Творчество алексея толстого: Толстой краткая биография Алексей Николаевич, самое главное для начальной школы о творчестве

А. Н. Толстой и современность

Алексей Николаевич Толстой – выдающийся советский писатель старшего поколения, один из крупнейших художников слова. В лучших произведениях А. Н. Толстого сочетались реалистическая правдивость, эпическая широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления, монументальность художественных форм с изумительной рельефностью индивидуализации характеров. Его трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр Первый» и прекрасная патриотическая публицистика получили заслуженное признание, вошли в классику советской литературы.

Писательская биография и произведения А. Толстого отличаются отчетливой выраженностью его в высшей степени яркой и своеобразной художественной индивидуальности. Но в ней нашли отражение также общие черты и проблемные узлы истории современной русской литературы, начиная с начала 900-х годов XIX века до пламенных лет Великой Отечественной войны. Поэтому освещение сложного жизненного пути и богатого художественного опыта таких крупных писателей, как Толстой, является особенно актуальным в наше время, когда литературоведение стремится к крупным историческим и теоретическим обобщениям, к углубленному исследованию места художника в бурном движении невиданно богатой переменами действительности XX столетия, к проверке того, какие эстетические, идейные и нравственные явления литературы оказались нестойкими, а какие выдержали испытание временем, прочно раскрыли свои созидательные силы.

Литературное творчество А. Толстого формировалось на рубеже двух эпох. Великая Октябрьская социалистическая революция круто повернула творческую биографию писателя.

О возвышающем воздействии Великой Октябрьской социалистической революции и советской жизни на художественное творчество много раз говорил сам писатель. В день своего 50-летия он выступил со статьей «Октябрьская революция дала мне все», в которой заявил:

«Октябрьская революция как художнику мне дала все. Мой творческий багаж за 10 лет до Октября составлял 4 тома прозы, за 15 последних лет я написал 11 томов наиболее значительных моих произведений.

До 1917 года я не знал, для кого я пишу (годовой тираж моих книг, кстати, был в лучшем случае 3000 экземпляров). Сейчас я чувствую живого читателя, который мне нужен, который обогащает меня и которому нужен я. 25 лет назад я пришел в литературу как к приятному занятию, как к какому-то развлечению. Сейчас я ясно вижу в литературе мощное оружие борьбы пролетариата за мировую культуру, и. поскольку я могу, я даю свои силы этой борьбе. Это живущее во мне сознание является могучим рычагом моего творчества. Я вспоминаю, как в первое свое литературное десятилетие я с трудом находил тему для романа и для рассказа. Теперь я задумываюсь, как мало осталось жить и как мало сил в одной жизни, чтобы справиться с замечательными темами нашей великой эпохи» 1.

Своим особым, сложным путем пришел А. Толстой в советскую литературу, но по праву навсегда занял прочное место одного из ее виднейших деятелей. Его творческое развитие – живое воплощение преемственных связей русской классики и советской литературы.

А. Толстого часто называли «писателем двух эпох». Определение это верно, но в своей реальной сущности довольно условно, поскольку художественное наследие Толстого советской эпохи неизмеримо богаче того, что он создал в дооктябрьский период своей деятельности. Тем не менее, какое-либо пренебрежение к изучению его творчества этого времени неправомерно, поскольку оно обладает своей самоценностью.

При историчности подхода к наследию писателя нельзя выпускать из вида задатки и стимулы его будущего развития, заключавшиеся прежде всего в силе его реализма, его критического отношения к буржуазно-помещичьему строю, в демократичности, нравственном здоровье, гуманистичности и напряженности его исканий. Тем более, что многие противоречия и заблуждения А. Толстого, как и его сильные стороны, были свойственны не только ему одному, а ряду других крупных писателей начала столетия, впоследствии пошедших по тому же пути приобщения к делу революции.

Творчество А. Толстого складывалось под влиянием классических художественных традиций. Но в ранний период своей литературной деятельности писатель испытал временное воздействие символизма, наиболее резко сказавшееся в годы реакции в раннем сборнике стихов «Лирика» (1907). Преодоление этого инородного его таланту влияния, утверждение реализма составляют главное направление первых лет литературного развития молодого писателя.

Абстракции символизма оказались чуждыми «земному» таланту А. Толстого. Но освобождение от них молодого писателя шло не прямолинейно, а в причудливом взаимодействии различных направлений, в напряженных поисках жизненных и художественных основ для своего творчества. Искания эти сказались в его второй и последней книге стихов «За синими реками» (1911), в которой отчетливо видны различные источники и линии раннего творчества писателя.

В книге «Сорочьи сказки» много следов символистской, эстетской стилизации, но в ней наглядно проявился интерес А. Толстого к фольклору. Несомненно, в творческом развитии писателя эти поиски имели серьезное положительное значение. Они свидетельствуют о стремлении пробиться к первоосновам простого, образного и сильного народного языка, показывают любовь к подлинной жизни, к родной природе.

Примерно с 1908 года определилось основное направление первого десятилетия литературной деятельности А. Толстого. В 1908 году в журнале «Нива» публикуется рассказ «Старая башня» – первое его прозаическое произведение, появившееся в печати.

Последующие рассказы – «Соревнователь», «Яшмовая тетрадь», «Архип», «Смерть Налымовых», «Неделя в Туреневе» («Петушок») – автор считает началом своей художественной прозы.

А. Толстой как крупный художник в своем творчестве отражает ряд общих существенных проблем и черт своей эпохи.

Сопоставление рассказов Толстого этого времени выявляет наличие в его раннем творчестве борьбы двух тенденций – стилизаторской, связанной с декадентским влиянием, и реалистической, наиболее ярко сказавшейся в рассказах «Мишука Налымов» и «Неделя в Туреневе». Как указывает сам автор, стилизацией под XVIII век он стремился скрыть те трудности, которые возникали перед ним ввиду недостатка жизненного материала, а язык «представлялся студенистой массой», не застывавшей в кристалл точной и выразительной фразы. Несомненно, что эти затруднения, прежде всего, были связаны с отсутствием в то время у писателя ясного мировоззрения, определившихся индивидуальных художественных средств, ясной цели творчества.

Для А. Толстого в ту пору характерно колебание между органическим для него стремлением к реализму и воздействием символистекой среды. Многие свои первые рассказы и стихи Толстой публиковал в символистских издательствах, журналах, альманахах – «Аполлон», «Весы», «Шиповник», «Гриф». Но он печатался также и в других журналах, не связывая себя целиком с декадентами. Некоторое время писатель пытается найти среднюю линию между реализмом и внутренне чуждым ему символизмом, как бы сочетать их в каком-то третьем художественном направлении. Толстой хотел найти некую третью позицию, над реализмом и декадентством, писать, не причисляя себя безоговорочно ни к первым, ни ко вторым.

Чрезвычайно характерно в этом отношении и требует специального изучения сходство исканий и суждений по ряду основных вопросов литературы А. Толстого и А. Блока.

Мысль о необходимости слияния символизма с реализмом нашла отражение в некоторых выступлениях Блока, начиная со статьи «О современной критике».

Характер решения вопроса об отношении к реализму и модернизму и тогда, и в настоящее время определял и определяет выбор последующего творческого развития художника слова. Если А. Толстой и А. Блок испытали временное влияние модернизма, не сыгравшее решающей роли в их дальнейшей писательской судьбе, то, например, для А. Белого и Л. Андреева, склонных к умозрительному, мистифицированному восприятию проблем действительности, такое воздействие определило в дальнейшем основное направление их творчества.

А. Толстого и А. Блока в этом вопросе сближала действительная, подлинная тяга к жизни, к человеку. У этих писателей можно рассмотреть некоторые общие черты их творческих представлений и исканий: прежде всего это страстная устремленность к преодолению отвлеченности, к укреплению связей искусства с жизнью, с реальными процессами движения истории. Конечно, характер отвлеченности у Толстого и у Блока был не во всем одинаковым, но они оба старались служить делу улучшения жизни.

При всей противоречивости развития А. Толстого в это время отчетливо видно основное направление его творческих исканий. Это задача преодоления власти разного рода абстракций, органического творческого приобщения к миру реальной жизни.

Без преувеличения можно сказать, что в своем стремлении на просторы реальной действительности писатель выражал общие широкие процессы русской литературы, имеющие историческое значение.

Облик реалистической литературы начала XX столетия чрезвычайно сложен. При всей определенности разграничительной линии между реализмом и модернизмом было бы упрощением полагать, будто все многообразие литературных явлений может быть механически уложено в рубрику «реализм» или «модернизм». При таком подходе многие писатели, реалистическое творчество которых осложнялось воздействием декадентства, предстанут вне своего подлинного своеобразия. С другой стороны, нельзя будет увидеть глобальную связанность таких писателей, как Блок и Маяковский, с реалистическими традициями.

Борьба противоположных идейно-художественных начал – не случайное, исключительное явление, а один из существеннейших, исторически обусловленных драматических конфликтов в развитии художественного сознания эпохи, отразившейся в творческой биографии ряда крупных писателей XX века.

Неправомерно замыкать оценку творчества писателей в пределах общих признаков направлений, к которым они принадлежали. Тем более сами эти направления не были изолированы, а находились в интенсивных взаимоотношениях с другими направлениями. Существенно при исследовании литературы соотносить позиции этих писателей с основными жизненными проблемами и концепциями эпохи.

Опыт А. Толстого, а также и других, порой несхожих с ним, писателей, например, Блока, показывает, что у писателей того времени были свои сложные внутренние связи, общность ряда творческих и гуманистических устремлений, которые следует учитывать во всей их реальной исторической значимости.

 

* * *

Реалистическое начало в раннем творчестве А. Толстого постепенно одерживало верх над стилизаторскими тенденциями. Прошло несколько лет после опубликования его первых произведений, и читатели увидели, что появился новый писатель сильного, своеобразного дарования, продолжающий традиции русского классического реализма.

Уже первые реалистические произведения А. Толстого обратили на себя внимание изобразительной точностью и образностью языка. Каждая фраза была прозрачной и тонкой. Мастерски рисовал художник картины русской природы. Поля и леса, озера и реки, безмятежность синевы в солнечный день и блеск молний на почерневшем грозовом небе, густые тени угасающего зимнего дня, стелющийся весной с прогалин туман над сверкающей, как чешуя, длинной лентой Волги – все живое, дышащее, насыщенное красками подлинного бытия.

Наиболее значительные произведения А. Толстого дооктябрьского периода – цикл рассказов «Заволжье», романы «Две жизни» («Чудаки») и «Хромой барин». Реалистичность и беспощадность обличения вырождающегося дворянства резко отличают Толстого от других современных ему писателей, рисовавших распад усадебного быта в элегических тонах. В образе Мишуки Налымова подчеркнуты отвратительные черты реакционности в вырождения. Другую заметную группу персонажей Толстого составляют чудаки – люди с необычными, странными чертами характера, внутренняя жизнь, представления и помыслы которых по существу уже переключены из реальной действительности в сферу болезненных мечтаний и иллюзий. В «чудаках» – Аггее Коровине и генерале Брагине – резко выделено их главное свойство – бездейственность, неприспособленность к жизни, паразитизм.

Чуткость таланта А. Толстого с самого начала сказалась в том, что он в силу своего реализма остался чужд идеализации отживающего, косных начал действительности. Писатель сколь-нибудь прочно не воспринял ни распространенных в начале столетия соборных, модернистских, пессимистических воззрений, ни прагматических представлений. Он ориентировался на художественную правду, на реалистическую концепцию жизни.

Реалистическое дарование молодого автора первым проницательно оценил М. Горький. Ознакомившись с томом «Повестей и рассказов» А. Толстого, он писал М. Коцюбинскому 7 (20) ноября 1910 года: «Рекомендую вниманию Вашему книжку Алексея Толстого, – собранные в кучу его рассказы еще выигрывают. Обещает стать большим, первостатейным писателем, право же!» 2 В письме слушателям социал-демократической агитационно-пропагандистской школы для рабочих в Болонье Горький подчеркивал критическую направленность произведений Толстого: «Обратите… внимание на нового Толстого, Алексея – писателя, несомненно, крупного, сильной) и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства… Вам было бы приятно и полезно познакомиться с этой новой силой русской литературы» 3.

На реалистическую направленность произведений А. Толстого обратила внимание в 1914 году большевистская «Правда» в статье «Возрождение реализма». «В нашей художественной литературе, – писал автор статьи, – ныне замечается некоторый уклон в сторону реализма. Писателей, изображающих «грубую жизнь», теперь гораздо больше, чем было в недавние годы. М. Горький, гр. А. Толстой, Бунин, Шмелев, Сургучев и др. рисуют в своих произведениях не «сказочные дали», не таинственных «таитян», – а подлинную русскую жизнь со всеми ее ужасами повседневной обыденщиной» 4.

Но в дореволюционный период своего творчества А. Толстой не смог найти и художественно воплотить силы будущего, облик положительного героя. Это ограничивало его художественное проникновение в сущность исторических процессов и не позволяло всесторонне типизировать явления действительности. Поэтому его гуманистические устремления носили тогда отвлеченный морально-этический характер. Он думал, что преобразование окружающей его жизни можно решить путем внутреннего самоочищения души человека. Некоторое время писателю казалось, что человек может найти удовлетворение во всепоглощающем чувстве любви, движущем на путь духовного возвышения, добра. Отсюда общественная и духовная ограниченность персонажей, вызывавших его сочувствие, как, например, Аггей Коровин («Мечтатель»), Вера Ходанская («Мишука Налымов»), Соня Смолькова («Чудаки»), Завалишин («Овражки»).

Попытки А. Толстого вывести свое творчество и своих героев тех лет на дорогу большой общественной жизни не удались. Например, в первом варианте романа «Хромой барин» писатель предполагал в эпилоге нарисовать картины политической борьбы накануне 1905 года и показать князя Краснопольского в качестве участника революционных событий. Но вскоре он отказался от такого эпилога, почувствовав немотивированность сближения своего ущербного героя с революцией.

Постепенное проникновение писателя в новые грани общественной действительности ввело в произведения А. Толстого наряду с опустившимися дворянами разночинца, несущего идею социального протеста. Впервые новый герой воплощен в образе доктора Заботкина (роман «Хромой барин»). Донесшиеся в деревенскую глушь революционные идеи он воспринимает смутно, скорее чувством, нежели сознанием. Заботкин уже готов вступить на новый путь, хотя в конце романа эта линия развития характера героя отодвигается на второй план, уступая место изображению его трагической любви.

А. Толстому с раннего его творчества уже свойственны высокие нравственные требования, в основном исходящие из здоровых норм духовной жизни трудовых людей. Общественного значения этой стороны его творчества нельзя недооценивать, поскольку сила нравственного чувства являлась движущей основой гуманистического пафоса литературы, нарастания критического отношения к паразитическим устоям жизни, к верхушке общества.

  1. А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, М., Гослитиздат, 1949, с. 494.[↩]
  2. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 29, М., Гослитиздат, 1955, с. 138.

    [↩]

  3. Там же, с. 142.[↩]
  4. »Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе», М. , ГИХЛ, 1937, с. 15. [↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Творчество Алексея Толстого обсудили на видеолектории Президентской библиотеки

Личность Алексея Толстого явилась связующим звеном между веком Золотым и веком Серебряным, поскольку обладает редким в писательском деле универсализмом. Об этом рассказал на видеолектории Президентской библиотеки «Поклонник музы благородной: к 200-летию со дня рождения А. К. Толстого» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук Владимир Котельников.

«Работа над пятитомником Алексея Константиновича открыла мне нового Толстого, – сказал Владимир Алексеевич, являющийся не только составителем, но и автором предисловия к изданию. – Поиски  в архивах, анализ текстов с его правками показали: литератор был отнюдь не лёгким на перо; некоторые его переводы имеют по 10–12 вариантов, листы с прекрасными лирическими стихотворениями все в помарках и зачеркиваниях, а ведь казалось, что все ему было продиктовано „сверху“, а поэт только записывал… Нет, это были мучительные подчас поиски точного слова. Природа его любимого Красного Рога, имения на Брянщине, сделала его стихи музыкальными. Композиторов тянуло к строчкам Толстого, нет другого русского поэта, на стихи которого было бы написано 87 романсов и исторических баллад!».

Будучи рождённым в Санкт-Петербурге, Алексей Толстой не имел здесь постоянного адреса, хотя часто проживал в лучших дворцах и особняках, например, во дворце братьев Виельгорских на Михайловской площади, в особняке княжны Гагариной на набережной Кутузова, 18 и других. О петербургских страницах жизни графа А. К. Толстого рассказала слушателям видеолектория ведущий библиотекарь петербургской библиотеки имени Н. А. Некрасова (МЦБС им. М. Ю. Лермонтова) Ксения Чарыева. В 2012 году в библиотеке имени Н. А. Некрасова открылась «Гостиная графа Алексея Константиновича Толстого». Это совместный проект Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова и Брянской областной научной универсальной библиотеки имени Ф. И. Тютчева. В гостиной собраны документы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя: книги, аудио- и видеоматериалы. Коллекция наилучшим образом представляет время, творчество, окружение Толстого.

В Петербурге Алексей Константинович заявил о себе как о писателе, вошёл в литературные круги, здесь началась его дружба с будущим государем Александром II. Здесь «Средь шумного бала, случайно…» встретил свою единственную музу и жену Софью Андреевну. Здесь собирал материалы для создания исторического романа «Князь Серебряный» и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». А писать любил больше в имении матери Пустынька на реке Тосна или в своём родовом поместье Красный Рог.

«Боязнь злобы дня всегда удерживала Толстого подальше от столиц, – рассказал кандидат филологических наук, руководитель Филологического центра издательства „Русское слово“ Алексей Фёдоров. – В рядах его недоброжелателей были писатели, называвшие графа поэтом-дилетантом, живущим в башне из слоновой кости, анахоретом, прозябающим в дремучих брянских лесах. Однако он всегда откликался на главные события, волнующие Россию: после Судебной реформы и введения суда присяжных пишет умную скептическую балладу „Поток-богатырь“; откликается на распространение учения Дарвина. А когда приходит время Крымской войны, на свои средства собирает свой полк, имея за царскую службу чин майора. Толстой сочиняет остро злободневный цикл стихов „Крымские очерки“, где высказывает свои политические пристрастия и позицию по крымскому вопросу».

На портале Президентской библиотеки каждый желающий может ознакомиться с электронной подборкой документов и раритетных книг об Алексее Толстом, а также его отдельных сочинений: «История Русской государственности. Т. 1. Основные черты древне-русского государства» с эпиграфом из стихотворения А. К. Толстого, написанная бароном С. А. Корфом, «Вестник Европы». Г. 40. 1905, Т. 1 (Кн. 1, январь), электронная копия книги В. Д. Захаровой «А. К. Толстой: летопись жизни и творчества» и др.

Творчество Алексея Толстого обсуждалось на открытых видеолекциях Президентской библиотеки

Личность Алексея Толстого была связующим звеном между золотым веком и серебряным веком, поскольку обладает столь редким в перьевом ремесле универсализмом. Главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН Владимир Котельников, кандидат филологических наук, рассказал, что на публичном видеолекции Президентской библиотеки «Поклонник достойной музы: к 200-летию со дня рождения рождения А. К. Толстого».

«Работа над пятитомником Алексея Константиновича открыла для меня нового Толстого, — Владимира Алексеевича, составителя, но и автора предисловия к изданию. — Архивные поиски, анализ текстов с его исправлениями доказали: писатель вовсе не был прост в обращении с пером; некоторые его переводы имеют по 10—12 вариантов, листы с прекрасными лирическими стихами все в кляксах и зачеркнутых словах, а ведь казалось, что все ему продиктовано «свыше», а поэт только записывает… Нет, иногда это были мучительные поиски точного слова. Природа его любимого Красного Рога, поместья в Брянской области, сделала его стихи музыкальными. Композиторов тянуло к строкам Толстого, нет другого русского поэта, на стихи которого было бы написано 87 романсов и исторических романсов!»

Родившись в Санкт-Петербурге, Алексей Толстой не имел здесь постоянного адреса, хотя часто жил в лучших дворцах и особняках, например, во дворце братьев Виелгорских на Михайловской площади, в особняке княгини Гагариной на набережной Кутузова, 18 и др. Ведущий библиотекарь Санкт-Петербургской библиотеки имени Н. А. Некрасова (Межсоседская централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова) Ксения Чарыева рассказала слушателям о петербургских страницах жизни графа А. К. Толстого. В 2012 году в библиотеке имени Н. А. Некрасова открыта «Гостиная графа Алексея Толстого». Это совместный проект Централизованной библиотечной системы «Межсоседство» имени М. Ю. Лермонтова и Брянской областной научной библиотеки имени Ф. И. Тютчева. В гостиной хранятся документы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя: книги, аудио- и видеозаписи. Коллекция лучше всего представляет время, творчество и атмосферу Толстого.

В Петербурге Алексей Константинович зарекомендовал себя как писатель, вступил в литературные круги и завязал дружбу с будущим государем Александром II. Здесь «Среди шумной вечеринки, на ровном месте…» встретил свою единственную музу и жену, Софью Андреевну Миллер. Здесь он собирал материалы для создания исторического романа «Князь Серебряный» и драматической трилогии «Гибель Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Что же касается сочинения, то больше всего он любил писать о материнском имении Пустынке (значит, маленьком уютном и тихом месте) на реке Тосне или в своем родовом имении Красный Рог.

«Так называемое «девятидневное чудо» всегда удерживало Толстого от столиц, — продолжает руководитель Филологического центра издательства «Русское слово» Алексей Федоров, кандидат филологических наук. — В рядах нападавших на него были литераторы, называвшие графа поэтом-дилетантом, живущим в башне из слоновой кости, отшельником, прозябающим в дремучих брянских лесах. Однако он всегда откликался на главные переломные для России события: после Судебной реформы и введения суда присяжных пишет остроумную скептическую балладу «Поток-богатырь»; он откликается на популяризацию учения Дарвина. А когда приходит время Крымской войны, он за свой счет набирает свой полк, имея на царской службе чин майора. Толстой пишет действительно актуальный цикл поэтических «Крымских очерков», где выражает свои политические предпочтения и позицию по крымскому вопросу».

Объем электронной подборки документов и редких книг об А. Н. Толстом, а также его отдельных произведений размещен на сайте Президентской библиотеки: История российской государственности. Том. 1. Основные качества древнерусского государства с эпиграфом из поэмы А. К. Толстого, написанной бароном С. А. Корфом, Вестник Европы. 1905, Том. 1 (Книга 1, январь), электронная копия книги В. Д. Захаровой А. К. Толстой: хроника жизни и творчества и др.

Иоанн Дамаскин и эстетический идеал Алексея Толстого

Скачать:

ПДФ

Ключевые слова: А. К. Толстой, Иоанн Дамаскин, творчество, теория искусства, богослужение, житие, подвижнический долг.
Для цитирования:

Котельников В.А. «Иоанн Дамаскин и эстетический идеал Алексея Толстого». Два века русской классики , том. 3, нет. 1, 2021, стр. 210–223. (На рус. языке) https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-210-223

Автор: Владимир Александрович Котельников
Информация об авторе:

Котельников Владимир Александрович, доктор филологических наук, директор по научной работе, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, наб. Макарова ул. 4, 199034, Санкт-Петербург, Россия.

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Получено: 21 ноября 2021 г.
Утверждено после рассмотрения: 17 января 2021 г.
Опубликовано: 22 марта 2021 г.
Выпуск: 2021 Том 3 №1
Отдел: Русская литература XVIII и XIX веков.
страниц: 210-223
ДОИ: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-210-223
УДК: 821.161.1.0

Abstract: Несмотря на то, что религиозная тематика редко встречается в творчестве А. К. Толстого, особое внимание он уделял образу, жизни и творчеству Иоанна Дамаскина. Это связано с тем, что Толстой воспринимал Дамаскина не только как монаха и подвижника, но прежде всего как творческую личность, поэта. В статье показано отношение Толстого к искусству, отмечена продумываемая им параллель между собственной судьбой и жизнью Дамаскина, роль вступления с восточным колоритом в стихотворении Толстого «Иоанн Дамаскин», что соответствует вынужденному нахождению при дворе. самого Толстого. Произведение демонстрирует, насколько глубоко и тонко поэт вкладывает собственные суждения, свою теорию искусства и зарождение творчества в размышления Джона об искусстве. Автор статьи, следя за развитием сюжета поэмы, констатирует, где Толстой несколько отступает от жизни Дамаскина, а в каких местах максимально приближается к агиографическому повествованию. Особое внимание уделено анализу реализации в стихотворении Толстого важнейшего мотива торжества свободы слова.

Литература

«К биографии Н. С. Лескова. Из дневника И. А. Шляпкина» [«К биографии Н. С. Лескова. Из дневника И. А. Шляпкина». Русская старина , № 12, 1895 г., стр. 205–215. (In Russ.)

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и фамилиям: в 2 т . [ Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и воспоминаниям: в 2 т. ]. Москва, Художественная литература, 1984. (In Russ.)

Лесков Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *