Чем прославился ян гус: Памятник Яну Гусу | izi.TRAVEL

Ян Гус — самый любимый исторический герой в Чехии

Ян Гус в Чехии является одним из самых любимых исторических героев. В Чехии он пользуется невероятным уважением и его считают почти святым. Парадокс в том, что Папа Римский до сих пор отказывается Яна Гуса причислить к лику святых, хотя и выражает свое уважение.

«Ян Гус был исключительной личностью не только с религиозной точки зрения, но и научной. Он был одним из лучших ученых своего времени. Ян Гус был ректором пражского университета, мастером свободных искусств. Он написал множество научных работ по лингвистике. До сих пор в чешской грамматике живут воплощенные идеи Яна Гуса. Все его воспринимают, как сказочно отважного революционера, но на самом деле, он часто сомневался в себе, что подтверждается записями в книгах».

В принципе, ничего невероятно нового в религию Ян Гус не внес. Он лишь хотел, чтобы церковь поступала так, как учит верующих. В этом и заключалась главная идея. Ян Гус подвергал критике, например, продажу индульгенций. В учебниках описывается поведение священников в те времена. В книгах, например, говориться о пьянстве. Но действительность была намного хуже.

Ян Гус

«Например, пражский кановник, первый чин после архиепископа, в кабаке проиграл все свои деньги, и в полночь нагишом вернулся домой. Для того чтобы его в дом пустили, ему пришлось стучать в двери и кричать на всю улицу. Подобное он соверши три раза. Такой человек вряд ли мог стать примером для остальных. Именно против такого поведения священнослужителей и выступал Ян Гус.

При этом он сам часто признавался, что, будучи студентом, он вел себя далеко не свято. Самым популярным местом греха тогда были общественные бани, куда Гус в студенческие годы любил захаживать. Это тоже была одна из причин, почему он решил реформировать церковь».

Самая распространенная легенда о Яне Гусе, касается его внешности. В эпоху романтизма в 19 веке реформатора часто изображали в стиле Иисуса Христа. При этом сам Ян Гус о себе писал, что он толстый. Если руководствоваться изображениями, сделанными при его жизни, то ясно, что он действительно был полным, лысым и безбородым.

«Также говорится, что проходивший Констанский Собор был созван именно из-за Яна Гуса. Это, конечно, неправда. Собор продолжался несколько месяцев, и обсуждались на нем новые вопросы веры. Длительное время об этом было запрещено говорить. Все изменилось не только после всеобщего восстания в Чехии, но и после того, когда стало известно, что Папа Римский, вынесший приговор Гусу, в прошлом был морским разбойником, и ему пришлось бежать. У Яна XXIII была настолько темная история, что через несколько столетий другому Папе Римскому пришлось вновь принять имя Ян XXIII, чтобы несколько его очистить».

С именем Яна Гуса также связано такое понятие, как гуситские войны.

«Все гуситские войны начались уже после мученической смерти Яна Гуса. Точно также как главный герой гуситских войск Ян Жижка совсем не был знаком с Яном Гусом. Существует возможность, что он когда-то посещал Вифлеемскую капеллу, где слушал проповеди Яна Гуса, но исторически это не подтверждено.

Позже, художники и писатели, затрагивавшие тему гуситских войн, сделали из Яна Гуса и Яна Жижки почти друзей — это, конечно, неправда. Кроме того, Гус не хотел решать все военным способом. Он искал правду и хотел точно определить, что надо делать, что правильно, а что не правильно. Поэтому он часто ссылался на своего предшественника английского профессора и священника Джона Уиклифа, который был в Чехии весьма популярен. Популярен до такой степени, что даже его фамилию произносили на чешский манер».

Джон Уиклиф

Суть идей Яна Гуса полностью отвечает идеям Джона Уиклифа. Он был первым, кто критиковал церковь и первым выступил против идеи транссубстанцинации.

«Сегодня мало кто знает, о чем идет речь. Это одна из догм, согласно которой, во время христианской мессы гостия (в православном ритуале это просфора) и вино, которые дают верующим, во рту, действительно превращаются в настоящую кровь и тело Иисуса Христа. Джон Уиклиф был первым, кто сказал, что это чепуха. Достаточно побывать на мессе, чтобы понять, что это не так».

Яна Гуса обвинили в том, что он приклонился к идеям Джона Уиклифа, которого в свое время также призвали на Собор, для объяснения своих идей. Но он никуда не поехал. Он был профессором в Оксфорде, личным другом английского короля и скончался своей смертью.

«Но интересен тот факт, что, когда осудили Яна Гуса, то вспомнили и о Уиклифе. В результате его постигла такая же участь, как и чешского реформатора. Кости Джона Уиклифа были выкопаны из могилы и сожжены. До наших дней католическая церковь считает Джона Уиклифа опасным еретиком. Именно из-за Джона Уиклифа Яна Гуса, например, Папа Римский Иоанн Павел II отказался причислить к лику святых, из-за того, что он разделял «неправдивые идеи Уиклифа».

Второе обвинение было связано с критикой Святой католической церкви. Ян Гус изменил своему сану священника».

Памятник Яну Гусу Ладислава Шалоуна на Староместской площади

А сейчас мы отправимся на старинную пражскую Староместскую площадь, где об истории Яна Гуса горожанам и туристам напоминает огромный бронзовый памятник, как будто вырастающий из поверхности мостовой.

«Это несколько необычная скульптурная группа. Памятник Яну Гусу изначально не должен был так выглядеть. Когда скульптор Ладислав Шалоун выиграл конкурс на создание памятника, предполагалось, что это будет высокая скульптура реформатора, страдающего на костре.

Памятник должен был изображать последнее событие в истории Гуса, которое произошло в Костнице. Но это был результат первого конкурса, который потом повторили. Постепенно памятник начал моделироваться абсолютно иначе. Как бывает у подобных открытых конкурсов, в него начала вмешиваться пражская мэрия и общество, специально созданное с целью создания памятника Яну Гусу», — рассказывает куратор отдела городской скульптуры и исполняющая обязанности директора Галереи Праги Петра Гофтихова.

Начались поиски места, где скульптура могла бы стоять.

«Мастеру пришлось сделать деревянную модель на тележке, которую возили по Праге. И в пражских газетах сразу начали появляться карикатуры бродящего по Праге Яна Гуса.

Предполагалось, что скульптура могла бы стоять около Вифлеемской часовни и в иных местах столицы. Но все завершилось тем, что мэрия выделила участок. А раз участок был выделен, значит строить на нем надо обязательно. Шалоун получил весьма тщательно разработанный договор на 20 страницах, где точно определялись обязанности автора и сроки создания памятника».

Регламентировался даже способ работы скульптора. Ладиславу Шалоуну пришлось специально арендовать мастерскую, вести переговоры с поставщиком камня и с мастерами по отливке бронзового памятника. Домой к Ладиславу Шалоуну ходили разнообразные комиссии, в состав которых входили коллеги архитекторы, и естественно, они также высказывали свои мнения.

«В результате, изначальная пирамидальная скульптура переродилась в пластическую группу, которую мы видим сегодня. О которой некоторые коллеги Шалоуна отзывались не слишком учтиво, говоря, что она похожа на поднимающееся тесто.

Тем ни менее, скульптура Яна Гуса на Староместской площади — один из немногих памятников эпохи Модерн, которые были реализованы в Праге и несущий исключительно национальное содержание. Это не только Ян Гус, но и новое рождающееся поколение, которое начнет создавать республику».

Молоток использованный на церемонии закладки будущего памятника

Торжественная церемония закладки будущего памятника состоялась 5 июля 1903 года. А общество по созданию памятника Яну Гусу было организовано уже в 1890 году. То есть, только 13 лет продолжались поиски места строительства.

Открытие памятника, в еще неполной версии, произошло во время Первой мировой войны 6 июля 1915 года.

«Так как шла война, было решено не проводить торжественных церемоний и праздников. Пражане пришли и просто положили к подножию цветы, не было никаких речей и празднеств, за исключением небольшого собрания членов общества по созданию памятника Яну Гусу в мэрии. До 1926 года, то есть в течение 11 лет после открытия, Ладислав Шалоун вел переговоры с мэрией о том, что памятник необходимо доделать. В результате в 1926 году у памятника появились две особые чаши — фламбоны, к которым подвели газ. Огонь должен был зажигаться в праздничные дни, как напоминание о жертве Яна Гуса».

Огонь в чашах погас во время Второй мировой войны. В настоящее время обсуждается возможность восстановления, и ведутся переговоры с газовой компанией.

«Уже тогда начались разговоры о том, что вокруг скульптуры необходимо сделать какое-нибудь ограждение. Рассуждали о возможности создания рядом с памятником «Могилы неизвестного солдата» времен Первой мировой. В результате она была размещена на Жижкове в новом памятнике. Все закончилось тем, что вокруг скульптурной группы сделали зеленый пояс с цветами и, как заграждение, повесили цепь».

Во время Второй мировой войны перед памятником выкопали пожарный водоем, в котором отражался Ян Гус.

«Необычное дополнение, которое, однако, восполняло водный элемент на площади, исчезнувший отсюда после сноса фонтана. Водоем также уравновешивал памятник, который располагался напротив Марианского столба, поставленного в память жертвам эпидемии чумы. Марианский столб был разрушен в 1918 году, так как воспринимался как символ Габсбургской монархии».

Конкурс на создание памятника Яну Гусу был анонимным, поэтому имена других претендентов остались неизвестны. Не сохранилось эскизов того, как они представляли Яна Гуса. Участников было 8 или 9, о чем свидетельствую исторические документы, но однозначно победил проект Ладислава Шалоуна.

Ныне памятник Яну Гусу на Староместской площади Праги спрятан от взоров горожан и туристов. Его ожидает длительная реставрация.

«Во время Второй мировой войны памятник был серьезно поврежден. Во время немецкой попытки прорваться к Староместской ратуше через Парижскую улицу, рядом с памятником взорвалось несколько бомб, одна непосредственно на ступенях памятника. Скорее всего, взрыв отразился и на сегодняшнем состоянии скульптуры. Лицевая часть повреждена, часть пластики утеряна, вовнутрь монумента попадает вода».

Староместская площадь с памятником Яну Гусу

Специалисты тщательно исследуют памятник и готовят к реставрации. Какие тайны может скрывать скульптурная композиция?

«По сохранившимся документам, мы знаем, что в момент закладки в основание памятника должна была быть вложена шкатулка с документами того времени. Я видела фотографии, но никто не знает, если шкатулка действительно оказалась в основании памятника. Мы также предполагаем, что в 1926 году был открыт монтажный люк, вероятно, находящийся в верхней части бронзовой скульптуры. У нас пока нет никаких внутренних планов памятника, нет фотографий, которые бы нам подсказали, где находятся кирпичные стены с внутренней арматурой, поддерживающей бронзовую часть памятника».

Основание памятника построено их кирпичей, облицованных гранитом, привезенным, скорее всего из городка Мракотин. В 1926 году к памятнику подводили газ, поэтому предполагается, что может существовать внутренний вход непосредственно в тело памятника. Вновь необходимо открыть и монтажный люк, который запечатлен на одной из фотографий. Основание седлано из кирпича, который при повышенной влажности может распадаться. Что было бы весьма плохим известием. Восстановления скульптурной группы, напоминающей о жертве Яна Гуса, в этом случае, продолжалось бы более длительное время.

Об истории Яна Гуса и создании памятника чешскому реформатору церкви вам рассказывали работники Галереи Праги Петра Гофтихова и Михал Лаштовичка.

биография, личная жизнь, фото и видео

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»

Ян Гус — Ренессанс и Реформация

Введение

Ян Гус — самый известный лидер чешской Реформации 15-го века и один из самых выдающихся деятелей, казненных как религиозный диссидент в период раннего Нового времени. Гус, скорее всего, родился в городке Хусинец в Богемии около 1372 года, но мало что известно о его жизни до поступления в Пражский университет в 1390 году. Гус стал магистром университета в 1396 году и был сторонником церковной доктрины Джона Виклифа. и политические теории. После того, как король Богемии Вацлав передал управление университетом проваклифским чехам на факультете в 1409 г., Гус был избран ректором. Большая часть его работы была посвящена церкви. Он стал священником в 1401 году и вскоре был назначен проповедником в Вифлеемской часовне, частной часовне, созданной для продвижения религиозной реформы. Гус был популярным проповедником, открыто критиковавшим священников и епископов, нарушавших их обеты бедности и целомудрия. Одна из его самых важных работ была посвящена симонии, но Гус впал в немилость у архиепископа и короля, когда выступил против продажи индульгенций. В 1412 году трое его учеников были казнены за протест против индульгенций, а Гусу запретили проповедовать. В том же году он был вынужден эмигрировать в южную Богемию, где написал несколько своих самых влиятельных произведений, в том числе опус 9. 0005 De ecclesia (О церкви). Он в значительной степени опирался на одноименную работу Виклифа, но тезис Лозерта о том, что Гус просто заимствовал Виклифа, был успешно оспорен большинством ученых 20-го века. Гус утверждал, что, поскольку институциональная церковь является несовершенным отражением истинной невидимой церкви, интердикты и отлучения не влияют на спасение человека. Гус открыто ставил под сомнение авторитет папства, особенно в свете папского раскола, начавшегося в 1378 году, и настаивал на том, что папы являются наместниками Христа только в той степени, в какой они живут согласно учению и примеру Иисуса. Его пригласили обсудить свои взгляды на Констанцском соборе (1414–1417), который осудил его по тридцати пунктам ереси. Он и его сочинения были сожжены в 1415 году. Четыре года спустя его последователи восстали против императора Сигизмунда, начав тридцатилетнюю войну в Богемии. Гуса по-разному интерпретировали как ересиарха, патриотического героя, лидера революции, предшественника протестантской Реформации и реформатора средневековой церкви. Отдельная статья посвящена чешской Реформации, в том числе гуситской революции.

Гус в контексте

Гус был больше, чем философ и теолог; он был лидером народного восстания против некоторых аспектов феодальной культуры. Некоторые из наиболее полезных исследований Гуса и чешской Реформации в конце 20 века были частью более крупных исследований религиозного и социального инакомыслия позднего средневековья и раннего Нового времени. Один из постоянных вопросов в исследованиях Гуса заключается в том, следует ли рассматривать его с точки зрения средневековых реформаторских движений, позднесредневекового религиозного инакомыслия или раннего протестантского реформатора. Можно привести аргумент в пользу того, чтобы рассматривать весь ранний современный период 1400–1750 годов как эпоху религиозной реформы в западном христианстве. В англоязычной науке большой интерес был связан с ролью мысли Виклифа в чешской Реформации, но в немецкой и чешской науке интерес был сосредоточен на позднесредневековом обществе в Центральной Европе.

Большая часть этого исследования была основана на социальных и политических историях феодализма 20-го века и периода раннего Нового времени. К ним относятся исследования роли дворянства в Богемии в 15 веке и роли, которую грамотность сыграла в политических и религиозных восстаниях.

вернуться к началу

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Ян Гус | Биография, реформы, верования, смерть и факты

Ян Гус

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 1370 г. Республика Чехия
Умер:
6 июля 1415 г. Констанц Германия
Учредитель:
Гусит
Предметы изучения:
Джон Уиклиф богословие
Роль в:
Западный раскол

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Ян Гус , Гус также пишется как Гус (родился около 1370 г. , Гусинец, Богемия [ныне в Чехии] — умер 6 июля 1415 г., Констанц [Германия]), самый важный чешский религиозный деятель 15-го века. реформатор, работа которого была переходной между средневековым периодом и периодом Реформации и предвосхитила лютеранскую Реформацию на целое столетие. На протяжении всей своей карьеры он был втянут в ожесточенные споры о западном расколе (1378–1417), был осужден за ересь на Констанцском соборе и сожжен на костре.

Молодость и педагогическая карьера

Гус родился в бедной семье в Хусинце на юге Богемии, откуда и взял свое имя. Около 1390 года он поступил в Пражский университет, а через два года после его окончания в 1394 году получил степень магистра и начал преподавать в университете. Он стал там деканом философского факультета в 1401 году.

В это время Пражский университет переживал период борьбы с иностранным, главным образом немецким, влиянием, а также острое соперничество между, с одной стороны, немецкими мастерами, отстаивавшими номинализма и считались врагами церковной реформы, а с другой — сильно националистически настроенными чешскими мастерами, склонными к реалистической философии и увлеченно читавшими философские сочинения Джона Уиклифа, резкого критика номинализма. Гус изучал работы Уиклифа, а затем и его богословские сочинения, которые были привезены в Прагу в 1401 году. Гус находился под влиянием основных принципов Уиклифа, хотя никогда не принимал их крайних выводов, и был особенно впечатлен предложениями Уиклифа о реформе римско-католического духовенства. Духовное сословие владело примерно половиной всей земли в Богемии, а огромное богатство и симонические обычаи высшего духовенства вызывали ревность и негодование среди бедных священников. Богемское крестьянство тоже возмущалось церковью как одним из самых высоких налогоплательщиков земли. Таким образом, существовала большая потенциальная база поддержки любого движения за церковную реформу в то время, когда авторитет самого папства был дискредитирован западным расколом. Попытки реформ были предприняты чешским королем Карлом IV, а произведения Уиклифа были избранным оружием движения за национальные реформы, основанного Яном Миличем из Кромержижа (умер в 1374 г.).

Лидер чешского реформаторского движения

В 1391 году ученики Милича основали Вифлеемскую капеллу в Праге, где публичные проповеди произносились на чешском языке (а не на латыни) в духе учения Милича. С 1402 года Гус руководил часовней, которая стала центром растущего движения за национальные реформы в Богемии. Он все больше погружался в публичные проповеди и в конце концов стал популярным лидером движения. Несмотря на свои обширные обязанности в Вифлеемской капелле, Гус продолжал преподавать на факультете искусств университета и стал кандидатом на степень доктора богословия. Гус также стал советником молодого дворянина Збынека Зайица из Хазмбурка, когда Збынек был назначен архиепископом Праги в 1403 году, что помогло укрепить движение за реформы.

В 1403 году преподаватель немецкого университета Иоганн Хюбнер составил список из 45 статей, предположительно отобранных из сочинений Уиклифа, и объявил их еретическими. Поскольку у немецких мастеров было три голоса, а у чешских только один, немцы легко превзошли чехов, и отныне 45 статей рассматривались как тест на ортодоксальность. Главным обвинением в адрес учения Уиклифа был его принцип остаточности, т. е. что хлеб и вино в Евхаристии сохраняют свою материальную сущность.

Уиклиф также объявил Священное Писание единственным источником христианского учения. Гус не разделял всех радикальных взглядов Уиклифа, таких как взгляды на возрождение, но некоторые члены партии реформ разделяли их, в том числе учитель Гуса Станислав Зноймо и его сокурсник Штепан Палеч.

За первые пять лет правления Збынека в качестве архиепископа Праги его отношение к «евангелической партии» радикально изменилось. Противники реформы переманили его на свою сторону и в 1407 году сумели обвинить Станислава и Палеча в ереси, и они были привлечены к рассмотрению Римской курией. Двое мужчин вернулись полностью изменившимися в своих богословских взглядах и стали принципиальными противниками реформаторов. Таким образом, когда Гус оказался в авангарде реформаторского движения, он вступил в конфликт со своими бывшими друзьями.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

С 1378 года Римско-католическая церковь была разделена западным расколом, во время которого папская юрисдикция была разделена между двумя папами. Как лидер реформы, Гус без колебаний поссорился с архиепископом Збынеком, когда последний выступил против Пизанского собора (1409 г.), призванного свергнуть соперничающих пап и реформировать церковь. Совет пользовался поддержкой чешских магистров Пражского университета, тогда как немецкие магистры были против. Немецкие магистры, имевшие решающее большинство в университетских делах, поддержали архиепископа, что так разозлило короля Вацлава, что в январе 1409 г.он ниспроверг университетскую конституцию, предоставив чешским магистрам по три голоса, а немцам только один; результатом стала массовая эмиграция немцев из Праги в несколько немецких университетов. Осенью 1409 года Гус был избран ректором университета, в котором сейчас доминируют чехи.

Окончательный разрыв между архиепископом Збынеком и Гусом произошел, когда Пизанский собор низложил папу Григория XII, чья власть была признана в Богемии, и антипапу Бенедикта XIII и на их место избрал Александра V. Свергнутые папы, однако, сохранили юрисдикцию над частями Западной Европы; таким образом, вместо двух пап теперь было три. Архиепископ и высшее духовенство Богемии остались верными Григорию, тогда как Гус и партия реформ признали нового папу. Вынужденный карательными мерами царя признать Александра V законным папой, архиепископ путем крупной взятки склонил Александра к запрету проповеди в частных капеллах, в том числе в Вифлеемской капелле. Гус отказался подчиниться приказу папы, после чего Збынек отлучил его от церкви. Несмотря на осуждение, Гус продолжал проповедовать в Вифлеемской капелле и преподавать в Пражском университете. В конце концов король вынудил Збынека пообещать Гусу свою поддержку перед римской курией, но затем он внезапно умер в 1411 году, и руководство врагами Гуса перешло к самой курии.

В 1412 году дело о ереси Гуса, которое было молчаливо прекращено, было возобновлено из-за нового спора о продаже индульгенций, которые были выданы преемником Александра, антипапой Иоанном XXIII, для финансирования его кампании против Григория XII. Их продажа в Богемии вызвала всеобщее возмущение, но была одобрена королем Вацлавом, который, как обычно, разделил выручку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *