Что князь игорь сделал для руси: Что сделал князь Игорь для Руси?

Князь Игорь | описание героя

главный герой в произведении «Слово о полку Игореве» есть дети женат/замужем жизнь в достатке из обеспеченной семьи известность при жизни участие в войне/революции

Сцена из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”. Постановка Большого театра

Князь Игорь, главный герой “Слова о полку Игореве” – реальное историческое лицо, новгород-северский князь Игорь Святославич. Создатель произведения был его современником. В образе этого князя он стремился показать губительные для Руси последствия междоусобиц и единоличных действий.

Описание героя

Игорь Святославич – второстепенный удельный князь, к моменту начала похода находящийся в самом расцвете сил (34 года). Он является типичным представителем феодальной эпохи. Главное желание князя – достигнуть личной славы.

Игорь Святославич – очень храбрый и мужественный человек, что было одним из главных качеств правителя. В своем понимании он, безусловно, любит родину и намерен защищать ее от врагов до последней капли крови. В то же время Игорь Святославич является очень плохим и недальновидным политиком. Желание прославиться затмевает в его душе необходимость совместных действий в войне против половцев. Затевая поход вопреки воле Святослава и практически в одиночку (с братом, сыном и племянником), он действует согласно феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”.

Князь Игорь. Иллюстрация П. Скотарь

Мечты о воинской славе и честолюбивые замыслы Игоря Святославича ярко проявляются в его словах: “Лучше ведь зарубленным быть, чем плененным”, “хочу… копье преломить на краю поля Половецкого… испить шлемом Дона”.

Очень важное качество Игоря Святославича, выгодно отличающее его от большинства князей – равнодушие к богатству. Одержав победу над передовым половецким отрядом, он в качестве личной добычи забирает лишь вражеские боевые знаки: “красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко”. Это трофеи для него гораздо важнее всех “драгоценностей половецких”.

Роль героя в произведении

Главная задача автора “Слова…” – призвать всех древнерусских князей к объединению. Исходя из этого, он придает очень большое значение неудачному походу князя Игоря Святославича.

Новгород-северский князь олицетворяет собой главные причины, препятствующие объединению Руси. Игорь Святославич – храбрый и отважный воин, но этого недостаточно. Яркий пример – организованный им поход.

Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969

Выступая против половцев, Игорь Святославич действует в общерусских интересах, но руководит им не патриотизм, а желание добиться личной славы. Этим объясняется затяжное противостояние Руси кочевникам. Как только какому-нибудь князю удается объединить под своими знаменами крупные силы, половцы терпят сокрушительное поражение.

На примере Игоря Святославича автор стремится наглядно показать острую необходимость совместных действий против врага.

Развитие героя по мере сюжета

Автор практически не касается духовного становления своего главного героя, однако по мере развития сюжета оно легко просматривается. В начале похода Игорь Святославич настроен очень решительно и игнорирует все зловещие предзнаменования. Его боевой дух значительно возрастает после первой победы и захвата половецких знамен.

Оказавшись в окружении численно превосходящих сил половцев, Игорь Святославич, вероятно, впервые задумывается о последствиях своего необдуманного поступка. Поражение и пленение наносит серьезный удар по его честолюбию.

Бегство Игоря из плена. Иллюстрация Р. Белоусова

Тот факт, что Игорь Святославич не смиряется с пленом, а “мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца” – свидетельство его горячего желания вернуться на родину и продолжить борьбу.

Отношение автора к герою

Отношение автора к главному герою двойственное. В начале произведения он, отдавая дань уважения отваге Игоря Святославича (“поострил свое сердце мужеством”), решительно осуждает его за обреченный на поражение поход и ослушание Святославу Всеволодовичу.

Тяжелое поражение русского войска автор ставит в прямую вину Игорю Святославичу и его брату. Хуже всего, что это привело к очередному всплеску набегов половцев: “застонал… Киев от горя, а Чернигов от напастей”.

“Золотое слово” Святослава Всеволодовича отражает четкую авторскую позицию по отношению к походу Игоря Святославича с братом: “Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать”. Воинская доблесть и храбрость князей не принесли никакой пользы Руси.

Одновременно с осуждением у автора невольно прорывается жалостное чувство к несчастному князю: “пересел из седла золотого в седло рабское”, “соколам [Игорю с братом] крыльица подсекли саблями поганых”, “два солнца померкли” и т. д.

При всем своем неблагоразумии Игорь Святославич, по убеждению автора, нужен Русской земле, как один из ее главных защитников. Поэтому его удачный побег приводит к всеобщему ликованию: “Села рады, города веселы”.

Прототипы

Реальный прототип главного героя “Слова…” – малозначительный новгород-северский князь Игорь Святославич (1151-1202 гг.). Какое-то время воевал в союзе с половцами против Мономаховичей. Был сватом своему будущему противнику (сын Игоря Святославича был помолвлен с дочерью хана Кончака). В 1180 г. Игорь Святославич потерпел поражение от Рюрика Ростиславича, после чего примкнул к антиполовецкой коалиции.

Князь Игорь Святославич. Иллюстрация И. Глазунова

В 1184 г. из-за гололедицы Игорь Святославич опоздал присоединиться к объединенному походу нескольких князей под руководством Святослава Всеволодовича против половцев. Это могло вызвать подозрения в симпатии к бывшим союзникам и стало косвенной причиной того, что Игорь Святославич предпринял новый поход в одиночку.

Поход начался 23 апреля 1185 г. С Игорем отправились: его брат Всеволод, сын и племянник. Автор “Слова…” точно передает события: победа в первом столкновении, окружение, три дня упорных боев, поражение и пленение Игоря и его родственников.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой, занимался ястребиной охотой и даже вызвал к себе священника. Вскоре, однако, прошел слух о скорой казни всех русских пленников. Игорь Святославич бежал при помощи крещеного половца Лавра и через одиннадцать дней достиг русских пределов.

Игорь Святославич действительно задумался о необходимости совместных действий и в 1191 г. организовал поход нескольких князей против половцев, закончившийся, впрочем, неудачно.

Экранизации героя

В 1969 г. на советские экраны вышел фильм-опера “Князь Игорь”, снятый по сюжету “Слова о полку Игореве”. Главную роль сыграл артист театра на Таганке – Б. А. Хмельницкий.

Борис Алексеевич к этому времени уже снялся в нескольких картинах и был известен советским зрителям. Режиссер Р. Тихомиров сделал удачный выбор. Критики высоко оценили блестящее исполнение Хмельницким роли Игоря Святославича – воинственного решительного князя.

Интересно отметить, что для съемок Борису Алексеевичу пришлось отпустить бороду. Именно в этом образе он впоследствии вошел в историю советского и российского кино.

Герой за пределами произведения

В 1989 г. был открыт памятник Игорю Святославичу в Новгород-Северском.

В 2003 г. состоялось открытие памятника знаменитому князю и литературному герою на месте предполагаемого начала похода 1185 г. под Луганском.

Список литературы

  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  3. Кузьмина В. Д. «Слово о полку Игореве» как памятник мировой литературы. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. статей под ред. И. Г. Клабуновского и В. Д. Кузьминой. М., 1947.
  4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы. Л., 1967.
  5. Глухов В. М. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, М.; Л., 1955.
  6. Кудряшев К. В. Про Игоря Северского, про землю Русскую: Историко-географический очерк о походе Игоря Северского на половцев в 1185 году.
    М., 1959.
  7. Шарлемань Н. В. Природа в «Слове о полку Игореве». — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. исследований и статей / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.
  8. Рыбаков Б. А. Отрицательный герой «Слова о полку Игореве». В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966.

Даниил Романович | Просмотров: 7.7k | Оценить:

Князь Игорь и его войско

и

и

Партнеры и ссылки

 

На литературно-музыкальный вечер
учащихся 6-8-х классов приглашает Е. Н. ЛОМКОВА,
д. Тудозеро, Вологодская область

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2),
Чтец

Подготовка:

Оформляется выставка репродукций произведений художников, о которых пойдёт речь на вечере. Понадобятся аудиозаписи фрагмента «Половецкий стан» и арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»


ВЕДУЩИЙ (1):
События Древ­ней Руси скрыты от нас исками. О том, «откуда есть пошла Русская земля», мы можем судить лишь по результатам археологических ис­следований и отрывочным сведе­ниям древних летописей.

ВЕДУЩИЙ (2): Одна из лето­писей — Ипатьенская — сообщает нам о бесславном набеге неизвест­ного новгород-северского князя Игоря Святославича |1| на поло­вецкие земли. Это событие так и осталось бы достойным лишь со­жаления эпизодом русской исто­рии, если бы не находка графа Алексея Ивановича Мусина-Пуш­кина [2] — весьма древняя руко­писная книга. В ней, помимо про­чего, содержался текст поэмы не­известного автора «Слово о полку Игореве». Через несколько лет после открытия полтинник руко­писи был утрачен при очередном пожаре, но поэма «Слово о полку Игореве» навсегда вошла в сокро­вищницу мировой литературы.

ВЕДУЩИЙ (1): Неизвестный автор сумел превратить бесславный поход в необычайное по красоте и силе «Слово…», воспевающее силу духа, храбрость, благородство на­ших предков и призывающее рус­ских людей к единению.

ЧТЕЦ:

Пели песню старым мы князьям.

Молодых настало время славить нам:

Слава князю Игорю, Буй тур

Всеволоду, Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жался сил.

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): Можно ска­зать, что автор «Слова о полку Игореве» открыл для нас окно в Древнюю Русь.

Фольклорист и исследова­тель древнерусской письменности Е. В. Барсов [3| писал в 1880-е го­ль:: «В области русской историчес­кой науки и литературы за текущее столетие является целая библиоло­гия «Слова о полку Игореве», в об­ласти искусства нельзя указать ни одного замечательного произведе­ния, относящегося к «Слову…»».

ВЕДУЩИЙ (1): Действитель­но, если сразу после открытия и опубликования поэмы она стала объектом внимания историков и литераторов, то интерес художни­ков к ней возник только в конце XIX — начале XX века.

Тот же Е. В. Барсов замечает, что «в об­ласти живописи (наконец-то!) по­явились два истинных художника, воплотившие в своих произведе­ниях картины «Слова…» — это Шварц [4] и Васнецов [5].

ВЕДУЩИЙ (2): Свою картину «После побоища Игоря Свято­славича с половцами» Виктор Михайлович Васнецов завершил в 1880 году. В это время художник был на распутье: он искал свое место в искусстве. Большинство критиков называли его певцом сирых и обездоленных и пророчи­ли ему славу создателя социаль­ных полотен. Но самого художни­ка все больше привлекала русская старина. Он с упоением читал бы­лины и сказки, изучал древнерус­ские летописи, гулял по Москве и окрестностям, любовался творче­ством зодчих и иконописцев — это помогало ему узнать мир ду­ховной культуры древнерусского человека. «Слово о полку Игоре­ве» он услышал от поэта и пере­водчика А. Н. Майкова [6].

ВЕДУЩИЙ (1): Васнецов сде­лал отдельные наброски, но долго не мог приступить к созданию большого полотна. Избрать темой картины поле после битвы Васне­цова в какой-то мере подтолкнули современные ему события Рус­ско-турецкой войны: «Не так ли наши сейчас под Плевной, — го­ворил художник. — Трижды бро­сались на штурм и трижды не от­ступая ни на шаг, тысячами ложи­лись от несметной, как саранча, силы врага… Славны же будьте ге­рои, русские солдаты!»

Работа над картиной заняла два года, ей предшествовали одиннад­цать эскизов. Васнецову удалось передать восхищение автора поэмы ратными подвигами русских витя­зей и скорбь о погибших. Худож­ник не только всесторонне проду­мал изображенный им историчес­ки ii момент, но и сам проникся духом «Слова о полку Игореве».

ЧТЕЦ:

Бились так день..

Бились другой,

А на третий день к полудню

Пали знамена Игоревы.

Тут кровавого вина не достало:

Тут и пир докончили храбрые воины русские,

Сватов попоили,

А сами легли за русскую землю.

Поникает трава от жалости,

А дерево печалью

К земле приклонилось.

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): На поле битвы лежат тела не мертвых воинов, а, как говорится в русском фолькло­ре, «вечно уснувших». В сдержан­ных позах и лицах павших видно величавое спокойствие. Их смерть в каком-то смысле прекрасна, по­тому что это смерть за Родину.

Луна, словно омытая кровью, поднимается над степью. Сумерки пробуждают печаль. Во всем пей­заже чувствуется тихая грусть. Последнее ложе павших воинов В. М. Васнецов, следуя традиции, украсил склонившимися цветами.

ВЕДУЩИЙ (1): Поскольку творцы народного эпоса изобража­ли народ мужественным и доблест­ным, полным внутреннего достои­нства, то и В. М. Васнецов пошел по этому пути. Его картина — во­площение народных идеалов и вы­соких патриотических чувств.

ВЕДУЩИЙ (2): Позже к «Слову о полку Игореве» стали обращаться многие художники: Н. К. Рерих [7], Г. В. Якутович [8], И. И. Голи­ков |91, С. С. Кобуладзе 1101» Н. А. Воробьев [11]. Причем чаше всего «Слово о полку Игореве» пы­тались воплотить в графике, осо­бенно книжной. Иллюстрация за­мечательна тем, что располагается рядом с текстом, являясь его допол­нением.

ВЕДУЩИЙ (1): Лучшие худож­ники-иллюстраторы отличаются тем, что они не только воплощают для читателей героев «Слова…», но и вносят свое понимание в трак­товку древнего эпоса. Например, два художника — В. А. Фаворский [12| и Д. С. Бисти [13] по-своему истолковывали произведение, в их работах есть что-то общее, но больше различий.

ВЕДУЩИЙ (2): Фаворский впервые обратился к «Слову о пол­ку Игореве» в 1930-е годы, нарисо­вав частники к отдельным частям поэмы. Основной цикл работ был сделан им через 20 лет в 1950-с го­лы. Этот цикл критики считают не только вершиной творчества са­мого художника, но и одной из вершин мировой иллюстрации.

Дмитрий Спиридонович Бисти создал свои иллюстрации в 1980-е годы. К этому времени была соз­дана большая часть работ, посвя­щенных «Слову о полку Игореве». Переосмыслив их, Д. С. Бисти создал свои, ни на что не похожие картины.

ВЕДУЩИЙ (1): Прежде всего работы художников отличаются по манере письма. У В. Л. Фаворско­го штриховка тонкая и ровная, что создает мягкий, серебристый колорит. У Д. С. Бисти большинство линий широкие и четкие, очень часто встречаются темные пятна. Почерк В. Л. Фаворского — точ­ность, историческая документаль­ность и благородная простота, Д. С. Бисти отличают невнимание к отдельным деталям, символич­ность и некоторая ассоциатив­ность восприятия.

ВЕДУЩИЙ (2): На гравюрах В. А. Фаворского оживает былин­ная Русь. Могучее, красивое, нем­ного сказочное и идеализированное государство. С бескрай­ними полями, спокойными реками, мужественными и прекрасными людьми.

ВЕДУЩИЙ (1): Очень отличаются иллюстрации В. А. Фаворского и Д. С. Бис­ти к «Плачу Ярославны». Владимир Андреевич Фавор­ский изобразил Ярославну на крепостной стене, с распрос­тертыми руками — это тради­ционный способ изображе­ния горя княжны, пережива­ющей о своем муже.

Дмитрий Спиридонович Бисти решил трактовать этот эпизод по-своему. На его ил­люстрации Ярославна стоит посреди поля и представляет горы мертвых русских вои­нов. Она скорбит о них всех.

ЧТЕЦ:

Нал широким берегом Дуная.

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобрового опушкой.

Наклоняясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны.

Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле на забрале.

Лишь заря займется по утру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, ветер, злобно повеваешь.

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе,

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море.

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

На стене в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле на забрале,

Лишь заря займется по утру,

Ярославна, полная печали.

Как кукушка кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалого

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под напором грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный.

Горем переполнило колчан?»

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): Самое яркое воплощение «Слова о полку Игореве» в музыке — это опера А. П. Бородина [14] «Князь Игорь». Создать оперу на сюжет «Слова…» композитору предложил его друг В. В. Стасов — музыкаль­ный критик. Эта идея пришлась ему по душе. Чтобы проникнутся духом старины, А. П. Бородин по­бывал в окрестностях Путивля, изучал летописи и былины, иссле­дования о кочевых племенах, му­зыку их потомков.

Опера создавалась и течение восемнадцати лет. Главной причиной тому была занятость Л. П. Бо­родина. Он был не только выдаю­щимся композитором, но и уче­ным-химиком с мировым именем. создателем первых медицинских учений. Свою знаменитую оперу он писал в перерывах между на­учными и общественными труда­ми, не акт за актом, а «кусками», создавая те сиены, которые боль­ше всего занимали его в данную минуту.

ВЕДУЩИЙ (1): Сюжет оперы не совсем соответствует сюжету «Слова о полку Игореве». Глав­ным героем А. П. Бородин сделал Игоря — благородного и смелого витязя, близкого по духу к обра­зам былинных богатырей. Чтобы оттенить его облик, А. П. Бородин противопоставил ему фигуру кня­зя Владимира Галицкого, брата жены Игоря — разгульного и не­далекого. Это противопоставле­ние олицетворяет собой стихию княжеских раздоров. Композитор ввел в оперу еще одну героиню — дочь половецкого хана Кончика, которая страстно полюбила сына Игоря — князя Владимира. Алек­сандру Порфирьевичу Бородину удалось открыть в «Слове о полку Игореве» то, что почти не замеча­ли до него. В этом произведении соприкасаются и противоборству­ют два мира: стихия русской народной жизни и стихия Востока — древнего, жестокого и мудрого.


(Звучит аудиозапись фрагмента «Половецкий стан» из оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь».)

ВЕДУЩИЙ (2): Образ Игоря лучше всего выражается в арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Здесь запечатлены и горь­кие раздумья, и жажда свободы, и осознание своей вины, и любовь к Ярославне.

(Звучит аудиозапись арии князя Иго­ря «Ни сна, ни отдыха измученной ду­ше» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».)

ВЕДУЩИЙ (I): «Слово о пол­ку Игореве» обладает удивитель­ной способностью пробуждать к жизни все новые проявления ис­кусства. Постепенно образы и картины «Слова…» нашли достой­ное истолкование в музыке, живо­писи, на сцене и в литературе. «Слово о полку Игореве» велико не только само по себе, но и тем, какое влияние оно оказало на рус­скую культуру, русский характер и национальное самосознание.

ВЕДУЩИЙ (2): Идея «Слова о полку Игореве» оказала влияние на творчество многих поэтов.

ЧТЕЦ:

Что шумит-звенит перед зарею,

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Смутно травы шепчутся сухие, —

Сладкий сон их нарушает ветер.

Опускаясь низко над полями.

По курганам, по могилам сонным

Нависает в темных балках сумрак.

Тусклый день нал сумраком забрезжил,

И рассвет ненастный задымился…

Что шумит-звенит перед зарею,

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Серой мглой подернулися балки…

Или это ратный стан белеет?

Или снова пест вольный истер

Над глубоко спящими полками?

Не ковыль ли старый и сонливый

Он качает, клонит и качает.

Вежи половецкие колышет

И бежит-звенит старинной былью?

И. Бунин

ВЕДУЩИЙ (1): Наш литера­турно-музыкальный вечер завер­шен. Надеюсь, вы узнали много нового о замечательном произве­дении «Слово о полку Игореве».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахревский, В. Виктор Васне­цов. — М.: Мол. гвардия. 1989.
  2. Осетров, Е. И. Мир Игоревой песни: Этюды. — 2-е изд. — М.: Современник, 1981.
  3. Интернет-сайт: http://wwvvchit.uniyar.ac.ru

 

Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) (Опера)

Опера Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
Всемирно известный Большой театр балета и оперы (основан в 1776 г.) — Чудесная Главная (Историческая) сцена

Продолжительность: 2 часа 45 минут

Спектакль с 1 антрактом

Афиша Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022

Композитор: Александр Бородин
Хореография: Юрий Григорович
Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник-постановщик: Маэстро Юрий Григорович
Музыкальный руководитель: Юрий Синайский
1 Любимов
Хореография: Касиян Голейзовский
Балетмейстер: Юрий Григорович
Художник-постановщик: Зиновий Марголин

Оркестр: Симфонический оркестр Большого театра

Опера в 4-х действиях

Исполняется на русском языке с синхронизированными английскими титрами

Премьера спектакля: 8 июня 2013, Большой театр, Москва, Россия

Либретто композитора по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

• Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, ул. Петербург;

Князь Игорь (Кназь Игорь) — опера в 4-х действиях с прологом Александр Бородин. Либретто, адаптированное композитором из восточнославянского Эпопея «Слово о полку Игореве» рассказывает о русском князе XII в. Святославич) и его походы против вторгшихся половецких племен. опера была впервые исполнена в Петербурге 4 ноября 189 г.0. В США опера была впервые поставлена ​​в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 30 декабря 1915 год.

Бородин оставил оперу незавершенной после своей смерти в 1887 году. оркестровка была завершена посмертно Николаем Римским-Корсаковым и Александр Глазунов. По печатной партитуре опера была закончена как следует: Римский-Корсаков оркестровал ранее не оркестрованные пассажи из Пролога, актов 1, 2 и 4 и «Половецкого марша», открывающего акт 3. Глазунов использовал оставшийся материал для сочинения и оркестровки остаток третьего акта; часто повторяемая легенда состоит в том, что он также реконструировал и оркестровал увертюру по памяти, услышав, как композитор играет ее в пианино несколько раз. (В своих мемуарах Шостакович цитирует Глазунова как признавшись, по существу, в написании увертюры на темы Бородина; это объяснение кажется более логичным из-за довольно сложной полифонической характер увертюры, что сделало бы практически невозможным адекватно воспроизвести на фортепиано.)

И Увертюра к «Князю Игорю», и «Половецкие пляски» (из II акта) являются известными концертными стандартами. Вместе с «Половецким маршем» они составляют так называемую «сюиту» из оперы.


© Википедия
© Фото Дамира Юсупова/Большой Театр.

Дополнительная информация

  • Персонажи


  •  

    Князь Игорь по праву считается одной из главных русских опер. Эта масштабная, многоуровневая фреска сочетает в себе «высокостильное» эпическое повествование и народную комедию, сопоставляет напев русской богатырской поэмы и буйно-‘неистовый’ музыкальный мир Востока. Сам Бородин так объясняет свою эстетическую позицию: «Мне кажется, что в опере, как и в декорациях, нет места мелким формам, мелким деталям: все должно быть написано жирным мазком, ясно, живо и, постольку, поскольку возможно, удобно исполнять как голосом, так и оркестром».

    Бородин писал «Князя Игоря» много лет, откладывал на долгие промежутки времени, а потом снова возвращался к нему. Ему так и не удалось закончить ее. После его внезапной смерти опера была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

    Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 23 октября 1890 года, имела огромный успех. Его первое представление в Большом театре состоялось 19 января 1898 года. В 1899 году оно впервые было поставлено за границей — в Праге, а затем — в Париже, Нью-Йорке, Милане. Игорь штурмом взял ведущие мировые оперные театры.

    Князь Игорь должен был стать одним из титулов «дизайнерского лейбла» Большого театра, на долгие годы составившим основу русской части оперного репертуара театра. Ему дали семь постановок, и он никогда надолго не исчезал с рекламных щитов. В Большом театре было поставлено более тысячи спектаклей «Князя Игоря».

    В 2013 году князь Игорь вернулся в Большой после рекордного одиннадцатилетнего отсутствия. Юрий Любимов, мэтр российских театральных режиссёров, представляет нам свой взгляд на оперу. Любимов, легендарный основатель театра на Таганке, известен во всем мире как оперный постановщик, хотя эта сторона его творчества до сих пор игнорировалась в России. На его счету более двадцати оперных постановок в ведущих оперных театрах его имени: он работал в Ла Скала, Парижской национальной опере, Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Баварской государственной опере, Неаполитанском театре Сан-Карло, Лирической опере Чикаго, Музыкальном Маджио. Фестиваль Фиорентино.

    Юрий Любимов о своей постановке:

    «Князь Игорь дает возможность обсудить ситуацию, которая настигла нашу цивилизацию. Я бы хотел, чтобы боги иногда смотрели вниз и видели, что происходит на земле. А это именно то, что происходит в Князе Игоре. Я против того, чтобы сосредоточить все внимание на войне. Русские князья так много воевали между собой, это чудо, что вообще остались русские земли! причина

    Сценография спектакля символична и достаточно лаконична, хотя детали, которые вы видите, исторически достоверны и тщательно подобраны. В постановке нет повседневности как таковой — есть образы, ситуации и действия. И освещение будет играть важную роль в передаче настроения той или иной сцены.

    В сценах половецких плясок, столь популярных у публики, я хочу подчеркнуть глубокую хитрость, лежащую в основе радушия «хозяев», которая во многих постановках сводится на нет. Я намерен работать с каждым исполнителем над пластическим паттерном его роли, создавать для каждого из них — будь то солист, артист хора или участник ансамбля пантомимы — «партитуры» движений тела, моделировать их позы, зарисовывать их реакции, чтобы все было сделано в музыкальном ключе.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «достоверной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «достоверной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    Павел Карманов, создатель новой музыкальной версии:

    «Именно через Владимира Мартынова я стал заниматься этой работой. Мартынов много работал с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, они старые коллеги. Он сразу понимает, чего хочет последний. Поэтому на первую встречу с Юрием Петровичем меня сопровождал Мартынов, он меня представил, и мы решили, каковы будут наши роли. Я делал свою музыкальную версию, а Мартынов направлял ее в нужное русло и помогал решать каверзные вопросы.

    Все идеи, лежащие в основе этого спектакля, принадлежат Юрию Любимову — я был не более чем его музыкальными «руками». Его основной концепцией было то, что мы должны уйти от либретто Бородина, к «Слову о полку Игореве». По его мнению, в этой опере есть моменты, которые мешают основной сюжетной линии. В частности, слишком много внимания уделяется перипетиям любви и дружбы, которые не имеют ничего общего с «Словом». Его целью было приблизиться к истории и драме, и, желая сосредоточиться на исторических событиях, он запросил соответствующие сокращения.

    Я выполнял его просьбы, но при этом боролся за Бородина.

    Любимов добился своего: опера, безусловно, стала очень динамичной. Те части лонгеров (какими бы божественными они ни были), которые его раздражали, ушли, остались лишь скудные очертания. Например, мы полностью удалили (вероятно, к неудовольствию исполнителей роли) арию Кончака, в которой он поет только о своих дружеских чувствах к Игорю, о восхищении его качествами полководца и так далее.

    Больше всего в этой опере господина Любимова восхищают Половецкие пляски. Здесь он ничего не изменил, танцы были оживлены в хореографии Голейзовского Юрием Григоровичем, специально приглашенным для этой цели в постановочную бригаду.

    По театральному языку спектакль абсолютно традиционен: в нем нет современных нововведений. Здесь нет переноса действия, Игорь не будет разгуливать в костюме сотрудника рекламного агентства… Прекрасные декорации Зиновия Марголина достаточно условны и символичны, ведь главная цель была сконцентрироваться на внутреннем мире героев. Постановка фокусируется прежде всего на Игоре, у которого есть только одна мечта: собрать еще одну армию и победить. Здесь драматический текст не ослаблен массой второстепенных сюжетных линий.

    В первую очередь Любимов искал театр. И даже на репетициях он работает с этой целью. В настоящий момент он занят певцами и много времени уделяет мимике, прорисовке движений на сцене. Главное, что я хочу сказать, это то, что никто не хотел «улучшать» оперу. Мы просто хотим сделать его более «слушаемым» для современной аудитории.

    Вполне вероятно, что резка (разумеется, тонкая резка) станет общепринятой практикой сегодня, когда возникнет спрос на более сжатые, динамичные формы».

    Синопсис

    Пролог.

    Князь Игорь, который собирается отправиться в поход против хана Кончака половцев, отказывается внимать предостережениям жены и своих людей, которые интерпретировать недавнее затмение как дурное предзнаменование. Князь Галицкий (Князь Галицкий) подкупает Скула и Ерошку, чтобы они подбодрили князя Игоря в его решимости уйти, так как он сам хочет узурпировать место Игоря. Игорь, ничего не подозревая, доверяет жену на его попечение.

    АКТ I.

    Сцена I заложена на дворе Галичского князя, где народ приветствуя его как своего принца. Группа молодых женщин умоляет принца восстановить один из их друзей, которого он похитил; но он отпугивает их. Сцена II. Девушки обращаются к Ярославне, жене Игоря, которая оплакивает Игоря. отсутствие в Путивле, и пока они рассказывают историю, входит Галичский князь. Ярославна расспрашивает его, правдива ли их история, а он только смеется. Слово приносят, что Игорь и сын его взяты в плен и что нападение на них неизбежно.

    АКТ II.

    Половецкий стан: Владимир, сын Игоря, полюбил Кончаковна, дочь хана Кончака. Она уверена, что ее отец согласится на брак, но Владимир сомневается, что его отец будет. Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает больше не вести с ним войну, но он отказывается.

    АКТ III.

    Игорь узнает, что на его город предстоит нападение. Он убегает. Он пытается уговаривает сына сопровождать его, но Кончаковна цепляется за него, а отец уходит в одиночестве. Когда хан узнает о побеге Игоря, он отказывается от преследования, оставляет Владимира в заложниках и выдает его замуж за свою дочь.

    ДЕЙСТВИЕ IV.

    Игорь благополучно прибывает в городской Кремль, и его встречают с большим радуясь.
    (Примечание: В новой постановке Кировской оперы под управлением Валерия Гергиева, записанная в 1995 году, была выпущена новая редакция Мариинского театра. использовались, а действия исполнялись в следующем порядке: Пролог, II, I, III, IV, чтобы создать большее чередование между русской и половецкой обстановкой.)

    Расписание оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022
    Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
     

    Об этом видео

    15:30

    Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
    Большой театр, Москва, Россия

    Князь Игорь

    Пролог
    Площадь в древнерусском городе Путивле
    Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и войском воинов готовится к походу против кочевников-половцев, отправляющихся в поход опустошительные нападения на целинные земли России. Народ приветствует Игоря и воинов и желает им победы.
    Вдруг темнеет — начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре считают это дурным предзнаменованием, неблагоприятным знаком и советуют Игорю отложить поход. Жена князя Ярославна тоже умоляет его остаться дома. Но князь Игорь непреклонен. Он уверен, что его дело правое — он будет защищать Россию.
    Князь прощается с женой и нежно утешает ее, уверяя, что ей не о чем беспокоиться и она должна ждать его победоносного возвращения. Он поручает Ярославну на попечение ее брата, князя Владимира Галицкого, которого назначает своим наместником в Путивле.
    Незаметно два воина, Скула и Ерошка, покидают войско Игоря; они намерены поступить на службу к князю Галицкому.
    Получив благословение, Игорь и его отряд отправились в поход.

    Увертюра
    Акт I
    Вечер в половецком таборе
    Половецкие девицы пытаются развлечь Кончаковну, дочь хана Кончака, песнями и плясками. Все ее мысли сосредоточены на пленном юноше — князе Владимире.
    Кончаковна с нетерпением ждет момента, когда сможет его увидеть.
    Появляется сын Игоря Владимир, очарованный Кончаковной.
    Но князь Игорь и слышать не хочет о женитьбе Владимира. Однако Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя.
    Князь Игорь не может уснуть. Его угнетают мрачные мысли. Нелегко преодолеть позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощении родной земли. Игорь страстно жаждет свободы, чтобы освободить Россию. Он с нежностью вспоминает свою любимую жену Ярославну.
    Неожиданно к нему подходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но последний отказывается – русскому князю не следует бежать.
    Половецкий хан Кончак оказывает высокие почести Игорю как своему почетному гостю. Он обещает освободить его, если тот согласится никогда больше не поднимать меч на половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака и не скрывает своих намерений: освободившись, он соберет свои силы и снова пойдет войной на половцев.
    Гордость и доблесть русского князя восхищают Кончака.
    По приказу хана пленные женщины и воины развлекают Игоря, чтобы рассеять его мрачные мысли танцами, прославляющими могучего Кончака.

    Акт II
    Половецкий стан
    Хан Гзак, посланный в поход Кончаком, возвращается с пленными русскими и богатой добычей. Зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, князь Игорь сожалеет о содеянном и призывает русских князей соединиться воедино. Чтобы спасти родную землю, Игорь придумывает план побега. Кончаковна бьет тревогу. Но Игорю и Овлуру удается укрыться. Разгневанные половцы требуют смерти его сына Владимира, но Кончак не только дает ему помилование, но и решает, что Кончаковна может выйти замуж за Владимира в придачу.

    Городские стены Путивля
    Утром Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, оплакивает его утрату. Обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр, она ждет их ответа: где Игорь и что с ним случилось? Плач Ярославны повторяет заунывная песня жителей села, оплакивающих разорение и опаление земли.

    Двор князя Владимира Галицкого
    Князь Галицкий пирует за богато накрытым столом со своими слугами во главе со Скулой и Ерошкой. Власть его ограничена – он хотел бы отправить Ярославну в женский монастырь и стать князем Путивля, свергнув с престола князя Игоря. 902:14 Во двор вбегают взволнованные девицы. Они умоляют князя Галицкого освободить их подругу, взятую воинами в палату для увеселения. Но князь выгоняет девиц на потеху пьяной толпе.
    Запой достигает кульминации. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с воинами, чья удаль растет от кутежа, подстрекают народ к мятежу: «Игоря свергнем, а Владимира на престол возведем! Чего нам бояться?»

    Палата Теремного дворца Ярославны. Будильник
    Принцесса чувствует себя неловко. Тревожные сны и мрачные предчувствия остаются с ней день и ночь. У нее давно не было вестей от принца. И она видит распри и козни вокруг нее со стороны князей, даже родной брат ее Владимир задумал какое-то злое дело, надеясь свергнуть с престола князя Игоря и стать князем путивским.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *