Церковь и государство при петре 1: Церковная реформа Петра 1 – кратко о ходе, задачах, целях и итоге

Содержание

Церковная реформа Петра 1 – кратко о ходе, задачах, целях и итоге

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 802.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 802.

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманный и целенаправленный характер. По окончанию реформы, Россия, в результате, сложилась абсолютная монархия, а церковь окончательно потеряла свое влияние на власть.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Содержание

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Упразднена должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел неограниченную власть, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 802.


А какая ваша оценка?

Церковная реформа. Петр I | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: Нестеров Владимир Владимирович, Сысоев Никита Александрович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 08.12.2015

Статья просмотрена: 2277 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Нестеров, В. В. Церковная реформа. Петр I / В. В. Нестеров, Н. А. Сысоев. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9305/ (дата обращения: 01.12.2022).

&nbsp

 

Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.

Ключевые слова: церковь, реформа, радикализм, государственно-церковные отношения, естественное право, монархия,Петр Великий, Московское царство, церковная реформа.

 

Многие исследователи отмечают, что причины столь радикального реформирования управления церковью следует искать в её предшествующей истории. Необходимо вспомнить о том, что в самой идеологии византизма, пришедшей на Русь вместе с православием, была заложена идея сильной государственности, объемлющей все социальные институты, в том числе и церковь. Вне государства, с точки зрения этой идеологии, не может развиваться ни одно общественное образование. Высшие церковные иерархи Византийской империи эту мысль хорошо усвоили и самим своим положением, как им казалось, должны были защищать интересы государственной власти [1; 2; 3; 4].

Преобразования Петра I вызывали большое недопонимание со стороны боярства и духовенства.

Возглавлявший церковь патриарх Адриан прямо высказывался против нововведений навязываемых Петром I — «ношения иноземного платья и бритья бороды». Так например, в день казни стрельцов-бунтовщиков на Красной площади патриарх, моля об их пощаде, с крестным ходом пришёл к Петру в Преображенское, но царь его не принял. В последствии после смерти патриарха Адриана Пётр I решил не назначать нового патриарха, вокруг которого могли бы сосредоточиться противники преобразований. Вместо сана патриарха была учреждена должность «местоблюстителем патриаршего престола», которым стал рязанский митрополит Стефан Яворский. «Блюститель патриаршего престола» был полностью подконтролен и подотчетен царю.

В то же время по отношению к протестантам и представителям римской католической церкви царь относился терпимо и разрешал им совершать свои богослужения. Терпимо относился Пётр вначале и к раскольникам, но близость видных сторонников раскола к царевичу Алексею резко изменила дело. Раскольники были обложены двойным подушным окладом, не допускались к государственной службе и должны были носить особое платье.

Раскольники видели в бритье бороды уродство, изменение человека, созданного по «подобию бога». Отличие русского человека от иноземцев в представление раскольников было в бороде и длинной одежде. В рядах раскольников ходила легенда о том, что царя подменили на иноземца в Стокгольме после того, как царь и его подчиненные брились, курили табак и расхаживали в иноземных платьях.

Во время своего первого путешествия заграницей Петр интересовался европейской церковной жизнью. Более двух часов Петр беседовал с английским королем и его дочерью на темы обустройства Англиканской Церкви. Во время этого разговора английский монарх посоветовал русскому царю «сделаться самому главой Русской Церкви, чтобы располагать всей полнотой государственной власти, по примеру Англии». И когда Пётр побывал в Саксонии, на родине Мартина Лютера, протестантский дух церковного устройства окончательно захватил Петра. Стоя перед статуей первого реформатора, Петр заявил: «Сей муж, для величайшей пользы своего государя, столь мужественно наступал на жадного до власти папу, что подлинно заслужил величайшего почтения от своего народа».

Петр считал, что церковь должна именно приносить пользу государству и не иметь, как католическая, каких-то прав на власть.

Все церкви, находящиеся на территории какого-либо государства, зависят от главы этого государства, согласно протестантскому церковному устройству в высшем своем управлении. Такое устроение полностью совпадало с идеями церковного преобразования Петра, ведь он хотел, чтобы государь мог не только без чьих-либо нареканий вмешиваться в дела Церкви, но и управлять ею. Несмотря на все это, Пётр смог воплотить свой замысел в жизнь лишь через 20 лет. Для исполнения ему необходим был единомышленник в церковной среде, и он нашёл его в лице киевского архимандрита Феофана (Прокоповича). Весь процесс церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Дореволюционная теория права не видела разницы между церковью и любым другим союзом, подчиненным верховной власти и содействующим целям общественного благополучия. Светская власть признавала себя вправе заведовать церковью так же, как и всяким иным учреждением или союзом. К началу XX в. завершилась религиозно-церковная эволюция, начало которой положили преобразования Петра I. Принятые реформы уничтожили самостоятельность Русской православной церкви и духовенства. Из за прикрепления к государственной службе, духовенство стало служилым классом. Утратив свою независимость, церковь превратилась в государственную исповедальню. Так же церковь стала своего рода «средством массовой информации» государственной власти: указом 1718 г. было велено обязательно ходить в церковь в воскресные дни и праздники, так как там после обедни читались новые указы, о которых не умеющие читать могли узнать только во время таких слушаний. Таким образом, количество людей ходивших в церковь не уменьшалось.

Церковь также была привлечена к пропаганде полезных для самодержавия идей и мероприятий, включая кредит, страхование и форм ведения сельского хозяйства. Однако черному духовенству было поручено дело просвещения и благотворительности, а кроме того — обязанность ведения монастырских штатов [5; 6]. В целом все духовенство было привлечено на государственную службу и составило особый служилый класс государственной духовной службы. Также Петр I отвергал все просьбы высшего духовенства об избрании патриарха.

Впервые Петр упомянул о грядущей реформе лишь в 1718 году, отвечая на очередную жалобу патриарха. Царь заявил, что «впредь для лучшего мнится быть духовной коллегии, дабы удобнее было и возможно исправлять такие великие дела как церковное управление». Не долго думая он поручил Феофану, который стал уже Псковским епископом, написать проект этой коллегии и слово в ее защиту.Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор.

Церковная реформа осуществлялась параллельно с податной реформой. Проводился учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. С помощью Церковной реформы Петр I мог воздействовать на людей через церковь, внедряя свою политику через церковные институты. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью [7].

Уничтожение патриаршества наглядно продемонстрировало устремление Петра I реорганизовать и полностью подчинить всю структуру православной церкви государственной власти. Уничтожение сана главы-церкви автоматически возлагало эти полномочия на царя и подчинение «духовной власти» «светской». Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала податливым средством власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так безразлично смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.&nbsp

В результате церковной реформы на территории Российской империи в результате петровских преобразований установился некий «цезарепапизм» который был свойственен для Западной Европы эпохи Реформации. Такое положение вещей было элементом «показательности», но не как не признанием со стороны верующих масс населения. Государственная регламентация духовной жизни носила поверхностный характер применения в большинстве случаев и иногда воспринималась обывателями как «дань моды». Общество было запуганно и скованно нововведением Петра I — это в свою очередь являлось одним из самых прочных пороков петровской реформы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под двойным торможением — административным приказом и внутренним испугом.

 

Литература:

 

  1.                Белкин, А. И К вопросу о причинах церковной реформы Петра I (методологический аспект) // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 64–72.
  2.                Гражданское общество в российских регионах / Акимова М. К., Брызгалова И. Г., Гужавина Т.  А., Каргин Ю. Ф., Котляров С. Б., Кукушкин О. В., Персиянцева С. В., Чичеров Е. А. Коллективная монография / Главный ред. Гужавина Т. А. Новосибирск: НП «СибАК», 2015. 140 с.
  3.                Дьяконов, А. А. Основные особенности социокультурной трансформации в России: политологический аспект // Система ценностей современного общества. 2012. № 23. С. 342–346.
  4.                Моисеева, Е. Н. Система социального служения русской православной церкви в регионе: афтореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук. Саранск, 2010. 26 с.
  5.                Хасянов, О. Р. Объединенное дворянство и проекты аграрного преобразования России в начале XX века / В сборнике: Аграрная политика: от Столыпина к современности Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. Редколлегия: Н. В. Цугленок, Н. Г. Филимонова. Красноярск, 2012. С. 100–104.
  6.                Чичеров Е. А. Система наказаний по российскому уголовному законодательству XVII в. / Кооперация в системе общественного воспроизводства. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Б. Ф. Кевбрин. Саранский кооперативный институт РУК. Саранск, 2013. Часть 2. С. 181–185.
  7.                Проблемы реализации прав человека: история и современность: Сборник научных трудов по материалам III Всерос. науч.-практич. конф., 11 декабря 2013 г. / редкол.: И. Е. Повереннов, В. В. Шабаев. Саранск, 2014. 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): церковная реформа, церковь, государственная власть, государственная служба, царь, патриарший престол.

Ключевые слова

радикализм, реформа, естественное право, церковь, монархия, церковная реформа, Петр Великий, государственно-церковные отношения, Московское царство

Похожие статьи

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

церковная реформа, церковь, государственная власть, государственная служба, царь, патриарший престол.

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

Реформы церкви, проводимые Никоном, полностью поддерживались царем Алексеем Михайловичем.

Таким образом, церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции

Политическая история отношений государственной власти

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике…

Дается оценка Духовному регламенту и политики Патриарха Никона с точки зрения Византийского идеала церковногосударственных отношений «симфония властей».

До церковной реформы Петра I церковь не была подчинена государству, была самостоятельна.

Российское

государство и православная церковь в XV-XVII веке

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

митрополит, Русь, константинопольский патриарх, князь, Константинополь, Русская церковь, русская митрополия, церковная иерархия, Византия, Греция.

Православные верующие в России перед Октябрьской революцией

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская

Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных. Но в то же время цари ревниво оберегали свою власть от…

Церковногосударственные взаимоотношения новейшего…

Россия, Православная Церковь, Поместный Собор, Церковь, проблема, Советская власть, гражданский брак, уж, Временное Правительство, государственная власть. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская…

Раскол русской православной

церкви в XVII веке

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике. .. русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6]. До…

Политическая история отношений

государственной власти

церковная власть, государственная власть, Российская Федерация, государство, российское общество, Россия, Киевская Русь, местное

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ)…

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской…

Сближение государственной власти и церкви становится предметом многочисленных споров в обществе.

Церковногосударственные отношения в постсоветскую эпоху. «Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис советского…

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

церковная реформа, церковь, государственная власть, государственная служба, царь, патриарший престол.

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

Реформы церкви, проводимые Никоном, полностью поддерживались царем Алексеем Михайловичем.

Таким образом, церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции

Политическая история отношений государственной власти. ..

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике…

Дается оценка Духовному регламенту и политики Патриарха Никона с точки зрения Византийского идеала церковногосударственных отношений «симфония властей».

До церковной реформы Петра I церковь не была подчинена государству, была самостоятельна.

Российское

государство и православная церковь в XV-XVII веке

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

митрополит, Русь, константинопольский патриарх, князь, Константинополь, Русская церковь, русская митрополия, церковная иерархия, Византия, Греция.

Православные верующие в России перед Октябрьской революцией

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская

Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных. Но в то же время цари ревниво оберегали свою власть от…

Церковногосударственные взаимоотношения новейшего…

Россия, Православная Церковь, Поместный Собор, Церковь, проблема, Советская власть, гражданский брак, уж, Временное Правительство, государственная власть. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская…

Раскол русской православной

церкви в XVII веке

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике. .. русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6]. До…

Политическая история отношений

государственной власти

церковная власть, государственная власть, Российская Федерация, государство, российское общество, Россия, Киевская Русь, местное

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская православная церковь (РПЦ)…

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской…

Сближение государственной власти и церкви становится предметом многочисленных споров в обществе.

Церковногосударственные отношения в постсоветскую эпоху. «Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис советского…

церковь и государство | Britannica

Ключевые люди:
Томас Джеферсон Карл Великий Елизавета I Петр I Святой Григорий VII
Похожие темы:
цезаропапизм конкордат не ускоренный основанная церковь эрастианство

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

церковь и государство , концепция, в основном христианская, согласно которой религиозная и политическая власть в обществе четко различаются, хотя обе требуют лояльности народа.

Далее следует краткое описание церкви и государства. Для полного лечения см. Христианство: Церковь и государство.

Подробнее по этой теме

Христианство: церковь и государство

Отношения христиан и христианских институтов к формам политического строя на протяжении всего периода демонстрируют необычайное разнообразие. ..

До появления христианства в большинстве цивилизаций не было четкого определения отдельных религиозных и политических орденов. Люди поклонялись богам того государства, в котором они жили, и религия в таких случаях была всего лишь ведомством государства. В случае с еврейским народом явленный Закон Писания составлял Закон Израиля. Христианское представление о мирском и духовном основано на словах Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Марка 12:17). Необходимо было различать две отдельные, но не совсем отдельные области человеческой жизни и деятельности; таким образом, теория двух сил стала основой христианской мысли и учения с древнейших времен.

В течение I века нашей эры Апостолы, жившие под властью языческой империи, учили уважению и повиновению правящим властям до тех пор, пока такое послушание не нарушало высший, или божественный, закон, который заменял собой политическую юрисдикцию. У отцов церкви, живших в период, когда христианство стало религией империи, акцент на первенстве духовного был еще сильнее. Они настаивали на независимости церкви и праве церкви судить действия светского правителя.

С закатом Римской империи на Западе гражданская власть перешла в руки единственного оставшегося образованного класса — церковников. Церковь, которая представляла собой единственный организованный институт, стала центром как светской, так и духовной власти. На Востоке гражданские власти с центром в Константинополе доминировали над церковными на протяжении всего византийского периода.

В 800 году, при Карле Великом, на Западе была восстановлена ​​империя, и к 10 веку многие светские правители находились у власти по всей Европе. Период политического манипулирования церковной иерархией и общий упадок церковного рвения и благочестия вызвали активные действия со стороны линии пап-реформаторов, самым известным из которых был Григорий VII.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Следующие столетия были отмечены драматической борьбой императоров и королей с папами. В течение 12 и 13 веков папская власть сильно возросла. Однако в XIII веке величайший ученый того времени св. Фома Аквинский, заимствовав у Аристотеля, способствовал возвышению достоинства гражданской власти, объявив государство совершенным обществом (другим совершенным обществом была церковь) и необходимое добро. Средневековая борьба между светской и религиозной властью достигла апогея в 14 веке с ростом национализма и возросшей известностью юристов, как роялистов, так и каноников. Многочисленные теоретики внесли свой вклад в атмосферу споров, и папство в конце концов потерпело крах, во-первых, в результате перемещения пап в Авиньон под французским влиянием, а во-вторых, в результате Великого раскола, сопровождавшего попытку вернуть пап в Рим. Церковная дисциплина была ослаблена, и престиж церкви упал во всех частях Европы.

Непосредственным следствием Реформации было еще большее ослабление власти церкви. Христианство в своем раздробленном состоянии не могло предложить эффективного противодействия сильным правителям, которые теперь требовали божественного права на свои должности главы церкви и государства. Утверждение Жаном Кальвином церковного превосходства в Женеве было исключением дня. Многие лютеранские церкви фактически стали гербом государства. В Англии Генрих VIII разорвал связи с Римом и стал главой англиканской церкви.

В XVII веке мало кто верил, что в едином государстве возможны разнообразие вероисповеданий и церковь, не связанная с гражданской властью. Общие религиозные стандарты рассматривались как главная опора политического порядка. Когда представления о разнообразии верований и терпимости к инакомыслию действительно начали расти, они, как правило, не считались противоречащими концепции государственной церкви. Пуритане, например, бежавшие от религиозных преследований в Англии в 17 веке, навязывали строгую приверженность церковным идеям среди поселенцев американских колоний.

Концепция светского правления, выраженная в Первой поправке к Конституции США, отражала как влияние французского Просвещения на колониальную интеллигенцию, так и особые интересы существующих церквей в сохранении их отдельной и самобытной идентичности. Баптисты, в частности, считали разделение церковной и государственной власти принципом своей веры.

Большая волна миграции католиков в Соединенные Штаты в 1840-х годах побудила законодательные собрания штатов вновь утвердить принцип светского правления, опасаясь выделения государственных средств приходским учебным заведениям. В 20 веке первая и четырнадцатая поправки к Конституции применялись судами в сфере образования со значительной строгостью. В конце века консервативные христианские группы в Соединенных Штатах вызвали серьезные споры, добиваясь цензуры учебников, отмены судебного запрета на школьную молитву и требований преподавания некоторых библейских доктрин в отличие от научных теорий.

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел Мартин Бубер Ян Гус Святой Альберт Великий Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература Римский католицизм протестантизм христология новенна

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; благодать; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры является исторической, т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков, подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Викторина «Британника»

Викторина «Христианство»

Какая страна первой приняла христианство в качестве национальной религии? Что такое Парусия? Проверьте свои знания о христианстве с помощью этого теста.

Хотя в этом сосредоточении на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *