Что такое боги у древних людей: Как появились духи и боги у древних людей? — Наука и Техника — Каталог статей

Содержание

Примитивная вера древних? — Православный журнал «Фома»

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так — значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, закрыть глаза на факты.В советских учебниках писали, что религия возникла из-за страха первобытных людей перед грозными явлениями природы. Что, надеясь обезопасить себя перед лесным пожаром или наводнением, наши далекие предки выдумали духов и богов. Что по невежеству они оставляли покойникам в могилах еду — а вдруг те проголодаются? Постепенно от поклонения духам природы (шаманизм) люди перешли к воспеванию сонма богов (Египет, Древняя Греция), далее придумали монотеизм (веру в Единого Бога). И, наконец, религия вышла из моды: жизнь-то стала цивилизованной, человек — научно и технически прогрессивным. Такие воззрения и сегодня еще очень популярны. Но насколько они справедливы? Какими видят наших доисторических предков современные ученые?

На чем записана духовность?

Многие до сих пор считают, что религия с древнейших времен развивалась по мере того, как развивался сам человек. Был, иначе говоря, линейный процесс развития: от примитивных форм — к сложным культам. В науке тоже долгое время господствовал такой подход, но уже с середины прошлого века ученые отказались от этих схем, из-за их несоответствия новому массиву фактов. Однако эти схемы, давно оставленные наукой, продолжают существовать в массовой культуре. В литературе, публицистике, кинематографе немало сюжетов про древних дикарей, которые еще не придумали богов, или только-только это сделали. Несмотря на то, что археологические открытия все меньше и меньше оставляли места для подобных представлений и даже давали повод ряду ученых предположить, что у древнейшего человека было знание о Едином Боге-Творце, была и вера, и религиозный культ.

Главная проблема здесь заключается в том, что историкам, культурологам и религиоведам зачастую почти не на что опереться.

Ведь религию удобнее изучать по текстам, чем по данным археологии. Это духовная сфера жизни, и по остаткам костей и орудий ее не так просто восстановить. Есть сравнительно небольшой отрезок древней истории, в котором существовала письменность. (Первый письменный памятник датируют самым концом IV тысячелетия до Р.Х. Письменность появляется почти одновременно с государственностью и примерно через шесть тысяч лет после одомашнивания растений и животных.) И есть огромный временной пласт — древнейшие, доисторические времена, заря человечества, когда не только письменности, но и наскальной живописи еще не было.

Удобнее всего сказать: вера древнейшего человека была примитивна, а может, ее и вообще не было, раз нет никаких прямых доказательств. Но сказать так — значит игнорировать весьма недвусмысленные свидетельства материальных памятников, закрыть глаза на факты.

С начала XX века ученые пытаются реконструировать мировоззренческие представления древнейших людей на основе археологических находок**. Причем делается это одновременно с изучением ныне живущих племен в Центральной Африке и Австралии, ведущих архаичный образ жизни. Все это дает возможность обоснованно говорить о религии и вере наших предков.

Зачем хоронить покойника?

В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа — верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости — нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.

Кроме того, установлено, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников. Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных), но особым способом захоранивали в землю. Поза умершего, некоторые предметы, обнаруженные возле останков археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение, что погребение было особым ритуалом. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.

Для нас сейчас естественно: умер человек — надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетия. Но, как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставляло древних людей особым образом хоронить своих предков? Какими были их могилы?

В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля — это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона — как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение — на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?

До сих пор иногда встречается мнение, что похороны в землю — это не более чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40 — 60 сантиметров — такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.

Единой цели ради…

Давайте посмотрим, на что в период неолита люди тратят свои духовные и физические силы. Мы видим огромный мегалитические сооружения VI — III тыс. до Р.Х. — гробницы, святилища, древнейшие обсерватории, строительство которых требовало колоссальных затрат человеческой энергии. Интересно, что исследователи долго не могли найти поселения, где жили строители этих громадин. А когда нашли, очень удивились: это были жалкие хижины с самым простым, даже примитивным бытом — практически только то, что необходимо для сохранения и воспроизводства жизни. По оценкам ученых, 80-90% трудовых сил тратилось на религиозные постройки. Все это не давало человеку ни дополнительных удобств, ни богатства, строилось на протяжении многих поколений и требовало не только грубой физической силы, но и определенного умения, опыта, знаний. Значит, был и некий способ передачи этих знаний, т.е. интеллектуальная или духовная традиция (древнейший человек, возможно, не разделял эти понятия).

Более поздний пример — Древний Египет***. Что дошло до нас от этой великой цивилизации? Пирамиды, храмы, гробницы — то, что связано с религиозной сферой, а не с производящей. Вместе с тем, жили египтяне в простых жилищах, не столь примитивных, как в эпоху неолита, но и не во дворцах. По сравнению с неолитом соотношение изменилось, но тяготение к духовной сфере очевидно.

Историки, изучающие древнейшие царства Китая, поражаются, что весь материальный прибавочный продукт общества шел не в расширение производства, а в сферу погребального культа. Все излишки тем или иным образом шли на строительство гробниц, на содержание людей, которые их строили, на сокровища, которые клали в гробницы.

Это говорит о том, что главный стержень своего существования люди видели в религиозной сфере. Помните слова Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36), или: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:27).

Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то. Смысл тризны в том, что, телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И, придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол… И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

(Заметим, что Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно — и в храме, и дома. — Ред.)

Совместное вкушение пищи — это, прежде всего, соединение, согласие, примирение. Идея единства нашего мира и загробного прослеживается с самых ранних времен. Предельная же цель — это соединение с Богом (то, что стало возможным в полной мере лишь после пришествия Христа).

В эпоху неандертальца уже известны жертвоприношения, которые имеют, в принципе, ту же цель. Древнейший человек недостаточно овладел внешним миром, чтобы так хорошо, как, например, в Древнем Египте отобразить свои религиозные чувства. Но отсюда еще не следует, что мир его идей был примитивен.

Посмотрим на первые из дошедших до нас в письменной или словесной форме (т.е. в форме эпоса) памятники двух культур: древнеегипетские (около 3 —2,5 тыс. лет до Р.Х.) и ведические (веды) древних ариев (примерно то же время). В обоих источниках постоянно подчеркивается уникальность и единственность Бога-Творца.

Он — Отец (в Ригведе**** Его многократно именуют Дьяуспитар, то есть Небесный Отец, отсюда, кстати, имя Юпитер). «Что ж это за Одно, в образе Нерожденного, который установил порознь эти шесть пространств?» [RV I,164,6] — вопрошает один из гимнов Ригведы, а другие отвечают ему — «Этот Единый дышит Сам Собой, не дыша; другого, кроме Этого, тогда ничего не было» [RV X,129,2]; «Тот, Кто Один есть Бог над богами» [RV Х,121,8,3]. Древние египтяне говорили не менее определенно, быть может, еще более богословски четко: «Всех богов три: Амон, Ра и Птах, и нет среди них второго. «Сокрытый» — зовут Его в имени Его Амон, Он — Ра ликом Своим, а Телом Своим Он — Птах» [Leyd.рар.1.350, iv, 21-22].

Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления.

Вечная драма

Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или за лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим подлинный драматизм ее развития. Самое главное для человека — это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения — когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам.

Это и дает нам ключ к пониманию динамики исторического процесса. До того, как человек начинал осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже боролся за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек — образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека — самая тяжелая.

О том, что для древних это были не пустые слова, свидетельствует археология. Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно простыми — с большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных — разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы бедным оно ни было, обязательно присутствует один предмет — это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего. .. Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: «Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его» (Пс. 103:15). Масло было обычным средством гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми. А растительное масло, которым они натирались, умягчало ярость лучей, защищало от ожогов.

То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. И масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. Чашечка с маслом в могиле — это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом.

Так что расхожие представления о древнейших наших предках, которые мы по инерции продолжаем воспроизводить, чрезвычайно примитивны и ложны. Они свидетельствуют, прежде всего, о нашем собственном духовном уровне. И я призываю людей культурных и образованных, прежде чем транслировать дальше «общепринятое мнение» о «примитивных верованиях первобытных людей», остановиться и подумать: «А правильно ли я говорю?»

 

ЗУБОВ Андрей Борисович — родился в 1952 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Профессор МГИМО, Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Возглавляет Учебно-исследовательский центр МГИМО «Церковь и международные отношения».

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы.  Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
  • -> СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ >

Теги:

 Первобытные люди 

 40 тыс. лет до Н.Э. 

 10 тыс. лет до Н.Э. 


Добавить комментарий

9 Боги жизни и творения древних культур

Когда вы думаете о богах и божествах, что обычно приходит вам на ум? Авраамический Бог с его исключительной властью над всей вселенной? А как насчет Ра, древнеегипетского бога солнца? Или, может быть, Фанес, первоначальный предок греческих богов, согласно легендарному поэту Орфею?

Все это были бы хорошие ответы. Но что общего у них всех? Ответ заключается в том, что каждая из этих божественных личностей является богом жизни, ответственным за творение!

Мифы о сотворении мира существуют в разных культурах, хотя разные общества придают разное значение их важности. На протяжении всей истории и в разных географических регионах человечество поклонялось бесчисленным богам, связанным с жизненным циклом.

Эти божественные личности часто могут резко отличаться друг от друга. В некоторых культурах, например, под влиянием христианства, ислама и иудаизма, вся их преданность сосредоточена на одном боге. Другие, такие как древняя Греция, Рим, Египет и Китай, поклонялись многим богам и богиням.

В этой статье мы углубимся в изучение некоторых богов жизни, которые занимали важные позиции в мифологиях по всему миру. Для миллионов людей эти боги действительно сделали жизнь на Земле возможной.

ПОДРОБНЕЕ: 41 Греческие боги и богини: Генеалогическое древо и забавные факты

Содержание

Древнегреческие боги жизни: Фанес, Титаны и олимпийские боги

Шествие богов и богинь

Греческая мифология изобилует с богами и богинями, охватывающими все аспекты природы наряду с глубоко укоренившимися культурными ценностями греков. Некоторые узнаваемые имена включают Афину, богиню мудрости и покровительницу города Афины; Аид, владыка тьмы и подземного мира; и Гера, богиня женщин и семейной жизни. Эпические поэмы, такие как Илиада и Одиссея рассказывают о подвигах как богов, так и героев.

Когда-то эти два стихотворения были образцами обширной греческой устной традиции и были записаны за сотни лет до нашей эры.

ПОДРОБНЕЕ: 12 олимпийских богов и богинь

Фанес

Гравюра на мраморном рельефе Фанеса

До богов горы Олимп жили Титаны. Но что или кто существовал до них? Согласно некоторым греческим легендам, этим источником был Фанес.

Андрогинное существо, Фанес, которому поклонялись в орфической традиции, одной из различных мистических религий Древней Греции. История орфического происхождения подробно описывает, как Фанес возник из космического яйца, став первой настоящей личностью во всем существовании. Его внуком был Уранос, отец Кроноса и дед богов горы Олимп. Культу Фанеса обязан своим существованием этому первобытному существу весь греческий пантеон.

Интересно, что Фанес вообще не существует в основной греческой мифологии. Согласно более популярным религиозным текстам, Хаос был первым рожденным богом. После Хаоса пришли Гея, Тартар и Эрос. Многие орфические верующие ассоциировали Эроса со своим собственным Фанесом, носителем жизни во вселенной.

Сотворение Титанов

Падение Титанов Корнелис ван Харлем

Теперь мы подходим к происхождению Титанов. Один ранний религиозный текст, «Теогония » Гесиода , очень подробно описывает генеалогию Титанов. Уранос, изначальное божество неба, родился от Геи, богини-матери земли.

К сожалению, у Урана в конце концов появились дети от его матери: Титаны. Кронос, самый молодой титан и повелитель времени, стал завидовать силе своего отца. Подстрекаемый Геей, Кронос убил Урана, кастрировав его. С Кроносом в качестве нового божественного короля начался Золотой век титанов.

Двенадцать богов Олимпа

Если вы читали серию Рика Риордана Перси Джексон и олимпийцы , то вы наверняка знаете имена самых узнаваемых богов во всей греческой мифологии. Древние греки больше всего почитали богов горы Олимп.

ПОДРОБНЕЕ: Древняя Греция Хронология: от домикенского периода до римского завоевания

Так же, как титаны произошли от первоначальных богов, олимпийцы произошли от титанов. И, как и их родители, греческие боги были очень похожи на людей — существа, движимые побуждениями и желаниями. Иногда у них даже были дети от людей, производящие героев-полубогов с их собственными способностями.

Большинство олимпийцев были прямыми потомками Кроноса и его жены, богини Реи. По мере того как его дети росли, Кронос становился все более параноиком, опасаясь пророчества о том, что они попытаются свергнуть его так же, как он сделал это со своим собственным отцом.

Пытаясь предотвратить это, он съел своих детей, в том числе Посейдона, Аида, Деметру и Геру. Без ведома Кроноса Рея родила последнего ребенка: Зевса. Испытывая отвращение к действиям мужа, Рея прятала от него Зевса, пока юный бог не вырос. Нимфы подняли его от козней Кроноса, и паранойя Титана только усилилась.

Зевс достиг совершеннолетия и вернулся к своим родителям. Он заставил Кроноса извергнуть своих старших братьев и сестер и сплотил других богов против короля Титанов. Следующая война, названная Титаномахией, привела к падению Титанов. Теперь царь богов Зевс устроил свою твердыню на горе Олимп, расположенной высоко в небе. Его старший брат Посейдон получил власть над морем, а Аид получил власть над подземным миром и душами мертвых.

И последнее примечание: не все греческие боги и богини были детьми Кроноса. Афина, например, была дочерью Зевса.

Афродита, богиня секса и плодородия, представляет собой более сложный случай. В то время как основоположник греческого поэта Гомер писал, что Зевс был ее отцом, Гесиод утверждал, что она родилась из морской пены, образовавшейся после смерти Урана. По словам Гесиода, это сделало бы ее древнейшим греческим божеством.

Прометей и заря человечества

Прометей и стервятник. Франческо Бартолоцци

После долгого периода войны, которая велась на разных этапах, Зевс прочно утвердил свою власть как бесспорный правитель греческого космоса. Титаны были побеждены и брошены в самые темные уголки подземного мира — то есть все, кроме одного. Зевс в значительной степени оставил Прометея, единственного Титана, который помогал ему, в покое. Для царя богов это позже оказалось ошибкой.

Древние греки приписывали Прометею создание людей из грязи, а Афина дала недавно сформированным «людям» первую искру жизни. Однако Прометей был хитрым существом. Он подорвал авторитет Зевса, украв огонь у богов и подарив его человечеству. Разгневанный Зевс заключил Прометея в тюрьму далеко от Греции и наказал его до конца времени, заставив орла съесть его всегда регенерирующую печень.

Согласно Гесиоду, Зевс также заставил Гефеста, бога-кузнеца, создать женщину по имени Пандора — тезку печально известного ящика. Когда Пандора однажды открыла контейнер, все негативные эмоции и качества человеческого существования были высвобождены. С этого момента человечество будет погрязнуть в войне и смерти, никогда больше не способное соперничать с богами и богинями Олимпа.

Римский бог жизни: греческие влияния под разными именами

Любопытен пример древнеримской мифологии. Рим действительно создал некоторых из своих уникальных богов, таких как Янус, двуликий бог переходов. У римлян также был особый миф, подробно описывающий возникновение их столицы — легенда о Ромуле и Реме.

Тем не менее, мы не должны забывать, какое сильное влияние на римлян оказали их греческие предшественники. Они переняли почти всех центральных богов и богинь древних греков и дали им новые имена.

Например, римское имя Зевса было Юпитер, Посейдон стал Нептуном, а бог войны Арес стал Марсом. Конкретные мифы также были перепрофилированы.

В целом, римляне основывали своих главных богов очень близко к богам греков.

ПОДРОБНЕЕ: Римские боги и богини

Египетские боги жизни: Амон-Ра и Атон

Жаркое солнце светит круглый год на берегах реки Нил в Египте. Этот засушливый регион был местом рождения одного из самых ранних и сложных обществ Африки. Его боги и богини так же известны, как их древнегреческие современники и их римские преемники.

От Осириса, бога смерти, до Исиды, богини плодородия и магии, египетские божества были многочисленны и многолики. Подобно грекам, египтяне считали своих богов обладающими отличительными личностями и стихийными атрибутами. У каждого бога или богини были свои сильные стороны.

Однако между божествами двух цивилизаций существовали некоторые существенные различия. В отличие от греков, которые в основном изображали свои божества в человеческом обличье, египтяне верили в более антропоморфных богов.

Гор, повелитель неба, часто изображался на произведениях искусства с головой сокола. Богиня Бастет имела кошачьи атрибуты, а Анубис, правитель подземного мира, обладал головой шакала. Интересно, что у египтян также не было покровителя моря, эквивалентного греческому Посейдону. Мы не знаем, почему это произошло. Может ли это быть связано с засушливым климатом Египта?

Наконец, значение некоторых египетских богов резко изменилось за столетия. Иногда один бог или богиня сливались с другим, становясь гибридной личностью. Как мы увидим дальше, нигде это не было так важно, как в случае с Амоном и Ра, двумя самыми могущественными богами, которым поклонялись во всем Египте.

ПОДРОБНЕЕ: 35 Древнеегипетские боги и богини

Амон-Ра

Амон Ра — древнеегипетский бог, обычно изображаемый в виде шагающего человека в высокой короне с перьями.

Амон и Ра изначально были отдельными существами. К эпохе Нового Царства (16-11 вв. до н.э.) они слились в единого бога, известного как Амон-Ра. Культ Амона был сосредоточен в городе Фивы, а культ Ра имел свои корни в Гелиополе. Поскольку оба города в разное время в истории Египта были центром царской власти, Амон и Ра стали ассоциироваться с самими фараонами. Таким образом, фараоны черпали свою власть из концепции божественного царствования.

Амон-Ра был, пожалуй, самым могущественным богом, о котором мы до сих пор говорили. До него существовали только тьма и первозданное море. Ра родился из этой хаотичной среды. Он был ответственен за рождение не только других египетских божеств, но и человечества посредством магии. Человечество возникло непосредственно из пота и слез Ра.

Атон: узурпатор Амона-Ра?

Изображение египетского божества Атона в виде солнечного диска с многочисленными руками, держащими Анкх.

Эта часть нашего приключения, по общему признанию, немного второстепенна. Название этого подраздела также может сбить с толку. Что такое Атон и как он узурпировал Амона и Ра? Ответ сложен и неотделим от истории одного из самых интригующих фараонов Египта, Эхнатона.

Эхнатон заслуживает отдельной статьи. Эксцентричный царь, его правление (сегодня называемое Амарнским периодом) привело к тому, что Египет официально отвернулся от богов и богинь древности. Вместо них Эхнатон продвигал поклонение более абстрактному божеству по имени Атон.

Первоначально Атон был просто элементом древнего бога солнца Ра. Однако по какой-то причине Эхнатон объявил Атона самостоятельным богом. Он представлял собой солнечный диск и не имел гуманоидной формы, что занимало видное место в искусстве эпохи Амарны.

Сегодня мы до сих пор не знаем, почему Эхнатон так резко отказался от старой религии. Вероятно, мы никогда не узнаем ответа, поскольку преемник фараона, царь Тутанхамон, и его союзники разрушили храмы Эхнатона и стерли Атона из египетских записей. Таким образом, Атон фактически не узурпировал Ра более чем на двадцать лет.

Пятое Солнце: ацтекские боги жизни, времени и циклов существования

Солнечный камень ацтеков

До сих пор мы сосредоточили наше внимание почти исключительно на мифах Европы и Средиземноморья. Давайте поменяем пути здесь. Мы пересекаем Атлантический океан и направляемся в высокогорье южно-центральной Мексики. Именно здесь в пятнадцатом веке возникла цивилизация ацтеков. Ацтеки не были первой крупной культурой, укоренившейся в Мезоамерике. Другие, такие как тольтеки, существовали до них. Многие мезоамериканские культуры разделяли схожие религиозные концепции, в первую очередь политеистическое мировоззрение. Сегодня мезоамериканские цивилизации известны посторонним в значительной степени своими календарями и сложными представлениями о времени и пространстве.

ПОДРОБНЕЕ: Религия ацтеков

Может быть трудно классифицировать представление о времени в культуре ацтеков. Большинство популярных описаний изображают более циклическую хронологию, в то время как по крайней мере один ученый утверждал, что время ацтеков было более линейным, чем обычно считается. Независимо от того, во что на самом деле верили ацтеки, их представления о хронологии, по крайней мере, несколько отличались от представлений современной христианской Европы. У ацтеков было несколько мифов о происхождении, в основном из-за преобладания устной традиции в их обществе. Здесь мы рассмотрим самую известную историю происхождения ацтеков: Пятое Солнце.

ПОДРОБНЕЕ: 13 самых важных богов и богинь ацтеков

Представление о солнцах в космогонии ацтеков

Согласно этой легенде, Мезоамериканский мир уже четырежды менял форму. Мир ацтеков был пятым воплощением в череде эксплуатируемых, а затем уничтоженных богами «солнц».

Мифология ацтеков началась с Тонакациуатля и Тонакатекутли, божества плодородия и дуэта создателя. Прежде чем сформировать мир, они родили четырех сыновей — Тескатлипока. Каждый Тескатлипока контролировал одно из четырех сторон света (север, юг, восток и запад) и обладал различными стихийными силами. Эти сыновья были ответственны за создание как меньших богов, так и людей.

Сегодня, когда мы думаем об ацтеках, одним из первых образов, которые приходят на ум, является снимок человеческих жертвоприношений. Хотя это кажется ужасным на наш современный вкус, это была важная часть мезоамериканской религии, уходящая корнями в ее центральную космогонию. В конце одной эпохи боги приносили себя в жертву на костре. Эта жертвенная смерть ознаменовала новое начало для мира.

Пятое Солнце было последней эрой эпохи ацтеков, закончившейся только испанским завоеванием и массовым обращением коренных мексиканцев в католицизм в шестнадцатом веке.

Коронация Мотекусомы II, также известного как Камень пяти солнц

Китайские боги жизни: больше, чем просто Конфуций

Китай — еще один интересный случай для нашего изучения. На протяжении более двух тысяч лет крупнейшая страна Восточной Азии формировалась под влиянием философии мудреца Конфуция и его последователей. Конфуцианство в значительной степени игнорирует концепцию божественных существ. В основе конфуцианской философии лежат социальные отношения и социальные обязанности разных классов людей друг перед другом. Ритуал важен для одной главной цели: обеспечить нормальное функционирование социального порядка. Религиозные практики, такие как подношения умершим, не так тесно связаны с божествами, как в других мировых религиях.

Однако не следует забывать, что конфуцианство — не единственная религиозно-философская традиция Китая. По сравнению с христианами, мусульманами и евреями китайцы исторически были гораздо более плюралистичны в своих религиозных обязанностях и чувствах. Конфуцианские принципы на протяжении большей части китайской истории сосуществовали с даосскими, буддийскими и местными народными обычаями. Наше путешествие по Китаю начинается здесь, с народных и даосских рассказов о формировании вселенной.

ПОДРОБНЕЕ: 15 китайских богов из древней китайской религии

Пангу: ковка Неба и Земли

Пангу, мифический создатель мира

Один китайский миф о происхождении имеет сходство с мифом о греческом боге Фанесе. Первоначально записанная где-то в третьем веке, легенда описывает создание неба и земли существом по имени Пангу.

Как и Фанес, Пангу вылупился из космического яйца посреди вихря хаоса. Однако, в отличие от изначального греческого бога, Пангу уже был жив — вместо этого яйцо как будто поймало его в ловушку. Вырвавшись из космического яйца, он отделил небо от земли, встав прямо между ними, как опорная башня. Он простоял так около 18 000 лет, прежде чем умер во сне.

Но смерть не стала для Пангу концом. Различные элементы его тела изменили бы форму, став ключевыми чертами мира, каким мы его знаем сейчас. Из его волос и кожи возникли растения и звезды. Его кровь превратилась в море, а его конечности превратились в горные хребты. Небо исходило из его макушки. Пангу пережил смерть и построил наш мир из своего тела, позволив жизни в конечном итоге расцвести.

ПОДРОБНЕЕ: 10 богов смерти и подземного мира со всего мира

Нюва: формирование человечества

Богиня Нюва исправляет небеса

Миф о Пангу, без сомнения, интересен, но что он говорит о происхождении человека? Ничего, по крайней мере, напрямую. Вместо этого титул создательницы человечества принадлежит Нюва, китайской богине материнства и плодородия. Хотя китайская культура придерживалась патриархальных взглядов на женщин на протяжении тысячелетий, это не означает, что женщины не важны в китайских мифах. Как показывает Нюва, они являются важной опорой китайского мировоззрения и социального порядка.

Нюйва родилась у богини Хуасюй. Согласно некоторым версиям истории ее происхождения, Нюва чувствовала себя одинокой и решила делать глиняные фигурки, чтобы занять свое время. Она начала делать их вручную, но через долгое время устала и использовала веревку для выполнения задания. Различные типы глины и грязи, которые она использовала, сформировали разные классы людей. Семьи высшего сословия произошли от «желтой земли», а более бедные и простые люди произошли от веревки и грязи. Китайцам эта история помогла как объяснить, так и оправдать классовые различия в их обществе.

месопотамских божеств | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Месопотамская цивилизация существовала более 3000 лет, с момента образования первых городов в конце четвертого тысячелетия до н.э. до первых лет существования Римской империи. В этот период религия была основным фактором, влияющим на поведение, принятие политических решений и материальную культуру.

В отличие от некоторых более поздних монотеистических религий, в месопотамской мифологии не существовало систематического богословского трактата о природе божеств. Изучение древних мифов, легенд, ритуальных текстов и изображений показывает, что большинство богов воспринимались людьми. Они имели человеческие или человекоподобные формы, были мужчинами или женщинами, участвовали в половом акте и реагировали на стимулы как разумно, так и эмоционально. Будучи похожими на людей, они считались непредсказуемыми и часто капризными. Их потребность в еде и питье, жилище и уходе была такой же, как и у людей. Однако, в отличие от людей, они были бессмертны и, подобно царям и святым храмам, обладали великолепием, называемым меламму . Меламму — это сияние или аура, гламур, воплощенный богом. Это может быть пугающим или вызывающим благоговейный трепет. В храмах также было меламму . Если бог спускался в Преисподнюю, он терял меламму . За исключением богини Инанны (Иштар на аккадском языке), главные боги были мужского пола и имели по крайней мере одну супругу. У богов тоже были семьи.

Обладая силой большей, чем у людей, многие боги были связаны с астральными явлениями, такими как солнце, луна и звезды, другие с силами природы, такими как ветер, пресная и океанская вода, третьи с реальными животными — львами, быками. , диких быков и воображаемых существ, таких как огнедышащие драконы. В шумерском гимне «Энлиль в Э-Куре» бог Энлиль описывается как контролирующий и оживляющий природу:

Без Великой Горы Энлиля. . . карп не будет. . . поднимутся [?] прямо с моря, они не будут метаться. Море не принесло бы все свое тяжелое сокровище, никакая пресноводная рыба не отложила бы икру в зарослях тростника, ни одна птица небесная не стала бы строить гнезда на обширных землях; в небе густые тучи не разевали пасти; на полях пестрое зерно не заполняло бы пашни, растительность не росла бы пышно на равнине; в садах раскидистые деревья горы не приносили плодов.

Как высшие фигуры, боги были трансцендентны и ужасны, но, в отличие от большинства современных представлений о божественном, они были далеки. Великих богов, которых скорее боялись и восхищались, чем любили, почитали и восхваляли как хозяев. Они могли проявлять доброту, но также были непостоянны и временами, как объясняется в мифологии, плохо принимали решения, что объясняет, почему люди страдают от таких трудностей в жизни.

Вообще говоря, боги жили в праздности и сне. В то время как люди были обречены на тяжелую жизнь, часто на маргинальное существование, небесные боги не работали. Человечество было создано, чтобы облегчить их бремя и обеспечить их ежедневной заботой и пищей. Таким образом, люди, а не животные, служили богам. Часто отчужденные, боги могут хорошо реагировать на подношения, но в любой момент могут также разозлиться и напасть на людей с местью, которая может привести к болезни, потере средств к существованию или смерти.

Клинописные таблички уже в третьем тысячелетии указывают на то, что боги были связаны с городами. Каждая община поклонялась божеству-покровителю своего города в главном храме. В Уруке поклонялись богу неба Ану и его дочери Инанне; Энлиль, бог земли, в Ниппуре; и Энки, владыка подземных пресных вод, в Эриду. Эта связь города с божеством прославлялась как в ритуалах, так и в мифах. Политическая сила города могла быть измерена выдающимся положением его божества в иерархии богов. Вавилон, второстепенный город в третьем тысячелетии, к древневавилонскому периоду стал важным военным центром, а его божество-покровитель, отмеченное в тексте середины третьего тысячелетия от Абу-Салабиха как занимающее почти последнее место среди богов, поднялось до стать главой пантеона, когда Вавилон достиг военного превосходства в конце второго тысячелетия.

Политические события повлияли на состав пантеона. С падением шумерской гегемонии в конце третьего тысячелетия вавилонская культура и политический контроль распространились по всей южной Месопотамии. В конце третьего тысячелетия до нашей эры шумерские тексты перечисляют примерно 3600 божеств. С падением шумерского политического могущества и возвышением династий амореев в конце третьего и начале второго тысячелетий религиозные традиции начали сливаться. Древние шумерские божества были поглощены пантеоном семитоязычных народов. Некоторые были понижены до подчиненного статуса, в то время как новые боги приобрели характеристики старых божеств. Шумерский бог Ан стал семитским Ану, а Энки стал Эа, Инанна стал Иштар, а Уту стал Шамашем. Поскольку у Энлиля, верховного шумерского бога, не было аналога в семитском пантеоне, его имя осталось неизменным. Большинство меньших шумерских божеств теперь сошли со сцены. В конце второго тысячелетия вавилонская история сотворения  Энума Элиш относится только к 300 небесным богам. В этом процессе связывания семитских богов с политическим превосходством Мардук превзошел Энлиля в качестве главы богов, и, согласно Энума Элиш , Энлиль дал Мардуку свое собственное имя, так что теперь Мардук стал «Владыкой мира». Точно так же Эа, бог подземных пресных вод, говорит о Мардуке в том же мифе: «Его имя, как и мое, будет Эа. Он обеспечит процедуры для всех моих офисов. Он возьмет на себя все мои команды.

Начиная со второго тысячелетия до нашей эры, вавилонские богословы классифицировали своих главных богов в иерархическом числовом порядке. Ану был представлен числом 60, Энлиль — 50, Эа — 40, Син, бог луны, — 30, Шамаш — 20, Иштар — 15, а Адад, бог бурь, — 6.

В то время как великим богам пантеона поклонялись жрецы на ритуалах в культовых центрах, простые люди не имели прямого контакта с этими божествами. В своих домах они поклонялись личным богам, которые считались божественными родителями и считались божествами, которые могли ходатайствовать за них, чтобы обеспечить здоровье и защиту их семей.

Демоны считались либо добрыми, либо злыми. Злые демоны считались агентами богов, посланными для выполнения божественных приказов, часто в качестве наказания за грехи. Они могли напасть в любой момент, принеся болезни, нужду или смерть. Ламасту — демоны были связаны со смертью новорожденных младенцев; гала -демоны могут входить в сны. Демоны могли включать злых призраков мертвых или духов, связанных со штормами. Некоторые боги играли благотворную роль в защите от демонических напастей. Считалось, что божество, изображенное с телом льва, головой и руками бородатого мужчины, отражает атаки демонов-львов. Пазузу, бог демонического вида с собачьим лицом и чешуйчатым телом, обладающий когтями и крыльями, мог принести зло, но мог также действовать как защитник от злых ветров или атак ламасту -демоны. Ритуалы и магия использовались для отражения как настоящих, так и будущих демонических атак и противодействия несчастьям. Демоны также были представлены как гибридные существа человека и животного, некоторые с птицеподобными характеристиками.

Хотя боги считались бессмертными, некоторые из них, павшие в божественной битве, должны были жить в Подземном мире вместе с демонами. «Земля невозврата» должна была быть найдена под землей и под абзу пресноводным океаном. Там духи умерших ( gidim ) жили в кромешной тьме, не имея ничего, кроме праха, и воды для питья. Подземным миром правили Эреш-кигаль, его королева, и ее муж Нергал вместе со своим домом рабочих и администраторов.

Примерно с середины третьего тысячелетия до н.э. многие божества стали изображаться в человеческом обличии, отличавшимися от смертных размерами и наличием рогатых головных уборов. Статуи богов в основном делались из дерева, покрывались золотым листом и украшались украшенными одеяниями. Богиня Инанна носила ожерелье из лазурита и, согласно мифу «Сошествие Иштар в преисподнюю», была украшена изысканными украшениями. В текстах упоминаются сундуки, собственность бога, наполненные золотыми кольцами, подвесками, розетками, звездами и другими видами украшений, которые могли украшать их одежду. Статуи не считались настоящими богами, но считались пронизанными божественным присутствием. Будучи похожими на людей, их мыли, одевали, кормили и поили, а также снабжали богато украшенной спальней.

Божества также могли быть представлены символами или эмблемами. Некоторые божественные символы, такие как кинжал бога Ашура или сеть Энлиля, использовались при присяге для подтверждения заявления. Божественные символы появляются на стелах и нару (пограничных камнях), представляющих богов и богинь. Мардук, например, божество-покровитель Вавилона, символизировался лопатой с треугольным наконечником; Набу, покровитель письменности, клинописью; Грех, бог луны, имел своим символом полумесяц; а Иштар, богиня неба, изображалась в виде розетки, звезды или льва.


Цитата

Спар, Ира. «Месопотамские божества». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/deit/hd_deit.htm (апрель 2009 г.)

Дальнейшее чтение

Блэк, Джереми и Энтони Грин. Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь . Лондон: издательство Британского музея, 19.92.

Коллон, Доминик. Первые впечатления: цилиндрические печати на древнем Ближнем Востоке . Лондон: Публикации Британского музея, 1987.

.

Финкель, Ирвинг Л. и Маркхэм Дж. Геллер, ред. Шумерские боги и их изображения . Гронибнген: STYX Publications, 1997.

.

Оппенгейм, А. Лео. Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Изд. ред. Эрика Райнер. Чикаго: University of Chicago Press, 1977.

.
Дополнительные эссе Иры Спар
  • Спар, Ира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *