Французская просветительская философия. Основные представители
Философии Эпохи Просвещения придерживались многие мыслителями Европы, Северной Америки и России. Родиной Просвещения считается Англия, ввиду того, что именно эта страна была наиболее развитой. Основными представителями английского Просвещения были Дж. Толанд, А. Коллинз, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рида и другие представители школы «здравого смысла». Среди представителей Просвещения Америки были такие имена, как Б. Франклин, А. Коллинз, Т. Пейн, Т. Купер. Основными представителями немецкого Просвещения были Х. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер. Именно эти имена стоят за тем, что философская мысль Просвещения качественно изменила своё направление и кардинально стала отличаться от философских идей XVIII в. Но самым заметным было именно французское Просвещение. Д’Аламбер, Дидро, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Вольтер, Монтескье, Руссо считаются революционерами французской просветительской философии. Они пытались развить идеи Локка, Декарта, Спинозы и Лейбница в рамках своего государства.
Французская просветительская философия
Определение 1Просвещение во Франции – своеобразное направление философии, которое имеет очевидные метафизические основания, связанные с конкретно-историческим диалектическим пониманием важнейших философских идей.
Основное просветительское направление заключалась в проблемах природы, материи, движения. Просветители отстаивали материалистический сенсуализм в теории познания. Кроме того, занимались развитие идей эволюции человека. Своеобразным способом исследования стал механицизм. Более того, теория разумного эгоизма получила развитие и имела тенденции к утилитаризм. В свою очередь, концепция общественного договора способствовала образованию новых моделей общества.
Замечание 1Девиз эпохи Просвещения звучал так: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом!»
Такая позиция заставляла верить в то, что человеческий разум действительно безграничен, нет предела совершенству.
Просвещение этого времени полностью отражало проблемы человечества на данном этапе. Активно велась борьба с феодализмом. Не менее важной была просветительская идея, которая заключалась в том, что это философское направление играет ключевую роль в развитии общества. Просвещение может оказывать влияние на общество только посредством монарха, которому близки эти воззрения, либо с помощью активного распространения знаний об учении среди обычных людей.
Замечание 2Ж. Ж. Руссо считал, что просветительские идеи могут иметь успех только благодаря развитию морального сознания.
Наряду с развитием общества специфической особенностью Просвещения во Франции считался «рационализм». Здесь основная идея заключалась в том, что «законы природы суть законы разума», где подразумевалась неоспоримая польза законов природы для людей. В силу этого, у разумных людей закон природы вызывают интерес и желание их осваивать. Идеи рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница поддерживались и не оспаривались. Мир – это стройное единое целое, состоящее из простых элементов, которые смогли выстроиться определённых образом благодаря логически связанным законам механики. Математика, физика, механика и астрономия – основные науки, которые используются для объяснения мира, в основе их простые и очевидные понятия.
Основой просветительской мысли была критика политических порядков. Предыдущая эпоха часто называлась глупой и невежественной. Жизнь общества по-прежнему исследовалась с особым интересом. Мыслителей интересовал вопрос человеческих потребностей и стремлению к их удовлетворению.
Для популяризации просветительских идей создавались различные академии, масонские ложи, салоны. Основными средствами становились письма, очерки и «Энциклопедия».
Пример 1Масонские общества появились в Лондоне в 1717 г. и после распространились по всей Европе. К масонам относят Фридриха II Великого, Гёте, Моцарта, Вольтера, Дидро, Франклина, Рузвельта, Георга IV, Дж. Буша и Казанову. Представителями масонства в России стали Павел I, Александр I и Александр II, Баженов, Елагин, Новиков, Карамзин и др.
Масоны имели разные взгляды, например, одни хотели мира и терпимости, другие стремились к агрессии и проповедовали антиклерикальные идеи. Общим у них было только то, что они придерживались просветительских идей:
- Недогматическая вера в единого Бога.
- Воспитание человечности.
- Повиновение нравственному закону.
- Требование быть добрыми, искренними и честными.
Салоны приобрели форму интеллектуального обмена мнений. В них встречались высокопоставленные иностранцы, учёные, литераторы.
Замечание 3«Энциклопедия» – это сборник в семнадцати томах, в котором отражено мнение всей просветительской учёности того времени. В сборнике объединены учёные и философы, представители культурной сферы и искусства. «Энциклопедия» стала толчком к формированию идей Великой Французской революции. Организаторами революционного движения стали Дидро, Д’Аламбер и Вольтер.
Представители французского Просвещения
Шарль Монтескье
Его называют отцом социологии, известный барон и эрудит. Занимался правоведением, политикой. Путешественник и космополит, который распространял экспериментальные методы исследования общества и разработал принципы, для закономерного оформления разнообразных традиций и обычаев, юридических установлений, религиозных поклонений и политических конституций.
Человеческие деяния и происшествия он оправдывал посредством основ политики Макиавелли вкупе с историко-политическими и физико-географическими принципами. В своих произведениях «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян, «Размышление о всемирной монархии» автор высказывает мнение о том, что он верит в возможность улучшения человека и общества. Он возлагает огромные надежды в этом процессе на науку и её просветительскую функцию, которая оберегает народы от «пагубных предрассудков». Пытливость ума и внутреннее удовлетворение, по мнению Монтескье, основные причины, толкающие человека к изучению наук. Единственная страсть, согласно автору, которая носит перманентный характер – это любовь к учению.
«Персидские письма» посвящены анализу исторических и социальных фактов посредством методов естественных наук. Монтескье приходит к выводу, что общественная жизнь целиком подчинена естественным закономерностям. Он напрочь отрицает мнение о том, что обществом управляют случайности.
Пример 2В письме LXXXIII он раскрывает натуралистическо-рационалистическую теорию справедливости и правосудия, надеясь на добродетели, из которых они исходят.
При этом автор говорит о трёх формах правления: республика, монархия, деспотия. Выдвигаю собственную классификацию этических принципов, применяемых при каждой: добродетели, честь, страх, соответственно. Монтескье говорит о том, что история показывает, что эти формы правления подвержены разложению. А вот политическая свобода и принцип разделения властей создадут такие условия, чтобы общество любой страны могло процветать и успешно развиваться.
Дени Дидро
Этот мыслитель родом из Франции из семьи зажиточного ремесленника. Получил образование в Сорбонне, а переводческая деятельность и знакомство с известными на то время философами вроде Руссо и Кондильяком, способствовала работе над созданием «Энциклопедии». Благодаря кружку Гольбаха и сочинениям «Разговор Д’Аламбера с Дидро» и «Философские принципы относительно материи и движения», Дидро сформировался как просветитель, деист и материалист.
Опираясь на исследования Ньютона, философ смог рассмотреть в Боге механическую машину. Однако его воззрения были весьма неоднозначны, потому как сначала он отрицает все религиозные нормы, а после говорит о том, что Бог – это кладезь добра.Свои первые произведения Дидро пишет под впечатлением от исследований Ньютона, поэтому в них наблюдается ярко выраженная естественно-теологическая позиция. Со временем она превращается в атеистическую и материалистическую. Примером такой мысли служат произведения «Мысли об объяснении природы» «Философские принципы относительно материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист». Одновременно с этими работами Дидро пишет статьи для «Энциклопедии».
Пример 3Дидро пишет о том, что Бога-распорядителя нет, что в реальности существует только материя в движении. Он отрицал усилия Гельвеция, доказать, что сознание человека – это совокупность ощущений. Тем самым автор утверждает, что доказательство сводится только к надёжным фактам и гипотезам.
Этьенн Бонно
Бонно вдохновлялся трудами Бэкона, Вольтера и Ламетри. Делал попытки к развитию идей эмпиризма Локка посредством философской мысли. Эти идеи получили своё отражение в «Трактате об ощущениях», где автор показывает, как из ощущений формируется вся познавательная психическая жизнь человека. Его теорию познания принято считать своеобразной гносеологией Просвещения. Здесь же эмпиризм Локка представлен в форме сенсуализма при превалировании чувств.
«Трактат о системах» посвящён разбору видов этих самых систем. В основе первой лежит принцип абстрактных изречений. Вторая основывается на принципах допущения, для придания сути тем фактам, которые иначе трактовать невозможно. А третья строиться на установленных фактах. Бонно говорит о том, что учения Спинозы, Лейбница, Мальбранша и Декарта базируются на общих абстрактных принципах, которые никак не связаны с действительностью.
Автор остро критикует эти принципы и утверждает, что они не только бесполезны, но ещё и опасны. Виновником использования таких принципов Бонно считает воспитание, именно оно приучило учёных пользоваться достаточно туманными понятиями. Учёный высказывается за то, чтобы отказаться от философского жаргона в силу научных понятий, которые строго выражают конкретные результаты. Произведение «Язык исчислений» посвящён этой проблеме, где такой язык – математика.Пример 4Бонно пишет: «Философия сможет достичь подобных математике результатов, если будет скромно соразмерять свои претензии с пробелами человеческого сознания».
Жюльен Офре де Ламетри
Яркий представитель материализма наравне с Гельвецией и Гольбахом, который претендовал на истинность, которая подкреплена успехами науки, в первую очередь, медицины. Степень доктора медицины Ламетри получил в Париже. Он прошёл стажировку у выдающегося врача и естествоиспытателя Германа Бургаве, который, в свою очередь, отстаивал атеистические взгляды, опираясь на воззрения Спинозы.
«Трактат о душе» посвящён мнению, что всё, что не получено от природы, не основано на её фактах, не может принадлежать философии. Философия создана для обучения материализму.
В последствие Ламетри изгоняется из Франции именно за свои материалистические и атеистические взгляды. Он обосновывается в Голландии и там же выходит в свет его труд «Человек-машина», но уже анонимно. Однако по решению Лейденского магистра эта книга была сожжена, а её автор продолжает скрываться, но уже в Германии. Его приютил Фридрих II, который его всячески поддерживает и помогает вступить в Берлинскую академию наук. Здесь же выходят его произведения «Человек-растение» (1748), «Анги-Сенека, или рассуждения о счастье» (1750), «Животные – большее, чем машины» (1750), «Искусство наслаждаться» (1751), «Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души» (1751).
Сущность своих воззрений Ламетри отразил в работе «Человек-машина». Автор утверждает, что человек – это сложнейшая машина, которую можно познать только посредством опыта, а не бесконечной болтовнёй философов.
Пример 5Ламетри пишет: «Эмпирические факты показывают, что в пору болезни душа находится в затмении, то она раздваивается под давлением гнева и ярости, то ее слабость исчезает и рождается талантливый человек. Душа и тело впадают в сон. Тело – это машина, которая сама заводит пружины, её двигающие; питание восстанавливает, мы мыслим и творим нравственные поступки, с возрастом тело меняет рассудок, а душа испытывает воздействие воспитания и образования. У человека-машины различные состояния души соизмеряются с состоянием тела. Человек и животное различаются только качественно: человек более чувственен».
Автор отрицательно относится к суевериям и ратует за добродетели.
Клод Гельвеций
Свои мировоззрения Гельвеций сформировал ещё до поступления в университет. После прочтения «Опыта о человеческом разуме» в авторстве Локка, он уяснил для себя жизненную позицию. Окончив юридический факультет, по специальности проработал недолго. С 1752 г. сотрудничал с «Энциклопедией» и смог написать для неё несколько статей. Самая известная – «Об уме», в которой активно критикует феодальный строй, католическую церковь и религиозные догмы. Эта книга была сожжена.
Гельвеций поделил идеи на вредные и полезные.
Пример 6Гельвеций говорил: «…личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций… одним словом, всегда и везде восхваляют любовь или великодушие, а презирают ненависть или мстительность». Самолюбие признаётся им движущей силой успехов общества, а знание этого механизма «помогло народам понять необходимость вооружить правительство властью».
Миром правит страсть в том числе. Автор называет её огнём, который способен разжечь интерес к науке и искусству.
Поль Анри Дитрих, Гольбах
Всю свою жизнь Гольбах прожил в Париже. Имея огромное наследство, он решил заняться именно наукой. Глубокие знания в области естествоведения дали ему возможность также публиковать свои статьи в «Энциклопедии». Он был покровителем физики, химии, металлургии и минералогии. Более того, перед революцией его салон становится местом сосредоточения философских и атеистических воззрений. Частыми гостями были Дидро, Гельвеций, Гримм, Рейналь, Лагранж, Руссо и другие яркие представители Просвещения. Дворец Гольбаха стал излюбленным местом в Париже для многих высокообразованных иностранцев.
Замечание 4Самыми известными работами Гольбаха являются «Система природы» (1770), «Естественная политика» (1773), «Социальная система» (1773), «Всеобщая мораль» (1776) «Лицемерие священников» (1767), «Разоблаченное христианство» (1768), «Критическая история Иисуса Христа» (1770) и др.
«Система природы» – ключевое произведение Гольбаха. Современники прозвали его «библией атеистического материализма». Основная идея этой работы в том, чтобы соединить новейшие и древние доказательства материалистического и атеистического определения действительности. Это были мысли и идеи, которые открыто подрывали существующий строй, а значит, влекли за собой революцию. Обратная сторона говорила о непревзойдённости человека и природы. Гельвеций утверждал, что духовное и физическое не имеет различия, ибо духовное – это то же самое существо из плоти и крови. Духовный человек действует согласно физическим основаниям, суеверия создают в познании преграды. Именно поэтому необходимо пользоваться законами физики и опытным путём достигать истины. Это всё относиться к сфере морали, политики, религии и т.п.
Определение 2Теологические понятия – это иллюзии, не обладающие реальностью, призраки, которые созданы из-за невежества, поэтому и являются небезопасными для человека и общества в целом.
Определение 3Человек – часть природы, подчиняющаяся естественным факторам.
Исходя из этого, весьма нелогично утверждать, что душа свободна от тела или свобода человека не зависит от его характера, взглядов или понимания счастья. Человек – это часть общества и для своего же блага он обязан подчиняться его законам, которые, в свою очередь, адаптированы к потребностям, обстоятельствам общества и позиции нации. Наука, разум и стремление отыскать истину разрывают цепи, которые сковывают желания человечества обрести счастье.
Вольтер
Вольтер является одной из ключевых фигур французского Просвещения. Вольтер считается одним из самых разносторонним мыслителем. Его таланты отмечены в истории, драматургии, философии, романистике, поэзии.
Замечание 5«Вольтерьянство» – приобрело нарицательный смысл. Идеи этого движения поддерживали правители, аристократы-антиклерикалисты, а также просветители.
Именно благодаря Вольтеру в обществе сформировалось мнение о том, что монарх обязательно должен быть просвещённым. Такая возможность представлялась для Франции, ведь его многолетний опыт переписки и общения с Фридрихом II Прусским, с Марией-Терезией Австрийской и Екатериной II показывал, что монарх может принять идеи Просвещения.
Пример 7Вольтер в своих трудах говорил о Боге, как о существе, который является философом на троне неба.
Однако это не мешало ему считать его одновременно и механиком «с выдающимися инженерными способностями». Вольтер полагал, что вера в Бога, это, ничто иное, как совокупность работы человеческого разума и суеверия, которые необходимо побороть. Вольтер видит своей целью борьбу с давней метафизикой, а также уничтожение власти монарха, идей верховенства церкви и различных привилегий. Тем самым он хочет добиться равенства всех людей перед законом и правом.
Фридрих Ницше говорил о том, что Вольтер сравним по характеру своего драматизма и размаху таланта с греческим, а Гёте говорил, что Вольтер стал основоположником развития идей Дидро, Д’Аламбера, Бомарше и др. Вольтер является неотъемлемым символом эпохи французского Просвещения. За свои произведения и воззрения Вольтер не единожды заключался под стражу, и на некоторое время был выгнан из страны. Но это не помешало ему попасть в круг высокообразованного общества и провести несколько дискуссий с Беркли, Свифтом и Попом.
За пределами Франции, в Англии он пишет свои известные «Английские письма», в которых оголяет все шероховатости феодализма во Франции и религиозное мракобесие. Кроме того, рассуждает о теориях Декарта и Ньютона, называя выводы первого всего лишь черновиками, а исследования второго настоящим шедевром. «Английские письма» были сожжены за антирелигиозные идеи парижским парламентом. Это стало основным толчком к отъезду из Парижа Вольтера. Он уезжает и на протяжении последующих 15 лет живёт и работает в замке в Сире. За эти годы там формируется братство, в состав которого входят многие великие умы Франции. Именно здесь на свет появляются его «Смерть Цезаря», «Альзира», «Магомет», «Основы философии Ньютона».
Далее судьба Вольтера складывается весьма непредсказуемо, потому что, заручившись поддержкой мадам де Пампадур, он получает прощение при дворе и даже более того, он получает должность историографа Франции и место в академии наук. После приглашения короля Фридриха II в Берлин, получает пост камергера, где и пишет свой «Век Людовика» и «Мемуары». Затем уезжает в пригород Женевы и работает над «Опытом о всеобщей истории и о нравах и духе народов». Этот труд целиком посвящён исключению мифов из истории, полагая, что историю делают люди, а не Божий промысел. Сюда же он включает исследования истории народов Индии, Японии и Китая.
Повести «Кандид, или Оптимизм» и «Трактат о веротерпимости» Вольтер посвящает негодованию религиозной нетерпимости и фанатизму. Примерно в это же время он окончательно оседает в Швейцарии и занимается литературной деятельностью. Именно здесь он пишет » Философский словарь», «Философию истории», «Несведущий», «Комментарий» к книге Баккариа «О преступлениях и наказаниях», а также «Важное исследование милорда Болингброка», «В защиту моего дяди», «Простодушный», «Вопросы по энциклике», «Наконец объяснённая Библия» и его последняя комедия «Ирина».
Жизнь Вольтера была достаточно сложной, но ни дворцовый гнёт, ни прессинг религиозных деятелей и многое другое не смогло повлиять на его уникальную натуру изобретателя, учёного и философа. Он всегда оставался любознательным, способным ясно и чётко излагать свои мысли и просто говорить о достаточно сложных вещах. Принято думать, что Вольтер – атеист и вольнодумец, но на самом деле это не так. У него есть Бог, но выполняет он роль великого инженера и конструктора. Его Бог – создатель мирового порядка, а историю творят люди, и в ней может присутствовать в равной степени и зло, и добро. Бог не результат веры, Бог – результат работы разума и здравого смысла, так изъясняется автор в своём знаменитом «Философском словаре». Мыслитель активно отстаивает веротерпимость ко всем религиям.
Огромная заслуга Вольтера в том, что именно благодаря ему Франция узнала об английской политической мысли, а также о философских теориях. Вместе с тем отрицательно высказывался в сторону пессимизма Паскаля и оптимизма «лучшего из миров Лейбница.
Вольтер утверждает, что даже философские вопросы необходимо исследовать теми же методами, что применимы, например, в астрономии. Основная цель философа – определить способ мышления, объяснить, где и как происходит зарождение идей в человеческом разуме, найти ответ на вопрос о существовании души и отличить её от тела, понять, вечна ли душа и свободна ли она. Логично говорить о том, что отыскать ответы на эти вопросы можно только в том случае, если установить четко понимание Бог есть или его нет.
Важной заслугой Вольтера считается также распространение физики Ньютона. Опираясь на детерминистский взгляд на мир, Вольтер полагал, что свобода и нужда тесно связаны между собой. Особенно в том контексте, что нужда есть предпосылка свободы человека, которая понимается, как способность действовать в любой ситуации самостоятельно, независимо и активно.
Особенно восхищались талантом Вольтера в России, это отразилось в том, что Екатерина II после кончины философа решила приобрести всю его библиотеку. И даже сегодня можно воспользоваться его книгами в Публичной библиотеке города Санкт-Петербурга.
Жан-Жак Руссо
Стоит отметить, что идеи о безграничных возможностях мозга человека не у всех вызывали одобрение. Жан-Жак Руссо был одним из тех, кто поддерживал этот постулат. Много времени он провёл в путешествиях по миру и поиске себя. Однако в Париже познакомившись с энциклопедистами, осел и занялся наукой.
Известность ему принёс трактат «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». Руссо был достаточно противоречивой личностью, но именно это помогло ему развиваться и фокусировать внимание на важных вопросах философии.
Замечание 6Руссо был теоретиком сентиментализма в литературе, отстаивал полное слияние индивида с обществом на основе общности интересов, являлся теоретиком социализма и педагогики.
В его работах отражено то, что он являлся сыном Просвещения и отцом романтизма. Его труды – это сплошная борьба прогрессивного и консервативного. «Исповедь» яркий тому пример.
Его нельзя назвать философом-профессионалом, однако это не помешало ему резко высказываться в сторону подъёма наук и искусств, которые откровенно заставляют общество деградировать и забывать о нравственности, распространяя идеи роскоши, праздности, тем самым подавляя чувство свободы в человеке. Такое отношение к жизни ему было навеяно тем, что сам он родом из деревни и близок к природе. Важнейшими вопросами для изучения он избрал историю философии, морали, а также исследовал социальную, педагогическую и психологическую проблематику. Сегодня философы-современники активно исследуют работы Руссо.
Ключевой вопрос: как побороть негативное влияние социального неравенства простому человеку. Являясь представителем из народа, но оправдывал революционные действия и проект, который предполагал уравнение мелкой частной собственности.
Ещё одной идеей Руссо было возвращение людей к природе. В его понимании это означало создание таких идеальных условий для жизни, в которых людям будет жить комфортно и привычно. Этой теме он посвящает своё произведения «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и трактат «Эмиль, или О воспитании детей».
Кроме этого Руссо написал множество статей для «Энциклопедии», «Музыкальный словарь» и статью «Политическая экономия». Однако через некоторое время он решает отделиться от энциклопедистов и окончательно с ними порывает. Свидетельством этого стал манифест «Письма к Д’Аламберу о зрелищах».
Дальнейшая его судьба связана с произведениями «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Эмиль». Два последних не были приняты властями Парижа и Женеве в результате чего, Руссо принял решение отказаться от гражданства. И он уезжает в Англию, но и там отношения в философских кругах у него не сложились и он снова вернулся в Париж, где закончил «Исповедь», «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя» и «Опыт о происхождении языков».
Вполне логично, что учение Руссо вызывало одобрение среди широких масс. В дальнейшем многие общественные деятели и философы активно продвигали главные его идеи. Колебания Руссо в безотносительной вероятности целесообразных взглядов сказалось на формировании идеологии романтизма и стремлениях И. Канта синтезировать рациональное и чувственное и установить рубежи интеллекта.
Но стоит отметить, что самая важная тема, волнующая его по-прежнему оставался естественный человек, которые обладает целостностью, наделён здоровьем и физической силой, моральными качествами и добротой. Несогласия гармонии с природой превращает человека в злодея, и если случайные условия способствовали улучшению разума, но ухудшили расу. Природа – это Бог, прообраз добродушия и процветания, измеритель подлинной ценности. Дикари у него действительно нравственны, они не помышляют о пороках и совершенно не просвещены. А язык музыки – это язык свободы, принадлежащий гражданам республики, а «шумный» язык – это звук падения республики и нашествия вандалов. Используя подобные аллегории, автор пытался подтолкнуть человека к переменам, вслед за которыми придёт спасение.
Однако он сделал вывод, который в корне был сомнительным о том, что наука и искусство может извратить человека, не принося никакой пользы. Не каждое невежество безнравственно: так, стоит ограничить личную пытливость, личные способности, основанные на любви к добродетели. Науку он не одобряет из-за высокомерия и подразумевает, что она способствует появлению пороков. Руссо полностью отвергает идею прогресса. Он против просветителей, но за идеи Просвещения, т.к. утверждает, что разум – самый лучший инструмент для развития естественного нрава.
Пример 8Руссо начинает свой трактат «Об общественном договоре» словами: «Человек рождён свободным, а между тем он везде в оковах».
Основная цель мыслителя – вернуть человеку свободу в новом мире, с новой моделью общества, которая основывается на осмысленном голосе социального человека, рассчитывающего на общую волю народа. Для этого необходимо построить такие учреждения, которые не будут оказывать негативное действие на развитие человека, а смогут сформировать свободные условия. Руссо предлагает воспитывать человека, полагаясь на запросы социального договора, требующего сил и мужества. На эту тему он пишет сочинение, больше напоминающее эпистолярный роман, в котором отражается идея, что вполне возможно разрешить главные проблемы общества, если воспитывать человека с проекцией на природу и её главные законы.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители. Шпаргалки по философии
7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
ПРОСВЕЩЕНИЕ — это общественно-политическое движение Западной Европы XVII–XVIII веков, которое хотело исправить недостатки общественного устройства путем популяризации научных знаний и распространения вольнолюбивых идей.
Наиболее консолидировано и активно выступали с этими идеями просветители Франции. При всех возможных разногласиях между ними, общим местом идеологии французского Просвещения была ненависть к католической церкви и к абсолютизму. У истоков идеологии французского Просвещения стояли Мелье, Монтескье и Вольтер.
МЕЛЬЕ
объяснял несправедливость государственного устройства тем, что народ даже не подозревает о тяжести своего положения, и полагает, что его угнетение является естественным устройством мира. Задачу просветительской деятельности Мелье видел в разъяснении народу истинных причин его угнетения, которые состоят в сознательном обмане со стороны властей и церкви, насаждающих предрассудки. Именно предрассудки, ставшие привычкой, делают народ послушным. Просвещенный же народ, полагал Мелье, осознает свою силу, освободится от гнета феодалов и церкви, и создаст общины, где все будут на равных трудиться и на равных владеть всеми благами.
МОНТЕСКЬЕ
полагал, что мир во всех своих сферах подчинен действию одних и тех же законодательных причин. Под действие этих причин подпадают не только физические процессы природы, но и социальные процессы в обществе. Таким образом, всё, что происходит в мире, закономерно, поскольку проистекает из общих для всего мира причин.
Однако, несмотря на то, что всё проистекает из одних и тех же причин и является проявлением общей закономерности, создать на этой основе какую-либо универсальную систему общественного устройства невозможно, поскольку условия существования народов слишком уж различны между собой. Поэтому для тех или иных условий существования того или иного народа нужно всякий раз индивидуальное государственное управление, но, всё-таки, наилучшей формой правления является монархия, если она не абсолютная. Абсолютная монархия — это всегда деспотия, и чтобы этого не допустить, власть монарха должна ограничиваться законом (конституционная монархия), а власть в государстве должна быть разделена на независимые друг от друга ветви (разделения властей теория).
ВОЛЬТЕР
развивал философские воззрения в духе деизма. Деизм — это религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе.
Вольтер полностью отвергал атеизм, потому что религия, с одной стороны, необходима для черни, как аргумент оправдания нравственности, а, с другой стороны, атеизм является самым большим интеллектуальным заблуждением людей, не понимающих, что сложный механизм Вселенной нуждается в своем «часовщике» так же, как и любой механизм не может возникнуть сам собой без разумного начала.
Однако Бог создал мир, наладил его и удалился (деизм), а Вселенная далее живет по своим законам, и, следовательно, человек в этой Вселенной тоже живет своим умом и по своим представлениям. Таким образом, жизнь человека определяется не Богом, а его собственными делами, и поэтому у церкви нет никаких оснований и никакого права насаждать предрассудки, суеверия и страхи перед Богом. Человек должен победить свое невежество, отказаться от церкви и ее ограничений, приобщаться к знаниям и науке, стремиться к справедливости и равенству.
Равенство между людьми возможно по-разному, например, с точки зрения естественного права равенство людей несомненно и обязательно, поскольку естественные права человека проистекают из природы человека, а она у всех людей одна. Также само собой разумеется и равенство всех перед законом, поскольку это справедливо. Но ни в коем случае невозможно осуществить имущественное равенство или равенство общественного положения.
Имущественное равенство невозможно, поскольку частная собственность необходима, а пока существует частная собственность, будет деление людей на богатых и бедных.
Социальное равенство также невозможно, поскольку государственные интересы необходимо требуют государственных деятелей высокого положения.
Поэтому обществу необходимо справедливое, разумное и гибкое государственное устройство, лучшее из которых — конституционная монархия во главе с просвещенным монархом.
В отличие от Мелье, Монтескье и Вольтера деятели второй волны французского Просвещения Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. более склонялись к атеизму.
РУССО
был просветителем, но при этом полагал, что цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми.
Руссо исходил из того, что в прошлом существовал «естественный человек», который отличался от других животных своим умом, и мог бы, благодаря этому, жить счастливо, поскольку все люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принуждения. Но с появлением частной собственности возникла цивилизация, основанная на неравенстве, жестокости и эксплуатации народа, и она же может человека погубить.
Таким образом, по Руссо, путь к свободе и справедливости лежит не через Просвещение, а через устранение имущественного неравенства. А поскольку имущественное неравенство держится только на силе, то и устранено оно может быть только силой, то есть народным восстанием.
ДИДРО
был редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», издания, предназначенного для просвещения общества. Вместе с другими просветителями, авторами статей в энциклопедии, Дидро попытался, наряду с системой научных знаний, заложить в Энциклопедию не только пропаганду новых общественно-политических идей, но и резкую критику государственного устройства и церкви.
Сам Дидро отрицал божественность королевской власти и придерживался теории общественного договора, хотя и связывал свои надежды на справедливое государственное устройство с просвещённым монархом.
По своему мировоззрению Дидро от деизма перешел к атеистическому материализму, предполагая причины развития всего сущего в виде внутренних способностей материи к самодвижению и к качественному многообразию.
ГЕЛЬВЕЦИЙ
в своей философии наибольшее внимание уделял проблемам мышления. По его утверждению:
1. Мир познается с помощью ощущений и памяти. Причем разница между ощущением и памятью состоит только в том, что память есть всего лишь ослабленное во времени ощущение.
Таким образом, деятельность разума это не что иное, как сравнение, комбинация и другое взаимодействие ощущений, то есть мышление — это не что иное, как чувствование.
2. Однако само по себе человеческое чувствование ничего интеллектуального в себе не содержит и любое чувствование может с точностью поставить человеку лишь одну информацию — насколько приятно или полезно для человека данное ощущение.
Следовательно, в основе мышления как такового, поскольку оно основывается на опыте ощущений, лежит не мотивация на поиск нового, достоверного или количественного знания ради знания как такового, а лежит мотивация на поиск пользы и удовольствия.
3. Таким образом, польза является единственным мерилом ценности тех идей, которые отыщет или сформирует мышление. А наибольшей пользой является общественное благо, и, следовательно, наиболее ценными идеями являются те идеи, реализация которых может привести к общественному благу.
4. Но любое общественное благо, как идея, складывается из целей отдельных людей по достижению ими личного блага, и поэтому главная задача просвещения — связать личный интерес людей с общественным.
То есть, в этом случае цель Просвещения состоит в задаче убедить людей в том, что высшая добродетель человека — это желание счастья ближнему, в чем и состоит главная польза самому человеку, обществу, государству, всему народу и всем людям вообще. Для этого каждый человек должен понять, осознать, принять разумом, что наивысшей пользы можно достичь только в том случае, если каждый будет исповедовать добро.
5. Но Просвещение — это процесс не только идущий сверху, когда идеи общественного блага спускаются к народу, Просвещение это еще и личный труд человека, который, чтобы понять, принять разумом просветительские идеи, должен преодолеть лень и устремиться к личному максимальному умственному развитию.
Именно с этого, именно с попытки разбудить разум народа, должно начинать свою деятельность Просвещение, потому что разбуженный ум ищет пользы и находит её не где-нибудь, а в Добре.
6. Народ, у которого разбужен разум, способен вырабатывать самые совершенные идеи общественного блага для восторжествования Добра, потому что ум — это чувствование, а чувствованием все люди от рождения наделены абсолютно одинаково, и каждый человек от природы наделен способностью к максимальному умственному развитию, то есть к гениальности.
7. Однако мало разбудить ум и создать потребность думать для того, чтобы каждый стал гением. Для этого необходимы еще и равные условия развития для каждого — семейные, исторические, социальные и государственные. Однако, правительство, духовенство и феодализм сохраняют неравные условия, держат людей в невежестве, насаждают пороки, несправедливость и несчастья.
Поэтому необходимо устранить власть церкви, разрушить феодализм, отменить феодальную собственность и организовать государство на принципах просвещенного абсолютизма.
По мировоззрению Гельвеций был материалистом, полагая, что мир бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, а мышление и ощущение являются свойствами самой материи.
ГОЛЬБАХ
развивал материалистическое мировоззрение, предваряющее в одной из своих частей дарвинизм, в следующих положениях:
1. Все знания человек получает через органы чувств с помощью ощущений, а всё, что в совокупности дано человеку в ощущениях, есть материя. Материя вечна и представляет собой бесконечное множество комбинаций простейших элементов (огонь, воздух, вода и земля), которые мы познаем только в соединении, но никогда в простом виде. Неотделимым свойством материи является движение, и, следовательно, движение также вечно, как и материя.
2. Материя образует собой природу всей Вселенной, и человек, как часть земной природы, является продуктом различных материальных условий, которые сложились на планете Земля. Сама Земля в своих свойствах зависит от положения среди других планет и звезд, и поэтому вполне возможно, что материальные условия на Земле будут меняться, и планета продолжит вырабатывать новые живые типы существ, в том числе и человеческие типы.
3. Таким образом, человек есть полностью продукт материи, и совершенно неосновательно делить его на две составляющие — на материальную и на духовную.
Душа рождается вместе с телом и умирает вместе с ним, и поэтому душа полностью идентична телу и разделять их между собой нельзя. И даже духовно-интеллектуальная деятельность человека не является поводом для разделения души и тела, потому что духовно-интеллектуальная деятельность человека есть не что иное, как особая форма его телесной деятельности.
4. Любая телесная деятельность основывается на восприятии ощущений, и, таким образом, мышление есть чувственное восприятие внешних ощущений от деятельности собственного тела, и чувственное восприятие внутренних ощущений от деятельности собственного мозга. Так как и первое, и второе, как продукты материи, не находятся во власти человека, то и мысли и поступки человека определяются не его волей, а властью законов материи.
5. Поскольку вся власть законов материи в природе имеет цель её сохранения, то и самосохранением человека, соответственно, как продукта природы, определяются все его мысли и поступки.
А поскольку самосохранение полезно во всех смыслах, то пользой, определяется высший смысл, высшая ценность поступков и мыслей человека даже не в рациональном смысле, а как проявление власти законов природы.
6. Следовательно, высшая добродетель, как высший смысл и как высшая ценность человеческой жизни, исходя из законов материи, состоит в том, чтобы способствовать счастью ближних. Ибо то, что полезно отдельному человеку, то полезно и всей нации, а человек, как часть нации, может быть счастлив только тогда, когда счастлива вся нация.
7. Таким образом, различение добра и зла дополнительно не требует ничего, кроме познания природы человека, которая есть материя, а законы материи требуют того, чтобы человек тянулся к добру и избегал зла.
Всё, что нужно человеку, таким образом, это пойти вслед за природой и соответствующим образом законодательно организовать разумное и справедливое управление обществом. Это может лучше всего осуществить просвещенный монарх, понимающий необходимость гуманистического законотворчества.
Просветительская философия Франции коренным образом отличается от традиционной, обычной философии тем, что она привязана к злобе дня, к текущему социальному моменту и неразрывно связана с актуальными проблемами своего времени.
К достижениям философии Просвещения можно отнести следующее:
1. В центр философии права просветители поставили идею справедливости, которая, по их мысли, является средством компенсации имущественного и социального неравенства граждан.
2. Просветители первыми заговорили о правах наций в том же духе, что и о правах человека. Если ранее справедливость миропорядка сводилась к учету факторов, относящихся к частной или общественной жизни человека, то теперь в систему факторов, принимаемых к учету в определении справедливости миропорядка, права наций стали включаться так же, как и права отдельных людей.
3. Просветители сформировали идею отделения политических прав человека от его естественных прав, и задали традицию философского обоснования необходимости политических прав человека.
4. В философии истории просветители впервые попытались сформулировать цель исторического процесса, его движущие силы и смысл. Они не создали общей философии истории, потому что предполагали в качестве сил, управляющих историей, совершенно разные причины: божественное провидение, человеческий разум, деятельность личностей, случайности, страсти человека и т. д. Однако они впервые выдвинули идею общественного прогресса (Кондорсе), наличие которого в истории они выводили из процесса совершенствования человеческого разума — как появления более лучших идей, более разумных законов, роста научных знаний и т. д.
Основные термины
АБСОЛЮТИЗМ — абсолютная монархия, где монарх является единоличным главой всех ветвей государственной власти.
АТЕИЗМ — отрицание существования Бога.
ДЕИЗМ — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека и независимых от социальных условий.
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ — монархическое правление, в котором конституция ограничивает власть монарха передачей законодательной власти парламенту, а исполнительной — правительству.
МОНАРХИЯ — форма государственного устройства, в которой вся власть единолично принадлежит одному человеку, монарху.
НАЦИЯ — общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ — доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, желающими перейти от не защищенного естественного состояния к защищенному гражданскому состоянию.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПРЕДРАССУДОК — рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению.
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — монархическое правление, сопровождающееся проведением реформ на уничтожение устаревших атрибутов феодализма и на введение прогрессивных новшеств.
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ТЕОРИЯ — доктрина, согласно которой государственная власть понимается как система, сложенная из независимых друг от друга центров власти: законодательной, исполнительной и судебной.
СУЕВЕРИЕ — мнение, основанное на вере в сверхъестественные силы.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ — общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, изучающий проблемы исследования исторического процесса и его познания.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — раздел философии, исследующий общие проблемы правоведения и государствоведения.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
ЧУВСТВОВАНИЕ — ощущение органами чувств.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.
Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое
Тема 7.
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII векаТема 7. Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века Ф. М. А. ВОЛЬТЕР…Какие бы усилия я не производил в пользу моих сомнений, я скорее убежден в существовании тел, нежели в большинстве геометрических истин. Это может показаться странным, но я ничего
Поль Гольбах как систематизатор метафизического материализма французского Просвещения
Поль Гольбах как систематизатор метафизического материализма французского Просвещения Поль Анри Гольбах (1723–1789), немецкий барон, получил воспитание и всю жизнь прожил в Париже, где и похоронен. Систематизированного образования он не получил, но прошел школу серьезной
Философия американского Просвещения
Философия американского Просвещения Речь пойдет о мыслителях и общественных деятелях, которыми по праву может гордиться американский народ. О вдохновителях и идеологах антиколониальной революции XVIII в. О людях, принесших в Соединенные Штаты Америки передовые идеи
Глава 2. Философия в России XVIII века
Глава 2. Философия в России XVIII века С конца XVII – начала XVIII в. наступил новый этап в истории России. Он был отмечен прежде всего объективно назревшими преобразованиями, осуществленными Петром I и открывшими путь к европеизации страны. Идеологическое обоснование
VI. ПЕХОТА XVIII ВЕКА
VI. ПЕХОТА XVIII ВЕКА Вместе с вытеснением пики из снаряжения пехоты исчезли все виды защитного вооружения, и отныне этот род войск состоял только из одного вида солдат, вооруженных кремневым ружьем со штыком. Эта перемена завершилась в первые годы войны за Испанское
Глава IV. Эстетика французского просвещения
Глава IV. Эстетика французского просвещения Прежде, чем характеризовать эстетику Франции эпохи Просвещения, следует сказать о Р. Декарте, положившем начало рационалистической философии языка и знаков в новое время[129]. Идеи этой философии не нашли прямого отражения в тех
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ У истоков французского Просвещения XVIII века
ПРЕДИСЛОВИЕ У истоков французского Просвещения XVIII века Среди выдающихся мыслителей, подготовивших французское Просвещение XVIII в., важное место принадлежит Бернару Ле Бовье де Фонтенелю. Многогранно образованный, талантливый и прозорливый Фонтенель много сделал для
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА И ТЕОРИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО ДЕСПОТИЗМА
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА И ТЕОРИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО ДЕСПОТИЗМА Гуманность, которая, по справедливому замечанию одного критика[25], совершенно отсутствует в политических теориях XVII века, в XVIII, наоборот, является одним из характерных для них признаков. Суровые и
Просветление | Определение, резюме, идеи, значение, история, философы и факты
Исаак Ньютон
Смотреть все СМИ
- Дата:
- в. 1601 — г. 1800
- Местонахождение:
- Европа
- Ключевые люди:
- Френсис Бэкон Иммануил Кант Джон Локк Фридрих Николай Жан-Жак Руссо
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда и где произошло Просветление?
Историки помещают Просвещение в Европе (с сильным акцентом на Францию) в конце 17-го и 18-м веках, или, более широко, между Славной революцией 1688 года и Французской революцией 1789 года. интеллектуальной истории Европы, а также программы реформ, вдохновленные верой в возможность лучшего мира, которые намечали конкретные объекты для критики и программы действий.
Что привело к Просвещению?
Корни Просвещения можно найти в гуманизме эпохи Возрождения с его упором на изучение классической литературы. Еще одним предшественником была протестантская Реформация с ее антипатией к принятым религиозным догмам. Возможно, наиболее важными источниками того, что стало Просвещением, были взаимодополняющие рациональные и эмпирические методы открытия истины, введенные научной революцией.
Ренессанс
Узнайте больше о Ренессансе.Реформация
Узнайте больше о Реформации.Кто были одними из главных деятелей Просвещения?
Одними из наиболее важных писателей эпохи Просвещения были философы Франции, особенно Вольтер и политический философ Монтескье. Другими важными философами были составители Энциклопедии, в том числе Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Кондорсе. За пределами Франции известными мыслителями эпохи Просвещения были шотландские философы и экономисты Дэвид Юм и Адам Смит, английский философ Джереми Бентам, Иммануил Кант из Германии и американский государственный деятель Томас Джефферсон.
Каковы были самые важные идеи эпохи Просвещения?
В эпоху Просвещения считалось, что человеческий разум может открывать истины о мире, религии и политике и может быть использован для улучшения жизни человечества. Скептицизм в отношении полученной мудрости был еще одной важной идеей; все должно было быть подвергнуто проверке и рациональному анализу. Религиозная терпимость и идея о том, что люди должны быть свободны от принуждения в своей личной жизни и совести, также были идеями Просвещения.
Каковы некоторые результаты Просвещения?
Французская революция и Американская революция были почти прямым результатом мышления Просвещения. Идея о том, что общество представляет собой общественный договор между правительством и управляемыми, также восходит к эпохе Просвещения. В результате также произошло широкое образование для детей и основание университетов и библиотек. Однако после эпохи Просвещения в конце 18 и середине 19 века возникло контрдвижение.ые века — романтизм.
Романтизм
Узнайте больше о романтизме, контрдвижении, последовавшем за эпохой Просвещения.Просвещение , французский siècle des Lumières (буквально «века просвещенных») , немецкий Aufklärung , европейское интеллектуальное движение 17-го и 18-го веков, в котором были синтезированы идеи о Боге, разуме, природе и человечестве. в мировоззрение, которое получило широкое признание на Западе и спровоцировало революционные изменения в искусстве, философии и политике. Центральным элементом мысли Просвещения было использование и прославление разума, силы, с помощью которой люди понимают вселенную и улучшают свое собственное положение. Целями разумного человечества считались знание, свобода и счастье.
Далее следует краткое описание эпохи Просвещения. Для полной обработки см. Европа, история: Просвещение.
Силы и способы использования разума впервые были исследованы философами Древней Греции. Римляне переняли и сохранили большую часть греческой культуры, в том числе идеи рационального естественного порядка и естественного закона. Однако среди суматохи империи возникла новая забота о личном спасении, и был проложен путь к триумфу христианской религии. Христианские мыслители постепенно нашли применение своему греко-римскому наследию. Система мысли, известная как схоластика, достигшая высшей точки в работах Фомы Аквинского, воскресила разум как инструмент понимания. В представлении Фомы Аристотель представил метод получения той истины, которая может быть установлена только разумом; поскольку христианское откровение содержало высшую истину, Фома поставил естественный закон, очевидный для разума, подчиненным, но не противоречащим вечному закону и божественному закону.
Интеллектуальное и политическое здание христианства, казавшееся неприступным в Средние века, рухнуло под ударами гуманизма, Ренессанса и протестантской Реформации. Гуманизм породил экспериментальную науку Фрэнсиса Бэкона, Николая Коперника и Галилея и математические исследования Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница и Исаака Ньютона. Ренессанс заново открыл большую часть классической культуры и возродил представление о людях как о творческих существах, а Реформация более прямо, но в конечном счете не менее эффективно бросила вызов монолитному авторитету Римско-католической церкви. Для Мартина Лютера, как и для Бэкона или Декарта, путь к истине лежал в применении человеческого разума. И Ренессанс, и Реформация были не столько движениями за интеллектуальную свободу, сколько сменой власти, но, поскольку они апеллировали к разным авторитетам, они способствовали распаду общности мысли. Полученный авторитет, будь то Птолемея в науках или церкви в вопросах духа, должен был стать предметом исследования освобожденных умов.
Успешное применение разума к любому вопросу зависело от его правильного применения — от разработки методологии рассуждения, которая служила бы собственной гарантией достоверности. Такая методология была наиболее эффектно реализована в естественных науках и математике, где логика индукции и дедукции сделала возможным создание масштабной новой космологии. Формирующее влияние на Просвещение оказало не столько содержание, сколько метод. Великие гении XVII века подтвердили и расширили концепцию мира вычислимой регулярности, но, что более важно, они как бы доказали, что строгие математические рассуждения предлагают средства, независимые от Божьего откровения, для установления истины. В частности, успех Ньютона, сформулировавшего в нескольких математических уравнениях законы, управляющие движением планет, дал большой импульс растущей вере в человеческую способность достигать знаний. В то же время представление о Вселенной как о механизме, управляемом несколькими простыми — и поддающимися обнаружению — законами, оказало разрушительное воздействие на концепции личного Бога и индивидуального спасения, занимавшие центральное место в христианстве.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.