ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ. Легенды и мифы древней Греции (ил.)
ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ
ЭДИП. ЕГО ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
Изложено по трагедии Софокла «Эдип-царь».
У царя Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак, который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.
Вернувшись в семивратные Фивы, Лай женился на дочери Менойкея, Иокасте. Лай долго спокойно жил в Фивах, и лишь одно тревожило его: у него не было детей. Наконец, решил Лай отправиться в Дельфы и там вопросить бога Аполлона о причине бездетности.
— Сын Лабдака, боги исполнят твое желание, будет у тебя сын, но ведай: ты погибнешь от руки своего сына. Исполнится проклятие Пелопса!
В ужас пришел Лай. Долго думал он, как избежать ему веления неумолимого рока; наконец он решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится.
Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона,[247] чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба. Этот раб как раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот, будучи бездетным, решил воспитать его как своего наследника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом за его распухшие от ран ноги.
Сфинкс.
(Статуя VI в. до н. э.)
Так и вырос Эдип у Полиба и жены его Меропы, которые называли его своим сыном, и сам Эдип считал их своими родителями. Но однажды, когда Эдип уже вырос и возмужал, на пиру один из его друзей, охмелев, назвал его приемышом, что поразило Эдипа. В его душу закрались сомнения. Он пошел к Полибу и Меропе и долго убеждал их открыть ему тайну его рождения. Но ни Полиб, ни Меропа ничего не сказали ему. Тогда решил Эдип отправиться в Дельфы и там узнать тайну своего рождения.
Как простой странник, отправился Эдип в Дельфы. Прибыв туда, вопросил он оракула. Ответил ему лучезарный Аполлон устами прорицательницы пифии:
— Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми.
В ужас пришел Эдип. Как избежать ему злой судьбы, как избежать отцеубийства и брака с матерью? Ведь оракул не назвал ему родителей. Эдип решил не возвращаться больше в Коринф, Что если Полиб и Меропа его родители? Неужели же он станет убийцей Полиба и мужем Меропы? Эдип решил остаться вечным скитальцем без роду, без племени, без отчизны.
Но разве возможно избежать веления рока? Не знал Эдип, что чем больше будет он стараться избегнуть судьбы своей, тем вернее пойдет он-по тому пути, который назначил ему рок.
Бездомным скитальцем ушел Эдип из Дельф. Он не знал, куда ему идти, и выбрал первую попавшуюся дорогу. Это была дорога, ведшая в Фивы. На этой дороге, у подножия Парнаса, где сходились три пути, в тесном ущелье встретил Эдип колесницу, в которой ехал седой, величественного вида старец; глашатай правил колесницей, а за ней следовали слуги. Глашатай грубо окликнул Эдипа, велел ему сойти с пути и замахнулся на него бичом. Рассерженный Эдип ударил глашатая и хотел уже пройти мимо колесницы, как вдруг старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове.
Рассвирепел Эдип, в гневе ударил он старика своим посохом так сильно, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех, лишь одному рабу удалось незаметно скрыться. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, отца своего Лая. Ведь этот старец был Лай, он ехал в Дельфы» чтобы вопросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного Сфинкса.
Эдип спокойно пошел дальше. Он считал себя неповинным в убийстве: ведь не он напал первый, ведь он защищался. Все дальше и дальше шел Эдип по избранному им пути и пришел, наконец, в Фивы.
Великое уныние царило в Фивах. Две беды поразили город Кадма. Страшный Сфинкс, порождение Тифона и Эхидны, поселился около Фив на горе Сфингионе и требовал все новых и новых жертв, а тут еще раб принес известие, что царь Лай убит каким-то неизвестным. Видя горе граждан, Эдип решил избавить их от беды: он решил сам идти к Сфинксу.
Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Эту загадку поведали Сфинксу музы. Всех путников, проходивших мимо, заставлял Сфинкс разрешать эту загадку, но никто не мог разгадать ее, и все гибли мучительной смертью в железных объятиях когтистых лап Сфинкса. Много доблестных фивян пыталось спасти Фивы от Сфинкса, но все они погибли.
Пришел Эдип к Сфинксу, тот предложил ему свою загадку:
— Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Ни на единый миг не задумался Эдип и тотчас ответил:
— Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.
Так разрешил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Было решено богами, что Сфинкс должен погибнуть, если кто-нибудь разрешит его загадку. Так освободил Эдип Фивы от бедствия.
Когда Эдип вернулся в Фивы, то фиванцы провозгласили его царем, так как еще раньше постановлено было Креонтом, правившим вместо убитого Лая, что царем Фив должен стать тот, кто спасет их от Сфинкса. Воцарившись в Фивах, Эдип женился на вдове Лая Иокасте и имел от нее двух дочерей, Антигону и Йемену, и двух сыновей, Этеокла и Полиника. Так исполнилось и второе веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети.
Эдип разгадывает загадку Сфинкса.
(Рисунок на вазе.)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Великий цикл
Великий цикл Патриарх Кирилл, не сильно грамотный в астрономии, составляя пасхалию, ошибся на день или два. Из-за этой злополучной погрешности пасха в Риме через восемь лет разошлась с расчетами патриарха чуть ли не на целый месяц. Удрученный этой неприятностью, римский
6. Цикл жизни
6.
Цикл жизни Цикл человеческой жизни вечен в том смысле, в каком он предопределен природой. Человек рождается, растет, женится или выходит замуж, рождает детей и умирает. И вполне естественно, что ему хотелось бы должным образом отмечать основные вехи этого цикла. В наши27. Пелопид Фиванский
27. Пелопид Фиванский Пелопид, сын Иппокла, бывший вместе с Эпаминондом разрушителем преобладания Спарты, основателем и опорой гегемонии фиванской, происходил от всеми уважаемого рода, но, несмотря на свое богатство, увеличенное еще вследствие выгодного брака, жил просто
28. Эпаминонд Фиванский
28. Эпаминонд Фиванский Эпаминонд, сын Полимнида, связанный с Пелопидом теснейшей дружбой и общей деятельностью, направленной к возвеличению родного города их, происходил от благородной, но обедневшей фамилии, которая вела свой род от древних Спартов Кадма.
ДОЛГИЙ ЦИКЛ
ДОЛГИЙ ЦИКЛ Система допроса, которая сломила многих заключенных до такой степени, что они повторяли свои показания на публичном процессе, функционировала несколько по-другому. Она была рассчитана на более постепенное, но более полное подавление воли к сопротивлению. При
ФИВАНСКИЙ ГОРОД МЕРТВЫХ
ФИВАНСКИЙ ГОРОД МЕРТВЫХ В книге В. Замаровского «Их величества пирамиды» увлекательно повествуется о том, какие замечательные гигантские погребальные сооружения — пирамиды — воздвигали для себя фараоны Древнего и Среднего царств. Сообразно с расположением
5.6. Демографический цикл
5.6. Демографический цикл В контексте трехфакторной теории нам предстоит далее перейти к рассмотрению процесса влияния демографического фактора на динамику новой структуры «государство – элита – народ». В соответствии с обычным неомальтузианским подходом необходимо,Нулевой цикл
Нулевой цикл В Италии, кроме общих для Запада левых настроений, имелись и свои особенности.В начале 1970-х Компартия Италии первая среди всех европейских держав провозгласила переход на позиции так называемого еврокоммунизма. Суть этой доктрины в том, что коммунисты не
ГЛАВА 7 ЭДИП И ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ
ГЛАВА 7 ЭДИП И ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ Цикл мифов, объединенных историей города Фивы и его царского семейства Лабдакидов50, безусловно, столь же древний, как и истории, составляющие «Илиаду» и «Одиссею», однако дошел он до наших дней главным образом благодаря более поздним
2. Четырехтактный цикл
2. Четырехтактный цикл ОттоТворческое воображение, способное выходить далеко за пределы действительности, столь же необходимо каждому изобретателю, как и уменье практически осуществить свою идею. Но качества эти редко совмещаются в одном человеке. Подобно тому как
ЦИКЛ СТАЛИНА
ЦИКЛ СТАЛИНА Два «народа» одной страны Обычно любое, в том числе человеческое сообщество, находится в некой среде. Для того чтобы в ней существовать, оно должно уметь, с одной стороны, сохранять накопленную в прошлом полезную для своего развития информацию (опыт), а с
Николай Кун «Фиванский цикл»
Рейтинг
- Средняя оценка:
- 8.64
- Оценок:
- 97
- Моя оценка:
—
подробнее
Николай Кун
Цикл; цикл «Легенды и мифы Древней Греции»
Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:
Многокрасочное полотно о правителях и народе древнегреческого города — государства Фивы, соперничавшего по могуществу с Афинами и Спартой. О трагической судьбе царя Эдипа, которому не повезло родиться от проклятого богами преступника, преступлениях и братоубийственной войне за семивратные Фивы его потомков, о долгом и кровавом пути к миру через несчастья и войны этого города повествует эта сага.
© URRRiy
Содержание цикла:
| 8.63 (89) | |||
| 8. 63 (89) | |||
| 8.55 (88) | |||
| 8. 51 (88) | |||
| 8.52 (89) | |||
| 8. 42 (88) | |||
| 8.43 (90) |
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Входит в:
— антологию «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», 1987 г. > цикл «Легенды и мифы Древней Греции» > Древнегреческий эпос
Издания:ВСЕ (15)
- /языки:
- русский (15)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (3)
1984 г.
1986 г.
1990 г.
1996 г.
2000 г.
2001 г.
2003 г.
2004 г.
2008 г.
2018 г.
2019 г.
2021 г.
Аудиокниги:
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!РегистрацияЧто нужно знать о фиванском цикле в греческой мифологии
Написано GreekBoston.com в греческой мифологии Комментарии отключены на Что нужно знать о фиванском цикле в греческой мифологии
Многие из нас считают, что греческие мифологические истории в основном сосредоточены вокруг олимпийских богов и богинь. Тем не менее, есть гораздо больше историй, чем это. В них также участвуют короли, герои, войны и другие конфликты, и в этих сказках боги и богини играют определенную роль, но они не всегда в центре внимания.
Беотийский город Фивы является местом действия четырех утерянных греческих эпосов, известных под общим названием «Цикл Фивенов». Эти истории рассказывают о мифической истории города Фив и, как полагают, были записаны между 750 и 500 годами до нашей эры. Вот еще информация об этих сказках:
О фиванском цикле
Фивы были крупнейшим городом в древней Беотии и центром многих греческих мифов и историй, включая Кадма, Диониса и Геракла. В Фивах, жизненно важном центре города древней Греции, было обнаружено множество предметов, представляющих историческую ценность, в том числе глиняные таблички, датируемые бронзовым веком, и микенская деревня. Хотя это реальное место, есть некоторые мифологические истории, которые также связаны с этой частью Греции.
Эти рассказы, вдохновившие многих греческих авторов трагедий, повествуют о Фиване, начиная с «Эдиподеи» и заканчивая «Алкмеонидом». Эту коллекцию часто считают частью «эпического цикла», в который входят Титаномахия, Фиванский цикл и Троянский цикл. Хотя большая часть Фиванского цикла утеряна во времени, у нас есть некоторое представление о них благодаря сохранившимся фрагментам и другим письменным работам.
Эдоподея
Эдиподия рассказывает историю Эдипа, которому пришлось уничтожить сфинкса, чтобы стать царем Фив. Было высказано мнение, что Эдиподея рассказывает историю о том, как Эдип убил своего отца, а затем бежал в Фивы, где встретил сфинкса. Сфинкс терроризировал землю и требовал разгадки загадки у любого встречного. Когда Эдип правильно ответил на загадку, сфинкс в ярости покончил с собой, освободив людей, которых терроризировал. Затем Эдип женился на своей матери, что сделало его царем Фив. Когда стало известно, что Эдип убил когда-то своего отца, его мать покончила жизнь самоубийством. Затем Эдип женился на новой жене, которая родила ему четверых детей.
Фиваида
В этой поэме у Эдипа есть два сына, Этеокл и Полиник, которые плохо обращались с отцом, а затем оттолкнули его. Возмущенный Эдип проклял своих сыновей молитвами к богам. В «Семерых против Фив» Полиник берет с собой шестерых полководцев и идет на Фивы, пытаясь захватить власть. К концу сказки и Этеокл, и Полиник мертвы, а Фивы стоят.
Эпигоны
Некоторые авторы считали, что это стихотворение на самом деле было частью «Фиваиды», а не отдельным стихотворением. Он продолжает историю «Семерых против Фив» с новой группой героев. Этеокл и Полиникес, возможно, были убиты, но город Фивы все равно был успешно взят аргивянами.
Алкмеонис
Алкмеонис построен на историях, рассказанных в Фиваиде. Алкмеон руководил аргивянами, которые разрушили город Фивы в отместку за убийство своих отцов — оригинальная «Семь против Фив». В Фиваиде мать Алкмеониса, Эрифила, убила его отца. В «Алкмеониде» он узнает о предательстве своей матери и приказывает убить ее.
Фивы были реальным местом, но из этого возникло множество мифов. Многие из этих историй, возможно, возникли в реальной жизни, но с годами они изменились, чтобы больше походить на мифы. Эти мифологические истории могут дать и действительно дают ценную информацию о том, как древние люди думали, верили, жили и умирали, даже если они не совсем верны.
Источник:
Википедия — Фиванский цикл
Категория: Греческая мифология
Этот пост был написан GreekBoston.com
Сводка мифов
Глава 17: Фиванская сага
МИКЕНСКИЙ МИР И ГРЕЧЕСКАЯ САГА
Саги, или легенды, определяются как мифологические истории, которые имеют некоторую основу в истории. Греческие саги сгруппированы в циклы (т. Е. Группы легенд о герое, семье, племени, городе или местности), связанные с сообществами позднего бронзового века, которые процветали ок. 1600-1100 гг. до н.э. (см. MLS, главу 2, для исторической справки и хронологии раннего греческого мира). Самым богатым из них были Микены. Другими центрами Пелопоннеса с циклами саг являются Тиринф, Аргос и Спарта, а также сельская местность Аркадии. На материковой части Греции главными центрами являются Афины, Фивы, Орхомен и Иолк. За пределами материковой Греции важные саги связаны с Троей и Критом. Сага об Одиссее уникальна тем, что простирается далеко за пределы микенского мира и включает в себя множество сказок.
ФИВСКАЯ САГА: ОСНОВАНИЕ ФИВ
Кадм и Европа. ЕВРОПА [ю-рох’па], дочь Агенора из Тира и сестра КАДМА [кад’муса], или КАДМОСА, была похищена Зевсом (в образе быка) и увезена на Крит, где стала (по Зевс) мать Миноса.
Кадм отправился в Грецию на поиски Европы. Оракул в Дельфах сказал ему не продолжать поиски, а вместо этого следовать за определенной коровой, пока она не ляжет. Там он должен был основать город. Корова привела Кадма из Фокиды в место (в Беотии), где он основал КАДМЕЮ [kad-mee’a], или КАДМЕЮ, позже названную Фивами.
Спарта. Спутники Кадма, нуждаясь в воде для церемонии жертвоприношения коровы Афине, убили змея (дитя Ареса), охранявшего родник. Он убил людей Кадма и сам был убит Кадмом, который подчинился приказу Афины посеять свои зубы. Из них выскочили вооруженные люди, которые сражались и убивали друг друга, пока в живых не осталось пятеро. От них произошли знатные семьи Фив, называемые СПАРТОИ [spar’toy], «посеянные люди».
Кадм и Гармония. В наказание за убийство змея Кадм служил Аресу в течение года и получил в жены ГАРМОНИЮ [har-moh’ni-a], дочь Ареса и Афродиты, которой он подарил в качестве свадебного подарка ожерелье, сделанное Гефестом. . Их четырьмя дочерьми были Ино, Семела, Аутоной и Агава (см. MLS, Глава 13).
Кадм ввел письменность и другие искусства цивилизации в Фивах. После долгого правления он и Гармония отправились в Иллирию и в конце концов превратились в безобидных змей.
СЕМЬИ ЛАБДАКА И ЛИКА
Пенфей сменил своего деда Кадма на посту царя. После своей смерти (см. MLS, главу 13) Лабдак основал новую династию. Когда он умирает, ЛИК [лейе’кус] или ЛИКОС, сын Хтония (один из Спартоев), стал регентом младенца ЛАЯ [лай’уса или лейе’уса], или ЛАИОСА, сына Лабдака.
Антиопа и Зевс. Племянницей Лика была АНТИОПА [ан-тейе’о-пи], дочь Никтея. Зевс сделал ее матерью близнецов АМФИОНА [ам-фейе’он] и ЗЕТУС [зее’тус], или ЗЕТОС, которых воспитывал пастух, в то время как Антиопа была заключена в тюрьму Ликом и его женой ДИРС [дир’си] . Антиопа сбежала и через долгое время была признана сыновьями, которые убили Лика и привязали Дирцию к рогам быка, который тащил ее на смерть.
Амфион и Зет. Эти братья-близнецы стали правителями Кадмеи и отправили Лая в изгнание. Они построили стены для города, камни которых были перемещены на место музыкой лиры Амфиона. Амфион женился на Ниобе (см. главу 10), а Зет женился на ФИВАх [тебе], после чего имя Кадмеи было изменено на ФИВЫ [тебз].
Лай «Похищение Хрисиппа». В изгнании Лай жил с ПЕЛОПОМ [pee’lops], царем Элиды, сына которого ХРИСИПП [kreye-sip’pus], или ХРИСИПП, он похитил. За это нарушение законов гостеприимства Пелоп наслал проклятие на Лая и его семью.
Лай и Иокаста. После смерти Амфиона и Зефа Лай вернулся в Фивы как царь и женился на ИОКАСТЕ [joh-kas’ta], или ИОКАСТЕ. Оракул Аполлона в Дельфах предупредил, что их сын убьет своего отца в результате проклятия Пелопса.
ЭДИП
Лай приказал пастуху выставить своего маленького сына на горе КИФЕРОН [si-thee’ron], или КИФАРОН, вонзив ему шип в лодыжки. Вместо этого пастух отдал младенца коринфскому пастуху, слуге ПОЛИБУСА [pol’i-bus] или ПОЛИБОСА, царя Коринфа, и царицы МЕРОПЫ [mer’o-pee], который назвал младенца ЭДИПОМ [e’di -pus или ee’di-pus], или OIDIPOUS, «волдырь».
Эдип в Дельфах. В молодости над Эдипом насмехались за то, что он на самом деле не был сыном Полиба, и он покинул Коринф, чтобы спросить оракула в Дельфах, кто его родители. Его предупредили, что ему суждено убить отца и жениться на матери.
Убийство Лайуса. Поэтому Эдип не вернулся в Коринф и на перекрестке дорог, ведущих в Фивы, убил царственного старца в колеснице, который ударил его и сбил с дороги. Старик, которого он не узнал, был Лай.
|
Эдип и Сфинкс Гюстава Моро (1826-1898). |
Сфинкс. Фивы страдали от Сфинкса («душителя»), чудовища, которое было наполовину женщиной, наполовину львом и наполовину птицей. Он убивал тех, кто не мог ответить на его загадку: «Какое имя имеет четвероногий, двуногий и трехногий?» Эдип ответил: «Человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости использует палку как третью ногу». Сфинкс бросился на смерть, и Эдип стал царем Фив вместо умершего Лая и взял в жены овдовевшую царицу Иокасту.
Царь Эдип. Фивы поразила чума после многих лет правления Эдипа. Оракул в Дельфах сообщил фиванцам, что чума была вызвана осквернением убийцы Лая, живущего в их городе. Эдип был полон решимости выяснить личность убийцы, но отказался поверить пророку ТИРЕСИАСУ [teye-ree’si-as], который сказал ему, что убийцей был он. Посланник (тот самый пастух, которому фиванский пастух подарил младенца Эдипа) прибыл из Коринфа, чтобы сообщить о смерти Полиба и предложить Эдипу коринфский трон. Он сказал Эдипу, который отказался вернуться в Коринф из-за пророчества о том, что он женится на своей матери, что он не сын Полиба. Эдип послал за фиванским пастухом, и правда была раскрыта. Иокаста уже молча ушла во дворец, где и повесилась; Эдип ворвался во дворец и ослепил себя брошками от ризы Иокасты.
Эдип в Колоне. КРЕОН [кри’он], или КРЕОН, брат Иокасты, стал царем, а Эдип отправился в изгнание в сопровождении своих дочерей, АНТИГОНЫ [ан-тиго-ни] и ИСМЕНЫ [ис-ми’ни]. В конце концов он отправился в КОЛОН [ko-loh’nus] или КОЛОНОС (в Аттике) и был любезно принят ТЕСЕЕМ [тебе-нас], царем Афин. В Колоне Эдип попрощался со своими дочерьми, а затем чудесным образом исчез с лица земли, за которым наблюдал только Тесей. На месте его исчезновения был установлен культ героя.
СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ
В другой версии Эдип был заперт во дворце в Фивах и проклял своих сыновей, ЭТЕОКЛА [э-ти’о-клеэз], или ЭТЕОКЛА, и ПОЛИНИКА [поли-нейе’ seez], или POLYNIKES, за то, что однажды поставил перед ним менее почетную порцию пищи. Он молился, чтобы после его смерти они могли бороться за разделение королевства. 90 070 Эдип умер в Фивах (в этой версии), и его сыновья поссорились из-за трона, в конце концов согласившись, что каждый будет править через год, а другой отправится в изгнание.
Этеокл и Полиник. По прошествии первого года Этеокл отказался отказаться от престола, и Полиник собрал войско с помощью Адраста, царя Аргоса, для похода на Фивы. Это начало саги о семи против Фив.
Семерка. Имена семи вождей, напавших на Фивы, были Полиник, Адраст, Тидей, Капаней, Гиппомедон, Парфенопей и Амфиарай.
Амфиарай и Эрифила. АМФИАРАЙС [ам-фи-а-рай’ус] был провидцем и знал, что Семеро потерпят неудачу. Его жена, ЭРИФИЛ [e-ri-feye’lee], подкупленная Полиником подарком ожерелья Гармонии (см. выше), уговорила его уйти. Он приказал своим сыновьям отомстить за его смерть, наказав Эрифила.
Гипсипила и Офельт. Во время похода из Аргоса в Фивы Семеро встретили ГИПСИПИЛЬ [хип-сип’и-ли] (см. главу 24), кормилицу младенца ОФЕЛЬТА [о-фелтеэз], убитого змеем. В его честь Семеро основали НЕМЕЙСКИЕ [нэм’э-ан] Игры.
Семеро против Фив. Тидей, один из Семи, потерпел неудачу с мирным посланием в Фивы и избежал засады, устроенной фиванцами. При нападении на Фивы каждый из Семерых штурмовал одни из городских ворот. Капаней был убит ударом молнии Зевса; Гиппомедон, Парфенопей и Тидей пали в битве; Амфиарай убежал на своей колеснице и был чудесным образом поглощен землей у реки Исмен. Культы героев в его честь были созданы в Фивах и других местах. Полиник и Этеокл убили друг друга в единоборстве. Из семерых домой вернулся только АДРАСТ [а-драс’тус], или АДРАСТОС.
Антигона. Антигона нарушила указ Креонта, запрещавший погребение Полиника. Вместо этого, подчиняясь указам Зевса, она символически похоронила своего брата и была приговорена к смерти Креонтом. ХЭМОН [hee’mon], или ХАЙМОН, сын Креонта и ее жених, разделили ее смерть, и Креонт, предупрежденный Тиресием, смягчился слишком поздно.
Похороны героев. Тесей помог вдовам и матерям погибших аргосских героев найти непогребенные трупы и устроить им достойные похороны. ЭВАДНЕ [e-vad’nee], вдова КАПАНЕЯ [kap’an-e-us], или КАПАНЕЯ, бросилась в пламя его костра.
ЭПИГОНЫ, СЫНОВЬЯ СЕМИ
АЛКМЕОН [alk-mee’on], или ALKMAION, сын Амфиарая, возглавлял ЭПИГОНИ [e-pig’o-nee], или ЭПИГОНОИ («позднее поколение» ), в успешном нападении на Фивы, покинутые его жителями.
Алкмеон и Эрифила. Алкмеон убил свою мать Эрифилу по приказу отца (см. выше). Преследуемый Фуриями, он пришел в Аркадию, где женился на дочери царя Фегея, которой подарил ожерелье Гармонии. Как матереубийца, он загрязнил землю и был изгнан. Он прибыл в западную Грецию и там женился на Каллирое, дочери речного бога Ахелоя, которой он подарил ожерелье Гармонии, найдя его в Аркадии. Его сыновья стали основателями греческого округа Акарнания.
ТИРЕСИЙ
Тиресий, слепой пророк, был сыном нимфы Харикло.