Что это возрождение: ВОЗРОЖДЕНИЕ | это… Что такое ВОЗРОЖДЕНИЕ?

Эпоха Возрождения

Ринашименто — так по итальянски звучит название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности. В русском искусствознании для обозначения эпохи Возрождения принято использовать равнозначное французское слово Ренессанс. Свое название эпоха получила из-за широкого интереса к античному наследию. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Как ни одна другая эпоха, Возрождение богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами.

Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родиной Возрождения была, несомненно, Флоренция («Афины Италии»). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьма демократическая.

Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников — ткачей, меховщиков. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов — адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета — золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.

Именно во Флоренции, а чуть позже — в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы; науками, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность теологии — науке, изучающей божественное. Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии — напротив, они были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), но главным направлением их деятельности была филология.

Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь скульптуру. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово «возрождение» появилось позже слова «гуманизм» — в трудах живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джордже Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности. Каждый этап фиксирует определённое ее состояние и настроение:

Но всякая периодизация условна. Редко творчество и судьба какого-то большого художника укладываются в рамки одного конкретного периода.

В предренессансную пору, т.е. в XIII в., повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто — Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто — два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в «Божественной комедии», Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных. Эта психологическая достоверность каждого образа — черта ренессансного искусства.

Данте, а также его младшие современники — Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо — стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество обычно рассматривается как образец раннего гуманизма. Книга новелл «Декамерон» Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора вто, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах.

«Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века», — пишет в работе «Смысл истории» Н. Бердяев. «Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту. ..То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки», — таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше. Хорошо известна позиция Фридриха Энгельса по поводу Возрождения: «…величайший прогрессивный переворот из пережитых до того времени человечеством…». И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху (см. А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения), но нельзя не признать провозглашенного ею

гуманизма — философского мировоззренческого направления, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Удивительным разносторонним мастером был Микеланджело Буонарроти (1475-1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно-героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

Пятиметровый Давид — величественный и прекрасный юноша воплощение героической личности, человек, каким он должен быть. Художник Суриков, восхищаясь более поздней статуей Микеланджело, изображающей Моисея, писал, что Моисей скульптурный ему показался выше окружающей натуры. Фрески Сикстинской капеллы… ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись: около 660 квадратных метров, на потолке и стенах. Потребовалось более четырех лет труда, сверхчеловеческого напряжения. Микеланджело создает полный драматизма мир, наполняющий душу и восторгом и смятением. А фреска «Страшный суд» рождает ощущение грядущей мировой катастрофы. Купол собора св. Петра — венец архитектурного творчества Микеланджело. Здесь, как и в совершеннейших созданиях его кисти или резца, — бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов.

Североитальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека.

Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой — важная особенность творений Джорджоне (картины «Сельский концерт», «Спящая Венера»). Тициан (1477-1576) принадлежит к величайшим мастерам высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, а также мощное мастерство колориста придают его произведениям громадную силу. Работы «Даная», «Венера с зеркалом», «Венера Урбинская» и многие другие отражают свойственный Тициану восторг перед красотой жизни.

Как уже говорилось, фундаментальным принципом новой ренессансной культуры становится антропоцентризм, сменивший средневековый теоцентризм. Творческим началом бытия стал не Бог, а человек. Перемена была поистине разительной: вместо столь характерной для изначального христианства заботы верующего о мире вечном, потустороннем на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земному счастью и прижизненному преуспеванию.

Именно в ренессансной культуре идея о безграничном могуществе человека постепенно стала эквивалентом идеи вседозволенности.

Алхимия, астрология и магия охватили общество и отнюдь не по причинам общественного невежества. Это было результатом всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Священная инквизиция не случайно получает расцвет в эпоху Возрождения. Охота на еретиков и ведьм, коллективные психозы, жестокость и моральная деградация являются такими же признаками позднего Ренессанса, как и великие научные и художественные свершения. Всё это — части единого целого, стремление индивида к максимальному самовыражению. Типичными чертами представителей Возрождения становятся жажда приключений и авантюризм, о чем свидетельствует, в частности, знаменитая поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1532). Стихийный индивидуализм здесь уже не связан с какими-либо возвышенными платоническими теориями. Солнечное, гармоничное гуманистическое мировоззрение обернулось вдруг обратной стороной.

Титанизм и индивидуализм привели к тому, что итальянское Возрождение прославилось, помимо творений великих художников и поэтов, своим коварством, вероломством и жестокостью, авантюризмом и разгулом страстей.

Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Неоднократно издаются декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток». Писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок, а в Милане герцог Галеаццо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. И таких примеров можно привести множество. Неудивительно кратковременное возвышение попытавшегося бороться за восстановление нравственных идеалов монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы. Объясняя отцу своё решение уйти в монастырь, Савонарола писал, что его побудило к этому «страшное ничтожество света и испорченность людей: разврат, нарушения святости брака, обман, высокомерие, нечестие.

.. проклятия и кощунства всех родов дошли в свете уже до того, что не находишь в нем более честных людей… Я не мог выносить злобу ослепленных народов Италии, где угасли все добродетели и торжествует порок. Этот свет мог мне дать только глубочайшую скорбь».

Проповеди Савонаролы на время возымели действие, но слишком всесильными были его враги. Обвиненный в заговоре против папы Савонарола был казнен. Его проповеди и труды, тем не менее, произвели неизгладимое впечатление на многих представителей культуры. Известно, что горько сожалел о казни Савонаролы известнейший флорентийский художник Сандро Боттичелли, посвятив его памяти грустно-просветлённую картину «Рождество». Заветам Савонаролы был верен до самой смерти великий Микеланджело.

Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение «О бесконечности, Вселенной и мирах» Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно, превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа являются для него воплощением бога. Взгляды Бруно были осуждены церковью, а сам он сожжен в Риме в 1600 г.

В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николо Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Его «Мандрагора» — одна из лучших комедий XVI в., а «Сказка о Бельфагоре» не уступает рассказам Бокаччо. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий политический памфлет «Государь» («Князь»). Макиавелли считал нужным отделить политику от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже безнравственной, ибо именно христианство «сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям». Однако в «Государе» реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической. Указывая на практическую невозможность для «нового государя» обладать всеми общечеловеческими добродетелями, «потому что этого не допускают условия человеческой жизни», Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.

Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально-католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI в., а иногда и на часть XVII в.

В рамках эпохи Возрождения был и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о Реформации — широком общественном движении в странах Западной и Центральной Европы XVI в., связанном с борьбой за обновление католической церкви. В Германии в первой половине XVI в. окончательно оформился протестантизм, и это во многом объяснялось всё тем же возрожденческим свободомыслием. Реформа Мартина Лютера в равной степени была предопределена как «антипапскими», антикатолическими выступлениями ещё во второй половине XIV в. священнослужителей Джона Виклефа (Англия) и Яна Гуса (Чехия), так и распространением в образованных кругах Германии гуманистических идей. Именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма.

В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466-1536), называвший себя «гражданином Вселенной». Его произведение «Похвала глупости», в котором он остроумно, с тонкой иронией описывает недостатки и пороки современного ему общества, занимает выдающееся место в литературе XVI в. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видит лживость, пошлость, пустой формализм и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский так же, как и другой представитель немецкого гуманизма, писатель-сатирик Иоганн Рейхлин, автор памфлета «Письма тёмных людей», к Реформации не присоединились, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию.

Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к «северным варварам», неприятие института индульгенций, наконец, стремление упростить и удешевить богослужение — все это немаловажные причины успеха Реформации. Впрочем, как и личность Мартина Лютера (1483-1546) — не только вдохновителя и «отца» Реформации, организатора новой церкви, но и талантливого богослова, проповедника, оратора, публициста, поэта, музыканта и политика. Протестантизм, ставший с того времени одним из трех наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, в настоящее время представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией и единых в основополагающих моментах. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Вместе с тем он выдвинул принципиально новые принципы: спасение личной верой, священство всех верующих, а не только священнослужителей, исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Произошли изменения и в культе. Протестантизм упразднил многочисленные таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати т.д. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, протестантизм отказался от монастырей и монашества, предельно упростив богослужение, которое стало вестись только на родном языке. Лютеранство стало первоначальной формой протестантизма, но вскоре появились и другие разновидности, такие, например, как англиканство и кальвинизм.

Для истории культуры, для истории искусства наиболее значимые моменты протестантизма — это:

1) идея личной связи человека с Господом без посредничества священника, что, несомненно, повышало самостоятельность человеческой личности;

2) перевод всего богослужения на родной для верующих язык. (Начало этому положил англичанин Джон Виклеф, который перевёл Библию на английский язык. Мартин Лютер перевел

большую часть Библии на немецкий язык и начал читать проповеди только на немецком).

С Реформацией тесно связано и творчество великих немецких художников XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. В сущности, в Германии эпоха Возрождения и начинается с творчества Альбрехта Дюрера, которого многие называют немецким Леонардо. Альбрехт Дюрер — великолепный портретист, график, разработчик техники офорта (гравюра на меди), создатель графической серии «Апокалипсис», автор живописных работ «Адам и Ева», «Мадонна с чётками» и др. Ганс Гольбейн — превосходный портретист, создатель портретов Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора, иллюстратор «Похвалы глупости». Лукас Кранах — также портретист и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенциями, монашество, папскую курию и все то, на что впоследствии обрушится Мартин Лютер. Кисти Кранаха принадлежит портрет самого Лютера. Все они художники одного поколения, составившие славу «Северного Возрождения», культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран XV-XVI вв.

В Нидерландах началом Возрождения можно считать творчество Яна ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV — начала XVI вв. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ «Корабль дураков» и «Сад наслаждений» сродни «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастьяна Бранта «Корабль дураков».

Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу»). Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые»: пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. «Слепые», несомненно, имеют символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых — это жизненный путь всех людей. Таким образом, художник выразил и собственное трагическое мироощущение.

Расцвет испанской художественной культуры — литературы, театра и живописи (Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпьо, Тирсо де Молина, Педро Кальдерой де ла Барка, Эль Греко, Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес де Сильва Веласкес) — наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII в., а точнее 80-е годы XVI — 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа оказала существенное влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Из-за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась самой сильной приверженностью католицизму, в котором видела духовную базу единения народа в противостоянии иноверцам. Ярко выражены здесь черты патриотизма и народности, поскольку народ был той силой, которая победила мавров. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей и интерпретировала их по-своему. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, реализуются здесь очень конкретно, чувственный мир на удивление мирно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия, например, «Святая Клотильда» Сурбарана.

В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся прекрасная, динамичная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562-1635). До сих пор популярны написанные им «Собака на сене», «Дурочка», «Учитель танцев», «Овечий источник», «Звезда Севильи». В пьесах Лопе де Вега независимо от того, комедия это, драма или трагедия жизнь бьёт ключом. Знаменитый писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор популярного романа «Дон Кихот», в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию «Нумансия» и ряд озорных жизнерадостных интермедий. Традиции Сервантеса и Лопе де Вега нашли блистательное развитие в творчестве Тиросо де Молина («Благочестивая Марта», «Севильский озорник, или Каменный гость» — первая в драматургии версия истории Дон Жуана) и Кальдерона («Дама-невидимка», «Стойкий принц», «Жизнь есть сон»).

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в конце XVI в. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения (1541-1614). Эль Греко учился в Италии у Тициана, а впоследствии стал основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это — прежде всего религиозные сюжеты («Святое семейство», «Благовещение»), грандиозные алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо), портреты, романтизированые виды Толедо. Неповторимое, ярко индивидуальное творчество Эль Греко имело большое влияние на формирование национальной школы испанской живописи.

Английская культура Возрождения (английское Возрождение) создала в основном выдающиеся образцы философской литературы, поэзии и драматургии. Заслуживает внимания интереснейшее произведение философа и юриста Томаса Мора — философское сочинение об идеальном государстве Утопия, расположенном на далёком острове («Утопия»,1516). Томас Мор требует передачи собственности индивидов в пользу государства, настаивает на религиозной веротерпимости, возможно меньшем количестве религиозных догм и передаче дела воспитания подрастающего поколения духовенству. Произведение Мора положило начало литературно-философскому направлению — социальной утопии.

Несомненно, что самым известным представителем английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564-1616). Он писал поэмы, сонеты, комедии, хроники и трагедии; трудно сказать, что удавалось ему в большей степени, но всё же именно пьесы принесли Шекспиру неувядающую славу, сделав самым популярным драматургом всех времён. Используя сюжеты из итальянской новеллистики, он создал такие неповторимые, глубоко индивидуальные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Много шума из ничего». Украшением мирового театрального репертуара являются комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой», трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», хроники «Ричард III» и «Юлий Цезарь». Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью, порождённой в том числе и этикой всё укрепляющегося индивидуализма.

Во Франции гуманистические тенденции начинают распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был писатель Франсуа Рабле (1494-1553), сумевший в своём бессмертном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» раскрыть мысли, чувства и переживания своего современника, человека сложной и противоречивой эпохи, через форму традиционных французских сказаний воссоздать реалистичную картину современности. Значительным представителем французской культуры XVI в. был также мыслитель Мишель де Монтень, автор философско-исторического труда «Опыты». Характерной чертой мировоззрения Монтеня является скептицизм, порождённый жестокостью времени (религиозные войны, истребление гугенотов-протестантов в Варфоломеевскую ночь и т.д.), но это скептицизм, хотя и исходящий из критики жизни, но не впадающий в пессимизм, а утверждающий любовь к жизни. Для него скептицизм — это способ избежать пагубных страстей, метод постижения жизни. Представителями французского Возрождения были также поэты объединения «Плеяда» во главе с Пьером де Ронсаром.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Раннее Возрождение . Раннее Возрождение или Кватроченто: знакомство

Светские жанры, масляная живопись, новые приемы и ценности. В этой части узнаем, почему Ранний Ренессанс стал возможен и каким было искусство в эту эпоху.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Алина Аксёнова

Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

1. Фра Анджелико. Св. Михаил, 1423–1424
2. Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая, 1427
3. Филиппо Липпи. Благовещение, 1443
4. Паоло Уччелло. Св. Георгий и змей, 1470
5. Якопо Беллини. Портрет мальчика в профиль, 1470
6. Сандро Боттичелли. Весна, 1478–1482

Для начала разберемся, почему о Раннем Ренессансе важно знать.

*Ранний Ренессанс, или Раннее Возрождение — это период в искусстве 15 века. По-другому его называют «кватроченто», то есть «тысяча четырехсотые».

Что произошло с искусством в этот период 👇

👤 Новые темы. Центром внимания в искусстве становится человек. Появляются светские жанры, новые темы и образы, которых раньше в искусстве не было.

🎨 Новая техника. Художники переходят от темперной живописи к масляной, которая используется и сейчас. Происходят открытия в области перспективы, анатомии, композиции.

🖼 Новое искусство. Ранний Ренессанс создает не только алтарные картины, но придумывает и разрабатывает светские жанры, изобретает все те приемы, которыми будут пользоваться художники более поздних периодов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Джотто. Поклонение волхвов, 1304–1306
2. Симоне Мартини. Благовещение, 1333

Теперь поговорим о том, почему Ранний Ренессанс стал возможен.

👨‍🎨 Проторенессанс. Многие находки Кватроченто разрабатывают еще мастера 14 века — Джотто, Симоне Мартини. Они уходят от византийского канона, на который ориентировалось итальянское искусство. Джотто заменил золотой фон, как на византийских иконах, голубым — так изображаемые события стали более «земными», происходящими под небом. Художники Проторенессанса делают попытки добавить объема, глубины, расширить пространство картины.

💀 Эпидемия чумы. Страшная болезнь, которая прокатилась по Европе, показала ценность человека, у людей появился особый вкус к жизни. Это подготовило почву для человекоцентричной философии Кватроченто.

💰 Поддержка меценатов. В то время как основные европейские страны шли к централизации, Италия — это много маленьких герцогств. Над художником не довлеет государство, он работает по частному заказу меценатов — таких, как семьи Медичи или Гонзаго. Они уважают художника и дают ему большую свободу творчества.

Эпоха Возрождения тесно связана с изменениями системы ценностей. Для нового взгляда на мир понадобилось новое искусство, хотя вдохновение художники искали в прошлом.

Что нового открыл Ренессанс 👇

🏛 Возврат к античности. В 15 веке в Европе начинают интересоваться античной культурой и философией. Поэтому эпоха и называется Возрождение — возрождали античные образцы. Для Италии это особенно актуально: вокруг было много следов древней цивилизации для вдохновения.

👤 Главное — человек. Для Средневековья в центре мира находился Бог. Возрождение следом за античностью сделало человека «мерой всех вещей». Поэтому Ренессанс говорит о человеке, его взгляде на мир, что порождает новую эстетику. Начинается гуманизация Европы.

🎨 Искусство отражает реальность. Греки провозгласили целью искусства мимесис — подражание жизни. Следом за ними художники Кватроченто учатся показывать мир как можно более правдоподобно. Такой подход на многие столетия определит развитие европейского искусства.

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

определение возрождения в «Свободном словаре»

1. Второе или новое рождение; реинкарнация.

2. Возрождение; возрождение: возрождение классицизма в архитектуре.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

возрождение

(riːˈbɜːθ)

сущ.

1. возрождение или ренессанс: возрождение обучения.

2. второе или новое рождение; Реинкарнация

Коллинз английский словарь английского языка — Полная и непрерывная, 12 -е издание 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

re • Рождение

(Riˈbɜrθ, ˈriˌBɜrθ) .

1. новое или второе рождение.

2. возобновленное существование, активность или рост; Ренессанс; возрождение.

[18:30–40]

Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.

ТезаурусАнтонимыРодственные словаСинонимы Легенда:

Перейти к новому тезаурусу

Существительное 909 1. 900 — после смерти душа начинает новый цикл существования в другом человеческом теле

метемпсихоз

феномен — любое состояние или процесс, познаваемый чувствами, а не интуицией или рассуждениями

— второе или новое рождение

реинкарнация, возрождение

рождение, зарождение, рождение, рождение — событие рождения; «отпраздновали рождение первенца»

трансмиграция — переход души в другое тело после смерти

cycle of rebirth — (Hinduism) repeated rebirth in new forms

3. rebirth — the revival of learning and culture

Renaissance, Renascence

resurgence, revitalisation, revitalization, revival, оживление — снова приведение в действие и известность; «оживление торговли»; «возрождение забытой пьесы Мольера»; «Возрождение готики в архитектуре»

4. возрождение — духовное просвещение, побуждающее человека к новой жизни

духовное возрождение, обращение

искупление, спасение — (теология) акт избавления от греха или спасения от зла состояние прозелита; духовное возрождение в результате рвения крестоносцев в защиту евангелия

На основе WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

возрождение

сущ. возрождение, реставрация, ренессанс, обновление, воскрешение, реинкарнация, регенерация, возрождение, новое начало , возрождение, возрождение Гостиница ожидает своего возрождения.

Тезаурус английского языка Коллинза — полное и полное, 2-е издание. 2002 © HarperCollins Publishers 1995, 2002

возрождение

сущ.

1. Фундаментальное изменение убеждений:

обращение, метанойя, возрождение.

2. Акт оживления или состояние оживления:

реактивация, ренессанс, возрождение, обновление, возрождение, возрождение, реанимация, оживление, возрождение, возрождение.

Тезаурус Роже «Американское наследие®». Авторские права © 2013, 2014, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Переводы

αναγέννησηπαλιγγενεσία

renacer

jälleensyntyminen renessanssi uudestisyntyminen uudistuminen

renaissance

újjászületés

rinascita

reïncarnatie wedergeboorte

preporod

rebirth

[ˈriːˈbɜːθ] N ( gen ) → renacimiento м ; (= повторное появление ) → resurgimiento м

Коллинз Испанский словарь — Полное и неизменное 8 -е издание 2005 г. © William Collins Son & Co. Ltd. 1971, 1988 © Harpercollins Publishers 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005

Rebirth

] n

[ идея, нация, явление ] → ренессанс f

(РЕЛИГИЯ) → ренессанс f

renchlins English/Frenchlins Electronic Resource. © Издательство HarperCollins, 2005 г.

возрождение

n → Wiedergeburt f ; (по желанию) → Wiederaufflackern nt

Немецкий словарь Коллинза – полное и полное, 7-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co.

rebirth

[ˌriːˈbɜːθ] n → rinascita

Collins Italian Dictionary 1st Edition © HarperCollins Publishers 1995

rebirth — определение и значение

  • Определить
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Услышать
  • и Любовь

Определения

из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.

  • сущ. Второе или новое рождение; реинкарнация.
  • сущ. Возрождение; возрождение.

из словаря века.

  • сущ. Обновленное рождение; повторное рождение во временное существование, как души, согласно учению о метемпсихозе; новый вход в живую форму: теперь его чаще называют реинкарнацией.
  • сущ. Возобновление жизни или деятельности; вхождение в новый курс или фазу существования; реанимация; реанимация; возрождение; регенерация.

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • сущ. Реинкарнация; новое рождение после первого.
  • сущ. Возрождение, оживление.
  • сущ. Духовное обновление.

из WordNet 3.

0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
  • сущ. возрождение образования и культуры
  • сущ. после смерти душа начинает новый цикл существования в другом человеческом теле
  • сущ. духовное просветление, побуждающее человека вести новую жизнь
  • сущ. второе или новое рождение

Этимологии

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License

re- +‎ рождение

Support

Помогите поддержать Wordnik, сделав эту страницу свободной от рекламы.

Примеры

  • Движущей силой этого возрождения является молодое высоко мотивированное население с высоким интеллектуальным потенциалом, потенциалом, выросшим из наших сильных образовательных традиций, потенциалом, которым мы готовы поделиться с другими, поскольку мы являемся самым молодым обществом в Европе.

    Польша и XXI век

  • Значит ли это, что вся шумиха вокруг возрождения Чили заслуживает?

    Наследие Пиночета

  • Действительно, решимость ФРС бороться с дефляционными рисками, на мой взгляд, является ключевым фактором, который поможет в том, что я называю возрождением ценовой власти …

    Борьба с дефляцией и обесценивание, Арнольд Клинг | ЭконЛог | Библиотека экономики и свободы

  • «Возрождение» Африки или возрождение находится в руках ее молодых людей, жаждущих вздохнуть свободно и изо всех сил прилагающих свои творческие усилия, чтобы вывести континент из нищеты и диктатуры.

    Алемайеху Г. Мариам: Эфиопия: образование запрещено!

  • «Возрождение» Африки или возрождение находится в руках ее молодых людей, жаждущих вздохнуть свободно и изо всех сил прилагающих свои творческие усилия, чтобы вывести континент из нищеты и диктатуры.

    Алемайеху Г. Мариам: Эфиопия: образование запрещено!

  • Теперь возрождение уже близко: Гейлорд вновь откроет Оприленд 15 ноября, потратив 270 миллионов долларов на восстановление курорта, а также прилегающих Гранд Оле Опри и салуна Уайлдхорс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *