Царевич алексей петрович краткая биография: Биография Алексея Петровича (сына Петра 1)

Биография Алексея Петровича (сына Петра 1)

ФИО:Романов Алексей Петрович
Дата рождения:18 (28) февраля 1690 г.
Место рождения:с. Преображенское
Знак зодиака:Рыбы
Чем известен:Царевич, князь, сын Петра I
Дата смерти:26 июня (7 июля) 1718 г. (28 лет)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Основные этапы биографии
  • Семья, личная жизнь
  • След в истории

Алексей Петрович Романов — старший сын российского государя-императора Петра I — родился в 18 февраля 1690 г. Матерью Алексея была первая жена Петра Великого — Евдокия Федоровна Лопухина. Жизнь царевича сложилась трагично. Он умер в возрасте 28 лет в тюремной камере Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.

Детство и юность

Царевич Алексей появился на свет в подмосковном селе Преображенском, где располагалась летняя резиденция его деда Алексея Михайловича Романова. Мать Алексея Петровича, Евдокия Федоровна Лопухина воспитывала сына до 8-летнего возраста.

Родители — Петр I и Евдокия Лопухина

Петр I, быстро охладел к своей первой жене, увлекшись немецкой красавицей Анной Монс, проживавшей в Немецкой слободе. Не сложились отношения у Евдокии Федоровны и с матерью Петра I, Натальей Кирилловной, имевшей сильное влияние на сына.

По прошествии 8 лет, вернувшись из своего путешествия по Европе, Петр Алексеевич решает разорвать отношения с Евдокией. Он лишает ее звания царицы, заставляет принять монашеский постриг и отправляет в Покровский монастырь в Суздале. Попытки Евдокии отказаться от пострига, который в те времена фактически выступал аналогом развода, оказались тщетны. Она была доставлена в монастырь в сопровождении конвоя. Алексей искренне любил свою мать и тайком приезжал к ней в Суздаль, вызывая раздражение и гнев Петра I.

Петр Великий все свое время посвящал делам государственного масштаба, постоянно находился в разъездах. Поэтому воспитание малолетнего Алексея царь на первых порах поручает своей сестре Наталье Алексеевне.

Алексей Петрович

Основные этапы биографии

Основные этапы дальнейшей судьбы Алексея Петровича можно проследить, выделив ключевые даты и периоды жизни, связанные с его взрослением, становлением и очень трагичным, скоропостижным концом:

  1. В 1699 году Петр I планировал отправить сына на обучение в Дрезден. Однако, эту поездку пришлось отложить, а в качестве учителя был приглашен немец Мартин Нейгенбауэр из Лейпцига.
  2. В 1703 году для продолжения обучения лично Петром I был приглашен немецкий барон Генрих Гюйссен. К 18-летию царевич овладел двумя языками, изучил историю, географию, математику. Царь I пытался привить сыну навыки государственной деятельности, но очень скоро ему и его соратникам стало понятно, что наследник не предрасположен к такого рода деятельность.
  3. В 1709 году Алексея отправляют в Германию для получения, как сейчас говорят, высшего образования.
    Одновременно Петр I хотел найти для царевича соответствующую по статусу невесту для будущей женитьбы. В XVII веке такие браки между представителями европейских династий выступали одним из важных механизмов выстраивания дипломатических отношений.
  4. В 1710 году по совету барона Гюссена царевич впервые встретился с австрийской принцессой Шарлоттой Вольфенбюттельской.
  5. Через год, 11 апреля 1711, года был заключен брачный контракт в соответствии с существовавшими европейскими нормами.
  6. 14 октября 1711 года состоялась свадьба в австрийском городе Торгау. Хороших внутрисемейных отношений у Шарлотты не сложилось ни с Алексеем, ни со свекром — Петр Первым. Тем не менее главную функцию — рождение наследника— она выполнила.
  7. В 1714 году принцесса родила дочь Наталью, а через год, в 1715 году, сына, названного Петром. Последние роды прошли очень тяжело, и через четыре дня Шарлотта умерла.
  8. В 1715 году после похорон Шарлотты, Петр I пишет сыну письмо, в котором сообщает сыну о лишении его статуса наследника престола.
  9. В том же году Петр I в ультимативной форме предложил сыну выбрать один из двух вариантов — либо Алексей Петрович принимает активное участие в государственных реформах, либо уходит в монастырь по примеру своей матушки.
  10. В 1716 году, зная крутой нрав своего отца, не терпевшего никакого ослушания, Алексей решает бежать за границу. В Вене он вступает в тайные переговоры с представителями австрийского двора.
  11. 6 мая 1717 года австрийцы, желая сохранить полную конфиденциальность сепаратных переговоров, тайно переправляют Алексея Петровича в Неаполь. Царевич, подстрекаемый московской оппозицией Петру I, предложил европейцам после его вступления в права наследования отказ от продолжения отцовских реформ и полное подчинение политике
    австрийского двора
    .
  12. Петр I с помощью своих «спецслужб», узнав о местонахождении беглеца, поручает дипломату Петру Толстому вернуть царевича на родину. Толстой привозит с собой письмо, в котором Петр I, настаивая на возвращении «блудного сына», обещает взамен не применять к нему никаких наказаний.
  13. 14 октября 1717 года слабохарактерный Алексей Петрович соглашается вернуться в Россию.
  14. Наказания за бегство и антигосударственную деятельность не заставили себя долго ждать. 14 февраля 1718 года царь издает манифест, который лишает Алексея Петровича права наследовать престол. Сам бывший царевич публично отказывается от прав на престол в присутствии царя и тогдашней элиты (высших сановников и представителей духовенства).
  15. На следующий день после отречения Тайная канцелярия начинает следствие, которое должно было установить круг лиц вовлеченных в эту политическую интригу. Алексей выдал всех причастных к его исчезновению, пытаясь представить себя безвинной жертвой чужих планов. Все участники этой истории были казнены.
  16. Избежать дальнейшего преследования Алексею не удалось. Его любовница Ефросинья дала дополнительные показания, из которых решающими для судьбы Алексея оказались его попытки установить контакты с Карлом XII, шведским королем, заклятым врагом Петра I.
  17. 5 июля 1718 года состоялся Верховный суд, вынесший Алексею Петровичу, как изменнику, смертный приговор. Причины и обстоятельства смерти царевича загадочны, и до сих пор нет единой трактовки этого события.
  18. Официально было объявлено, что смерть наступила в результате остановки сердца 7 июля 1718 года, вызванного припадком. Также существует версия, что он был задушен в камере Петропавловской крепости гвардейскими офицерами. Историки не исключают вариант приведения приговора в исполнение самим Петром I в состоянии аффекта.

Пётр I допрашивает сыны Алексея в Петергофе. Картина Н.Н. Ге (1871 г.)

Семья, личная жизнь

По настоянию отца для Алексея была запланирована женитьба на одной из представительниц знатного европейского рода. Петр рассматривал установление родственных связей в качестве от одного из механизмов встраивания России в Европейскую цивилизацию. 14 октября 1711 года Алексей бракосочетался с австрийской принцессой Шарлоттой Вольфенбюттельской.

Шарлотта Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Молодая пара переехала в Санкт-Петербург, где в 1714 году у них родилась дочь Наталья, а через год — долгожданный наследник Петр Алексеевич, который в последствии, через 12 лет, стал императором Петром II.

Дети — Петр Алексеевич и Наталья

Роды прошли тяжело, и через четыре дня (по другим источникам через десять) Шарлотта скончалась. Отношения Алексея с представительницей австрийского двора не были безоблачными. У Алексея Петровича к тому времени появилась любовница — крепостная Ефросинья, с которой его связывали более теплые чувства.

Мать царевича, Евдокия Федоровна, заточенная Петром I в монастырь, пережила смерти своего жестокосердного мужа и сына Алексея, который ее очень любил.

След в истории

Таков был совсем недолгий, трагичный путь Алексея Петровича Романова. Родившись «с серебряной ложкой во рту», имея все возможности наследовать трон Российской империи после Петра Великого, он не смог (или не хотел) реализовать эти возможности. Влияние матери или наследственные признаки не сформировали в нем главных признаков «птенцов гнезда Петрова» — работать денно и нощно на благо России.

Царевич Алексей Петрович Романов

Жесткий, а порой и жестокий, нрав Петра I позволял ему быстро отделять «зерна от плевел», выбирать в помощники-попутчики умных, работоспособных, патриотичных соотечественников. Может быть Петр Великий и не пошел бы на столь крайние меры (по нынешним временам), но откровенного предательства он, видимо, не смог простить даже родному сыну.


 

Алексей Петрович — биография

Вернуться к списку Редактировать

Биография

18 (28) февраля 1690 года — 26 июня (7 июля) 1718 года


Добавить фотографию

Царевич, наследник российского престола в 1690-1718 годах.

Царевич Алексей Петрович — старший сын Петра I от брака с  Е. Ф. Лопухиной. Родился 18 (28) февраля 1690 года в подмосковном селе Преображенском. Первые годы жизни провел преимущественно в обществе матери и бабушки — царицы Натальи Кирилловны. С 1698 года его воспитанием занималась тетка, царевна Наталья Алексеевна.

Алексей Петрович получил домашнее образование. В 1699-1705 годах занимался под руководством иностранных преподавателей. В годы Северной войны 1700-1721 годов сопровождал Петра I в поездках по стране и в военных походах, исполнял различные поручения царя.

В 1709 году предпринял заграничное путешествие, посетил Краков и Варшаву, был принят королем Польским и курфюрстом Саксонским Августом II.

В октябре 1711 года в Торгау в присутствии Петра I, только что возвратившегося из Прутского похода, Алексей Петрович женился на принцессе Софии Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской. В этом браке родились двое детей: Наталья (1714) и будущий император Петр II (1715).

В 1714 Алексей Петрович с разрешения Петра I лечился в Карлсбаде от чахотки.

В конце 1716 года в результате конфликта с отцом, который хотел отстранить его от наследования престола, Алексей Петрович тайно бежал в Вену. Царевич планировал дождаться за границей смерти Петра I (который в этот период тяжело болел) и затем, опираясь на помощь австрийцев, стать русским царем. Первоначально скрывался в тирольском замке Эренберг, с мая по октябрь 1717 года жил в Неаполе.

Алексей Петрович вернулся в Москву в январе 1718 года, поддавшись на уговоры П. А. Толстого и письменное обещание Петра I простить его. 3 февраля (ст. ст.) 1718 года произошло его свидание с отцом. Петр I подтвердил свое обещание простить сына, но потребовал отречения от прав на престол. В тот же день царевич торжественно отрекся от престола, о чем был обнародован заранее приготовленный манифест.

С открытием новых обстоятельство по делу царевич был арестован и доставлен в Санкт-Петербург. 14 июня (ст. ст. ) 1718 года Алексей Петрович был заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, несколько раз допрошен и пытан. Сенат вынес ему смертный приговор как изменнику. 26 июня (7 июля) 1718 года Алексей Петрович скончался в заключении, не выдержав пыток (возможно, был убит).


Город Москва

Родился в подмосковном селе Преображенском (ныне в черте города). В 1708 году надзирал за строительством укреплений в Москве на случай нападения шведского короля Карла XII. Жил в Москве зимой-весной 1718 года.

Город Санкт-Петербург

Участвовал в походе на Ниеншанц (1703). Жил в Санкт-Петербурге до бегства за границу в 1716 году. В 1718 году был доставлен в город под арестом. Скончался в Петропавловской крепости после вынесения смертного приговора. Похоронен в соборе Святых Петра и Павла в Петропавловской

крепости.

Архангельская область, город Архангельск

Сопровождал царя Петра I в поездке в Архангельск в 1702 году.

Владимирская область, Суздальский район, город Суздаль

В конце 1706 – начале 1707 годов посетил свою мать, царицу Евдокию Федоровну, в Суздальском Покровском монастыре, чем вызвал гнев Петра I.

Смоленская область, Вяземский район, город Вязьма

В августе 1708 года по поручению Петра I проводил инспекцию армейских продовольственных складов в Вязьме.

Смоленская область, город Смоленск

В 1708 году по поручению Петра I набирал полки в Смоленске.

Воронежская область, город Воронеж

В феврале-апреле 1709 года присутствовал в Воронеже при спуске на воду боевых кораблей.

Вологодская область, город Вологда

В апреле 1702 года сопровождал царя Петра I при посещении им Вологды.

Вологодская область, Тотемский район, город Тотьма

Сопровождал царя Петра I в ходе его пребывания в Тотьме в 1702 году.

Орловская область, Болховский район, город Болхов

Сопровождал Петра I в ходе пребывания в Болхове в 1706 году.

Ленинградская область, Волховский район, город Сясьстрой

Посетил Сясьские Рядки в 1716 году и пожертвовал деньги на строительство храма, названного позднее церковью во имя Алексея Божьего Человека.

Портрет цесаревича Алексея Петровича (1690-1718) #19048958

Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке – профессионально сделанные и готовые к развешиванию

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Холст 7 Печать на холсте Принты добавляют цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию

Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай

Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальными произведениями искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных музейных кураторов

Фото в рамке
Фотопринты поставляются в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению

Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе

Рамка премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию

Открытки
Фото открытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки для столовых приборов

Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Acrylic Blox
Обтекаемая, односторонняя, современная и привлекательная столешница с принтом

Подушка
Дополните свое пространство декоративными мягкими подушками

Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Стеклянная рама
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея. Кроме того, модели меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке

Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкого прочная ткань и ремешок для удобной переноски

Стеклянные коврики
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Николай Николаевич Ге — Соответствующие подставки.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871 г., 173×136 см: Описание произведения «Визитная карточка» Николая Ге – стала сенсацией на первой передвижной выставке в 1871-м году. Ни до, ни после него GE уже не удавалось повторить такой успех. Слухи о грандиозности этой работы начали распространяться, а ведь она находилась в мастерской и так и не была закончена. Крамской ездил в студию к Г. Е.

Шишкину и Перову специально, чтобы «оглушить» их картину, и вспоминает, что произведенный эффект одного из них потерял дар речи: «Перов утих и впечатления не сказал». Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи заранее – еще до того, как она была представлена ​​публике. Когда же, наконец, это случилось и толпы людей с утра до ночи стояли перед полотном, Крамской употребил в письме к художнику Васильевой фразу, ставшую впоследствии легендарной: «Ге царит твердо».

История идеи

До этого GE не писали на исторические темы и вообще особо не жалуются. Но, влившись в когорту передвижников, время проникло в их творческие интересы. Это было в 1871 году, и Россия готовилась к празднованию 200-летия Петра Великого (1672-1725). Приближающийся юбилей обострил давние споры о роли Петра в русской истории. Поэтому в картине ГЭ многие потом будут «активировать» собственные смыслы, яростно споря: возвысил реформатора или его осудили? На стороне живописца Петра или он сочувствует царевичу Алексею, который бесславно погибнет?

Подготовка к работе

К подбору материала и подготовительным работам художник подошёл крайне ответственно. Он изучил все имеющиеся изображения Петра в Эрмитаже — графические, скульптурные и живописные, зарисовал его посмертную маску. Цесаревичу Алексею было сложнее, потому что его подлинных изображений сохранилось меньше. Но GE нашла нетривиальный путь. У него был друг Николай Зайцевский, мелкий чиновник из министерства финансов с очень худым и болезненным лицом. Ге нашел его похожим на известные портреты принца и попросил позировать, чтобы передать его позу и взгляд.

Особую роль в фильме сыграл отлично прописанный интерьер, с этим тоже связан интересный сюжет. Ге приехал в резиденцию Петра – в пустой Петергоф, в Монплезирский дворец и принял в комнате государя его халат и фуражку. Охранник у Дворца, старый отставной солдат, был глубоко растроган до слез: как он здесь работает – только два человека пришли посмотреть на личные вещи Петра: Николай ГЕ Да Император Николай Павлович, который в фуражке и мантии Питер все еще пытался.

Через 13 лет Ге расскажет киевским школьникам: «Я в своей памяти донес до дома весь фон своей картины «Петр I и Алексей», камин, карниз, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, полом и освещением Я был только один раз в этой комнате, и один раз был намеренно, чтобы не нарушить полученное впечатление».

Говорящие части

• На столе перед Питером чернила и разбросанные бумаги, несколько листов также лежат у его ног. Я считаю, что это показания, выбитые из «девиц Ефросиньи, Ефросиньевской» — «полубовного» Алексея, только что родившего в крепости младенца. Именно ее показания, считают историки, сыграли в судьбе князя роковую роль.

• Долгое время GE искала выкройку для скатерти. Найти его не удалось на одной из голландских картин. Скатерть вышла чрезвычайно выразительной деталью. Критики отмечают, что это как кровавое пятно, разделяющее отца и сына.

• GE испробовала множество вариантов состава. Во-первых, он хотел, чтобы Петр располагался на фоне открытого окна. Но потом я решил, что это будет слишком живописно (хуже того, что «кидать стулья на пол») и перенес стену с камином, который собственно и находится перед глазами Петра, на место заднего плана.

• Комната имеет голландский дух, низкие (как у дворца) потолки – именно такие любимы в Питере, а ячеистая плитка на полу только добавляет атмосферы сдержанности и взаимного недоверия.

Картина Кея в восприятии современников

Российские газеты отреагировали на появление картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Большую часть из них, как можно было бы предположить, интересовало, «кто Ге», кто прав в этом историческом конфликте.

• Газета «Дело» была всецело на стороне Алексея: «Переходя от фигуры Петра, этого плотно сидящего человека с красивым, но тучным и очень немыслимым лицом к усталому, но очень выразительному лицу князя с высоким лбом , с ввалившимися щеками, если увидишь чрезвычайно милого, продвинутого, но полусамостоятельного заключенного, стоящего перед следователем с буржуазно-звериных наклонностей и главным образом».

• Писатель Салтыков-Щедрин, напротив, считал, что все симпатии Ге отданы Петру: «По-видимому, личность Петра чрезвычайно мила господину Ге, но иначе и быть не могло… В лице Петра, ни гнева, ни угроз, а есть глубокие человеческие страдания».

• Газета «Голос» решила разделить вину за грядущую трагедию поровну между Петром и Алексеем: «Ге пренебрегла театральными эффектами, к которым так любит прибегать бездарь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *