Барокко это стиль: «Барóкко» — происхождение и значение слова

9 главных особенностей стиля барокко, которые помогут разобраться в архитектуре даже дилетантам


Архитектура в стиле барокко зародилась в Италии конца XVI века и развивалась как стиль вплоть до XVIII века в таких регионах, как Германия и колониальная Южная Америка. Стиль барокко был создан с чёткой целью, а именно — помочь католической церкви вернуть адептов Реформации. Поскольку учения большинства протестантов-реформаторов были направлены на минималистский и чистый архитектурный стиль, архитектура в стиле барокко делала как раз обратное.

Барокко — богатый, плавный, впечатляющий и драматичный стиль, визуально противостоящий реформатским церквям, выводя архитектуру на новый уровень, как визуально, так и технически, чтобы познакомить зрителя с фантастическим царством, которое напоминает о Небесах.

Ключевые элементы


Фасад церкви в стиле барокко с наклонно расположенными башнями, Joseph Kirnberger, ок. 1760-1770 гг. \ Фото: pinterest.com.

Архитектура в стиле барокко служит известной цели, а именно — помощи Контрреформации. Поэтому она имеет чёткую архитектурную программу, которая позволяет идентифицировать несколько характеристик. Основная идея, лежащая в основе барокко, заключается в стимулировании эмоций и чувств. Поскольку Реформация способствовала созданию рационализированного и строгого образа, католическая церковь отреагировала противоположным подходом. Вот почему каждая форма и очертания здания в стиле барокко нацелены на вовлечение чувств и разжигают эмоции.

Взаимодействие с эмоциями зрителя — непростая задача. Поэтому архитектурные планы, как правило, опираются на сложные формы: часто овальное основание и различные сочетания материалов и форм, которые придают зданию динамичный вид. Сочетание различных пространств — излюбленный способ подчеркнуть движение и чувственность. Если здание кажется величественным, драматичным, полным контрастных поверхностей, множества изгибов и позолоченных скульптур, скорее всего, это здание в стиле барокко. В интерьере, в большинстве случаев, потолок сильно окрашен, заставляя зрителя поверить, что на самом деле потолка нет, а скорее крыша соединена с небом или божественным царством.

Знаменитые постройки и мастера


Грандиозная площадь перед главным собором христианского мира — базиликой Святого Петра в Риме. \ Фото: blogspot.com.

Некоторые из наиболее заметных зданий в стиле барокко, как и ожидалось, находятся в Италии. Площадь Святого Петра в Риме — популярная и отчасти барочная достопримечательность. Другие примеры из Рима включают фасад отеля Il Gesú, здание Сант-Иво-алла-Сапиенца, знаменитый фонтан Сан-Карло алле Куатро и фонтан Треви. Со всей Европы некоторыми примечательными примерами являются дворец Бельведер, дворец Шенбрунн и церковь Святого Карла в Вене, собор Сантьяго-де-Компостела и Пласа-Майор в Испании, и собор Святого Павла в Лондоне.

Сант-Иво-алла-Сапиенца. \ Фото: turismoroma.it.

Помимо этих знаменитых зданий, следует упомянуть имена итальянских художников эпохи барокко — Джана Лоренцо Бернини, Карло Мадернa, Франческо Борромини и Гварино Гварини, поскольку они были законодателями моды в этом стиле. Кроме того, за пределами Италии стоит отметить работы австрийских архитекторов Йохана Бернхарда, Фишера фон Эрлаха и английского архитектора Кристофера Рена.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства >>

Стиль


Дизайн потолка в стиле позднего барокко, Жан Берн Старший. \ Фото: metmuseum.org.

С архитектурными планами, которые выходят за рамки традиционных геометрических форм и часто используют другие вдохновения, такие как буквы или комбинации форм, имитирующие природный элемент, архитектура в стиле барокко очень разнообразна. Из-за сложности плана у архитекторов появляется больше возможностей играть с формами, и всё это ради визуального движения.

Купол, церковь Сан Лоренцо, Турин, Гварино Гварини. \ Фото: google.com.

Поскольку архитекторы эпохи барокко хотели сделать невозможное, а именно — создать движение в самой статичной форме искусства, они прибегли к изгибам. Изгибы и контргибы, таким образом, стали доминирующим мотивом всей архитектуры и искусства барокко. Как и в архитектуре эпохи Возрождения, колонны по-прежнему оставались главным элементом фасада здания. Из-за этого такие художники, как Бернини, быстро поняли, что они должны создавать волнистые колонны, чтобы придать динамичный внешний вид. Знаменитый Бронзовый балдахин Бернини из собора Святого Петра в Риме является прекрасным примером этого динамического эффекта. Чтобы пойти ещё дальше в стремлении к движению, Гварино Гварини начал использовать волнообразный порядок, обозначавший систему волнообразных элементов, которые создавали окончательный вид непрерывного изгиба.

Цвет


Небольшая галерея в стиле барокко, дворец Шёнбрунн в Вене. \ Фото: pinterest.com.

Не вся историческая архитектура состоит из камня и тусклых элементов, и архитектура барокко – тому доказательство. Цвет и живопись сыграли важную роль в комплексной реализации здания. Если художники эпохи Возрождения начали расписывать потолки для посетителей, то барокко вывело это на другой уровень. В эпоху Возрождения это была необязательная функция. Для движения барокко она стала стандартом. Но роспись была не единственным видом отделки потолка, который использовался. Деревянные потолки всё ещё использовались со времён Ренессанса, но теперь имели окрашенные или позолоченные полости, став лакунарными потолками, поскольку они будут представлять собой взаимодействие пустых и заполненных пространств.

Фрагмент потолка в стиле барокко. \ Фото: emuseum.schoenbrunn-group.com.

Когда потолок не был сделан из дерева, для придания глубины использовалась богатая вариация штукатурки. Штукатурка была сделана из гипса с мелко измельчённым мрамором, который затем был смоделирован и нанесён на потолок, создавая трёхмерный
аспект. Штукатурки часто были сильно украшены венками из различных листьев и растений, геометрическими формами, а иногда и некоторыми человеческими фигурами, такими как купидоны. Здесь следует подчеркнуть, что барокко было очень разнообразным стилем, который не возражал против сочетания различных техник для получения желаемого эффекта. Поэтому расписной потолок, скорее всего, был украшен деревянными и лепными украшениями.

Детали


Золотая деталь из Небольшой галереи дворца Шёнбрунн в Вене. \ Фото: flipboard.com.

Если и существует архитектурный стиль, который процветает в деталях, то это, несомненно, барокко. Из-за этого здания в стиле барокко часто воспринимаются как подавляющие и потусторонние. Невозможно охватить все детали одним взглядом. Всё собрано так, чтобы выглядеть так божественно, как будто зрители ступили на Небеса и оставили мирское позади.

Фрагмент золотой детали, Небольшая галерея дворца Шёнбрунн в Вене. \ Фото: pinterest.com.

Эта преданность деталям видна повсюду: на стенах, украшенных красивыми деревянными, мраморными и каменными скульптурами, на потолке, часто сводчатом, арочном и расписном, а также в небольших украшениях. В архитектуре барокко используются все доступные материалы. Художники и архитекторы использовали материалы как можно более подходящим образом в том смысле, что они применяли дерево для очень сложных конструкций, камень для элементов, которые должны были быть долговечными, и мрамор для самых дорогих изделий. Поскольку теперь здания рассматриваются архитекторами как единая и целостная масса, украшения сыграли решающую роль в объединении различных частей здания. Архитектурные скульптуры, растительные и декоративные мотивы становятся важнейшими элементами, помогающими взгляду зрителя перемещаться от пола к стенам и вверх к потолку, не воспринимая их как отделенные друг от друга.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как итальянский скульптор XVII века превращал мрамор в кружева: Джулиано Финелли >>

Иллюзия


Зеркальная галерея, дворец Шёнбрунн в Вене. \ Фото: twitter.com.

Величие — это универсальное слово, которое может описать любое здание в стиле барокко, что подводит к ещё одной ключевой особенности: иллюзии. Чтобы принести божественное в свой дворец или церковь, нужно иметь достаточно средств, чтобы покрыть самые дорогие материалы. Однако не все могли покрыть дорогостоящие расходы на строительство величественных памятников в стиле барокко. Именно здесь в игру вступила иллюзия: это была функция, которая могла сократить некоторые расходы и, таким образом, сделать строительство несколько более экономичным. Есть причина, по которой барокко в шутку считается среди искусствоведов чем-то вроде китча.

Мрамор, золото, серебро, жемчуг и так далее были дорогими материалами, которые не всегда можно было позволить себе вложить в здание. Архитектура в стиле барокко очень изобретательна, поскольку использует иллюзию, чтобы создать впечатление дорогих материалов. Например, у главного алтаря церкви в стиле барокко, скорее всего, будет набор величественных колонн. При ближайшем рассмотрении зритель подумает, что они сделаны из мрамора, но на самом деле колонны были сделаны из дерева и закрашены, чтобы создать визуальную иллюзию мрамора. Это было сделано так искусно, что зрителя легко и довольно часто обманывали. Элементы декора были выкрашены в золотой цвет, чтобы придать вид настоящего золота, потолки были расписаны рамами, которые создавали впечатление подлинных трехмерных рам, и так далее. Барокко играло со зрением и чувствами.

Техника тромплёй


Техника тромплёй. \ Фото: metmuseum.org.

Техника тромплёй была продолжением увлечения перспективой эпохи Возрождения. Овладевая перспективой и развивая её в полной мере, художники могли бы раскрыть новые методы создания иллюзий. Значение самой техники переводится как «обмануть глаз». Человеческие фигуры, изображённые в сцене с использованием техники тромплёй, создадут ощущение, что они выходят из своей картины. Картина, вываленная в такой технике — это тип картины, которая изображает объект и заставляет зрителя захотеть прикоснуться к нему, чтобы увидеть, настоящий ли он. В сочетании с высоким интересом к подобию жизни, движение в стиле барокко использовало расписные украшения, чтобы превратить здания в открытые пространства, достигающие небес.

Свет


Серебряный алтарь в стиле барокко, Брно. \ Фото: adaclinik.com.

В театре свет играет важную роль. Это может указывать зрителю, является ли обстановка радостной или зловещей, в зависимости от того, как она установлена. Архитектура в стиле барокко не делала исключений, поскольку стиль был нацелен на драматическое воплощение во всех своих видах искусства. Как получить драматический характер, если не с помощью манипуляций со светом?

Но как можно направить свет в здание? В конце концов, свет — это не статичная картина и не скульптура. Это может быть сделано путём сопоставления сильных выступов, которые дополняются резкими и глубокими углублениями. Другой способ сделать это — разбить поверхность, сделав её неровной. Основными архитектурными элементами, которые помогли в этом, были небольшие резные украшения, которые скрывали в своей резьбе как свет, так и тень, издалека создавая ощущение движения. Другим способом выполнения манипуляций со светом было простое сочетание различных материалов, которые создавали бы разрыв поверхности. Каждый материал по-разному воспринимает свет и тень. Поэтому, используя множество материалов, архитектор смог создать игру света и тени с высокой контрастностью, как на картине Караваджо.

Высшее мастерство


Дизайн потолка в стиле барокко с центральной панелью в стиле тромплёй, XIX век. \ Фото: artvee.com.

Во многих отношениях архитектура в стиле барокко является кульминацией всех существующих стилей вплоть до своего рождения. Вот почему можно сказать, что это подразумевает проявление высшего мастерства. Быть мастером эпохи барокко означает усвоить все уроки древнего, средневекового и ренессансного искусства, чтобы создать нечто, что коренится в их практике, но превосходит их результаты. С эстетической точки зрения трудно спорить, какой стиль более приятен. В конце концов, это зависит от зрителя. Тем не менее, архитектура в стиле барокко предлагает визуальное волнение и удивление.

Если слов недостаточно, чтобы убедить, то это сделают сами произведения искусства. Достаточно взглянуть на работы Бернини, как в архитектуре, так и в скульптуре, чтобы понять, что значит истинное мастерство. Художник в стиле барокко может использовать материалы в полной мере, становясь настоящим мастером техники. Художественные произведения этого периода заставляют задуматься, действительно ли что-то сделано из камня или на самом деле живое.

Читайте также о том, какие тайны хранят самые загадочные колонны в мире, почему их прозвали «чумными» и что же из себя представляет памятник барочной архитектуры с мрачным смыслом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Стиль «Барокко» в интерьере — особенности стиля, правила оформления: фото стиля Барокко

Особенности стиля Барокко

Стиль Барокко или дворцовый стиль в архитектуре является одним из наиболее известных и хорошо сформировавшихся. В интерьере он призван подчеркивать стиль и хороший вкус владельца дома. С итальянского языка Барокко переводится как «вычурный» или «причудливый», что полностью соответствует его описанию. Наиболее выраженные черты стиля — масштабность и некая театральность.

Зарождение и расцвет Барокко в интерьере припал на правление короля Франции Людовика XIV. Он с энтузиазмом воспринял новые веяния искусства из Италии и начал их использовать в своих дворцах. Так стиль приобрел королевские шик и размах, которые присущие ему и в современных интерпретациях.

Изначально Барокко характеризовал европейскую культуру XVII-XVIII веков, включая моду, художественные направления, литературу, скульптуру и архитектуру. Именно поэтому в интерьере данный стиль принято подчеркивать:картинами и репродукциями известных художников той эпохи;

  • характерной росписью стен;
  • колоннами, статуями;
  • объемной лепниной с позолотой.

Стиль Барокко в интерьере нарядный, но довольно сложный в исполнении. Его легко узнать по плавным линиям фактур, изобилию дорогих материалов и декора. Чтобы роскошь выглядела уместно, все элементы интерьера должна объединять единая стилизация. Так, например, в комнате на всех стенах одинаковая роспись, а мебель — из одной породы дерева.

Несмотря на то, что изначальный принцип симметрии и ограничения цветов в создании интерьера со временем потерял свою актуальность, дизайнеры рекомендуют не использовать в пределах одного зала слишком противоположные материалы (например, дерево и пластик).

Характеристика стиля Барокко заключается в выражении его основных принципов:

  1. Большое пространство. Чтобы в полной мере реализовать стилистическую задумку, требуется большая площадь комнаты, высокие потолки и большие окна.
  2. Цветовая палитра. Классический вариант Барокко — оформление в бело-золотом цвете. Именно это сочетание по мнению аристократов того времени считалось наиболее достойным и подходящим для знатных персон.
  3. Фрески. Роспись потолка и стен с образами из литературы или религии считается пиком совершенства в Барокко. Такую роскошь в XVIII веке могли себе позволить лишь короли, поэтому фрески заслуженно считаются одним из главных признаков богатства и статусности.
  4. Дорогая мебель. В данном стиле кровати, диваны, пуфы, столы, стулья и шкафы играют основополагающую роль. Каждый предмет мебели — это произведение искусства талантливых мастеров. Выбирают благородные породы древесины, а украшают изделия художественной резьбой, мозаикой, золочением и дорогим текстилем.
  5. Декорации — предметы искусства той эпохи. Для Барокко характерно украшение комнат не только картинами знаменитых художников, но и скульптурами, гобеленами и зеркалами с декоративными обрамлением ручной работы.

Для стиля важно наличие хорошего освещения. С его помощью удается добиться плавных переходов между цветами, а также подчеркнуть богатый блеск позолоченных элементов и полированного дерева. Для этого традиционно используют многоярусные хрустальные люстры. Если освещения недостаточно, можно размещать настенные светильники из того же материала.


Цветовая гамма

Наиболее узнаваемые цвета стиля Барокко — белый и золотой. Их сочетание подчеркивает монументальность и богатство интерьера. Белый можно заменять другими пастельными цветами, например, песочным, кремовым, бежевым, персиковым. Обычно именно эти оттенки являются основными в дизайне и покрывают большую часть стен и потолка. В современных интерьерах для акцентирования деталей все чаще используют кроме золотого благородные и глубокие оттенки:

  • красного;
  • синего;
  • коричневого;
  • шоколадного;
  • темно-зеленого.

«Контраст позволяет подчеркнуть стиль Барокко в интерьере. Выигрышно будет смотреться винный и белый, темно-шоколадный и бежевый, темно-коричневый и персиковый цвет.»

Насыщенные оттенки применяют для оформления стен, пола и потолка. Так, например, на полу из темного паркета будет хорошо смотреться светлый ковер с рисунком или узорами. Главное условие успешного использования ярких цветов — не более одного-двух оттенков в пределах одной комнаты. Буйство красок в Барокко недопустимо. Всевозможные витиеватые узоры, лепнину, ручки на мебели лучше украшать золотым цветом. Это сделает интерьер более нарядным и отвлечет от ярких оттенков, если они получились в изобилии.


Оформление и отделка

Базовыми поверхностями в любом помещении являются пол, стены и потолок. В Барокко ни одна из них не остается без тщательной проработки. Традиционно для пола используют благородные натуральные материалы — полированный гранит, мрамор, лакированную паркетную доску с художественной укладкой. Сегодня строительный рынок позволяет использовать более бюджетные материалы, например, ламинат под дерево или плитку под натуральный камень.

Потолок принято украшать росписью, лепниной, фресками. Последний вариант считается наиболее подходящим для Барокко в интерьере, поскольку лучше всего характеризует его как богатый и роскошный стиль. Распространенными формами потолка являются:

  • сфера;
  • свод;
  • прямоугольник.

«Отличительными чертами потолков в стиле Барокко являются: витиеватые мотивы, лепнина,сакральная живопись и дополнительное декорирование люстр.»

Каждый сантиметр стен в Барокко прорабатывают с особым вниманием. Здесь важную роль играет подбор цвета, фактуры и декораций. Стены в данном стиле никогда не оформляют краской одного цвета. Приветствуется использование материалов нескольких видов и их гармоничное сочетание.

Уникальное декорирование стен отличает дизайн в стиле Барокко. Для этого используют зеркальные панели, фрески, лепнину, ручную роспись, вставки из мрамора или его имитацию, колонны. В современных интерьерах, где пространства не всегда достаточно, дизайнеры рекомендуют разделять пространство стен на зоны и оформлять их особым образом.

В этом помогают инновационные настенные декоративные покрытия, которые имитируют текстиль, мрамор, гранит, позволяют легко и быстро создавать объемное декорирование. Итальянский производитель San Marco разрабатывает безопасные и экологичные материалы для самых разных дизайнов интерьеров. В работе над стилем Барокко могут помочь:

  • Cavenier — текстурная воздушная краска с очень мягкой палитрой цветов, поможет придать стенам легкость и индивидуальность.
  • Decori Classici — декоративная краска для создания дворцового стиля с элементами индивидуальности. Нерастворимые флоколы в ее составе делают процесс нанесения легким, а результат — с эффектом ажурной вязи.
  • Classic — венецианская матовая штукатурка с многослойной структурой идеально вписывается в интерьер Барокко.
    Она является отличным фоном для объемного декора, поскольку способна выгодно оттенять его.
  • Marmorino Classico — фактурная штукатурка, которая удачно имитирует мрамор и может стать отличным элементом декора на стенах в стиле Барокко.
  • Marcopolo Luxury — декоративная краска с песком, особенно выигрышно будет смотреться золотая и алюминиевая базы.
  • Unimarc Hobby — декоративная краска, которая поможет придать лепнине неповторимый золотой оттенок.

Выбирая фактурную штукатурку для стен стоит учитывать особенности помещения. Так, для влажных помещений лучше подойдут материалы на акриловой основе.

Базовым цветом для оформления стен традиционно является белый. Для создания более мягкой обстановки используют пастельные оттенки — кремовый, бежевый, песочный.


Мебель в стиле Барокко

Именно в эпоху итальянского Барокко появилось определение мебельного гарнитура. Для дворцового интерьера его изготавливали вручную талантливые мастера. Отличительной чертой мебели является художественная резьба и большое количество завитков. Классическим материалом является красное дерево. После художественной обработки его полируют и покрывают золотой краской или прозрачным лаком. Приветствуется также роспись и мозаика в качестве декорирования.

Стиль Барокко также характеризует дорогой текстиль. Именно поэтому мебель украшают шелком или бархатом. Цветовая палитра обивки должна совпадать с декором на стенах и потолке. Интерьер в данном стиле не обходится и без больших зеркал. Обычно их помещают в массивные декоративные рамы, оформленные в той же тематике, что и мебель в комнате.

Фотографии стиля Барокко

V&A · Стиль барокко

Барокко — это очень богато украшенный и сложный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17-м и первой половине 18-го века. Возникнув в Италии, его влияние быстро распространилось по Европе, и он стал первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.

Определяющей характеристикой стиля барокко было то, как визуальные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое сообщение или смысл.

Искусство и дизайн в стиле барокко напрямую обращались к чувствам зрителя, обращаясь как к эмоциям, так и к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, развивавшееся и используемое власть имущими — церковью, абсолютными правителями и аристократией — чтобы убеждать и впечатлять, быть богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, характерными для эпохи Возрождения, барокко известно своим движением и драматизмом.

Первый глобальный стиль

Влияние барокко распространилось из Италии и Франции на остальную Европу, а затем распространилось через европейские колониальные инициативы, торговлю и миссионерскую деятельность в Африку, Азию, Южную и Центральную Америку. Его глобальное распространение привело к тому, что китайские резчики работали в Индонезии, французские мастера по серебряным изделиям в Швеции и итальянские специалисты по твердому камню во Франции. Скульптура была отправлена ​​​​с Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как изготовленные в Лондоне стулья разошлись по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были желанны и имитированы модным обществом по всей Европе. Однако как стиль барокко также менялся по мере того, как он пересекал мир, адаптируясь к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.

Гравюра по И Лантаю, 1781–1786 гг., Китай. Музей №. 29452:9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В Китае европейские павильоны были величайшим выражением интереса цинских правителей к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юань или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна. Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были основаны на моделях в стиле барокко и включали величественные фонтаны и статуи. В 1780-х годах был заказан комплект гравюр на меди с изображением европейских павильонов. Этот альбом, копия которого находится в нашей коллекции, представляет собой важную визуальную запись павильонов, разрушенных английскими и французскими войсками в 1860 г.

Ощущение драмы

Важной особенностью искусства и дизайна барокко является использование человеческих фигур. Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму, чтобы передать определенные сообщения и вызвать эмоции у зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто их остановили посреди действия. Выражение лица, поза, жесты и драпировка использовались для добавления драматических деталей.

Бюст короля Англии Карла II из нашей коллекции прекрасно отражает драматизм портретной живописи в стиле барокко. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута набок, а замысловатый парик каскадом ниспадает на его кружевной галстук и вздымающуюся драпировку. Такие грандиозные изображения монархов и могущественных аристократов в стиле барокко были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии, но Карл провел большую часть своей юности в континентальной Европе и предпочитал европейских художников. Бюст соответствует традиции ярких и внушительных портретов монархов и недвусмысленно подтверждал бы статус короля.

Портретный бюст Карла II, Оноре Пелле, 1684 г., Италия. Музей №. 239-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Производительность архитектуры

здания в стиле барокко также были динамичными и драматичными, как используя правила классической архитектуры, так и нарушая их. Внутри архитектура перекликалась с театральными приемами: расписные потолки делали комнаты открытыми к небу, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.

Опять же, дизайн был использован для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности барокко можно найти в проекте Джанлоренцо Бернини (1598–1680) для площади Святого Петра. Его величественные, внушительные изогнутые колоннады, центрированные на обелиске, используются как для того, чтобы ошеломить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.

Архитектура барокко также повлияла на облик общественных пространств города. Народные праздники играли важную роль в политической жизни страны. Обычно такие мероприятия происходили на открытом воздухе и представляли собой искусно оформленные зрелища. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, были фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в изысканных и дорогих костюмах.

Внушительная архитектура также использовалась для укрепления власти абсолютных правителей, например, в Версальском дворце во Франции – наиболее имитируемом здании 17 века. В 1717 году шведский архитектор Никодим Тессин Младший составил «трактат об украшении интерьеров всех видов королевских резиденций и других выдающихся мест как в городе, так и в деревне», основываясь на своих путевых заметках. Одним из самых дорогих недавних нововведений, которые он зафиксировал, было наличие таких больших зеркал, что они покрывали всю стену. Он также отметил использование стекла над дымоходом в Королевской камере в Версале.

Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. W.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Чудесные материалы

Увлечение физическими материалами занимало центральное место в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах, наряду с естественноисторическими памятниками, научными приборами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в период барокко зарождение современной науки и открытие мира за пределами Европы вызвало все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов. Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии, вошли в моду и стали копироваться в Европе. Также были разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона из разного цвета древесины на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и перенятые у них в других местах.

Значение, придаваемое таким материалам, можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Изготовленный между 1630 и 1650 годами в Китае, первоначально как кувшин для кистей для письма, позже в Лондоне к нему добавили экстравагантные позолоченные серебряные оправы, которые превратили кувшин для кистей в роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышкой.

Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хоузер, 1660-70, Англия. Музей №. М.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Барочный орнамент

Изображения мира природы, а также мотивы, заимствованные из форм человека и животных, были популярными декоративными элементами. Наиболее распространенной формой барочного цветочного декора был бегущий свиток, часто сочетавшийся с акантом – стилизованным вариантом настоящего одноименного растения. Кружка конца XVII века из нашей коллекции украшена роскошным цветочным орнаментом. Листья цветов превратились в спиральную листву, а сами цветы имеют полосатые лепестки, которые, вероятно, представляют собой тюльпан, еще один ключевой мотив искусства барокко.

Кружка с колышком, производитель неизвестен, около 1690 г., вероятно, Дания. Музей №. КРЕДИТ: ГИЛБЕРТ.603-2008. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Аурикулярный стиль, в котором использовались мягкие, мясистые абстрактные формы, также возник в начале 17 века, создавая неоднозначный, наводящий на размышления и причудливый эффект. На самом деле, термин «барокко» был более поздним изобретением — «причудливый» было одним из слов, используемых в то время для стиля, который мы сегодня ассоциируем с барокко.

Театр

В театре ставились великолепные драматические, балетные и оперные постановки – новый вид искусства того времени. Эти спектакли с богато украшенными костюмами, сложными декорациями и оригинальными механизмами вызывали удивление и трепет. Театр пользовался популярностью как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (годы правления 1643–1715), опера « Атис » была настолько любима королем, что стала известна как «Королевская опера». В нашу коллекцию входит рисунок пером и тушью костюма персонажа Геркулеса в Атис . Он показан в балетной позе, в костюме в римском стиле, его можно узнать по дубине и львиной шкуре.

Эскиз костюма, Жан Берен Старший, 1676 год, Франция. Музей №. С.1108-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон Театр

также сыграл свою роль в борьбе за власть между европейскими дворами. Правители соперничали, чтобы превзойти друг друга в великолепии своих произведений. Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, который использовался для контроля над дворянством и выражения его власти и великолепия. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение как доказательство придворной, гражданской или технической власти. Возникшие в результате новые здания по всей Европе создали театр в том виде, в каком мы его знаем сегодня.

Однако к середине 18 века стиль барокко казался все более несоответствующим настроениям того времени, в котором все большее внимание уделялось разуму и научным исследованиям. Барокко критиковали как «аморальный» стиль, а искусство и дизайн отказались от использования эмоций, драмы и иллюзии, вернувшись к более простому стилю, вдохновленному классической древностью. Только в конце 19 века стиль снова стал подвергаться критической переоценке.

Фоновое изображение: Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. В.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,

.

Что такое дизайн в стиле барокко?

Барочный дизайн интерьера относится к стилю декора, который использовался в период барокко в архитектуре, искусстве и дизайне в 17-м и первой половине 18-го века.

Что такое дизайн в стиле барокко?

Барокко в интерьере — стиль декора стиля барокко периода архитектуры, искусства и дизайна, сложившийся в 17 и первой половине 18 века в Италии и Франции.

Этот экстравагантный стиль включал в себя многослойные, формальные, богато украшенные интерьеры, включающие такие элементы, как бронзовые скульптуры; замысловатые гобелены; скульптурные деревянные зеркала, молдинги и панели; искусно расписанные потолки; хрустальные люстры; и все позолотил.

Зеркальный зал, Версальский дворец

VCG Уилсон / Корбис / Getty Images

История дизайна в стиле барокко

Движение барокко зародилось в Италии около 1600 года. Затем оно распространилось во Франции, по всей Европе и по всему миру. Барокко был первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.

Дизайн интерьера в стиле барокко является частью более крупного движения изобразительного искусства в стиле барокко, которое охватывает архитектуру, искусство, дизайн мебели, предметы и многое другое, при этом дизайн интерьера, архитектура и искусство работают вместе, чтобы создать единое визуальное представление.

Стиль барокко был эстетическим упражнением и чувственной демонстрацией силы — например, очень декоративные церкви и соборы, которые католическая церковь в Италии построила, чтобы усилить свое господство. Во Франции Людовик XIV использовал вариант стиля барокко, смешанный с французским классицизмом, как своего рода брендинг власти монархии. Его дизайнер интерьеров Шарль Лебрен взял пример со вкуса Короля-Солнца ко всему позолоченному и желания продемонстрировать свою огромную силу, что привело к созданию Версальского дворца, памятника стиля барокко, который сияет и сегодня.

Замок Гуарен, Пьемонт, Италия

Дарио Эгиди / Getty Images

Хотя стиль барокко впервые появился в Италии, его кульминацией стало рококо (также известное как поздний барокко или стиль рокайль), которое развилось в Париже 18-го века. Богато украшенный, чрезмерный стиль рококо был упреком строгим границам архитектуры французского барокко и строгим представлениям короля Людовика XIV о том, что составляет искусство.

Барокко вышло из моды в середине 18 века, но признание этого стиля возродилось в 19 веке.век. В 20-м веке известный дизайнер интерьеров Дороти Дрейпер изобрела популярный стиль, известный как современное барокко, который был смелым взглядом на классику, в которой использовались элементы блесток, яркие цвета и обновленный взгляд на детали рококо, который стал широко известен как голливудское регентство. . В 21 веке мини-возрождения современного барокко с такими прозвищами, как «Современный романтик», продолжают приходить и уходить, даже если сегодня только самые эксцентричные современные интерьеры будут полностью выполнены в стиле барокко.

Хольгер Леуэ / Getty Images

Ключевые характеристики дизайна в стиле барокко

  • Стиль барокко отличается пышностью, роскошью, высокой декоративностью и театральностью, драматическим характером и неоспоримым чувством величия
  • Этот эстетический стиль был разработан, чтобы воздействовать на чувства в порядке вызвать повышенный эмоциональный отклик
  • Общий стиль характеризуется непримиримым использованием блесток, от сверкающих хрустальных люстр до зеркал с искусной резьбой, от монументальной мебели и предметов декора, до позолоченной отделки всего, от мебели до предметов и стен
  • Стиль французского барокко может показаться буйством деталей и декоративных элементов, но его отличает основной акцент на симметрию и элегантность, вдохновленные французским классицизмом

Андреас фон Эйнзидель / Getty Images

  • Использование изысканных материалов и техник, таких как фарфор, лак и маркетри по дереву
  • В интерьерах в стиле барокко часто используются эффектные расписные потолки, которые часто предназначены для создания иллюзорного эффекта открытого неба
  • Использование резных молдингов и декоративных деталей, таких как стилизованные природные мотивы, такие как листья, цветы, херувимы, фигуры людей и животных
  • Формы и формы часто изогнуты и спиралевидны для создания ощущения движения, например, завитки листвы
Современный барочный светильник Bourgie от Kartell

Картелл

Советы по декорированию в стиле модерн в стиле барокко

Стиль барокко может показаться несовместимым с современным декором, но он по-прежнему оказывает влияние как на современных дизайнеров интерьера, так и на декораторов дома, которые часто придерживаются минималистского подхода барокко к включению стиля дизайна интерьера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *