Культура и искусство византии: Краткая история византийского искусства • Arzamas

Культура Византии

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура Византии

Византия занимает особое место в истории европейской культуры. Ее культура возникла в государстве, существовавшем с конца IV до середины XV в. со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части — восточную и западную. Своё название государство получило позже; сами византийцы гордо называли себя ромеями. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что она возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации. Византия была частью античного мира, но именно там, в Византии, возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь средневековой культуры. Для культуры Византии характерны одновременно торжественная пышность и духовность, изящество формы и глубина мысли. К особенностям византийской культуры можно отнести:

1) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;

2) сохранение традиций античной цивилизации, послуживших впоследствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса;

3) крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества;

4) формирование православия, повлиявшего на философско-богословские воззрения, на систему христианских этических и эстетических ценностей.

В трудах византийских мыслителей раннего периода — Василия Кесарийского и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией. Среди философов развернулись ожесточенные богословские споры. Ставился вопрос о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях. В этих спорах выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом, считавшим возможным растворение человеческой природы в божественной и тем самым поднимавшим человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом, всецело подчинявшим человека божеству и низводящим человечество до крайней степени самоуничижения. В мироощущении европейского средневековья укоренилась вторая концепция, для Древней Руси более приемлемой оказалась первая, Византия же продемонстрировала постепенную эволюцию от первой ко второй.

Мыслители Византии энергично выступают за использование всего лучшего, что было дано человечеству античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствуют из сокровищницы греко-римской культуры простоту и разнообразие философской мысли, гераклитову диалектику, аристотелевскую логику, умело используя практичность и красноречивость античной риторики. Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается удивительное смешение языческой мифологии и христианской мистики. В художественном творчестве все сильнее заметно соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита, набожности с деловым практицизмом.

Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве в первую очередь инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесные искусства выступают в понимании византийских мыслителей посредниками постижения истины, являются источниками нравственного совершенствования человека, способствуют снятию негативных эмоций и ведут в конечном счете к духовному преображению. Музыка для византийских мыслителей была ничем иным, как призывом не допускать в жизни ничего немузыкального, нестройного, несозвучного. Музыка, таким образом, представлялась мыслителям некоторым камертоном, по которому должен быть «настроен» образ человеческой жизни. Искусство осмысливалось как крайне важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологический аспект византийцы усматривали не только в музыке, но практически во всех искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала — пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую — внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка.

В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика в Древнем Риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В Византии — это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять и более продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной — вход. Другой тип конструкции храма — крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, а четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.

Примером редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор Святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает объёмом, невесомостью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего, купола. Беломраморное кружево капителей, инкрустация из цветного мрамора изысканных нежных оттенков, мерцание многоцветных мозаик, превосходная акустика, лучи солнца, озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые пределы, всё это свидетельство удивительного мастерства византийских зодчих и художников. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Славилась Византия не только архитектурными шедеврами, но и другими видами изобразительного искусства. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры, которые также весьма почитаемы.

Мозаика — вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость в художественной культуре Византии. Византийские мастера умели использовать живописные эффекты смальты, очень точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Они учитывали также законы оптического слияния цветов при восприятии мозаичных панно с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны, города на побережье Адриатики, некогда столицы Королевства Остготов, потом крупного культурного центра Византии. Здесь в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодориха, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII вв. того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье. Мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия, украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами.
Здесь же в Равенне, в церкви Сан-Витали, находятся величественные красочные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами.

В Византии формируется иконопись, христианская станковая культовая живопись, дававшая церкви возможность оказывать мощное идеологическое воздействие на широкие слои населения страны и приносящая немалые доходы. Но именно здесь, в Византии, происходит и первое столкновение государства и церкви, нашедшее отражение в иконоборчестве.

Иконоборчество — в широком смысле социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон. В более узком и жизненном значении — борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако фактически был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти. Византийский император стал признанным главой православной церкви.

Иконоборцы причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII-IX вв., уничтожив ряд произведений искусства. Но вместе с тем иконоборческое эстетическое мышление внесло новую свежую струю в образное мышление византийцев: изысканную абстрактную символику, декоративную орнаментику. Заметный след оставила и борьба иконоборцев против чувственного, воспевавшего человеческую плоть эллинистического искусства с его реалистичностью и красочностью. Иконоборческие художественные искания предопределили путь дальнейшего развития искусства Византии, путь глубоко спиритуалистический и строгий, подготовили победу отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов — Вриас — был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им.

В Византии же был разработан канон декорирования православного храма. В куполе всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя, в апсиде — фигура Богоматери Оранты (молящейся) с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе — апостолы и т.д. Эта каноническая система была тщательно продумана и связана с типовой архитектурой храма.

Невиданной изощрённости достигали в Византии и художественные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причем кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. С самой выгодной стороны ювелирность византийского стиля сказалась в искусстве книжной миниатюры, особенно в миниатюрах XI столетия. Связано это было с повышением уровня грамотности и усилением роли литературного творчества и книги как таковой.

Для византийской культуры характерен интерес к обобщению накопленных знаний. Были созданы энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, осуществлены важные реформы в сфере права, общественных отношений и церковной политики. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) «Об управлении государством», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквями. Эти различия имели не только социально-экономический, политический и религиозно-догматический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности была свойственна глубокая религиозная экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.

Огромный ущерб нанесли византийской культуре крестовые походы — походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы свой четвёртый поход направили против христианской Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи и образованию недолго просуществовавшей Латинской империи (1204-1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а в 1252 г. монах Бартоломей написал полемический трактат «Против ошибок феков». Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей.

Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV столетии византийское искусство пережило новый и последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусство потянулось к большей свободе и экспрессии. Выдающийся памятник палеологского периода — мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе.

Последние столетия существования Византии характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами и возрастающей турецкой угрозой. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии — предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического. Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Необходимо отметить, что понятие «византийский гуманизм» обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стал и ученикам и и последователями византийских ученых.

Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Аскетизм и отрешенность от жизни нашли своё воплощение в исихастском движении. Исихасты (внутреннее спокойствие, отрешенность) философско-мистическое и общественно-политическое течение, сформировавшееся в Византии в XIV в., основные положения которого были разработаны Григорием Синаитом, Григорием Паламой и Николаем Кавасилой. Оно возникло в среде монахов-отшельников с Афона, которые проповедовали представление о существовании вечного, божественного света, появившегося якобы во время преображения Христа и просиявшего им (афонским аскетам) в награду за их

отшельническую жизнь. Необходимым условием восприятия этого божественного света исихасты объявляли мистическое созерцание, спокойное сосредоточение, которое отвлекало бы мысль от всего окружающего. Они призывали к строгому аскетизму, полному смирению перед божьей волей. Константинопольский собор 1341 г. поддержал исихастов в разгоревшейся в Византии идеологической борьбе. Среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения — исихии — в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью учение исихастов оказало огромное влияние на духовную культуру Византии, получившую распространение как среди феодальной знати, так и в широких народных слоях. Последователями идей исихастов в России были Нил Сорский, Сергий Радонежский.

В XV столетии Византия пала под натиском турок. Собор Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Но вклад византийской цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству. Прежде всего следует отметить, что Византия была «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, и в первую очередь — в Древней Руси.

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

что такое искусство Византии, его периоды и отличительные особенности. Фотографии работ мастеров византийского искусства

146127

  • Основные периоды византийского искусства
  • Основные особенности искусства Византии

Искусство Византии — важная региональная часть средневекового искусства, основанная на культурных традициях христианства и Римской Империи. Искусство Византии включает в себя огромное количество художественных произведений, созданных на протяжении более 1000 лет на территории Восточного Средиземноморья. Оно в течение многих веков оказывало огромное влияние на культурную жизнь не только всей Европы, но и значительной части Северной Африки и Ближнего Востока.

Искусство Византии. Внутренний вид сводов Софийского собора в Константинополе, начало VI века

Искусство Византии имело ярко выраженную имперскую и религиозную направленности, за свою тысячелетнюю историю неоднократно переживало периоды подъема и упадка. Оно развивалось на фоне непрекращающейся борьбы между Константинополем и Римом за верховенство в христианском мире, результатом которой стал раскол единой церкви на католическую и православную.

Искусство Византии. Византийская шкатулка из слоновой кости, X-XI века

Основные периоды византийского искусства

Искусство Византии традиционно принято разделять на следующие основные периоды:

  • Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века).
  • Ранневизантийский (VI-VIII века).
  • Иконоборческий (VIII — начало IX века).
  • Македонское возрождение (начало IX — середина XI века).
  • Комниновское возрождение (середина XI века — конец XII века).
  • Палеологовское возрождение (конец XII века — середина XV века).

Искусство Византии. Диптих Флавия Ареобинда, 506 год

Начало формированию византийского искусства в раннехристианском периоде положили два важнейших исторических события: публичное признание христианского богослужения в Римской империи в 313 году и перенос столицы государства в Константинополь в 330 году. Это стало мощным толчком для образования нового центра культурной и политической жизни в Средиземноморье. В течение последующих двух столетий под натиском захватчиков пали Рим, Александрия и Антиохия, которые были основными соперниками Константинополя в борьбе за культурное господство в регионе. С этого времени византийское искусство надолго стало играть важнейшую роль в культурной жизни Европы.

Искусство Византии. Икона «Благовещение» из церкви святого Климента в Охриде, XIV век

Время правления императора Юстиниана I (527-565) в начале ранневизантийского периода по праву считается «Золотым веком» в истории Византии. Оно ознаменовалось не только максимальным расширением границ государства, но и грандиозным строительством храмов, а также бурным развитием разных сфер искусства. Но вскоре наступила эпоха политического и экономического упадка на фоне утраты большинства завоеванных территорий.

Искусство Византии. Церковь Святой Ирины в Константинополе, IV век

Иконоборческий период, длившийся более столетия, стал причиной серьезного кризиса в иконописи. В это время фигуральное искусство подвергалось серьезным притеснениям со стороны церкви, а многие иконы, фрески и мозаики были безжалостно уничтожены. Антропоморфные образы в отделке храмов уступили место орнаментальному искусству с элементами растительно-анималистической тематики.

Искусство Византии. Миниатюра из Евангелия Рабулы, VI век

Темные времена иконоборчества в начале IX века в византийском искусстве сменились эпохой Македонского возрождения. Были стандартизированы архитектурные формы, возродилась фигуральная живопись и скульптура, а также древняя античная техника резьбы по слоновой кости.

Искусство Византии. Мозаика из церкви Святого Димитрия в Салониках, конец VII — начало VIII века

Период Комниновского возрождения также оказал благотворное влияние на искусство Византии. В пределах империи после серьезных потрясений ненадолго наступила эра стабильности, а художники ощущали мощную поддержку со стороны власти. Это было время возврата к идеалам античного искусства, написания картин и икон в реалистическом классическом стиле.

Искусство Византии. Мозаика «Император Юстиниан со свитой» из церкви святого Климента из базилики Сант-Витале в Равенне, начало VI века

Палеологовское возрождение было уникальным периодом в истории византийского искусства. С одной стороны, когда-то могущественная империя превратилась в небольшое государство, постоянно атакуемое агрессивными соседями. С другой, — наступило время недолгого расцвета всех видов искусства, которое в 1453 году завершилось падением Константинополя и всей империи.

Искусство Византии. Мозаика «Христос Пантократор» из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, начало VI века

Многие византийские художники были вынуждены бежать от османов в страны Западной и Восточной Европы. Там они продолжали развивать культурные традиции своей Родины, но уже очень скоро в европейском искусстве наступила эпоха Возрождения, навсегда изменившая историю человеческой цивилизации.

Искусство Византии. Страница из Евангелия Россано, VI век

Основные особенности искусства Византии

Византийские художники внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры, а их творческое наследие представляет собой огромное поле для исследований специалистов. Искусство Византии, в первую очередь, включает в себя художественные произведения, созданные в сферах:

  • Архитектуры.
  • Скульптуры.
  • Мозаики.
  • Живописи.
  • Иконописи.
  • Иллюминированной рукописи.

Искусство Византии. Неф базилики Святой Софии в столице Болгарии, начало VI века

Важнейшей отличительной чертой византийской архитектуры стало изменение концепции строительства зданий религиозного культа. Если в античную эпоху храм был земной обителью одного из многочисленных богов, то в христианском мире он превратился в место для вознесения молитв и единения с Богом. Соответственно изменились правила внутренней отделки храмов, их интерьер стал более разнообразным и величественным, зато облицовке фасадов архитекторы уделяли меньше внимания. Самым известным образцом архитектуры той эпохи является Софийской собор в Константинополе, который после захвата города турки превратили в Большую мечеть Айя-София.

Искусство Византии. Рельеф из слоновой кости с изображением архангела, VI век

В скульптуре достижения византийцев оказались достаточно скромными. Более того, согласно философии христианства, статуи считались в то время элементами идолопоклонства и уже в IX веке их перестали устанавливать в храмах. Рельефные изображения были распространены только в качестве деталей наружного убранства фасадов, а классические скульптурные композиции практически полностью исчезли из культурной жизни.

Искусство Византии. Рельефная панель из слоновой кости «Сорок мучеников Севастийских», 10 век нашей эры

Зато мозаика в Византийской империи долгое время была основной техникой художественной отделки храмов. До сих пор масштабные мозаичные панно, сохранившиеся в разных уголках Европы, впечатляют наших современников великолепием цветов и форм.

Искусство Византии. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Софийского собора в Константинополе, начало VI века

Искусство сохранившейся живописи времен Византии в основном представлено уникальными фресковыми росписями, которые постепенно вытеснили мозаику из храмов во втором тысячелетии нашей эры. Но лишь ничтожное количество фресок сохранилось до наших дней в хорошем состоянии, большинство из них безвозвратно потеряны для потомков.

Искусство Византии. Фрески в Нерези вблизи Скопье, XI век

Иконопись на протяжении большей части истории Византийской империи безоговорочно считалась важнейшим видом искусства. За неукоснительным соблюдением канонов написания священных изображений строго следила церковь, нещадно карая мастеров за малейшие признаки свободомыслия. Под влиянием византийских мастеров оригинальные школы иконописи сформировались во многих уголках Восточной Европы, а шедевры, созданные древними художниками, сегодня стоят огромных денег.

Искусство Византии. Икона Пресвятой Богородицы с Младенцем со святыми и ангелами в монастыре Святой Екатерины на Синае, VI век

Иллюминированные рукописи также составляют важную часть византийского культурного наследия. Рукописные книги на религиозную тематику, украшенные искусными миниатюрами и орнаментами, создавали монахи в течение многих лет по всей империи. Искусство изготовления манускриптов бережно передавалось из поколения в поколения вплоть до падения империи и начала эры книгопечатания в Европе в середине XV века.

Искусство Византии. Свиток Иисуса Навина, XI век

Искусство Византии — это не только уникальные шедевры древних мастеров, но и грандиозная часть духовной жизни европейской цивилизации. Его тысячелетняя история хранит множество интересных фактов для дальнейшего изучения благодарными потомками.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Примитивизм — лаконичный стиль живописи с яркими и понятными образами Продажа предметов искусства и антиквариата на интернет-ресурсах: проблемы и решения Осенью в Москве откроется выставка со скандальными картинами Ричарда Принса Любовь и художники Французы предлагают по-новому взглянуть на творчество Анри де Тулуз-Лотрека Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: пророчество или провокация XX века? Китайские мастера освоили художественную резьбу по листьям Франц Марк — художник, видевший мир глазами животных Продадут ли авто Джеймса Бонда за 6 миллионов долларов? Передвижники — одна из лучших страниц истории российского искусства

    Византийское искусство | Характеристики, история и факты

    Императрица Феодора и ее свита

    Смотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Эгон Веллес
    Похожие темы:
    искусство Византийская архитектура

    Просмотреть весь соответствующий контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    Византийское искусство , архитектура, живопись и другие изобразительные искусства, созданные в средние века в Византийской империи (с центром в Константинополе) и в различных областях, которые попали под ее влияние. Живописные и архитектурные стили, которые характеризовали византийское искусство, впервые систематизированные в VI веке, сохранялись в империи в удивительной однородности вплоть до ее окончательного распада с захватом Константинополя турками в 1453 году.

    Далее следует краткое описание византийского искусства. Для обработки византийской архитектуры, см. Западная архитектура: Христианский Восток. Для трактовки византийской живописи см. Западная живопись: восточно-христианская.

    More From Britannica

    Металлоконструкции: Средневековье: Византийская империя

    Византийское искусство почти полностью связано с религиозным выражением и, в частности, с безличным переводом тщательно контролируемого церковного богословия в художественные термины. Его формы архитектуры и живописи выросли из этих забот и остались едиными и анонимными, совершенствуясь в строгой традиции, а не меняясь в соответствии с личной прихотью. Результатом стала изысканность стиля и одухотворенность выражения, редко встречающиеся в западном искусстве.

    Самая ранняя византийская архитектура, хотя и определяется продольным планом церкви базилики, разработанной в Италии, благоприятствовала широкому использованию больших куполов и сводов. Однако круглые купола конструктивно или визуально не подходили к продольному расположению стен, которые их поддерживали; таким образом, к 10 веку в большинстве районов был принят радиальный план, состоящий из четырех равных сводчатых рукавов, исходящих из купола над их пересечением. Этот центральный радиальный план хорошо соответствовал иерархическому взгляду на вселенную, подчеркиваемому Восточной церковью. Эта точка зрения нашла выражение в иконографической схеме церковного искусства, выраженной в фресках или, чаще, мозаиках, покрывавших интерьеры куполов, стен и сводов храмов в полном слиянии архитектурной и живописной выразительности. На вершине центрального купола находилась фигура Христа Пантократора (правителя вселенной). Под ним, обычно вокруг основания купола, располагались ангелы и архангелы, а на стенах — фигуры святых. Деву Марию часто изображали высоко в полукуполе, закрывающем один из четырех радиальных рукавов. Низшей сферой было собрание. Таким образом, вся церковь образовывала микрокосм вселенной. Иконографическая схема отражала и литургию: повествовательные сцены из жизни Христа и Богородицы не располагались в хронологическом порядке вдоль стен, как в западных церквях, а избирались по значимости как поводы для праздников и располагались по храму соответственно. к их богословскому значению.

    Стиль, в котором выполнены эти мозаики и фрески, отражал их функцию статических, символических изображений божественного и Абсолюта. Зрелый византийский стиль, развившийся за счет стилизации и стандартизации позднеклассических форм раннехристианского искусства, был основан на динамике линий и плоских цветовых площадей, а не на форме. Индивидуальные черты были подавлены в пользу стандартного типа лица, фигуры были сглажены, а драпировки превратились в узоры из закрученных линий. Общий эффект заключался в развоплощении, трехмерном представлении индивидуальной человеческой фигуры, замененном духовным присутствием, сила которого зависела от силы линий и яркости цвета. Византийский образ был одновременно и более далеким, и более непосредственным, чем натуралистический классический. Эффект непосредственности усиливался строгой фронтальной позой и византийским типом лица с огромными глазами и проницательным взглядом, а также характерным использованием золотого фона, из-за которого на изображениях отдельных фигур изображение как бы подвешивалось где-то. между стеной и зрителем.

    Маленькая скульптура производилась в Византийской империи. Наиболее часто скульптура использовалась в небольшой рельефной резьбе по слоновой кости, которая использовалась для обложек книг, шкатулок с реликвиями и подобных предметов. Другие миниатюрные искусства, вышивка, изделия из золота и эмали процветали в утонченном и богатом обществе Константинополя. Освещение рукописи, хотя и не могло сравниться с впечатляющими эффектами монументальной живописи и мозаики, сыграло важную роль в распространении византийского стиля и иконографии в Европе.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

    Помимо собственных достижений, значение византийского искусства для религиозного искусства Европы невозможно переоценить. Византийские формы были распространены торговлей и завоеваниями в Италию и Сицилию, где они сохранились в измененной форме на протяжении 12 века и оказали определяющее влияние на искусство итальянского Возрождения. Посредством расширения Восточной православной церкви византийские формы распространились в центры Восточной Европы, особенно в Россию, где они оставались нетронутыми, хотя снова с местными изменениями, на протяжении 17 века.

    Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

    Византийское искусство, введение – Smarthistory

    Приблизительные границы Византийской империи в ее наибольшей степени в середине VI века (основная карта © Google)

    Говорить о «византийском искусстве» несколько проблематично, поскольку империя и ее искусство существовали более тысячи лет и проникали в географические регионы, далекие от ее столицы в Константинополе. Таким образом, византийское искусство включает произведения, созданные с четвертого по пятнадцатый век и охватывающие части итальянского полуострова, восточную окраину славянского мира, Ближний Восток и Северную Африку. Так что же такое византийское искусство и что мы имеем в виду, когда используем этот термин?

    Исидор Милетский и Анфимий Тралльский для императора Юстиниана, Собор Святой Софии, Стамбул, 532–537 (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)

    Полезно знать, что византийское искусство обычно делится на три части. отдельные периоды:

    ранневизантийский с. 330–843
    Средневизантийский с. 843–1204
    Поздневизантийский с. 1261–1453

    Ранневизантийский (ок. 330–843)

    Богородица с Младенцем между святыми Феодором и Георгием , шестой или начало седьмого века, энкаустика на дереве, 2 фута 3 дюйма x 1 фут 7 3/8 дюйма (Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет)

    Император Константин принял христианство и в 330 году перенес свою столицу из Рима в Константинополь (современный Стамбул), на восточную границу Римской империи. Христианство процветало и постепенно вытеснило греко-римских богов, которые когда-то определяли римскую религию и культуру. Этот религиозный сдвиг резко повлиял на искусство, созданное по всей империи.

    Самые ранние христианские церкви были построены в этот период, в том числе знаменитый собор Святой Софии (вверху), построенный в шестом веке при императоре Юстиниане. В этот период также изготавливались украшения для интерьера церквей, в том числе иконы и мозаики. Иконы, такие как Богородица с Младенцем между святыми Феодором и Георгием (слева), служили для верующих инструментами доступа в духовный мир — они служили духовными вратами.

    Точно так же мозаики, например, в церкви Сан-Витале в Равенне, стремились вызвать небесное царство. В этой работе кажется, что эфирные фигуры парят на золотом фоне, который не представляет никакого идентифицируемого земного пространства. Помещая эти фигуры в духовный мир, мозаики также давали прихожанам некоторый доступ к этому миру. В то же время в этих мозаиках есть реальные политические сообщения, подтверждающие власть правителей. В этом смысле искусство Византийской империи продолжало некоторые традиции римского искусства.

    Мозаика Юстиниана, 540-е годы, Сан-Витале, Равенна (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

    Вообще говоря, византийское искусство отличается от искусства римлян тем, что оно заинтересовано в изображении того, чего мы не можем видеть — нематериальный мир Неба и духовный. Таким образом, греко-римский интерес к глубине и натурализму сменяется интересом к плоскости и тайне.

    Средневизантийский (ок. 843–1204)

    Средневизантийский период последовал за периодом кризиса искусства, называемого иконоборческой полемикой, когда использование религиозных изображений вызывало ожесточенные споры. Иконоборцы (те, кто беспокоился, что использование изображений было идолопоклонством), уничтожили изображения, оставив несколько сохранившихся изображений ранневизантийского периода. К счастью для истории искусства, сторонники изображений победили, и последовали сотни лет византийского художественного производства.

    Стилистические и тематические интересы ранневизантийского периода продолжились в средневизантийский период с упором на строительство церквей и украшение их интерьеров. Однако в империи произошли некоторые значительные изменения, которые привели к некоторым изменениям в искусстве. Во-первых, влияние империи распространилось на славянский мир с принятием русскими православия в десятом веке. Таким образом, византийское искусство получило новую жизнь на славянских землях.

    Крестово-купольный план, церковь Мирелайон (мечеть в Бодруме), ок. 920, Константинополь (Стамбул) (адаптировано из плана © Vasileios Marinis)

    Архитектура средневизантийского периода преимущественно двигалась к централизованному крестово-купольному плану, которым наиболее известна византийская архитектура.

    Центральный купол и ракушки, 11 век, мозаика, притвор, кафоликон, Осиос Лукас, Беотия (фото: Эван Фриман, CC BY-SA 4. 0)

    Осиос Лукас, Греция, начало 11 века (фото: Джонатан Ху, CC BY -NC-ND 2.0)

    Эти церкви обычно были гораздо меньше по размеру, чем огромный собор Святой Софии в Стамбуле, но, как и у собора Святой Софии, линия крыши этих церквей всегда определялась куполом или куполами. В этот период также увеличилось количество украшений на фасадах церквей. Особенно хорошим примером этого является монастырь Осиос Лукас в Греции, построенный в десятом веке.

    Триптих Харбавиля, слоновая кость, следы полихромии, 28,2 x 24,2 см (Лувр)

    Нижний регистр (фрагмент), Триптих Харбавиля, слоновая кость, следы полихромии, 28,2 x 24,2 см (Лувр; фото: Мари-Лан Нгуен)

    Это также был период роста стабильности и богатства. Таким образом, богатые покровители заказывали частные предметы роскоши, в том числе резные изделия из слоновой кости, такие как знаменитый Harbaville Tryptich, который использовался в качестве личного предмета поклонения. Как и икона шестого века, рассмотренная выше ( Богородица с Младенцем между святыми Феодором и Георгий ), она помогала зрителю получить доступ к небесному царству. Интересно, что здесь можно увидеть наследие греко-римского мира, в осознании массы и пространства. Посмотрите, например, на тонкое нарушение прямого падения драпировки правым коленом, которое выступает вперед , на двух фигурах в нижнем регистре триптиха Харбавилля (слева). Этот интерес к изображению тела с некоторым натурализмом отражает возродившийся в этот период интерес к классическому прошлому. Итак, как ни соблазнительно описывать все византийское искусство как «эфирное» или «уплощенное», правильнее сказать, что византийское искусство разнообразно. Было много политических и религиозных интересов, а также различных культурных сил, которые формировали искусство разных периодов и регионов Византийской империи.

    Поздняя Византия (ок. 1261–1453)

    Между 1204 и 1261 годами Византийская империя пережила еще один кризис: латинскую оккупацию. Крестоносцы из Западной Европы вторглись и захватили Константинополь в 1204 году, временно свергнув империю в попытке вернуть восточную империю в лоно западного христианского мира. (К этому моменту христианство разделилось на два различных лагеря: восточное [православное] христианство в Византийской империи и западное [латинское] христианство на западе Европы.)

    Анастасис (Мучительные ада) , c. 1310–1320 гг., фреска, Церковь Святого Спасителя Хора/Музей Карие, Стамбул (фото: Тилль Нирманн, CC BY-SA 3.0)

    К 1261 г. Византийская империя освободилась от западных оккупантов и стала независимой империей еще раз, хотя и заметно ослабевший. Широта империи уменьшилась, как и ее мощь. Тем не менее Византия просуществовала до тех пор, пока османы не захватили Константинополь в 1453 году. Несмотря на этот период уменьшения богатства и стабильности, искусство продолжало процветать в поздневизантийский период, как и раньше.

    Икона Св. Георгия Победоносца («Чёрный Георгий»), ок. 1400–1450 гг., панель, темпера, 77,4 x 57 см (© The Trustees of the British Museum)

    Хотя Константинополь пал перед турками в 1453 г., что положило конец Византийской империи, византийское искусство и культура продолжали жить в его отдаленных аванпостах, а также в Греции, Италии и Османской империи, где он так долго процветал. Российская империя, которая впервые начала формироваться примерно во время падения Константинополя, продолжала оставаться наследницей Византии с церквями и иконами, созданными в особом «русско-византийском» стиле (слева). Точно так же в Италии, когда Ренессанс только зарождался, он в значительной степени заимствовал традиции Византии. Чимабуэ Мадонна на троне 1280–1290 годов — один из самых ранних примеров интереса эпохи Возрождения к пространству и глубине в панно. Но живопись опирается на византийские условности и целиком обязана искусству Византии.

    Таким образом, хотя мы можем говорить о конце Византийской империи в 1453 году, гораздо труднее провести географические или временные границы вокруг империи, поскольку она распространилась на соседние регионы и сохранилась в художественных традициях еще долго после своей гибели. .


    Дополнительные ресурсы:

    БЕСПЛАТНЫЙ Руководство Smarthistory по византийскому искусству

    Harbaville Triptych на Louvre

    Vyzantium на Metropolitan Museum of Heilbrunn Timeline Timeline

    3

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *