Культура ссср 80 х годов: Культура и быт Москвы 80-х годов

Содержание

Культура и быт Москвы 80-х годов

Восьмидесятые годы стали особым периодом в жизни столицы. Ведь это было последнее десятилетие существования Советского Союза. Этот период ознаменовался проникновением и распространением элементов западной свободы.

Главным же событием начала десятилетия стала Олимпиада. Конечно, данное событие несколько омрачил бойкот многих ключевых государств данного мероприятия. Но для рядовых граждан столицы это событие не было столь вопиющим, ведь его всячески скрывали. Подготовка же и проведение мероприятия стало настоящим праздником столицы. Город получил множество новых сооружений спортивного и инфраструктурного назначения. Москва значительно преобразилась, приблизившись к европейским столицам.

Начало 80-х ознаменовалось расцветом русского рока. К этому времени роковое движение уже стало полноценным и достаточно существенным. Власти уже не могли это скрывать. Потому группам давалась возможность легально записываться и давать небольшие концерты. Появились новые рок-группы «Алиса», «Аукцыон», «Кино» и пр.

Правда, в середине десятилетия начались массовые гонения участников рок-движения. Участники групп, а также их поклонники преследовались и даже арестовывались. Но начавшийся процесс уже нельзя было остановить, потому во второй половине десятилетия началась некоторая оттепель и рок-группы могли вести легальную деятельность. Рок-движение захватило Москву.

Кооперативное движение стало еще одной яркой страницей жизни москвичей 80-х годов. В связи с дефицитом многих товаров было принято решение о разрешении на организацию кооперативов. По сути это была предпринимательская деятельность, потому многие предприимчивые москвичи занялись этим ремеслом. Вследствие, многие из них стали знаменитыми предпринимателями и основателями промышленных групп.

В 80-е же многие кооперативы занимались откровенной спекуляцией, а также финансовыми операциями. Хотя были и многие, осуществляющие производство различной продукции. Правда она отличалась откровенно низким качеством при достаточно высокой цене.

Еще одна яркая страница жизни Москвы 80-х – молодежные субкультуры. С наступлением эпохи гласности они стали активно развиваться. Первая и, пожалуй, самая безобидная – это металлисты. Участники движения объединялись вокруг музыки в стиле Metal, которая проповедует самостоятельность, уверенность в себе, культ сильной личности. Эти идеалы и стали основополагающими в этом движении.

Любера – это еще одно движение, возникшее в Люберцах и распространившееся на столицу и остальную страну. Представители данного движения занимались культуризмом, боксом, другим бойцовскими видами спорта. Носили характерную одежду: кожаные куртки, белые рубашки с черными узкими галстуками и широкие клетчатые штаны. Любера отличались агрессией ко всем другим неформальным движениям.

Еще одна яркая молодежная субкультура столицы 80-х – панки. Они протестуют против общества и политики. Отличаются эпатажным и очень пестрым стилем. Характерная прическа панков – ирокез. Они носят грязную и рваную одежду.

В общем, в 80-х годах, особенно во второй половине отмечалась так называемая «новая свобода».

Молодежь, как самая активная и прогрессивная часть населения воспринимала это «потепление» очень положительно и активно, объединяясь в неформальные движения, участвуя в кооперативах и слушая популярную рок-музыку. Властям уже не удавалось остановить начавшиеся процессы, так как они уже активно развивались во всем мире.

Советская культура второй половины 50—80-х годов. История России с древнейших времен до конца XX века

Советская культура второй половины 50—80-х годов

После ХХ съезда КПСС начался период либерализации внутренней политики, что сказалось на отношениях власти и культуры. Вновь стали собираться съезды художественной интеллигенции. Многие функции управления культурой перешли от центральных министерств к республиканским. Однако главные идеологические постулаты остались незыблемыми. Это проявилось уже в 1958 г. в связи с исключением из Союза писателей Б.Л. Пастернака, вина которого заключалась в том, что он без разрешения партийных органов опубликовал за границей свой роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии. Под угрозой выдворения из страны Пастернак был вынужден отказаться от премии.

Большое значение для изменения общественного настроения имела реабилитация репрессированных деятелей науки и культуры. Посмертно были сняты обвинения с Н.И. Вавилова, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, Г.И. Серебряковой и многих других. Увидели свет не публиковавшиеся ранее произведения, стали экспонироваться живописные работы 20—30-х годов, оживилась литературная публицистика. Расширились культурные контакты с зарубежными странами. Эти процессы получили название «оттепели».

Со второй половины 50-х годов быстрыми темпами развивается научно-технический прогресс. С 1950 по 1970 г. государственные расходы на науку выросли в 12 раз, в 6 раз увеличилась численность научных работников. Открылось много отраслевых институтов. Сформировался новый научный центр – Сибирское отделение Академии наук СССР. Результаты научных исследований были высоко оценены мировой общественностью. В 1962 г. Л.Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия за теорию жидкого гелия. Успехи в освоении атомной энергии привели к созданию новых отраслей народного хозяйства. В 1954 г. была пущена первая в мире атомная электростанция, а в 1957 г. построен первый атомный ледокол «Ленин». В 1956 г. полетом первого реактивного пассажирского самолета Ту104 открылась новая эра в российской авиации, 4 октября 1957 г. был произведен запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел майор Ю.А. Гагарин. Главная заслуга в разработке ракетных систем принадлежит конструктору С.П. Королеву. Во второй половине 60-х годов, после отставки Т.Д. Лысенко, стали быстро развиваться генетика и молекулярная биология. Правда, в общественных науках из-за господства одной идеологии подобных процессов не происходило.

В образовательной сфере вводятся новые дисциплины и программы. С 1958 до середины 1960-х гг. в стране проводилась школьная реформа. Было введено обязательное восьмилетнее образование. В целях сближения школы с жизнью старшеклассники два дня в неделю должны были работать на производстве или в сельском хозяйстве. Срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет. Была создана сеть профессионально-технических училищ. В сфере высшего образования заметно расширилась сеть технических вузов. В 1957 г. были приняты новые правила приема в университеты и институты. Льготы при поступлении получали абитуриенты, имевшие производственный стаж. В ущерб академической науке программы вузов ориентировались на конкретные производственные нужды.

В художественном творчестве вновь возник интерес к проблемам отдельной личности. В жизнь вступало поколение, называвшее себя «детьми ХХ съезда» или «шестидесятниками». Среди них можно назвать режиссеров М.М. Хуциева и И.Е. Хейфица, художника П.П. Никонова, театральных режиссеров Ю. П. Любимова и Г.А. Товстоногова, писателей В.Д. Дудинцева, В.П. Аксенова, поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского. В эти годы была опубликована первая повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая открыла в советской литературе тему сталинских репрессий. В то же время многие произведения, написанные на волне либерализации, были запрещены цензурой и даже арестованы КГБ («Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана). Появился жанр авторской песни, яркими представителями которого стали А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий.

С конца 60-х – начала 70-х гг. наблюдается откат от реформ хрущевского десятилетия, в том числе и в области культуры. Партия вновь стала жестко руководить искусством. Не согласные с партийным диктатом деятели литературы и искусства либо добровольно покинули страну (В.П. Аксенов, М.Н. Барышников), либо были насильно выдворены за границу и лишены советского гражданства (А.И. Солженицын).

В 70-е годы экстенсивно развивалась наука, научно-исследовательские институты стали соединять с производством и переводить на отраслевое финансирование.

К 1985 г. в стране действовало 250 научно-производственных объединений. В сфере академической науки получили дальнейшее развитие квантовая электроника, астрофизика и астрономия. В освоении космоса был совершен переход от разовых полетов к длительным экспедициям на орбитальных станциях. С помощью спутников широко распространилось телевидение. Из-за недостатка средств главную трудность представляло внедрение научных открытий в производство.

К 1975 г. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Чрезвычайно расширилась сеть ПТУ, где можно было, как и в школе, получить среднее образование. К 1985 г. в стране действовало 69 университетов, была создана система повышения квалификации специалистов.

Среди литературных произведений 70—80-х годов нужно отметить повести Ю.В. Трифонова, Ч. Айтматова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, в которых остро поднимались нравственные проблемы. Схожие вопросы рассматривались в творчестве писателей «деревенщиков» Ф.А. Абрамова, Б.А. Можаева, В.

И. Белова. В этот период возрождается интерес к произведениям русских и зарубежных классиков. В библиотеках повысился спрос на книги Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Возросло количество экранизаций литературных произведений. Каждый крупный театр имел в своем репертуаре несколько классических пьес. Модернистские формы искусства продолжали преследоваться. В 1974 г. была разгромлена выставка художников-авангардистов («бульдозерная выставка»). Не допускались к широкому прокату фильмы А.А. Тарковского и К.Г. Муратовой. Действия партийных органов вынуждали творческих людей выпускать «самиздат», устраивать подпольные выставки и кинопросмотры.

Таким образом, в 70-х – начале 80-х годов выделились два пласта российской культуры – официальный и диссидентский. Избавление от страха и появление технических возможностей тиражирования произведений искусства привели к расширению сферы неофициального творчества, которое сопротивлялось партийной идеологии и свободомыслие.

Значительным достижением политики «перестройки» стала свобода мысли и слова. Гласность дала невиданные ранее возможности. Хотя официально свобода печати будет провозглашена только в 1990 г., от цензуры отказались значительно раньше. Статьи на темы, которые еще несколько месяцев назад считались запретными, заполнили страницы газет и журналов. Средства массовой информации, начав с критики сталинизма, вскоре стали подвергать сомнению «социалистические ценности» в целом, оказывая мощное влияние на общественное сознание. Советские люди, не привыкшие к свободе печати, с жадностью бросились поглощать публикации о «белых пятнах» недавней истории. Гигантски выросли тиражи газетно-журнальной периодики: «Московских новостей», «Аргументов и фактов», «Комсомольской правды», «Огонька», «Нового мира», «Знамени», «Юности» – изданий, активно выступавших за демократизацию советского общества по образцу стран Запада. Почти одновременно стала обозначаться иная позиция газет «Советская Россия», «Правда», журналов «Наш современник», «Молодая гвардия», отстаивающих идеи националистического и коммунистического толка.

В годы «перестройки» коренные изменения произошли в политике по отношению к религии и церкви. Поводом к этим изменениям послужило празднование тысячелетия крещения Руси. Были сняты все запреты на отправление религиозных культов, регистрацию и открытие церковных общин, распространение религиозной литературы и религиозного обучения.

Беспощадная критика средствами массовой информации советского периода отечественной истории привела к беспрецедентному решению об отмене в школе в 1988 г. выпускных экзаменов по истории. Однако в целом «перестройка» мало затронула среднее и высшее образование. Широковещательные заявления руководителей нового Государственного комитета СССР по народному образованию (1988), объединившего управление всеми образовательными учреждениями страны от средней школы до вузов, не привели к реальным преобразованиям. Престиж высшего образования падал. Низкая оплата труда, невысокая квалификация, особенно выпускников технических вузов, их невостребованность приводили многих дипломированных специалистов к работе не по специальности.

Чернобыльская авария высветила неблагополучие науки и подорвала веру советских людей в ее всемогущество. «Утечка мозгов» из традиционно сильных научных направлений (физика, математика, биология) за границу и в предпринимательство усилила кризисные явления в естественных и точных науках. Еще бо?льшие трудности испытывали общественные науки, базировавшиеся на марксистско-ленинской методологии. Вместе с советским режимом пало и марксистское обществоведение.

Ликвидация партийного контроля над литературой и искусством привела к снятию запрета с сотен имен деятелей русской культуры, не угодивших когда-либо и чем-либо советской власти: философов, историков, публицистов, писателей. С «полок» стали сниматься запрещенные ранее советской цензурой стихи и проза М.А. Булгакова, Н.С. Гумилева, Ю.О. Домбровского, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой; кинофильмы А.Г. Германа, Э.Г. Климова, А.С. Смирнова; начали публиковаться произведения русского зарубежья – Б.К. Зайцева, Е.И. Замятина, Г.

В. Иванова, В.В. Набокова.

В годы «перестройки» серьезный общественный резонанс имели публикации произведений, остро вскрывавших нравственные проблемы и современного советского общества, и недавней истории («Плаха» Ч. Айтматова, «Пожар» В.Г. Распутина, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая…» А.И. Приставкина, «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова, «Черные камни» А.В. Жигулина, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана). Большой популярностью пользовались публицисты, писавшие о современных проблемах политики, экономики, культуры, – Н.И. Ильина, И. Клямкин, О. Лацис, В.Г. Попов, Н.П. Шмелев, Ю. Черниченко.

Аналогичные процессы происходили в театре, музыке, живописи. В художественную культуру страны вернулись многие имена музыкального авангарда, ранее находившиеся фактически под запретом (Э. Артемьев, С. Губайдулина, А. Шнитке). Советские зрители впервые смогли познакомиться с творчеством художников-эмигрантов (М. Шагал, Э. Неизвестный, М. Шемякин), с русским авангардом 20-х годов (В. Кандинский, А. Лентулов, К. Малевич). Все это значительно расширило представление о многообразии форм и жанров советского искусства.

Освободившись от идеологического диктата КПСС, литература и искусство в последние годы «перестройки» все больше стали подпадать под диктат рынка. Коммерциализация охватила все сферы культурной жизни. Возникают не зависимые от государства средства массовой информации (FM-радиостанции, газеты, издательства, телевизионные продюсерские каналы). С падением «железного занавеса» в СССР мощным потоком хлынула массовая западная культура. Начинает складываться рынок в области культуры и искусства, зарождается советский шоу-бизнес.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в

§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры – наука, театр, распространение образования, литература, искусство, –

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

§ 36. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. О художественной культуре России второй половины XIX в. говорят, что она литературоцентрична. Это значит, что именно литература оказалась во главе всех идейных,

Культура России середины — второй половины XVIII в.

Культура России середины — второй половины XVIII в. Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших

§ 1. Корея второй половины 1880-х — начала 1890-х годов

§ 1. Корея второй половины 1880-х — начала 1890-х годов После подавления попытки государственного переворота партии реформаторов в конце 1884 г. и подписания Тяньцзиньского японо-китайского договора 1885 г., обеспечивавшего паритет военных интересов двух стран в Корее, между

§2. Репрессии второй половины 40-х годов и начала 50-х годов XX века

§2. Репрессии второй половины 40-х годов и начала 50-х годов XX века 1. Идеологические репрессии. Советскому руководству особенно много хлопот доставляла интеллигенция. Это была сила, способная указать обществу на необходимость преобразования существующего строя. Власти

39.

 Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.?

39. Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.? После окончания Второй мировой войны культурное развитие в западноевропейских странах, США осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенный и военный период. Значительные

Глава 17 Русская культура второй половины XIII – XVI в

Глава 17 Русская культура второй половины XIII – XVI в Страшный урон нанесло «Батыево нахождение» развитию культуры Руси, материальной и духовной. Сожженные города и селения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерских и увод в плен их хозяев – из тех,

ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века

ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века 1.  Общая характеристика эпохи 2-я половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением

Рок в СССР: недолговечная субкультура Ленинграда – в фотографиях | Мировые новости

Когда Советский Союз был на исходе, гитары, шипованная кожа и американская музыка хлынули в него, период, запечатленный в книге фотографа Игоря Мухина . The Calvert Journal исследует место происшествия

Саша Распопина для Calvert Journal

Основное изображение: Поклонники рок-музыки в Советском Союзе в 1987 году. Фото: Игорь Мухин

  • Российский фотограф Игорь Мухин запечатлел важные моменты в истории российской культуры с 1980-х годов, от рок-субкультур времен холодной войны в Ленинграде до политических протестов в Москве в 2011 году

  • Книга Мухина «Я видел рок-н-ролл» концентрируется на недолговечной рок-сцене Ленинграда, которая

    процветала во время перестройки (перестройки) в конце 80-х

  • От полуандерграундных концертов до повседневной жизни Мухин следовал за музыкантами и

    тусовка ( молодежная сцена) вокруг них, фотографирующая закулисную жизнь первых российских рок-звезд и лихорадочную атмосферу переходной страны

  • Андерграундная рок-сцена была бы немыслима до перестройки, политики, введенной тогдашним советским президентом Михаилом Горбачевым, способствующей большей открытости и позволяющей проводить рыночные реформы.

    Последовавший за этим всплеск культурной свободы был подхвачен молодыми людьми, оказавшимися за железным занавесом 9.0005
  • Возникла атмосфера свободы, даже протеста, хотя в то время она нашла выход только через музыку. «Мы не знали тогда, как выглядит мир по ту сторону железного занавеса, — говорит Мухин

    .
  • «Музыка таких групп, как «Кино» и «Аквариум», поразила нас. Я тогда почувствовал, что времена меняются и надо начинать фотографировать», — говорит Мухин

  • В то же время многие люди, пережившие 80-е годы, говорят, что никогда не предполагали, что конец СССР был так близок.

    Они думали, что гитарная музыка, американские джинсы и непринуждённый образ жизни — это самая большая свобода, которую они когда-либо могли получить, и поэтому постарались в полной мере воспользоваться ею.0005
  • От ветхих советских кухонь до стильных толп на концертах — фотографии Мухина документируют стремительные, незнакомые политические и культурные перемены

  • Но всему пришел конец в начале 1990-х: Советскому Союзу и рок-сцене, которая так яростно противостояла ему.

    Версия этой галереи впервые появилась в Calvert Journal, путеводителе по новому востоку. Все фотографии: Игорь Мухин

Темы

История советского рока: от андеграундной рок-сцены 70-х до советского панка и новой волны 19-го80-е годы

«Пока у тебя есть пачка сигарет, — поет Виктор Цой, величайшая рок-звезда Советского Союза, — жизнь не может быть такой убогой». Когда Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году, Please Kill Me пишет: «Для молодого человека в Советском Союзе это было так, как если бы Боб Дилан, Джеймс Дин и Мухаммед Али умерли одновременно». Когда Юлия Абашева, родившаяся в год смерти Цоя, впервые услышала его пение, «я была взволнована до глубины души. Я буквально влюбился в его музыку и сразу понял, что не хочу слушать никакой музыки, кроме Кино».

Вы что, никогда не слышали о Викторе Цое? Или Кино? Или советский рок? Что ж, вас ждет угощение. Серия из двух частей о советском роке от Bandsplaining, представленная здесь, охватывает все громкие имена со сцены, группы, которые впервые собрались вместе в 1970-х и обрели легитимность в 80-х благодаря КГБ, по иронии судьбы, в 1981 году, когда «некоторые Гений Коммунистической партии решил открыть несколько рок-клубов по всему Советскому Союзу, чтобы контролировать и лечить рокоманию изнутри», — пишет москвичка из Окленда Анастасия Донянц. «Впервые с начала 19В 30-е крутым пацанам было где открыто пообщаться, но все равно под бдительным оком КГБ».

Иностранный джаз и рок распространялись в форме самиздата по всей стране с 1950-х годов, некоторые из них на перепрофилированной рентгеновской пленке. А русские хипстеры, известные как стиляги , выработали свой андеграундный стиль и вкусы. Но создание группы и выступление перед публикой — это важный шаг, помимо тайного прослушивания нелегальных записей. Это просто не могло быть сделано в больших масштабах без официального разрешения — без радиопередач, коммерческих студий звукозаписи или оплачиваемых концертов. Как только пришла упомянутая санкция, такие группы, как «Кино», «Аквариум», «Машина времени» и «Автограф», взлетели.

Но вряд ли это был плавный переход от андеграунда к мейнстриму. «Большое авторитарное правительство, казалось бы, постоянно отступает, — говорит Бэндсплейнинг, — разрешая некоторые творческие свободы, а затем отбирая их. Многие группы были популярны в один момент, а в следующий момент их запретили, подвергли цензуре или даже посадили в тюрьму». Обвиняемые в диссидентстве рок-звезды, такие как Цой, совсем недавно, всего несколько лет назад, также обвинялись в том, что они являются «оперативниками ЦРУ, пытающимися дестабилизировать советский режим». Хотя это утверждение может быть надуманным, оно не совсем соответствует действительности.

США стремились использовать любые культурные средства для подрыва советской власти. Но «рок-субкультура», пишет Карл Шрек в The Atlantic , «к моменту прихода Горбачева к власти в 1985 году просачивалась в Советский Союз на протяжении десятилетий». Он был полностью доморощенным и распространялся — как и во всем мире — недовольными подростками, отчаянно нуждавшимися в том, чтобы хорошо провести время. Узнайте больше об этой страстной сцене и ее утонченно подрывной музыке в серии из двух частей выше. Найдите списки треков всех групп, представленных на страницах документального фильма YouTube.

Связанный контент: 

ЦРУ написало песню Scorpions «Wind of Change», одну из самых продаваемых песен всех времен?

Советы, занимавшиеся контрабандой западной музыки на рентгеновских снимках: их история, рассказанная в новых видео- и аудиодокументальных фильмах

Редкие грувы на виниле со всего мира: послушайте тщательно отобранные плейлисты арабской, бразильской, болливудской, советской и турецкой музыки

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *