легенда средневековой Руси / Идеи и люди / Независимая газета
Тэги: юбилейные даты, александр невский, история, средневековая русь, государственность
Александр Невский давно стал олицетворением русских побед над врагами. 22 декабря под Петербургом, в местах, где князь отразил шведов, открыли скульптурную композицию «Молитва перед боем». Фото с сайта www.lenobl.ru
Общественно-политическая жизнь современной России сегодня хоть немного оживляется благодаря юбилейным датам. Проводятся посвященные им научные конференции, издаются новые книги, возводятся монументы. 2021 год стал годом памяти святого благоверного князя Александра Невского. Личности, которой можно гордиться. Перед которой можно преклоняться.
Год памяти святого благоверного князя Александра Невского, приуроченный к 800-летию со дня его рождения, стал поводом для проведения целого ряда научных конференций и выставок, особенно в рамках проекта Санкт-Петербургского института истории РАН «Александр Невский.
Наталья Кончаловская в стихотворной книге «Наша древняя столица» вкладывает в уста Александра Невского следующее объяснение выбора между Западом и Востоком:
Слушай! Слушай, добрый люд,
Слову князя внемли!
Хан Батый, жесток и лют,
Разоряет земли.
Губит нас проклятый враг,
Грабит нас безбожно,
Но от хана как-никак
Откупиться можно.
Дань заплатим. Спору нет,Стянем пояс туже.
Но ливонец – наш сосед,
Дело тут похуже!
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова, –
Доберутся до Твери, Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда
Русская землица!
Вот за сохранение в руках у русских всей собственной землицы и ее природных богатств и сражался на протяжении двух с лишним десятилетий своей короткой жизни благоверный князь.
Однако не стоит упрощать и сводить пути эволюции русской цивилизации в этот переломный период только лишь к проблеме выбора между Западом и Востоком, между католическим миром и Золотой Ордой. Александр Невский, будучи прагматичным правителем и ощущая колоссальное бремя ответственности, должен был думать буквально обо всем: и об источниках поступления доходов в великокняжескую казну от северной пушнины, и об усмирении амбиций новгородского боярства, и о прокладке новых дорог среди лесных чащ, и о противостоянии языческой Литве, и о церковных отношениях с Византией, и о торговле с итальянскими факториями Крыма.
Меня порой не просто поражают, а даже возмущают околонаучные стереотипы, сложившиеся вокруг фигуры одного из самых крупных государственных деятелей нашего государства, вроде публицистического клише «Был или не был Александр Невский предателем?». Сразу возникают вопросы к авторам таких броских, но далеких от подлинной науки вопросительных высказываний: что и кого же предавал святой князь? Себя? Нет! Русь? Нет! Кроме него самого, никто и никогда не узнает, как князь в действительности страдал. Как вынужден был унижаться перед ордынцами ради родной Русской земли, ради сохранения своей православной веры и своего народа. Посему хочу обратиться к публицистам-спекулянтам от истории: надо все-таки проявлять чувство историзма и исторического такта по отношению к национальным героям.
Вместе с тем последние выступления и публикации профессиональных исследователей из Воронежа, Москвы, Петербурга, других научных центров России свидетельствуют о возможности существенного расширения источниковой базы, прежде всего в сфере истории формирования и развития культа святого князя Александра Невского. Причем наиболее перспективными являются разработки проблемы на основе методики комплексного источниковедения. С привлечением и анализом как письменных, так и вещественных и иконографических источников. Остановлюсь на трех связанных с ним сюжетах.
Самые ранние иконы святого Александра Невского
Иконографический ряд второй половины XVI–XVII веков, отражающий начальный этап формирования культа святого благоверного князя Александра Невского, сохранился далеко не в целостном объеме. К XV–XVI столетиям относится изображение Александра Невского в группе сражающихся новгородцев в образе святого воина. Но первоначально благоверный князь, канонизированный в 1547 году, чаще всего изображался в монашеском облачении, а не в княжеском одеянии.
Серединой XVI века датируется икона-таблетка из новгородского Софийского собора «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский». Святой князь на ней держит в левой руке свиток с надписью «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».
Очень интересным представляется житийный образ «Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями» (конец XVI – начало XVII века) из Покровского собора «что на рву» (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы изображен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетым на голову. В двух рядах клейм представлены события жития и чудеса святого, в том числе незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. В таком же монашеском одеянии он показан и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Но на фреске конца XVI века Архангельского собора Кремля его изобразили уже в княжеском одеянии.
Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII веке. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением святого Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670–1680 годах в Строгановских мастерских.
Чтобы составить более полное представление о ранней иконографии святого Александра Невского, целесообразно просмотреть все сохранившиеся описи городов, соборов, приходских храмов, монастырей, царских резиденций, сделанные в XVII веке. Так, во время описи царского дворца подмосковного села Измайлово в 1687 году на чердаках обнаружили «три образа Александра Невского, образ Алексея Митрополита» и другие иконы. А вот образы князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора находились в деревянной церкви Святого Иоанна Предтечи, которая стояла в Ивановском приселке Измайлова. Просмотр опубликованных писцовых и переписных книг XVII века Костромы, Новгорода Великого, Старицы, Твери, Торжка пока не дал искомых результатов, но поиск письменных свидетельств об образах Александра Невского стоит продолжить, в том числе в архивных собраниях.
Более или менее широкое распространение культа благоверного князя Александра Невского началось в правление первых царей из династии Романовых и отразилось в иконописи чуть шире, чем ранее представлялось. Вместе с тем надо признать: в допетровскую эпоху благоверный князь не пользовался такой сильной популярностью, как в более поздний имперский период. На фресках нижнего яруса росписи столбов знаменитого храма Ильи Пророка в Ярославле из числа святых князей можно увидеть лишь Владимира Святого и ярославских Рюриковичей (Феодора с сыновьями Давидом и Константином, а также Василия и Константина).
Культ Александра Невского по степени распространения и внешнего выражения намного уступал почитанию не только святых князей Бориса и Глеба, но даже Михаила Черниговского и Михаила Тверского. И вот почему. Святые Борис, Глеб, Михаил Черниговский и Михаил Тверской были мучениками, а Александр Невский таковым не являлся. Первые четыре Рюриковича стали небесными защитниками-символами русского Средневековья, то есть допетровской эпохи, а князь-воитель, чьи мощи Петр Великий повелел перенести на берега Невы, – олицетворением мощи Российской империи.
В правление Александра II Освободителя
Екатерина Великая далеко не случайно дала своему старшему и самому любимому внуку имя Александр. Новый импульс в распространении культа святого князя Александра Невского был дан в правление не Александра I, а также тезоименитого ему российского императора Александра II Освободителя, избавившего крестьянство от крепостной неволи. С юных лет цесаревича Александра Николаевича приобщали к познанию истории и наставник Василий Жуковский, и сам Николай I, подаривший как-то сыну коллекцию российских исторических памятных медалей. Сохранились тетрадь по истории наследника престола и свидетельство об его ученической работе, посвященной Александру Невскому.
Император Александр II принимал деятельное участие не только в рассмотрении и утверждении исторических персонажей для увековечения на памятнике «Тысячелетие России», но и всячески содействовал сбору средств и его изготовлению. На этом монументе достойное место отведено Александру Невскому. При Александре II проводился сбор средств на сооружение храмов, посвященных святому Александру Невскому, в западных губерниях России, например в Игуменском уезде Минской губернии.
Ряд храмов, посвященных святому Александру Невскому, появился, начиная со второй половины XIX века, далеко за пределами России. Русский православный собор Святого Александра Невского на улице Дарю в Париже давно уже стал самым популярным конфессиональным и культурным центром россиян во Франции. Храм построен в русско-византийском стиле на общественные деньги. Изначально он задумывался как храм не только для русских, но для всех православных жителей Парижа. Среди жертвователей были православные разных национальностей (и русские, и французы, и болгары, и сербы) и занятий (военные, дипломаты, купцы, монахини), в том числе и жители России, и даже католики и протестанты. Сделал пожертвование и сам император Александр II. Для строительства храма пришлось приобрести участок земли. Автором проекта стал Р.И. Кузьмин, занимавшийся ранее возведением сооружений в Гатчине. Надзор над строительством собора поручили архитектору И.В. Штрому, известному по проекту Владимирского собора в Киеве. Строительство собора началось в 1859 году, а его освящение состоялось 11 сентября 1861 года. Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896), внук А.Н. Радищева, будучи морским офицером, увлекся живописью, окончил в 1853 году Академию художеств, путешествовал по странам Западной Европы и Востока. Проживая последние годы жизни в Париже, на бульваре Клиши, он, именовавший себя «моряком-художником», написал несколько фресок для православной церкви на рю Дарю.
В 1983 году здание храма было признано историческом памятником Франции. В соборе Александра Невского отпевали многих известных деятелей российской эмиграции. Военных, писателей (в том числе Ивана Бунина), политиков, художников (Константина Коровина и др.), музыкантов). Там также можно увидеть в киотах икону «Вознесение» (дар императора Александра II), бронзовую икону устюжской школы с эмалью и жемчугом (с медальоном генерала М. Г. Черняева), полковые иконы, русские награды (ордена, медали).
Непростая история храма Александра Невского в Софии
В ходе войны 1877–1878 годов Россия освободила Болгарию от османского ига. Правда, сегодня далеко не все болгары склонны об этом вспоминать. Но в первые годы после освобождения благодарность сохранялась в их сердцах и душах. Уже 13 апреля 1879 года на заседании Учредительного народного собрания в Велико-Тырнове, разработавшего и принявшего Тырновскую конституцию, видный болгарский государственный и общественный деятель П.С. Каравелов предложил построить в Софии храм-памятник в честь освобождения Россией Болгарии и посвятить его небесному покровителю российского императора Александра II Освободителя – святому князю Александру Невскому. Предложение Каравелова получило единодушную поддержку Учредительного собрания, которое избрало для его осуществления организационный комитет во главе с епископом Климентом (Друмевым), впоследствии ставшим митрополитом Тырновским. 26 февраля 1881 года была создана Центральная строительная комиссия. В памятный для России день освобождения крестьян от крепостнических пут, 19 февраля 1882 года, состоялась закладка храма. А 1 июня того же года датировано специальное «Воззвание» оргкомитета к болгарскому народу. Для составления проекта и руководства строительными работами болгары пригласили русского архитектора И.С. Богомолова. Однако болгарское правительство немецких принцев Александра Баттенберга и Фердинанда I Кобургского, ориентировавшееся на Австро-Венгрию и Германию, всячески тормозило процесс осуществления проекта сооружения храма. Лишь с приходом к власти в 1895 году нового правительства К. Стоилова дело сдвинулось с мертвой точки, но, поскольку Богомолов к тому времени умер, вместо него предложили переработать проект архитектору А.Н. Померанцеву, который ранее построил храм-памятник на Шипке. И опять последовала задержка с началом строительства, которое удалось осуществить только в 1904–1912 годах.
Но под давлением болгарского царя Фердинанда, находившегося во время Первой мировой войны в союзе с Германией и Австро-Венгрией, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о посвящении собора святым Кириллу и Мефодию, после чего заменили памятные доски и изменили расположение икон. Лишь после отречения в 1919 году Фердинанда от престола Святейший Синод Болгарской православной церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании храма. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, собору вернули первоначальное наименование. В 1944 году храм сильно пострадал во время бомбардировки. С 1951 года он является Патриаршим кафедральным собором.
Кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского был возведен в 1950 году в Словакии, в городе Прешове, на улице Partizanska. Белоснежное архитектурное сооружение выполнено в классическом стиле без излишеств и украшений. Его характерной особенностью является множество куполов разнообразной формы – от луковичных до вытянутых готических.
Русские эмигранты сохранили память о святом князе Александре Невском и в Западном полушарии. Самый крупный в США русский зарубежный музей и архив расположились в здании общества «Родина» в Хоуэлле, у г. Лейквуда, в штате Нью-Джерси (Rodina Museum, 234 Allexander Avenue, Howell, N.J. 07731, USA). Это общество сразу же после своего создания (1954) превратилось в ведущий культурно-просветительный центр российской эмиграции. Самым важным направлением в деятельности общества было спасение ценнейших материалов по русской истории и создание по инициативе Всеволода Павловича Стеллецкого (1904–1982) в 1958 году музея. В Лейквуде русскими эмигрантами построен храм Св. благоверного князя Александра Невского.
К сожалению, в межвоенный период по решению польских властей были варварски снесены храмы Александра Невского в Варшаве и Гродно, являвшиеся ценными памятниками архитектуры и искусства. Нам также должно быть стыдно из-за сноса в 1930 году храма Рождественского монастыря во Владимире, в котором до 1723 года покоились мощи святого благоверного князя, а при большевиках была устроена спецтюрьма ОГПУ–НКВД. От того храма сохранились лишь металлические двери со следами чекистских пуль, унесших жизни новых российских мучеников и праведников.
В 2021 году в стенах монастыря открыли Церковно-исторический музей с очень интересной и познавательной экспозицией, посвященной святому благоверному князю Александру Невскому. Память о нем невозможно искоренить из исторического сознания русских людей. Он давно уже стал символом сохранения и укрепления нашей государственности, олицетворением наших побед над врагами.
Князь Александр Невский — главные события жизни
Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти
Отто фон БисмаркСвятой благоверный князь Александр Невский еще при жизни завоевал себе славу. О нем слагали легенды, его боялись враги и почитали соотечественники. После смерти имя Александра Невского вошло в отечественную историю как выдающегося полководца, который мечом и силой духа сохранил на земле русской Православие и самобытность русского народа. Благодаря великому князю славянский народ начал сплачиваться, чтобы, следуя примеру Александра Невского, бороться с угрозой на Западе и противостоять могучей Орде.
В статье остановимся подробно на основных делах святого князя, благодаря которым он был канонизирован (в 1547 году) и до сих считается россиянами одним из величавших людей нашей Родины за всю ее истории. Таких событий 4:
- Сражение на Омовже.
- Невская битва со шведскими рыцарями. За эту битву Александр получил свое прозвище.
- Битва на Чудском озере.
- Взаимоотношения с Ордой.
Сражение на Омовже 1234 года
Это случилось когда князю Александру было всего 13 лет. По нынешним меркам совсем ребенок, но уже в этом возрасте Александр вместе с отцом уже сражался против немецких рыцарей. В те времена, подстрекаемые папой Римским, западноевропейские рыцари совершали крестовые набеги официально для обращения «неверных» в католичество, а на деле для грабежа местного населения и захвата новых территорий.
Сражение на Омовже 1234 годаРусские города (Псков, Новгород, Изборск) долгое время были целью немецкого ордена, ведь тут были развиты торговля и зодчество. Рыцари же не прочь поживиться: кого-то продать в рабство, кого-то – ограбить. Для защиты русских земель князь Ярослав призывает народ встать с ним на защиту Родины. Наблюдая за ходом боя, молодой Александр наравне со взрослыми воюет с недругами, одновременно анализируя поведение войск и тактику обороны. Ярослав Всеволодович делает ставку на затяжной бой, и выигрывает сражение. Уставших рыцарей добивают фланговыми ударами, другие бегут к реке, но тонкий лед не выдерживает тяжелых рыцарей, трескается, и рыцари в своих доспехах уходят под воду. Новгородцы одерживают победу, которая вошла в историю под названием «Сражение на Омовже». Александр в этом бою многому научился и тактику битвы при Омовже применял позднее много раз.
Невская битва (1240 год) для князя
В июле 1240 года к месту слияния рек Ижоры и Невы подошли на своих ладьях шведские викинги и разбили лагерь. Они прибыли для нападения на Новгород и Ладогу. Как уверяют летописи, шведских захватчиков прибыло около 5 тыс, а Александру удалось собрать лишь 1,5 тыс дружинников. Медлить больше было нельзя. Пока шведы находятся в неведении и только готовятся к атаке, нужно было опередить их, напав неожиданно на место их дислокации.
Александр со своей немногочисленной дружинной расположился в лесу недалеко от шведов. Даже часовые у шведов отсутствовали, а сами викинги занимались обустройством лагеря. Александр же после тщательного изучения местоположения врагов, решил разделить войско на три части: первая должна была передвигаться вдоль берега, вторая — конница во главе с самим Александром, должна наступать по центру лагеря, а третья – лучники, оставались в засаде, чтобы преградить путь отступающим шведам.
Карта Невской битвы 1240 годаУтреннее нападение новгородцев оказалось полной неожиданностью для шведов. Новгородцу Мишке удалось незамеченным приблизиться к шатру, где восседало командование, и подпилить ножку. Шатер упал вместе с генералами, что вызвало у шведов еще большую панику. Когда варяги бросились к своим шнекам, то увидели, что они уже заняты новгородцами. Путь был полностью отрезан, когда в бой вступили лучники.
Новгородская летопись гласит об огромных потерях в шведском лагере и лишь 20 человек насчитывалось погибших в полку у русских. С этого времени Александр стал называться Невским в честь реки, где он одержал свою первую значимую победу. Его слава и влияние в Новгороде возросли, что не слишком пришлось по вкусу местным боярам, и молодой Александр вскоре покидает Новгород и возвращается к отцу во Владимир. Но и там он долго не задерживается, и переезжает в Переславль. Однако, уже в следующем 1241 году Александр получает от новгородцев весть, что снова враги подошли к родным землям. Новгородцы призвали Александра.
Битва на Чудском озере — Ледовое побоище — 1242
Немецким рыцарям удалось захватить ряд русских земель и обосноваться там, возведя характерные рыцарские укрепления-крепости. Чтобы освободить русские города, князь Александр Невский решил объединить народ ударить по захватчикам единой силой. Он призывает всех славян встать под его знамена на борьбу с немцами. И его услышали. Со всех городов стекались ополченцы и воины, готовые пожертвовать собой ради спасения родины. Всего под знамена Александра объединились до 10 тыс человек.
Капорье — город, который только начал обустраиваться немцами. Расположен он был чуть поодаль от остальных захваченных русских городов, и Александр решил начать с него. По дороге к Капорью, князь приказывает брать в плен всех попавшихся встречных, чтобы наверняка знать, что никто не сможет донести рыцарям о приближении княжеского войска. Добравшись до стен города, Александр многопудовыми бревнами выбивает ворота и заходит в Капорье, который сдается без боя. Когда Александр подошел к Пскову, сами жители, воодушевленные победами Александра, открывают ему ворота. Немцы собирают лучшие силы для боя.
Битва на Чудском озере войдет в историю как Ледовое побоище. Александр Невский, обдумывая стратегию боя, в центр поставил многочисленных ополченцев, не слишком владеющих тактикой боя. Основное войско же расположилось перед обрывистым берегом, за которыми стояли телеги, скрепленные цепями между собой. По флангам располагались новгородские полки – самые сильные из всей десятитысячной русской армии. А за скалой, которая торчала из воды, Александр спрятал засадный полк. Святой князь расставил своих людей так, чтобы заманить рыцарей в «котел», понимая, что, разбив сначала слабых ополченцев, пусть даже многочисленных, уже уставшие немцы выйдут на лучший русский полк и телеги, а учитывая, какой вес был у рыцаря в доспехах, то шанса перебраться через телегу у них практически не будет.
Схема (карта) ледового побоища5 апреля 1242 года немецкие рыцари полностью «оправдали» расчеты Александра. Немцы наступали «клином», и, разгромив ополченцев, вышли прямо к передовым отрядам Невского. Оказавшись в тисках, с одной стороны — телеги, через которые кони никак не могли перепрыгнуть, имея на себе такой вес в виде рыцаря в доспехах, а с другой — ратники Александра и новгородцы с флангов. Рыцари, которые владея копьем, всегда били противника прямо, не ожидали удара с флангов. Развернуться на 90 градусов вместе с конем не удавалось благодаря тискам из телег, куда угодили немецкие рыцари. Засадный полк завершил разгром немецких рыцарей. Немцы бросились врассыпную вдоль по тонкому льду Чудского озера. Тонкий лед треснул, унося под воду тяжелых немецких рыцарей, точно так же как когда-то, на Омовже уносил их предков.
Это была блестящая стратегия молодого русского полководца. Немцы получили урок, благодаря которому надолго забыли дорогу в Россию. 50 военнопленных прошагали с непокрытой головой по улицам русских городов. Это для средневековых рыцарей считалось страшнейшим унижением. Имя Александра Невского прогремело по всей Европе, как лучшего полководца Северных земель.
Отношения с Золотой Ордой
В Средневековье для русских земель Орда являлась сущим наказанием. Сильное государство с разветвленной торговлей и мобильной армией. Сплоченности монголо-татар русские княжества могли только позавидовать. Разрозненные русские города и княжества лишь выплачивали дань Орде, но противостоять ей не могли. Александр не был исключением. Даже после всех проведенных блестящих боев, идти против Орды, как это сделал князь Черниговский, значит, подписать себе и своему народу смертный приговор.После смерти его отца Ярослава, который, кстати, погиб, когда «навещал» хана, Александр также отправился к Батыю получить ярлык на ханское служение. Заручиться поддержкой Орды было для русских князей как ритуал, который равносилен коронации на трон.
Мог ли Александр поступить иначе?! Наверное, мог. Западноевропейские державы во главе с папой Римским ни раз предлагали свою помощь в борьбе с Ордой в обмен на принятие католичества, но Александр отказался. Князь предпочел платить дань Орде, чем изменить вере предков. Орда к иноверцам относилась довольно сносно, главное, чтобы исправно оброки заходили в казну. Так что Александр выбрал наименьшее зло, как он полагал.
Александр Невский в Золотой ОрдеВ 1248 году князь Александр Невский получил ярлык на Киев и всю русскую землю. Чуть позже к Невскому перешел и Владимир. Пока Русь исправно платила дань Батыю, монголо-татары не нападали. Привыкшие жить в мире, русские люди забыли об ордынской угрозе. В 1262 году прибывшие за данью татарские послы в Переславле, Ростове, Суздале и других городах были перебиты. Чтобы успокоить конфликт, князь вынужден отправиться к хану. В Орде князь заболели по дороге домой 41-летний Александр скончался.
Спустя 300 лет Русская Православная церковь канонизировала Александра Невского.
Невская битва: победы князя Александра Невского на северо-западных рубежах спасли суверенитет России
15 июля 2017 года исполняется 777 лет со дня Невской битвы, которая омрачила Россию от экспансии на Запад. На сайте Президентской библиотеки размещены электронные копии редких книг, раскрывающих подробности битвы 1240 года под предводительством князя Александра Невского и его незаурядной личности.
В электронной копии выпущен в 1942 книга военного исследователя В. Пичеты «Великие русские полководцы: Александр Невский» описывается, как трудно давалась России «двойная игра»: «Пока новгородцы мужественно охраняли неприкосновенность северо-западной границы, северо-восточная Русь подверглась ужасному монголо-татарское нашествие. Монголо-татары уничтожали все, что было на их пути. Города и села исчезают. Русская земля превратилась в огромное кладбище».
В это драматическое для Русской земли время нашелся выдающийся полководец, мудро соединивший мужество с расчетливостью дальновидного политика и сумевший отбросить наступающего с запада врага от русских границ. А в тот момент князю Александру было всего 22 года.
«Чем выше ценность сакральной личности в истории и народной памяти, тем труднее позднейшему историку воспроизвести его яркий образ», — М. Хитров пишет в издании 1899 года «Верный святой князь Александр Ярославич Невский». В книге рассказывается, как под влиянием отца, князя Ярослава Всеволодовича, который брал с собой сына в военные походы, формировался твердый характер сына в сочетании с глубокой религиозностью, унаследованной от матери. Свои ранние и юношеские годы Александр провел большей частью в Новгороде с его знаменитым народным собранием — вечем и другими ростками будущего гражданского общества. Свободолюбивый характер города также наложил свой отпечаток на личность юноши.
Летом 1240 года морской дозор князя доложил, что с Балтики приближаются иностранные корабли. Во главе похода на Новгород стояли шведские феодалы под предводительством герцога Биргера. Его огромное войско высадилось с кораблей на Неву в устье реки Ижоры, намереваясь захватить Ладогу, Новгород и всю Новгородскую землю. «Неожиданным для новгородцев нападением и стремительностью действий Биргер рассчитывал «захватить Великий Новгород и все прочие города, и словенцев заставить работать на себя», — цитирует В. Пичета летопись.
«Биргер, гордый военачальник, прислал своих послов к новгородскому князю Александру Ярославичу с его надменными словами: «Сражайтесь против меня, если осмелитесь: я уже стою на вашей земле», — по свидетельству исторического очерка С. Кротков 1900 года Невская битва и Ледовое побоище.
Времени на сбор войска не было, поэтому Александр не стал ждать, пока прибудут посланные его отцом Ярославом дружины, или соберутся ратники из новгородских земель, и пошел к врагу с очень небольшим войском, чтобы остановить его и свергнуть. «А перед тем, как мы могли читать далее в названной книге, он пошел в Софийскую церковь и там на коленях со слезами помолился Богу об избавлении Русской земли от врагов; затем, приняв благословение от новгородского архиепископа Спиридона, он вышел к своей малой дружине и сказал: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде: иди с князем твоим. ” И подумал про себя: «Моя команда храбрая: они все лучшие из лучших, а я надеюсь только на Бога».
Александр решил нанести удар по шведам заранее своей дружиной, усилив ее только новгородскими добровольцами. Утром 15 июля русская армия внезапно атаковала шведский лагерь.
Начало Невской битвы подробно описано в книге Николая Воскресенского «Святой благоверный великий князь Александр Невский» 1898 года, электронная копия которой размещена на сайте Президентской библиотеки: отважные новгородцы и ладожцы шведам. Внезапность и скорость удара моментально сбили их с толку. Словно вихрь, пронесся юный князь впереди всех врагов посреди них и столкнулся со своим страшным врагом. Битва между двумя лидерами началась; оба были сильны и ловки; они наносили друг другу страшные удары, но удар каждого отбивался ловким ударом другого. Наконец, Александр ранил Биргера и своим острым копьем наложил на его лицо печать». И побежал…
Ударами по Ижоре и Неве шведская армия была опрокинута и отброшена в угол, образованный двумя реками. Соотношение сил изменилось, и русская конница и пешие войска, объединившись, сбросили врага в воду. Шведы, разбитые по всем позициям, обратились в бегство. Павших воинов со стороны супостатов было так много, что сподвижники святого Александра уверовали в невидимую чудодейственную помощь небесных сил». В новгородском войске погибло всего 20 человек, — подытожено в книге Кроткова «Невская битва и Ледовое побоище».
За победу на Неве князь Александр получил прозвище Невский. Битва за устье Невы была борьбой за сохранение выхода к морю для России и тем самым — за суверенитет государства. Одновременно эта победа облегчила дальнейшую борьбу русского народа за свержение монгольского ига.
Понимание этого делает еще более значительными победы князя Невского на северо-западных рубежах России, что подчеркивается в книге М. Хмырова 1881 г. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всея Руси.
Св. Александра Невского | Православный монастырь Святителя Иннокентия Аляскинского
Монастырь Святителя Иннокентия Аляскинского
9452 Хейзелтон, Редфорд, Мичиган
СТ. Александр Невский
Великий князь Александр Невский жил в середине 13 века. Он является примером того, как общественное служение может сочетаться с образцовой богоцентричной христианской жизнью. В конце жизни принял монашеский постриг и преставился в 1263 году. Всего через 20 лет прославлен в лике святых и вот уже более 700 лет высоко почитается как покровитель и защитник России и православной веры. , каким он был при жизни.
Вскоре после его рождения монголо-татары начали нашествие с востока и опустошили большую часть русских земель, зверски вырезав всех сопротивлявшихся, но позволив людям исповедовать свою православную веру, если они не сопротивлялись, и если бы платили дань. В 1241 году город-государство Новгород, расположенный на крайнем северо-востоке России, умолял святого Александра защитить их от куда более страшного врага, чем монголы, — германских тевтонских и ливонских рыцарей — жестоких крестоносцев, целью которых, помимо захвата их земель, , заключалась в том, чтобы заставить русских отречься от православной веры и стать католиками. Таким образом, с большой мудростью святой Александр смирил себя и заплатил дань монголо-татарам, чтобы он мог сосредоточиться на защите России от худших западных крестоносцев. В знаменитом «ледовом побоище» 1242 года святой Александр привел русский народ к победе над западными захватчиками и защитил их православную веру.
В 1710 году царь Петр I Великий основал монастырь во имя святого Александра, построенный на берегу Невы, на легендарном месте победы святого Александра над шведами, а в 1724 году повелел принести мощи святого в Санкт-Петербург из города Владимира.
Царь Петр заказал огромный, богато украшенный серебряный ковчег для хранения мощей святого и поместил их в Свято-Троицком соборе монастыря. Этот (пустой) реликварий находится в Эрмитаже (фото слева) , а сегодня более скромный ковчег хранит мощи святого. Он расположен в соборе, впереди, справа, легко доступен для поклонения.
С момента революции 1917 года здания Александровской Лавры использовались в основном государством, за исключением Троицкого собора (фото справа) , который был одним из немногих «действующих» храмов в Петербурге при Советы.