ВРК | Документы XX века
За отчетный период времени, с 15 июля по 1 августа 1920 г., в Омском уезде отношение населения к власти и РКП в большинстве хорошее, за исключением кулацкого элемента и небольшой части середняков, находящихся под влиянием антисоветской агитации кулаков и др[угих] темных элементов, которые имеют возможность вести агитацию в отдаленных волостях и там, где население плохо информируется за недостатком опытных инструкторов и агитационной литературы, и там, где нет ячеек РКП или есть, но слабо ведут работу в области агитационной и культурно-просветительной…
Настроение населения… Настроение населения Тюкалинского уезда за последнее время стало изменяться в неблагоприятную для советской власти сторону. Это вызвано несколькими причинами, из которых экономические играют главную роль. Первая причина: хлебная и мясная разверстки. Крестьяне вяло и неохотно выполняли ее. Пришлось прибегнуть к обыскам, реквизициям и, в случаях сокрытия — конфискациям. Это одно уже должно было вызвать недовольство. Между тем ясно определился предстоящий неурожай хлебов и недород трав. Крестьянам оставят хлеба только до 15 сентября, и они уже теперь боятся: чем они будут питаться зимой. На мясной разверстке вредно отзывается начавшаяся сибирская язва и повальное воспаление легких крупного рогатого скота. Ликвидировать эпизоотию ветеринарный подотдел, по недостатку персонала и медикаментов, не сумел. Эпизоотия расширяется и захватила уже восемь волостей…
Настроение населения …Выгонка спирта и самогонки в деревне повсеместно производится почти открыто. Особенно свободно идет винокурение в волостях Ачаирской и Екатеринославской Омского уезда, где выгонкой самогонки занимается чуть не все поголовно население, и местная, уездная, и волостная милиция уже оказались не в силах вести борьбу с этим злом, и, как видно из доклада заведующего уездным отделом управления, для борьбы с самогонщиками и другими явлениями в означенных волостях желательно было бы принять более решительные меры в виде посылки хотя бы незначительного военного отряда. ..
Предписание Военно-революционного комитета окружному интендантству № 5559
5 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет предписывает вам отпустить 6-му Туккумскому латышскому стрелковому полку:
Нательное белье 2 500 пар
Шаровары сукон [ные] 2 500
Гимнастерки сукон[ные] 2 500
Ботинок 1 500
Сапог 1 000
Шинелей 700 штук
Хлеба 95 пудов
ежедневно
Председатель. Секретарь.
Отношение Военно-революционного комитета в Совет народных комиссаров № 5607
5 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет постановил обратиться с предложением в Совет народных комиссаров перевести Николая Романова с семьей в Кронштадт.
Председатель.
Секретарь Евсеев
Документы великой пролетарской революции. Том 1. Из протоколов и переписки Военно-революционного комитета Петроградского совета. ОГИЗ, 1938. с. 323. Документ № 537.
Предписание Военно-революционного комитета № 5550
5 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет настоящим поручает тов[арищу] комиссару Измайловского полка тов. Кузьмину уничтожить винные склады Келлера и затребовать для этой цели несколько пожарных частей.
Председатель Ильин.
Секретарь.
Комиссар Измайловского полка Кузьмин.
Предписание Военно-революционного комитета № 5544
5 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет предписывает тов. Залит произвести обыск и задержать всех находящихся в помещении Пятигорского батальона смерти, по Мойке, 20; все документы препроводить в Военно-революционный комитет.
Председатель И л ь и н.
Секретарь Богуразин.
Подл[инник] по луч [ил] Залит
Из протокола вечернего заседания ликвидационной комиссии Военно-революционного комитета
5 декабря 1917 года *
Объявление Военно-революционного комитета 5 декабря 1917 года.
Удостоверение Военно-рёволюционного комитета № 5475
4 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет разрешает провоз оружия тов. Петру Самарину и Ивану Рейнскову для нужд Симбирского совета
[ 321 ]
рабочих и солдатских депутатов. Всем советам и учреждениям предлагается оказывать всякое содействие.
Председатель.
Секретарь.
Подл[инное] пол [учил] П. Самарин.
[ 322 ]
Предписание Военно-революционного комитета № 6484
4 декабря 1917 года
Предъявителю сего председателю особой комиссии по осмотру и реквизиции помещений, необходимых для нужд Военно-революционного комитета, предлагается реквизировать помещение для штаба и дивизионного комитета броневого автомобильного дивизиона.
Председатель.
Секретарь.
Военно-революционный комитет доводит до сведения Центрального совета профессиональных союзов работников театра и зрелищ, что помещения, занятые под культурно-просветительные учреждения — театры, кинематографы и т. п., —могут быть реквизированы исключительно по особому ордеру В[оенно]-р[ево- люционного] к[омитета]. Разрешения на реквизиции подобных помещений В[оенно]-р[еволюционный] к[омитет] выдает лишь по соглашению и с утверждения народного комиссара по просвещению тов. А. В. Луначарского.
Объявление уполномоченного следственной комиссии Военно-революционного комитета
3 декабря 1917 года
Ввиду того, что старые судебные учреждения, подлежащие упразднению согласно декрета Совета народных комиссаров о суде, продолжают самовольно свои занятия, мною 29 ноября с. г. приступлено к их закрытию.
Воззвание Военно-революционного комитета
2 декабря 1917 года
Товарищи солдаты и граждане!
Военно-революционный комитет и народные комиссары принимают все меры к тому, чтобы уничтожить пьянство.
Вина в Петрограде не будет.
Те из вас, кто верит в народное правительство и хочет помочь ему поддержать порядок среди трудящихся, не должны:
1) Останавливаться около предполагаемых или известных мест хранилищ вина.
Протокол заседания Военно-революционного комитета
1 декабря 1917 года *
Слушали: предложение пересмотреть вопрос о лишении семейств офицеров пособия.
Слушали: заявление тов[арища] матроса о необходимости упорядочить вопрос о выдаче удостоверений на право ношения оружия ввиду того, что сейчас несколько учреждений исполняет эту функцию.
Слушали: 1 декабря погромщиками убит матрос. Команда просит устроить похороны на народный счет.
Предписание Военно-революционного комитета адмиралтейскому районному совету рабочих и солдатских депутатов № 5280
1 декабря 1917 года
Военно-революционный комитет постановляет задержать полковника Саблина по требованию дивизионного комитета 1-го Конно-артиллерийского мортирного дивизиона и доставить в военно- следственную комиссию Военно-революционного комитета (Смольный, ком. № 56) для допроса и отправления его в Кресты.
Сообщить об этом комитету части.
Председатель.
Секретарь.
Военно-революционные комитеты | это… Что такое Военно-революционные комитеты?
Военно-революционные комитеты (ВРК) в России — военные организации при Советах рабочих и солдатских депутатов, возникшие в России во второй половине 1917 года.
Содержание
|
Военно-революционный комитет Петроградского совета
Основная статья: Петроградский военно-революционный комитет
Первый Военно-революционный комитет был создан при Петроградском совете в дни Корниловского мятежа для организации обороны столицы; после ликвидации мятежа был распущен и Комитет.
9 (22) октября 1917 г., когда германские войска, завладев Рижским заливом, опасно приблизились к столице — на фоне слухов о готовящемся переезде Временного правительства в Москву — правые социалисты, меньшевики и эсеры, внесли в Исполком Петроградского совета предложение создать Комитет революционной обороны для защиты столицы — теперь уже от немцев; комитет был призван привлечь к активному участию в обороне Петрограда столичных пролетариев. Большевики поддержали предложение, увидев в нём возможность легализовать красную гвардию[1]. 16 (29) октября пленум Петроградского совета принял предложенную председателем Совета Л. Д. Троцким резолюцию о создании Военно-революционного комитета.
В ВРК вошли, кроме президиумов Совета и его солдатской секции, представители Балтийского флота, железнодорожного союза, заводских комитетов, профессиональных союзов, военных организаций представленных в Совете партий, красной гвардии и др.
21 октября (3 ноября) было избрано бюро ВРК: большевики Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко, А. Д. Садовский; левые эсеры П. Е. Лазимир, Г. Н. Сухарьков[2]. Точный персональный состав ВРК не установлен: в исторических исследованиях называются от 30 до 104 фамилий. Председателем по предложению Троцкого был избран левый эсер П. Е. Лазимир; фактическим руководителем ВРК был председатель Совета Л. Д. Троцкий. С 21 октября ПВРК направлял своих комиссаров в войсковые части, на склады оружия и боеприпасов, в Петропавловскую крепость. К 24 октября (6 ноября) комиссары ВРК были назначены на все основные стратегические объекты столицы Без их разрешения распоряжения Временного правительства и штаба Петроградского ВО не исполнялись.
25 октября (7 ноября) почти весь город находился под контролем ВРК. В тот же день в воззвании «К гражданам России!», написанном В. И. Лениным, ВРК объявил, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в его руки. Был создан полевой штаб ВРК, который в ночь на 26 октября (8 ноября) осуществил операцию по занятию Зимнего дворца и аресту Временного правительства.
С конца октября до начала декабря 1917 г. Петроградский ВРК исполнял функции чрезвычайного органа центральной государственной власти, содействовал установлению советской власти в Москве и других регионах России, в октябре — декабре направил на места около тысячи комиссаров и эмиссаров и несколько сотен агитаторов для создания местных ВРК, разъяснения декретов советской власти и проведения демобилизации армии. В самом Петрограде ВРК боролся с антибольшевистскими выступлениями, саботажем чиновников, вёл учет и распределение топлива, сырья и электроэнергии, занимался продовольственным снабжением жителей и войск Северного фронта. Функции ВРК постепенно сокращались по мере того как налаживалась работа наркоматов. 5(18) декабря 1917 г. Петрограский ВРК прекратил существование.
Военно-революционные комитеты в других регионах
По примеру Петрограда Военно-революционный комитет в октябре был создан при Московском совете, а затем и в ряде других городов. К моменту победы вооруженного восстания в Петрограде в России действовало свыше 40 ВРК, занимавшихся военно-технической подготовкой восстания. Вплоть до марта 1918 г. ВРК выполняли роль временных чрезвычайных органов пролетарской власти.
По территориальному делению существовали губернские, городские, уездные, районные, волостные ВРК. В армии ВРК подразделялись на фронтовые, армейские, корпусные, дивизионные и полковые. В ряде случаев функции ВРК исполняли Революционные комитеты.
Примечания
- ↑ Л. Д. Троцкий. История русской революции. М., 1997. Т. 2, ч. 2. С. 85-86
- ↑ А. Рабинович. Большевики приходят к власти
Ссылки
- Военно-революционные комитеты — статья из Большой советской энциклопедии
ВРК УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО | epicorderoftheseven3
VRK STUDY GUIDE
«Дженни Л. Кот и Клэр Робертс Фольц проделали ЭПИЧЕСКУЮ работу с учебным пособием VRK. Оно веселое, информативное и удобное для пользователя. Мне особенно понравились Nigel’s Nuggets!» — Edan, 16, CA
После многих лет запросов от родителей, бабушек и дедушек и педагогов в Соединенных Штатах и за границей мы рады предложить первое учебное пособие к книгам Дженни Л. Кот. Мы решили начать с книг об американской революции, но вернемся назад и добавим учебные пособия для первых шести библейских названий. Автор учебного пособия Клэр Робертс Фольц обладает исключительной квалификацией не только как сертифицированный учитель (см. полную биографию ниже), но и является руководителем группы критики книг Дженни, поэтому принимала участие в написании этих книг с первой страницы первой книги. !
«Голос, революция и ключ» оживляют американскую историю. Это обширное сопутствующее учебное пособие может быть легко использовано в вашей домашней школьной программе по истории и литературе, охватывающей как минимум семестр. Содержание каждого из них тщательно изучено. и делает обучение увлекательным. Мы оценили возможность охватить несколько стилей обучения, используя печатную и аудиоверсии книги вместе с этим учебным пособием. Я нашел формат выпускного экзамена простым в использовании, что я ценю как домашнее обучение мама. Я лично считаю, что это отличное дополнение к руководству. Мы действительно не можем сказать достаточно хороших слов об этом ресурсе!» -Кэрол Р., мама, обучающаяся на дому, Мосини, Висконсин,
Опыт одной семьи, обучающейся на дому:
«Когда я узнал, что вместе с «Голосом, революцией и ключом» будет выпущено учебное пособие, я был очень взволнован.
«Учебное пособие было хорошо сделано и помогло легче запомнить исторические факты». — Мика Р., 14 лет, Мосини, Висконсин,
«Если вам понравилась книга Дженни Л. Кот «Голос революции и ключ», вам понравится это учебное пособие. Учебное пособие VRK поможет вам копнуть глубже. В каждой главе есть свои вопросы на трех уровнях. заставит вас открыть для себя информацию, которую вы в противном случае пропустили бы. Это идеально подходит для тех, кто любит учиться!» -Элизабет Р., 16 лет, Мосини, Висконсин
Это был удивительный опыт, и он отличался от простого чтения книги. Мне пришлось вспомнить не только наброски истории, но и историю, стоящую за этой историей. Иногда я углублялся в исследования, потому что хотел узнать больше по конкретной теме.
Мне нравится, что учебная программа очень гибкая, и я могу легко переходить на более высокий или более низкий уровень, когда это необходимо. Это было весело и необычным способом показать, как много HIStory я узнал из этого опыта. -Чад Велес, 13 лет, Хьюстон, ТехасСопутствующее учебное пособие по «Голосу, революции и ключу», которое можно использовать для общего изучения, более глубокого изучения или изучения истории и литературы в течение семестра или более.
Предлагается в следующих вариантах:
полная печатная форма (доступна на Amazon или здесь в Epic Store, 444 страницы, 24,95 доллара США) или
цифровой загружаемый документ (эксклюзивно из Epic Store) для печати дома в двух форматах: сжатый (397 страниц) и «Ответ готов» (824 страницы), 14 долларов США.
Ограничено одной загрузкой на семью с лицензией на печать копий для каждого ребенка в этой семье.
Содержит вопросы руководства по главам для трех уровней (Орленок, Птенец и Орел), которые родители и читатели могут выбирать в зависимости от возраста, класса или уровня чтения.
Включает забавные бонусные проекты с двумя любимыми книжными персонажами, Найджелом и Катоном.
Включает ключи ответов
Включает цифровые «Орлиные перья», которые читатели получают за выполнение глав и бонусных проектов.
Включает в себя четыре части учебника и заключительный экзамен с ключами ответов для использования в качестве зачетной части.
Обзор Amazon от TGM
5,0 из 5 звезд «Очень подробное учебное пособие, отличное дополнение к книге».
Рассмотрено в США 26 июля 2021 г.
В этом учебном пособии учтены все моменты, необходимые для того, чтобы помочь учащимся глубже погрузиться в нашу историю. Это значительно облегчает понимание и помогает учителям и родителям удерживать внимание детей и двигаться вперед. Советую покупать вместе с книгой.
Отличная работа, спасибо за помощь!!
Дженни Л. Кот и Клэр Робертц Фольц и ее «Хейли Кейт», вдохновленная Кейт из книг.
Клэр Робертс Фольц — автор, оратор и сертифицированный преподаватель словесности, социальных наук, политологии и государственного управления для 6–12 классов, всех основных предметов средней школы и ESOL для всех возрастов. Она также является опытным учителем домашнего обучения в классах K-12. Клэр была первой женщиной-студенткой по спортивному тренеру, окончившей Университет Джорджии, и имеет степень магистра физиологии упражнений Университета Центральной Флориды. Клэр была первым директором спортивной медицины и учредила программу спортивной медицины в Детском здравоохранении Атланты (бывший Детский медицинский центр Шотландского обряда). Много лет она руководила стоматологической практикой своего мужа. Клэр и ее муж Джефф — гордые родители двух взрослых детей, двух очаровательных внуков и невероятного вест-хайленд-уайт-терьера.
Как обычно, наши рты одновременно открыты! Дженни и Клэр отлично провели время на специальном сеансе в Facebook Live, чтобы ознакомиться с Учебным пособием VRK Sneak Peak. Услышьте историю о том, как мы впервые встретились, и о том, как DDAY действительно сблизил нас. Получите предысторию резюме Клэр, путешествие с книгами Дженни и то, что ждет впереди. (Соединение в паре мест шаталось, и видео отставало от звука на микросекунду… но мы сделали это специально… чтобы вы обратили внимание… да, это так… ничего общего с Wi-Fi…ах-хм. 🙂 )
Галерея Nigel’s Nuggets
«Я в полном восторге от того, что могу поделиться необыкновенной работой и творчеством моих блестящих студентов VRK Study Guide! Они приняли мои вызовы и создали искусство, представленное в этой звездной галерее. УРА И БРАВО! Они явно возьми печенье». — Найджел П. Монако
«Учебное пособие VRK — прекрасное дополнение к книге. Мне нравится, что мой сын углубляется в историю нашей великой нации». — Розалин Г. — Домашняя школа мама Кэри, Северная Каролина
«Мне очень нравятся «Орлиный взгляд Катона» и «Наггетсы Найджела». Я думаю, что детям очень понравится Учебное пособие. » — Натаниэль Г. -10 Кэри, Северная Каролина
«Какой прекрасный способ преподавать историю США с помощью великой литературы. Дар Дженни Л. Кот писать исторические романы в сочетании с этим Учебным пособием равняется БОЛЬШОЙ победе и возможности преподавать историю США в веселый, увлекательный способ. Отлично подходит для совместной игры и для семей с домашним обучением. Мне нравится, как разные уровни позволяют вам решить, на какую глубину вы хотите пойти ». -Марлен Г., мама двоих детей, обучающаяся на дому, Меса, Аризона,
«Нам нравятся разделы Nigel’s Nuggets и Cato’s Eagle Eye View в каждой главе. Учебное пособие — это школа в увлекательной форме, так же как Дженни Л. Кот оживляет HIStory. Это также хороший способ просмотреть то, что вы читаете и получаете дополнительные знания из книг. Мы с нетерпением ждем всей серии учебных пособий!!»
— Мэдисон (16) и Кэмерон (12), Меса, Аризона
Деятельность — vrk.lt
Состав Центральной избирательной комиссии с 1992 (обновлено 25 мая 2021 г. ):
***
В 2019 году исполняется 100 лет со дня образования первого органа по организации выборов в Независимой Литовской Республике – Центральной учредительной избирательной комиссии (ныне Центральная избирательная комиссия). Из-за политического и исторического контекста название учреждения постоянно менялось, но его основная цель и задачи оставались прежними, то есть организовывать и проводить выборы в Сейм Литовской Республики, а также выборы президента и муниципальных советов. и референдумы с 1992.
В конце 1919 года внешнее и внутреннее положение республики стабилизировалось. Это было благоприятное время для начала выборов в Учредительное собрание. 16 июня 1919 г. была создана комиссия для разработки проекта Закона о выборах в Учредительный сейм, который был принят 30 октября 1919 г. Таким образом, была создана правовая основа для первых демократических выборов в независимой Литве.
10 декабря 1919 г. было создано первое учреждение, ответственное за организацию и проведение выборов в Учредительный Сейм, — Центральная избирательная комиссия. Петрас Леонас (1922–1933) был назначен первым председателем, он был известным юристом, министром юстиции 1-го и 2-го кабинетов, позже – 4-м министром внутренних дел, деканом юридического факультета. Назначены члены комиссии: судья Владас Мачис, священник и подписавший акт от 16 февраля Казимерас Шаулис, еврейский представитель и адвокат Левас Гарфункелис (избранный кандидат 1-го, 2-го и 3-го Сейма) и адвокат Алоизас Бжозовскис.
Статья 8 Закона о выборах Учредительного Сейма Литвы (принята 30 октября 1919) указано, что для организации и проведения выборов в Учредительный Сейм были созданы следующие комиссии: а) Центральная избирательная комиссия, б) окружные комиссии и в) комиссии избирательных участков. Статья 9 согласовала внутреннюю структуру Центральной избирательной комиссии: комиссия состоит из председателя и четырех членов, которые были предложены правительством и назначены президентом. Статья 11 закона установила функции Центральной избирательной комиссии: контролировать всю процедуру, принимать инструкции и разъяснения, назначать председателей избирательных округов, рассматривать жалобы на решения окружной комиссии, составлять список всех избранных представителей в Учредительный Сейм и оглашать его. чтобы все знали, распоряжаются выделенными на выборы государственными средствами и определяют количество представителей от каждой окружной комиссии. Законом установлено, что председателем окружной комиссии назначается один из мировых судей или член избирательного округа. В принципе, это положение осталось и в Избирательном законе Сейма от 19 года.Июль 1922 г. 10 октября 1920 г. решено, что жалованье председателю Центральной избирательной комиссии составляет 3000 золотых в месяц, а каждый член получает по 75 монет за каждое посещенное собрание.
12 января 1920 г. избирательная комиссия объявила о выборах Учредительного Сейма, которые должны состояться 14–15 апреля 1920 г. Закон о выборах включал Виленскую область (в то время оккупированную Польшей), Клайпедскую область, отделенную от Германии Версальский договор, но еще не часть Литвы. Несмотря на то, что за предусмотренными одиннадцатью избирательными округами, которые соединяют 3–4 уезда и составляют этнографическую территорию Литвы, было закреплено 229 мест Учредительного Сейма, в действительности выборы могли бы состояться в шести избирательных округах и 112 представителей могли быть избраны: VII–X округа были образованы на большей части Виленского уезда (в то время входившего в состав Польши).
Вторая избирательная комиссия была создана в 1922 году для избрания нового Сейма Литовской Республики. Председателем назначается Петрас Леонас, членами: адвокат Владас Мачис, еврейский представитель Б. Фридманас, член Учредительного сейма Казимерас Йокантас, избранный Союзом фермеров Литвы.
Закон о выборах (19 июля 1922 г.) практически не отличается от закона об Учредительном собрании. К выборам были подготовлены девять избирательных округов, которые были разделены на избирательные участки. Как и выборы в Учредительное собрание, выборы проводились только в I–VI округах. В 1926 декабря для выборов в Сейм был создан Х избирательный округ, который располагался в Клайпедском крае (вернулся Литве).
Третья Центральная избирательная комиссия была создана 23 марта 1923 года для избрания второго Сейма Литовской Республики. Председателем в третий раз подряд назначен Пятрас Леонас, членами – юрисконсульт министра юстиции Владас Мачис, председатель Суда Каунасского избирательного округа Симонас Петраускас, член Сейма Казимерас Йокантас и немец представитель Рудольфас Киндерис.
Четвертая Центральная избирательная комиссия была организована 12 марта 1923 года для избрания второго Сейма Литовской Республики. В четвертый раз председатель – Пятрас Леонас, члены – председатель Суда Каунасского избирательного округа Симонас Петраускас, священник Казимерас Шаулис и члены Сейма Казис (Казимирас) Олекас и Изаокас Рафаилас Гольцбергас.
До изменения Закона о выборах в Сейм (принятого 5 марта 1926 г. ) Центральная избирательная комиссия имела право определять число членов Сейма. Для его определения комиссия должна была руководствоваться принципом – один член на 25000 граждан. Поэтому количество членов Сейма варьировалось: в первом Сейме – 79 человек.членов, второй – 78. Новым законом установлено постоянное число – 85 членов.
12 апреля 1927 г. Сейм был распущен, а новый не избирался до 9 мая 1936 г., когда была создана пятая Центральная избирательная комиссия для избрания четвертого Сейма Литовской Республики. Новая избирательная комиссия отличалась от предыдущих тем, что ее функция заключалась в поддержке и обеспечении безопасности действующей власти. На должность председателя назначен Болесловас Масюлис (заместитель председателя Государственного совета Литвы), заместителем председателя – Клеменсас Арминас (прокурор Апелляционной палаты), членами – нотариус Юргис Кубилюс, доцент Университета Витаутаса Великого Людас Вайленис и директор банка «Žemės» Винцас Найнис.
В 1936 году статья 9 Закона о выборах в Сейм определила должностную инструкцию заместителя председателя. Было установлено, что Центральная избирательная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и трех членов. Избирательная комиссия сохраняет свои полномочия до истечения срока полномочий Сейма. Председатель, заместитель председателя и три члена назначаются Президентом Республики по рекомендации премьер-министра. Закон о выборах в Народный Сейм, принятый 5 июля 19 г.40, было использовано большинство недемократических положений 1936 года при подготовке выборов в оккупированной Литве, в том числе порядок формирования комиссии.
В период оккупации и тоталитарного режима у общества не было свободы слова во время выборов. 10–11 ноября 1940 г. Управление ЦК Коммунистической партии Литвы создало избирательную комиссию Литовской Советской Социалистической Республики (ЛССР) в составе 13 человек по выборам в Верховный Совет Союза Национальностей СССР и приказало городам и окружные комитеты партий образовывать окружные и участковые избирательные комиссии и представлять их составы на утверждение в Управление НК. Временный президиум ЛССР утвердил состав избирательной комиссии ЛССР и образовал 10 избирательных округов по выборам в Верховный Совет Союза ССР, Совет Национальностей СССР и 25 – по выборам в Совет Национальностей. Из отобранных кандидатов была создана коммунистическая и беспартийная ячейка, которая должна была продемонстрировать широкое представительство разных групп людей. Городские и окружные комитеты компартий Литвы имитировали выдвижение и регистрацию кандидатов, контролировали деятельность комиссий, организовывали избирательные кампании и голосование. К сожалению, организованные таким образом выборы не являются демократическими, основанными на всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании. Такой способ организации избирательных комиссий и «выборов» сохранялся до последних советских выборов. Также была отменена пропорциональная избирательная система, действовавшая в межвоенное время. Множественная система голосования больше подходила тоталитарному режиму, так как позволяла эффективно маскировать «выборы» без фактического выбора. Пропорциональная избирательная система (мандаты классифицируются по количеству полученных голосов) не была привычна для тоталитарного режима, поскольку допускала создание альтернативных избирательных списков и формирование многопартийной системы.
Во времена национального возрождения были организованы первые альтернативные выборы в Верховный Совет Советского Союза. Эти выборы закончились крупной победой тех, кто стремился к независимости Литвы.
Когда Литва обрела независимость, концепция организации и проведения выборов была восстановлена и скорректирована. В 1992 году в статье 70 Закона Литовской Республики «Об изменении и дополнении Временного Основного закона Литовской Республики и изменении наименования высшей власти» говорилось, что выборы организуются избирательными комиссиями, в состав которых входят политические партии и политические представители движений. В том же году постановлением Верховного Совета Литовской Республики «О Центральной избирательной комиссии» впервые после восстановления независимости была создана Центральная избирательная комиссия Литовской Республики. В правовых актах указано, что с 1992 Сейм образует Центральную избирательную комиссию до досрочных выборов в Сейм. После первого заседания Сейма уточняется состав комиссии, однако до внеочередных выборов Сейма ЦИК не создается. В состав Центральной избирательной комиссии входят председатель комиссии; политические партии и политические организации, получившие мандаты членов Сейма по многомандатному округу, вправе выдвигать по одному представителю в Центральную избирательную комиссию от одного списка кандидатов (объединенного списка), выдвинутого по многомандатному округу; три человека (из 6 кандидатов, выдвинутых министром юстиции) с высшим юридическим образованием, которые выбираются путем жеребьевки; три человека (из шести кандидатов, выдвинутых Коллегией адвокатов Литвы) с высшим юридическим образованием, которые выбираются путем жеребьевки.
25 октября 1992 года Конституция Литовской Республики отвела ЦИК важное место рядом с другими демократическими государственными институтами. Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим высшим органом, который организует выборы Сейма, Президента, муниципальных советов и референдумы. Он также отвечает за один из важнейших демократических институтов — выборы и референдумы — внедрение и укрепление в обществе.
В 2002 году правовой статус, задачи, полномочия, принципы деятельности, а также порядок создания, организации работы и финансирования Центральной избирательной комиссии регулировались отдельным правовым актом — Законом о Центральной избирательной комиссии. В этом законе повторялись основные процедуры создания ЦИК, изложенные в законе о Сейме Литовской Республики и в законе о выборах Президента Литовской Республики.
В 2013 году этот закон был изменен. Скорректирована процедура формирования ЦИК. В статье 7 указано, что Сейм создает Центральную избирательную комиссию не позднее чем через 200 дней и не ранее чем через 140 дней после очередных или досрочных выборов в Сейм.
В новом нормативном акте указано, что в состав Центральной избирательной комиссии входят: 1) председатель комиссии; 2) два лица с высшим юридическим образованием, предложенные министром юстиции и назначенные Сеймом тайным голосованием; 3) два лица с высшим юридическим образованием, выдвинутые Коллегией адвокатов Литвы и назначенные Сеймом тайным голосованием; 4) два лица с высшим юридическим образованием, выдвинутые Президентом Республики и назначенные Сеймом тайным голосованием; 5) лица, выдвинутые партиями, получившими мандаты депутатов Сейма по многомандатному округу, если такие лица имеют высшее юридическое образование и опыт работы в избирательных комиссиях.
До образования Центральной избирательной комиссии партии (коалиции), получившие мандаты депутатов Сейма по многомандатному округу, вправе выдвигать по одному представителю в состав Центральной избирательной комиссии из одного списка кандидатов (совместный список), выдвинутый по многомандатному округу. Если представители, выдвинутые сторонами, соответствуют требованиям, указанным в пункте 5 части 3 настоящей статьи и статье 6 настоящего Закона, Сейм не вправе отклонить кандидатуры.
Во всех случаях лица, назначенные в Центральную избирательную комиссию из числа кандидатов, выдвинутых министром юстиции, Президентом Республики и Коллегией адвокатов Литвы, должны составлять не менее числа членов Центральной избирательной комиссии, выдвинутых политическими партиями. (коалиции). Если таких лиц меньше, количество членов Комиссии увеличивается в равных количествах из числа кандидатов, выдвинутых министром юстиции и Коллегией адвокатов Литвы.