Кожа: Христофор Колумб
Первая статья из серии «Кожа», в которой будут анализироваться правые настроения в современной Америке, посвящена общественной дискуссии вокруг памятников Христофору Колумбу
ПрологКолумб Америку открыл — великий был моряк
«Песня о вреде курения» из мультфильма «Остров сокровищ»
Многие правые в США никак не могут принять того факта, что история их страны началась бесславно. Христофор Колумб уже в первый день на новом (для него) континенте прикидывал в уме, как превратить местное население в рабов и слуг. Когда «первооткрыватель» так называемой Америки прибыл в «Индию» во второй раз, он привёз собак для охоты на коренное население и приступил к работорговле. Сохранилась гравюра 1495-го года, на которой испанский солдат кормит гончих собак детьми местных жителей, и это, конечно, далеко не единственное свидетельство о зверствах, которые чинили европейцы на обнаруженных землях. Ещё при жизни Колумба было задокументировано и обнародовано множество леденящих кровь историй о том, как низко может пасть человек, когда ему не угрожает наказание за совершаемые действия. Именно Колумб и его кампания, распаляемая жаждой золота и власти, начали геноцид племён, живших в Новом Свете. Спустя полвека после высадки Колумба сотни тысяч местных жителей были убиты либо погибли от привезённых из Европы заболеваний.
Здесь следует вспомнить, что имя Колумба — один из значительных источников для топонимов США (столица страны — Вашингтон, округ Колумбия, столицы двух штатов называются Колумбия и Колумбус, на северо-западе Северной Америки протекает река Колумбия). В октябре страны Южной и Северной Америки празднуют День Колумба. В США ряд штатов не отмечает этот праздник (Аляска, Вермонт, Южная Дакота и, как ни странно, Орегон, славящийся в наши дни своими бойцами за сохранение превосходства белых). Канада также удерживается от чествования алчного и жестокого мореплавателя. В августе этого года городской совет Лос-Анжелеса заменил праздник День Колумба на День Коренных Жителей. Инициатива была направлена против «спонсируемого государством празднования геноцида местного населения». Впрочем, Лос-Анжелес лишь повторил то, что прежде уже проделывали другие города США. Предположительно тренд начался со студенческого городка Беркли, который в 1992-м году заменил День Колумба на День Коренных Жителей. В честь легендарного первооткрывателя также названо влиятельное католическое братство «Рыцари Колумба».
Интересно то, как высказываются противники и сторонники снесения этих памятников. У некоторых из них настолько сбита этическая оптика, что они, сами того не подозревая, защищают расизм
Памятники Колумбу стоят во многих городах США и продолжительное время подвергаются актам вандализма. В городе Йонкерс, штат Нью-Йорк, статуя легендарного поработителя была обезглавлена, а в городе Балтимор, штат Мэриленд, был повреждён молотом обелиск, являющимся первым мемориалом Колумбу. Высокопоставленные чиновники и активисты обсуждают возможность упразднения памятников Колумбу. В данном контексте особенно интересно то, как высказываются противники и сторонники снесения этих памятников. У некоторых из них настолько сбита этическая оптика, что они, сами того не подозревая, защищают расизм.
Я не расист, ноВ ночь на 12 сентября антирасистские активисты раскрасили столетнюю статую Колумба в Центральном Парке Нью-Йорка. Руки мореплавателя были окрашены в красный, а на пьедестале было сделано несколько надписей, включая хэштег «#somethingscoming» («грядёт нечто» — англ.) и фразу «Hate will not be tolerated» («Не потерпим ненависти» — англ.). Журналисты из New York Times опросили разных людей, увидевших статую наутро. Вот что сказал капитан грузового судна из Бельгии Робрехт Корнелис, оказавшийся в тот момент в Нью-Йорке с семьёй: «Хорошо, что люди помнят о другой стороне истории. Людям нужно обратить внимание на полную историю». Трудно поспорить с Корнелисом. Хочется добавить, что важно не только помнить «другую сторону» истории, но и понимать её, и не давать ей протягивать свои руки в настоящее.
Совсем иначе высказался Марк Холландер, девелопер недвижимости из Майами, прибывший в Нью-Йорк переждать ураган Ирма, бушующий во Флориде. «Мы все давно знаем, что нетерпимость, рабство и расизм есть зло, но (!) мы не можем подделывать историю. Возможно, Христофор Колумб не был самым этичным или добрым человеком, но его достижения говорят сами за себя». Как видно, Холландер — типичный представитель огромной группы белых людей, которые не видят разницы между историей человечества и историей белых. Холландер попадет в когнитивную ловушку, характерную для «белого» сознания: он ставит знак тождества между понятиями «человек» и «белый человек» (или даже «белый мужчина»), в то время как человек, представляющий другую расу, всегда будет обозначаться каким-нибудь специальным образом (хотя бы «чёрный человек» или «цветной»). Проблема не в языке, а в системе координат, в интерфейсе. Как только «белый» нормализуется, всё прочее становится маргинальным и второстепенным. Происходит расчеловечивание на многих уровнях, и осуждение расизма — это меньше, чем необходимый минимум действий на пути к взаимному уважению разных людей.
Так и быть, последуем крылатому выражению — «история не терпит сослагательного наклонения» — и не станем фантазировать о том, как могла бы сложиться общая судьба европейцев и людей из «Нового Света» в случае, если бы их контакт был установлен более гуманными путешественниками. Я согласен, что достижения Колумба говорят сами за себя. Но я думаю не только о том, что европейцы получили два континента и распространили там свою цивилизацию, но и о том, что строилась Америка рабами на землях, силой отобранных у местных жителей, которые никого туда не приглашали. Кто начал порабощение и геноцид? В эпоху Колумба были и другие люди — те, кто критиковал его, но, к сожалению, тренд был задан не ими. Соглашусь с Холландером в том, что не стоит подделывать историю. Боюсь, что в его случае это означает, что историю не следует изучать — достаточно наивно верить тому, что дурным людям памятников не ставят (интересно, верит ли Холландер в то, что глобальное потепление — миф?).
А вот точка зрения человека, который посвятил свою жизнь борьбе с дискриминацией национального меньшинства — итало-американцев. Президент организации «Сыны Италии, национальная комиссия за социальную справедливость» Кевин Кайра отреагировал на акты вандализма по отношению к мемориалу Колумба следующим образом: «Это случается повсюду. Он был мишенью людей, утверждающих, что он породил все болезни мира, что он спровоцировал геноцид и рабство. Это попросту неправда». По словам Кайра, несправедливо судить о великом первооткрывателе 15-го века, используя стандарты 21-го. Заметьте, эти слова произносит президент организации, которая борется за создание позитивного имиджа итало-американцев — по всей видимости, речь идёт об органичном вписывании выходцев из Италии в систему господства белых: да, мы тоже уважаем американскую (читай «белую») историю и традиции.
Я не думаю, что алчность и бессердечие считались благодетелями в 15-м веке, а потому высказывание Кайра о том, что не стоит судить Колумба по сегодняшним меркам, кажется неубедительным. К тому же Кайра идёт против фактов, когда говорит о том, что Колумб не был причиной геноцида и рабства, так как Христофор лично участвовал и в организации уничтожения и порабощения местного населения и в торговле людьми. Разумеется, не стоит во всём винить лишь его — Колумб только начал то, что продолжалось в Америках сотнями лет. В некотором смысле для многих граждан США подлинные этические мерки не далеко ушли от 15-го века.
Как только «белый» нормализуется, всё прочее становится маргинальным и второстепенным. Происходит расчеловечивание на многих уровнях
Многие, в том числе прославленные американцы, вплоть до конца 19-го века считали коренных жителей континента лишь помехой на пути расселения свободных белых. Например, один из героев Гражданской войны, сражавшийся на стороне федералов («прогрессивных» парней, чья победа привела к отмене рабства в США) Филип Шеридан говорил, что из всех индейцев, которых он встречал, хорошими были только мёртвые. Увы, для Шеридана это было не только словами — его имя связано с бескомпромиссной борьбой с аборигенами и истреблением бизонов, которые имели огромное значение для коренного населения (резкое сокращение популяции животного привело к массовому голоду). По сей день многие места в Америке названы в честь прославленного генерала. Другому герою армии Севера, Ричарду Доджу, приписывают фразу: «Убивайте каждого бизона, которого сможете убить. Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев».
Надо понимать, что и президент Авраам Линкольн — честный Эйб — не сделал ничего для того, чтобы белые американцы увидели в «индейцах» людей. При Линкольне продолжалась травля племён, живших на территории современной Калифорнии. Всё это лишь подтверждает, что отмена рабства интересовала федералов отнюдь не из уважения к человеческой жизни и свободе. Сегодня в США всё больше людей считают, что конфедераты, выступавшие в Гражданской войне за сохранение рабовладения, были поборниками господства белых (white supremacists), однако в обществе практически не слышно высказываний о том, что и их оппоненты в войне были такими же расистами. Победа северян не уравняла в правах коренных жителей Америки и чёрное население с белыми пришельцами.
Но что уж говорить о политиках и военных, когда даже белая интеллигенция в своих речах предвосхищала лозунги европейского нацизма 20-го века. Например, автор известного всем «Волшебника страны Оз» Лайман Фрэнк Баум, ещё будучи журналистом в еженедельнике «Пионер», высказывал на страницах издания такие идеи, после которых у него не должно было остаться шансов что-либо писать вообще. В 1891-м году, спустя шесть дней после того, как американские солдаты в ходе захвата новых территорий коренных жителей убили около трёхсот представителей племени лакота (включая женщин и детей), Баум написал следующее: «“Пионер” уже заявлял, что наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Мы притесняли их в течение веков, и нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы».
В конце 19-го века эти заявления сошли Бауму с рук. Печально, что в наш «прогрессивный» век его статья не стала предметом широкой общественной дискуссии, хотя и упоминалась в журнале Huffington Post по случаю 75-тилетия выхода на экраны «Волшебника страны Оз» режиссёра Виктора Флеминга.
Синдром Христофора КолумбаВ американском сленге существует понятие «синдром Христофора Колумба». Этот «синдром» напрямую связан с процессом джентрификации. Джентрификация — это, скажем, когда белые хипстеры переезжают жить в Бруклин, где им всё в новинку. Они «открывают» этот район города, забывая, что там уже десятки лет существует сложившееся сообщество со своими привычками и законами. Нет. Пришельцы начинают жаловаться на уличных музыкантов в полицию, «очищать» район от граффити, вытеснять местный малый бизнес, принадлежащий чёрным американцам, и вообще делать всё возможное, чтобы превратить Бруклин в привычное для них место жительства, с другим обликом, другой культурой, другим порядком и — что немаловажно — с другими (более высокими) ценами. «Джентрификация начинается с велосипедной дорожки», — гласит едкий вирусный твит, набравший более ста тысяч сочувственных лайков. Такие первооткрыватели служат разложению общин, подобно тому, как европейцы до неузнаваемости изменили облик континентов западного полушария — и для тех, и для других местное население воспринимается как любопытный курьёз, помеха или же средство достижения экономических целей. Местное население слишком слабо, чтобы противостоять подобным вторжениям. Пожалуй, упомянутый «синдром» — единственное явление, которое заслуживает быть названным в честь Христофора Колумба. Незваные гости, которые притесняют (или даже вытесняют) незащищённые общины — и есть носители этого синдрома.
С 1825-го года в США официально была закреплена «Доктрина открытия», согласно которой всякая «открытая» земля переходила тому, кто её «открыл». Местное же население не имело прав на свою землю. Формально люди могли продолжать жить на этой земле, но права оказывались у белых «Колумбов». Ещё один пример того, как человек, «открывший» Америку, задал тон дальнейших отношений европейцев с жителями Нового Света.
«Не моя история»Жители Миннесоты запустили петицию, призывающую заменить памятник Колумбу памятником музыканту Принсу, который родился в этом штате. Текст петиции адресован лично губернатору Миннесоты, и в нём сказано, что жители штата не желают прославлять насильника, поработителя и убийцу. «Принс представляет ценности Миннесоты, а Колумб — нет», — говорится в конце текста петиции. Также предполагается, что увековечен должен быть не только легендарный артист, но и ещё один человек — на выбор местного сообщества коренных американцев. На момент написания статьи петицию подписало почти шесть тысяч человек.
И если вы думаете, что я всё ещё говорю про Колумба, а не про атамана Ермака, то подумайте ещё раз
Белые, не согласные со сносом памятников их героям (поборникам рабовладения, расистам и прочим мрачным личностям), часто апеллируют к идее бережного отношения к истории, упуская из виду слабые стороны подобной аргументации. Во-первых, история и памятники — совсем не одно и то же. Если вам очень не терпится взглянуть на любимого душегуба — пожалуйста, сходите в музей. Во-вторых, бережное отношение к истории на поверку оказывается бережным отношением к одним и тем же белым мужчинам, которые убивали себе подобных и этим снискали себе почёт и уважение. Симптоматично, что 19 сентября в центре Москвы был открыт памятник никому иному как Калашникову — да ещё и с его смертоносным детищем в руках. Я думал, что уже и так достаточно памятников мужчинам — к тому же связанным с войной.
Напоследок предлагаю проделать мысленный эксперимент. Представьте, что ваш маленький народ когда-то был многочисленным и проживал на обширной территории, пока жаждущий наживы грабитель во главе хорошо вооружённого отряда не перебил почти всех ваших предков, заставив уцелевших уйти с лучших территорий. Прошло много времени, и зла вы не держите. Спокойно учите историю государства, прибравшего земли вашего народа к рукам, говорите на языке, произошедшем от того, на котором говорил грабитель, а памятник этому героическому полководцу провожает вас взглядом, когда вы проходите мимо него. Едва ли вам приятно встречать его снова и снова. И если вы думаете, что я всё ещё говорю про Колумба, а не про атамана Ермака, то подумайте ещё раз.
В начале статьи использована картина Диоскоро Пуэбло «Высадка Колумба в Америке», в конце — гравюра неизвестного авторства, на которой изображается, как солдаты кормят собак детьми индейцев.
На чьи деньги открыли Америку и кто на этом заработал
Двенадцатого октября 1492 года матрос Родриго де Триана закричал: «Земля! Земля!» — и заработал 10 тыс. мараведи — примерно свое годовое жалованье. Однако денег он в итоге так и не получил: оказывается, глава экспедиции, Христофор Колумб, еще за 22 часа до этого видел землю, но никому об этом не сообщил, а только сделал запись в бортовом журнале. А теперь о деньгах.
Да, сегодня речь пойдет об открытии Америки — но не о подвиге и даже не о прозорливости Колумба, видевшего на сутки вперед. Мы поговорим о деньгах, на которые открыли Америку и которые получили из Америки, о тех, кто платил, и тех, кто заработал (по крайней мере на великом открытии и первых этапах колонизации). На этот счет есть несколько версий. Начнем с конспирологии, а закончим фактами и бухгалтерией.
Неожиданная версия
Америку открыли на деньги евреев, для евреев, и Колумб тоже тайный еврей. Это не шутка, а теория, озвученная относительно недавно, но профессиональными историками.
Дело в том, что Колумб открыл Америку в тот же год, когда испанские короли окончательно изгнали мавров (мусульман) с Иберийского полуострова и потребовали от оставшихся мусульман и иудеев либо креститься, либо покинуть страну. Мавров принимали единоверцы в Северной Африке, тогда как иудеев не ждали нигде. Но их в Испании было особенно много, порядка 800 тыс. Некоторые ушли, а многие крестились и стали марранами — так называли крещеных евреев и их потомков на поколения вперед.
Жизнь марранов в Испании была трудной, унизительной и опасной. Инквизиция подозревала их в тайной принадлежности к иудаизму, соседи завидовали богатству и писали доносы. Потому евреи, вне зависимости от веры, рады были уехать куда подальше.
Пишут, что Колумб искал для евреев новую обетованную землю и что он собирался напасть на мусульман с другой стороны земного шара и отвоевать Палестину. После открытия Америки крещеные евреи действительно были в числе первых переселенцев. Это считают одним из косвенных подтверждений их следа в великом открытии.
Подозревают в еврействе и самого Колумба, вспоминая его рыжеватые волосы и большой нос. А еще пишут, что Колумб был слишком умен и образован для европейца тех веков.
Но главное (и это уже точно) — деньги на первую экспедицию активно давали евреи, большей частью крестившиеся. А основную сумму нашел королевский казначей Луис де Сантанхель, еврей по рождению, спасавшийся возле короля от инквизиции.
Портрет Луиса де Сантанхеля
Именно де Сантанхель убедил короля и королеву все-таки дать Колумбу деньги, и именно ему путешественник проникновенно и уважительно писал о своих свершениях.
В общем, версия небессмысленная, но доказательства зыбки:
- Марраны готовы были давать деньги на любые проекты, лишь бы понравиться королю.
- В Америку поехало меньше евреев, чем в соседние страны, и там они своей идентичности не раскрывали, но старались быть примерными испанцами.
Интересные факты:
- В XX веке в Португалии обнаружилась община криптоиудеев, которые больше 400 лет внешне были католиками и португальцами, но тайно исповедовали иудаизм. Однако в Новом Свете подобного не нашли.
- Зато генетики обнаружили еврейские гены почти у 20% испанских мужчин.
На этом заканчиваем с конспирологией — обратимся к фактам и документам.
Предыстория
Христофор Колумб родился в 1451 году в Генуе. Вряд ли он был с детства богат, но точно не бедствовал и получил образование в университете. Колумб мог свободно общаться с учеными, писать письма аристократам и выступать на публике, а в те времена разрыв в знаниях и манерах бывал велик и значил много. Христофор был обаятелен и красив: высокий, статный — и смотрел на мир чистыми светлыми глазами — даже когда врал, а врал он много и до самой старости.
Благодаря талантам и обаянию его личная жизнь складывалась удачно и способствовала карьерному росту. В 19 лет он женился на дочери известного морехода. У его тещи были плантации сахарного тростника на португальской Мадейре. Колумб перевозил тростник, набирался опыта, наблюдал, делал расчеты. Кстати, в первый раз он вышел в море 14-летним, а к 32 годам был уже опытным капитаном, ходившим от Ганы (почти экватор) до Исландии (почти полярный круг).
Проект и поиск инвесторов
Идею добраться на Восток вокруг Земли подсказал флорентийский ученый Паоло Тосканелли. Правда, он в четыре раза сократил дорогу — как оказалось, к счастью. Колумб самостоятельно начал buscar el levante por el poniente (искать восток через запад) после 1474 года. В ближайшие пять-шесть лет идея стала красиво обоснованным бизнес-проектом.
В поисках денег на экспедицию Христофор прошел все мытарства стартапера. Он писал яркие резюме для своего проекта и себя лично. Проект, как потом выяснилось, был верен лишь теоретически: не будь на пути Америки, экспедиция не добралась бы западным путем ни до Индии, ни даже до Японии. Расстояние от Канарских островов до Японии — больше 20 тыс. километров, а каравеллы тех лет так далеко не ходили.
О себе Христофор предоставлял сведения, которые звучали красиво, но были заведомо неправдивыми. В самопрезентациях он добавлял себе годы опыта в мореплавании, подвиги на войне и прочие успехи — не из тщеславия, но ради повышения авторитета.
Вначале Колумб искал спонсоров среди земляков, генуэзских купцов. Он обещал им обойти конкурентов-венецианцев, арабских посредников и турецкие пошлины, но оставить себе сотни процентов прибыли от торговли шелком, пряностями и прочими восточными товарами. Купцы не решились.
Второй попыткой был португальский король. Вначале он поддался обаянию Колумба, но потом передал проект профессиональным ученым. Те же, как водится, были теоретиками, «заволынили» дело на два года — и все равно отказали. В итоге Христофор Колумб, истратив деньги на жизнь и продвижение проекта, с семьей перебрался в Испанию, а на самом деле бежал, потому что не выплатил португальским кредиторам 220 крузадо (цена 15—18 тонн мяса или заработок рабочего за 5—8 лет).
Борьба в Испании
В Испании Колумб заинтересовал многих, но в результате прошел тот же португальский лабиринт еще несколько раз. Вначале проект понравился одному испанскому герцогу, но тот решил, что все слишком красиво, чтобы быть правдой. Потом другой герцог согласился дать четыре корабля, но спохватился, что земли могут быть слишком богатыми и вызовут зависть монархов. Через цепочку знакомств идеи Колумба дошли до королевской четы, но те еще были заняты войной с последними маврами.
С мая 1487 года ожидающему Христофору стали выплачивать материальную помощь от государства — где-то на уровне зарплаты хорошего моряка или плотника. Потом Колумба позвал обратно португальский король, который даже обещал не арестовывать его (очевидно, за те 220 крузадо), но португальцы нашли путь вокруг Африки. С английским королем тоже не получилось. И как раз в это время испанская комиссия повторила выводы португальской: опасно, бессмысленно, денег не давать. Впрочем, это был совсем не конец, а, наоборот, начало.
Еще один штрих к портрету Христофора Колумба: перед отъездом из Португалии он овдовел, с ним остался сын Диего. В Испании Колумб сошелся с 20-летней Беатрисой, деревенской сиротой и бесприданницей, и скоро прижил еще одного сына. Кормильцем всей компании был только сам Христофор, свободных денег не было, потому не судите его строго за будущую алчность.
Кое-что об испанских монархах
Они были супругами, но у каждого из них было собственное, когда-то независимое королевство: у Изабеллы — Кастилия, у Фердинанда — Арагон. После свадьбы у каждого из супругов остался свой двор и бюджет. Соответственно, просить денег и отчитываться надо было сразу перед двоими.
Фердинанд II и Изабелла I
Когда испанская комиссия отказала Колумбу, он подождал полгода и собирался попытать счастья при французском дворе. И тут испанцы решили все-таки не упускать шанс.
Известно, что Луис де Сантанхель, тот самый казначей Фердинанда, сказал Изабелле, что деньги на экспедицию — это расходы королевского двора за неделю, что дворянский титул для Колумба ничего не стоит, а в случае успеха есть шанс возвыситься над другими монархами.
Христофору Колумбу выделили 20 тыс. мараведи, чтобы тот добрался и предстал перед монархами в приличном виде. За такую сумму наемный капитан ходил по морям почти год. После первого визита ему снова отказали, но потом все-таки согласились.
О чем договорились монархи и Колумб
Пишут, что испанская власть была жестокой, она грабила колонии, обманывала туземцев, обращала их в рабство, забирала имущество тех, кто попал под инквизицию. Однако Испания не была деспотией, где воля монарха заменяла закон. С Колумбом испанские короли заключили договор, согласно которому обещали ему немалые награды в случае открытия новых земель для короны.
Христофору Колумбу обещали:
- Дворянство и титул адмирала Океана (и то и другое передается по наследству).
- Звание вице-короля и должность губернатора всех открытых земель.
- Право на комиссию в 10% от всей торговли, включая жемчуг, драгоценные камни, золото, серебро, специи и другие товары, покупаемые и продаваемые в пределах подконтрольных ему территорий.
- Право быть верховным судьей на этих территориях.
- Право вложить в бюджет экспедиции до 12,5% его объема и получить до 12,5% от прибыли экспедиции.
Третий пункт просто фантастический, зато последний весьма конкретен. Точных данных нет, но известно, что Колумб занимал как раз подходящую сумму.
Забегая вперед, отметим: свои 10% Колумб и его потомки так и не получили, да и не могли получить. Представьте себе: кто-то получает 10% от ВВП Центральной Америки. Не представляется…
Однако потомки Христофора Колумба судились с короной больше 200 лет.
Откуда короли взяли деньги
Вопрос кажется странным, однако не удивляйтесь. Как это иногда бывает, государство собирало налоги (на тот момент 250 млн мараведи в год), финансировало двор, вело войну, а вот свободных денег не было вообще.
Тут снова выручил Луис де Сантанхель, причем весьма неожиданно: он занял деньги в кассе Святой Эрмандады — так называлась региональная полиция, которую финансировали из местных средств.
По поводу суммы есть вопросы: в одних источниках указывается 1 млн мараведи, в других — 1,14 млн. Наиболее вероятно, что деньги взяли под 14% годовых.
Кстати, даже документ сохранился.
Деньги взяли на снаряжение трех каравелл, но потратили только на одну — «Санта-Марию». Власти вовремя вспомнили, что на город Палос наложен штраф — то ли за браконьерство, то ли за пиратство. В счет штрафа город дал еще два корабля. На этом господдержка закончилась.
Реплика «Санта-Марии»
Еще 159 314 мараведи (предположительная сумма) внес Колумб. Но эти деньги были заемные (здесь снова вспоминают еврейский капитал).
Порядка 500 тыс. мараведи внесли братья Пинсоны. Деньги тоже были заемными от итальянских банкиров (возможно, от испанских марранов). За это братья стали капитанами двух других кораблей: «Пинта» и «Нинья».
Также в баланс экспедиции вносят награду Колумбу за открытие новых земель — это 335 тыс. мараведи и бонус за исследование в размере 156 220 мараведи.
Последняя цифра расчетная, и непонятно, когда и кому заплатили эти деньги. Те 10 тыс., которые Колумб «отобрал» у матроса, в бюджет не включают, но впоследствии эти деньги, кажется, были выплачены.
Наиболее информативным выглядит расходный бюджет экспедиции. Его после долгих исследований составили уже в XX веке.
Статья расходов | Сумма в мараведи |
Бонус Колумбу за открытие новых земель | 335 000 |
Расходы на питание в экспедиции | 319 680 |
Зарплата офицеров | 268 000 |
Зарплата матросов | 252 000 |
Ремонт и обслуживание кораблей | 204 434 |
Бонус исследователю за внесение собственных средств | 156 220 |
Аренда судов «Пинта» и «Нинья» | 115 200 |
Аренда судна «Санта-Мария» | 79 200 |
Амортизация | 36 000 |
Итого | 1 765 734 |
Как видите, на социальной лестнице тех времен были большие ступеньки. Немногие офицеры зарабатывали больше, чем все матросы. Доход Колумба был выше, чем у всего офицерского состава. Правда, он рассчитывал не на это.
Что заработала первая экспедиция
По общему мнению, она не заработала ничего. Споры идут лишь о сумме убытка.
Дело в том, что Колумб открыл острова Карибского бассейна. Люди там ходили без одежды, пользовались костяными орудиями и не знали железа. Правда, у них нашлись ткани, но весьма простые. Еще были экзотические животные, но это ведь не массовый товар. Золото все же нашлось, но мало. Рады были только матросы, менявшие даже хлам вроде битых бутылок на кусочки золота.
В итоге первая экспедиция Христофора Колумба принесла убыток в размере 808 820 мараведи.
Баланс был бы еще хуже, если учесть стоимость «Санта-Марии», которую пришлось разобрать после крушения. Но остатки пустили на строительство первого форта в Новом Свете.
Все золото из первой экспедиции поднесли королевской чете на одном подносе. Привезли также ананасы, листья табака, перья, шестерых местных индейцев, индейку и гамак. На богатства Востока это было мало похоже.
Своих 12,5% прибыли Колумб не получил, но премию в 335 тыс. мараведи ему выдали.
Вторая и третья экспедиции были в разы больше. Из Европы выходило уже по 30 кораблей с несколькими тысячами людей на борту. С собой они везли лошадей, оружие и даже специально обученных собак, так как отношения с индейцами испортились.
Бухгалтерии по следующим экспедициям нет, но известно, что Колумб уже требовал свои проценты от всей торговли. Власти же справедливо указывали на убытки вместо прибылей. Моряки и поселенцы строчили жалобы на алчность и самоуправство Христофора Колумба.
В третью экспедицию выехал новый губернатор открытых земель, а Колумба вернули домой в цепях. Правда, в Испании Колумба быстро оправдали (или простили) и даже выдали ему некоторую сумму в качестве компенсации морального ущерба. На обратном пути в Испанию утонул второй губернатор, назначили третьего, но не Колумба. А Колумб подарил Испании выгодную идею: посылать в Новый Свет осужденных с уменьшением срока вдвое. С учетом смертности в колониях власть тратилась на билет в один конец. Христофору же позволили возглавить четвертую экспедицию.
С обещанными 10% поступили оригинально. Первопроходцу объяснили, что корона получает от американских доходов 20% и долю Колумба нужно брать из этих денег, а 10% от 20 равно 2. Но и эти проценты платить было не с чего.
Интересный факт: все утверждают, что Христофор Колумб так и не узнал, что приплыл не в Азию, а на какой-то другой материк. Но знать это было для него еще и невыгодно. Во время второй экспедиции Колумб исследовал Кубу, и нужно было пройти еще примерно 100 километров, чтобы стало ясно, что Куба — это остров. Однако команда уже бунтовала, и Колумб заставил их присягнуть, что Куба — часть материка, чтобы спокойно доложить об этом в Испании и отстаивать свои привилегии.
Кто все-таки остался в выгоде?
Христофор Колумб еще при жизни получил славу и признание. Но если считать потраченные годы и материальные награды, то заработал он намного меньше, чем если бы занимался торговыми рейсами по старым маршрутам.
Его сыновьям повезло больше. Старший, законный сын породнился с одной из первейших фамилий Испании, сам получил титул герцога, отцовское звание адмирала и многое другое. Дело в том, что через пару десятков лет после смерти Христофора Колумба в Европу пошло-таки американское золото.
Дворец Алькасар-де-Колон был построен для Диего Колона, сына Христофора Колумба в начале 16 века. Диего был назначен вице-королем Ла Эспаньолы (ныне Доминиканская республика).
Младший тоже преуспел: стал ученым и доверенным лицом одного из следующих королей. Оба в определенный момент относились к числу богатейших людей Испании.
Больше всего получила испанская монархия. По грубым подсчетам, только прямая выгода от каждого мараведи, вложенного в первую экспедицию, составила 1 733 000 к 1. А посчитать выгоду от импорта новых растений, переселения людей и взаимной торговли вообще невозможно. Тем не менее в следующем веке, после расцвета Испания объявила пять дефолтов подряд: даже владея золотом и серебром Нового Света, она не могла расплатиться с европейскими кредиторами.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
9 причин, по которым Христофор Колумб был убийцей, тираном и негодяем
Сейчас уже несколько старомодно указывать, что Христофор Колумб — во имя которого дети не ходят в школу, а почта сегодня не доставляется — был тираном-убийцей, который инициировал два величайших преступления в истории Западного полушария, атлантическая работорговля и геноцид американских индейцев.
Перефразирование всех его преступлений потребовало бы гораздо более длинной статьи, не в последнюю очередь потому, что оценка утверждений современных первоисточников — довольно сложное историографическое предприятие. У Майкла Коарда из Philadelphia Magazine есть хороший обзор; Работа Говарда Зинна по этому поводу противоречива, но вы можете найти хороший отрывок в Jacobin и иллюстрированную версию в Oatmeal.
Вот лишь несколько конкретных случаев, в основном взятых из недавней биографии Лоуренса Бергрина, Колумб: Четыре путешествия , о почти невообразимой жестокости Колумба и его команды во время их пребывания в Карибском море.
1) Колумб похитил карибскую женщину и отдал ее члену экипажа для изнасилования
Бергрин цитирует Микеле де Кунео, участника второй экспедиции Колумба в Америку (стр. 143): Я захватил очень красивую женщину, которую мне подарил лорд-адмирал [Колумб]. Когда я отвел ее в свою каюту, она была голая — по их обычаю. Меня переполняло желание получить от нее удовольствие, и я пытался удовлетворить свое желание. Она не хотела и так баловала меня своими ногтями, что я пожалел, что никогда не начинал. Тогда я взял кусок веревки и сильно хлестнул ее, и она издала такие невероятные крики, что вы не поверили бы своим ушам. В конце концов мы пришли к таким условиям, уверяю вас, что вы бы подумали, что она воспитывалась в школе для шлюх.
2) На Эспаньоле член экипажа Колумба публично отрезал уши индейцу, чтобы шокировать других и заставить подчиниться
Эспаньола, теперь разделенная между Доминиканской Республикой и Гаити. НАСА/Лаборатория реактивного движения/SRTMПосле нападения более чем 2000 индейцев Колумб приказал подчиненному Алонсо де Охеда привести ему трех индейских вождей, которых Колумб приказал публично обезглавить. Охеда также приказал своим людям схватить другого индейца, привести его в центр своей деревни и «отрезать ему уши» в отместку за то, что индейцы не помогли испанцам при переходе ручья вброд». (Бергрин, 170-171)
3) Колумб похитил и поработил более тысячи человек на Эспаньоле
По словам Кунео, Колумб приказал схватить 1500 мужчин и женщин, отпустив 400 и приговорив 500 к отправке в Испанию, а еще 600 к порабощению испанскими мужчинами. оставшиеся на острове. Около 200 из 500 отправленных в Испанию погибли в пути и были брошены испанцами в Атлантику. (Bergreen, 196-197)
4) Колумб заставил индейцев собирать для него золото, иначе умрет
Колумб приказал каждому индейцу старше 14 лет отдать большое количество золота испанцам под страхом смерти. Тем, кто проживал в регионах, где не было много золота, разрешалось вместо этого отдавать хлопок. Участникам этой системы давали «штампованный медный или латунный жетон для ношения на шее, что стало символом невыносимого позора». (Бергрин, 203)
5) Около 50 000 индейцев совершили массовое самоубийство вместо того, чтобы выполнить испанский
Бергрин объясняет, стр. 204:
Индейцы уничтожили свои запасы хлеба, чтобы ни они, ни захватчики не смогли выкуси. Они прыгали со скал, травились корнями и морили себя голодом. Угнетенные невыполнимым требованием доставлять дань золотом, индейцы больше не могли обрабатывать свои поля или заботиться о своих больных, детях и стариках. Они сдались и совершили массовое самоубийство, чтобы не быть убитыми или захваченными христианами, а также чтобы не делить с ними свою землю, свои поля, рощи, пляжи, леса и женщин: будущее их народа.
6) Через 56 лет после первого путешествия Колумба на Эспаньоле осталось только 500 из 300 000 индейцев.
1496 г., 100 000 человек погибли, половина из них в результате массового самоубийства. В 1508 году население сократилось до 60 000 человек. К 1548 году их насчитывалось всего 500 человек.Понятно, что некоторые туземцы бежали в горы, чтобы избежать испанских войск, только для того, чтобы люди Колумба натравили на них собак. (Бергрин, 205)
7) Колумб также был ужасен для испанцев под его правлением
Бартоломе де Лас Касас, один из главных летописцев преступлений Колумба. Антонио ЛараХотя Колумб бледнеет по сравнению с его преступлениями против карибов и индейцев таино, правление Колумба над испанскими поселенцами также было жестоким. Он приказал по крайней мере дюжине испанцев «публично выпороть, связать за шею и связать вместе за ноги» за обмен золота на еду, чтобы избежать голодной смерти. Он приказал отрезать язык женщине за то, что она «плохо отзывалась об адмирале и его братьях».
Другую женщину «раздели и посадили на спину осла.
Он даже приказал отрезать уши и нос одному злодею, которого также выпороли, заковали в кандалы и изгнали с острова. Он приказал публично прибить руку юнги к тому месту, где он вытащил из реки капкан и поймал рыбу. Порки за мелкие провинности происходили с угрожающей частотой. Колумб приказал одному преступнику получить сотню ударов плетью — что могло быть смертельным — за кражу овец, а другому — за ложь об инциденте. Незадачливый парень по имени Хуан Морено получил сотню ударов плетью за то, что не собрал достаточно еды для кладовой Колумба.
8) Поселенцы при Колумбе продавали 9- и 10-летних девочек в сексуальное рабство
В этом он сам признался в письме донье Хуане де ла Торре, подруге испанской королевы: «Есть много дилеры, которые ходят по магазинам, ищущие девушек; те, кому от девяти до десяти, теперь пользуются спросом, и за все возрасты нужно платить хорошую цену».
9) Индийские рабы были обезглавлены, когда их испанские похитители не удосужились их развязать. шеи, чьи головы испанцы отделили от тел, чтобы им не пришлось останавливаться, чтобы развязать их».
Обновление: В предыдущей версии этой статьи использовался другой перевод письма Колумба, в котором не было так ясно, что он говорил о 9- и 10-летних девочках; для ясности был заменен другой перевод.
Поддержите ли вы разъяснительную журналистику Vox?
Миллионы людей обращаются к Vox, чтобы узнать для себя, своей семьи и друзей о том, что происходит в окружающем мире, и узнать о вещах, которые пробуждают их любопытство. Финансовые пожертвования наших читателей являются важной частью поддержки нашей ресурсоемкой работы и помогают нам сделать нашу журналистику бесплатной для всех. Пожалуйста, подумайте о том, чтобы сделать единовременный вклад в Vox сегодня.
Один раз Ежемесячно Ежегодный
95 долларов в год
120 долларов в год
250 долларов в год
ДругойДа, дам 120 долларов в год
Да, дам 120 долларов в год
Мы принимаем кредитные карты, Apple Pay и Google Pay.
Исследование влияния Христофора Колумба на Атлантический мир – Посольство Гаити
Колумб 525: Исследование влияния Христофора Колумба на Атлантический мир
Пятьсот двадцать пять лет назад Христофор Колумб под покровительством испанцев Краун отправился в путешествие, чтобы найти западный путь в Азию. 5 декабря 149 г.2 декабря Колумб и его команда высадились на острове, который он назвал La Isla Española, «Испанский остров», который в конечном итоге был англизирован до Hispaniola. Гаити в настоящее время занимает западную треть острова, а оставшиеся восточные две трети острова составляют Доминиканскую Республику.
В Эспаньоле Колумб основал первую испанскую колонию в Новом Свете. В результате он является европейским исследователем, которому обычно приписывают создание и ведение хроники морских путей в Западное полушарие. В ранний колониальный период ключевое положение Эспаньолы на северной окраине Карибского моря сделало колонию логистической базой для завоевания Испанией большей части Западного полушария. Тем самым Колумб положил начало эре исследований, покорения и колонизации, которая длилась веками. Исследователь был обвинен многими историками в инициировании геноцида коренного населения араваков Эспаньолы, и некоторые считают его инициатором трансатлантической работорговли.
5 декабря 2017 года, ровно через 525 лет после прибытия Колумба на Гаити, посольство Гаити в Вашингтоне провело групповую дискуссию, чтобы выяснить, как действия Колумба значительно повлияли на атлантический мир и способствовали нынешней конфигурации западного мира. В дискуссии приняли участие следующие выдающиеся ученые и авторы: г-н Эрве Фанини-Лемуан, писатель и редактор издательства Kiskeya Publishing Company; д-р Джессика Круг, доцент кафедры истории Университета Джорджа Вашингтона; доктор Кей Райт Льюис, доцент кафедры истории Университета Говарда; доктор Адам Ротман, профессор истории Джорджтаунского университета; и доктор Джулия Янг, адъюнкт-профессор истории Католического университета Америки.
Первым выступил г-н Эрве Фанини-Лемуан, который представил общий обзор влияния Колумба на Атлантический мир с точки зрения исследования, колонизации, рабства и революции. По словам Фанини-Лемуана, «Хотя 1492 год был кровопролитием в истории человечества, Западная Европа в течение следующих трех столетий в значительной степени выиграла. Он проецировал свою торговлю, власть и влияние на большую часть земного шара. Затем бесконечные войны Европы велись в Атлантике, которая стала одновременно шоссе и полем битвы, поскольку западные державы оспаривали пространство между Старым и Новым Светом».
Затем д-р Янг рассказал о миграции Колумба и последовавших за ним европейцев в Америку и о том, какие огромные и разрушительные последствия она имела и по сей день формирует наш мир. В своей презентации д-р Янг рассмотрела этот вопрос с точки зрения двух тем: окружающей среды и религии. Сосредоточив внимание на этих двух темах, д-р Янг подчеркнул тот факт, что не только прибытие Колумба вызвало значительные изменения в Новом Свете, но также и то, что Новый Свет также изменил Европу/европейцев. Что касается окружающей среды, д-р Янг рассказал, что прибытие Колумба положило начало тому, что обычно называют «колумбовым обменом»: обмен растениями, животными и патогенами, который произошел, когда массовая миграция из восточного полушария в западное началась сразу после 149 г. 2. По словам доктора Янга, «все колумбийские обмены имели разрушительные последствия для Нового Света; не более чем болезнь. Подсчитано, что 75-95% местного населения умерло от болезней». Что касается религии, д-р Янг объяснил, как Колумб и последующие испанцы навязывали свои религиозные верования коренным народам, а также порабощенным африканцам. Она завершила свою презентацию, размышляя о том, как так называемое «духовное завоевание» в конечном итоге создало католическое население в Америке с папой из Латинской Америки и 425 миллионами католиков в регионе (примерно 40 процентов всего католического населения мира).
Затем последовала презентация доктора Льюиса, посвященная насилию в Атлантическом мире, особенно в связи с геноцидом коренного населения, трансатлантической работорговлей и гаитянской революцией. В своей презентации д-р Льюис представила исторический обзор наследия и использования насилия при колонизации Атлантического мира. По словам доктора Льюиса, «насилие было неотъемлемой частью истории тех людей, которые считались другими, считались порабощаемыми или просто мешали. Насилие способствовало колонизации Атлантического мира не только во времена Колумба, но и на протяжении всего процесса построения Империи».
После этого доктор Джессика Круг представила свою презентацию, посвященную беглецам и темнокожим политикам в Атлантическом мире. Она провела публику в путешествие, охватывающее пять десятилетий трансатлантической истории, с 16 по 21 век. Доктор Круг исследовал взаимосвязь между известными лидерами беглецов/сопротивления и гендерной политикой власти и государства в Западной Африке, Доминиканской Республике и Гаити с 1492 года по настоящее время.
Доктор Адам Ротман был последним выступавшим, и он исследовал вездесущность Колумба в ландшафте памяти. В качестве первого примера этого пункта д-р Ротман указал, что «мы все собрались здесь, в округе Колумбия, который, в конце концов, назван в честь Христофора Колумба». Он пояснил, что «в эпоху революции в конце 18-го и начале 19-говека многие новые независимые страны приняли Колумба как символ Америки и своих новых наций, которые были представлены фигурой «Колумбия».