Что сделал вещий олег для руси: Недопустимое название — Русский эксперт

История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.)

Всё о князе Олеге.

Князь Олег. Гравюра неизвестного художника.

Внутренняя политика. Даты.

Создание и укрепление государства Киевская Русь.

  • 882г. — поход на Киев, убийство правящих там князей Дира и Аскольда, объединение Киева и Новгорода, создание единого государства – Киевская Русь. «Да будет Киев матерью городов русских».
  • Объединение восточных племён. Подчинил племена  славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
  • Из-за контроля над северянами и радимичами вступил в конфликт с Хазарией и одержал победу, сохранив эти племена под влиянием Руси.
  • Принятие титула великого князя, признание его верховной власти остальными племенными князьями.
  • Киев стал центром Руси, через него проходили важнейшие торговые пути.
  • Собирал дань – полюдье, установил по всей территории общие налоги.
  • В города посадил своих посадников.
  • Вокруг Киева построил новые укрепления.
  • Обеспечивал безопасность южных границ, строил там города. «Нача города строити».

 

Внешняя политика.

Защита Киевской Руси от набегов соседей.

Урегулирование отношений с варягами, выплата им 300 гривен, после чего те перестали вмешиваться во внутренние дела Руси.

 Урегулирование отношений с венграми, создание русско-венгерского союза, направленного, в первую очередь, против Византии.

 Вел успешную борьбу с хазарами. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей. («Не дайте хазарам, а мне дайте.») Прекратил зависимость славян от хазар.

907 г., 911г. – возглавил два похода на   Византию, одержал победу (прикрепил «щит на вратах Царьграда»), Византия вынуждена платить дань Руси и предоставить льготы для русских купцов (беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получали месячину — месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).

 

Значение правления Олеге.

  • Основатель государства по антинорманнской теории
  • Придал княжеской власти авторитет и престиж.
  • Объединил земли славян вдоль пути «из варяг в греки».
  • Сделал Киев столицей.
  • Подчинил ряд племён (древлян, славян, радимичей и др.)
  • Упрочил внешнеполитическое положение государства.
  • Совершал успешные походы на Византию
  • Подписал ПЕРВЫЙ международный договор.
  • Создал благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.
  • Упрочил внешнеполитическое положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

 

 ТЕРМИНЫ.

Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество— сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в. Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована  в  Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь — первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе , участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым — единица налогообложения с двора.

Закупы — крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества — глава княжества. Старший назывался великим, остальные — удельными.

Летописи — исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк — ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий — с крестьян.

Вервь- мир — община.

Переложное земледелие— способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие— выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» — водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов,  Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря , затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя ( вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи – смерды (крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор( ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды — свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел — доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм — ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству .Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки (барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары — кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы — феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория — государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже — широкий круг феодально-зависимых людей.

 

 

ЛИЧНОСТИ.

Кий, Щек, Хорив, Лыбедь – легендарные три брата и сестра, которые, по преданию, основали город Киев и назвали его в честь старшего брата.

Аскольд и Дир— легендарные князья, которые в конце IX века правили в Киеве. Были дружинниками Рюрика, отправленными им в поход на Царьград. Но они обосновались в Киеве. Подчинив полян, стали там править. В 860- они совершили первый поход на Византию (по другим источникам- в 866 г.) Были убиты Олегом в 882 г.

Лев VI Философ  — император Византии (886-912). Это был человек незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» — сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» — 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов — «Василики». 

Именно при Льве VI Византия заключила в 907 и 911 г. союз с Киевской Русью, договоры  о мире и торговле. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов — войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.

 

 Это интересно.

Из биографии князя Олега.

  • Олег — Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Одна из точек зрения: Вещий Олег родился в 850 году на территории Западной Норвегии. Мальчик вырос в богатой семье бондов, и назван Оддом, затем получил прозвище Орвар: «Стрела». Его сестра Ефанда впоследствии вышла замуж за правителя варягов Рюрика. Благодаря этому Олег стал его главным полководцем. Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 годами.
  • Его называли Вещим, т.е. знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав «матерью городов русских».
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Его войско плыло на 2000 ладей по 40 воинов в каждой, а по берегу шла еще и конница. Византийский император приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
  • Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать. Кроме торговли, греки нанимали русских воинов к себе на службу. Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше славян обращались в православную веру, но сам князь так и не принял христианство.
  • Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется «Песнь о вещем Олеге».

 

КАРТЫ.

Образование Руси.

Поход Олега на Византию. 907 г.

 

Князь Олег в искусстве — ЗДЕСЬ.

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Вещий Олег — летопись, князь, конь, Царьград, правление, история, походы, смерть, прозвище, могила

Содержание

  • Версии происхождения
  • Личные качества
  • Преемник Рюрика
  • Киев
  • Сражения с венграми
  • Внутренняя политика
  • Хазары
  • Царьград
  • Имя и прозвище
  • Неизвестная личная жизнь
  • Княгиня Ольга
  • Письменность
  • Смерть
  • Побег за моря
  • В памяти и культуре

Вещий Олег — наиболее загадочный правитель за всю историю Киевской Руси. Большинство людей слышали это имя с детства благодаря «Песни о Вещем Олеге» Александра Пушкина. При этом мало кому известны подробности жизни этого человека.

Версии происхождения

О рождении Вещего Олега сохраняется несколько гипотез. Однако никто не в силах с уверенностью сказать, какая из них достоверна. Наиболее распространены версии, описанные в «Повести временных лет» и на страницах Новгородской летописи.

О родителях не известно вообще ничего. В «Повести временных лет» сказано, что Олег — соплеменник Рюрика, но кто конкретно — непонятно. Склоняются, что он приходился тому шурином, то есть родным братом его жены Ефанды. Также не исключено, что он просто был при этом правителе воеводой.

В скандинавских сагах полумифического толка рассказывается о некоем Одде Орваре. Якобы жил такой известный князь в Скандинавии. Вероятно, речь как раз идет о том человеке, который в российской историографии называется Олегом. Однако большинство исследователей биографии его личности считают скандинавскую теорию несостоятельной. Собственно, так же скептически они относятся и к легенде о скандинаве Рюрике, пришедшем править неразумными русичами, которые до этого только и умели жить в лесу и молиться колесу.

Личные качества

Скорее всего, истина о происхождении Олега так навсегда и останется тайной. Впрочем, не только эта сторона его жизни окутана мифами. О личных качествах князя современные люди тоже могут судить исключительно по скудной характеристике из летописей. При этом не стоит забывать, что последние в течение сотен лет подвергались многочисленным правкам, перепискам, добавлениям и вымарываниям в угоду каждой новой действующей власти.

Так или иначе, в этих письменах Вещий Олег предстает как смелый правитель, который никогда не боялся столкнуться с недругами, талантливый полководец, неоднократно одержавший победы над врагами.

А еще портрет князя сложился благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Будучи главным героем баллады, он кажется напористым, отважным, расчетливым лидером. Перед читателем предстает классический образ истинного русского правителя, за которым народ готов идти куда угодно без тени сомнений.

Преемник Рюрика

Если отталкиваться от распространенной версии, Вещий Олег стал первым князем после Рюрика, преемником пришлого варяга. В «Повести временных лет» написано, что его правление продлилось с 879 по 912 год.

Когда Рюрик уже умирал, его место должен был занять сын Игорь. Но тот еще был малолетним, поэтому Рюрик назначил при нем регентом Олега.

Если Рюрик сидел в Новгороде, то преемник Олег пошел гораздо дальше. В конце концов сумел объединить разрозненные земли в единую Древнюю Русь. Этот князь сделал для создания государства намного больше предшественника.

Киев

Летописцы приписывают именно Олегу слова о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских. В 882 году он собрал войско, с которым решился заняться расширением зоны влияния династии Рюриковичей на южном направлении.

Он отправился из Новгорода сначала в Смоленск и Любеч, сумел взять эти города и, оставив в них небольшие гарнизоны, пошел дальше. Олег добрался до Киева, где с помощью хитрости выманил узурпировавших власть Дира и Аскольда. Их убили, а город захватили.

Не всем историкам эта гипотеза расправы нравится. Часть исследователей убеждены, что Олег пришел не захватывать Киев, а откликнулся на просьбу города стать правителем. Так сложилось, поскольку Аскольд стал христианином, чем вызвал недовольство среди местных язычников. Пришлось вызывать князя-язычника, коим являлся Олег.

При Олеге Киев превратился в главную резиденцию Древнерусского государства. В него вошел ряд племен:

  • северяне;
  • поляне;
  • словене;
  • вятичи;
  • древляне;
  • кривичи;
  • радимичи;
  • тиверцы;
  • уличи.

В молодой стране вскоре сложилась первая система управления посредством распределения по территории местных князей и наместников.

Историки говорят, что в раннефеодальную эпоху стремление тех или иных династий расширить область влияния вполне характерно. Не стал исключением и Вещий Олег. Он пошел на Киев, чтобы завладеть благоприятными южными землями и взять под контроль Днепр — часть торгового пути «из варяг в греки».

Сражения с венграми

Очередной то ли факт, то ли миф из венгерской хроники сводится к тому, что Олегу пришлось повоевать и с венграми, пока те переселялись на европейские земли. Записи говорят, что венграм удалось разбить половецкие племена и взять Киев в осаду. Но неизвестно, пришел ли туда к этому моменту Олег.

Русские источники расходятся с венгерскими. В них указано, что венгры просто прошли мимо города. При этом важно понимать, что в последующие годы венгерский народ стал союзником великим киевским князьям.

Внутренняя политика

Став правителем в Киеве, Вещий Олег развивал политику, направленную на укрепление государства. В первую очередь он собрал и хорошо вооружил большое войско, в которое вошли наемники из объединенных племен.

Во времена правления князя появилось полюдье — так называлась новая форма сбора дани с племен. Вдобавок при нем зародились основы судебной и налоговой систем Древней Руси.

Не обходилось без народных волнений. Но недовольства и бунты отдельных славянских племен всякий раз подавляла крепкая Олегова дружина. Путем таких мер он сумел создать централизованное государство. Кстати, часть ученых приписывают эту заслугу Рюрику.

Хазары

Поскольку Олег — личность скорее легендарная, нежели историческая, сведения о нем чаще служат не основой для серьезных исследований, а поводом для споров. Ряд данных так и остаются неясными и противоречивыми. Например, история о мести хазарам. И снова приходится вспоминать Пушкина, ведь в большей степени благодаря его творчеству в народе закрепилось стойкое представление о вражде Руси и хазар.

Суть доминирующей гипотезы сводится к тому, что князь отправился с походом на хазар, чтобы освободить томящихся славян от непомерного хазарского ига. Однако так ли это было в действительности — неизвестно.

Он вполне мог создать мощное государство, которому по силам было бы потягаться с Хазарским каганатом. Вероятно, при таком раскладе мог иметь место и военный конфликт. В «Повести временных лет» найдены отголоски такого возможного столкновения: указано, как Олег отнял у хазар дань радимичей и северян. Столь дерзкий шаг мог бы послужить началом стычки, но достоверных сведений об этом нет.

Царьград

Легенда гласит, что во время Византийского похода Олег подошел к берегам Царьграда (сегодняшнего Стамбула). Но со стороны воды город захватить не вышло, поскольку залив перегородили железной цепью.

Мудрый князь придумал, как обхитрить врага. Он приказал поставить корабли на колеса и провести их к воротам по суше. У византийцев увиденная картина «плывущих» по земле судов вызвала ужас. Корабли приближались к городу, как осадные башни.

Исследователи считают, что, по сути, подобный метод перемещения флота не был для новгородцев в новинку — они часто по торговым путям переходили из реки в реку волоком. Но византийцы такое увидели впервые, вот и сочли это чем-то невероятным.

Поход привел к тому, что с Царьграда взяли обязательство выплачивать Киеву дань, а также Полоцку, Чернигову, Ростову и иным подвластным Олегу местам. И как раз тогда князь прибил собственный щит над городскими воротами.

Впрочем, нет уверенности, что этот поход вообще состоялся. Сомнения в событии 907 года основаны на том, что о нем не нашли упоминаний ни в одном из иностранных источников.

«Олег у костей коня», Виктор Васнецов / Фото: picryl.comЧитайте такжеТохтамыш — хан Золотой Орды и его походы: факты о деяниях потомка Чингисхана

Имя и прозвище

Олег — это языческое скандинавское имя, которое часто давали представителям русских княжеских родов. Оно оставалось популярным не только в языческую эпоху, но и после официальной даты крещения Руси.

Что касается обретения прозвища, об этом тоже рассказывает «Повесть временных лет». В летописи сказано, что народ прозвал Олега Вещим после Византийского похода. Греки увидели упомянутые выше корабли на колесах и, ошеломленные, отворили ворота князю. Горожане вынесли пришедшим отравленную пищу, но Олег отказался ее принимать. И тогда византийцы решили, что это сам святой Димитрий явился к ним. Так Олег стал Вещим.

В сегодняшнем русском языке это слово означает «предвидящий», а раньше значило «мудрый». Получается, так князя прозвали за способность предвидеть события во время военных походов, предрекать исходы битв. Якобы за счет этого дара он часто приводил войско к победам.

Сегодняшние исследователи сомневаются в этом утверждении. Считают, что князь не обладал экстрасенсорными способностями. Ему помогал острый ум, логика, умение заранее анализировать события и соотношение сил.

Неизвестная личная жизнь

О подробностях личной жизни князя Олега ничего толком не известно. Ученые не знают, кто его жена и была ли таковая. Также нет сведений о детях правителя. Вероятно, он имел и сразу несколько жен, что по устоям той эпохи считалось нормой. Тем более он часто находился в походах. А еще полигамия рассматривалась в те времена как повод для уважения среди воинов.

Возможно, он ни разу не вступил в официальный брак. Также отдельные исследования сводятся к тому, что и детей у него не рождалось. Однако в моравских источниках упоминается некий Варяг Олегович, предположительно, сын князя.

Княгиня Ольга

Еще одна любопытная история, связанная с жизнью Вещего Олега, касается его отношений с женщиной, первой принявшей на Руси православную веру.

В летописях нет ни единого вызывающего доверия упоминания того, как и где родилась княгиня Ольга. В Архангелогородском летописце указано, что к моменту вступления в брак с князем Игорем ей было только 10 лет. Отталкиваясь от этой информации, историки предполагают, что княгиня появилась на свет между 893 и 894 годами.

Иные исследователи полагают, что Ольга приходилась внучкой некоему старейшине из ильменских племен и дочерью Олегу. А если верить Иоакимовской летописи, то она принадлежала знатному роду Гостомыслов и звали ее изначально не Ольгой, а Прекрасой. Но Олег захотел увековечить собственное имя, поэтому переименовал невесту Игоря в Ольгу.

Письменность

Считается, что на Руси появилась настоящая письменность как раз в период княжения Вещего Олега. В «Повести временных лет» упоминаются братья Кирилл и Мефодий, которые около 860 года создали алфавит в Ладоге.

Так появилась старославянская азбука, а Олег принялся доступными способами развивать это новшество. Правитель принял ряд реформ революционного значения, среди прочего признал официальной первую версию той азбуки, на которой основан и сегодняшний русский алфавит.

Смерть

Неоднократно упомянутая здесь «Повесть временных лет» содержит массу фактов, в достоверности которых ученые сомневаются. Мало того, что эти письмена основаны на устных легендах и пересказах, так еще и сами являются более поздним списком, то есть копией романовской эпохи. Ряд мифов о жизни и славных подвигах Олега более нигде не упоминаются, чего нельзя сказать об истории его смерти.

Сегодня благодаря Пушкину о смерти князя Олега в народных массах знают больше, чем о его жизни. А основана «Песнь…» на ряде старинных документов.

На страницах произведения рассказано, как Олег узнал от волхвов, что ему суждено принять смерть от собственной лошади. Потом ему стало известно, что животное умерло. Тогда он пришел к останкам коня, уже не боясь, что пророчество сбудется. Но оно тут же и исполнилось — из побелевшего лошадиного черепа выползла ядовитая змея и укусила князя в ногу. Вскоре он умер.

Считается, что это случилось в 912 году. Тот же год называют и концом правления князя — получается, он оставался во главе Древней Руси в течение 33 лет.

Новгородская летопись говорит, что Олега похоронили рядом с Ладогой. Там, у сегодняшней Старой Ладоги, установлен камень на предполагаемом месте могилы русского правителя.

В норвежских сагах информация отличается. Там говорится, что герой, правивший на восточных землях, в старости вернулся назад в Скандинавию — и уже там его ужалила змея. После чего по местной традиции тело сожгли.

Могила Вещего Олега в Старой Ладоге / Фото: wikimedia.org

Побег за моря

Очередная легенда гласит, что в 912 году Вещий Олег не погиб от змеиного укуса, а скрылся в заморских странах. Миф базируется на Кембриджском документе.

В записях указано, что он погиб только в 922 году по время похода против хазар, где его настигла смерть в бою бок о бок с остальным войском.

Читайте такжеБелое движение в России времен Гражданской войны и его забытые лидеры и участники

В памяти и культуре

Помимо Александра Сергеевича, о Вещем Олеге писали и иные литераторы. Например, Кондратий Рылеев или Борис Васильев. Также образ древнерусского героя представлен на картинах Виктора Васнецова или гравюрах Федора Бруни.

В кино образ князя впервые воплотил артист Николай Олялин в фильме 1983 года под названием «Легенда о княгине Ольге». Кроме того, в последующие годы на экраны выходили новые ленты, где появлялся этот персонаж. Их снимали не только в СССР и России, руку приложили и американцы, и датчане, и венгры.

В память о древнем предке, объединившем славянские племена, поставили несколько памятников. Таковые установлены сегодня в 3 странах мира: в России это Старая Ладога, в Швеции — город Норрчёпинг. Также монумент поставили в Любече и Переяславле-Хмельницком.

Вещий Олег — персона, которую можно считать великим сыном русских земель. Образ воителя и славного князя, вставшего на защиту родных территорий и близких племен, давно стал частью русской народной самоидентификации. Все-таки иногда лучше, чтобы мифы оставались неразвенчанными.

«Vikings» The Prophet (TV Episode 2019)

Photos20

Top cast

Katheryn Winnick

  • Lagertha

Alexander Ludwig

  • Bjorn Lothbrok

John Kavanagh

  • The Seer
  • (voice )

Алекс Хёг Андерсен

Марко Ильсё

  • Хвитсерк

Джордан Патрик Смит

Данила Козловский

  • Олег Новгородский0010

Adam Copeland

  • Kjetill Flatnose

Lenn Kudrjawizki

  • Prince Dir

Georgia Hirst

Ragga Ragnars

  • Gunnhild

Lucy Martin

  • Ingrid

Andrei Claude

  • Ганбаатар

Уилл Гуппи

  • Чемберлен

Оран Глинн О’Донован

Блейк Кубена

  • Принц Аскольд

Ryan Henson

Elodie Curry

    • Steve Saint Leger
    • Michael Hirst
  • All cast & crew
  • Production, box office & more at IMDbPro

Storyline

Did вы знаете

Отзывы пользователей12

Обзор

Популярный обзор

6/

10

Дьявол кроется в деталях

В целом сериал хорош, но в этом сезоне ввели рус. Такое разочарование. Князь Олег выглядит современным заносчивым чуваком в дизайнерской одежде. Русы в то время и на протяжении веков носили длинные бороды. Если не длинные бороды, то большие усы. Их волосы были светлого цвета тысячу лет назад и сейчас. Самым большим разочарованием было увидеть его воинов. Они похожи на турок в монгольском наряде. Русские воины имели европейские доспехи и шлемы, не носили черных одежд. Видеть это было смешно. Художники по костюмам и гриму не провели должного исследования. Еще кое-что. Когда Олег отравил брата, Аскольд закричал «Половцы», а не «Помогите!» как это было показано в субтитрах. Половцы были большим племенем кочевников, я полагаю, тюркского происхождения, которые разоряли территории Киевской Руси, хазар или кого они видели перед собой. Много раз они использовались русами для охраны. Аскольд звонил им в этом эпизоде. Значит, все убитые воины перед домом были половецкими наемниками.

Полезно • 3

3

  • FELIX-35958
  • Январь 16, 2021

Подробная информация

Технические спецификации

  • 43 минуты

.

отредактировать или добавить отсутствующее содержание

Пушкин – «Песнь о пророке Олеге» – Ясный сокол

Так как я только начинаю вести этот блог, я думаю, что я выгружу некоторые из переводов, которые я собрал на протяжении всей моей карьера в колледже, может быть, раз в несколько дней или около того, просто чтобы было весело! Темп со временем замедлится, когда у меня закончатся готовые переводы, но иногда забавно делать их на лету [так как тот, что был опубликован прошлой ночью, был переведен за пару часов, поэтому он ужасно читается после обзор] так что, возможно, я постараюсь не отставать.

Сегодня я хотел поделиться переводом, которым больше всего горжусь. Это произведение Пушкина «Песнь о пророке Олеге». Позвольте мне сказать вам, что обратиться к Пушкину за переводом было чертовски сложно, он один из величайших русских классиков, и я уверен, что почти все знают. Моим первоначальным намерением было просто попытаться положить русскую поэму на музыку и на этом остановиться. Однако, проведя довольно фундаментальное исследование, я обнаружил, что существует только один (!) жизнеспособный перевод этого произведения, и этот перевод был абсолютно нечитаемым и ужасным. Я действительно следовал методу Набокова при переводе этого (придерживаться смысла, нарушать рифму и ритм, набрасывать кучу сносок), что меня немало удивило, потому что при первом прочтении его теорий перевода я довольно скептически относился к ним. все, что он должен был сказать. Честно говоря, работа с Пушкиным, возможно, изменила мое мнение. Грамматика иногда несколько неудобна, потому что я хотел, чтобы произведение казалось немного устаревшим.

Эта Песня — произведение русского фольклора, лишь оформленное Пушкиным, существовавшее до его написания. Олег правил Киевской Русью примерно в 900-х годах и прославился своими военными подвигами, некоторые из которых упоминаются в тексте. Пушкинский оригинал — изящный текст, написанный в 1800-х годах в стиле старинных народных баллад.

В любом случае, я думаю, что наболтал достаточно. Наслаждайтесь чтением!

Песнь пророка Олега

Этот день пророк Олег готовит
Отомстить глупым хазарам*.
За их набеги он обрек
Их дома и поля на меч и огонь.
Со своими войсками, одетыми в византийские доспехи**,
Властелин скачет по полям на своем верном коне.

Навстречу ему, из тёмного леса,
Идёт блаженный мудрец,
Старик, что отвечает лишь Перуну***,
Вестник грядущего.
Его век прошел в молитвах и гаданиях.
И подъезжает Олег к мудрому старцу.

«Скажи мне, о мудрец, возлюбленный богами,
Что принесет мне будущее?
И неужели скоро, на радость врагам моим,
я буду засыпан землей?
Открой мне всю правду, чтобы не бояться меня:
В награду ты можешь выбрать любого коня.

«Волхви**** не боятся земных правителей,
И им не нужны господские дары.
Их пророческий язык свободен и правдив
И знаком с волей божественной.
Годы будущего скрыты в тумане
Но я вижу твою судьбу на твоей светлой голове.

«Теперь послушай моих слов:
Для воина слава — счастье;
Победа прославит ваше имя;
Твой щит висит на вратах Византии;
Земля и моря подчиняются твоей воле;
Твои враги завидуют такой прекрасной судьбе.

«И синего моря обманчивые приливы
В часы роковой непогоды,
И праща, и стрела, и хитрый кинжал
Простит победителю годы…
Под свирепыми доспехами ты не будешь знать ран;
Невидимый защитник дается могущественным.

«Твой конь не боится опасных поступков.
Он, почуяв волю своего господина,
Стоит на месте под дождем вражеских стрел,
И мчится по полю боя.
Ни холод, ни битва не имеют для него значения…
Но твоя смерть придет от твоего коня.

Олег ухмыляется — но лоб и взгляд
Отяжелены мрачными мыслями.
Молча, вцепившись рукой в ​​седло,
Он спешивается с мрачным лицом.
И прощальной рукой гладит
И гладит верного друга по шее.

«Прощай, мой спутник, мой верный слуга,
Пришло время нам расстаться;
Теперь отдыхай! Никогда больше ни одна нога не ступит
В твое золоченое стремя.
Прощай, утешайся — и помни обо мне.
Вы, ребята, возьмите моего коня,

«Накройте его одеялом, мягким пледом,
Веди его под вожжи на мое поле;
Искупать его; кормите его отборным зерном;
Пусть пьет родниковую воду.
И юноши тотчас ушли с конем,
И к лорду привели нового коня.

Пророк Олег пирует со своим войском
В окружении веселого звона чаш.
Их кудри белые, как утренний снег
На вершине холма.
Они вспоминают о днях давно минувших,
И битвах, которые они вместе вели.

«Где мой друг?» — спрашивает Олег,
. — Скажи, где мой резвый конь?
Он в порядке? Его шаги все еще легки?
Он по-прежнему такой же буйный, такой же игривый?»
Он слышит ответ: на крутом холме
Скакун давно погрузился в бессонный сон.

Могучий Олег голову повесил,
И думает: «Что за гадание?
Будь ты проклят, и будь проклята твоя судьба,
Ты, безумный старый лжец!
Мой конь носил бы меня до сих пор.
И он хочет видеть кости коня.

Так едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь† и гости старые,
И видят — на холме, на Днепровском берегу,
Как кости царские;
Дожди моют их, пыль покрывает их,
И ветер над ними качает траву.

Лорд нежно ступает на череп коня
И говорит: «Спи, мой одинокий друг!
Ваш старый хозяин пережил вас;
На моих поминках, которые не заставят себя долго ждать,
Ты не станешь пачкать траву под топором
И прольешь свою кровь на мои останки!

Так вот где моя кончина!
Простые кости угрожали мне смертью!»
Тем временем гробовая змея выползала,
Шипя, из мертвой головы.
Обвила его ногу черной лентой,
И вдруг вскрикивает укушенный лорд.

Чашки, пенящиеся, шипящие, разносятся по кругу
На поминках Олега;
Владыка Игорь и Ольга‡ сидят на холме;
Войска пируют на берегу;
Бойцы вспоминают дни давно минувшие,
И битвы, что вели вместе.

*Тюркское племя, занимавшее большую территорию на территории современной Юго-Восточной России и Украины. Во времена Олега они были значительно сильны с точки зрения торговли и военной доблести.

**Олег — исторический и легендарный персонаж русской литературы. Большая часть его легенды — это завоевание Византии, во время которого он также заслужил свою эпитафию «пророк». Легенда гласит, что по прибытии к воротам Византии Олегу приснился сон, в котором ему было велено приделать колеса к его армаде кораблей, и это решение позволило ему запугать город и заставить его сдаться.

***Перун — славянский бог грома и бури. Он также отвечает за славянских лордов и войны.

****Языческие жрецы славянской Руси, обладавшие даром предвидения

†Игорь был сыном Рюрика, первого правителя из династии Рюриковичей, которая правила Россией до 1598 года и сменила Романовых. Олег был регентом после смерти Рюрика, пока Игорь не достиг совершеннолетия, хотя исторические документы того времени признавали его официальным правителем, а не регентом.

‡Ольга – жена владыки Игоря, тоже известная историческая личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *