новыми подданными встала необходимость осмыслить свое новое состояние, адаптироваться к положению подданных русского царя, определиться в отношении к России – могущественной государственной системе, частью которой им довелось стать в силу сложившихся исторических обстоятельств.
Территориальное расширение государства в XV–XVIII веках, включение в его состав новых подданных влекло за собой кардинальные перемены в жизни присоединенных народов. Они сталкивались с новыми политической системой и экономическим строем, поступали в подчинение русской администрации, обнаруживали на своих землях множество пришельцев-русских, которые обосновывались в новых городах и деревнях. Как бы историки ни оценивали ход и последствия (позитивные, негативные, прогрессивные и т. п.) вхождения каждого отдельного народа в состав державы, в любом случае это событие оказывалось стрессовым, кризисным, переломным в его судьбе. В подобных исторических ситуациях, когда люди пытаются приспособиться к переменам, в массовом сознании возникает почва для складывания различных идеологем, спасительных иллюзий как средства адаптации к новой действительности.
Одним из таких компенсаторных конструктов является идея о верховной власти как арбитре и заступнике. С некоторыми вариациями она продолжает бытовать и в наше время. Но для России эпохи позднего Средневековья восприятие власти имело заметные отличия. Дело в том, что абсолютное большинство российских народов в то время находилось на стадии пред- и раннегосударственного развития. Соответственно и трактовка такого института, как государственная власть, нередко обладала налетом патриархальности, или, лучше сказать, традиционности. Высшая государственная власть понималась как явление, во-первых, тотальное, всеохватное, пронизывающее все сферы жизнеустройства; во-вторых, магически-сакральное, далекое и недостижимое, недоступное простым людям; в-третьих, персонифицированное – воплощенное в монархе.
В эпицентре власти основным ее носителем, естественно, оказывался царь. Именно его абстрагированный образ служил воплощением тех надежд, иллюзий и стереотипов, которые были характерны для традиционной политической культуры народов России. Представления о верховном сюзерене формировались во многом стихийно, по ходу жизни в пределах государства, но порой также пропагандировались (насаждались) властями на местах. Можно сказать, что внедрялся своего рода культ монарха. В условиях, когда волей истории в общих границах объединились носители многих языков и нескольких религий, фигура государя служила одной из немногих идеологических и политических скреп колоссальной полиэтничной державы.
Представляется бесспорным тезис о том, что люди (подданные) должны доверять власти. Часто надежда на верховных правителей оказывается последним прибежищем в разнообразных невзгодах. Это хорошо понимали правящие круги России еще в XVI веке, когда была введена практика прямого челобития – обращения к государю с прошениями и жалобами напрямую, минуя все промежуточные инстанции. Кроме непосредственной связи с народом (во многом, конечно, условной и иллюзорной) это был один из способов контроля Москвы над местной администрацией. Даже столь подробно и «любовно» описанные советскими историками социальные конфликты при учете фактора преклонения перед верховной властью обретают несколько неожиданный вид.
Как ни парадоксально, но вооруженные выступления порой принимали монархистские формы. Речь в данном случае не о самозванстве, а о восстановлении нарушенной связи между царем и народом. В 1754 году башкиры объясняли свое очередное выступление следующим образом: «Если они (русские. – В. Т.) оскорбляют нашу веру, насильно обращают нас в свою веру, меняют повинности, которые мы несли по обязательству с прежними падишахами, и разоряют наше достояние и имущество, давайте и мы, оскорбив их веру, призовем их в свою веру и разорим их имущество; тогда и наши вести дойдут до падишаха, и суть наших дел будет разобрана с полнотой и со справедливостью» (цит. по: Чулошников 1940: 51–52; см. также: Алекторов 1883). Таким образом, восстание оказывалось последним средством «достучаться» до государя, побудить его обратить внимание на бедственное положение подданных.
Вообще сочетание, казалось бы, несочетаемых черт в облике монарха отражает его причудливое восприятие в народном сознании. С одной стороны, глава России грозен и жесток, но с другой – он милостив и справедлив. В реальности данный противоречивый комплекс признаков проявлялся в чаяниях на облегчение жизни при вступлении на трон нового правителя. Случалось, вызванные правительственной политикой восстания угасали, едва приходила весть о смерти государя и о коронации его преемника – очередного объекта ожиданий (см. , например: История Татарской… 1968: 110; Очерки истории Марийской… 1965: 108, 109).
На протяжении примерно полутора столетий в наказах воеводам и прочим местным управленцам содержались рекомендации действовать по отношению к подвластным «иноверцам» «ласкою и приветом», «ласкою, а не жесточью» и т. п. Полагаю, не следует идеализировать по этому поводу национальную политику Алексея Михайловича и его преемников или приписывать им образцовую толерантность, уважение к этническим особенностям присоединенных народов.
Во-первых, не мог по-иному выражаться православный царь – воплощение милосердия и благолепия (подобная самооценка была характерна как раз для второго Романова). И это служило одним из средств насаждения его позитивного образа.
Во-вторых, обе стороны – власть и подданные – довольно быстро уяснили условность подобных миролюбивых формул. На окраинах процветал воеводский произвол, и нередко «лаской и приветом» служилые люди требовали смириться с неправедными поборами и всевозможным насилием. Однако вскоре поняли и другое: невозможно превышать административный и налоговый пресс, так как население может или перебраться в недоступную глухомань, или сменить подданство (если дело происходило на границе), или поднять вооруженный мятеж. Отсюда формула «лаской, а не жесточью» исполнялась местными управленцами не из-за терпимости и корректности, а в силу вынужденной необходимости – заботы об интересах казны.
Кроме формирования положительного образа верховного правителя России, в XVI–XIX веках наблюдается и такое интересное явление, как создание (тоже во многом стихийное) позитивного образа самого Российского государства в целом. В советской идеологии и соответственно в исторической науке целенаправленно культивировалось представление о Российской империи как поистине «проклятом прошлом» – самодержавно-крепостнической деспотии, мрачной цитадели тирании и реакции, «тюрьме народов» и т. п. Более взвешенный взгляд на историю нашей страны, утвердившийся в последние полтора десятилетия, позволяет избегать столь однозначных характеристик.
Выясняется, что царская Россия представляла собой (и представлялась многим современникам) вовсе не «темное царство», заслуженно обреченное на уничтожение. В частности, отношение к ней подданных-«иноверцев» разительно отличалось от придуманных позднее советских схем. Как ни странно, Россия в глазах ее подданных порой выглядела носительницей гораздо более свободного и справедливого правления (режима), чем окрестные владения. Такое отношение можно проследить почти по всему периметру ее границ.
Удивительными для человека, воспитанного на вышеупомянутых идеологических конструкциях, выглядят массовые переселения в Россию по социальным мотивам. Даже башкиры, известные своими многократными антиправительственными выступлениями в течение этих двух столетий, первоначально расценили монархию Ивана IV как менее жесткую политическую систему по сравнению с прежним ногайским наместничеством на своих землях[1].
Еще больший контраст являла Россия по сравнению с Цинской империей. Этот контраст отразился в сведениях источников о народах Дальнего Востока и Центральной Азии. Племена Приамурья в XVII веке не желали мириться с порядками, устанавливаемыми маньчжурскими правителями: непосильными поборами и насильственными переселениями. Жители областей, прилегавших к северо-восточным пределам Маньчжурии, спасались бегством в русские владения и, получив там царское подданство, дорожили им, не желая возвращаться на родину (Мелихов 1974). Столь же негативно относились к власти цинского богдыхана переселенцы из Монголии в русскую Сибирь: «Наш хан провинившимся отсекает головы, а русский царь наказывает розгами. Пойдемте отсюда в подданство к русскому белому царю»[2]. Причем такие переселенцы, соглашаясь на выплату ясака в русскую казну, надеялись, что им суждено «впредь паки быть свободным», уйдя из-под власти прежних властителей (см.: Под стягом… 1992: 17).
Но не только «всенародные» миграции отмечены в документах. Удивительным для человека, воспитанного на вышеупомянутых идеологических конструкциях, является переселение в Россию по социальным мотивам. Элита «иноверцев» стремилась обрести повышенный статус на государевой службе, щедрые пожалования и привилегии, а простонародье бежало от собственной знати – от ее налогового гнета и прочих притеснений, а также в поисках более сытой и безопасной жизни.
В середине – второй половине XVII века наблюдалось бегство зависимых калмыков в соседние русские селения и города. Там они оказывались вне досягаемости ханов, нойонов и тайшей, которые начинали забрасывать русские власти требованиями вернуть беглецов. Иногда добиться этого удавалось, но если переселенцы принимали православие, следовал категорический отказ (см.: Очерки истории Калмыцкой… 1967: 147–148). По этой причине желание принять крещение охватило такое количество калмыков, что в XVIII веке правительство стало отводить специальные участки для поселения новокрещенов (Там же: 203). Для управления ими была даже построена специальная крепость – Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). При этом и принимающая, и преследующая стороны понимали, что в перемене религии мировоззренческие мотивы играли подчиненную роль по сравнению с желанием достичь облегчения условий жизни.
Еще более наглядно подобная ситуация проявилась на Северном Кавказе. В XVII веке с постройкой казачьих станиц и Терского городка, а в XVIII веке – с основанием крепостей Кизляр и Моздок в них устремились представители местных народов, которые желали найти укрытие у русских. Резоны были самые разные: кровная месть соплеменников, тяжелые налоги и повинности (особенно во владениях кабардинских князей), разорительные набеги абреков – горских воинов (см.: Блиева 2003; Гаджиев 1965; История Кабардино-Балкарской… 1967; Очерки истории Чечено-Ингуш-ской… 1967).
Конструирование благожелательного отношения к Российскому государству имело и геополитический аспект. Пока территория страны расширялась, поглощая малонаселенные леса и степи, это не имело насущного значения. Но настало время, когда российские границы с одной стороны уперлись в океаны, а с другой – сомкнулись с рубежами других империй. В XVII–XVIII веках начался, а в XIX веке развернулся раздел мира между европейскими державами, в частности раздел Азии между Россией и Великобританией. В этой ситуации привлечение потенциальных новых подданных в состав России было возможно не столько за счет военных побед (русские и англичане всячески старались избегать открытых конфликтов друг с другом), сколько за счет пропаганды положительного образа империи Романовых.
Важнейшим условием для интеграции присоединенных владений в сплоченный имперский организм, стимулом к унификации его структуры, формированию единого государственного пространства послужило массовое расселение русских на «национальных окраинах». Именно в таком относительно однородном пространстве, которое осмысливается в категориях традиционной политической культуры, действует своего рода имперская сакральная топография, т. е. религиозно-мифологическое описание и понимание горнего мира. Это частный случай общеисторического соотношения между центром и периферией.
Насколько мне известно, подобный структурно-антропологи-ческий ракурс историки-русисты почти не изучали (за исключением Русского Севера – см.: Теребихин 1993). В православной топографии сакральным центром являлась Москва. И это несмотря на наличие официальной столицы, построенной Петром на пустых «чухонских» болотах, а также номинального религиозного центра, Иерусалима – в те времена захолустной османской провинции. От Москвы выстраивалась концентрическая картина мира, в которой по мере удаления от «Третьего Рима» убывала и сакральность: сначала православные христиане, затем инославные христиане, затем «магометане» и, наконец, идолопоклонники (буддисты и язычники).
Иллюстрацией подобного взгляда на многоплеменное государство служит панорама Московии в исторической песне XVII века «Скопин-Шуйский»:
Кругом сильна царства Московского
Литва отлегла со все четыре стороны,
А с нею и сила – сорочина долгополая,
И те черкасы пятигорские,
Еще ли калмыки с татарами, со башкирцами,
Еще чукши с олюторами[3] (Исторические песни… 1966: 48).
На эту концентрическую модель накладывались другие, сконструированные нерусским населением. Ведь многие народы имели свои духовные (религиозные) центры за пределами империи. Для мусульман сакральными центрами мира оставались аравийская область Хиджаз со священными городами, а также в определенной мере Стамбул как резиденция халифа; для российских буддистов аналогичную роль играла тибетская Лхаса.
В контактных зонах происходило взаимное наложение сакрально-топографических структур. Я попытался посмотреть, как это происходило в Поволжье. Образ матери-Волги был стержневым в картине мира у тюркского, финно-угорского и славянского населения этого региона. Образ крупнейшей реки Восточной Европы присутствует в мифологии и фольклоре всех поволжских народов. Исторические источники и фольклорные материалы показывают, что своеобразный культ Волги традиционен для местного населения (Трепавлов 1997; 2001; 2002). Этот культ фиксируется в нескольких формах и отражает различные уровни осмысления реальности, трансформации ее в сознании. Образ реки является главным компонентом сакральной топографии Поволжья.
«Земная» часть космографических воззрений включает несколько взаимосвязанных уровней: систему представлений о строе-нии сакрального ландшафта (в данном случае поволжского) и о свойствах народов, населяющих край, а также систему реальных географических объектов, наделенных определенным сакральным смыслом. Эти уровни в совокупности и составляют религиозно-мифологический образ Волги и приволжских земель как локальный вариант (диалект) картины мира.
Место и роль Волги в сакральной топографии финно-угров, тюрков и славян сводятся к следующим позициям. Во-первых, река является мифологическим антропоморфным персонажем, который находится в родственных отношениях с другими потоками и водоемами, вступает с ними в союзы или конфликты. Во-вторых, она выступает в качестве компонента мифологизированной картины мира, проявляя себя в текстах то как ориентир и стержень мирового пространства, то как рубеж между различными (часто враждебными друг другу) мирами. Волга составляет часть волшебного пространства, характерного для мифопоэтического отображения мира, – пространства замкнутого и ограниченного, сконцентрированного вокруг организующего центра, окруженного враждебным миром или хаосом. В-третьих, Волга в эпической истории предстает как важный элемент изначального, постхаосного мира, заселяемого предками. В этой ипостаси она со временем превращается в обозначение страны и становится в народном сознании символом Родины.
Необходимость не только пользоваться правами и льготами, но и исполнять обязанности в качестве подданных, существовать в условиях действия жесткого управленческого механизма самодержавного государства оказалась непривычным, тяжким и труднопереносимым бременем для многих «иноверцев». Тем не менее, известны лишь единичные случаи сепаратистских выступлений, если не учитывать периоды революционных кризисов.
В историографии высказывается обоснованное мнение, что в России сложилась особая цивилизационная структура («локальная цивилизация»), которой присущи определенные алгоритмы взаимной адаптации множества народов и друг к другу, и к государству в целом (подробнее см.: Российская… 2003). Здесь сказались и огромные расстояния, и открытая, демократичная русская культура, и возможность обходить суровые законы, и традиционная установка правящих кругов на сотрудничество с этническими элитами, и многое другое. Все это сплачивало полиэтническую систему, придавало ей прочность, превращало в «непоколебимый столп» (как выразился в XVIII веке казахский хан Абулхайр[4]).
Литература
Алекторов, А. Е. 1883. История Оренбургская. Оренбург: Б. Бреслин.
Башкирские шежере. 1960. Уфа: Башкирское кн. изд-во.
Блиева, З. М. 2003. Русско-чеченские отношения в XVII–XVIII вв. Вопросы истории 12: 47–61.
Гаджиев, В. Г. 1965. Роль России в истории Дагестана. М.: Наука.
Исторические песни XVII века. 1966. М. – Л.: Наука.
История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. 1967. Т. 1. М.: Наука.
История Казахской ССР. 1957. Т. I. Алма-Ата: Изд-во АН Казах- ской ССР.
История Северо-Осетинской АССР. 1959. М.: Изд-во АН СССР.
История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). 1968. Казань: Татарское кн. изд-во.
Кузеев, Р. Г. 1957. Башкирские шежере о присоединении Башкирии к Русскому государству. Советская этнография 4: 3–12.
Мелихов, Г. В. 1974. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.). М.: Наука.
Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления / отв. ред. С. Г. Агаджанов, В. В. Трепавлов. 1998. М.: Славянский диалог.
Никитин, Н. И. 1987. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука.
Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. 1967. М.: Наука.
Очерки истории Марийской АССР (с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции). 1965. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во.
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. 1967. Т. I. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во.
Под стягом России. Сб. архивных документов. 1992. М.: Русская книга.
Российская многонациональная цивилизация. Единство и противоречия / отв. ред. В. В. Трепавлов. 2003. М.: Наука.
Теребихин, Н. М. 1993. Сакральная география Русского Севера (религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры). Архангельск: Изд-во Поморского ун-та.
Трепавлов, В. В.
1997. Волга в культурной традиции народов Восточной Европы. Этнографическое обозрение 6: 103–108.
2001. Культ Волги у народов Восточной Европы. Великий Волжский путь (с. 50–55). Казань: Мастер-Лайн.
2002. Волга в сакральной топографии тюрок и славян. Великий Волжский путь. Ч. II (с. 137–150). Казань: Изд-во Ин-та истории АН РТ.
2003. Установление российской гегемонии на Южном Урале (вторая половина XVI – начало XVII в.). Русские в Башкортостане. История и культура (с. 39–48). Уфа: ГУП УПК.
2007. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М.: Вост. лит-ра.
Чулошников, А. П. 1940. Восстание 1755 г. в Башкирии. М. – Л.: Изд-во АН СССР.
[1] О борьбе башкирских племен против ногайских наместников и переходе их на сторону русских см., например: Башкирские… 1960; Кузеев 1957; Трепавлов 2003.
[2] Бурятское предание, цит. по: Никитин 1987: 148. Известна более афористичная формулировка: «Белый царь сечет спину, а желтый царь – голову». Впрочем, сравнения иногда бывали и не в пользу России. Известны «непригожие речи» украинских казаков, сравнивавших московского самодержца с польским королем во второй половине XVII века.
[3] Олюторы – коряки.
[4] «Калмыцкая орда – ветр, а Российская империя – непоколебимый столп, и от Российской империи до смерти руки своей не отымать… служить верно будем» (цит. по: История Казахской… 1957: 240).
Военная история России с древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие (Владимир Волков, Всеволод Воронин, Владимир Горский)
1 080 ₽
802 ₽
+ до 162 баллов
Бонусная программа
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.
Офлайн
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии в 2 магазинах. Смотреть на карте
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Учебное пособие посвящено военной истории России с момента начала становления ее государственности до конца XIX века — времени наивысшего военно-политического могущества Российской империи. На основе широкого круга источников и имеющейся научной литературы авторы анализируют исторический опыт военного строительства в России, а также влияние войн на процессы формирования и развития Российского государства. Проблемное изложение богатого фактического материала позволяет дать многостороннюю оценку событиям отечественной военной истории.
Книга адресована студентам исторических факультетов высших учебных заведений и всем интересующимся историей России.
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Военная история России с древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Владимир Волков, Всеволод Воронин, Владимир Горский «Военная история России с древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Барин и Крестьянин в России
Господин и Крестьянин в России
Джером Блюм
Мягкая обложка ISBN: 9780691007649 65 долларов США/55 фунтов стерлингов
Shipping to:
Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэр nseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСен-Пьер и Микелон Saint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
добавить в корзинуПоддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
История
- Джером Блюм
Мягкая обложка
Купить это- Скачать обложку
Понять русскую историю, не поняв крепостного права — «крестьянско-помещичьих отношений, формировавших Россию на протяжении столетий» — невозможно. Тем не менее, до Джерома Блюма ни один ученый не занимался этим вопросом глубоко. Монументальная по масштабу и новаторская по своему анализу книга « Господин и крестьянин в России » сразу же привлекла к себе внимание после публикации в 1961 году, когда также исполнилось столетие освобождения русских крепостных. Как заметил один рецензент: «Лучшей книги на эту тему не существует; это необходимо серьезному исследователю России.?
В масштабе, подобающем России — шестая часть земной суши — Книга Блюма почти на семистах страницах исследовала правовую и социальную эволюцию ее преимущественно земледельческого населения, типы крестьянского положения и многогранный характер господ-крестьян. отношение. Что еще более важно, Блюм был первым, кто сформулировал необходимость выдвигать крепостных на первое место и в центр изучения русской истории. Как написал рецензент журнала Economist : «Г-н. Блюм написал не только монографию о помещиках и крестьянах в России, но и историю России с определенной точки зрения. Нельзя отрицать, что историю страны, где… всего 13 процентов населения составляли городские жители, можно безнаказанно писать в терминах помещиков и крестьян». В 1962, он был удостоен премии Герберта Бакстера Адамса Американской исторической ассоциации; он остается краеугольным камнем российской историографии.
- Москва Монументаль
Екатерина Зубович - Кеннан
Фрэнк Костильола - Выжженная земля
Эммануэль Крайке - Призрак войны
Джонатан Хаслам - Капитализм
Майкл Зоненшер
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книжных новостей.
Краткая история Украины (часть вторая)
Изображение на обложке: Тарас Шевченко, фотография Эндрю Деньера (1859 г.) с растущим российским влиянием, особенно в Крыму и на востоке Украины.
С 1800 года влияние России значительно возросло, особенно в эпоху Советского Союза, до падения СССР в 1991 г., наконец, ознаменовалось появлением Украины как независимого государства.
Возьмем историю конца царствования Екатерины Великой.
Русское правление и сопротивление
После смерти Екатерины Великой в 1796 году Украина была не независимым государством, а совокупностью территорий, в основном контролируемых Российской империей (за исключением важного региона на юго-западе графство, находившееся под контролем Австро-Венгерской империи).
Екатерина поощряла иммиграцию в Украину из России, продвигала русский язык и подавляла украинский язык. Это продвижение русских ценностей и подавление местной культуры было известно как русификация.
На фоне этого сурового российского засилья украинские писатели и интеллектуалы стали представлять себе независимую Украину. Тарас Шевченко (1814 – 1861) – украинский поэт, художник и общественный деятель, сыгравший важную роль в формулировании этого национального видения.
Шевченко был осужден российскими властями за продвижение независимости Украины и высмеивание членов Российского Императорского Дома. Он был заключен в тюрьму в Санкт-Петербурге, сослан в отдаленный военный гарнизон и отправлен в опасные морские экспедиции царем Николаем I. .
Творчество Тараса Шевченко было центральным в создании украинской национальной идентичности. Снято Эндрю Деньером (1859 г.).)Прелюдия к Первой мировой войне
На Венском конгрессе в 1815 году европейские державы разделили между собой карту Европы после падения Наполеона. В ходе этого процесса Австро-Венгерской империи был предоставлен контроль над регионом на юго-западе Украины.
В XIX веке у России и Австро-Венгрии были очень разные взгляды на будущее Украины. Российская империя рассматривала украинцев как «малороссов», подчеркивая общую этническую принадлежность и растущее русскоязычное население.
Австро-Венгрия, с другой стороны, стремилась уменьшить влияние России на своей восточной границе, поддерживая независимость Украины, которая набирала силу как политическое движение внутри Украины.
Этот расколотый союз оказал огромное влияние, когда в 1914 году разразилась война между этими двумя соперничающими державами.
Первая мировая война
Последствия правления России и Австро-Венгрии стали глубоко травмирующим опытом для украинского народа во время Первой мировой войны.
Украинцы оказались на противоборствующих армиях по линии своих территориальных правителей. 3,5 миллиона украинцев сражались в составе Российской императорской армии, а 250 000 украинцев сражались в составе австро-венгерской армии. Многие украинцы в конечном итоге воевали друг с другом в жестоком конфликте.
После русской революции 1917 года насилие в регионе еще больше обострилось, поскольку соперничающие русские группировки боролись за власть в разрушительной гражданской войне.
Несмотря на несколько попыток создать независимую Украину, в хаосе добиться стабильности не удалось. Поражение в польско-украинской войне с 1918 – 1919 г. Западная Украина была включена в состав Польши.
Версальский договор дал Советскому Союзу прямой контроль над Украиной, которая теперь стала известна как Украинская Советская Социалистическая Республика.
Межвоенный период
В 1920-х и 1930-х годах растущее украинское националистическое движение было подавлено не русскими, а поляками. В Западной Украине польское правительство пыталось ограничить использование украинского языка и даже использование термина «украинец».
В течение 1920-х годов также был короткий период, когда советское руководство фактически поощряло национализм среди украинцев и напрямую продвигало украинский язык и культуру. Это было частью более широкой политики продвижения общесоветских культур коренных народов, называемой коренизацией.
Большевики также улучшили образование, льготы, здравоохранение и права женщин. Однако эта политика вскоре резко изменилась в 1930-х годах после того, как Иосиф Сталин стал лидером.
А 1921 Советский вербовочный плакат на украинском языке с использованием традиционных украинских образов.Сталин и голод
В рамках советской централизованной плановой экономики по всей Украине было модернизировано сельское хозяйство и у крестьян отобрали средства производства.
В жестоких сталинских условиях колхозам иногда не разрешалось получать зерно до тех пор, пока они не могли поставлять Советскому Союзу нереально высокие квоты.
В стране, которая сейчас является одним из крупнейших производителей пшеницы в мире, массовый голод в Украине был почти немыслим. Однако в результате жестоких приказов Сталина 3,9миллионов украинцев умерли от голода во время голодомора, известного как Голодомор или «Великий голод».
Это бесчеловечное обращение с украинским народом с тех пор признано геноцидом. Сталин был посмертно признан виновным в этом зверстве Киевским апелляционным судом в 2010 году.
Вторая мировая война
После вторжения в Польшу в сентябре 1939 года Германия и Советский Союз поделили территорию Польши между собой. Бывшая польская область Западной Украины стала частью Украины, и впервые в истории нация объединилась.
Украина пережила нацистскую оккупацию после операции «Барбаросса» в 1941 году, когда немцы продвигались по Украине.
От 5 до 7 миллионов украинцев сражались в рядах Советской Армии и 1,65 миллиона человек погибли. Во время конфликта погибло более 6 миллионов украинцев, в том числе 1,5 миллиона евреев, в первую очередь в результате резни в Бабьем Яру в Киеве.
Отколовшееся движение Украинской повстанческой армии возникло в Западной Украине и устроило резню около 100 000 поляков в ходе жестокой этнической чистки.
Если учесть, что Великобритания и США вместе потеряли менее одного миллиона жизней во время Второй мировой войны, потеря 6 миллионов человек была разрушительной для украинского народа.
Советские военнопленные по указанию нацистов засыпать братскую могилу после резни в Бабьем Яру, 1 октября 1941 г.Советский союз после Второй мировой войны
После смерти Сталина в 1953 г. подчеркивал «дружбу» между украинским и русским народами.
В 1954 году Крым был передан из-под контроля России под контроль Украины. Это было описано как символический жест, и Нина Хрущев предположила: «Никита Хрущев очень любил Украину, так что в какой-то степени это был личный жест по отношению к его любимой республике».
Украина стала лидером в промышленном производстве, с особой специализацией в производстве оружия и технологиях, и владела одной третью советского ядерного арсенала.
Леонид Брежнев, украинец по происхождению, сместил Хрущева и стал советским лидером с 1964 – 1982 г., укрепив прочные связи между двумя странами.
Чернобыльская катастрофа
26 апреля 1986 года произошел взрыв реактора на Чернобыльской АЭС, что привело к крупнейшей в истории аварии на ядерном реакторе, на загрязненных территориях проживало 7 миллионов человек, 70% из которых проживало в Беларуси.