разговор с самим собой – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Слова и их смыслы в Толковом словаре Юрия Пущаева
Интересно, что в Новом Завете «язычники» дословно значит «народы», «племена». Для их обозначения используется древнегреческое слово τὰ ἔθνη. Это множественное число от τό ἔθνος (ethnos) – «народ», «народность», «племя», «общество», «группа». А слово «языческий» обозначалось прилагательным ἐθνικός (ethnikos) т.е. «народный», «племенной». Так и в русском языке термин «язычество» происходит от церковнославянского «язык», одно из значений которого тоже народ, племя. И в таком именовании язычников как народов был глубокий смысл, актуальный и поныне.
Вообще язычество может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом, магией, даже сатанизмом и др.
Человек в языческом представлении нисколько не испорчен первородным грехом. Он – полноценное и здоровое создание, нуждающееся не в исцелении, а лишь в некотором улучшении внешних материальных и социальных условий. Также язычником в самом широком смысле этого слова может быть, например, даже человек, вроде бы называющий себя христианином, но при этом верящий в оккультизм и астрологию.
Появившееся в Ветхом Завете обозначение язычников как просто других народов (евр. гои) в отличие от израильтян, затем перешло и в Новый Завет, но уже не в качестве противопоставления собственно еврейской идентичности.
Таким образом, если отталкиваться от значения древнегреческого слова «язычник», то можно говорить, что язычество – это то, что естественным образом производят народы в своем религиозном сознании, предоставленном самому себе.
Собственно, выражение «языческая вера» – это и есть «народная вера». Ведь, например, человеку в каком-то смысле естественно верить, что его жизнью управляют внешние силы, и кому это делать, как не прекрасным звездам? В этом исток астрологии или обожествления небесных тел, которое было тоже так широко распространено в античности. Точно так же естественно верить в возможность пообщаться с умершими и потусторонними духами – ведь очень тянет узнать, что же «там», после смерти, будет. Любое суеверие паразитирует на реальной проблеме. А Православие как правая вера блокирует языческие верования и установки и направляет человека по истинному духовному пути.
Можно еще сказать, что язычество – это естественный результат религиозных исканий людей или народов. В то же время библейский монотеизм не произведен естественно-культурными механизмами, создающими различные религиозные мифы. Заветы, как Ветхий, так и Новый, имеют принципиально иную основу – в них Сам Бог пожелал открыть Себя людям.
Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.
На заставке фрагмент фото Alexandra Person
«Что такое язычество? » — Яндекс Кью
В сообществах принято создавать «первый пост», с заглавием: «О чём мы пишем» в котором можно растекаться о тематике своего сообщества, своей вовлечённости и любви к этой теме, и яркому желанию поделиться всем этим с читателем.
Я хотел, было, поступить также, но уже в процессе столкнулся с проблемой. Ведь объяснить кратко о чём сообщество, без мануала о язычестве невозможно. Это приводит нас к созданию такого мануала. Итак, что называют язычеством?
На самом деле науки неизвестно. Это звучит парадоксально, слово уже древнее, все его знают, все представляют что оно значит. А в словарях и научных работать существует большое количество таких определений, разной степени точности. Вообще, если говорить о серьёзной науке, то каждый раз при написании статьи о язычестве принято обозначать, что подразумевается под этим словом в данной статье (это правило работает в принципе во всех науках по отношению к таким неточным и спорным понятиям). То есть вот когда заходит разговор о язычестве — примерное представление о чём речь все имеют, но сформулировать это внятно и чётко удаётся у немногих. Здесь я люблю вспоминать про мандарины.
Вот представим, что я, вместе с вами, не знаю, что такое мандарин. Ни разу не пробовал, не видел даже в телевизоре, не встречал в книжках. И про себя тоже такое представьте. И вот спрашиваю я, у сведущих людей: «У вас только и разговоров об этих ваших мандаринах, столько обсуждений. Скажите мне, раз вы знаете, — что же такое мандарин?».
Первый мне отвечает — это такой цитрусовый фрукт, он сладкий на вкус, чуть-чуть кисловатый. Похож на апельсин, только меньше и с дольками.
Второй отвечает — энциклопедически мандарин — это фрукт. Любой мандарин = фрукт. Следовательно, любой фрукт = мандарин.
Третий отвечает — мандарин, это не банан, не арбуз, не яблоко.
Четвертый отвечает — мандарин содержит витамины A, В1, B2, B6, C, Е, PP, Бета-каротин, минералы Калий (155 мг.), Кальций (35 мг. ), Магний (11 мг.), Натрий (12 мг.),
Фосфор (17 мг.), Железо (0,1 мг.), а так же очищают кровь от холестерина и освобождают сосуды от склеротических бляшек, а также укрепляют и повышают эластичность стенок кровеносных сосудов.
А служитель Древнерусской Церкви Староверов Марвелов вообще говорит, что Мандарин, — это злодей такой. Глава банды девяти колец.
В целом все они (даже последний) в чём-то правы, верно? Но после чьего ответа вы, и я, поняли суть мандарина? Что он, и зачем нужен? Что с ним делать? Можете меня бить, но мне вот стало понятно, о чем речь только после ответа первого человека. Меняем мандарин на язычество и пускаем наших пятерых в обратном порядке:
Пятый мне говорит, что язычество произошло от «Язче никакой», то есть обозначает инородцев. Технически я понял, о чем он говорит, но это действует только в рамках его вселенной, ибо не проверяется историей и словообразованием. Таких «язче никаких» или у которых язычество произошло от слова «зычить» довольно много есть на сервисе. Их не нужно обижать, просто всегда помните, что они живут немного на своей волне, и когда кто-то пытается в их мир принести кусочек реальности им становиться больно, они сопротивляются. А делать людям больно без особой причины не нужно.
Четвертый мне говорит, что язычество, это манифестационизм. Что мир у язычника, это проявление богов, мир состоит плоть от плоти богов. А у не язычника мир — лишь творение в руках демиурга, имеет принципиальный с ним разрыв. И любая часть этого мира, как бы не пыталась, ну никаким боком не может обожествиться до уровня демиурга. Это все очень круто и очень глубоко, но вряд ли если я это кому расскажу кто-то себе представит визуально язычество, хотя и чистая правда. Как и с бета-каротином в мандарине была чистейшая правда. Но если бы я вам вне контекста выдал вот то описание мандарина от четвертого человека, вы бы поняли по влиянию на организм и составу витаминов с минералами о чем я говорю? Так же и тут. Подойдите к постороннему человеку и не произнося слово «язычество» с помощью манифестационизма (или «не теизма», каким часто рисуют язычество в словарях) объясните ему что такое язычество. А потом спросите какие примеры манифестационизмов он может привести. Посмотрите на реакцию. Это не описание язычества, а загоны для любителей копать в глубину, в терминологию и заумь.
Третий мне говорит, что язычество, это не христианство, не ислам и не буддизм. Я так и не узнал, чем является язычество. Я не знаю кто такой язычник, и от чего его прёт быть язычником. Я понял, что он не христианин. В чем суть язычества — осталось загадкой. При чём вот это определение через отрицание, почему-то, является одним из популярных, хоть ничего и не определяет. Ведь человек — это не корова, не собака и не рыба, а автомобиль — не самолёт и не корабль.
Второй мне говорит, что энциклопедически язычество является синонимом политеизма. Любое язычество политеизм, любой политеизм язычество. А любое христианство монотеизм — и ведь из этого следует, что любой монотеизм — это христианство, верно? Ba-dum-tss… А ведь ислам, это религия, и ведь любая религия — это ислам? Такую идиотию про Сократа и кошку можно продолжать долго, и продолжают ведь. То есть вся суть уравнивания язычества и политеизма в синонимы только в том, что богов много. Это то, за чем к язычеству обращаются люди — просто богов наплодить побольше. И если я скажу, что мои боги, это Профессор Дамблдор, Ктулху и Дух Отец — я язычник. И измываться над этим определением можно долго, вспоминая монотеистичные примеры язычества – тенгрианство, египетская религия в какие-то времена, зороастризм. А главное, что ведь и православие можно назвать политеизмом, ведь бог один, но культов святых много и самих этих святых на целый пантеон. В общем все эти -измы лишь смущают честный люд и на самом деле существуют лишь на бумаге, и интересовать должны лишь учёных, которые эти -измы и изобрели. Никаких -измов в чистом виде в мире не существует. Конечно политеизм является заметной частью разных язычеств, часто встречающийся, но не определяющей. Также как руль является часто встречающейся деталью автомобиля (я знаю мало автомобилей без руля), но при этом не руль определяет автомобиль и не руль его приводит в движение.
А первого у нас нет. По этому поиском самого внятного определения в этом вопросе приходиться заниматься самостоятельно.
Если заглянуть в словари там можно повстречать ещё интересные определения, в духе «Язычество — не теистические религии» (опять определение через отрицание), «Язычество — идолопоклонничество» (поклонение тварному, созданному единым богом, богословское определение), «Язычество — религии, которым свойственен анимизм и политеизм» (недостаточно точно).
В итоге, после долгих поисков, я пришёл к самому понятному и точному определению.
Язычество — это этнические религии. Религии одного этноса, в противовес религиям мировым.
В пользу этого говорит и словообразование (Язычество произошло от слова «язык», что значило тогда «народ»). В пользу этого говорит тот факт, что вы не сможете рассказать о каком либо язычестве, избегая упоминаний народов. Ведь какое язычество вы знаете? Правильно — греческое, индусское, славянское, скандинавские и т.д. Говоря о язычестве, пытаясь что-то о нём рассказать или как то его объяснить — тему этносов невозможно обходить стороной.
И здесь же вскрывается ещё один важный момент. Когда я отвечал на вопрос «Почему язычество становится популярным в современности?» одним из главных драйверов прихода неофитов к язычеству я указывал тягу к этносу. Ведь никто не зовёт людей на «праздник политеистов». Во всех рекламах и объявлениях обязательно указывают «Приходите на традиционный праздник славян«.
Следовательно наше сообщество сконцентрировано вокруг этнических религий (древних и современных). Наверняка про это и многие члены сообщества (не только я) могут рассказать что-то полезное и интересное.
Надеюсь первый пост вышел увлекательным, а главное познавательным.
Что делают язычники? | Проект плюрализма
Языческие традиции и выражения сильно различаются и могут включать в себя совместные наружные ритуалы, уединенную медитацию или созерцание или использование символов, талисманов или алтарей. Языческая магия — это духовная практика, направленная на изменение человека и мира посредством молитвы и физических действий.
Скачать (PDF)
Посмотреть полный альбом
Языческие традиции сильно сосредоточены на ритуалах, и практикующие могут черпать информацию из нескольких источников или следовать одной современной языческой традиции. Самым крупным из последних является Викка, форма религиозного колдовства, включающая в себя десятки родословных, путей и стилей. Другие традиции включают друидизм, невикканские формы религиозного колдовства, язычество и асатру (североевропейское язычество), феминистское поклонение Богине и различные реконструкции, включая греческий, египетский, кельтский, римский, ханаанский, а также другие исторические религии. Некоторые приверженцы афро-карибских религий также могут считать себя язычниками, а другие — нет.
Языческие ритуалы обычно сосредоточены на почитании божества или божеств; наблюдение за естественными циклами, такими как сезонные изменения или прибывающая и убывающая луна; или празднование обрядов перехода, таких как рождение, переход во взрослую жизнь, брак и смерть.
Язычники, как правило, не занимаются прозелитизмом, и, хотя занятия и ретриты могут познакомить людей с путем, инициатива практиковать принадлежит каждому человеку. Некоторые язычники также участвуют в других религиозных сообществах, таких как церкви или синагоги. С 1970-х до начала 1990-х источником роста язычества были небольшие группы, которые по-разному назывались рощами, гнездами, шабашами или кругами.
Хотя некоторые язычники все еще регулярно практикуют либо в небольших частных, либо в больших общественных группах, многие из них являются «одиночками», что означает, что они практикуют в одиночку и могут собираться с группой только по особым случаям. Социолог Хелен Бергер сообщает, что до 79% американских язычников сегодня могут считать себя отшельниками. Большинство из них не празднуют в конкретном храме или здании, хотя в Соединенных Штатах есть несколько языческих храмовых зданий. В целом язычники предпочитают поклоняться на открытом воздухе или же в частных домах и арендованных залах.
Строительство алтаря — места для божественного и священного места для совершения ритуалов — является одним из первых способов, с помощью которых многие язычники начинают духовную практику. У язычников часто в домах есть алтари, иногда спрятанные в углу спальни. Язычники, имеющие дворы, или те, кто живет в сельской местности, могут строить жертвенники на открытом воздухе. Алтарь может содержать предметы природы, фотографии любимых умерших, ритуальные инструменты и предметы красоты или личной силы. У алтаря можно было оставить подношение божеству, погрузиться в медитацию, создать травяной амулет или провести личный ритуал очищения или исцеления. Взгляд на алтарь — это напоминание о духовной жизни, и медитация на нем может привести к духовному прозрению.
Язычники могут ежедневно выполнять самые разнообразные духовные упражнения, хотя, вероятно, нет двух язычников, практикующих свою веру совершенно одинаково. Языческая личная практика может быть такой же простой, как зажигание свечи в темноте луны и медитация на пламя или наливание свежей воды для своих предков и произнесение молитвы. Высказанные намерения считаются очень сильными: язычники часто считают, что словесное выражение своих желаний — это первый шаг к переменам в их жизни.
Одной из важных форм ежедневной практики для многих язычников является «заземляющая» медитация, которая соединяет человека с энергией Земли и помогает поддерживать физическое и эмоциональное равновесие. Другим является практика гадания, которая может принимать простую форму расспросов о предстоящем дне или вопросов по конкретному вопросу. Некоторые язычники обращаются к астрологии, в то время как другие используют карты Таро, руны или маятники для доступа к источникам духовного знания. Другие обращаются к движениям в естественном мире — взаимодействию с животными, растениями, ветром и водой — чтобы интуитивно понять закономерности в местной среде. Чувство связи, полученное благодаря этим практикам, помогает язычникам жить своей верой в то, что божественность присутствует в окружающем их мире.
Некоторые язычники предпочитают носить священные украшения. Языческие символы включают пентакль, переплетенную пятиконечную звезду, которую часто носят виккане. Звезда направлена вверх, чтобы выровняться с вертикальным человеческим телом, с одной точкой вверх для головы и точками, обращенными наружу и вниз, для рук и ног. Пентакль является символом жизни и союза элементов (земли, воздуха, воды и огня) с духом, хотя в популярных фильмах ужасов его часто ошибочно представляют как символ зла. Однако не все язычники используют пентакль как религиозный символ. Язычники, которые следуют североевропейским путем, могут носить Мьёльнир, молот Тора, традиционный религиозный кулон, который носят те, кто сопротивляется обращению в христианство в средневековой Скандинавии. Изображения природных объектов, таких как деревья, или абстрактные фигуры Богини также популярны среди язычников. В 2007 году Департамент по делам ветеранов добавил пентакль в качестве утвержденного религиозного символа для надгробий ветеранов, и это решение восхитило виккан. Друиды и язычники находятся в процессе подачи петиции, чтобы утвердить выбранные ими символы.
Многие язычники практикуют магию (часто пишется с буквой «к», чтобы отличить ее от сценической магии и причудливой магии фантастических романов). В язычестве магия — это духовная практика, направленная на изменение человека и мира. Магия в чем-то похожа на молитву в других традициях, но в ней больше физического компонента, чем обычно в молитве на Западе. Когда язычники занимаются магией, они начинают с ясного намерения, а затем накапливают энергию для поддержки этого намерения. Это можно сделать, например, с помощью пения и танцев, дыхательных упражнений или концентрации. Затем энергия высвобождается либо в мир, либо иногда в объект, который будет служить фокусом для намерения. Последним может быть свеча, украшение или алтарный предмет. Язычники часто считают, что магия не может быть успешной без практического компонента. Успешная магия работы, например, включает в себя заполнение заявлений о приеме на работу, а не просто установление намерения и повышение энергии.
Совместное поклонение святым телам, обряды посвящения
Что такое язычество?
Язычество — это широкий термин, описывающий любое количество новых религиозных движений, которые могут опираться на древние религиозные традиции современными способами. Их часто называют неоязыческими религиями. Язычество может также включать тех, кто формирует свои собственные религиозные верования и выражения, основанные на их личном понимании сверхъестественного. Язычество не имеет единого набора доктрин, верований, догм, ритуалов или практик. Личная свобода является императивом каждого языческого самовыражения.
В последнее время термин «язычество» обычно используется как пренебрежительное слово, в основном потому, что ранняя христианская церковь начала использовать этот термин для описания любого, кто не был христианином; особенно тех, кто был многобожником, например, тех, кто поклонялся римским или греческим богам. Произведение Августина начала V века «Город Божий» частично представляет собой полемику о моральном вырождении язычества как основы римской политики или человеческого общества.
Язычество сегодня стремится восстановить то, что было утрачено за века христианизации Европы, и возродить некоторые древние неевропейские религиозные выражения. Многие из этих дохристианских религий восприняли силу природы и героическую роль богов. Большинство язычников признают саму природу божественной. Для некоторых сезоны года имеют особую силу, а переходы между сезонами являются особенно мощным временем осознания и доступа к духовному или божественному.
Некоторые языческие религии технически являются пантеистическими, признавая божественные сущности в каждой части Природы, в то время как другие считают, что единая божественная сущность пронизывает всю Природу. Большинство язычников политеисты или генотеисты; хотя они могут поклоняться или почитать одного конкретного бога или богиню, они охотно признают множественность божественности. Язычники также сильно подчеркивают женское божество. Некоторые преданно поклоняются дохристианским богиням, например, из скандинавского или греческого пантеонов, а другие приписывают дух богини определенным элементам природы, таким как луна.
В то время как некоторые язычники собираются вокруг определенного божества или божеств, которые происходят из древних повествований (таких как средневековые исландские тексты, известные как Эдда), другие находят богов и богинь, достойных поклонения, в провинциальных местах и историях, таких как божества, связанные с местными древние могильники, духи, связанные с местными колодцами или перекрестками, или даже облики умерших. Смерть, как и жизнь, считается священной в языческих общинах. Мертвые продолжают жить в Потустороннем мире и остаются доступными для живых. Магия как средство взаимодействия с Потусторонним миром и привлечения сил Природы практикуется во многих языческих общинах, всегда с оговоркой, что соблюдается основная ценность «не навреди».
Без центральной власти или общепризнанных священных текстов, основателей или повествований язычество процветает благодаря индивидуализму, творчеству и экспериментированию. Одно из противоречий язычества находится между неподтвержденным личным гнозисом или непосредственным опытом божества (часто называемым просто «UPG») и уважением к традициям или знаниям, которых придерживается язычник. UPG преумножает опыт человека и знания (то есть «гнозис»), которые он или она извлекает из него, в то время как знания возвышают традиции, которые приводят доводы в пользу предпочтений самих богов или богинь.
Язычники склонны принимать все составляющие человеческой жизни без стыда, правил и ограничений.