Цель церковной реформы петра 1: Церковная реформа Петра I — предпосылки и причины, цели и задачи, значение и итоги

Историки выяснили, как начиналась церковная реформа Петра I

15 April, 2021 13:00

Source: Пресс-служба РНФ

Идея церковной реформы, кардинально изменившей положение духовенства в государстве, возникла у Петра I во время поездок к Белому морю. Этот вывод историки сделали, изучив материалы северорусских епархий 1690-1700-х годов. Ученые показали важность использования региональных архивов при решении общероссийских исторических проблем. Результаты исследования, выполненного при поддержке гранта Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Canadian-American Slavic Studies.

Начало противоречий между Русской православной церковью и государством относится еще к 1503 году, когда Иван III на соборе предложил «у всех владык, и у всех монастырей села поимати и вся к своим соединити» — то есть забрать церковные земли в пользу государства.

Однако вплоть до XVIII века Церковь фактически не подчинялась государству, владела огромными земельными угодьями и крепостными крестьянами, и даже имела судебные привилегии. Переломный момент наступил в 1701–1722 годах, когда Петр I провел комплекс мер для снижения влияния Церкви и уменьшения ее независимости от светской власти. Тем не менее, об истоках и предыстории церковной реформы Петра I до сих пор было известно не много.

Ученые из Санкт-Петербургского института истории РАН и Вологодского государственного университета исследовали архивные материалы двух епархий Северной Руси: Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской. Они выявили перечень документов, отразивших делопроизводство «съезжих дворов» монастырских дел в Вологде, Устюге и Кириллове в 1701–1705 годах. Именно эти дворы были «приводными механизмами» начального этапа церковной реформы. «Съезжими дворами» руководили посланные из Монастырского приказа (высший судебный орган для духовенства) стольники. Они составляли описи строений и имущества монастырей, архиерейских домов, городских соборных и сельских приходских церквей.

Оказалось, что в ходе этой масштабной ревизии произошла «встреча старого и нового»: бояре, дьяки и стольники использовали традиционные формы составления описей строений и имущества, официально закрепленные еще в 1551 году. Вместе с тем возникли «ведомостные книги», ставшие в ХVIII–ХIХ веках наиболее распространенной разновидностью массовой документации. Они напоминали анкеты: перед тем как составлять документ, в приказе составляли список вопросов, на которые потом на месте получали ответы и записывали их.

«Мы показали, что церковная реформа Петра I началась не после смерти Патриарха Адриана и запрета избрания нового патриарха в 1700 году, а, по сути, в 1690-х годах. Преобразования не означали резкого разрыва с прошлым, хотя и оказались переломным этапом в церковно-государственных отношениях. Организуя и проводя первый этап реформы, царь и служащие Монастырского приказа использовали вполне традиционные инструменты контроля за церковной собственностью и ценностями.

Однако ранее при составлении писцовых и переписных книг церковные вотчины описывались одновременно с помещичьими и государственными землями. В начале же 1700-х годов произошло выделение описываемых земель по признаку их принадлежности к Церкви. Петровские чиновники при проведении описаний так же, как и в XVII веке, питались, ездили и получали бумагу и чернила из церквей, монастырей и архиерейских кафедр, а также в их вотчинах», — рассказал руководитель по гранту РНФ Никита Башнин, кандидат исторических наук, лауреат премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

На начальном этапе была цель точно установить объемы финансовых и человеческих ресурсов у Церкви, для чего в сжатые сроки были проведены переписные работы. Новизна церковной реформы состояла в том, как Петр I и Монастырский приказ воспользовались полученными результатами. По мнению ученых, осознание того, что Церковь владеет значительными земельно-промысловыми, денежными и людскими ресурсами, пришло к Петру I во время поездок к Белому морю (он проезжал мимо Ростовского и Вологодского архиерейских домов, побывал в Великом Устюге и Холмогорах). Обсуждение этого вопроса со служащими приказа Большого дворца и своими сотрудниками укрепили царя в мысли использовать эти ресурсы для государственных интересов. Драматичное для России поражение в начале Северной войны мотивировало Петра I к активным действиям, и опыт описания северных епархий в 1701 году был распространен на территорию всей страны. В предыдущие столетия опись строений, имущества и вотчин иногда проводилась по царскому указу и обязательно при смене церковных должностных лиц в интересах внутрицерковного контроля за имуществом. Теперь же эти документы были составлены только для государства.

Петр I, зная и понимая материальную составляющую часть епископской власти, получил инструмент влияния на духовенство. Если еще в конце XVII в. у епископов были свои вооруженные отряды (дети боярские), и архиерейская власть часто противопоставлялась власти воеводы, то в XVIII веке архиерейские дворы «растворяются», а духовная власть все чаще подчиняется светской. Успешный начальный этап церковной реформы в 1696–1703 годах, ее важная социально-экономическая составляющая — все это, вероятно, сыграло свою роль в последующем реформировании Церкви и включении ее в аппарат абсолютистского государства.

Tags

Пресс-релизы

Феофан Прокопович –вдохновитель церковной реформы Петра I

В начале XVIII века в России была осуществлена церковная реформа. Ее обычно связывают с Петром I. Она преследовала цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью включение ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти».

Одним из сподвижников  Петра I, кто стоял у истоков петровской церковной реформы был Феофан Прокопович.

В миру Елисей (по другим сведениям Елеазар) Церейский. Родился в Киеве 18 июня 1681 в семье мелкого торговца, предположительно выходца из Смоленска. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей по материнской линии, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря Феофаном Прокоповичем. После смерти родителей взял себе его фамилию.

Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Галле, Йене. В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию  св. Афанасия, учреждённую для греков и славян.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл значительные знания в исторических, богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися способностями обратил на себя внимание папы Климента XI, но не захотел остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.

Вернувшись в Киев и снова обратившись в Православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и наконец, богословие. По всем этим предметам он составил руководства, отличавшиеся от других подобных изданий того времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем поэтики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагикомедию «Владимир», посвящённую гетману Мазепе, в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми народными предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую  проповедь, которая была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором.

 В 1711 был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда стал игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое образование, Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими сословиями.

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы Церкви.

Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия власти и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слова о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством. С этой целью он написал книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереамимного божнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721), в которой теоретически обосновал цезаропапизм. Идеология цезаропапизма Феофана о том, что император является не только главой государства, но и главой поместной церкви, стала идеологией Русской Православной Церкви в так называемый Синодальный период в 1700—1917 годы. В «Присяге для членов Святейшего Синода», которая написана Феофаном, и которую принимали все её члены, давая перед Богом торжественную клятву, это было чётко обозначено: «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием … Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего. »

Так как после основания Петербург оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 года Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с этого времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических вирший («За Могилою Рябою» — о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

При образовании в 1721 году Святейшего Синода Феофан стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода.

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. В Петербурге Феофан выстроил себе обширное подворье на левом берегу реки Карповки (Карповское подворье).

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский, в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

 В частности, Феофан Прокопович признавал Бога как основу всего сущего, но одновременно он считал, что «материю нельзя никогда ни создать, ни разрушить, ни уменьшить, ни увеличить», поскольку она развивается на почве собственных, заложенных природой, закономерностей. Он отвергал взгляды, по которым материя не имеет собственного существования, называл учение Платона «сказкой», а его же учение об идеях — пустым бредом, так как считал, что ничто не возникает из ничего и мир является материальным. Материя едина и во льве, и в камне, и в человеке. Возникновение и уничтожение, «круговорот небес», движение элементов, активность и застылость, другие состояния и возможности вещей происходят благодаря движению, которое является основой всего.

 С 25 июня 1725 года был архиепископом Новгорода и Великих Лук.

 Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещенного абсолютизма» всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы «верховников» подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

 Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Жертвы мстительности Феофана исчисляются сотнями, в том числе многие архиереи: Феофилакт (Лопатинский), Георгий (Дашков), Игнатий (Смола), Сильвестр (Холмский-Волынец), Варлаам (Вонатович).

После смерти императора Петра I Феофан примкнул к партии императрицы Екатерины и немало посодействовал её воцарению.

Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом архиепископом Феодосием (Яновским), который написал в Синод донос на Феофана, где указал, что в Печерском Псковском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Это набрасывало на Феофана тень и давало повод вести подкоп под его положение. Феофан понял это и постарался тем же орудием оградить себя от тайного удара. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к государыне Феофан донес ей о допущенных им оскорблениях по отношению к ней. Феодосий был сослан в дальний монастырь, а Феофан достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру.

В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734 года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа (Хвабулова), ни слова не понимавшего по-русски.

В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского), обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским, настоятелем Андреем Денисовым, приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меншикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.

Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, Феофан теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе, концепция которого впоследствии стала официальной государствообразующей в Российской империи, и о самодержце Великой, Малой и Белой Руси.

Скончался преосвященный Феофан на своем Карповском подворье в Петербурге 8 сентября 1736, произнеся при кончине своей слова: «О главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь?». Тело его было перевезено в Новгород и 20 сентября архиепископом викарным Иосифом погребено в южной стороне Софийского собора, возле тела Новгородского митрополита Иова.

Его богатая библиотека в 1742 году была передана в открывшуюся Новгородскую духовную семинарию.

После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.

Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.

Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В.Н. Татищев, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.

Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.

 (из подготовленному к изданию книги А. Медельцова «Архиереи Русской Православной Церкви»)

  Александр Медельцов, историк, член Союза писателей Беларуси

Что такое Пять Солас протестантской Реформации?

Pre-Seminary Minor в Университете Конкордия, Техас, позволяет студентам расширить свои библейские знания и подготовиться к дальнейшему обучению в семинарии, в своих церковных общинах и в других местах. Одной из важнейших частей христианской истории является протестантская Реформация.

Итак, что же такое протестантская Реформация?

По сути, бывший монах-августинец по имени Мартин Лютер и его современники начал протест против небиблейских действий и учений римско-католической Церковь в Европе, положившая начало протестантской Реформации. В центре 16 века движение было вопросом высшей власти в христианской церкви и жизни христианина.

Протестантская Реформация была призывом к библейскому христианству, к признанию что авторитетом во всех вопросах, как для Церкви, так и для верующих, является Слово Божие в одиночестве, и что грешный человек примиряется с Богом только верой во Христа.

Протестантизм отвергает основные требования католической церкви, включая апостольское преемство, непогрешимость, приписываемая папе, и приравнивание авторитета церкви учение и предание с авторитетом Писания.

Из Реформации возникло формулирование пяти основных пунктов доктрины известны как пять сол. Пять латинских утверждений служат кратким изложением основных верований, отделяющих протестантизм от католицизма.

Пять солас

В пяти солах говорится, что христиане спасаются только по благодати, только по вере, только во Христе, как открыто только Писанием, только во славу Божью.

Sola Gratia

«Одна благодать»

Спасение от Божьего суда и осуждения, которого заслуживает каждый человек (потому что мы грешники) — это дар благодати от Бога. Это не имеет ничего общего с человеком цена.

Римлянам 3:10-12*

Как написано:

«Нет праведного, нет ни одного;

никто не разумеет;

никто не ищет Бога.

Все совратились; вместе они пришли в негодность;

никто не делает добра,

ни один. »

Сам Бог, через смерть Своего Сына Иисуса Христа на кресте и воскресение из мертвых, спасает всех верующих в Него от Его гнева. Бог приводит людей к покаянию и веру во Христа из-за Его благости и благодати.

Ефесянам 2:8-9

Ибо благодатью вы спасены через веру. И это не ваше собственное дело; это есть дар Божий, а не от дел, чтобы никто не хвалился.

Sola Fide

«Только вера»

Библейская истина о том, что мы спасены только верой в Иисуса Христа, является тем, что определяет христианство. кроме всех других религий в мире. Это не делами верующего или усилий, но благодаря работе Христа на кресте человек спасен.

Римлянам 4:4-5

Заработок же работающего считается не как дар, а как должное. И не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его считается праведностью.

Христос, который прожил совершенную, безгрешную жизнь, добровольно понес полное наказание гнев Божий на верующих. Он заплатил штраф полностью. Поэтому те, кого Бог приводит к вере во Христа, спасаются, потому что Он вменяет Христову праведность им.

Римлянам 5:8-9

Но Бог проявляет Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас. Итак, так как мы теперь оправдались Его кровью, тем более мы будем быть спасены Им от гнева Божия.

Solus Christus

«Один Христос»

Иоанна 14:6

Иисус сказал ему: «Я есмь путь, и истина, и жизнь. Отец, кроме как через меня.»

Спасение находится только во Христе. Ни один человек не может прощать грехи. Это Христос единственный, кто спасает.

Римлянам 10:9

Потому что, если ты исповедуешь своими устами, что Иисус есть Господь, и веришь в свое сердце что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.

Деяния 4:12

«И ни в ком другом нет спасения, ибо нет другого имени под небом, данного среди людей, которым надлежит нам спастись».

Sola Scriptura

«Одно Писание»

2 Петра 1:21

Ибо никакое пророчество никогда не производилось по воле человека, но люди говорили от Бога как они были ведомы Святым Духом.

Библия из 66 книг является единственным авторитетом для христиан в вере, учении и практике. Sola Scriptura признает тот факт, что Библия является Словом Божьим, безошибочным, достаточный, безошибочный и источник всей истины.

2 Тимофею 3:16-17

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для для исправления и для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, оборудованы для всякого доброго дела.

Soli Deo Gloria

«Во славу Единого Бога»

Титу 3:4-5

Но когда явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас, не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом.

Спасение — это всецело Божья работа во славу Его. Верующие ничего не делают для своего спасение. Поскольку Христос является Господом и Спасителем верующих, им заповедано жить своей жизнью, чтобы прославлять Бога.

Иоанна 6:44

«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. И Я воскрешу его в последний день».

Это Бог по Своей благодати движется в сердце грешника, позволяя ему или ей покаяться и уверовать в Иисуса Христа.

1 Коринфянам 10:31

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию.

*Все стихи из Библии взяты из стандартной английской версии (ESV).

Вы увлекаетесь теологией? Добавьте программу Pre-Seminary в свой план обучения в Техасском университете Конкордия.

В это мы верим | Реформистское движение адвентистов седьмого дня

Реформаторское движение адвентистов седьмого дня учит определенным фундаментальным убеждениям, которые вместе с библейскими ссылками, на которых эти убеждения основаны, резюмируются следующим образом:

Бог Отец

Есть только один Бог, вечный Отец, Творец; личное, духовное Существо, бесконечное в любви и мудрости, всемогущее, вездесущее, всеведущее, бессмертное.

 Расширенное издание

Ссылки: Исход 20:2, 3; Исаия 45:5-12, 18, 20-22; Иоанна 4:24; Псалом 139:1-12.

Иисус Христос, Сын

Иисус Христос — Сын Божий, единый по природе с вечным Отцом. Через Христа все было создано. Сохранив Свою божественную природу, Христос принял на Себя человеческую природу, стал плотью и жил на земле как человек, но без греха, являясь для нас примером. Он умер за наши грехи на кресте, воскрес из мертвых и вознесся к Отцу, где живет, чтобы ходатайствовать за нас.

 Расширенное издание

Ссылки: Евреям 1:1–3, 5; Колоссянам 1:15-17; Матфея 1:18-23; Иоанна 1:14; 1 Тимофею 2:5; 3:16; Евреям 7:25; Иоанна 14:6; Деяния 4:12.

 

НАВЕРХ

Святой Дух

Святой Дух является представителем Христа на земле и имеет единую цель с Отцом и Сыном. Он — Возродитель в деле искупления. Эти три лица, Бог (Отец), Иисус Христос (Сын) и Святой Дух, являются Божеством.

 Расширенное издание

Ссылки: Иоанна 3:5-8; 14:16, 26; 16:7-13; 1 Коринфянам 2:10, 11; 2 Коринфянам 13:14; Матфея 28:19.

НАВЕРХ

Священное Писание

Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы, являются словом Божьим. Они были даны по вдохновению Божию, содержат достаточное откровение воли Божией человеку и являются единственным безошибочным правилом веры и практики.

 Расширенное издание

Ссылки: Иоанна 5:39; 2 Петра 1:19-21; 2 Тимофею 3:15-17; Луки 11:28; 16:29, 31; Матфея 22:29; Иоанна 10:35.

 

НАВЕРХ

Десять заповедей

Нравственный закон, десять заповедей из Исход 20:1-17, является выражением воли Бога, охватывающей долг человека перед Богом и своими ближними. Закон неизменен, обязателен для всех людей во все времена и имеет приоритет над всеми человеческими законами. Нарушение любой заповеди есть грех, а возмездие за грех — смерть. Мы спасены не через послушание закону, а через Христа, чтобы Его силой мы могли проявить послушание и избежать осуждения.

 Расширенное издание

Ссылки: от Матфея 5:17–20; 7:21; 19:17; 22:36-40; 1 Иоанна 2:3-6; 5:1-3; Римлянам 2:13; Иоанна 8:11; Евреям 10:26.

Дополнительные материалы для чтения: Патриарх и пророки , стр. 305–309.

 

НАВЕРХ

Суббота

Четвертая заповедь Божьего нравственного закона требует соблюдения седьмого дня субботы. Это священный день отдыха, памятник творения и знак воссоздания и искупления, а также освящения. Это духовное учреждение, посвященное религиозному поклонению и изучению. Бытие 2:1-3; Исход 20:1-17; Иезекииль 20:12, 20; Исаия 58:13, 14; Марка 2:28; Евреям 4:1-10. Истинное соблюдение субботы требует прекращения всей мирской работы с заходом солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Подготовка к субботе должна быть завершена в пятницу до начала субботы. Левит 23:32; Исход 16:22, 23; Луки 23:54; Марка 16:1. Поскольку Христос и апостолы всегда, как до, так и после распятия и воскресения, соблюдали субботу, она есть и остается истинным днем ​​покоя. (Анания и Павел не могли бы быть невиновными перед иудеями, если бы они не были верными хранителями субботы. )

 Расширенное издание

Ссылки: Луки 23:56; Деяния 13:42, 44; 16:13; 17:2; 18:4; 22:12; 25:7, 8.

НАВЕРХ

Воскресное поклонение

Первый день недели, обычно называемый воскресеньем, в древности посвящался поклонению солнцу. По мере того как христианская церковь отходила от истинного учения об апостольских днях, суббота седьмого дня постепенно вытеснялась первым днем. Воскресенье вместе с другими языческими установлениями в конце концов было принято христианской церковью. Соблюдение воскресенья не встречается в Библии.

Ссылки: Матфея 15:9, 13.

НАВЕРХ

Церемониальный закон

Церемониальный закон Ветхого Завета, предписанный еврейскому народу, указывал на Мессию. Оно олицетворяло работу Христа, и его требования прекратились на кресте. Церемониальный закон, включающий церемониальные субботы и еврейские праздники, не следует путать с нравственным законом и субботним днем ​​четвертой заповеди.

 Расширенное издание

Ссылки: Евреям 10:1, 9, 10; Колоссянам 2:14, 16; Галатам 4:10, 11.

НАВЕРХ

Благодать и средства благодати

Благодать означает «незаслуженное расположение». Из-за греха человечество должно страдать от последствий смерти. Бог проявляет Свою любовь, распространяя спасение от смерти через Иисуса Христа на недостойного грешного человека. Спасение совершается, когда грешники привлекаются ко Христу посредством: (а) слова Божьего, (б) Святого Духа и (в) служения Евангелия.

Расширенная версия

Ссылки: Римлянам 10:13-18; Иоанна 14:26; 16:13; 2 Коринфянам 5:17-20; Деяния 2:38-42.

 

НАВЕРХ

Новое рождение

Чтобы спастись от греха и его последствий, человек должен пережить новое рождение, преобразование жизни. Когда человек кается в своих грехах и когда он уступает работе Святого Духа в своем сердце, он испытывает желание жить в послушании воле Бога. Библия называет этот опыт «новым рождением». После этого новая жизнь поддерживается нашей верой в Иисуса Христа.

 Расширенное издание

Ссылки: от Матфея 1:21; Иоанна 3:3; Римлянам 2:4; Иоанна 16:8; Деяния 2:37, 38; 1 Иоанна 2:3, 6; Иоанна 16:13; 1 Петра 1:22; Псалом 119:142; Иоанна 17:17; Галатам 2:20; Евреям 12:2; Римлянам 1:17; Филиппийцам 4:13.

НАВЕРХ

Крещение

Те, кто достигли возраста ответственности и были «рождены свыше», должны быть крещены погружением в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа. Это представляет собой смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, а также смерть «ветхого человека» и воскресение «нового человека» к новой жизни во Христе.

 Расширенное издание

Ссылки: Деяния 2:38; Марка 16:16; Римлянам 6:3-9; Колоссянам 2:12.

 

НАВЕРХ

Таинство смирения

Омовение ног — это таинство смирения, которое предшествует служению причастия. Оно было учреждено Христом и предписывало христианской церкви учить смирению, равенству, братолюбию и единству во Христе. Таинству должно предшествовать примирение между братьями.

 Расширенное издание

Ссылки: Иоанна 13:1–17; Матфея 5:23, 24.

НАВЕРХ

Святое Причастие

Вкушая опресноки и пресное вино, которые представляют тело и кровь Иисуса Христа, верующий вспоминает Его страдания и смерть. Значение этого таинства подразумевает, что им должны пользоваться только члены с хорошим и постоянным положением в Теле Христовом.

 Расширенное издание

Ссылки: Матфея 26:26–28; 1-е Коринфянам 10:16, 17; 12:20; Луки 22:11; 1 Коринфянам 11:23-29.

НАВЕРХ

Следственный суд

Пророчество о 2300 днях (годах согласно Числам 14:34 и Иезекииля 4:6) Даниила 8:14 закончилось в 1844 году, когда «очищение святилища, «или начался следственный суд. Это относится к доадвентистскому исследованию небесных записей жизни так называемых детей Божьих на протяжении веков. Результат этого исследования определяет судьбу каждой души либо на вечную жизнь, либо на вечную смерть.

 Расширенное издание

Ссылки: Екклесиаст 12:14; Даниил 7:9, 10; Луки 20:35; Откровение 14:6, 7; 22:12.
Этот суд проиллюстрирован в Евангелии от Матфея 22:11-14.

 

НАВЕРХ

Истина для настоящего времени

Трехангельская весть из Откровения 14:6-12 вместе с вестью другого ангела из Откровения 18:1-4 являются настоящей истиной. Эти послания должны подготовить особую группу людей численностью 144 000 человек ко Второму пришествию Христа.

 Расширенное издание

Ссылки: Иезекииль 9:1-7; Откровение 7:1-4; 14:1-12; 18:1-4.

НАВЕРХ

Дар пророчества

В соответствии с обещанием Бога в Деяниях 2:17-21, дар пророчества был восстановлен в церкви Христа в эти последние дни, а не как замена или дополнение Библии, а как руководство и знак отличия для остатка народа Божьего. Богодухновенные писания обращают наше внимание на принципы Библии как на правила веры и практики и помогают уберечь нас от неправильного толкования Слова Божьего.

 Расширенное издание

Ссылки: Числа 12:6; 2 Паралипоменон 20:20; Притчи 29:18; Осия 12:13; Амос 3:7; Ефесянам 4:8-11; 1 Фессалоникийцам 5:20, 21.

НАВЕРХ

Брак

Брак был предопределен Богом и прославлен Христом, чтобы связать мужчину и женщину на всю жизнь. Ни развод с целью повторного брака, ни гражданский брак, ни брак с неверующими не входят в божественный принцип брака.

Расширенная версия

Ссылки: Луки 16:18; Римлянам 7:1-3; 1-е Коринфянам 7:11, 39; 2 Коринфянам 6:14.

 

НАВЕРХ

Здоровье и реформа одежды

Поскольку тело христианина является храмом Святого Духа, верующий захочет защитить свое здоровье, следуя законам природы, отказываясь от разрушающих здоровье продуктов питания и неестественные привычки в жизни и умеренность в употреблении того, что хорошо. 1 Коринфянам 3:16, 17; Филиппийцам 4:5. Привычки в одежде — показатель характера. Христианская скромность и самоуважение требуют, чтобы мы воздерживались от экстравагантной моды мира.

 Расширенное издание

Ссылки: 1 Петра 3:1–5; Исаия 3:16-24; 1 Коринфянам 11:15; 1 Тимофею 2:9.

НАВЕРХ

Наше отношение к земным правительствам

Христианин обязан уважать божественную и человеческую власть. Он повинуется всем праведным законам земных правительств с чистой совестью. Если требования человеческих законов вступают в противоречие с законом Божьим, то христианин должен решить для себя: послушаться ли мне Бога или человека? Наша христианская совесть запрещает нам принимать какое-либо участие в политической деятельности.

 Расширенное издание

Ссылки: от Матфея 22:21; Римлянам 13:3-7; 1 Петра 2:17; Деяния 5:29; 2 Коринфянам 6:14-17; Исаия 8:12.

НАВЕРХ

Тело Христово, Его Церковь

Церковь Христова – это видимое и организованное тело, а не отдельные личности. Церковь делегирует часть своей власти избранным должностным лицам не для того, чтобы господствовать над церковью, а для служения церкви и назидания Тела Христова. Церковь имеет право принимать членов путем крещения и исповедания веры и отлучать членов по уважительной причине.

 Расширенное издание

Ссылки: Иоанна 10:16; 11:52; 1 Коринфянам 10:17; 12:12-27; 1 Петра 2:5; Ефесянам 4:15, 16; Колоссянам 2:18, 19; Откровение 1:20; Песнь Соломона 6:10; Ефесянам 4:11-13; Деяния 6:1-6; 13:3; 20:28; 1 Петра 5:1-5; Матфея 16:19; 18:15-18; 1 Коринфянам 5:11, 13.

 

НАВЕРХ

Десятины и пожертвования

Давать десятины и пожертвования для поддержки служения и проповеди Евангелия является христианским долгом.

 Расширенное издание

Ссылки: Малахия 3:7-10; Матфея 23:23; 1 Коринфянам 9:14; 2 Коринфянам 9:6, 7; Евреям 7:8.

НАВЕРХ

Второе пришествие Христа

Человеческий испытательный срок завершается незадолго до второго пришествия Христа, которое будет буквальным, личным, видимым, слышимым и всеобщим.

 Расширенное издание

Ссылки: Луки 13:23–25; 17:29, 30; Исаия 11:4; 66:17; 2 Фессалоникийцам 1:6-10; Матфея 24:27, 31; Иоанна 14:1-3; Деяния 1:9-11; 1 Фессалоникийцам 4:15-17; Откровение 1:7.

 

НАВЕРХ

Природа человека и состояние мертвых

Человек был создан рукой Бога как живая душа. Через непослушание он был отделен от источника жизни. Следовательно, он смертен по своей природе; но он может получить бессмертие через Христа: по обетованию, немедленно; и на самом деле при Его втором пришествии. Бытие 2:7; 3:22-24; Иов 4:17; 1 Иоанна 2:25; Иоанна 11:25, 26; Римлянам 2:7; 2 Тимофею 1:10; 1 Коринфянам 15:53, 54. В момент смерти, будь он добрым или злым, человек впадает в «сон», состояние бессознательности, безмолвия и бездействия. Мертвые остаются в могиле до воскресения праведных и неправедных. Неправедные не находятся в месте мучения, но «сберегаются до дня суда, чтобы быть наказанными». А праведники не на небе, а остаются во гробе до воскресения при пришествии Христа.

 Расширенное издание

Ссылки: Екклесиаст 9:5, 6, 10; Псалтирь 6:5; 146:4; 89:48; Откровение 20:13; 2 Петра 2:9; Иоанна 5:28, 29; Даниил 12:13; Деяния 2:29, 34; 2 Тимофею 4:7, 8.

НАВЕРХ

Тысячелетие

После второго пришествия Христа наступит тысячелетний период, обычно называемый тысячелетием. В это время, пока праведники находятся на небе со Христом, нечестивые остаются в прахе опустошенной земли. Пока земля опустошена, праведники будут судить нечестивых. В конце тысячелетия нечестивые воскресают, чтобы быть уничтоженными огнем.

 Расширенное издание

Ссылки: Иоанна 14:3; Откровение 7:9; 14:1; 20:4, 5; Псалом 46:2, 8; Исаия 24:1-6; Иеремия 4:23-27; 1-е Коринфянам 6:2, 3; Откровение 20:4; Иоанна 5:29; Откровение 20:5, 9, 14; Малахия 4:1, 3; Матфея 10:28; 2 Петра 3:7-10; Псалом 37:10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *