Князь Игорь | описание героя
главный герой в произведении «Слово о полку Игореве» есть дети женат/замужем жизнь в достатке из обеспеченной семьи известность при жизни участие в войне/революцииСцена из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”. Постановка Большого театра
Князь Игорь, главный герой “Слова о полку Игореве” – реальное историческое лицо, новгород-северский князь Игорь Святославич. Создатель произведения был его современником. В образе этого князя он стремился показать губительные для Руси последствия междоусобиц и единоличных действий.
Описание героя
Игорь Святославич – второстепенный удельный князь, к моменту начала похода находящийся в самом расцвете сил (34 года). Он является типичным представителем феодальной эпохи. Главное желание князя – достигнуть личной славы.
Игорь Святославич – очень храбрый и мужественный человек, что было одним из главных качеств правителя. В своем понимании он, безусловно, любит родину и намерен защищать ее от врагов до последней капли крови. В то же время Игорь Святославич является очень плохим и недальновидным политиком. Желание прославиться затмевает в его душе необходимость совместных действий в войне против половцев. Затевая поход вопреки воле Святослава и практически в одиночку (с братом, сыном и племянником), он действует согласно феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”.
Князь Игорь. Иллюстрация П. Скотарь
Мечты о воинской славе и честолюбивые замыслы Игоря Святославича ярко проявляются в его словах: “Лучше ведь зарубленным быть, чем плененным”, “хочу… копье преломить на краю поля Половецкого… испить шлемом Дона”.
Очень важное качество Игоря Святославича, выгодно отличающее его от большинства князей – равнодушие к богатству. Одержав победу над передовым половецким отрядом, он в качестве личной добычи забирает лишь вражеские боевые знаки: “красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко”. Это трофеи для него гораздо важнее всех “драгоценностей половецких”.
Роль героя в произведении
Главная задача автора “Слова…” – призвать всех древнерусских князей к объединению. Исходя из этого, он придает очень большое значение неудачному походу князя Игоря Святославича.
Новгород-северский князь олицетворяет собой главные причины, препятствующие объединению Руси. Игорь Святославич – храбрый и отважный воин, но этого недостаточно. Яркий пример – организованный им поход.
Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969
Выступая против половцев, Игорь Святославич действует в общерусских интересах, но руководит им не патриотизм, а желание добиться личной славы. Этим объясняется затяжное противостояние Руси кочевникам. Как только какому-нибудь князю удается объединить под своими знаменами крупные силы, половцы терпят сокрушительное поражение.
На примере Игоря Святославича автор стремится наглядно показать острую необходимость совместных действий против врага.
Развитие героя по мере сюжета
Автор практически не касается духовного становления своего главного героя, однако по мере развития сюжета оно легко просматривается. В начале похода Игорь Святославич настроен очень решительно и игнорирует все зловещие предзнаменования. Его боевой дух значительно возрастает после первой победы и захвата половецких знамен.
Оказавшись в окружении численно превосходящих сил половцев, Игорь Святославич, вероятно, впервые задумывается о последствиях своего необдуманного поступка. Поражение и пленение наносит серьезный удар по его честолюбию.
Бегство Игоря из плена. Иллюстрация Р. Белоусова
Тот факт, что Игорь Святославич не смиряется с пленом, а “мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца” – свидетельство его горячего желания вернуться на родину и продолжить борьбу.
Отношение автора к герою
Отношение автора к главному герою двойственное. В начале произведения он, отдавая дань уважения отваге Игоря Святославича (“поострил свое сердце мужеством”), решительно осуждает его за обреченный на поражение поход и ослушание Святославу Всеволодовичу.
Тяжелое поражение русского войска автор ставит в прямую вину Игорю Святославичу и его брату. Хуже всего, что это привело к очередному всплеску набегов половцев: “застонал… Киев от горя, а Чернигов от напастей”.
“Золотое слово” Святослава Всеволодовича отражает четкую авторскую позицию по отношению к походу Игоря Святославича с братом: “Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать”. Воинская доблесть и храбрость князей не принесли никакой пользы Руси.
Одновременно с осуждением у автора невольно прорывается жалостное чувство к несчастному князю: “пересел из седла золотого в седло рабское”, “соколам [Игорю с братом] крыльица подсекли саблями поганых”, “два солнца померкли” и т. д.
При всем своем неблагоразумии Игорь Святославич, по убеждению автора, нужен Русской земле, как один из ее главных защитников. Поэтому его удачный побег приводит к всеобщему ликованию: “Села рады, города веселы”.
Прототипы
Реальный прототип главного героя “Слова…” – малозначительный новгород-северский князь Игорь Святославич (1151-1202 гг.). Какое-то время воевал в союзе с половцами против Мономаховичей. Был сватом своему будущему противнику (сын Игоря Святославича был помолвлен с дочерью хана Кончака). В 1180 г. Игорь Святославич потерпел поражение от Рюрика Ростиславича, после чего примкнул к антиполовецкой коалиции.
Князь Игорь Святославич. Иллюстрация И. Глазунова
В 1184 г. из-за гололедицы Игорь Святославич опоздал присоединиться к объединенному походу нескольких князей под руководством Святослава Всеволодовича против половцев. Это могло вызвать подозрения в симпатии к бывшим союзникам и стало косвенной причиной того, что Игорь Святославич предпринял новый поход в одиночку.
Поход начался 23 апреля 1185 г. С Игорем отправились: его брат Всеволод, сын и племянник. Автор “Слова…” точно передает события: победа в первом столкновении, окружение, три дня упорных боев, поражение и пленение Игоря и его родственников.
В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой, занимался ястребиной охотой и даже вызвал к себе священника. Вскоре, однако, прошел слух о скорой казни всех русских пленников. Игорь Святославич бежал при помощи крещеного половца Лавра и через одиннадцать дней достиг русских пределов.
Игорь Святославич действительно задумался о необходимости совместных действий и в 1191 г. организовал поход нескольких князей против половцев, закончившийся, впрочем, неудачно.
Экранизации героя
В 1969 г. на советские экраны вышел фильм-опера “Князь Игорь”, снятый по сюжету “Слова о полку Игореве”. Главную роль сыграл артист театра на Таганке – Б. А. Хмельницкий.
Борис Алексеевич к этому времени уже снялся в нескольких картинах и был известен советским зрителям. Режиссер Р. Тихомиров сделал удачный выбор. Критики высоко оценили блестящее исполнение Хмельницким роли Игоря Святославича – воинственного решительного князя.
Интересно отметить, что для съемок Борису Алексеевичу пришлось отпустить бороду. Именно в этом образе он впоследствии вошел в историю советского и российского кино.
Герой за пределами произведения
В 1989 г. был открыт памятник Игорю Святославичу в Новгород-Северском.
В 2003 г. состоялось открытие памятника знаменитому князю и литературному герою на месте предполагаемого начала похода 1185 г. под Луганском.
Список литературы
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Кузьмина В. Д. «Слово о полку Игореве» как памятник мировой литературы. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. статей под ред. И. Г. Клабуновского и В. Д. Кузьминой. М., 1947.
- Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы. Л., 1967.
- Глухов В. М. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, М.; Л., 1955.
- Кудряшев К. В. Про Игоря Северского, про землю Русскую: Историко-географический очерк о походе Игоря Северского на половцев в 1185 году.
М., 1959.
- Шарлемань Н. В. Природа в «Слове о полку Игореве». — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. исследований и статей / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.
- Рыбаков Б. А. Отрицательный герой «Слова о полку Игореве». В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966.
Даниил Романович | Просмотров: 7.7k | Оценить:
Князь Игорь и его войско
и
и
Партнеры и ссылки
На литературно-музыкальный вечер
учащихся 6-8-х классов приглашает Е. Н. ЛОМКОВА,
д. Тудозеро, Вологодская область
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2),
Чтец
Подготовка:
Оформляется выставка репродукций произведений художников, о которых пойдёт речь на вечере. Понадобятся аудиозаписи фрагмента «Половецкий стан» и арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
ВЕДУЩИЙ (1):События Древней Руси скрыты от нас исками. О том, «откуда есть пошла Русская земля», мы можем судить лишь по результатам археологических исследований и отрывочным сведениям древних летописей.
ВЕДУЩИЙ (2): Одна из летописей — Ипатьенская — сообщает нам о бесславном набеге неизвестного новгород-северского князя Игоря Святославича |1| на половецкие земли. Это событие так и осталось бы достойным лишь сожаления эпизодом русской истории, если бы не находка графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина [2] — весьма древняя рукописная книга. В ней, помимо прочего, содержался текст поэмы неизвестного автора «Слово о полку Игореве». Через несколько лет после открытия полтинник рукописи был утрачен при очередном пожаре, но поэма «Слово о полку Игореве» навсегда вошла в сокровищницу мировой литературы.
ВЕДУЩИЙ (1): Неизвестный автор сумел превратить бесславный поход в необычайное по красоте и силе «Слово…», воспевающее силу духа, храбрость, благородство наших предков и призывающее русских людей к единению.
ЧТЕЦ:
Пели песню старым мы князьям.
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю, Буй тур
Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жался сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
Слово о полку Игореве
ВЕДУЩИЙ (2): Можно сказать, что автор «Слова о полку Игореве» открыл для нас окно в Древнюю Русь.
Фольклорист и исследователь древнерусской письменности Е. В. Барсов [3| писал в 1880-е голь:: «В области русской исторической науки и литературы за текущее столетие является целая библиология «Слова о полку Игореве», в области искусства нельзя указать ни одного замечательного произведения, относящегося к «Слову…»».
ВЕДУЩИЙ (1): Действительно, если сразу после открытия и опубликования поэмы она стала объектом внимания историков и литераторов, то интерес художников к ней возник только в конце XIX — начале XX века.
ВЕДУЩИЙ (2): Свою картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» Виктор Михайлович Васнецов завершил в 1880 году. В это время художник был на распутье: он искал свое место в искусстве. Большинство критиков называли его певцом сирых и обездоленных и пророчили ему славу создателя социальных полотен. Но самого художника все больше привлекала русская старина. Он с упоением читал былины и сказки, изучал древнерусские летописи, гулял по Москве и окрестностям, любовался творчеством зодчих и иконописцев — это помогало ему узнать мир духовной культуры древнерусского человека. «Слово о полку Игореве» он услышал от поэта и переводчика А. Н. Майкова [6].
ВЕДУЩИЙ (1): Васнецов сделал отдельные наброски, но долго не мог приступить к созданию большого полотна. Избрать темой картины поле после битвы Васнецова в какой-то мере подтолкнули современные ему события Русско-турецкой войны: «Не так ли наши сейчас под Плевной, — говорил художник. — Трижды бросались на штурм и трижды не отступая ни на шаг, тысячами ложились от несметной, как саранча, силы врага… Славны же будьте герои, русские солдаты!»
Работа над картиной заняла два года, ей предшествовали одиннадцать эскизов. Васнецову удалось передать восхищение автора поэмы ратными подвигами русских витязей и скорбь о погибших. Художник не только всесторонне продумал изображенный им исторически ii момент, но и сам проникся духом «Слова о полку Игореве».
ЧТЕЦ:
Бились так день..
Бились другой,
А на третий день к полудню
Пали знамена Игоревы.
Тут кровавого вина не достало:
Тут и пир докончили храбрые воины русские,
Сватов попоили,
А сами легли за русскую землю.
Поникает трава от жалости,
А дерево печалью
К земле приклонилось.
Слово о полку Игореве
ВЕДУЩИЙ (2): На поле битвы лежат тела не мертвых воинов, а, как говорится в русском фольклоре, «вечно уснувших». В сдержанных позах и лицах павших видно величавое спокойствие. Их смерть в каком-то смысле прекрасна, потому что это смерть за Родину.
Луна, словно омытая кровью, поднимается над степью. Сумерки пробуждают печаль. Во всем пейзаже чувствуется тихая грусть. Последнее ложе павших воинов В. М. Васнецов, следуя традиции, украсил склонившимися цветами.
ВЕДУЩИЙ (1): Поскольку творцы народного эпоса изображали народ мужественным и доблестным, полным внутреннего достоинства, то и В. М. Васнецов пошел по этому пути. Его картина — воплощение народных идеалов и высоких патриотических чувств.ВЕДУЩИЙ (2): Позже к «Слову о полку Игореве» стали обращаться многие художники: Н. К. Рерих [7], Г. В. Якутович [8], И. И. Голиков |91, С. С. Кобуладзе 1101» Н. А. Воробьев [11]. Причем чаше всего «Слово о полку Игореве» пытались воплотить в графике, особенно книжной. Иллюстрация замечательна тем, что располагается рядом с текстом, являясь его дополнением.
ВЕДУЩИЙ (1): Лучшие художники-иллюстраторы отличаются тем, что они не только воплощают для читателей героев «Слова…», но и вносят свое понимание в трактовку древнего эпоса. Например, два художника — В. А. Фаворский [12| и Д. С. Бисти [13] по-своему истолковывали произведение, в их работах есть что-то общее, но больше различий.
ВЕДУЩИЙ (2): Фаворский впервые обратился к «Слову о полку Игореве» в 1930-е годы, нарисовав частники к отдельным частям поэмы. Основной цикл работ был сделан им через 20 лет в 1950-с голы. Этот цикл критики считают не только вершиной творчества самого художника, но и одной из вершин мировой иллюстрации.
Дмитрий Спиридонович Бисти создал свои иллюстрации в 1980-е годы. К этому времени была создана большая часть работ, посвященных «Слову о полку Игореве». Переосмыслив их, Д. С. Бисти создал свои, ни на что не похожие картины.
ВЕДУЩИЙ (1): Прежде всего работы художников отличаются по манере письма. У В. Л. Фаворского штриховка тонкая и ровная, что создает мягкий, серебристый колорит. У Д. С. Бисти большинство линий широкие и четкие, очень часто встречаются темные пятна. Почерк В. Л. Фаворского — точность, историческая документальность и благородная простота, Д. С. Бисти отличают невнимание к отдельным деталям, символичность и некоторая ассоциативность восприятия.
ВЕДУЩИЙ (2): На гравюрах В. А. Фаворского оживает былинная Русь. Могучее, красивое, немного сказочное и идеализированное государство. С бескрайними полями, спокойными реками, мужественными и прекрасными людьми.
ВЕДУЩИЙ (1): Очень отличаются иллюстрации В. А. Фаворского и Д. С. Бисти к «Плачу Ярославны». Владимир Андреевич Фаворский изобразил Ярославну на крепостной стене, с распростертыми руками — это традиционный способ изображения горя княжны, переживающей о своем муже.
Дмитрий Спиридонович Бисти решил трактовать этот эпизод по-своему. На его иллюстрации Ярославна стоит посреди поля и представляет горы мертвых русских воинов. Она скорбит о них всех.
ЧТЕЦ:
Нал широким берегом Дуная.
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобрового опушкой.
Наклоняясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны.
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле на забрале.
Лишь заря займется по утру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, ветер, злобно повеваешь.
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе,
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море.
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На стене в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле на забрале,
Лишь заря займется по утру,
Ярославна, полная печали.
Как кукушка кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под напором грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный.
Горем переполнило колчан?»
Слово о полку Игореве
ВЕДУЩИЙ (2): Самое яркое воплощение «Слова о полку Игореве» в музыке — это опера А. П. Бородина [14] «Князь Игорь». Создать оперу на сюжет «Слова…» композитору предложил его друг В. В. Стасов — музыкальный критик. Эта идея пришлась ему по душе. Чтобы проникнутся духом старины, А. П. Бородин побывал в окрестностях Путивля, изучал летописи и былины, исследования о кочевых племенах, музыку их потомков.
Опера создавалась и течение восемнадцати лет. Главной причиной тому была занятость Л. П. Бородина. Он был не только выдающимся композитором, но и ученым-химиком с мировым именем. создателем первых медицинских учений. Свою знаменитую оперу он писал в перерывах между научными и общественными трудами, не акт за актом, а «кусками», создавая те сиены, которые больше всего занимали его в данную минуту.
ВЕДУЩИЙ (1): Сюжет оперы не совсем соответствует сюжету «Слова о полку Игореве». Главным героем А. П. Бородин сделал Игоря — благородного и смелого витязя, близкого по духу к образам былинных богатырей. Чтобы оттенить его облик, А. П. Бородин противопоставил ему фигуру князя Владимира Галицкого, брата жены Игоря — разгульного и недалекого. Это противопоставление олицетворяет собой стихию княжеских раздоров. Композитор ввел в оперу еще одну героиню — дочь половецкого хана Кончика, которая страстно полюбила сына Игоря — князя Владимира. Александру Порфирьевичу Бородину удалось открыть в «Слове о полку Игореве» то, что почти не замечали до него. В этом произведении соприкасаются и противоборствуют два мира: стихия русской народной жизни и стихия Востока — древнего, жестокого и мудрого.
(Звучит аудиозапись фрагмента «Половецкий стан» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».)
ВЕДУЩИЙ (2): Образ Игоря лучше всего выражается в арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Здесь запечатлены и горькие раздумья, и жажда свободы, и осознание своей вины, и любовь к Ярославне.
(Звучит аудиозапись арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».)
ВЕДУЩИЙ (I): «Слово о полку Игореве» обладает удивительной способностью пробуждать к жизни все новые проявления искусства. Постепенно образы и картины «Слова…» нашли достойное истолкование в музыке, живописи, на сцене и в литературе. «Слово о полку Игореве» велико не только само по себе, но и тем, какое влияние оно оказало на русскую культуру, русский характер и национальное самосознание.
ВЕДУЩИЙ (2): Идея «Слова о полку Игореве» оказала влияние на творчество многих поэтов.
ЧТЕЦ:
Что шумит-звенит перед зарею,
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями.
По курганам, по могилам сонным
Нависает в темных балках сумрак.
Тусклый день нал сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Что шумит-звенит перед зарею,
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова пест вольный истер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли старый и сонливый
Он качает, клонит и качает.
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?
И. Бунин
ВЕДУЩИЙ (1): Наш литературно-музыкальный вечер завершен. Надеюсь, вы узнали много нового о замечательном произведении «Слово о полку Игореве».
ЛИТЕРАТУРА
- Бахревский, В. Виктор Васнецов. — М.: Мол. гвардия. 1989.
- Осетров, Е. И. Мир Игоревой песни: Этюды. — 2-е изд. — М.: Современник, 1981.
- Интернет-сайт: http://wwvvchit.uniyar.ac.ru
Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) (Опера)
|
Князь Игорь
Пролог
Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и войском воинов готовится к походу против кочевников-половцев, отправляющихся в поход опустошительные нападения на целинные земли России. Народ приветствует Игоря и воинов и желает им победы.
Вдруг темнеет — начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре считают это дурным предзнаменованием, неблагоприятным знаком и советуют Игорю отложить поход. Жена князя Ярославна тоже умоляет его остаться дома. Но князь Игорь непреклонен. Он уверен, что его дело правое — он будет защищать Россию.
Князь прощается с женой и нежно утешает ее, уверяя, что ей не о чем беспокоиться и она должна ждать его победоносного возвращения. Он поручает Ярославну на попечение ее брата, князя Владимира Галицкого, которого назначает своим наместником в Путивле.
Незаметно два воина, Скула и Ерошка, покидают войско Игоря; они намерены поступить на службу к князю Галицкому.
Получив благословение, Игорь и его отряд отправились в поход.
Увертюра
Акт I
Вечер в половецком таборе
Половецкие девицы пытаются развлечь Кончаковну, дочь хана Кончака, песнями и плясками. Все ее мысли сосредоточены на пленном юноше — князе Владимире.
Кончаковна с нетерпением ждет момента, когда сможет его увидеть.
Появляется сын Игоря Владимир, очарованный Кончаковной.
Но князь Игорь и слышать не хочет о женитьбе Владимира. Однако Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя.
Князь Игорь не может уснуть. Его угнетают мрачные мысли. Нелегко преодолеть позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощении родной земли. Игорь страстно жаждет свободы, чтобы освободить Россию. Он с нежностью вспоминает свою любимую жену Ярославну.
Неожиданно к нему подходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но последний отказывается – русскому князю не следует бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает высокие почести Игорю как своему почетному гостю. Он обещает освободить его, если тот согласится никогда больше не поднимать меч на половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака и не скрывает своих намерений: освободившись, он соберет свои силы и снова пойдет войной на половцев.
Гордость и доблесть русского князя восхищают Кончака.
По приказу хана пленные женщины и воины развлекают Игоря, чтобы рассеять его мрачные мысли танцами, прославляющими могучего Кончака.
Акт II
Половецкий стан
Хан Гзак, посланный в поход Кончаком, возвращается с пленными русскими и богатой добычей. Зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, князь Игорь сожалеет о содеянном и призывает русских князей соединиться воедино. Чтобы спасти родную землю, Игорь придумывает план побега. Кончаковна бьет тревогу. Но Игорю и Овлуру удается укрыться. Разгневанные половцы требуют смерти его сына Владимира, но Кончак не только дает ему помилование, но и решает, что Кончаковна может выйти замуж за Владимира в придачу.
Городские стены Путивля
Утром Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, оплакивает его утрату. Обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр, она ждет их ответа: где Игорь и что с ним случилось? Плач Ярославны повторяет заунывная песня жителей села, оплакивающих разорение и опаление земли.
Двор князя Владимира Галицкого
Князь Галицкий пирует за богато накрытым столом со своими слугами во главе со Скулой и Ерошкой. Власть его ограничена – он хотел бы отправить Ярославну в женский монастырь и стать князем Путивля, свергнув с престола князя Игоря. 902:14 Во двор вбегают взволнованные девицы. Они умоляют князя Галицкого освободить их подругу, взятую воинами в палату для увеселения. Но князь выгоняет девиц на потеху пьяной толпе.
Запой достигает кульминации. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с воинами, чья удаль растет от кутежа, подстрекают народ к мятежу: «Игоря свергнем, а Владимира на престол возведем! Чего нам бояться?»
Палата Теремного дворца Ярославны. Будильник
Принцесса чувствует себя неловко. Тревожные сны и мрачные предчувствия остаются с ней день и ночь. У нее давно не было вестей от принца. И она видит распри и козни вокруг нее со стороны князей, даже родной брат ее Владимир задумал какое-то злое дело, надеясь свергнуть с престола князя Игоря и стать князем путивским.