Таганрог — это Спарта • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсГреческий проект Екатерины ВеликойЛекцииМатериалыПочему Потемкин хотел переименовать азовский город, почему туда отправили кормилицу великого князя Константина и к чему привели несбывшиеся планы екатерининского фаворита
Подготовил Кирилл Головастиков
Григорий Потемкин собирался переименовать Таганрог в Спарту — по крайней мере об этом он писал греческому архиепископу Никифору. Почему светлейший князь не выполнил свое обещание, неясно, ведь это намерение входило в один ряд с другими потемкинскими преобразованиями в области топонимики:
«Чтоб более поразить умы блистательностью деяний великия Екатерины, чтоб отрясть и истребить воспоминание о варварах <…> в покоренном полуострове, возобновлены древние именования: Крым наречен Тавридою; близ развалин, где существовал древний Херсонес, из самых тех груд камней при Ахтиярской гавани, возник Севастополь;
Ахт Мечет назван Симферополь, Кафа Феодосией, Козлов Евпаторией, Еникаль Пентикапеум, Тамань Фанагорией». Александр Самойлов, племянник и биограф Потемкина
Как пишет историк Андрей Зорин, Россия, возвращая себе свою древнюю святыню, одновременно эллинизировала покоренную землю. По мысли Потемкина, русские приходят в провинцию, некогда принадлежавшую Греции, вновь сообщают ей ее греческий облик и заново обретают свою веру и историю, тоже отчасти превращаясь в греков.
Греческая церковь Константина и Елены в Таганроге. XIX век © taganrogcity.comОднако переименование азовского города Таганрога в Спарту — пусть и несостоявшееся — имело особый смысл. Дело в том что Таганрог по существу был греческим.
После Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года греческие повстанцы, воевавшие на стороне России, не могли оставаться на Турецкой земле; многие греческие моряки занялись пиратством. Через Алексея Орлова опальные греки обратились к Екатерине с просьбой переселиться в Россию. 28 марта 1775 года императрица дала на имя графа Орлова рескрипт, в котором разрешала грекам — не только воевавшим, но и всем желающим — селиться в Керчи и Еникале. Потемкин, препровождая рескрипт азовскому губернатору, добавил к списку городов еще и Таганрог.
Прошение о строительстве греческой церкви. 1808 год © «Исторический Таганрог»Греки, прибывшие в страну, устремились в Керчь, но тогда Крым еще не принадлежал России, и поэтому многих из них направили на Азов. В эпоху Греческого проекта переселенцы оказались ко двору, приняли их хорошо, и в Таганрог стали стекаться греки, вовсе не служившие в русском флоте. Иностранное заселение было выгодно России: отвоеванные у Турции земли пустовали, и Потемкин вводил для мигрантов льготы.
Таганрог стал греческой землей и на символическом уровне. Об этом свидетельствует городская легенда о кормилице внука Екатерины Константина. Та, в соответствии с идеологией Греческого проекта, была гречанкой. Когда необходимость в кормилице отпала, Екатерина якобы направила ее в Таганрог: «Рассказывали также старожилы, что у великого князя Константина Павловича была кормилицею гречанка Султана, родом из Мореи. Ее христианское имя, по всей вероятности, Елена, под которым она известна в исторических памятниках. Когда она была отпущена, то императрица щедро наградила ее и подарила ей 3000 десятин земли (ныне — Золотая Коса)».
По данным атласа Екатеринославского наместничества на 1784 год, Мариупольский уезд, в который входил Таганрог, был первым в регионе по численности городского населения. Из 3856 жителей его городов, крепостей и местечек (учитывались только мужчины) было 1790 армян, 1512 греков, 553 русских, четыре грузина и один волох (румын). Несомненно, огромный процент греков достигался именно из-за Таганрога.
«Касательно до склонности и нравов здешних жителей, оные в рассуждении разного сорта людей также различны: из российских однодворцев крестьяне больше склонны к хлебопашеству и в земледелии трудолюбивы; малороссияне, упражняясь в том же, посклоннее к скотоводству и домостроительству; армяне в купечестве и промыслах отличаются; греки в разных мастерствах, в разведении садов и виноградников и в хлебопашестве.
Вообще все жители доброго духа, мужественны и к действиям военным склонны». Анонимный составитель описания городов и уездов Азовской губернии екатерининского времени
И через 80 лет, в 1866 году, таганрогский градоначальник контр-адмирал И. А. Шестаков писал в отчете министру внутренних дел: «Таганрог остался иностранным городом».
Источники
- Дружинина Е. И. Северное Причерноморье в 1775–1800 годах.
М., 1959.
- Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…
М., 2004.
- Филевский П. П. История города Таганрога: 1698–1898.
М., 1898.
Теги
XVIII век
Российская империя
11 признаков того, что перед вами ранненидерландская живопись
Картины нидерландских художников, так называемых фламандских примитивов, — окно в мир XV века. Опознать их живопись можно по светящимся краскам, городским пейзажам, зеркалам и другим деталям
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
16 минут
1/4
Русские как греки
Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II
Читает Андрей Зорин
Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II
10 минут
2/4
Поэзия на службе русской экспансии
Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским
Читает Андрей Зорин
Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским
14 минут
3/4
Истоки крымского мифа
Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи
Читает Андрей Зорин
Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи
11 минут
4/4
Русская античность под крымским солнцем
Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней
Читает Андрей Зорин
Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней
Материалы
Насколько вы идеологически верны Греческому проекту?
Тест на усвоение курса Андрея Зорина
Андрей Зорин: «Самое главное — зачем люди читают и как реагируют на прочитанное»
Бестселлеры XVIII века
Чем зачитывалась Европа три столетия назад
Несостоявшийся Славянск
Как Екатерина II собиралась породнить античный Херсонес с древним Новгородом
Любовный словарь Екатерины и Потемкина
Мамурка, Гришифушечка и другие нежные прозвища
Таганрог — это Спарта
Почему Потемкин хотел назвать азовский город в честь древнегреческого
Как русских готовили к завоеванию Константинополя
От Ивана IV до Екатерины II
Где в Крыму найти Древнюю Грецию
Карта: шесть античных поселений на полуострове
Политическая опера Екатерины Великой
Музыкальная пропаганда Греческого проекта
Екатерина II за независимость Крыма
Чего хотел канцлер Воронцов в докладе «О Малой Татарии»
Вольтер против турок
«Мадам, убивая турок, Ваше Императорское Величество продлевает мои дни»
Очередность подписи как фактор большой политики
Как Россия потребовала равенства с Австрией
План передела Европы в письме Екатерины
Изложение концепции Греческого проекта
Россия — владелица греческих островов
История политического эксперимента Орлова-Чесменского в Эгейском море
Потемкин — повар
Как светлейший князь чуть не отравил глав двух империй
Русские — скифы?
История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока
Потемкинские деревни, которых не было
Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?
Греческое фиаско Александра I
Как внук Екатерины продолжил Греческий проект
Потемкин — соперник Петра Великого
Как фаворит Екатерины втянул Россию в цивилизационный спор
Как Россия дважды отказалась покорять Стамбул
Почему Николай I не стал повторять подвиг вещего Олега
Приключения англичанки в Крыму
Казачья кухня, ханский гарем, хрен толщиной с ногу и другие достопримечательности
Какие подарки делала Екатерина II
Левая перчатка, стальная кровать, деревня Завидовка и не только
1783 год в истории
Чем жили французы и японцы, исландцы и американцы, пока русские присоединяли Крым
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
300 Спартанцев — Это Спарта — Правый Сектор
Доступна новая версия Last.fm. Чтобы продолжить беспрепятственное использование сайта, обновите его.
Стань одним из тех, кто может отслеживать эту песню
Отслеживай, ищи и открывай по-новому музыку в аккаунте Last.fm
Зарегистрироваться на Last.fm
Ты что-нибудь знаешь о видеоролике YouTube для этой композиции? Добавить видео
- Тексты песен
- Тексты песен
Ты что-нибудь знаешь про эту композицию? Написать вики-статью
Похожие теги
Добавить тегиТы что-нибудь знаешь о видеоролике YouTube для этой композиции? Добавить видео
Представлено на
У нас пока нет альбомов для этой композиции.
Показать все альбомы этого исполнителя
Представлено на
У нас пока нет альбомов для этой композиции.
Показать все альбомы этого исполнителя
Надоела реклама? Стань подписчиком
Внешние ссылки
Надоела реклама? Стань подписчиком
Об этом исполнителе
Изображения исполнителя
Показать полный профиль исполнителя
Похожие исполнители
- org/MusicGroup»>
Показать всех похожих исполнителей
Перспективные композиции
Показать все перспективные композиции
Избранное
API Calls
В Спарте есть нечто большее, чем воинская доблесть и аскетизм
«Вы получаете удовольствие не от семи или 70 чудес города, а от ответа, который он дает на ваш вопрос». Calvino
В отличие от других великих городов древности, таких как Рим, Афины или Иерусалим, Спарта, кажется, исчезла с карты. Что осталось от легендарного города? Имя? Археологический памятник? Историческая память? Эта память, если она вообще существует, часто связана с городом-государством с манией воинской доблести и атлетизма, недоверием к иностранцам и крайней строгостью. Сегодня это широко отражено во фразе «Это — это — Спарта!», которую выкрикивал Джерард Батлер, играя царя Леонида в фильме 9.0004 300 (2006), когда он пинает персидского посланника в колодец.
Не только в наше время, но и с древних времен восприятие Спарты было, в довольно радикальном смысле, искаженным. В книге Франсуа Олье Le mirage spartiate (1933) прослеживается история этих заблуждений о городе с элитным мужским классом спартиатов, посвященным исключительно войне, и женщинами, предположительно сбрасывающими слабых новорожденных со скал вокруг горы Тайгет. Такой огонь разжигали такие авторы, как Ксенофонт, Платон, Аристотель и Плутарх, все из которых не были спартанцами, а некоторые из них были явно враждебны Спарте.
Вид с византийских руин Мистры на современную Спарту, август 2020 г. ее многочисленные невидимые города. Нет единой Спарты. Действительно, Спарта, как и многие города, сродни Кораблю Тесея, философский парадокс, сформулированный Плутархом (46-119 гг. н. э.). Корабль охраняют афиняне, которые заменяют старые доски новыми по мере их износа. Парадокс заключается в том, можно ли, заменив ветхие доски, по-прежнему считать корабль Кораблем Тесея или (и когда) он становится чем-то совершенно другим.Итало Кальвино использует другой подход в своем романе Невидимые города . Персонаж Марко Поло в своем тексте описывает 54 города с женскими именами, которые в итоге все одно: Венеция. В Спарте, где мы навязываем идеал одной конкретной истории, есть палимпсест других городов, которые нужно исследовать. Вид с крыльца династии Евриклидов, греческих правителей Спарты в римский период, действительно сильно отличался бы от усеянного руинами пейзажа, по которому ходили путешественники 18-го века, надеясь приобщиться к древности, и опять же отличался бы от грандиозных пиров. проходил в легендарном дворце царя Менелая и прекрасной Елены. Открывая один за другим эти слои времени, историю Спарты можно тщательно изучить с точки зрения наших предубеждений и написать заново.
Задолго до царя Леонида Спарта была известна как родина самой красивой женщины Греции Елены и ее мужа Менелая. Сам Гомер описывает их сверкающий дворец, который Телемах, сын Одиссея, посещает в поисках известий о своем отце.
Преклоняясь перед великолепием дворца, Телемах шепчет своему другу:
Дорогой друг, видишь ли ты, как
эти гулкие залы сияют бронзой,
и серебром, золотом, слоновой костью и янтарем?
Он так же богат, как дворец
Зевса на Олимпе!
— из перевода Эмили Уилсон Odyssey 2017 года
Помимо королевского двора, Лакония — земля, где находится Спарта, на юге Пелопоннеса — описывается эпитетами «полый», относящийся к долина Евротас, в которой раскинулся город, и «заполненная оврагами», как знают современные скалолазы в этом районе. Мы видим, таким образом, с самых ранних времен, что Спарта была важным и известным местом в греческом мире, и Гомер сделал ее легендарной еще задолго до персидских войн.
Недавние археологические раскопки оживили слова Гомера. К югу от Спарты, на холме, известном как Айос Василиос, недалеко от деревни Ксирокамби, в 2008 году были обнаружены остатки огромного микенского дворцового комплекса, богатого находками. Это место является исключительным, поскольку это единственный микенский дворцовый комплекс. были обнаружены в Лаконии до настоящего времени. Археологические исследования показали, что это место функционировало как дворцовый комплекс с 17 века до н.
Сила царств, кристаллизованная в мифах, позже сохранившаяся в гомеровских эпосах
Его разрушение как раз и является причиной сохранения одной из самых захватывающих находок, архива глиняных табличек в линейном письме B (силлабическое письмо, используемое для письмо микенского греческого языка и самая ранняя засвидетельствованная форма греческого языка), которые были сожжены во время сноса дворца. Большинство табличек, по-видимому, выполняли бюрократическую функцию и использовались дворцовой администрацией для отслеживания имущества и товаров. Обнаружение тайника с 20 бронзовыми мечами говорит о военной доблести и доминировании дворцовой элиты, которая, вероятно, контролировала большую часть окружающих плодородных земель. Другие находки, свидетельствующие о процветающем богатстве и влиянии микенского дворца Лаконии, включают яркие фрагменты настенных росписей, египетских скарабеев и украшенный ритон в виде головы быка, который мог использоваться для подношения богам.
Вещественные доказательства рисуют картину долины Евротас как дома микенских царей, правивших плодородной долиной. Власть королевств кристаллизовалась в мифах, позже сохранившихся в гомеровских эпосах: первая итерация Спарты.
Начиная с 700 г. до н.э. в святилищах Спарты появляются изящные резные изделия из слоновой кости, огромные бронзовые треножники и расписные храмовые скульптуры. Скарабеи из египетского фаянса и маски финикийского влияния теперь придавали Спарте космополитический колорит. Известным художникам, таким как мастер по бронзе Гитиад, предположительно спартанского происхождения, и Батикл, проделавший весь путь из Магнезии в Малой Азии, было поручено украсить эти самые места своими работами. В это время у спартанской керамики был средиземноморский рынок, появившийся в Северной Африке в Кирене, а также по всей Великой Греции (южная Италия). Материальная культура обращается к обществу, занимающемуся торговлей и вложенному в образы — мифа и самих себя.
Наши скудные литературные свидетельства 7-го века до н.э. исходят от двух спартанских поэтов, Алкмана и Тиртая, в основном в форме песен, предназначенных для исполнения перед обществом на религиозных праздниках и попойках. В отрывке из наиболее полного фрагмента Алкмана, известного как «первый парфенион » и предположительно исполненного молодыми спартанскими девушками на пороге взрослой жизни, акцент делается на красоте как девушек, так и предметов, которые украшают их. их (змейка-браслет, головной убор, макияж глаз):
Но кто уступает Агидо по красоте,
пусть будет скифской лошадью, бегущей против лидийской.
…
Это правда: все королевские фиолетовые
в мире не могут устоять.
Никакого вычурного браслета-змеи,
из чистого золота, никакого головного убора
от Лидии, какие носят девушки
с подкрашенными веками, чтобы выглядеть привлекательно.
Как показывает Алкман, «роскошный» и «космополитический» — подходящие слова для описания Спарты в архаический период — импортера искусства и художников с Ближнего Востока и экспортера их собственных работ через восточное Средиземноморье. Спарта была культурой, которая вписывается в более широкую картину региона, которую мы имеем: королевства и города-государства, соревнующиеся друг с другом, торгующие друг с другом, осознающие свои особенности и свои отношения с другими. Здесь нет места аскезе, вторая итерация. Хотя война была частью жизни, как предполагает покорение соседнего населения Мессены, песни, танцы и красивые предметы были не менее важны.
Но как насчет классического образа Спарты, где избегают роскоши, ценят государственную тайну, а единственное внимание мужского населения сосредоточено на подготовке к бою? Теперь пришло время рассмотреть, что мы знаем о Спарте в тот период, которым она наиболее известна. Соответствует ли представление реальности? Это вопрос, который остается открытым для бесстрашных (или, возможно, бредовых), чтобы нанести удар.
Проблема с изображением «истинной» картины классической Спарты связана с нашими источниками. Почти все наши литературные источники неспартанские. Существует либо явная враждебность по отношению к полис или идеализация. В то же время археологические свидетельства того периода заметно скудны — факт усугубляется строительством современного города Спарты над древним. Отсутствие исторических фактов дает простор для воображения.
Акрополь является крупным туристическим центром, но немногие знают, что Спарта до сих пор существует как современный город. В отрывке Фукидид проводит мысленный эксперимент, точно описывающий ситуацию, с которой согласны и современная действительность, и классическая наука:
Предположим, например, что город Спарта опустеет и останутся только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущие поколения с течением времени с трудом поверят, что это место действительно было таким могущественным, каким его представляли. Между тем спартанцы занимают две пятых Пелопоннеса и стоят во главе не только всего самого Пелопоннеса, но и многочисленных союзников за его пределами. Однако, поскольку город не имеет регулярной планировки и не содержит храмов или памятников большого великолепия, а представляет собой просто собрание деревень в древнегреческом стиле, его внешний вид не оправдал ожиданий. С другой стороны, если бы то же самое случилось с Афинами, то можно было бы предположить по тому, что бросалось в глаза, что город был вдвое сильнее, чем он есть на самом деле.
Фукидид представляет себе заброшенную Спарту, страдающую от разрушительного действия времени. Он предвидит, что его материальные остатки, сегодняшние археологические находки, не произведут впечатления на будущие поколения. Удивительно, что это именно то, что произошло, когда Афинский Акрополь стал основным туристическим направлением, в то время как мало кто знает, что Спарта все еще существует как современный город, а тем более как что-то, что стоит увидеть.
Его заявление о том, что в городе «нет храмов или памятников великого великолепия», однако, заслуживает дальнейшего изучения, особенно в свете литературных свидетельств писателя-путешественника Павсания, который во II веке н. структуры действительно. Даже в случае Фукидида, так называемого отца истории, стоит подвергнуть сомнению мотивы, побудившие его представить Спарту именно так, как он это делает. Будучи афинянином, Фукидид мог целенаправленно желать подчеркнуть различие между урбанистическими и показными Афинами и простой, почти сельской Спартой, двумя главными силами величайшей войны, которую когда-либо видела Эллада. В этом контексте историку надлежит подчеркивать не возможные сходства, а различия. Когда мы принимаем такие заявления как объективный факт, вместо понимания того, что историк сам осознает свою силу в формировании истории, многие стороны истории могут быть утеряны.
Я не отрицаю, что Спарта отличалась и даже была исключительной по сравнению с другими греческими полисами , или что битва при Фермопилах (480 г. до н.э.) не была определяющим событием в мировой истории; или даже то, что роль, которую играла Спарта, была не так важна, как предполагают наши источники. Скорее, я хочу сказать, что то, что мы знаем о жизни в Спарте в классический период, является отражением того, что думали другие, часто в гораздо более поздние периоды, и поэтому не обязательно соответствует реальности или тому, как спартанцы представляли себя сами.
После болезненного периода, последовавшего за захватом Спарты Филиппом II Македонским в 338–337 гг. до н. э., римская эпоха (31 г. до н. э. — 396 г. н. э.) демонстрирует одержимость возвращением и воссозданием славы мифического классического прошлого Спарты. Это было фетишизировано и мифологизировано, без каких-либо извинений. В попытке воссоздать «ликурганскую» агогу , или систему образования, ритуальные церемонии порки были воспроизведены в святилище Артемиды Ортеи на берегу реки Еврот, теперь с добавлением амфитеатра для римских зрителей. Гражданские и военные ценности классической Спарты пропагандировались как моральные стандарты, которым должны были следовать римляне. Павсаний описывает город, полный религиозных памятников, мест культа героев и статуй генералам и законодателям. Его дотошный рассказ о путешествиях по Лаконии, занимающий большую часть его третьей книги из «Описание Греции » оставляет нам ощущение того, насколько многослойными были время, память и ландшафт, и как это ощущение мифического прошлого культивировалось в римской Спарте.
Большая часть причин процветания Спарты может быть связана с безрассудным, но удачливым решением ее жителей поддержать Октавиана, который вскоре станет императором Августом, в битве при Акциуме (31 г. до н. э.). Это привело к тому, что после его победы они заручились уникальной благосклонностью Рима. У нас также есть свидетельства того, что другие известные спартафилы, такие как оратор Цицерон, проводили время в городе. Положительные отношения между Спартой и Римской империей привлекли в Лаконию многих богатых римлян. Об этом также свидетельствуют археологические свидетельства, которые состоят из все более роскошных домов и бань, а также нового театра, одного из крупнейших на Пелопоннесе. Было раскопано более 137 римских и позднеантичных мозаик; они украсили бы атриумы и столовые великолепных римских особняков. Самые известные из мозаик, которые сегодня выставлены для посетителей современного города, изображают Орфея, поющего животным, и похищение Европы Зевсом в образе быка (все еще можно увидеть на оборотной стороне греческой монеты номиналом 2 евро).
Вид с богатых римских вилл в Спарте — это ретроспективный вид, постоянно занятый созданием настоящего по сравнению с прошлым. В этом смысле он создает прецедент того, что грядет.
Долина Евротас — идеальный чистый холст, на который образованные европейцы могут проецировать свои фантазии.
Следующая итерация Спарты добавляет слой средневековой западной истории к ландшафту, усеянному воспоминаниями о древнем прошлом. Спустя почти тысячелетие после дней римской славы Спарты, в 13 веке н.э., поселение переносится из долины Евротас на одну из вершин, составляющих предгорья Тайгетских гор, называемую Мистрас (или Мизитра). Это произошло по приказу его франкского завоевателя Вильгельма де Виллардуэна, который искал более укрепленное место, которым Мистра, взгромоздившаяся, как орлиное гнездо, на скалистой вершине, безусловно, была.
Тем не менее, это не спасло франкскую крепость с видом на долину Спарты с высоты птичьего полета от византийцев, захвативших замок в 1262 году. Мистра под византийским правлением превратилась в культурную столицу, застроенную великолепными церквями. и монастыри с видом на долину, к восходу солнца над горами Парнон на востоке. Это был дом принцессы Изабеллы де Виллардуэн, чья жизнь позже стала источником вдохновения для романа греческого писателя Ангелоса Терзакиса 9.0004 Princess Isabeau (1945), а также интеллектуалы и философы, такие как Гемист Плетон, которого многие называют «вторым Платоном». За последние два столетия до того, как Мистрас был захвачен османами в 1460 году, правила византийская династия, известная как Палеологи, их интересы в искусстве и культуре укрепляли живое сообщество Мистры, которое также было процветающим центром производства и торговли шелком, а также выращивание оливок, винограда и шелковицы.
Как пишет искусствовед Шэрон Герстел в предисловии к Просмотр Мореи: земля и люди в позднесредневековом Пелопоннесе (2013): «Чтобы снова посетить Мистру такой, какой она была, нужно услышать шуршание шелковых одежд и прислушаться к болтовне ее интеллектуалов, которые когда-то населяли городские библиотеки. и двор». Монастырь Пантанасса (основан в 1428 г.), наполненный изысканными настенными росписями и украшенный смесью византийских и готических элементов, можно считать художественным шедевром периода, его головокружительный вид на долина Евротас сегодня так же бесподобна, как и тогда.
Перенесемся на четыре века вперед. Лакония — земля дикой природы и руин под властью Османской империи. Долина Евротас — идеальный чистый холст, на который образованные европейцы, движимые желанием соприкоснуться с мифическим прошлым, могли спроецировать свои фантазии. В этот период пейзаж становится средоточием зарождения новых мифологий о Спарте, пропитанных романтической ностальгией, чему способствует тот факт, что разрушенные остатки города , а не оправдали свою легендарную репутацию. Рассказы европейских путешественников упиваются отсутствием прошлого, которого так отчаянно ищут.
В 1754 году Жюльен-Давид Ле Руа, французский архитектор и археолог, предпринял опасное путешествие в Грецию, которая тогда еще была провинцией Османской империи, чтобы задокументировать «руины самых красивых памятников Греции». Он писал: «Спарта, столь прославленная законами, установленными Ликургом, и мужеством ее жителей, теперь настолько разрушена, и в ней осталось так мало зданий, что мы не чувствуем необходимости писать историю ее прежнего состояния». захватил настроение большинства приехавших в Спарту: одновременно пораженных красотой природы и прискорбно разочарованных состоянием ее руин. В конце концов, именно горы Тайгет, река Еврот и плодородная долина оливковых и апельсиновых деревьев стали центром их описательного экстаза.
В книге Rambles and Studies in Greece (1876) ирландский классик Дж. П. Махаффи восхваляет долину Спарты как «самую богатую и плодородную на Пелопоннесе», ее «волнистые холмы и склоны, покрытые теперь виноградниками, апельсиновыми и лимонные сады и уютные усадьбы или деревни». Он восхваляет «блестящий зазубренный гребень Тайгета, сверкающий снегом на солнце» и подробно описывает, как: равнина возвышалась к небу, ее черный и лиловый цвет постепенно превращался в малиновый, а холодный бело-голубой снег теплел в розовый. Было великое чувство мира и тишины, и все же обширное распространение звука.
Благоговение Махаффи перед горой, разворачивание дня в смене цветов на ее фасаде, момент тишины, который она вызывает, граничит с религиозным. Это пристальное внимание к природной красоте и подробное описание воздействия природы Спарты было запечатлено также французским путешественником Эдмоном О (1828-85), который сосредоточился на пасторальных и идиллических аспектах долины:
Густая спутанная трава сформировалась повсюду ковры у подножия дубов и диких маслин; золотой ракитник и высокий вереск, высотой с кусты, переплелись в беспорядке с лентисками и земляничными деревьями — тысячами сильных ароматов, вырвавшихся из почвы, или выдыхаемых из листвы, или принесенных издалека ветром, смешавшихся, чтобы опьянить нас.
Современная Спарта не существовала до 1834 года, когда указом короля Греции Отто фон Виттельсбаха на месте древнего города был основан новый город. Восстановление Спарты соответствовало желаниям жителей соседней деревни Мистрас. Они хотели связать новорожденный город с его легендарным прошлым, что особенно важно после обретения Грецией независимости от Османской империи и создания современного греческого государства. Это был первый раз с 13 века нашей эры, когда собственно город Спарта был заселен.
Сегодня Спарта остается скромным, но шумным городком Лаконии. Расположенная в пышной зеленой долине апельсиновых и оливковых деревьев, Спарта навсегда окружена трансцендентными горами Тайгет на западе и серебряным потоком Еврота на востоке. Прогуляйтесь по его улицам, как я это делал много раз, и вы увидите памятники старины среди новостроек. Главная улица, Константинос Палеологос, названная в честь Палеологов Мистры, ведет к общественному стадиону, где жители города собираются по вечерам, чтобы насладиться свежим воздухом. Перед стадионом стоит огромная бронзовая статуя царя Леонида, идеально подходящая для туристических фотосессий. Посетители, склонные к археологии, могут краем глаза заметить выцветший знак, указывающий на древнюю Спарту. А на центральной площади преобладают неоклассические demarcheion , или мэрия, следующие поколения спартанцев пьют кофе, обмениваются новостями, улыбаются, смеются и продолжают жить дальше, а под их ногами покоится палимпсест Спарты.
Чему научили нас спартанцы о командной работе
Корпоративный 20 ноября 2022 г.
Спартанская армия господствовала в Древней Греции. И не потому, что в воде Спарты было что-то такое, что делало их солдат безумно сильными, а потому, что они работали вместе, как одна команда. Вот наши любимые Уроки спартанской работы в команде.
ЭТО СПАРТА…
Не ври, ты тоже так думал!
Теперь, когда это не по пути…
Спарта была обществом в Древней Греции, известным своими крутыми воинами. На пике своего могущества (между шестым и четвертым веками до нашей эры) спартанцы были одной из самых страшных военных сил в греческом мире.
Давайте подробнее рассмотрим, как Спарта довела свою армию до 100-го уровня!
Урок спартанской командной работы № 1: сильная миссия
Чертовски хорошее заявление о миссии способно:
- Продвинуть вашу команду вперед
- Перенаправьте свою энергию и внимание на то, что действительно важно
- Обеспечение согласованности и стабильности
- Донесите свое уникальное сообщение до публики
Каждой команде нужна сильная миссия, даже Спартанцам.
Чтобы узнать, что было самым важным для Спарты — быть лучшими в ВОЙНЕ, не требуется обширных исследований!
Жизнь в Спарте (образование, политика, искусство и ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ) вращалась вокруг армии.
Спартанская система военного образования для мальчиков под названием Агоге уделяла особое внимание послушанию, выносливости, храбрости и самообладанию, а также учила своих учеников быть крутыми воинами. 1
Урок спартанской командной работы № 2: Инвестируйте в культуру компании
Сильная корпоративная культура сегодня важна как никогда! Корпоративная культура быстро стала обязательной для компаний, стремящихся не только привлечь лучших специалистов, но и повысить вовлеченность и удержание сотрудников.
Корпоративная культура определяет среду, в которой работают сотрудники. Он включает в себя множество элементов, таких как: рабочая среда, миссия компании, ценность, этика, ожидания и цели. 2
Неудивительно, что у офигенной команды Спартанцев была своя собственная версия корпоративной культуры: строгий кодекс чести. Спартанский кодекс чести, или esprit de corps, включал следующие ценности:
- Ни один солдат не превосходил другого.
- Воин никогда не должен сражаться с бушующим гневом, но со спокойной решимостью.
- Спартанцы должны ходить бесшумно и говорить немногословно.
Спартанцы также и очень четкий код бесчестие , что приводит к тому, что его называют изгоем и публично унижают с помощью специальной одежды:
- Невыполнение строгого обучения.
- Дезертирство во время боя.
- Бросить щит.
Мы не предлагаем вашей команде обязательно иметь кодекс бесчестия, но важно обсудить не только ценности, которые вы хотите отстаивать и практиковать, но и те, которые вы не приемлете.
Спартанская командная работа Урок № 3: Работа в команде делает работу мечты
Доверие внутри команды невероятно важно! Это либо укрепляет, либо разрушает вашу способность успешно работать вместе.
Спартанцы, несомненно, знали, что это правда.
«Сражайтесь только за это: человека, который стоит у вас за плечом. Он — все, и все содержится в нем», — сказал спартанский солдат Диенекес, который, по слухам, был самым храбрым спартанцем, сражавшимся в битве при Фермопилах в 480 г. до н. э. 3
Доверие невозможно построить за одну ночь (а восстановление подорванного доверия может занять еще больше времени), но усилия того стоят. Если вы потратите время на то, чтобы установить и укрепить доверие в своей команде, это значительно улучшит их общую вовлеченность и удовлетворенность на рабочем месте.
Урок спартанской командной работы № 4: никогда не повредит песня для накачки
Песня для накачки мгновенно поднимет настроение, креативность и способность выполнять работу!
У каждого из нас есть любимая песня или плейлист, который вдохновляет нас и обеспечивает дополнительный импульс мотивации, когда мы #боремся или, в случае со Спартой, идем в бой.
Да, верно, у спартанской армии была предбоевая песня прокачки!
Утром битвы спартанцы распевали военную песню «Песнь Кастора» (названную в честь спартанского героя). Их пение сопровождалось флейтистами. Только тогда, выдерживая ровный ритм музыки, спартанская армия поднимет копья и начнет продвижение в бой. 4
Если боевой дух низкий, подумайте о том, чтобы включить какую-нибудь мелодию, чтобы изменить ситуацию!
Спартанская легенда выживает
Легенда о Спарте живет и вдохновляет по простой причине: спартанцы были мастерами своего дела, не имеющими себе равных в обучении, самоотверженности и командной работе.