Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славянВажным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена |
Места расселения |
Города |
Поляне |
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева |
Киев |
Словене ильменские |
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера |
Новгород, Ладога |
Кривичи |
Севернее Западной Двины и верховья Волги |
Полоцк, Смоленск |
Полочане |
Южнее Западной Двины |
Полоцк |
Дреговичи |
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять |
Туров |
Древляне |
Южнее реки Припять |
Искоростень |
Волыняне |
Селились южнее древлян, у истоков Вислы |
|
Белые хорваты |
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла |
|
Дулебы |
Жили восточнее белых хорватов |
|
Тиверцы |
Территория между Прутом и Днестром |
|
Уличи |
Между Днестром и Южным Бугом |
|
Северяне |
Территории вдоль реки Десны |
Чернигов |
Радимичи |
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству |
|
Вятичи |
Вдоль истоков Оки и Дона |
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзыПервоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славянВ I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевниковПередвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славянВосточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Федор Достоевский: Славяне заразятся европейскими формами
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».
Может, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (…страну по вкусу…) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (. ..фамилию по вкусу…) согласился наконец принять портфель президента совета министров.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества…
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство».
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, сентябрь-декабрь 1877 г.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №275(6251)
Поделиться:
ИсторияЛитератураДостоевский 200
Взаимность между различными племенами и диалектами славянской нации
Ján Kollár, Александр Максвелл (транс.)
$ 27,95
978-0-89357-343-0
Mappicback
ИСТОРИЯ
9000 29000 2
9000 2
9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2 9000 2. знаменитый поэт, националист-романтик и лютеранский пастор словацкой общины в Будапеште, покорил славянский мир в начале девятнадцатого века своей идеей славянской взаимности. Коллар представлял русских, поляков, чехов и южных славян племенами одной великой славянской нации, которой уготовано славное будущее, если они объединятся. Идеалы Коллара более века вдохновляли поэтов, патриотов и политиков. По иронии судьбы (лингвистические) реформы, предложенные Колларом для достижения славянского единства, в конечном итоге способствовали фрагментации славянского мира. Книга Коллара о славянской реципрокности была опубликована на немецком, чешском, сербском и русском языках, но теперь впервые появляется на английском языке, снабжена аннотациями и сопровождается вступительным эссе о жизни Коллара, влиянии и посмертном влиянии на чехословацкую и югославскую Республики. Из введения: Несмотря на важность Коллара для славянской истории, его работы редко привлекали внимание в англоязычном мире. Наиболее подробным отчетом является анализ Питера Блэка, который в 1975 кратко обобщил «Взаимность» Коллара и «Славянство и мир будущего» Людовита Штура в одном томе. Это научное пренебрежение, вероятно, происходит от национальных подразделений внутри славяноведения, как исторического, так и литературного. Некоторые чешские мыслители рассматривают «Колларжа» как своего рода почетного чеха: Томаш Г. Масарик, первый президент Чехословакии, писал, что «как наш первый пробуждающий, он чех, но родился в Венгрии».
Издательство Slavica
Университет Индианы
1430 Н. Уиллис Драйв
Блумингтон, IN 47404-2146
2022
Заказы: 877-SLAVICA или 877-752-8422
Факс: 812-856-4187
Электронная почта: [email protected]
История Словакии, славянские племена, Великоморавская империя
Путеводитель по Словакии
Факты о Словакии
Местоположение: Центральная Европа
Столица: Братислава
Правительство: Парламентская республика
Язык:Словацкий
Валюта:
евроНаселение:5 447 502
Площадь: 49 035 кв. км
Часовой пояс: CET/GMT+1.00
Код страны:+421
Доисторические поселения и первые жители на территории Словакии
Самые старые следы человеческого поселения на территории сегодняшней Словакии относятся к эпохе палеолита. Исторически значимые источники подтверждают, что кельты поселились на нашей территории еще в конце III века до н.э. Кельты были искусными ремесленниками, в основном кузнецами и гончарами, которые использовали гончарный круг и чеканили монеты. На монетах, найденных в нашем районе, были надписи « Biatec » и Nonnos ». Кельты построили укрепленные поселения, известные как оппиды. Остатки оппида были найдены в Братиславе и на Плавецком Створке. Позже кельты были вытеснены римлянами, проникшими в глубь страны, в западную и южную Словакию (район реки Моравы — Поморавье, район реки Ваг — Поважье, район реки Грон — Похронье и район реки Нитра — Понитрие). Надпись «Laugaritio» на скале в Тренчине — самый известный памятник этой эпохи (179 г.-180 г. н.э.). Он отмечает присутствие имперской армии Цезаря Марка Аврелия и подавление римлянами германских племен. Римляне построили укрепленную границу под названием Limes Romanus. Поскольку граница доходила до реки Дунай на севере, наша территория стала частью Римской империи. Римляне также построили свои военные лагеря в Девине, Русовце (Герулате) и Изе недалеко от Комарно (Бригецио). В этом месте были найдены глиняные кости, очень популярная игра среди римских солдат.
Славяне (4-7 век)
Славянские племена впервые мигрировали в Карпатский бассейн во время Великого переселения народов, начавшегося в конце 4 века. В VI веке авары угрожали славянам. Первым политическим образованием на нашей территории была Империя Само (623-658 гг. н.э.). Само, богатый франкский купец, победил франкского короля Дагоберта и таким образом установил независимость славян от Франкской империи. Смерть Само ознаменовала конец его царства. В конце VIII века армия франкского короля Карла Великого окончательно разгромила авар.
Великоморавское царство (833-907 гг. н.э.)
Великоморавское царство образовалось в результате объединения Нитранского и Моравского княжеств в 833 г. н.э. Основанное в 8 веке Нитранское княжество управлялось князем Прибиной. время.
В 828 г. Прибина санкционировал освящение христианской церкви в Нитре, самой первой христианской церкви на нашей территории. В 833 г. Прибина был вытеснен моравским правителем Моймиром и поселился вместе со своим сыном Коцелом недалеко от Блатнограда. Князь Растислав сменил Моймирин в 864 году. В то время Франкская империя была самым опасным врагом Великой Моравии.Чтобы противостоять франкскому влиянию в Великой Моравии, Растислав обратился за помощью к византийскому императору Михаилу III. Следовательно, в 863 г. н.э. Михаил III поручил двум миссионерам — Кириллу и Мефодию евангелизировать народ Великой Моравии. Кирилл и Мефодий распространяли христианство на нашей территории, переводя на старославянский язык богослужебные книги и Библию (перевод утвержден папой Адрианом II в 868 г. н.э.). Братья также заложили основы глаголицы, основали монастыри и школы.
Правление князя Святополка (870-894 гг. н.э.) знаменует собой наиболее значительный период Великой Моравской империи.