Джордано Бруно ученый-мистик: lenarudenko — LiveJournal
Великий ученый ренессанса Джордано Бруно до сих пор вызывает осуждение поклонников инквизиции. В сети часто встречаются «научные» высказывания, что «Джордано Бруно – не ученый», и суд инквизиции — самый гуманный суд всех времен — казнил его справедливо. Хотя ужасающие факты биографии, за которые Бруно заслужил смертную казнь, неизвестны.Джордано Бруно своеобразно представили при советской власти, сделав его гением атеизма, хотя в философских трудах ученого присутствуют религиозные и мистические размышления. Как обычно, говоря о «науке» и «фактах», коммунисты писали историю по своему усмотрению, отбрасывая невыгодные сведения.
Хотя коллеги-ученые, наоборот, критиковали Бруно за излишний мистицизм.
«Картина мира у Бруно виталистична, магична; его планеты – одушевленные существа, свободно перемещающиеся в пространстве по собственной воле, как светила у Платона или Патрици. Бруно никоим образом не может быть назван современным мыслителем»
Основные научные утверждения Бруно:
Солнце не является центром вселенной,
Во вселенной множество звезд подобных Солнцу,
Вселенная бесконечна,
Земля движется.
Помимо сторонников у Джордано Бруно было немало врагов:
«…я измеряю поле природы, стараюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исследую навыки интеллекта — вот почему кто на меня смотрит, тот угрожает мне,— кто наблюдает за мной, нападает на меня,— кто догоняет меня, кусает меня, кто меня хватает, пожирает меня» — писал ученый.
Из мистико-философских рассуждений наиболее известно его утверждение о том, что существует множество обитаемых миров.
«Бруно считал все бесчисленные миры божественными центрами безграничной вселенной» — писала Фрэнсис Йейтс, биограф ученого.
О множестве миров Джордано Бруно писал:
«Необходимо, чтобы существовало бесконечное подобие недоступного божественного лика, в каковом подобии находились бы, как бесконечные члены, бесчисленные миры..»
По воспоминаниям современников:
«Он (Бруно)… утверждал, что вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд. ..; равным образом луна, солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной, действующей силой».
В 17 лет Джованни Бруно был пострижен в монахи и получил имя Джордано. Однако его религиозные суждения не нашли понимания, и Джордано бежал во Францию, где зарабатывал на жизнь преподаванием. Король Франции Генрих III, заинтересовавшись новыми учениями, пригласил Бруно ко двору, и ученый получил возможность работать над своими исследованиями.
В 1583 году 35-летний Джордано Бруно отправился в Англию, где его труды вызвали резкую критику британских ученых, уверенных, что «солнце вращается вокруг земли». Только физик Уильям Гильберт согласился с доводами Бруно.
Джордано Бруно пришлось покинуть Англию, в 1585 году ученый отправился в Германию, где ему вскоре запретили читать лекции. Научные взгляды ученого о движении земли и бесконечности вселенной не находили понимания местных властей.
Джордано Бруно писал о движении Земли:
«Причиной такого движения (Земли) является обновление и возрождение этого тела, которое, согласно этому основанию, не может быть постоянным, подобно тому как вещи, которые не могут быть постоянными количественно… делаются постоянными соответственно виду; субстанции, которые не могут быть постоянными под одним обликом, существуют, меняя облики.
Ибо материя и субстанция вещей не подвержены порче, вследствие чего материя принимает соответственно всеми частями все формы… Эта масса в целом, из которой состоит наш шар, эта звезда не подвержена смерти и разложению, так как для всей природы уничтожение невозможно; поэтому время от времени в некотором порядке она обновляется, переделывая, перестраивая и изменяя все свои части…
Подобно нам, и наши вещества восходят и выходят, проходят и возвращаются, и нет в нас вещества, которое не стало бы нам чуждым, и нет чуждого для нас вещества, которое не сделалось бы нашим. .. И нет вещества, которому по природе подобает быть вечным, за исключением субстанции, которая есть материя, но и ей тем не менее подобает быть в вечном изменении.
О субстанции сверхсубстанциональной в настоящее время я не буду говорить, но возвращусь к частному рассуждению об этом великом индивидууме, который есть наша постоянная питательница и мать, о которой вы спрашиваете, по какой причине она находится в местном движении.
И я говорю, что причина местного движения, как всего в целом, так и каждой части, есть цель изменений, не только для того, чтобы все находилось во всех местах, но еще для того, чтобы таким способом все имело расположение и формы…»
В выводах ученого присутствует мистико-философские размышления, рассуждения о душе вселенной:
«Все происходит от достаточного внутреннего начала, благодаря чему, естественно, находится в самодвижении…
Таким образом, земля и другие звезды движутся согласно собственным местным отличительным свойствам внутреннего начала, которое есть своеобразная душа. ..»
Во взглядах Джордано Бруно присутствовала веротерпимость, что также не одобрялось религиозными властями.
«Я хорошо вижу, что все мы рождаемся невеждами, легко доверяем, будучи невежественными, растем и воспитываемся в послушании и привычках нашего дома и слышим, что наши порицают законы, обряды, верования и нравы наших противников и чужих не меньше, чем противники порицают нас и наши дела.
В нас вырастают в силу определенного естественного питания корни рвения к нашим делам не меньше, чем у многих других – к их делам. Затем легко может стать привычкой, что наши начнут считать жертвоприношением богам то, что подавляются, завоевываются и убиваются враги нашей веры; это встречается в не меньшей мере и у всех других, когда они действуют подобно нам.
И с не меньшим жаром уверенности и убежденности они благодарят бога за обладание тем светочем, за который обещана вечная жизнь, как и мы воздаем благодарность, что не находимся в той слепоте и тьме, как они»
Афиша к фильму «Джордано Бруно» (1973 год)
Интересны размышления Джордано Бруно о Древнем Египте, который в религии часто представлялся «империей зла».
Джордано Бруно о Древнем Египте:
«…священные письмена, бывшие в употреблении у египтян, назывались иероглифы… и были образами… взятыми из естественных вещей или их частей. Используя такие написания и слова (voces), египтяне с изумительным мастерством овладевали языком богов. Затем, когда Тевт или кто иной изобрел письмена того вида, который мы употребляем сейчас с совсем иными последствиями, то образовался огромный разрыв и в памяти, и в божественных и магических науках»
О знаниях древних египтян Джордано Бруно высказывался с уважением, признавая превосходство древних над своими современниками. Его его трудах присутствуют размышления о египетских корнях религий.
«В Солнце и Луне египтяне разумели жизнь, которая образует вещи согласно двум самым основным началам. Далее, они признавали влияние семи других действующих начал, распределяя их на семь светил, которых они называли бродячими – планетами. На долю этих планет, из коих каждая была особым началом и плодотворной причиной, они относили все разнообразие видов в каком угодно роде, говоря о растениях, о животных, о камнях, о влияниях и иных прочих вещах – вот это от Сатурна, это от Юпитера, это от Марса, это от того, это от другого.
Точно так же – о частях, о членах, о цветах, печатях, характерах, символах, изображениях, которые все были распределены на семь видов. Но отсюда далеко, чтобы египтяне не признавали божества единым, которое пребывает во всех вещах и соответственно различным способам своего обнаружения в вещах имеет бесчисленные имена; которое можно достигнуть несчетными путями, из коих каждый опирается на собственные и свойственные ему основания; которому можно служить и почитать его бесчисленными обрядами… Для всего этого, конечно, необходимы та мудрость и суждение, то искусство, деятельность и пользование духовным светом, каковые духовное солнце открывает миру в иные времена больше, в иные – меньше. Вот этот обряд и называется Магией…
…У глупых и бессмысленных идолопоклонников нет никакого основания насмехаться над магическим и божественным культом египтян. Египтяне во всякой вещи и во всяком явлении, согласно с особым смыслом каждого, созерцали божество и умели посредством разного рода вещей, пребывающих в лоне природы, получать от нее те благодеяния, каких им хотелось. …Каковые (виды), как различные идеи, были различными божествами в природе, все одинаково относясь к божеству божеств и источнику идей сверхъестественных.
Отсюда, по-моему, исходит знаменитая Кабала евреев, чья мудрость (какова бы она ни была в своем роде) заимствована у египтян, у которых учился Моисей. Ведь она прежде всего приписывает первому началу несказанное имя, от него вторично происходят четверо, которые затем разрешаются в двенадцать; те в свою очередь переходят прямо в семьдесят два, а непрямым путем и прямым в сто сорок четыре, – и так далее через учетверение и удвенадцатерение развертывается в бесчисленность, сообразно бесчисленности видов. Таким образом, всяким именем (как это свойственно их языку) евреи называют какого-нибудь бога, ангела, духовную сущность, силу, которая главенствует над одним каким-либо видом. Так что в конце концов обнаруживается, что все божество приводится к одному источнику, все равно как весь свет к первому и по себе самому светлому, а все изображения, какие есть в различных несчетных зеркалах, как бы во множестве отдельных предметов, сводятся к одному началу – формальному и идеальному, их источнику.
Это правда. Так что, значит, этому богу, как независимому, нечего делать с ними; но поскольку он воплощается в явлениях природы, он ближе к ним, чем сама природа, так что если он не есть сама природа, то, конечно, есть природа природы и душа мировой души, если не душа сама…»
О сравнении креста египетского (Анх) и креста христианского в наши дни рассуждают часто. Эта тема появлялась и в трудах Джордано Бруно.
«Значение этого символа («carattere», то есть креста) и преклонение перед ним восходят к эпохе гораздо более древней, чем время воплощения Господа нашего.
Крест почитался со времен, когда процветала религия египтян, примерно во времена Моисея. Знак креста запечатлен на груди Сераписа. Планеты и их влияния… тогда имеют больше силы и основания, когда вначале имеются главные знаки, где планеты пересекают эклиптику или зодиак под прямым углом, от чего из двух таким образом пересекающихся кругов получается форма этого знака (то есть креста). .»
Кадры из фильма
В 1591 году Бруно пригласил в Венецию аристократ Джованни Мочениго, который оказался шпионом инквизиции и писал доносы на ученого:
«Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом!»
Джордано Бруно арестовали, ему было 44 года, процесс инквизиции длился 8 лет.
Мочениго в одном из своих показаний инквизиторам в 1592 году сообщил, что ученый жестко критиковал католическую церковь:
«Что теперешний образ действий церкви – не тот, какой был в обычае у апостолов, ибо они обращали людей проповедями и примерами доброй жизни, а ныне кто не хочет быть католиком – подвергается карам и наказаниям, ибо действуют насилием, а не любовью; и что такое состояние мира не может далее продолжаться, ибо в нем царит одно лишь невежество и нет настоящей веры; что католическая нравится ему больше других, но и она нуждается в величайших исправлениях; что в мире неблагополучно и очень скоро он подвергнется всеобщим переменам, ибо невозможно, чтобы продолжалась такая испорченность».
Джордано Бруно с уважением почитал английскую королеву Елизавету I и короля Генриха Наваррского (будущий король Франции Генрх IV), которых инквизиторы прозвали «еретические государи». Политические взгляды ученого также стали дополнительным пунктом в обвинении.
Джордано Бруно в Оксфорде, рельеф на постаменте памятника в Риме
Отрывок судебного заседания инквизиции:
«Спрошенный: – Восхвалял ли какого-либо еретика или еретических государей, поскольку прожил так много времени в их обществе? За что именно восхвалял и с какими намерениями?
Ответил: – Я восхвалял многих еретиков, как и еретических государей. Но восхвалял не за то, что они – еретики, а исключительно за добродетель, которая была им свойственна. И я не хвалил их никогда как религиозных и благочестивых, не пользовался какими-либо подобными религиозными терминами. В частности, в своей книге «О причине, начале и едином» я восхваляю королеву Англии и называю ее божественной, но присваиваю это наименование не в качестве религиозного атрибута, а в виде известного рода эпитета, подобно тому как древние имели обыкновение давать их государям.
Такой обычай существует в Англии, где я находился, когда писал эту книгу; там обычно дают королеве титул «божественная». Тем более могло прийти мне на мысль называть ее так, что она меня знала, ибо я постоянно была при дворе совместно с послом. Сознаюсь, что впал в заблуждение, восхваляя эту женщину-еретичку и в особенности присваивая ей наименование «божественной»»
По воспоминаниям современников, на суде инквизиции Бруно отрицал, что выступал против христианства.
«Непосредственно я не учил тому, что противоречит христианской религии, хотя косвенным образом выступал против, как полагали в Париже, где мне, однако, было разрешено защищать на диспуте положения под названием «Сто двадцать тезисов против перипатетиков и других вульгарных философов», напечатанные с разрешения начальствующих лиц.
Было признано допустимым защищать их согласно естественным началам, но так, чтобы они не противоречили истине, согласно свету веры. На основании этого было разрешено излагать и объяснять книги Платона и Аристотеля, которые косвенно противоречат вере, но гораздо больше, чем положения, выставленные мною и защищавшиеся философским образом»
Напоминая о «еретических государях» Мочениго заметил, что Бруно сказал, что «ожидал больших деяний от короля Наваррского», намекая, что ученый желал распространение ереси.
Бруно отвечал на обвинение:
«Я не знаю ни короля Наваррского, ни его министров и никогда не встречался с ними. Когда мне приходилось высказываться о нем, я говорил, что он стал кальвинистом-еретиком лишь в силу необходимости, связанной с управлением государством, ибо за ним никто не последовал бы, если бы он не исповедовал ереси. Я выражал также надежду, что, если бы ему удалось умиротворить королевство, он подтвердил бы установления предшествующего короля. В этом случае я получил бы такие же милости, как от предшествующего короля, а именно разрешение вести публичные чтения12.
…Я восхвалял короля Наваррского не за то, что он примыкает к еретикам, а по указанной выше причине. Я убежден, что он не еретик и живет еретически лишь из желания царствовать»
Джордано Бруно возлагал надежды на папу Климента VIII, веря в грядущие перемены. Но надежды оказались ложны, перемен не произошло.
По словам Мочениго:
«Джордано говорил о его преосвященстве: «Этот папа – порядочный человек, так как он покровительствует философам, и я тоже могу надеяться на покровительство. ..»
Шпион также утверждал:
«Я не слышал от него (Бруно), что он хотел учредить в Германии секту джорданистов, но он утверждал, что, когда он закончит некоторые свои исследования, он станет известен, как великий человек. И что он надеется, что дела Наварры успешно пойдут во Франции, и что он вернется в Италию и тогда сможет жить и говорить свободно. Когда Патрици поехал в Рим, он говорил, что надеется на милостивый прием папы, ибо он никого не оскорблял своим образом мыслей»
Памятник Джордано Бруно в Риме на месте казни,
создан Этторе Феррари (1889 год)
Вот так всегда, сначала казнят, а потом памятники ставят
Ответ Джордано Бруно на обвинение также не подтверждает версию о его антирелигиозных взглядах. Хотя мировоззрение Бруно сильно отличается от «политики партии».
«Я верю, говоря кратко, в существование бесконечной вселенной, как в результат беспредельной божественной мощи, ибо я счел бы недостойным божественной добродетели и силы, чтобы она, будучи в состоянии создать, кроме этого мира, другой и бесконечные другие миры, – стала бы создавать конечное мироздание.
Таким образом я заявлял, что существуют бесчисленные отдельные миры, подобные нашей земле, которые, как учил Пифагор и как я понимаю, являются звездами подобными по своему естеству Луне, другим планетам и другим звездам, которые бесчисленны; все эти небесные тела являются мирами, и числа им нет, и все они образуют бесконечную вселенную в беспредельном пространстве; и это называется беспредельной вселенной с бесчисленными мирами; и в этом – двойное величие вселенной и заключенного в ней множества миров. Косвенно это могут истолковать как нечто противное правоверной истине.
Кроме того, в этой вселенной я нахожу вселенское Провидение, благодаря которому все живет, растет и двигается в своем совершенствовании, и я понимаю это двояко: одно – в том виде, в котором целая душа присутствует в целом и в каждой частице целого, и это я называю природою, тенью и отпечатком божественной стопы; другое – в несказуемом виде, в котором Бог, как сущность присутствие и сила находится везде, во всем и над всем не как часть, не как душа, но как несказуемое.
Кроме того, в моем понимании все атрибуты божественности одно и то же. Так же, как богословы и великие философы, я различаю три атрибута: силу, мудрость и доброту или, вернее, ум, рассудок, любовь, у которых вещи (т. е. объективно сущее) сперва получают бытие в уме, затем они приобретают упорядоченное индивидуальное бытие через рассудок; и третье – приобщаются к согласию и симметрии через любовь. Вот так я понимаю бытие во всем и везде; и нет ничего что не участвовало бы в бытии, и нет бытия без сущности точно так же, как ничто не может быть красивым без присутствия красоты; таким образом ничто не может быть свободным от присутствия божественности, и таким образом путем рассуждений я прихожу к пониманию различий в божественности.
Покровитель науки папа Климент VIII отказал в покровительстве Джордано Бруно
Допуская причинность возникновения мира я считаю, что во всем своем бытии он зависит от первопричины, так что я не отвергаю термина «творение», которое я понимаю так, как выразился Аристотель, говоря: «Бог есть то, от чего мир и вся природа зависит», – так что согласно объяснению Св. Томаса, будь он вечен или временен, он зависит от первопричины, так как нет ничего независимого в нем. Затем, в отношении того, что касается истинной веры, не говоря философским языком, по поводу индивидуальности божественных лиц – мудрости и сына ума, называемого философами интеллектом, а богословами Словом, якобы облекшимся в человеческую плоть. Но придерживаясь философии, я этого не мог понять, сомневался в этом, не верил; но поскольку помню, я этого не выражал ни устно ни письменно…
Что касается Святого Духа в третьем лице, я не мог его так понять, как надо бы по вере, но по-пифагоровски и наподобие Соломона и понял его как душу вселенной или как присущего ко вселенной, согласно сказанному в мудрости Соломона: «Дух Божий наполнил всю землю и то, в чем содержится все», – что вполне согласуется с пифагорейской доктриной, поясненной
Виргилием в тексте «Энеиды»…
«От этого духа, затем, которого называют жизнью вселенной, по моему пониманию и по моей философии, исходит жизнь и душа всего того, что имеет жизнь и душу, которая, кроме того, в моем понимании, бессмертна так же, как и все тела, которые в своей субстанции бессмертны, так как нет другой смерти, как только разделение и скопление, – доктрина, которая, кажется, выражена в «Экклезиасте», где сказано, что «что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Джордано Бруно на суде, рельеф на постаменте памятника
Джордано Бруно отрицал аскетизм, о чем Мочениго тоже донес инквизиторам.
«Я не раз слышал от Джордано в моем доме, что нет наказания за грехи. Еще он говорил, что для добродетельной жизни достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому».
Мочениго отметил и недостойный моральный облик Бруно, который «имел дело с женщинами».
По словам шпиона, ученый «рассуждал о плотских вещах и говорил, что церковь совершает грех, запрещая женщин, ибо с ними можно иметь дело, не впадая в грех, так как при этом соблюдается повеление бога. И еще говорил: чего хотят эти невежественные попы? Нужно, чтобы по крайней мере у каждого была жена».
Такое обвинение в «аморальном поведении» кажется особенно странным, если вспомнить образ жизни папы Борджиа и его семейства.
Ученый выдержал 8 лет судебного процесса и не отрекся от своих взглядов.
«Достойное философа поведение заключается в том, чтобы освободиться от физических страстей, не чувствовать мучений. .. Кого больше всего привлекает к себе любовь к божественной воле (которую он почитает наиболее твердой), тот не придет в смятение ни от каких угроз, ни от каких надвигающихся ужасов. Что касается меня, то я никогда не поверю, что может соединиться с божественным тот, кто боится телесных мук». Мыслитель, поднявшийся к созерцанию истины, «не чувствует ужаса смерти» — писал Бруно.
По приговору инквизиции, анафеме были преданы и труды ученого:
«Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели»
Джордано Бруно будто предвидел свою судьбу.
«Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф»
«Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках» – говорил он.
Ученый-еретик был казнен в феврале 1600 года на Площади Цветов в Риме. Ему было 52 года.
Последними словами Джордано Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».
Реклама выставки «Судебный процесс Джордано Бруно»
В 2000 году кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», и заверил что инквизиторы «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь».
17 февраля 1600 года — сожжение Джордано Бруно — EADaily, 17 февраля 2016 — Общество. Новости, Новости Европы
17 февраля 1600 года на площади Кампо-деи-Фьори в центре Рима сожжен Джордано Бруно.
За время существования Святой Инквизиции с 1481 по 1818 годы на кострах живьем было сожжено более 30 тысяч человек. Однако, когда пытаешься сходу припомнить личности сожженных еретиков, то в памяти возникает всего несколько имён. Имя Джордано Бруно выскакивает первым, и только потом, напрягая извилины, припоминаешь, что в пламени костра сгорели еще Жанна д’Арк и Ян Гус. Каким же образом доминиканский священник и философ, хоть и кончивший жизнь со столь страшным эффектом, сумел завоевать себе такое прочное место в истории? Ведь он хоть и ратовал за гелиоцентрическую систему Коперника, но вовсе не изобрел ее, и был лишь одним из многих ее пропагандистов. Он не спасал своего отечества во главе войска, как Орлеанская Дева, и не был идеологом реформации, как Мартин Лютер или Ян Гус. Так почему же тогда на вопрос «кого вы знаете из сожженных на костре?» любой вам сразу же назовет Джордано Бруно, а про Иеронима Пражского помнят только историки?
Все дело в масштабе личности самого Бруно, которая производила совершенно неизгладимое впечатление на современников, а инквизиторов впечатлила настолько, что под их следствием в Италии он находился аж семь с половиной лет. Невероятная харизма Ноланца (прозвище Бруно по месту рождения — Нола близ Неаполя) немедленно привлекала к нему внимание, где бы он ни появлялся, что уже в молодые годы стало для него постоянным источником проблем. Церковная карьера была просто несовместима с упорным стремлением Джордано иметь по любому поводу исключительно собственное мнение, тем более что его бешеный темперамент не позволял это скрывать. Так что в 1575 году 27-летний священник, подозреваемый в ереси, спешно покидает родной Доминиканский монастырь в Кампанье, дальновидно решив не дожидаться конца следствия.
Четыре года он кочует по Италии (Рим, Генуя, Турин, Венеция), пытаясь как-то продолжить свое служение церкви, однако отовсюду ему вскоре приходится бежать. Остаться незаметным у образованного, яркого и харизматичного красавца отца Джордано совершенно не выходит, поэтому его взгляды на мир, которые он абсолютно не умеет держать при себе, быстро привлекают к себе внимание. Однако они настолько несовместимы с церковными догмами, что вскоре спасение бегством становится для Бруно единственным способом избежать ареста. В 1579 году Ноланец, уже как известный противник католицизма, приглашается в Женевский университет, однако во время диспута теперь уже кальвинисты приходят в ужас и обвиняют его в ереси. Бруно снова бежит, на этот раз во Францию, где начинает читать лекции сначала в Тулузе, а потом в парижской Сорбонне. Джордано быстро входит в моду и наконец оказывается в безопасности — пораженный масштабом его личности король Генрих III берет его под личную защиту.
А потом были Лондон и Оксфорд, личные беседы с королевой Елизаветой и споры с Шекспиром, труд «О бесконечности вселенной и мирах», ссора с профессорами и возвращение во Францию. С 1586 года Бруно снова становится скитальцем, пытаясь найти себе в Европе спокойное безопасное место. Он колесит по Германии, потом оказывается в Праге и наконец в 1590 году вроде бы бросает якорь во Франкфурте, где наконец издает большую часть своих трудов, за что получает весьма солидный гонорар. Ему 42 года, у него наконец есть безопасное место и средства к существованию, у него есть признание и слава, он лично знаком со многими сильными мира сего и с большинством самых ярких современников — в общем, жизнь удалась. Можно наконец бросить якорь и обзавестись домом и семьей, чтобы встретить старость в кругу родных, посвятив себя изданию научных трудов. Но если бы Бруно так поступил — он не был бы собой, и в 1591 году он отправился в Венецию навстречу гибели.
Летом 1592 года Бруно по доносу оказывается в тюрьме. После короткого следствия венецианские инквизиторы приходят в оторопь от числа и характера ересей, которые подозреваемый отстаивал с невероятной убежденностью. Решив не связываться со столь резонансным делом, местные отцы передали его в Рим, и там тоже сразу оценили масштаб проблемы. И ладно бы Бруно просто отстаивал идеи Коперника — в конце концов, самого Коперника за это никто не сжег. Но Ноланец упорно не желал отказываться от той части своих воззрений, которая утверждала магическую, а не божественную природу мира. Магами, по версии Бруно, были и Моисей, раздвинувший море, и (о боже) сам Христос, творивший чудеса с вином и хлебом, а также его апостолы. Именно это, а вовсе не научные взгляды на космос привели Джордано на костер. И именно поэтому даже спустя 400 лет католическая церковь отказалась его реабилитировать.
17 февраля 1600 года Джордано Бруно Ноланец взошел на костер и был сожжен на Кампо-деи-Фьори в Риме. Его предсмертных криков никто не услышал — на казнь его привели с кляпом во рту. Слишком ужасна была та ересь, которую он мог прокричать перед смертью в пылающем огне.
Кто рассказал Джордано Бруно о других планетах
Содержание
В чем заключалась теория Джордано Бруно?
Джордано Бруно (1548-1600) был итальянским философом, математиком, теологом и религиозным деятелем. Он защищал гелиоцентрическую теорию, утверждал существование других миров и даже ставил под сомнение божественную природу Иисуса Христа.
Каков вклад Джордано Бруно в гелиоцентрическую теорию?
Для Бруно гелиоцентрическая теория не ограничивается простым изменением положения между Солнцем и Землей. Земля, переставая быть центром вселенной, также вмешивается в представление о движении, будь оно прямолинейным или круговым, поскольку она потеряла бы референцию, из которой оправдывала свое положение в космосе.
Кто осудил Джордано Бруно?
«Для Церкви это был акт богохульства высшей степени по шкале ереси. Вот почему католическая церковь преследовала и осудила Джордано Бруно на костер святой инквизиции».
Как сложилась жизнь Джордано Бруно?
Джордано Бруно — итальянский монах-доминиканец, философ и теолог эпохи Возрождения. Известно, что инквизиция приговорила его к костру за ересь. Джордано Бруно защищал научные теории, в основном астрономические, в отличие от католической церкви.
Какой ученый, упомянутый в документальном фильме, был сожжен инквизицией?
В 1633 году Святая инквизиция арестовала и судила Галилея за ересь. Чтобы его не сожгли заживо, Галилео Галилей был вынужден отречься от своих идей через исповедь, зачитанную вслух перед Святым Собором Церкви.
Какой ученый погиб на костре инквизиции?
Пантеизм Бруно также вызывал большое беспокойство, как и его учение о переселении души. Инквизиция признала его виновным, и в 1600 году он был сожжен на костре на площади Кампо-деи-Фиори в Риме.0003
Джордано Бруно | |
---|---|
причина смерти | смерть на костре |
[изменить в Викиданных] |
Какой вклад Джордано Бруно внес в науку?
Джордано Бруно предвосхитил развитие науки своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Он писал в защиту гелиоцентрической теории Коперника, в которой утверждалось, что Солнце находится в центре вселенной, что противоречит геоцентрической теории, навязанной церковью.
Что такое теория гелиоцентризма?
Гелиоцентризм состоит из теоретической модели Солнечной системы, разработанной польским астрономом и математиком Николаем Коперником (1473-1543). Согласно Копернику, Земля и другие планеты движутся вокруг точки, близкой к Солнцу, которая является истинным центром Солнечной системы.
Кто был астрономом, который защищал гелиоцентрическое предложение Аристарха Самосского, проливающего свет на вопрос о движении Земли?
Аристарх Самосский (310-230 гг. до н.э.) разработал первую гелиоцентрическую модель Вселенной, которую позднее подхватил польский астроном. Николай Коперник родился в Торуме, Польша, в 1473 году. В 1491 году он поступил в Краковский университет, чтобы изучать медицину, но также изучал философию, математику и астрономию.
Сколько людей погибло во время инквизиции?
Португальские инквизиторы заявили о 40 жертвах, из которых 2 были сожжены на костре. По оценкам, в Испании до упразднения Священной канцелярии в 1834 году было осуждено почти 300 человек и 30 казнено.
Каковы последствия Инквизиции?
Одной из самых распространенных практик была смерть на костре осужденных, которые зачастую даже толком не знали, за что их судят. Одним из самых определяющих моментов всех инквизиций была казнь через сожжение на костре 1500 человек в Кастилии в 1480-х годах.
Как Галилей открыл гелиоцентризм?
Галилей также обнаружил с помощью своего телескопа солнечные пятна и то, что у Венеры есть фазы, как у Луны. Он также доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, что опровергло распространенное аристотелевское учение, согласно которому наша планета была центром Вселенной (геоцентризм).
Во времена Инквизиции?
Инквизиция была политико-религиозным движением, имевшим место между двенадцатым и восемнадцатым веками в Европе и Америке. Цель заключалась в том, чтобы добиться покаяния тех, кого церковь считала еретиками, и осудить теории, противоречащие догмам христианства.
17 февраля 1600 года философ Джордано Бруно сожжен заживо в Риме, на площади Кампо деи Фьори, после восьми лет пребывания в тюрьмах инквизиции.
Краткий обзор святого Фомы Аквинского?
Фома Аквинский был католическим священником и учеником великого схоластика Альберто Маньо. Он помог заново ввести аристотелевскую философию в европейскую мысль и обновил христианское богословие средневековой философией, написав о конфликтах между верой и разумом, существовавших в тот период.
Почему Джордано Бруно сожгли заживо?
17 февраля 1600 года Джордано Бруно был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме по обвинению в ереси и богохульстве.
Кого пытали средневековые инквизиторы)?
Это жестокое оборудование использовалось для наказания женщин, лжецов и гомосексуалистов.
Почему инквизиция сжигала людей на костре?
Это потому, что, поскольку религия является основой и основанием общества, заблуждения против ее учения (Церкви) считались нападением на государство, поскольку они ставили под сомнение его единство.
Почему Галилей был осужден за ересь?
Католическая церковь осудила Галилео Галилея за ересь в 1633 году, после почти 20-летней битвы между итальянским астрономом и Ватиканом. Но обнаружение документа показывает, как знаменитый астроном, математик и физик модифицировал написанный им самим текст, чтобы избежать конфронтации с Церковью.
Зачем создали Инквизицию?
Инквизиция была создана, чтобы судить о преступлениях ереси, повторяющихся в тринадцатом веке. Суд Святой Инквизиции, более известный как Инквизиция, — одна из тем в истории человечества, вызывающая самые острые дискуссии.
Кто убил Галилея?
Папа также запретил переиздание ранних книг Галилея, чтобы гарантировать постепенное исчезновение его произведений в Италии. Со временем Галилей ослеп. В ночь на 8 января 1642 года он умер от лихорадки, сопровождавшейся болями в почках.
Кто такой Николай?
Николай, вписанный в Римский мартиролог как святой, празднуемый 6 декабря, является одним из тех персонажей, которые превзошли католицизм: его репутация доброго к детям вышла за рамки религии и в конечном итоге стала источником вдохновения для создания добра. добродушный старик, который дарит подарки на Рождество, Санта-Клаус.
Какое значение для философии имеет фигура Джордано Бруно?
Джордано Бруно был итальянским философом, известным защитой тезиса о бесконечности Вселенной. По этой и другим причинам он был отлучен от Церкви и приговорен к смертной казни. Он был заживо сожжен на площади и сегодня считается мучеником свободы мысли.
Не материя порождает мысль Но мысль порождает материю?
– Не материя порождает мысль, а мысль порождает материю. – У человека нет границ, и однажды он это поймет и будет свободен даже в этом мире.
Кто сказал, что Солнце является центром вселенной?
Николай Коперник (1473-1543), польский астроном и математик, сформировал гелиоцентрическую систему, где слово «гелий» представляет собой имя бога Солнца римлян. Коперник разработал хорошо известную систему, в которой Солнце должно было находиться в центре, неподвижно и неподвижно.
Можно ли выжить на других планетах?
«Возможно, жизнь зародилась не на Земле.» Еще более захватывающей возможностью является пример второго генезиса, если биология Марса не имеет отношения к нам и предполагает независимое происхождение жизни.
Какая планета является центром Вселенной?
Поскольку не существует «центра» или «края» Вселенной, нет конкретной точки отсчета, с помощью которой можно определить общее положение Земли во Вселенной. Земля находится в центре наблюдаемой Вселенной, поскольку ее наблюдение определяется в зависимости от ее расстояния от Земли.
Кто первым сказал, что Земля поворачивается к Солнцу?
Люди, жившие много-много лет назад, думали, что Солнце движется вокруг Земли. Но около 450 лет назад Николай Коперник показал, что Земля движется вокруг Солнца, а дни сменяют ночи, а ночи за днями, потому что Земля вращается сама по себе.
Кто был главным сторонником гелиоцентризма?
Теория гелиоцентризма была разработана благодаря нескольким научным исследованиям и технологическим достижениям в астрономии. Исследователи Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642) были большими сторонниками гелиоцентризма.
Кто автор гелиоцентризма?
Николай Коперник был выдающимся польским математиком и астрономом. Его можно назвать «отцом» современной астрономии, так как именно он реализовал и защитил тезис о том, что Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца, в теории под названием гелиоцентризм.
Была ли в Бразилии инквизиция?
Инквизиция в Бразилии имела место примерно во второй половине 500-го века, в этот период около XNUMX человек были обвинены в распространении иудаизма. В Бразилии действовала инквизиция, преследовавшая тех, кого считали еретиками.
Что католическая церковь говорит об инквизиции?
Инквизиция, также называемая Святой канцелярией, была судом, образованным католической церковью для осуждения и наказания людей, имевших отклонения в правилах поведения, еретиков. В то время в Европе господствовал католицизм, но церковь была обеспокоена ростом других сект.
Какими были пытки Святой Инквизиции?
Маятник чаще всего использовался для смещения плеч и травмирования позвоночника и нижних конечностей. Мольберт заставлял человека задыхаться или впадать в психологическое отчаяние. Груша широко применялась у прелюбодеев, обвиненных в инцесте, гомосексуалистах и сатанинских половых связях, для ранения оральной и половой области.
Почему католическая церковь возродила инквизицию?
Благодаря Папе Павлу III инквизиция снова набрала силу и использовалась как способ заставить замолчать тех, кто не исповедовал католицизм.
Как работала инквизиция в Бразилии?
«Основной вывод заключался в том, что инквизиция могла действовать в Бразилии, поскольку располагала эффективными механизмами и предлагала должности, привлекавшие элиты колониального общества. У суда здесь не было штаб-квартиры, но его деятельность разветвлялась через агентурную сеть, созданную в колонии», — сказал Родригес Agência FAPESP.
Почему суд инквизиции приехал в Бразилию?
Прибыв в Бразилию, инквизиция поставила своей главной задачей и целью преследование евреев, бежавших из Европы. Доказательством этого являются документы посещения суда, которые показывают большое количество новых христиан на выращивающем сахар Северо-Востоке, месте, которое в конечном итоге сосредоточило все действия Священной канцелярии.
За что выступал Галилей?
Галилей стал известен тем, что взял свое имя в мировую астрономию, защитив теорию гелиоцентризма, которая считала, что Солнце находится в центре Вселенной.
Почему Солнце не вращается вокруг Земли?
Почему вращается Земля, а не Солнце? Пояснение: Это потому, что Земля имеет меньшую массу, чем Солнце, и, следовательно, ее гравитационный центр меньше, чем у Солнца, которое намного больше, поэтому она и другие планеты и другой космос вращаются вокруг нее.
Какой прибор усовершенствовал Галилей для наблюдения за Луной и планетами?
Изобретение Галилео Галилеем телескопа стало одним из главных событий в истории науки.
Что такое Закон Инквизиции?
Инквизиция была политико-религиозным движением, имевшим место между двенадцатым и восемнадцатым веками в Европе и Америке. Цель заключалась в том, чтобы добиться покаяния тех, кого церковь считала еретиками, и осудить теории, противоречащие догмам христианства.
Какое значение для философии имеет фигура Джордано Бруно?
Джордано Бруно был итальянским философом, известным защитой тезиса о бесконечности Вселенной. По этой и другим причинам он был отлучен от Церкви и приговорен к смертной казни. Он был заживо сожжен на площади и сегодня считается мучеником свободы мысли.
Кем был Джордано Бруно и что с ним случилось?
17 февраля 1600 года Джордано Бруно был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме по обвинению в ереси и богохульстве. «Я мог быть кем угодно, только не богохульником». Эту фразу Джордано Бруно сказал бы в день своей казни.
Почему Джордано Бруно не считался ученым?
«Он был очень хорошо информирован, он знал о самых последних астрономических достижениях того времени, но он не занимался наукой», — говорит он. «Бруно соединил знания со своими убеждениями и делал предположения и заявления, не имея под собой фактической научной основы».
Джордано Бруно — Библиотека Линды Холл
17 февраля 2017 г.
Джордано Бруно, итальянский философ, был сожжен на костре в Риме 17 февраля 1600 г. Бруно родился в Ноле, недалеко от Неаполя, и поступил в Доминиканский монастырь в молодости. Очень быстро он стал известен своими радикальными идеями, и когда против него были выдвинуты обвинения в ереси, он бежал из Италии и провел большую часть своей жизни во Франции, Англии и Германии, обучая искусству памяти и осуждая традиционную аристотелевскую философию. Он очень неблагоразумно вернулся в Италию в 159 г.
Будучи еретиком, Бруно веками был персоной нон грата в Риме; его книги были запрещены и сожжены, очень немногие слышали о нем, и не было вообще никаких общественных мемориалов, чтобы помнить его. Затем, в 1884 году, масоны Италии, разъяренные Папой за осуждение масонства в папской булле, заказали бронзовую статую Бруно у Этторе Феррари, известного скульптора (и масона).
Она была возведена и открыта в 1889 году на Кампо-деи-Фьоре, рыночной площади в Риме, на том самом месте, где в 1600 году был казнен Бруно. Статуя стоит там до сих пор. Он обращен на север, так что лицо Бруно никогда не освещается солнцем, и издалека он очень похож на Дарта Вейдера ( третье изображение ). Если подойти ближе, то можно увидеть часть лица Бруно ( четвертое изображение ). Но, конечно, не так важно видеть его лицо, поскольку ни мы, ни Этторе Феррари не имели и не имели ни малейшего представления о том, как на самом деле выглядел Бруно.Под статуей находится несколько бронзовых рельефов работы Феррари, изображающих жизнь Бруно, в том числе его появление перед инквизицией ( второе изображение
Бруно издал немало памфлетов на самые разные темы, но так как он писал на лету и публиковался втихаря, то все его произведения сегодня очень редки. Нам посчастливилось иметь две его книги, в том числе De triplici minimo et mensura (1591), в нашей коллекции History of Science.