Цели русско японской войны: Какие цели преследовала Россия в этой войне? Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Итоги русско-японской войны


Русско-японская война 19041905 годов весьма неоднозначно оценивается историками. Одни считают ее позорным проигрышем, другие, наоборот, видят, что Россия, воевавшая с Японией достаточно продолжительное время, получила много уроков, которые потом учла в ведении своей внешней политики.
Несмотря на то, что в русско-японской войне было больше побед, чем поражений, Япония практически не получила преимуществ.
Итоги русско-японской войны таковы, что Японии были предоставлены субсидии, утвержденные Англией.
Итоги русско-японской войны были подведены окончательно в 1905 году, в августе. Место подведения итогов – г. Портсмут. Согласно портсмутскому договору Южно-сахалинская территория признавалась за Японией. Также эта страна могла взять в аренду Ляодунский полуостров. Там уже была развита вся необходимая инфраструктура и даже проложена железная дорога.
Вывод русских войск в это же время уже начался с территории Маньчжурии. Такая страна, как Корея, перешла в зону японского влияния.
Русские потери составляли большое количество людей убитыми и ранеными. Многие умерли от болезней. Однако именно в эту войну русская медицина сделала небывалый прорыв в развитии: по статистике смертей от болезней среди личного состава воевавших сократилось намного.
Русско-японская война привела к тому в итоге, что положение некоторых европейских стран укрепилось засчет ослабления роли России на мировой арене.
Например, Англия оказывала влияние на весь ход войны. После русско-японского конфликта, английское правительство всерьез задумалось над тем, чтобы вбить клин между Россией и Германией, что, собственно, и произошло в 1914 году.
Поскольку Англия была одним из союзников, то между ней и Россией в 1907 году также был подписан договор. По нему страны делили страны второго мира, такие как Персия, Афганистан, Тибетские страны.
Это соглашение уравновесило условия между двумя странами, а также способствовал объединению Франции, России и Великобритании в единый союз, названный Антантой.
Создание Антанты спровоцировало объединение стран австро-венгерской коалиции в Тройственный союз.
Самым главным итогом для России стало ослабление влияния в азиатском регионе, особенно на Тихом океане. И даже портсмутский мир не так повлиял, как потеря большей части тихоокеанского флота.
Неудачная внешняя политика России перенесла весь негатив во внутреннюю политику. Страну уже изнутри начал точить червь сомнений в политике правительства императора, недовольство всех слоев населения все нарастало. Нестабильность во всех сферах жизни подтачивала государственный политический строй.
Япония, умиротворившись успехом в войне с Россией, развернула сферу влияния в Тихом океане. Также вслед за Японией подтянулись мелкие государства, являющиеся английскими колониями, они пожелали вступить в военное противостояние с эксплуататорами. Этот период назвали «пробуждением Азии». Так начался развал колониальной системы в азиатских странах.
Поражение в Маньчжурии послужило для России уроком для более интенсивного наращивая военной мощи в Тихом океане.
Как итог русско-японской войны – это активные действия, предпринятые правительством России. В 19051912 годах проводится так называемая военная реформа. Ее суть состоит в более тщательной подготовке кадровых офицеров. Военный бомонд также претерпевает обновление. Подвергается критике и переделыванию воинский устав многих родов войск. Теперь солдаты поступают на службу на срок до трех лет вместо пяти. Много времени отводится на боевую подготовку, отрабатываемую в лагерях. Армия получает новое и модернизированное военной оснащение – боевые машины, снаряды, подвижные установки. Существенной модернизации подвергся флот, потерявший за время русско-японской войны свои самые главные единицы. Теперь корабли меняются – броненосцы уступают место мощным линкорам.
Эти и другие меры внесли ясность в вопросы, длительное время интересовавшие руководство страны – причины поражений в войнах.
Поэтому в преддверии нарастающего противостояния с Германией Россия уже в 19071909 годах была готова отстоять свои интересы и прийти на выручку другим странам, нуждающимся в защите от германского влияния.
Также поражение России в Маньчжурии заставило высшее военное руководство обратить внимание на то, что азиатские страны «не такие уж сонные овечки»: они тоже могут дать отпор. В сложившейся мировой ситуации нельзя недооценивать своих противников и соседей по сопредельной территории.
Больше внимания стало уделяться развитию Сибирских регионов. П.А. Столыпин предпринял расширить масштабы переселения людей на те земли для обустройства, увеличения плотности населения. Он являлся сторонником теории того, что чем плотнее население, тем оно лучше сможет противостоять внешней агрессии. Так, предприняв необходимые меры, Столыпин получил сведения, что население Сибири, причем самых отдаленных ее уголков, увеличилось в два раза.
Для укрепления защищенности рубежей на границе с Китаем и Японией была предпринята постройка железной дороги вдоль реки Амур. Таким образом, дорога проходит практически по границе.
«Железка» имела также не только военные цели, но и хозяйственные – так она связала весь Дальний Восток с европейской частью России. Торговля и сообщение вообще теперь проходили более слаженно.
Таким образом, Россия осуществила мощнейшую на тот момент подготовку к активным боевым действиям, которые были еще пока только в перспективе. Она потихоньку вооружалась против агрессивности западного европейского мира, все активнее пытавшегося диктовать свои условия и вытеснить Россию из мирового сообщества как мощную и уважаемую державу.
Правительство Николая II понимало, что в это время дипломатия мало что способна сделать в таких условиях. Поэтому, как бы мирно не была настроена наша страна, вооружение нужно было наращивать и готовиться дать ответ на внешнюю силу.
Успешному построению военной парадигмы для игры на международной арене мешали противоречия внутри страны: террористы продолжали устраивать теракты, нагоняли на население ужас и панику. Люди во весь голос говорили уже о неспособности царя-батюшки защитить свой народ.

Добавить комментарий

Русское офицерство в период Русско-Японской войны 1904–1905 гг.

Библиографическое описание:

Зубов, А. Ю. Русское офицерство в период Русско-Японской войны 1904–1905 гг. / А. Ю. Зубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11265/ (дата обращения: 25.02.2023).

Исследуются моральное состояние, боевые качества и боевой дух русского офицерства в русско-японской войне.

С середины XIX века под боком у России незаметно и тихо укрепляла свои позиции еще недавно совершенно обособленная и лишенная военной мощи Япония. За 50 с лишним лет она сумела добиться значительных успехов в области развития промышленности, усилила армию и флот. Немало способствовало этому падение существовавшего не одно столетие барьера, который не давал проникнуть в закрытую культуру Японии европейским и американским научно-техническим достижениям.

С того момента, как Япония начала наращивать военный потенциал и одновременно стала задумываться о расширении своих более чем скудных территорий, неизбежным явлением стала русско-японская война.

Начало конфликта, приведшего к ней, принято обозначать тем периодом, когда интересы двух держав столкнулись в Китае. Постепенное усиление позиций России на Дальнем Востоке, вкупе с угрожавшим Англии и США расширением рынков сбыта, привели к началу военных действий, которые закончились победой Японии.

Среди причин поражения русско-японской войны выделяются внешнеполитические, геостратегические и военные. Именно о последних и пойдет речь в представленной статье.

Стоит начать с того, что ни офицерам, ни тем более солдатам не были понятны цели войны на Дальнем Востоке, что наряду с недовольством, охватившим практически все общественные слои России, вызвало ненависть к войне. Как в обществе, так и в армии все яснее проявлялась никчемность войны, ведущейся вдали от России, на незнакомой территории, за чужие интересы.

Русская армия явно проигрывала японцам и, как утверждал Ф. Энгельс «…царская армия всегда отставала от армий Европы, на полях Маньчжурии в полной мере показала свое бессилие в единоборстве с более подготовленной к войне японской армией».

К началу войны русская армия находилась в состоянии крайнего упадка. Она отражала внутренние противоречия, которые были порождены режимом самодержавия. Так, высший командный состав не пользовался в армии авторитетом, и на войну вышел совершенно неспособным к военным действиям. Высшие служебные посты занимались не по соответствию, а за умение угодить начальству или «высокое» происхождение. Неудивительно, что за развитием военного дела генералы не следили, а в своей службе усматривали лишь источник мишурных почестей и материальных благ.

По характеру своей практической деятельности офицеры мало соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Теоретически слабо подготовленные и оторванные от практики военного дела генералы России остались на уровне образцов, которые давно отжили свое. В 1904 году Генеральный штаб был отражением общего идейного застоя, царившего в армии, и победы на Дальнем Востоке обеспечить не мог. Для примера следует привести генерала Куропаткина А. Н., который командовал сухопутными войскам.

Он представлял собой человека, не обладавшего нужной для полководца твердостью духа и силой воли, и что самое главное, слабо разбиравшегося в стратегии военного искусства. Несмотря на это Куропаткин был назначен командующим войсками. Чрезмерная осторожность была основной чертой генерала. Он не столько стремился к победе, сколько боялся поражения. Основной девиз: «Не рисковать!» приводился почти во всех приказах и распоряжениях командующего. Не последнюю роль в победе играют смелость и уверенность действий высшего командного состава его вера в победу, к сожалению, Куропаткин и его штаб этого не имели.

Русское офицерство было не в состоянии вести солдат к победе. Само поведение генералов было неумелым, а в штабах отдельных дивизий и полков царила полная неразбериха.

В боевых действиях зачастую проявлялась медлительность, а задачи ставились без учета реальной обстановки, сложившейся к тому времени на других участках боевых действий. Перед лицом генералов Японии, по своему развитию стоявших на уровне современных военных знаний, генералы царской армии попросту растерялись. Хотя заметим, что японские командиры Того и Ояма не были гениальными стратегами, однако в своих действиях они проявляли не столько тактическое мастерство, сколько силу духа, упорство, характер истинного самурая.

Редкими исключениями из общей массы отсталого русского командования были генерал Р. И. Кондратенко, командовавший дивизией в Порт-Артуре и вице-адмирал С. О. Макаров, недолгое время возглавлявший флот. Они глубоко знали свое дело, были хорошими боевыми командирами и, что немаловажно, прогрессивными людьми того времени.

Что касается среднего и младшего командирского состава, то и здесь дело обстояло не на много лучше. Офицерство России стояло на низкой ступени общего и военного развития. Многие состояли на военной службе не столько в виду склонности к этому делу, сколько по причине стремления «выбиться в люди». Если некоторые офицеры питали привязанность к военному делу, то вся система прохождения службы не благоприятствовала развитию интереса к нему. А офицер, дисциплинированный на основе чувства страха, не может проявить самостоятельность и инициативу.

Программа подготовки офицеров в военных училищах была устаревшей. Таким образом, армия получала специалистов, которые не имели объемного военного образования, соответствующего современному уровню. Но даже этого офицерского состава оказалось недостаточно. Бывало, что в роте не было ни одного офицера, кроме ротного командира. Прапорщики запаса, частично привлеченные в армию и прошедшие в свое время короткий срок обучения, мягко говоря, не соответствовали требованиям.

Если рассуждать о положении среди солдат, то оно не способствовало будущей победе. В полках не было нормальной боевой подготовки, (и это при совершенно неудовлетворительном обучении). К примеру, у артиллерии произошло перевооружение лишь перед войной, однако артиллеристы не были обучены стрельбе с закрытых позиций. Кроме того, артиллерия не обучалась совместным действиям с пехотой и, впоследствии, в период военных действий не смогла ее поддержать.

Что касается боевого духа и героизма российских солдат, то здесь имеются две противоположные точки зрения.

С одной стороны в армии чувствовалась явная усталость, и непонимание солдатами целей войны. Бойцы были морально истощены, в противоборство шли крайне нерешительно, знаменитого русского боевого духа не было, а без него победа практически невозможна. С другой стороны, отмечается, что в сражениях неоднократно врагу приходилось преодолевать героическое сопротивление русских и солдаты царской России были самоотверженны и храбры. Чаще всего, героизм проявлялся в критических ситуациях, таких как Цусима или Порт-Артур.

Пораженчество, которое широко развивалось в народных массах, отразилось в настроении действующей армии. Очевидно, что царская армия была лишена атакующего энтузиазма, она не была боеспособна и шла к итогу русско-японской войны на волнах шовинистической пропаганды. В свою очередь армия противников отличалась хорошей индивидуальной подготовкой и была воспитана в духе шовинизма. Уже с первых дней, воспользовавшись тяжелой ситуацией в российской армии, японцы перехватили инициативу в свои руки.

Нередко агрессивная тактика противников брала верх над численным превосходством наших войск.

Бесспорно, моряки и солдаты России, сражаясь в трудных условиях против численно превосходящего и хорошо подготовленного врага, в боях показали бесстрашие, самоотверженность и героизм. Однако отсталость в техническом обеспечении и вооружении, плохая выучка личного состава, а также неумелое руководство высшего командования привели Россию к провалу.

Историки сходятся во мнении, что главной причиной поражения России в этом противостоянии стали некомпетентность командного состава, отставание в плане вооружения и отсутствие четкого и ясного плана военных действий. Но, несмотря на то, что российская армия быстро сдавала свои позиции, в рядах солдат и офицеров до момента подписания мирного соглашения и даже после существовала уверенность в том, что русско-японская война была бы выиграна в случае ее продолжения.

Но продолжение боевых действий на Дальнем Востоке не давало власти сосредоточиться на борьбе с набиравшими силу внутренними противниками. Именно поэтому Николай II и решился на подписание абсолютно бесславного Портсмутского мира, возмутившего огромное количество офицеров тем, что кровь, пролитая русскими солдатами, была пролита напрасно.

Что интересно, итоги русско-японской войны не устраивали не только Россию. Япония, страна-победительница, также не испытывала особенного удовлетворения исходом войны. В какой-то период существовала даже опасность возникновения мятежей внутри страны, поскольку участники войны не видели особых преимуществ, которые давал им подписанный мир.

5 сентября 1905 года Портсмутский мир был все же подписан. Согласно этому документу русско-японская война привела к следующим итогам:

—        Япония получила во владение южную часть острова Сахалин;

—        Русские войска покинули остальную территорию острова;

—        Россия оплачивала содержание военнопленных японской казне;

—        Южная ветка КВЖД и права на Кватунский полуостров перешли стране-победительнице.

При этом остались неудовлетворенными претензии японской стороны на получение в качестве трофеев оставшихся русских судов — русский царь категорически отказался выдавать их. Также не была выплачена выигравшей стороне и контрибуция, изначально заявленная японцами как обязательное условие мира. Но главным итогом это короткой войны стало падение в глазах народа и дворянства престижа русской армии и самой идеи самодержавия. Прямым следствием поражения в русско-японской войне стала первая русская революция и дальнейшее падение царствующего режима.

Литература:

1.                  Балакин В. И. Причины и последствия Русско-японской войны 1904–1905 гг. // «Новая и новейшая история» 2004 N 6.

2.                  Грибовский В. Ю. Личный состав Российского Флота в русско-японской войне 1904–1905 гг. Сборник статей «Синдром Цусимы». Цитадель, Спб. 1997.

3.                  Русско-японская война 1904–1905 гг. Интернет-издание http://biofile.ru/his/13075.html.

4.                  Сахаров А. Н. Размышления о русско-японской войне 1904–1905 гг. // Вопросы истории. — 2007. — № 4. — С. 3–15.

5.                  Шишов А. В. Неизвестные страницы русско-японской войны 1904–1905 гг. Электронный ресурс. http://read24.ru/fb2/aleksey-shishov-neizvestnyie-stranitsyi-russko-yaponskoy-voynyi-1904–1905-gg/.

Основные термины (генерируются автоматически): русско-японская война, Россия, Дальний Восток, русская армия, царская армия, Япония, боевой дух, высший командный состав, российская армия, русское офицерство.

Урок третий

Восход Азии и Желтое обещание/желтая опасность – Урок 03

Сила и закономерности открытки

Введение
Общение в современном мире принимает множество форм. Этот урок отражает время, когда технический прогресс и недавно принятые стандарты открыток создали глобальный рынок для их массового производства и потребления. Сочетание этого глобального интереса с началом русско-японской войны означало, что люди во всем мире смотрели на одну и ту же войну одинаково. Но что они смотрели? И какое повествование или история создавалась с помощью этого способа коммуникации? В этом упражнении учащиеся будут рассматривать открытки как важный способ общения во время русско-японской войны, участвуя в SiteQuest; действие с точно таким же форматом и процедурой, как веб-квест, но ограниченное одним источником — в данном случае MIT Visualizing Cultures’ Восстание Азии: японские открытки времен русско-японской войны. Путем управляемого, но открытого исследования учащиеся будут определять визуальные паттерны и повествования, основанные на этих паттернах. В группе учащиеся обобщат эти рассказы и представят PowerPoint на открытках как способ общения во время русско-японской войны.

Национальные стандарты истории

Цели
1. Понимание открыток как важного средства коммуникации во время русско-японской войны.

2. Определите визуальные закономерности.

3. Определите нарративы, создаваемые визуальными текстами.

4. Создавайте обобщения на основе конкретных данных.

5. Совместная работа в группах.

Необходимое время
Два урока

Материалы и подготовка
Индивидуальный компьютер и доступ в Интернет
Настройка класса для PowerPoint
Инструкции SiteQuest (раздаточный материал 03-A)

Процедура:
Урок 01A настоятельно рекомендуется перед этим уроком.

1. Обсудите сегодня со студентами открытку как способ общения. В это обсуждение включите следующие пункты:

 • По каким причинам используются открытки?
 • Чем открытки отличаются от других форм общения?

2. Хотя учащиеся не будут думать об открытках как о особенно «современной» форме общения, фактически достижения в области технологий сделали этот способ общения возможным. Обсудите стечение событий, которые сделали открытки важной формой общения. В то же время, когда открытки стали более широко использоваться, начался исторический конфликт в мире. Это была русско-японская война. Дайте учащимся очень краткую историю открытки и 19С 04 по 1905 год Русско-японская война. В эту краткую предысторию включены следующие пункты:

 • Открытка была разработана в Европе и принята Японией в период Мэйдзи (1868–1912).

 • К 1880-м годам почтовая открытка была очень популярной формой общения в Японии.

 • Производство открыток было открыто для частных компаний в Европе и Японии незадолго до русско-японской войны.

 • Массовое производство открыток.

 • Открытки стали основной формой общения людей во всем мире в начале 20-го века, и именно так люди во всем мире «смотрели» на русско-японскую войну, а не только японцы.

 • За русско-японской войной очень внимательно следили люди во всем мире, потому что все основные страны были вовлечены либо в реальные боевые действия (Россия и Япония), либо в финансирование одной из двух сторон, либо в политические союзы. . Кроме того, в войне использовались самые современные военные тактики и технологии.

(В качестве альтернативы учащиеся могут прочитать первую и вторую части Эссе.)

3. Какие идеи, сообщения и знания люди приобретали с помощью этих открыток? Это именно то, что учащиеся собираются исследовать в следующем задании SiteQuest. Познакомьте учащихся с идеей веб-квеста или SiteQuest. Скажите им, что это действия, предназначенные для использования информации в Интернете — в данном случае это подразделение MIT Visualizing Cultures «Asia Rising». В этом SiteQuest учащимся будет назначена тема, и они попытаются определить визуальные паттерны и значения, связанные с этой темой. В группах учащиеся будут создавать PowerPoint для отображения своих выводов.

4. Разделите учащихся на группы по четыре человека, назначьте каждому учащемуся одну из тем и направьте их на SiteQuest.

5. После того, как учащиеся выполнили свой SiteQuest, выполните следующее задание в классе или в качестве домашнего задания. Направьте учащихся к серии открыток Сайто Сёсю «Битва в Японском море». Последняя открытка из этой серии до сих пор не найдена. Студенты должны заполнить эту последнюю недостающую открытку. (Учителя могут выполнять это задание в классе в тех же группах или в качестве индивидуального домашнего задания.) Учащиеся должны изучить эту серию, определить замысел автора и установленные визуальные паттерны для передачи этого замысла, а затем составить последнюю открытку из этой серии, чтобы передать сообщение.

Оценка
Учителям рекомендуется создавать свои собственные рубрики, основанные на их собственном акценте.

Руководство по рубрикам
Рубрика оценки для группы презентаций PowerPoint (документ Word)

Онлайн-генераторы рубрик:
Rubistar
Руководство Кэти Шрок для преподавателей

  • Содержание | Уроки:
  • 01
    • Часть 01A Инструкции для учителя
    • Часть 01B Инструкции для учителя
    • Раздаточный материал 01-A
    • Как читать фотографии (PowerPoint)
    •  
  • 02
    • Инструкции для учителя
    • Шаблон японских открыток (PowerPoint)
    • Шаблон иностранных открыток (PowerPoint)
    •  
  • 03
    • Инструкции для учителя
    • Раздаточный материал 03-A
    • Рубрики: Общие принципы и рекомендации
    •  
  • 04
    • Инструкции для учителя
    • Шаблон VBQ (PowerPoint)
    •  
  • 05
    • Инструкции для учителя
    • Убедительное эссе 01 (PowerPoint)
    • Убедительное эссе 02 (PowerPoint)
    •  

Массачусетский технологический институт © 2008 Visualizing Cultures

Русско-японская война Определение и значение

  • Верхние определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

[Ruhs-jap-uh-neez, -nees]

/ ˈrʌs oʊˈdʒʒp-neez, -nees]

/ ˈrʌs oʊˈdʒʒp-neez. Слово!


сущ.

война (1904–1905) между Россией и Японией.

ВИКТОРИНА

ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

Вопрос 1 из 7

Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

Слова рядом Русско-японская война

Русская зона, русифицировать, русски, русский, русско-, русско-японская война, русофил, русофоб, сыроежка, руссвурм, ржавчина

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать русско-японскую войну в предложении

  • Они, мягко говоря, готовятся к гражданской войне (избирательные участки штурмуют вооруженные банды).

    Зажигательный роман Уэльбека представляет Францию ​​президентом-мусульманином|Пьер Ассулин|9 января 2015 г. |DAILY BEAST

  • Но что может быть более безответственным, чем игра с огнем воображаемой гражданской войны во Франции сегодня?

    Зажигательный роман Уэльбека изображает Францию ​​с президентом-мусульманином|Пьер Ассулин|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Но я думаю, что Стив Остин должен объединиться с японским противником, чтобы предотвратить взрыв ядерной бомбы или что-то в этом роде.

    Создатель «Лучника» Адам Рид раскрывает секреты 6-го сезона, от сюрреалистических сюжетных линий до жизни после ИГИЛ|Марлоу Стерн|8 января 2015 г.|DAILY BEAST материал.

    Как «Криминальное чтиво» спасло литературу|Венди Смит|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Кеннеди: «Человечество должно положить конец войне — или война положит конец человечеству».

    Хакаби 2016: Нагнись и возьми, как пленник!|Оливия Нуцци|8 января 2015|DAILY BEAST

  • Он отличился в нескольких кампаниях, особенно в войне на полуострове, и был повышен до полевого звания. маршал.

    Ежедневная книга истории и хронологии|Джоэл Манселл

  • На его 6000 местных помощников (как выяснилось позже) нельзя было положиться в гражданской войне.

    Филиппинские острова|Джон Форман

  • «Войны больше нет», — перевел Брайон Ульву, понимая, что дисан ничего не понял из объяснения.

    Чувство долга|Генри Максвелл Демпси (он же Гарри Харрисон)

  • Я не могу примирить представление о нежном Небесном Отце с известными ужасами войны, рабства, чумы и безумия.

    Бог и мой ближний|Роберт Блэтчфорд

  • Это судно с припасами сошло на берег и пропало; и сто двадцать японцев и три голландца утонули.

    Филиппинские острова, 1493-1898, том XX, 1621-1624 | Различные

Британские словарь. Россия и Япония, вызванные во многом соперничеством за Корею и Маньчжурию. Россия потерпела ряд крупных поражений

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *