Что такое иезуиты определение по истории: Иезуиты. Большая российская энциклопедия

Иезуиты

Иезуиты. Члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена («Societas Jezy» — «Общество Иисуса»), основанного в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35438 членов в 1963, самая большая организация в США). Орден утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 года.

Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны, объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус, стоящий под верховным начальством самого папы.

Первоначально папа Павел III, из боязни, что иезуиты пойдут по пути Реформации, дал согласие на организацию очень неохотно и с условием, что число членов нового ордена не будет превышать 60 (это ограничение было отменено уже в 1540 году).

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа — проповедь, и обработка остальных лиц — исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора — принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием.

Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.

После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал способности — учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр., и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, т.е. действительным членом ордена. Таким образом, орден делился на 4 класса, не считая вступающих (т.

н. индифферентов). Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т.д.). В центральный орган иезуитов, имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмонитор (негласный контролер при генерале), но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация — созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов — обладала лишь совещательными функциями, и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство.
На папский престол ни один иезуит не был возведен.

Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины.

Организацию ордена иезуитов можно уподобить кольчуге, сотканной из крепких и гибких колец; она делает орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций.

К середине XVI века орден начал энергичную борьбу с Реформацией.

Миссионерская деятельность иезуитов уже с XVI века приняла широкий размах. Друг Лойолы Фр. Ксавье распространял католицизм в Индии, Индокитае, Японии, Китае.

В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки.

К началу XVII века иезуиты стали использовать девиз — «Ad maiorem Dei gloriam» — «К вящей славе Божьей».

XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

Иезуиты были изгнаны из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767).

Орден ликвидирован в 1773 году папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). В 1814 году орден восстановлен для борьбы против рабочего движения и социализма, перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. Иезуиты-ученые Г. Веттер, И. Кальвез, П. Биго. В 1971 году орден иезуитов насчитывал около 34 тысяч членов, 8,5 тысяч — в США. В руках иезуитов свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 миллиардов долларов (1958).


ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др.

Во второй половине XVI века — первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

В 1581 году в Рим отправлен посланник русского царя Ивана IV И. Шевригин, которому было поручено просить папу о посредничестве при переговорах между Россией и Речью Посполитой. Папа в ответ послал в Россию своего легата, члена ордена иезуитов Антонио Поссевино.

В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I. Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу. В составе посольства находился иезуит К.М. Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684—1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицина. В 1689 году после вступления на престол

Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др.). В 1719 году (указ Петра 1 от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.

После первого раздела Речи Посполитой (1772) иезуиты опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) — в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции — в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в кол-легиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803—1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.

В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814—1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А.Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.

20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 году, после смерти Бжозовского, по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина император Александр 1 принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Местным властям предписывалось — «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию». Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. После 25.03.1820, когда указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1896

Большая советская энциклопедия. М, 1933, 1972 Советская историческая энциклопедия. М, 1964 Отечественная история. Энциклопедия. М, 1994


ГЕНЕРАЛЫ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

1. Игнатий Лойола, испанец, избран в 1541 году.

2. Иаков Лайнес, испанец, избран в 1558 году.

3. Франсиско Боржия герцог де Гандия, испанец, избран в 1565 году.

4. Эбергард Меркуриан, бельгиец, избран в 1573 году.

5. Клавдий Аквавива, неаполитанец, избран в 1581 году.

6. Муций Вителеески, римлянин, избран в 1615 году.

7. Винценцио Караффа, неаполитанец, избран в 1646 году.

8. Франческо Пикколомини, флорентиец, избран в 1649 году.

9. Алессандро Готифредо, римлянин, избран в 1652 году.

10. Госвин Никкель, немец, избран в 1662 году.

11. Джованни Олива, генуэзец, избран в 1664 году.

12. Шарль де Нойель, бельгиец, избран в 1682 году.

13. Тирс Гонсалес, испанец, избран в 1687 году.

14. Мария Анджело Тамбурини, моденец, избран в 1706 году.

15. Франциск Рец, чех, избран в 1730 году.

16. Игнатий Висконти, миланец, избран в 1751 году.

17. Луиджи Чентурионе, генуэзец, избран в 1755 году.

18. Лоренцо Ричи, флорентиец, избран в 1758 году.

В 1773 году римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов.

Генеральными викариями-генералами ордена в России были поляки Станислав Черневич (1773—1785), Гавриил Ленкевич (1785—1798), немцы Франциск Каре (1798—1802), Габриель Грубер (1802—1805).

В 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привелегиях.

23. Фаддей Бжозовский, поляк, избран в 1805 году.

24. Лодовико Фортис, итальянец, избран в 1820 году.

25. Ян Филипп ван Роотаан, голландец, избран в 1829 году.

26. Иоанн Петр Бекр, бельгиец, избран в 1853 году.

27. Антоний Андреледи, ирландец, избран в 1884 году.

А.Андреев. История ордена иезуитов. М, 1999


Орден иезуитов

(«Общество Иисуса»)

Этот католический орден был создан как средство борьбы с Реформацией. В его ведении долгое время находилась инквизиция, но кроме того орден имел многочисленные учебные заведения, где в соответствующем духе воспитывали детей и молодёжь.

Впрочем, не всё в истории Ордена иезуитов так мрачно, многие преступления ему приписаны противниками. Орден проводил широкую миссионерскую деятельность на вновь открытых землях Азии, Америки, Океании. Часто отцы-иезуиты вступали в конфликты с колониальными администрациями, защищая туземцев от притеснений, а иногда и от физического уничтожения.

Генералы ордена

Игнатий Лойола (дон Иньиго Лопес де Рекардо Лойола)  1541—1556

Иаков Лайнес  1558-1565

Франциско Борджиа, герцог де Гандия  1565—1573

Эберхард Меркуриан  1573—1581

Клавдий Аквавила  1581—1615

Муций Вителлески  1615—1646

Винченцио Карафа 1646—1649

Франческо Пикколомини 1649—1652

Алессандро Готтифреди 1652—1662

Госвин Никкель 1662—1664

Джованни Паоло Олива  1664—1682

Шарль де Нойель 1682-1687

Мария Анджело Тамбурини 1706—1730

Франциск Рец 1730-1751

Игнатий Висконти 1751—1755

ЛоренцоРиччи 1758—1773

В 1773 году Папа Климент XIV распустил Орден иезуитов.

 

Генеральными викариями ордена в России были:

Станислав Черневич 1773—1785

Гавриил Ленкевич  1785—1798

Франциск Каре 1798-1802

Габриель Грубер 1802—1805

Фаддей Бжозовский  1805—1814

В 1814 году Папа Пий VII восстановил орден во всех его правах и привилегиях.

 

Генералы ордена

Фаддей Бжозовский  1814—1820

Ян Филипп ван Роотаан 1829-1853

Иоанн Питер Беккс  1853—1883

Антонио Андреледи 1883—1892

Луис Мартин 1892-1906

Франц Вернц 1906-1915

Влодомир Ледуховски  1915-1946

Жан Б. Янссенс 1946-1965

Педро Аррупе  1965-1983

Питер-Ханс Кольвенбах  1983—

Использованы материалы кн.: Сычев Н. В. Книга династий. М., 2008. с. 373-374.


Далее читайте:

Лойола, Иниго Лопес де Рекальдо (1491-1556), основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | 

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

 

Орден Иезуитов | это… Что такое Орден Иезуитов?

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu) — религиозного ордена Римско-католической церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Балтии, относятся к Независимому Российскому Региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Содержание

  • 1 История ордена
    • 1.1 Золотой век
    • 1.2 Общество в XIX и XX веках
  • 2 Иезуиты в России
  • 3 Известные иезуиты
  • 4 Иезуиты в мировой литературе
  • 5 Иезуитский антисемитизм
  • 6 См. также
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Regimini militantis Ecclesiae

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2 000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Иезуиты в России

После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказались на территории Российской Империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого колледжа литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Польше был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый Император Павел I передал Обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе Императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской Империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданым, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом[1].

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

21 июня 1992 года Министом РФ был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровка, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса»[2]. Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства[3]

См. также статью: Католицизм в России

См. также статью: Религия в Белоруссии

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже — «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
  • отец д’Оржеваль — роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс — главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю — «Агасфер»

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». [4]

См. также

  • Иезуитка

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772—1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире — Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле — Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов — Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса — Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Примечания

  1. Чуркина И. В. Иезуиты в России.// Вопросы истории. 1996, № 10. стр. 149.
  2. Убитые в Москве священники-иезуиты будут похоронены в Эквадоре и Германии NEWSru 1 ноября 2008 г.
  3. [http://newsru.com/crime/30oct2008/iezuit_homsxmurd.html .
  4. Ханна Арендт Глава четвертая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма М.: ЦентрКом, 1996. С. 161

Ссылки

  • Иезуиты в России Официальный сайт
  • Иезуиты в Беларуси
  • Иезуиты на Украине
  • О. Константэн Симон Иезуиты в России
  • Собеседования первых отцов
  • ТАЙНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОРДЕНА ИИСУСА — 1614 г.

Католические религиозные ордены

Монашеские ордена: Бенедиктинцы | Визитантки | Камальдулы | Картезианцы | Трапписты | Цистерцианцы | Паулины
Нищенствующие ордена: Августинцы | Доминиканцы | Клариссинки | Кармелиты | Минимы | Тринитарии |Францисканцы
Военные ордена: Мальтийский орден | Орден госпиталитов Святого Духа | Тевтонский орден | Тамплиеры | Орден меченосцев
Госпиталиты: Бонифратры | Камиллианцы
Регулярные каноники: Варнавиты| Иезуиты | Пиаристы| Премонстранты| Театинцы
Церковные конгрегации: Ассумпционисты | Вербисты | Кларетинцы | Мариане | Редемптористы | Салезианцы Дона Боско
Общества апостольского служения: Дочери милосердия | Лазаристы | Ораторианцы | Урсулинки
Миссионерские ордена: Белые отцы | Общество миссионеров Африки

Список католических орденов и конгрегаций

 

Об иезуитах // Вера в Маркетте // Университет Маркетта

Иезуиты, или Общество Иисуса, если использовать официальное название, выросли из шести товарищей-студентов, собранных Игнатием Лойолой в Парижском университете в 1530-х годах.

Когда их первоначальный план миссионерства в Палестине был заблокирован войной, они поставили себя на службу Папе Павлу III. Постепенно они пришли к пониманию необходимости в правилах и структурах, если их работа и союз в служении Богу должны продолжаться и возрастать. Они сформировали религиозный орден, избрали Лойолу своим генеральным настоятелем и получили одобрение папы в 1540 г.

Средневековые ордена, такие как бенедиктинцы, доминиканцы и францисканцы, пытались сочетать служение другим с молитвой; иезуиты сильно склонили чашу весов в пользу помощи другим, стремясь обрести Бога именно в активном служении. Католическая церковь столкнулась с кризисом протестантской Реформации, когда были основаны иезуиты. Стремясь отделиться от Рима, протестанты поощряли реформы католицизма. Тридентский собор прояснил католическую доктрину, папы в значительной степени перешли от политических игр за власть и покровительства искусству к религиозному возрождению, возникли новые религиозные ордена — капуцины, урсулинки и ораториане, помимо иезуитов.

Первоначальный рост иезуитов был медленным в Северной Европе, но быстрым в Испании и самым быстрым в Португалии и Сицилии, где угрозой был ислам, а не Мартин Лютер. К 1565 году иезуитов насчитывалось 3500 человек, к 1626 году иезуиты, вероятно, достигли зенита своего влияния и насчитывали 15 544 члена. В следующем столетии их рост замедлился, главным образом потому, что у них не было денег на обучение кандидатов.

Первые иезуиты зарекомендовали себя как проповедники, реформаторы монастырей и миссионеры, но в 1548 году иезуиты открыли свой первый колледж, предназначенный для студентов-мирян, в Мессине на Сицилии. Это имело мгновенный успех, и петиции о создании новых иезуитских колледжей потекли в Рим из большинства городов католической Европы.

Вскоре образование стало основным служением иезуитов. К 1579 году иезуиты управляли 144 колледжами (большинство принимаемых студентов было от двенадцати до двадцати) в Европе, Азии и Латинской Америке. К 1749 году иезуиты укомплектовали 669 колледжей и 235 семинарий по всему миру. Система образования иезуитов, основанная на учебной программе, разработанной гуманистами эпохи Возрождения, была систематизирована в Ratio Studiorum 1599 года. Этот подход контролировал образование иезуитов до конца девятнадцатого века, когда американские иезуитские университеты начали приспосабливаться к условиям в Соединенных Штатах. .

Университет Маркетт был пионером в обучении женщин, сначала сестринскому делу и образованию, а затем и другим дисциплинам.

Вместе с образованием пришло написание книг — учебников, катехизисов, научных трудов по богословию и философии, ответов на протестантскую полемику, изучения священных писаний, пьес, написанных для постановки в иезуитских колледжах, описаний народов и частей света, посещенных иезуитскими миссионерами. Иезуиты познакомили Китай с западной наукой и философией.

Миссионерская работа всегда была одним из самых ценных видов служения иезуитов, от Франциска Ксавьера до наших дней. При жизни Лойолы были открыты миссии в Африке, Индии, Малайзии, Индонезии и Японии. Позже миссионеры-иезуиты работали в Северной и Южной Америке.

Иезуитам часто приходилось работать в подполье в странах, правители которых преследовали католиков, и многие из них приняли мученическую смерть, как Эдмунд Кэмпион, Пол Мики и Мигель Про.

За свою долгую историю иезуиты нажили много врагов по разным причинам. В середине восемнадцатого века их ненавидели философы, многие из которых были деистами, за их религиозную веру. Просвещенные деспоты не доверяли иезуитам, потому что они выступали против растущего государственного контроля над религией и поддерживали папу. Короли Португалии, Франции, Испании и Неаполя, подстрекаемые советниками, которые были учениками философов, сначала изгнали иезуитов со своих земель, а затем в 1773 г. вынудили папу подавить Орден по всему миру. После краткосрочного подавления и благосклонности Екатерины Великой иезуиты сохранились в России.

Из-за репрессий иезуиты играли лишь небольшую роль в первые десятилетия американской католической церкви, но бывший иезуит Джон Кэрролл стал первым американским епископом. Другие бывшие иезуиты, особенно Пьер де ла Клоривьер, сыграли решающую роль в создании конгрегаций обучающих монахинь, которые должны были стать основой американского католического образования в период 1850–1960 годов.

После эпохи Французской революции и Наполеона последовала реакция на идеи Просвещения и религиозное возрождение. Папа Пий VII восстановил иезуитов во всем мире в 1814 году. К 1830 году их было 2137, к 1900 было 15 073. Пик пришелся на середину 1960-х, когда насчитывалось 36 000 иезуитов. Иезуиты остаются крупнейшим мужским религиозным орденом церкви.

Иезуиты продолжают управлять уникальной сетью школ по всему миру, особенно в Соединенных Штатах, где есть двадцать восемь иезуитских университетов, почти все в крупных городах, и сорок шесть иезуитских средних школ. Есть также иезуитские университеты в таких городах, как Рим, Мадрид, Бейрут, Манила, Токио и Сеул.

Журналы иезуитов выходят на большинстве основных языков мира, и около 500 иезуитов работают в средствах массовой информации, в основном в странах третьего мира.

Иезуиты продолжают работать по всему миру, от престижных школ до лагерей беженцев, делая все возможное «для большей чести и славы Бога» — A.M.D.G.

Иезуит Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Тест
  • Примеры
  • Британский

[jezh-oo-it, jez-oo-, jez-yoo-]

/ ˈdʒɛʒ u ɪt, ˈdʒɛz u-, ˈdʒɛz yu — /

Сохрани это слово!


существительное

член римско-католического религиозного ордена (Общество Иисуса), основанного Игнатием Лойолой в 1534 году. его противники.

прилагательное

относящееся к иезуитам или иезуитизму.

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение иезуитов

1550–60; <Новый латинский Jēsuita, эквивалентный латинскому Jēsu(s) + -ita-ite 1

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ Иезуита

анти-Jes·u·it, существительное, прилагательноеpro-Jes·u·it, существительное, прилагательное

Слова рядом Иезуит

Джесси, шутка, шутник, шут, иесу, иезуит, иезуитский, иезуитизм, иезуитизм, иезуиты, кора иезуита

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Как использовать слово «иезуит» в предложении

  • Орден иезуитов в Бразилии создал аналогичную школу для детей из общины маноки, снова запретив им говорить на родном языке.

    Эй, Учитель! Школьные проступки коренных народов имеют глобальный характер|Кейт Бартлетт|23 июня 2021 г.|Ози

  • Как рассказала журналист Рэйчел Суорнс в твиттере в марте прошлого года, в 2016 году она получила электронное письмо от источника, в котором подробно рассказывалось, как священники-иезуиты продали 272 человека в 1838 году. погасить долги и спасти Джорджтаунский университет от финансового краха.

    Как живет первородный грех Америки|Шон Каллиган|17 июня 2021|Ози

  • В 2015 году Джорджтаунский университет снял с двух зданий имена первых президентов школ, оба священника-иезуита, которые организовали продажу порабощенных людей в 1838 году, чтобы помочь бедной школе погасить долги.

    В Ричмондском университете поднялся шум из-за создания имен, связанных с расизмом|Ник Андерсон|26 марта 2021|Washington Post

  • Джорджтаунский университет… исторический факт, хотя и известный ученым, но не получивший должного внимания. 9Ози чей главный тренер по баскетболу Фил Вулперт позже вошел в Зал славы.

    К.С. Джонс, член Зала баскетбольной славы с умением проводить чемпионаты, умер в возрасте 88 лет|Мэтт Шудель|27 декабря 2020 г.|Washington Post

  • Иногда казалось, что Марио Куомо обладает смирением иезуита и целеустремленностью императора.

    Марио Куомо, всегда двигающий нас к свету|Майк Барникл|4 января 2015|DAILY BEAST

  • Ни один аргентинский иезуит не погиб во время грязной войны, и ему удалось спасти десятки людей.

    Как Папа Франциск стал лучшим другом мира|Джейсон Берри|21 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • «Мы живем и работаем с группой ученых-иезуитов, которые очень серьезно относятся как к науке, так и к вере, — пишет он.

    Папа Франциск спросил: «Вы бы крестили инопланетянина?» Вот ответ.|Барби Лаца Надо|26 сентября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Одним из них был иезуит, как и папа, по имени Рутилио Гранде.

    Почему Папа Франциск хочет объявить убитого архиепископа Ромеро святым|Кристофер Дики|24 августа 2014|DAILY BEAST

  • Франциск сказал журналистам, что у него не было настоящего отпуска с 1975 года, когда он отправился в Буэнос-Айрес с иезуитом сообщество.

    Скоро ли будут три живых папы?|Барби Латца Надо|19 августа 2014|DAILY BEAST

  • Требуется больше рабочих для миссий иезуитов, а также для миссий, проводимых монахами.

    Филиппинские острова, 1493-1898, том XX, 1621-1624|Разное

  • Опыт отцов-иезуитов в Порт-Рояле описан подробно, с их собственной точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *