Людовик XIV | |
1638-1715 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Людовик XIV, Король-Солнце
Людовик XIV. Людовик XIV + + + На протяжении 22 лет брак родителей Людовика был бесплодным, а потому рождение наследника было воспринято народом как чудо. После смерти отца малолетний Людовик с матерью переселился в Пале-Рояль, бывший дворец кардинала Ришелье. Здесь маленький король воспитывался в очень простой, а порой убогой обстановке. Его мать считалась регентшей Франции, но реальная власть находилась в руках ее фаворита кардинала Мазарини. Он был очень скуп и совершенно не заботился не только о доставлении удовольствий ребенку-королю, но даже о наличии у него предметов первой необходимости. На первые годы формального правления Людовика пришлись события
гражданской войны, известной как Фронда. В январе 1649 г. в Париже
вспыхнуло восстание, направленное против Мазарини. Королю и министрам
пришлось бежать в Сен-Жермен, а Мазарини — вообще в Брюссель. Мир был
восстановлен лишь в 1652 г., и власть вернулась в руки кардинала.
Несмотря на то, что король уже считался совершеннолетним, Мазарини
правил Францией до самой своей смерти. В 1659 г. был подписан мир с Когда в 1661 г. умер Мазарини, Людовик, получив свободу, поспешил избавиться вообще от всякой опеки над собой. Он упразднил должность первого министра, объявив Государственному Совету, что отныне будет сам первым министром, и никакой даже самый незначительный указ не должен быть подписан кем-либо от его имени. Людовик был плохо образован, едва умел читать и писать, но обладал здравым смыслом и твердой решимостью поддерживать свое королевское достоинство. Он был высок, красив, имел благородную осанку, стремился выражаться коротко и ясно. К сожалению, он был чрезмерно себялюбив, как ни один европейский монарх отличался чудовищной гордостью и эгоизмом. Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его величия. После некоторых раздумий в 1662 г. он решил превратить небольшой охотничий замок Версаль в королевский дворец. На это ушло 50 лет и 400 миллионов франков. До 1666 г. королю пришлось жить в Лувре, с 1666 по 1671 гг. в Тюильри, с 1671 по 1681 г. попеременно в строящемся Версале и Сен-Жермен-О-л’Э. Наконец с 1682 г. Версаль стал постоянной резиденцией королевского двора и правительства. Отныне в Париже Людовик бывал лишь наездами. Новый дворец короля отличался необычайной пышностью. Так называемые «большие апартаменты» — шесть салонов, названых в честь античных божеств, — служили прихожими для Зеркальной галереи длиной 72 метра, шириной 10 и высотой 16 метров. Также во дворце ставились комедии, сначала итальянских, а потом французских авторов: Корнеля, Расина и особенно часто Мольера. Кроме того Людовик любил танцевать, и неоднократно принимал участие в постановках балетов при дворе. Пышности дворца соответствовали и сложные правила этикета, установленные Людовиком. Любое действо сопровождалось целым набором тщательно разработанных церемоний. Трапеза, отход ко сну, даже элементарное утоление жажды в течение дня — все было превращено в сложные ритуалы. С молодых лет Людовик был очень пылок и неравнодушен к хорошеньким женщинам. Несмотря на то, что молодая королева Мария-Терезия была красива собой, Людовик постоянно искал развлечений на стороне. Первой фавориткой короля стала 17-летняя Луиза де Ла Вальер, фрейлина супруги брата Людовика. Луиза не была безупречной красавицей и немного прихрамывала, но была очень мила и нежна. Чувства, которые испытывал к ней Людовик, можно было назвать истинной любовью. С 1661 по 1667 г. она родила королю четырех детей и получила герцогский титул. После этого король начал охладевать к ней, и в 1675 г. Луиза была вынуждена уйти в монастырь кармелиток. Новым увлечением короля стала маркиза де Монтеспан, которая была полной противоположностью Луизы де Ла Вальер. Яркая и пылкая маркиза обладала расчетливым умом. Она прекрасно знала, чего может добиться от короля в обмен на свою любовь. Только в первый год знакомства с маркизой Людовик выдал ее семейству 800 тысяч ливров для уплаты долгов. Золотой дождь не оскудевал и в дальнейшем. При этом Монтеспан активно покровительствовала многим писателям и другим людям искуства. Маркиза была некоронованной королевой Франции на протяжении 15 лет. Ни при одном государе Франция не вела такого количества широкомасштабных завоевательных войн как при Людовике XIV. После смерти Филиппа IV Испанского в 1667-1668 гг. была захвачена Фландрия. В 1672 г. началась война с Голландией и пришедшими ей на помощь Испанией, Данией и Германской империей. Однако коалиция, именовавшаяся Великим Союзом, потерпела поражение, и Франция приобрела Эльзас, Лотарингию, Франш-Конте и еще несколько земель в Бельгии. Мир однако длился недолго. В 1681 г. Людовик захватил Страсбур и Казале, а чуть позже Люксембург, Кель и ряд окрестностей. Однако с 1688 г. дела Людовика стали идти хуже. Стараниями Вильгельма Оранского была создана антифранцузская Аугсбургская Лига, в которую вошли Австрия, Испания, Голландия, Швеция и несколько немецких княжеств. Поначалу Людовику удалось захватить Пфальц, Вормс и ряд других немецких городов, однако в 1688 г. Вильгельм стал королем Англии и направил ресурсы этой страны против Франции. В 1692 г. англо-голландский флот разбил французский в Шербурской гавани и стал доминировать на море. На суше успехи французов были заметнее. Вильгельм был разбит возле Штейнкерке и на Неервинденской равнине. Тем временем на юге были взяты Савойя, Жирона и Барселона. Однако война на несколько фронтов требовала от Людовика огромное количество денег. За десять лет войны было потрачено 700 миллионов ливров. В 1690 г. была пущена на переплавку королевская мебель из цельного серебра и разная мелкая утварь. Однако самой ужасной для Людовика стала Война за Испанское наследство. В 1700 г. умер бездетный король Испании Карл II, завещав трон внуку Людовика Филиппу Анжуйскому с тем, однако, условием, чтобы испанские владения никогда не присоединялись к французской короне. Условие было принято, однако за Филиппом были сохранены права на французский престол. Кроме этого французская армия вторглась в Бельгию. Тут же был восстановлен Великий Союз в составе Англии, Австрии и Голландии, и в 1701 г. Внешнеполитические проблемы Людовика усугублялись проблемами семейными. В 1711 г. от оспы умер сын короля, великий дофин Людовик. Год спустя умерла жена младшего дофина Мария-Аделаида. После смерти открылась ее переписка с главами враждебных государств, в которой раскрывались многие государственные секреты Франции. Через несколько дней после кончины жены младший дофин Людовик заболел лихорадкой и тоже умер. Прошло еще три недели, и от скарлатины умер пятилетний Людовик Бретаньский, сын младшего дофина и наследник престола. Титул наследника перешел к его младшему брату Людовику Анжуйскому, в то время еще грудному ребенку. Вскоре и он заболел какой-то сыпью. Врачи ждали его смерти со дня на день, но произошло чудо и ребенок выздоровел. Наконец в 1714 г. внезапно умер Карл Беррийский, третий внук Людовика. После смертей наследников Людовик сделался печален и угрюм. Он практически не вставал с постели. Все попытки расшевелить его ни к чему не приводили. 24 августа 1715 г. у него на ноге появились первые признаки гангрены, 27 августа он сделал последние предсмертные распоряжения, и 1 сентября скончался. Его 72-летнее правление стало рекордным по длительности среди всех монархов. Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/ Другие биографические материалы:Лозинский А.А. Фактическим правителем являлся кардинал Мазарини (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965). До его рождения на протяжении двадцати двух лет брак его родителей был бесплодным (Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999). Начало царствования Людовика XIV (Всемирная история. Том V. М., 1958). Черты абсолютизма Людовика XIV (Всемирная история. Том V. М., 1958). При нём произошла стабилизация французского абсолютизма (История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. Том 1. М., 1972). Далее читайте:Франция в XVII веке (хронологическая таблица). Людовик XIII (биографическая статья). Любвеобилен был Король-Солнце! Он вступал в связь то с маркизой де Монтеспан, то с принцессой Субиз, которая родила сына, очень похожего на короля. Продолжу список: госпожу де Людр сменили графиня Граммон и девица Гедам. Затем была девица Фонтанж. Но пресыщенный сластолюбием король быстро оставлял своих женщин. Почему? Скорая беременность обезобразила красоту каждой, а роды бывали несчастливыми. Сегодня Людовик XIV не был бы столь стремительным, бросая дам, потому что теперь беременность нисколько не портит современных женщин.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
«Его дом — самое большое посмешище в мире» Этот король поднял роскошь на новый уровень и разорил Францию: Явления: Ценности: Lenta.ru
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о роскошной жизни правителей. В прошлый раз мы рассказывали о Мехмеде Фатихе — османском султане, завоевавшем Константинополь. Он проводил время в объятиях девственниц, писал стихи и страдал чревоугодием. Падишах построил «Дом блаженства» и узаконил братоубийство. На этот раз речь пойдет о самом ярком и блистательном французском монархе Людовике XIV, которого называли «король-солнце». Правитель, просидевший на троне 72 года, устраивал празднества даже рядом с полем боя. Не страдавший от излишней скромности король использовал любую возможность для того, чтобы увековечить память о себе. Францию XVII века заполонили медали, скульптуры и картины с изображением монарха в окружении античных богов, главным девизом которого был «Из многих нет тебе равного».
Не дом, а посмешище какое-то
«Дом Людовика XIV — самое большое посмешище в мире: он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами», — описывал резиденцию французского короля один из английских дипломатов. С ним могли бы поспорить не только французы, но и правящая династия Англии, считавшие Версаль самой благоустроенной резиденцией европейского монарха последней трети XVII века.
Король считал, что его главная задача — продемонстрировать всему миру власть и богатство французской монархии. Современники говорили, что он поднял роскошь и великолепие на новый уровень. Людовик не только выбирал убранство для комнат в своих дворцах, но и продумывал мельчайшие детали интерьера. Талант короля распространялся на все: он помогал создавать эскизы медалей, ювелирных украшений, вееров, одежды, книг и карт, гравюр и картин, скульптур и фонтанов, садов и зданий.
Помимо этого он многое коллекционировал: у него были античные камеи, агатовые кубки и вазы из яшмы. Особую страсть Людовик питал к медалям, скупая как древние, так и современные образцы. Придворные рассказывали, что монарх любил проводить время, изучая свои медали, заказывая их или раскладывая по специальным ящикам. Ходили слухи, что однажды его увлечение привело к войне с Нидерландами. Поводом стало несколько медалей, восхваляющих мощь этой страны, что привело короля в бешенство. Не в силах прийти в себя от гнева, он решил объявить нескромной стране войну.
Даже с поля боя Людовик руководил строительством Версаля, заставляя своих подданных подробно рассказывать ему обо всем, что происходит, и согласовывать с ним любые мелочи. Результат превзошел ожидания монарха: Версаль отличался от других дворцов масштабами, роскошью обстановки и декора, а также увеселительными мероприятиями, которые устраивал там король. Один из гостей монарха так описывал происходящее при дворе: «Там каждый день балы, балеты, комедии, пение, игра на разных музыкальных инструментах, променады, охота и другие развлечения, сменяющие друг друга».
Образец для подражания
Особое впечатление на посетителей производила зеркальная галерея дворца — самая большая в Европе. С каждой стены на гостей здесь смотрели портреты короля и фрески с его изображением. Здесь устраивали праздники музыки и танца, показы мод. Одежда короля обычно сверкала дорогой вышивкой и драгоценными камнями. Вдохновленные увиденным европейские правители стали заказывать наряды и предметы роскоши в Париже, чтобы одеваться так же, как король Людовик.
Именно при нем Париж превратился в столицу моды. Одна из фавориток короля — мадам де Монтеспан — стала главной моделью. Золотое платье, покрытое кружевом, которое она продемонстрировала европейским послам на одном из приемов, вмиг стало одним из самых популярных в Европе. Не отставали от монарха и придворные. Несколько тысяч человек расхаживали по дворцу одетые в шелка, бархат и золото. «Кто видел королевский двор, тот видел все, что в мире есть самого прекрасного, пышного и изысканного», — писали европейские дипломаты.
Любовь к моде, изобилию и великолепию Людовик XIV привил не только своему окружению, но и простым парижанам. Они, затаив дыхание, следили за всеми новинками, появляющимися при дворе. Обитатели дворца становились для французов своего рода иконами стиля: все старались перенять манеры придворных и их привычки, сшить похожую одежду.
«Хотя Париж и обезьянничает, подражая двору, он не всегда умеет полностью его скопировать. Например, ему чуждо любезное и ласковое обхождение, столь свойственное обитателям дворца», — язвили французские писатели.
В то время показателем статуса была дорогая карета с лакеями, запряженная как можно большим числом лошадей. Неудивительно, что многие французы спускали целые состояния, стремясь к роскоши. Они устраивали приемы, тщательно следили за тем, чтобы их дома были обставлены дорогой мебелью, но особое внимание уделяли внешнему виду. Например, обычный мушкетер должен был обзавестись роскошным костюмом из светло-серого английского сукна, двубортным камзолом из парчи, кюлотами из замши, коричневыми перчатками с кружевом, а также различными камзолами, плащами или накидками из черного бархата.
Король, одетый в пачку
Дорогой гардероб не был пропуском в высший свет. Необходимо было еще и хорошо танцевать. Ценитель музыки и балета, Людовик любил облачиться в пачку и изображать то Весну, то бога Солнца, то Аполлона. На сцену при дворе монарх выходил около двадцати лет. При нем балет расцвел — стал более усложненным и утонченным. «Наш правитель — само воплощение изящества, настоящее произведение искусства», — шептались при дворе.
Танцами Версаль не ограничивался, здесь было множество увеселительных мероприятий. За организацию празднеств при дворе Людовика отвечала целая команда. Каждая постановка была отлаженной и продуманной до мелочей. Одни создавали фантастические декорации, другие сочиняли сонеты и музыку, театральные представления. Все делалось только с согласия монарха, при этом зачастую он принимал в подготовке самое активное участие.
Считается, что театральные постановки были своего рода посланием лидерам европейских держав — иностранные послы были обязательными гостями на всех увеселительных мероприятиях. Здесь зарубежным гостям демонстрировали щедрость, учтивость и всеобщее удовлетворение, царившее при дворе французского короля. Такие празднества были еще и хорошим поводом для восхваления монарха.
Не так уж много фавориток
Еще одной слабостью Людовика были женщины. Как-то он сказал, что ему легче примирить всю Европу, чем двух влюбленных в него дам. Об этом монарх знал не понаслышке. У него было много фавориток. «Более чем кто-либо из его подданных, Людовик с юных лет был создан для радостей любви», — говорили о нем придворные философы. На самом деле правитель не был столь любвеобилен, как его представляют некоторые писатели и историки. За всю жизнь у него было не больше нескольких десятков женщин, что по меркам XVII века — довольно скромная цифра. У многих в то время было до нескольких сотен любовниц.
Официальные фаворитки монарха исполняли роли хозяек в придворном обществе. Считалось, что королева Мария Терезия, на которой был женат Людовик, — женщина довольно блеклая и скучная и не справляется с этими функциями. При этом правитель очень боялся усиления влияния какой-либо из фавориток. Он даже просил советников предупредить его, если они вдруг заметят, что «женщина забирает власть и управляет королем».
«Мне достаточно 24 часов для того, чтобы избавиться от нее», «интересы государства важнее личных», «как только вы позволите женщине свободно говорить с вами о важных вещах, она заставит вас совершать ошибки», — обычно говорил он.
«Король-солнце» не допускал фавориток до государственных дел и не позволял им высказываться о его подданных. В это, впрочем, довольно сложно поверить, учитывая характер одной из его любовниц — маркизы де Монтеспан. В отличие от королевы Марии Терезии, она была очень яркой и гордой, истинной хозяйкой французского двора. Она не боялась бросать вызов супруге короля, отпуская колкости в ее адрес. Так, она выпросила у правителя одни из самых больших покоев во дворце — гораздо просторнее, чем у королевы, и получила право на большее число лошадей в своей упряжке.
За любовь к пышности, роскоши и блеску придворные прозвали фаворитку короля «султаншей». Французская писательница того времени рассказывала о жизни маркизы де Монтеспан примерно следующее: в ее свите во время выездов было 45 человек; карета, в которой ехала фаворитка, была запряжена шестью лошадьми, в ее кортеже были две крытые повозки и десять-двенадцать всадников верхом на лошадях; когда к любовнице монарха обращались за милостыней, она «щедро направо и налево сыпала золотыми луидорами».
Солнце, разорившее Францию
Такой образ жизни монарха и его ближайшего окружения не мог не сказаться на жизни Франции: бюджет таял на глазах. Правитель в конце жизни понял, что разорил страну. «Я слишком любил войну и дворцы», — были его последние слова.
Уже после смерти правителя многие сетовали на то, что Версаль, несмотря на все его великолепие, был довольно неудобным. Во-первых, нескольким тысячам человек приходилось ютиться в тесных комнатах. Во-вторых, во дворце не было хорошей системы отопления, позволяющей обогреть просторные залы, и в сильный мороз тут было очень холодно. Порой еда, которую несли через коридор, успевала остыть до того, как подавалась на стол монарху.
Однако лишь немногие придворные предпочитали селиться за пределами резиденции монарха. Имея свои дома и дворцы, приближенные короля старались по возможности ночевать в тесных комнатках дворца. Они боялись покинуть Версаль, чтобы не пропустить какие-либо новости, а также из опасений, что за время отсутствия их могут попросту забыть.
Людовик XIV | YourDictionary
Людовик XIV (1638-1715) был королем Франции с 1643 по 1715 год. Он довел французскую монархию до вершины абсолютной власти и сделал Францию доминирующей державой в Европе. Его правление также связано с величайшим веком французской культуры и искусства.
После хаоса Религиозных войн французская монархия была восстановлена дедом Людовика XIV, Генрихом IV. Сменявшие друг друга правители и министры (сам Генрих, Людовик XIII, кардинал Ришелье и кардинал Мазарини) сделали все, что было в их силах, чтобы сделать короля абсолютным правителем во Франции и сделать Францию вместо Габсбургской коалиции Испании и империи доминирующим государством. власть в Европе. К тому времени, когда Луи взял на себя личное управление, основа для окончательного успеха была заложена. Именно Людовик завершил работу, беспрецедентно усилив свою волю во Франции и Европе и создав административный механизм, который сделал Францию современным государством.
Людовик родился в Сен-Жермене 5 сентября 1638 года в семье Людовика XIII и его жены Анны Австрийской. Его рождение было встречено с огромной национальной радостью, и он был провозглашен le Dieudonné, «данным Богом». 16 мая 1643 года умер его отец, и Людовик стал королем. Поскольку ему было всего 4 года, страной управляла его мать как регент; на самом деле это означало кардинала Мазарини, в которого была влюблена Анна. Последующие восстания, известные как Фронда, не смогли сместить Мазарини, хотя они оставили мальчика-короля с пожизненным ужасом перед восстанием и негодованием по поводу Парижа, где началось восстание. Мазарини оставался у власти до конца своей жизни, и только когда он умер, 9 мартаВ 1661 году Людовик удивил двор, объявив, что отныне он сам будет руководить своим правительством. Он имел в виду то, что сказал. Правительство оставалось под личным контролем Людовика в течение следующих 54 лет.
Реклама
Его персонаж
В отличие от своего отца, Луи практически всю жизнь отличался отменным здоровьем. Его аппетиты к еде, охоте и сексу были огромны, и он имел необычную в те дни страсть к свежему воздуху и прогулкам. Хотя он и не был высоким, он был чрезвычайно впечатляющим внешне из-за своего большого достоинства и королевского присутствия, особенно когда он стал старше и оставил свое юношеское изобилие позади. Хотя он часто проявлял грубый и даже жестокий эгоизм, он был вежлив, тактичен, и добродушный, и он проявлял большую лояльность к своим друзьям и своим слугам. Его представление о своем королевском положении было, несомненно, высокомерным, но он всегда сознавал свой долг как король и искренне верил, что посвящает себя благополучию своих подданных. Он ненавидел неэффективность, коррупцию и злоупотребление привилегиями и искоренял их везде, где сталкивался с ними. Однако его собственная страсть к личной славе привела к тому, что он втянул Францию в серию войн, что в конечном итоге привело к ужасной цене для его народа. На смертном одре он признался, что слишком любил войну, но нет никаких признаков того, что он действительно понимал, чего его страсть стоила его стране.
Луи начал с команды прекрасных министров, унаследованных от Мазарини, но только теперь нашедших полное и правильное применение. Самыми важными из них были Мишель Ле Телье, отвечающий за военные дела (которому помогал и в конечном итоге сменил его сын, маркиз де Лувуа), и Жан Батист Кольбер, чья огромная сфера деятельности включала флот, королевский двор, религию, культурную деятельность, колонии, и все направление экономики. Николя Фуке, который в качестве управляющего финансами был самым важным помощником Мазарини, считался Луи опасным. Его обвинили в растрате, признали виновным и заключили в тюрьму; Луи вмешался, чтобы изменить приговор с изгнания на пожизненное заключение. Этот нехарактерный акт несправедливости раскрывает страх Луи перед новой Фрондой.
Первого министра не было. Людовик решил не допускать главенства министров после Мазарини, и на самом деле он предпочитал, чтобы его министры были разделены на враждебные друг другу группы. Он сам безоговорочно поддерживал своих министров, если тот считал их правильными и никогда не поддавался давлению, чтобы избавиться от них; но он никогда не позволял им становиться самонадеянными. Всегда подозрительно относящийся к любому субъекту, который мог бы стать слишком могущественным, он не допустил бы в совет никаких высокопоставленных дворян, даже своего собственного брата.
Реклама
Военная деятельность
В течение следующих 11 лет основным обязательством Луи было восстановление здоровья и энергии французской экономики после запустения во времена Мазарини. Однако в 1672 году, разгневанный тем, что ему не удалось разрушить экономическое превосходство голландцев, он вторгся в их страну с помощью Англии, чей король Карл II получал жалованье. Вместо легкого триумфа, которого он ожидал, он столкнулся с упорным сопротивлением голландцев, решительно возглавляемым Вильгельмом Оранским и поддерживаемым растущим числом союзников. Война длилась 6 лет и закончилась экономическим превосходством Нидерландов, как никогда сильным. Франция приобрела Франш-Конте у Испании и полезные прибыли в испанских Нидерландах, но ценой постоянного отказа от экономического и финансового прогресса, достигнутого Кольбером вплоть до 1672 года. До конца правления экономический прогресс Франции был сначала остановлен и потом наоборот.
Затем Луи проводил политику преднамеренной, хотя и ограниченной агрессии, запугивая своих соседей и вторгаясь на их территорию. Это вызвало растущий страх и негодование в Европе, и Людовик, наконец, столкнулся с коалицией, которая ввергла его в войну Аугсбургской лиги. Эта война, продолжавшаяся с 1689 по 1697 год, оставила Францию во владении Страсбургом, захваченным Людовиком в 1681 году, но истощенным и не в состоянии противостоять еще большей войне, которая вот-вот должна была разразиться.
Это была война за испанское наследство. Последний испанский Габсбург, Карл II, должен был умереть бездетным и оставить огромное наследство. Во избежание конфликта два претендента на наследство, Людовик и император, уже достигли соглашения о разделе наследства между собой. Однако незадолго до своей смерти Карл предложил сделать внука Людовика Филиппа своим единственным наследником с условием, что, если Людовик откажется, наследство должно безраздельно перейти к младшему сыну императора. Людовик посчитал, что это предложение сделало его предыдущее соглашение недействительным, и вопреки совету своего совета принял его. Это неизбежно означало войну с Австрией, но именно из-за жадности и бестактности Людовика были привлечены также Британия и Голландия. Франция снова оказалась перед огромной коалицией, и на этот раз она только начала оправляться от последней войны.
Эта последняя война длилась с 1701 по 1714 год и нанесла Франции неисчислимый ущерб. Благодаря мужеству и решительности Людовика и его людей боевые действия не закончились катастрофой. Филипп сохранил за собой испанский трон, и единственные потери территории, которые понесла Франция, были за границей. Но страна пережила годы ужасающих лишений; население резко сократилось из-за голода; промышленность и торговля остановились; а крестьянство было задавлено беспрецедентным бременем налогов. Смерть короля в следующем году была встречена с облегчением, почти таким же большим, как радость, с которой он встретился при его рождении.
Реклама
Внутренняя политика
Религией Людовика был довольно неразумный и фанатичный католицизм. В то же время он считал себя наместником Бога во Франции и не допускал оспаривания своей власти ни со стороны папы, ни со стороны кого бы то ни было еще. В результате он был вовлечен в серию неприятных ссор с последовательными папами, которые затянулись на годы бесполезного тупика и породили, вероятно, необоснованные подозрения, что он, возможно, подумывает о разрыве с церковью по линии Генриха VIII.
Чтобы успокоить католическое мнение относительно своей ортодоксальности, Людовик продолжал оказывать постоянное давление на протестантов во Франции. Наконец, в 1685 году он отменил Нантский эдикт (которым протестантам была предоставлена терпимость в 1598 году), запретил исповедовать кальвинистскую религию во Франции (его меньше заботили лютеране), изгнал всех кальвинистских пасторов и запретил мирянам-протестантам. , под жестоким наказанием, эмигрировать. За границей было большое возмущение, даже в католических кругах, но в атмосфере нетерпимости, царившей тогда в католической Франции, поступок Людовика был очень популярен.
Время от времени во время своего правления Людовик организовывал кампании против янсенистов, секты ригористов внутри католической церкви. Он так ожесточился на них, что в конце концов отказался от своей антипапской политики в надежде заручиться поддержкой Папы. Это предстояло, и янсенисты были осуждены буллой Unigenitus в 1713 году; но это вмешательство возмутило французское национальное чувство, и в результате дело янсенистов приобрело значительную популярность.
Ни управление Францией с помощью группы перекрывающихся советов, ни управление провинциями интендантами (королевскими агентами, наделенными всеми полномочиями во всех областях) не были созданы Людовиком, но он принял эти системы, сделав их более всеобъемлющими и эффективными, и распространение системы интендантов впервые на всю Францию. Правительство стало гораздо более эффективным в его дни, но большая часть этой эффективности была утрачена после его смерти. Он также стал более бюрократизированным, и это изменение было постоянным. Все чаще дела провинциальной Франции решались советом, а местная инициатива не поощрялась. Вспоминая Фронду, Людовик, несомненно, считал, что все лучше, чем полуанархия прежних дней; но можно утверждать, что он зашел слишком далеко в духе регламентации. Чрезмерная централизация правительства является источником бесконечных трений во Франции и по сей день. Людовик не инициировал эту централизацию и не довел ее до конца, но, несомненно, ускорил ее.
Основным фактором Фронды была дворянская анархия, и Людовик был полон решимости держать дворянство в узде. На протяжении всего своего правления он делал все возможное, чтобы подорвать независимое положение дворян и превратить их, особенно более богатых и могущественных, в придворных. В этом он во многом преуспел. Версаль, ставший резиденцией правительства в 1682 году (хотя дворец был еще далек от завершения), стал магнитом, к которому притягивалась знать. Ни один дворянин не мог надеяться на назначение на какую-либо важную должность без усердного ухаживания в Версале. Культ монархии, который Людовик намеренно укрепленный в меру своих способностей, заставил их в любом случае стекаться в Версаль по собственной воле; Исключение из очарованного круга двора стало расцениваться как социальная смерть. Некоторые историки критиковали Людовика за то, что он превратил французскую знать в позолоченных паразитов, но, как показала Фронда, можно усомниться в том, что они были способны играть какую-либо более конструктивную роль. Хотя он предпочитал выбирать своих генералов, своих епископов и (вопреки легенде) своих министров из знати, Людовик не сделал ошибки своих преемников и не исключил третье сословие со всех лучших позиций. Он сделал некоторые из своих назначений от буржуазии.
Реклама
Культура и искусство
Правление Людовика XIV часто отождествляют с великим веком французской культуры. На самом деле этот век начался при Ришелье и явно закончился за несколько лет до смерти Людовика. И он не сделал очень много, чтобы помочь ему. В 1660-х годах он несколько покровительствовал писателям, но его благосклонность капризно одаривала, часто второсортных людей, и почти полностью иссякла, когда экономические условия ухудшились после 1672 года. Во многом благодаря королю пьесы Мольера ставились, несмотря на консервативную оппозицию. Энтузиазм короля в строительстве (Версаль, Марли, Трианон и другие), хотя и стоил стране больше, чем она могла себе позволить, безусловно, давал художникам и архитекторам ценные заказы, а любовь короля к музыкальным зрелищам открывала прекрасную возможность для композиторов. Расцвет живописи, архитектуры, музыки и ландшафтного садоводства во Франции в это время во многом обязан Людовику.
Реклама
Личная жизнь
Людовик был женат на Марии Терезии, дочери Филиппа IV Испанского, в рамках соглашения, по которому Мазарини закончил испанскую войну. Он женился на ней неохотно (в то время он был влюблен в собственную племянницу Мазарини) и не делал вид, что хранит ей верность; но он любил ее по-своему и после ее смерти заметил: «Это первое огорчение, которое она когда-либо причиняла мне». Переполненный сексуальной энергией практически всю свою жизнь, он имел несколько любовниц, ревность которых друг к другу был главной темой придворных сплетен. От двух самых известных, Луизы де Лавальер и Атенайс де Монтеспан, у него было несколько внебрачных детей, которых он очень любил; его отцовские попытки обеспечить им после его смерти положение выше их положения доставили немало хлопот. В конце концов его внимание привлекла Франсуаза Скаррон, ставшая гувернанткой этих детей; он сделал ее маркизой де Ментенон и завел с ней домашнюю респектабельность. В более позднем возрасте он стал очень пуританским, и в этом иногда обвиняли мадам де Ментенон, но вполне вероятно, что это изменение было присуще самой природе Людовика.
Луи не позволял погоне за удовольствиями мешать его профессиональным обязанностям; всю свою жизнь он неустанно трудился в государственных делах. Он также безосновательно мнил себя солдатом и получал большое удовольствие, производя длительные осады городов, которые в любом случае должны были сдаться, и давая своим полководцам непрошеные и нежеланные советы относительно того, как вести их походы.
Последние годы жизни короля были омрачены не только чередой военных бедствий и отчаянным положением его народа, но и чередой личных трагедий. Вскоре умер его сын, два внука, которые все еще были с ним, и один из двух его малолетних правнуков. Вместе с ними умерла жена его внука, юная герцогиня Бургундская, которую Людовик обожал. Выжил только другой его правнук, сменивший его в возрасте 5 лет как Людовик XV. Когда Людовик умер, Франция уже давно от него устала, а его похоронную процессию оскорбляли на улицах.
История может увидеть его в более справедливом свете. Он не был «Людовиком Великим», как его подхалимски прославляли еще при жизни; это был человек среднего ума и человеческих недостатков, совершивший много промахов и несколько преступлений. Тем не менее он выполнял свой долг так, как он его видел, с совершенно исключительной добросовестностью и преданностью. Он считал себя ответственным перед Богом за благополучие своего народа, и хотя его толкование этой ответственности часто было странным, оно всегда было искренним. Больше, чем кто-либо другой, кроме Ришелье, он был архитектором французского национального государства. Величие, которого Франция достигла при его жизни, во многом было его делом.
Дополнительная литература о Людовике XIV
Точной биографии Людовика не существует. John B. Wolf, Louis XIV (1968), в целом удовлетворительно для самого Людовика, но оставляет пробелы в освещении царствования. Ценной недавней работой, в которой упор делается на Францию, а не на Людовика, и с чрезвычайно полезной картиной экономической и социальной ситуации во время его правления, является Пьер Губер, Людовик XIV и двадцать миллионов французов, , переведенный Анной Картер (1970). WH Льюис, 9 лет0039 Людовик XIV: неформальный портрет (1959) не претендует на то, чтобы дать полную картину, но оживляет Людовика как мужчину и написан в восхитительном стиле. Для справочного ознакомления с периодом Льюиса The Splendid Century (1953) представлена серия захватывающих взглядов на Францию Людовика XIV, а также дополняется картина самого Людовика. Более полное представление всего периода содержится в Geoffrey Treasure, , Франция, семнадцатый век, (1966).
Абсолютный монарх: правление Людовика XIV во Франции
Обзор урока
Каковы ключевые характеристики абсолютных монархий в Европе? Людовик XIV Франции является одним из примеров абсолютного монарха. После столетия войн и беспорядков во Франции Людовик XIV стал самым могущественным монархом своего времени. Злоупотребление Людовиком властью привело к революции, которая вдохновила на призыв к демократическому правлению во всем мире. Людовик считал, что он был единственным, кто отвечал за управление Францией, когда он правил с 1643 по 1715 год. Людовик служит прекрасным примером абсолютного монарха, который пользовался полной лояльностью и навязывал свое видение своей стране, не задумываясь о последствиях.
Наставник его сына однажды сказал: «Как представитель Бога на Земле, король имел право на беспрекословное подчинение. Людовик правил из самого великолепного здания в Европе, Версальского дворца. Полный прекрасных картин, статуй, люстр и зеркал, окруженный миллионами цветов и растений, Версаль был идеальным символом богатства и власти Людовика. За время его 72-летнего правления Генеральные штаты, законодательный орган Франции, ни разу не собрались. Без возражений он отменил Нантский эдикт и обложил налогом свой народ, чтобы вести дорогостоящие войны против голландцев и англичан. Изучая правление Людовика XIV, студенты смогут судить о роли абсолютного монарха в развитии Европы. Студент сможет заполнить органайзер правления Людовика XIV, в котором каждый раздел показывает, как он использовал свою власть как абсолютный монарх и расширял земли и влияние Франции как европейской державы.
Продолжительность
2–3 часа
Тип урока
Традиционный урок
Основной вопрос
Как мы можем объяснить политику Людовика XIV, управлявшего Францией как абсолютной монархией, и охарактеризовать стиль его двора?
Отправить урок
или
Отправить результат урока
- Подготовка
- Урок
- Ресурсы
- Стандарты
- Оценки
Оценка (S):
Тема (S):
Рекомендуемая технология:
Другие учебные материалы или примечания:
7
- Общественные исследования
1. Живопись XIV, показанная на Google. слайд или скопировать в папку.
2. Презентация Google Slides о Людовике XIV, его дворце, его дворе и его войнах
3. Две карманные папки с органайзерами, страницами для заметок и словарным запасом для каждого учащегося
4. Графический органайзер для учащихся, чтобы перечислить примеры действий Людовика XIV в отношении дворянства, бюрократии, законов, религии, торговли, налогов, экономики, вооруженных сил, конфликтов, искусства, образования и архитектуры.
5. Форма анализа картины, адаптированная из Библиотеки Конгресса для описания картины Людовика XIV.
6. Текст и форма для близкого чтения к Письму Людовика XIV к сыну.
7. Органайзер для эссе
8. Рубрика оценки эссе.
Вы должны войти в систему, чтобы увидеть этот урок. Создайте учетную запись сейчас; это быстро, легко и бесплатно!
Войдите, чтобы просмотреть урок
Вы должны войти, чтобы увидеть этот урок. Создайте учетную запись сейчас; это быстро, легко и бесплатно!
Войдите в систему, чтобы просмотреть урок
Стандарты
- 7-2 Учащийся продемонстрирует понимание концепций ограниченного правительства и неограниченного правительства, как они функционировали в Европе в семнадцатом и восемнадцатом веках.