Царь соломон это кто: Кто такой Соломон в Библии? – Православный журнал «Фома»

Кто такой Соломон в Библии? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами?

Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Соломон в Библии.

Соломон (по-еврейски его имя звучит «Шломо» и означает «мирный», «богатый миром») – знаменитый израильский царь (примерно 1015-975 г.г. до Р.Х).

О нем можно прочитать в Третьей Книге Царств, Первой и Второй книгах Паралипоменон (все входят в состав Ветхого Завета).

Его родители – израильский царь Давид (знаменитый автор псалмов) и Вирсавия (изначально жена Урии, одного из подданных Давида).

Наставник Соломона – пророк Нафан.

В самом начале царствования Соломон принес большую жертву и увидел во сне Бога, который предложил ему просить что угодно. Царь попросил разума, чтобы уметь судить и управлять. За это Бог дал ему не только разум, но «и богатство, и славу» (3 Цар 3:12-15).

Самое первое проявление мудрости – разрешение спора между двумя женщинами ( 3 Цар 3:16-27). Они были блудницы жили в одном доме и почти одновременно родили детей. Ночью один из младенцев умер, и одна из женщин поменяла детей. Наутро она отрицала факт подмены, и женщины пришли к царю. Соломон велел рассечь мечом пополам живого младенца и отдать каждой по половине. Одна из женщин согласилась на это, а вторая сказала – нет, отдайте ребенка, только не убивайте. Так стало ясно, что именно она – мать живого младенца, а первая действительно поменяла детей.

Соломон был женат на дочери египетского царя, а также имел множество наложниц, в том числе чужестранок, которым разрешил поклоняться своим богам.

В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, а над самим Соломоном был произнесен суд о том, что после его смерти царство разделится, а его сын (Ровоам) будет царствовать только над его малой частью (3Цар 11:9 и далее).

Для управления делами Соломон разделил Израильское царство на 12 областей (независимо от деления на колена), для защиты от врагов составил многочисленное войско с колесницами и всадниками и основал города-гарнизоны для запасов. Он посылал корабли в дальние экспедиции и показывал народу диковины, которые привозили из разных стран. Всех царей Соломон превосходил богатством и мудростью (3 Цар 10:23).

Две знаменитые постройки Соломона – храм, который воздвигался семь лет, после чего был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3 Цар 8:1) и дворец, который строился на протяжении тринадцати лет и поражал многочисленностью построек и роскошью. Обратная сторона этой роскоши – тяжелые подати, которые царь возложил на Израиль.

После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3 Цар 11:43), то есть в Вифлееме.

Судя по заголовку 126 псалма, Соломон – его автор. Он также составил значительно число притчей в книге Притчей Соломоновых и традиционно считается автором книг Екклезиаста и Песни Песней (Все входят в состав Ветхого завета).

Соломонов притвор, о котором говорится в Новом завете (Ин 10:23, Деян 3:11 и 5:12) – восточная часть колоннады, которая окружала Иерусалимский храм.

Самое важное и интересное за неделю в email-рассылке журнала «Фома»

Цари Израиля | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Оглавление

Царь Соломон (Шломо, Сулейман) ↓

Царь Соломон в Агаде ↓

Мудрость царя Соломона ↓

Могущество и блеск царствования царя Соломона ↓

Падение царя Соломона ↓

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе ↓

Царь Соломон (на иврите — Шломо) — сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион — то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Давид — царь, псалмопевец, основатель династии и отец Соломона

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя — Едидья («любимец Б-га» — Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» — прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9).

Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

[↑]

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2—13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

[↑]

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б).

Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26—11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

[↑]

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».

Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других — имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии — Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже — золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б).

Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

[↑]

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

[↑]

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

Отголоском агадот и мусульманских легенд в средние века являются легенды о Соломоне и Мерлине, Соломоне и Морольфе, Соломоне и Китоврасе в византийской и славянской письменности.

Кем был царь Соломон? Руководство для начинающих

Царь Соломон был сыном Давида и третьим царем Израиля. Как и его отец, Соломон правил 40 лет, вероятно, примерно с 970 по 931 год до нашей эры. Его часто называют самым мудрым (и самым богатым) человеком из когда-либо живших, и он является традиционным автором нескольких книг Библии, каждая из которых относится к разделу «Поэзия» Ветхого Завета. Соломон также построил первый Божий храм в Иерусалиме, поэтому он известен как храм Соломона.

Соломон является ключевой фигурой в библейском повествовании и занимает важное место в иудейской, христианской и исламской традициях. Почти все, что мы знаем о нем, взято из книг 1 Царств и 2 Паралипоменон, что оставляет ученых неуверенными в том, что мы действительно знаем о нем.

Он был последним царем Израиля до того, как нация разделилась на две части: его сын Ровоам правил Южным Иудейским царством, а бывший советник Соломона Иеровоам правил Северным царством Израиля.

Хотя Соломона почитают за его мудрость и основание первого еврейского храма, он также известен своим грехом. У него было множество жен и наложниц, он предавался идолопоклонству и женился на иностранках (что противоречило Моисееву закону).

В этом руководстве мы рассмотрим, что Библия говорит об этой важной фигуре Ветхого Завета.

Чем известен царь Соломон?

Соломон наиболее известен своим богатством, мудростью и писаниями. И строить храм Божий. И иметь много жен. И . . . Итак, он известен многими вещами. Давайте пройдемся по ним один за другим.

Он просил у Бога мудрости

Евреи и христиане часто считают Соломона самым мудрым человеком из когда-либо живших. Согласно Библии, мудрость Соломона исходила непосредственно от Бога. В начале повествования о Соломоне мы узнаем, что Бог явился ему и сказал: «Проси, что хочешь, чтобы Я дал тебе» (2 Паралипоменон 1:7).

Соломон попросил мудрости и знаний, чтобы лучше управлять Божьим народом (2 Паралипоменон 1:10). В результате Бог фактически дал ему джек-пот божественных даров:

«Поскольку это желание твоего сердца, и ты не просил ни богатства, ни имущества, ни почестей, ни смерти твоих врагов, и поскольку ты просил не долгой жизни, а мудрости и знания, чтобы управлять моим народом над которого Я поставил тебя царем, поэтому мудрость и знание будут даны тебе. И я также дам тебе богатство, имущество и почести, каких не было ни у одного царя, который был до тебя, и ни у кого после тебя не будет». —2 Паралипоменон 1:11–12

Со временем мудрость Соломона стала известна во всем регионе, и по мере того, как росла его репутация, другие правители приходили задавать вопросы и учиться у него:

«Царь Соломон был больше в богатстве и мудрости, чем все другие цари земли. Все цари земли искали аудиенции у Соломона, чтобы услышать мудрость, которую Бог вложил в его сердце». —2 Паралипоменон 9:22–23

Соломону традиционно приписывают авторство подавляющего большинства Притчей, всей книги Песни Песней и Екклесиаста, а также пары псалмов. В основном ему приписывается около половины «книг поэзии и мудрости» в Библии. По сей день люди обращаются к словам Соломона за советом об отношениях, мудрости, богатстве, работе и почти обо всем остальном.

Автор 3 Царств говорит нам, что «мудрость Соломона была больше мудрости всех народов Востока и больше всей мудрости Египта. Он был мудрее всех, включая Ефана Езрахитянина, мудрее Емана, Калкола и Дарды, сыновей Махола. И пронеслась слава о нем по всем окрестным народам» (3 Царств 4:30–31).

Он был невероятно богат

Соломон явно унаследовал большое состояние от своего отца Давида, который накопил огромную казну за счет военных трофеев. (Это просто более приятный способ сказать «он украл это у людей, которых он убил или завоевал».) Чтобы помочь Соломону построить храм, Давид отложил «сто тысяч талантов золота, миллион талантов серебра», а также « количество меди и железа слишком велико, чтобы его можно было взвесить» (1 Паралипоменон 22:14).

Но Соломон жил не только за счет состояния своего отца. Божье обещание дать Соломону мудрость включало в себя обещание дать ему богатство, и Бог исполнил его.

«Господь превознес Соломона в глазах всего Израиля и даровал ему царское великолепие, какого не имел прежде ни один царь над Израилем». —1 Паралипоменон 29:25

Библия не говорит нам точно, сколько денег было у Соломона. Но это дает нам некоторые особенности .

«Соломон накопил колесницы и лошадей; у него было четырнадцать сотен колесниц и двенадцать тысяч лошадей, которых он держал в городах колесниц, а также у него в Иерусалиме. Царь сделал серебро и золото столь же распространенными в Иерусалиме, как и камни, и кедр, столь же многочисленный, как и смоковницы в предгорьях. Лошади Соломона были привезены из Египта и из Куэ — царские купцы покупали их у Куэ по нынешней цене. Они привезли из Египта колесницу за шестьсот сиклей серебра и лошадь за сто пятьдесят». —2 Паралипоменон 1:14–17

Интересно, что богатство Соломона здесь связано с процветанием Израиля. Не говорится, что у самого Соломона было столько золота и серебра, что эти драгоценные металлы были так же распространены, как и камни. Там говорится, что он сделал их такими же обычными, как камни в Иерусалиме . Точно так же кедры, которые традиционно были самыми сильными, высокими и красивыми деревьями, стали такими же многочисленными, как и одно из самых распространенных фруктовых деревьев. Соломон также был активным участником этого изменения. Он сделал серебро и золото более распространенными, а он сделал кедр более обильным. Итак, хотя Бог благословил Соломона богатством, это благословение распространилось и на Божий народ.

Стоит также отметить: Бог прямо сказал израильтянам не позволять своему царю делать это.

«Кроме того, царь не должен приобретать себе большое количество лошадей или заставлять народ возвращаться в Египет, чтобы получить больше, ибо Господь сказал вам: «Вы не должны возвращаться тем путем. ” Он не должен брать много жен, иначе его сердце собьется с пути. Он не должен накапливать большое количество серебра и золота». — Второзаконие 17:16–17

Он буквально послал людей в Египет за лошадью и колесницей. Для такого мудрого царя это выглядит так, будто Соломон отнесся к Божьему предупреждению как к списку дел.

Он построил Божий храм

Соломон построил первый еврейский храм, который сразу же стал средоточием еврейской веры. Но история храма начинается задолго до Соломона.

Со времен Моисея местом обитания Бога был Ковчег Завета, который хранился в скинии. Хотя скиния была сложной, красивой и тщательно спроектированной, по сути, это была причудливая палатка.

Однажды Давид (второй царь Израиля и отец Соломона) с тревогой осознал, что, пока он жил во дворце, Божий «дом» был шатром:

После того, как Давид поселился в своем дворце, он сказал пророку Нафану: « Вот я живу в кедровом доме, а ковчег завета Господня стоит под шатром». —1 Паралипоменон 17:1

Через Нафана Бог сказал Давиду, что один из его сыновей построит его храм:

«Когда дни твои окончатся и ты пойдешь к своим предкам, Я восставлю твое потомство, чтобы оно преуспело ты, один из твоих сыновей, и Я устрою его царство. Он тот, кто построит мне дом, и я упрочу его престол навеки». — 1 Паралипоменон 17:11–12

Позже Бог открывает, что это произошло из-за того, что Давид пролил слишком много крови (1 Паралипоменон 22:8, 1 Паралипоменон 28:3). Хотя Давид не смог построить храм, в конце своего правления он пожертвовал огромный запас золота, серебра, бронзы, железа, оникса, бирюзы и «всех видов драгоценных камней и мраморов» (1 Паралипоменон 29:2). для здания.

Фактическое строительство храма описано во 2 Паралипоменон 2–5 и 1 Царств 5–6. На четвертом году своего правления (3 Царств 6:1), имея более 150 000 рабочих, Соломон начал семилетний проект (3 Царств 7:1).

Несмотря на то, что он был богато построен из кедра, покрытого золотом, с роскошной мебелью и ценной сокровищницей, храм был на удивление маленьким. Он был всего около 90 футов в длину, 30 футов в ширину и 45 футов в высоту (1 Царств 6:2, 2 Паралипоменон 3:3).

Согласно историку I века Иосифу Флавию, «храм был сожжен через четыреста семьдесят лет, шесть месяцев и десять дней после того, как был построен» ( Иудейские древности ). Он стоял примерно с десятого века до нашей эры, пока царь Навуходоносор не разрушил его в начале шестого века до нашей эры.

У него было много жен

Соломон был помазанником Божьим, и Бог чрезвычайно благословил его. Но он не был известен своей чистотой. Согласно 3 Царств 11:3, у Соломона было 700 жен и 300 наложниц! (Наложница была сексуальным партнером с более низким статусом, чем жена, часто, по существу, сексуальной рабыней.)

Библия довольно ясно говорит, что это не то, что Бог намеревался или желал. Еще до того, как израильтяне достигли земли обетованной, Бог предупредил, что царь со многими женами собьется с пути своего сердца (Второзаконие 17:17). Он сказал израильтянам не жениться на людях из определенных земель, потому что это заставит их служить другим богам (Второзаконие 7:3–4).

Соломон все это знал. Как царь богоизбранного народа и как человек, наделенный Божьей мудростью, он не мог этого знать. И все же он решил взять сотни женщин в жены и любовницы.

Для многих людей тот факт, что у Соломона было много жен (и, возможно, ирония судьбы, что он занимает такое почетное место в христианстве и иудаизме) является одной из самых запоминающихся вещей в нем. Но важно помнить, что Библия не уклоняется от этого факта, и он даже напрямую связан с падением Соломона. Его жены «обратили его сердце» к другим богам, включая Молека, бога детских жертвоприношений, и, в свою очередь, он также обратил к ним сердце Израиля.

Он пропагандировал идолопоклонство

Поскольку древние религии были глубоко укоренены в культуре их происхождения, браки с иностранцами открывали израильтянам доступ к другим богам, ритуалам и традициям, которые формировали их мировоззрение и поведение. Идолы почитались как воплощение богов, которых они представляли, поэтому, принося идолов (и идолопоклонников) в свой дом, вы подвергались влиянию этих других богов.

У Соломона были интимные отношения с сотнями женщин из тех самых народов, с которыми Бог запретил израильтянам вступать в смешанные браки (3 Царств 11:2). Как вы можете себе представить, многие из этих женщин поклонялись одним и тем же богам, и Соломон сталкивался с постоянным давлением, чтобы оба присоединились к ним в ритуалах, традициях и верованиях, которые они воспитывали в 9 веке. 0051 и оказывают давление, чтобы нормализовать действия и убеждения его семьи в рамках израильской культуры. Итак, удивление, удивление, «жены его обратили сердце его к богам иным, и сердце его не было полностью посвящено Господу, Богу его» (3 Царств 11:4).

В частности, жены Соломона убедили его следовать за сидонской богиней Астартой, моавитским богом Хамосом и аммонитским богом Молеком. Он даже построил места для поклонения, чтобы его жены (и все, кто следовал этим богам) могли приносить им жертвы (3 Царств 11:7). Он сделал это для всех своих жен и их богов (3 Царств 11:8).

Итак, хотя у израильтян не было идолов или изображений Яхве, они были окружены идолами и постоянно видели, как царские особы приносятся в жертву другим богам. Соломон построил Яхве прекрасный храм для ковчега завета. Но он также накопил такое богатство, что драгоценные металлы стали столь же распространены, как и камни, и он посвятил видные места иноземным богам.

В начале своего правления Соломон устроил особое место для Бога. Но к концу его правления храм Соломона был всего лишь одним из многих мест, посвященных одному из многих богов, а дом, который он построил для Яхве, Бога Израиля, оказался в тени мест, куда люди приходили поклоняться и служить другим богам.

Он написал и сказал много притчей

Автор Книги Царств утверждает, что Соломон «сказал три тысячи притчей» (1 Царств 4:32). Его мудрость исследовала почти все темы, и правители всех народов приезжали в Израиль, чтобы послушать его пословицы:

«Он говорил о растительной жизни, от ливанского кедра до иссопа, который растет из стен. Он также говорил о животных и птицах, рептилиях и рыбах. Со всех народов приходили люди послушать мудрости Соломона, посланные всеми царями мира, которые слышали о его мудрости». — 3-я Царств 4:33–34

Сотни притч Соломона сохранились в библейской Книге Притчей наряду с некоторыми его стихами и мудростью других. Некоторые из них являются инструкциями, а другие просто наблюдениями, но вместе они способствуют стремлению к мудрости, справедливости и праведности.

Притчи Соломона использовали различные стили для передачи смысла, но в Книге Притчей его наиболее распространенными высказываниями были две строки, которые сравнивали или противопоставляли две вещи (например, мудрость и глупость), или где вторая строка является следствием (положительный или отрицательный) первого.

Вот несколько примеров.

Сравнение

«Как собака возвращается на свою блевотину, так глупцы повторяют свою глупость». — Притчи 26:11

Контраст

«Начало мудрости — страх Господень, а глупые презирают мудрость и наставление». — Притчи 1:7

Следствие

«Направляйте детей по тому пути, по которому они должны идти, и даже состарившись, они не сойдут с него». — Притчи 22:6

Он написал книгу о сексе

Отец Соломона, царь Давид, был известным музыкантом. Еще мальчиком он играл за царя Саула. За свою жизнь Давид написал около половины псалмов Библии. Соломон тоже был автором песен и, возможно, даже более плодовитым, чем его отец. В 1 Царств 4:32 говорится, что Соломон написал более 1000 песен.

Одной из этих песен была книга, известная нам как Песнь Песней или Песнь Соломона.

Эта интимная книга посвящена браку, сексу и любви и написана с точки зрения невесты, жениха и их друзей. Хотя Соломон не говорит прямо о нем и его жене, большинство читателей обычно предполагают, что это так, и есть шесть прямых ссылок на Соломона (Песнь Песней 1:5; 3:7, 9)., 11; 8:11–12) и три ссылки на царя (Песнь Песней 1:4, 12; 7:6). А жених выделяет невесту как единственную среди более чем сотни королев, наложниц и девственниц, которые предположительно принадлежат ему.

Напрашивается вопрос: о какой жене идет речь?

. . . Мы не знаем. Их было много, ясно?

Хотя всю книгу легко прочитать как единое целое, ученые спорят о том, сколько отдельных стихотворений она на самом деле содержит.

«У ученых нет единого мнения относительно структуры Песни. Было предложено всего шесть стихотворений (Miller 1927), а некоторые ученые признали целых двадцать пять или более. . ». — Профессор Роланд Э. Мерфи, The Anchor Yale Bible Dictionary

Забавный факт: Песнь Песней — одна из двух книг Библии, в которых Бог ни разу не упоминается. (Другая — Эстер.)

На протяжении всей песни (или… сборника песен?) Соломон использует довольно странные образы, чтобы описать эту прекрасную невесту. У нее зубы, как у стада овец (Песнь Песней 6:6), волосы, как у стада коз (Песнь Песней 6:5), и груди, как у двух оленят-близнецов (Песнь Песней 4:5).

Это не современная песня о любви. Но история, послание и романтика песни вне времени.

Возможно, он написал Экклезиаст

Экклезиаст — это книга поэзии и литературы мудрости, в которой никогда не упоминается автор по имени. Но это дает некоторые довольно важные намеки на то, что Соломон написал это, поэтому он традиционно считается автором.

В первом стихе автор упоминается как «сын Давида» и «царь». Позже в нем говорится, что автор «был царем Израиля в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:12) и упоминается о нем как об известном мудреце (Екклесиаст 12:9).–10). Только два сына Давида правили Израилем в Иерусалиме: его сын Соломон и его внук Ровоам. И, ну, Ровоам не был известен своей мудростью.

Екклесиаст — это не повествование, не сборник песен, пословиц или законов. Это расширенный дискурс о смысле жизни. И давайте просто скажем, что это не та книга, к которой обращается большинство людей, когда ищут ободрения:

«Видел я все дела, какие делались под солнцем, и вот, все суета и погоня за ветром». — Екклесиаст 1:14

Книга исследует стремление к мудрости, богатству, работе и другим сферам жизни, в которых автор «все это видел». Но в то время как автор все видит бессмысленным, они также призывают читателей повиноваться Богу, ведь даже если мы не видим смысла делать добро или последствий совершения зла прямо сейчас, в конце концов, Бог рассудит:

«Вывод, когда все выслушано, таков: бойтесь Бога и соблюдайте Его заповеди, потому что это касается каждого человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, все тайное, хорошо ли оно или худо». — Екклесиаст 12:13–14

Как умер царь Соломон?

Ближе к концу своего правления у Соломона было несколько врагов, и даже один из его собственных советников — Иеровоам — восстал против него. Но после 40 лет царствования Соломон умер естественной смертью.

Он был последним царем, правившим 12 объединенными коленами Израиля. После его смерти престол унаследовал его сын Ровоам, который быстро начал притеснять израильтян. Около 10 колен решили сделать Иеровоама своим царем, сформировав Северное Израильское царство, оставив Ровоаму править двумя оставшимися коленами в том, что стало Иудейским царством.

Мудрый и глупый царь

Соломон был известен своей мудростью, но это не уберегло его от серьезных ошибок. Он понимал, как устроен мир, и вместо того, чтобы жить в гармонии с Богом и его порядком для мира, он пытался использовать его и использовать в своих интересах.

Он построил Богу храм, а затем окружил его местами для поклонения другим богам. Он проигнорировал предостережения Бога против того, чтобы иметь много жен, накапливать большое богатство и отправлять израильтян обратно в Египет.

Соломону было дано гораздо больше, чем его отцу до него, но, хотя во многих отношениях он пошел по стопам своего отца, в конечном итоге он не смог соответствовать его примеру послушания.

Мудрость — ценный дар, и Бог дал Соломону ее в изобилии. Но с этой мудростью пришло еще большее искушение довериться своему собственному суждению, а не смиренно ходить с Богом. Тем более примечательно, что Соломон сказал:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим

    и не полагайтесь на собственное понимание;

на всех путях своих подчиняйся ему,

    и он сделает ваши пути прямыми». —Притчи 3:5-6

Соломон, вероятно, усвоил этот урок на собственном горьком опыте. Мы можем многое почерпнуть из мудрости Соломона. И, к счастью, мы тоже можем учиться на его ошибках.

Царь Соломон

Библейский царь Соломон был известен своей мудростью, богатством и своими писаниями. Он стал правителем примерно в 967 г. до н. э. и его царство простиралось от реки Евфрат на севере до Египта на юге. Его главным достижением стало строительство Святого Храма в Иерусалиме. Почти все сведения о нем получены из библейских книг Царств I и Паралипоменон II.

Соломон был сыном царя Давида и Вирсавии. Соломон не был старшим сыном Давида, но Давид пообещал Вирсавии, что Соломон станет следующим царем. Когда старший сын Давида Адония провозгласил себя царем, Давид приказал своим слугам привести Соломона к источнику Гихон, где священник помазал его, когда Давид был еще жив. Соломон унаследовал значительную империю от своего отца.

Сначала Соломон столкнулся с противодействием. Двое из ближайших советников Давида, Иоав, сын Саруи, и священник Авиафар встали на сторону Адонии. Когда Адония пришел к Соломону и попросил царского слугу в жены, Соломон увидел, что это скрытая угроза захватить его царство, и послал гонца, чтобы убить Адонию. Он изгнал Авиафара в город Анафоф. Затем Соломон последовал последним указаниям своего отца, в которых Давид приказал ему убить Иоава и одного из врагов его отца, Семей, сына Геры. Таким образом, Соломон преодолел последние потенциальные угрозы своему царству. Затем он назначил своих друзей на ключевые военные, правительственные и религиозные посты.

Соломон накопил огромное состояние. Он контролировал весь регион к западу от Евфрата и имел мир на своих границах. Короли I утверждают, что у него было 12 000 лошадей с всадниками и 1400 колесниц. В Мегиддо действительно были найдены остатки стойл на 450 лошадей. Соломон укрепил свое царство через брачные союзы. В Kings I записано, что у него было 700 жен и 300 наложниц, хотя некоторые считают это число преувеличением. 2 Он имел большую долю в торговле между северными и южными странами. Он основал вокруг своей провинции израильские колонии для решения военных, административных и торговых вопросов. Империя была разделена на двенадцать округов, при этом Иуда составлял собственную политическую единицу и пользовался определенными привилегиями.

Хотя Соломон был молод, вскоре он стал известен своей мудростью. Первый и самый известный случай его сообразительности как судьи произошел, когда к его двору пришли две женщины с младенцем, которого обе женщины объявили своим. Соломон пригрозил разделить младенца пополам. Одна женщина была готова принять это решение, но другая умоляла короля отдать живого ребенка другой женщине. Соломен тогда знал, что вторая женщина была матерью.

Послушать мудрость Соломона пришли и люди из окрестных народов. Он сочинил 3000 пословиц и 1005 песен. Он написал Песнь Песней, Книгу Притчей и Екклесиаст.

Одним из самых знаменитых визитов к Соломону был визит царицы Савской, приехавшей из южной Аравии. Исторически Аравия была страной, богатой золотом, ладаном и миррой. Соломону нужны были товары и торговые пути Савы; царица Савская нуждалась в содействии Соломона в сбыте товаров ее страны. Царица пришла к Соломону на верблюдах, везущих пряности, золото и драгоценные камни. Она задавала ему вопросы и загадки и была поражена его мудростью.

Когда империя Соломона успокоилась, он начал строить Святой Храм. Он получил дрова от Хирама, царя Тира, и ввел обязательные трудовые повинности как для израильтян, так и для чужеземных народов, находившихся под его контролем. Его рабочие построили структуру Храма, его украшения и сосуды. Храм строился семь лет. Он был построен из камня и кедра, вырезан внутри и покрыт чистым золотом. Когда это было сделано, Соломон посвятил Храм публичной церемонии молитв и жертвоприношений.

Соломон также был известен своими другими строительными проектами, в которых он использовал рабский труд хеттов, амореев, ферезеев, хивеев и иевусеев. Он потратил 13 лет на строительство собственного дворца, а также построил городскую стену, цитадель под названием Милло, дворец для дочери фараона (которая была одной из его жен) и помещения для иностранных торговцев. Он построил города для колесниц и всадников и создал города-хранилища. Он расширил Иерусалим на север и укрепил города у Иудейских гор и Иерусалима.

Падение Соломона произошло в старости. У него было много иностранных жен, которым он позволял поклоняться другим богам. Он даже построил святилища для жертвоприношений своих иностранных жен. В царстве Соломона он обложил людей высокими налогами, которые ожесточились. Он также заставил людей работать солдатами, старшими офицерами и командирами его колесниц и кавалерии. Он предоставил особые привилегии коленам Иуды, и это оттолкнуло северные племена. Пророк Ахия из Силома предсказал, что Иеровоам, сын Навата, станет царем над десятью из 12 колен вместо одного из сыновей Соломона.

За пределами царства Соломона Хадад из царской семьи Эдома восстал как противник Израиля. Резон, сын Элиады, правитель Арама, также сражался с Соломоном и создал напряженность между двумя царствами, которая сохранялась даже после окончания правления Соломона.

Соломон умер в Иерусалиме после 40 лет правления Израилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *