Великие прославления в царствование императора Николая II
Правление императора Николая II ознаменовалось многими выдающимися достижениями: быстрыми темпами развивалась экономика, совершенствовалось законодательство, в пору подлинного расцвета вступили наука и культура.
Предметом особых забот государя была церковная жизнь Российской Империи. Одной из важнейших сфер духовной жизни, бесспорно, являлась канонизация святых, которая совершалась по представлению Святейшего Синода и рескрипту императора.
В допетровской Руси прославления происходили на церковных соборах: особо следует упомянуть Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов, на которых, по исследованию историка Е. Е. Голубинского, были прославлены в лике святых 14 (по некоторым спискам 11) общецерковных и девять местночтимых и канонизированы 16 святых. За весь Синодальный период с 1721 по 1896 год, начиная с петровских времён и до коронации Николая II, были канонизированы всего пять святых, а за двадцать лет его правления, с 1896 по 1916 год, прославлены 11 русских святых (1, с.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и великий князь Константин Константинович с сыновьями принимали активное участие в прославлениях преподобного Серафима Саровского, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Иоасафа Белгородского, священномученика Патриарха Гермогена. Елизавета Фёдоровна более 30 лет посещала российские святыни в самых отдаленных уголках Империи, от Соловков до Верхотурья, как августейшая посланница православного монарха.
К началу ХХ века были отработаны правила, последовательность и регламент проведения торжеств, заранее разрабатывались программы, создавались особые организационные комиссии. Благодаря объединённым усилиям властей и Святейшего Синода в местах прославлений удавалось принять от 20 до 300 тысяч паломников одновременно.
Всех прославленных во времена царствования Николая II святых объединяют попечение об укреплении веры и государственности, ограждение православия от иноверия и ереси, создание на государственных границах новых монастырей и храмов — центров православного просвещения и православного миссионерства.
Часто государь выступал инициатором канонизации раньше, чем Святейший Синод. Император проявил особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского.Интересно, что начало почитания большей части прославляемых святых было положено в период правления первых Романовых, при личном участии царя Алексея Михайловича. Так, в его царствование, в 1659-м, через восемь лет после преставления, были открыты мощи преподобного Иова Почаевского, в 1652-м из Чудова монастыря в Успенский собор Московского кремля перенесены мощи Патриарха Гермогена, а в 1653-м обретены нетленными мощи преподобномученика Евфросина Синозерского, убитого поляками в 1612 году. Тогда же на вклад царя Алексея Михайловича, издавшего указ о средствах содержания Синозерской пустыни, была сделана деревянная рака с резным изображением преподобного. В присутствии государя и его семьи 12 июня 1650 года было совершено торжественное, по специально составленной службе, перенесение мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской из ветхого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор.
Зачастую жизненный путь прославленных святых напрямую зависел от воли монарха и священноначалия на самом высоком церковном уровне. Особый интерес для понимания взаимоотношений церковной и светской власти представляет обращение святого праведного Иова Почаевского к царю Фёдору Иоанновичу. Духовно-доверительный и одновременно достаточно противоречивый характер носит отношение Петра I к святителю Иоанну (Максимовичу). Судьбу святителя Иоасафа Белгородского определила императрица Елизавета Петровна. Благодаря сугубому благочестию и ревности к святыням настоятель Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, будущий святитель Питирим Тамбовский, был замечен Патриархом Иоакимом. Священномученик Гермоген, первый прославленный в лике святых патриарх, в Смутное время принял на себя великий молитвенный подвиг о спасении Отечества и сохранил историческую преемственность царской власти от Рюриковичей к Романовым.
Среди канонизированных в период царствования Николая II первым в 1896-м был прославлен святитель Феодосий Черниговский, а последним в 1916-м стал святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Примечательно, что оба эти святителя подвизались в середине XVII века на южных границах государства, где укреплялся КиевоПечерский монастырь.
В 1664 году святитель Феодосий Черниговский стал настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря, незадолго перед тем совершенно разорённого униатами. Он восстановил его, организовал уникальный хор, певчие которого славились не только в Киеве, но и в Москве. Благодаря решающему голосу святителя в 1685 году митрополитом Киевским был избран епископ Гедеон (Четвертинский), и это событие восстановило единство Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом опустошённого иезуитами и доминиканцами Елецкого Успенского монастыря. В присутствии государей Иоанна и Петра Алексеевичей 11 сентября 1692 года он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля в епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.
Святитель обращал особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своей паствы, он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению были основаны Печеницкая женская обитель и Любецкий скит, он освятил в Домницком монастыре вновь сооружённый храм Рождества Пресвятой Богородицы, а 1695-м — Троицкий собор, который стал кафедральным в Черниговской епархии. В период его управления Черниговской епархией отмечались особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был вскоре ставший деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири (3).В 1897 году в Юрьеве Лифляндском (ныне Тарту) было установлено местное почитание священномученика Исидора и с ним 72 мучеников. Исидор служил священником Никольского храма. Сразу по окончании литургии 6 января 1472 года он с толпой прихожан отправился крестным ходом на реку для совершения обряда освящения воды. Местный Ливонский гарнизон, исполняя приказ католического епископа, арестовал участников шествия. Священник причастил всех, находившихся с ним, уговорив их не сопротивляться приговору, а 8 января всех арестованных привели на реку Омовжу, покрытую льдом, и бросили в прорубь. Такова была казнь за проповедь православия среди эстонского населения. Инициатива канонизации священномученика Исидора исходила от митрополита Макария, как говорит редактор его подробного Жития священноинок Варлаам. Готовившаяся канонизация была прервана в связи со смертью митрополита Макария в декабре 1563 года (4, с. 219; 5, с. 322, 327).
Почитание преподобного Иова Почаевского, жившего в тяжёлые для православия времена Люблинской унии, было подтверждено в самом начале ХХ века. Он родился в 1550 году в Галиции и звался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь, а в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иова. Жажда подвижнического уединённого жития привела его на святую гору Почаевскую, где его избрали настоятелем. Иов воздвиг Свято-Троицкий собор и ещё шесть церквей, выстроил Почаевскую типографию. Особое значение преподобный придавал просвещению, распространению книг среди православного народа и для этого имел в своём монастыре искусных переводчиков и писцов, причём и сам «писанием таковых книг упражняшеся», ибо книги и проповеди были в то время единственной опорой для православных против латино-польских притязаний. Его трудами была создана славянская Острожская Библия. В 1620 году преподобный Иов принимал участие в Киевском соборе, осудившем унию.
В 1903 году император Николай II лично принял участие в торжествах прославления Серафима Саровского (1759–1833). Один из величайших русских святых, аскет и отшельник, он прославился исцелениями и духовной проповедью среди простых людей. Ещё при земной жизни преподобного тысячи верующих получали помощь от Господа по его молитвам, почитали его за Угодника Божия. После святой кончины по молитвам к Серафиму Саровскому совершались многочисленные чудотворения. Могила преподобного, источник, водой которого он исцелял недужных, Саровская пустынь, Дивеевский монастырь стали местами паломничества.
Особое место среди канонизированных занимает святая благоверная княгиня Анна Кашинская, общецерковное почитание которой было восстановлено 12 июня 1909 года по просьбе кашинских жителей. В 1294 году она сочеталась браком с Михаилом Ярославичем Тверским, впоследствии великим князем, племянником святого благоверного князя Александра Невского. По кончине своего супруга, сыновей и внука, замученных в Орде, княгиня приняла монашеский постриг, переселилась в город Кашин и приняла схиму с именем Анны. В течение своей жизни «многоскорбная княгиня», как называли её современники, была образцом христианской супруги и матери. Вниманием к бедным и обездоленным она снискала столь благоговейную память потомков, что жители города Кашина её заступничеству приписывали избавление их от разорения врагов.
В 1910 году в Богородицкий мужской монастырь города Полоцка были перенесены мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Эта святая являлась праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она владела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги, уже в детстве стяжала «плод молитвы». По благословению Полоцкого епископа Илии Евфросиния удалилась в затвор, поселившись в «голубце» — особой келье при Софийском соборе. Около 1128 года она стала жить при церкви Преображения, чтобы основать там женский монастырь. Сестёр обители Евфросиния «с радостию и прилежанием» обучала грамоте. «Аз веселым сердцем подвизаюся учити», — говорила она, создав здесь женскую школу — одну из первых на Руси.
В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор, куда она пожертвовала напрестольный крест с частицами мощей многих святых, а также с частью Древа Животворящего Креста Господня. Этот Крест, утраченный и воссозданный в Белорусской Православной Церкви, почитается как одна из прославленных святынь, уникальный образец прикладного церковного искусства домонгольской Руси. Она основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нём и украсила иконами каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. В 1173 году преподобная Евфросиния совершила паломничество в Святую Землю и стала первой дарительницей в череде русских именитых жён, пожертвовав драгоценную кадильницу ко Гробу Господню (6).
Святителя Иоасафа Белгородского (1705–1754), канонизированного в 1911 году, современники называли русским Николаем Чудотворцем. В деятельности святителя Иоасафа ясно вырисовываются пламенная ревность к насаждению в сердцах паствы веры в Бога, требование строгого исполнения всеми служебного долга, чистая, святая евангельская любовь к Богу, людям и миру, беспримерное милосердие к ближним — и всё это среди распространённого неверия, невежества и распущенности. Тайна архипастырского воздействия святителя Иоасафа заключалась в его живой, глубокой и непреклонной вере, а главным образом — в подвигах его личной жизни. Он не оставил ни одной церкви в своей области без личного осмотра. В архиерейских покоях его редко можно было застать, большую часть времени он проводил в разъездах по епархии, на экзаменах и в беседах в Харьковском коллегиуме, на службе в храмах Божиих, на рынке за покупкой дров для неимущих, одежды и провизии для бедствующих (7).
По благословлению Святейшего Синода 29 июня 1912 года был официально причислен к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских преподобный Евфросин Синозерский. Отшельник и молчальник, он подвизался в конце XVI века в обители с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы на берегу Синичья озера близ реки Чагодощи и 2 апреля 1612 года был убит поляками за исповедание православной веры (8).
Святитель Питирим Тамбовский, канонизированный в 1914 году, при жизни обращал в православие населявших епархию язычников — мордву и черемисов, проповедовал среди старообрядцев, ссыльных и каторжных. Он занялся строительством и благоустройством церквей, монастырей, архиерейского дома. Святитель Питирим отличался исключительным благочестием, все воскресные и праздничные богослужения он совершал сам, на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором, при этом ни на один день не оставляя своего келейного правила. Он учредил торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери. Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания. Этому же учил он и духовенство. Близ Тамбова святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Митрофанием Воронежским. Наибольшие труды святитель-подвижник понёс при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора.
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири, прославленный в 1916 году, в бытность простым монахом был приглашён Феодосием Черниговским для устройства духовных школ, а в 1695-м назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Заняв кафедру после кончины святого Феодосия, в 1700 году святитель Иоанн основал в Чернигове коллегию (славянолатинскую школу), которая, по его замыслу, должна была стать подготовительным училищем для Киево-Могилянской коллегии. Сюда принимали детей не только из семей духовенства, но и дворян, мещан и казаков. В Болдинском мужском монастыре по его благословению печатались богослужебные книги, учебные пособия, его труды и произведения других духовных писателей, панегирические сочинения, переводы с латыни. Святитель Иоанн (Максимович) и сегодня широко известен своими двенадцатью опубликованными богословскими трудами и богатым рукописным наследием, многогранной просветительской деятельностью, востребован православным читателем. Служа на Тобольской кафедре (1712–1715), он обратил в христианство одного из «князьков кошитских юрт», исповедовавшего ислам, направил к его двору священника и крестил более 300 его подданных, а также отправил в Китай первую Пекинскую духовную миссию (9).
Русская Православная Церковь в 2013 году широко отмечает 100-летие прославления в лике святых Патриарха Гермогена. В 1579 году он сопровождал в Москву чудотворную икону Божией Матери Казанской, представив царю первое краткое сказание о её явлении и первый список с неё. Эта икона спасала наше Отечество в самые тяжёлые периоды: в 1612-м она стала главной святыней ополчения Минина и Пожарского; в 1709-м с ней была одержана победа Петра Первого над шведами под Полтавой; в 1812-м М. И. Кутузов молился перед образом накануне битвы при Бородино. С Казанской иконы Богоматери начались Дивеево, главные соборы Оптиной пустыни и Шамордино, а также многие другие монастыри и храмы.
В 1587 году при царе Фёдоре Иоанновиче казанский священник Ермолай принял иночество с именем Гермоген. В 1589 году он был поставлен патриархом Иовом первым митрополитом Казанским. Семнадцать лет пребывания на митрополичье кафедре святитель мужественно и последовательно защищал православие, перенёс жестокие гонения и ссылку от Лжедмитрия I за непоколебимое исповедание веры. С 1606 года, уже с Патриаршего престола, святитель Гермоген поддерживал помазанника Божьего, законного царя Василия Ивановича Шуйского. Среди Смуты и междуцарствия он первым назвал будущего основателя новой династии — отрока Михаила Романова.
Патриарх Гермоген вёл активную миссионерскую деятельность, боролся против влияния Римско-Католической Церкви, способствовал восстановлению древних церковных служб. Святитель Гермоген известен своими просветительскими трудами, богословскими сочинениями, вдохновенными обращениями (речами, составленными для царя Василия Шуйского), патриотическими посланиями (сохранилось около 11 грамот его авторства). Патриотические труды святителя Гермогена оказали решающее влияние на преодоление Смуты, подъём национального православного духа народа, возрождение российской государственности.
Московские торжества прославления Патриарха Гермогена в лике святых проходили в три этапа. Начались они празднованием 17 февраля 1912 года 300-летия мученической кончины святителя, а продолжились 10–13 мая 1913-го Всероссийским прославлением святого и завершились 10–13 мая 1914-го торжественным открытием святых мощей и переложением их в новую раку.
За 20 лет великих прославлений не только установились порядок и регламент торжеств, но и сложилась благочестивая традиция принесения памятных подарков, ценных вкладов, уникальных предметов церковного убранства. На торжествах 10–13 мая 1914 года были организованы специальные празднества. Император Николай II пожертвовал предметы нового облачения для мощей Патриарха и раку из серебра. Проект всех работ выполнялся при участии В. М. Васнецова художником С. И. Вашковым и князем М. С. Путятиным. Новая рака для мощей святителя Гермогена была создана по подобию гробниц Киевской Руси: при оформлении использовались жемчуга, топазы и аметисты, за образец для чеканки по серебру был взят рисунок с панагии, принадлежавшей святителю Гермогену, на крышке раки размещалась его икона, выполненная эмалями, а вдоль крышки шла крупная золотая вязь — текст тропаря. Поместив на раке камни высокой твердости, устроители вкладывали в это символическое значение: украшалась духовная драгоценность, мощи «адаманта веры», несгибаемого подвижника и патриота (10).
Неоценим вклад великих прославлений русских святых в укрепление устоев российской государственности и православной веры, утверждение духовных и патриотических основ общества, традиционных ценностей и христианской нравственности. Молитвенное предстательство и жизненный подвиг служения Богу и ближнему, труды на благо Отечества прославленных святых имели огромное значение для возрождения золотого века династии Романовых — допетровской симфонии государства, народа и Церкви, для развития православного просвещения, культуры и искусства в Российской империи в царствование Николая II. Незримая связь существует между прославленными святыми и царственными страстотерпцами. Судя по иконам и предметам личного благочестия, найденным в Ипатьевском доме, царская семья обращалась с сугубой молитвой к предстателю Сибирской земли и их Уральской голгофы святителю Иоанну Тобольскому. Вспоминая последний труд святителя — его книгу «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей» (11), надо сказать, что императору Николаю II удалось мужественным и боголюбивым сердцем постичь эту Божественную премудрость. Остаётся только повторить слова телеграммы Его Величества Государя Императора, отправленной во время Кашинских торжеств: «Да возродятся и в будущем… новые поколения истинно достойных своих предков сынов России. Николай» (2, с. 93).
Литература и источники
1. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 8.
2. Паломничество Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Тверскую губернию на прославление св. блгв. Княгини Анны Кашинской. Вознесенский Печерский мужской монастырь. Нижний Новгород, 2011.
3. Тарасенко А. Ф. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Дубно, 2005.
4. Фетисов И. И. К литературной истории повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского (Сборник отд. русского языка и словесности (СОРЯС) АН СССР. Т. 101. № 3). Л., 1928.
5. Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения. М., 1969.
6. Полоцкое радование. Полоцк, 2010.
7. Белгородский чудотворец. М., 1997.
8. Преподобномученик Евфросин Синозерский // Сборник статей к 400-летию со дня преставления прмч. Евфросина Синозерского. СПб., 2012.
9. Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. М., 1916.
10. Хрусталёв М. Ю. Житие преподобного Евфросина Синозерского. Чагода. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда: Ардвисура, 1999.
11. Дробленкова Н. Ф. Гермоген // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Л., 1988. С. 153–163.
12. Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997.
13. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Илиотропион, или Согласование человеческой воли с Божественной волей. М., 2012.
Мемория. Николай II, 18 мая 2014 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
18 мая 2014, 00:00Человек дня
Великий князь Николай Александрович
18 (6) мая 1868 года родился великий князь Николай Александрович, будущий всероссийский император Николай II – последний император из династии Романовых.
Личное дело
Николай II Александрович (1868 -1918) — старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, урожденной Дагмары Софьи Доротеи, дочери датского короля. В 1984 году произошла помолвка Николая с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. Невеста после перехода в православие приняла имя Александра Федоровна. 20 октября (2 ноября) 1894 года умер император Александр III, и Николай стал правителем России. 14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II.
В мае 1896 года во время коронационных торжеств в Москве произошла трагедия на Ходынском поле, где из-за возникшей давки погибли более двух тысяч человек. Ожидалось, что Николай вследствие трагических событий не посетит назначенный на тот же вечер бал у французского посланника, но он не счел это возможным.
У Николая II и Александры Федоровны родились четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – и сын Алексей. Мальчик унаследовал характерную для потомков королевы Виктории генетически обусловленную болезнь – гемофилию.
Чем знаменит
Во время правления Николая II произошли русско-японская война, революция 1905 года, учреждение Государственной думы, вступление России в Первую мировую войну. После Февральской революции Николай II намеревался подавить выступления в Санкт-Петербурге с помощью переброшенных с фронта войск, но солдаты отказались повиноваться. После того, как восстановить контроль над ситуацией оказалось невозможным, Николай внял просьбам председателя Государственной думы Михаила Родзянко и командующих фронтами и 2 марта 1917 года подписал манифест об отречении от престола. Личность Николая и его деятельность как главы государства вызывают самые противоречивые оценки как современников, так и потомков.
О чем надо знать
Через пять дней после отречения по приказу Временного правительства Николай и его жена были арестованы. Он с семьей живет в Александровском дворце в Царском Селе. В начале августа 1917 по решению Временного правительства бывшего императора и его семью выслали под охраной в Тобольск. Однако в 1918 году правительство большевиков перевело царскую семью в Екатеринбург, где она содержалась в реквизированном частном доме, принадлежавшем ранее горному инженеру Ипатьеву. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай, Александра и их дети были убиты в подвале этого дома. Вместе с царской семьей погибли врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова и камердинер Алоизий Трупп.
Прямая речь:
Николай II
«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я <…> буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Речь к представителям дворянства, земств и городов 17 января 1895 года
«Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрании и союзов». Манифест 17 октября 1905 года
«В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и, в согласии с Государственной думой, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на престол государства Российского». Манифест 2 марта 1917 года
Кругом измена и трусость, и обман! (Запись в дневнике 2 марта 1917 года, после отречения)
С начала недели у детей пошли по утрам занятия; продолжаю уроки истории и географии с Алексеем. Погода та же восхитительная. Много были на воздухе. (Запись в дневнике 25 октября 1917 года)
Тошно читать описания в газетах того, что произошло две недели тому назад в Петрограде и в Москве! Гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени. (Запись в дневнике 17 ноября 1917 года)
10 фактов о Николае II
- В день рождения Николая, 6 мая по юлианскому календарю, православная церковь вспоминает Иова Многострадального. В последний год жизни Николай находил в этом знак своей судьбы.
- Среди учителей наследника престола был знаменитый русский композитор Цезарь Кюи. По основной специальности Кюи был военным инженером, профессором трех военных академий: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. Он читал Николаю курс лекций по фортификации.
- В 1891 году, во время посещения наследником престола Японии, на Николая было совершено покушение. Полицейский Цуда Сандзо успел нанести ему два удара саблей по голове. Это событие привело к появлению в русском языке ругательства «японский городовой».
- Любовницей Николая была выдающаяся балерина Матильда Кшесинская, их отношения прекратились после помолвки цесаревича.
- Современников поражало внешнее сходство Николая II и его двоюродного брата английского короля Георга V.
- Как инициатор созыва в 1899 году Гаагской Мирной Конференции, принявшей международные конвенции «О мирном решении международных столкновений» и «О законах и обычаях сухопутной войны», Николай II неоднократно выдвигался на получение Нобелевской премии мира.
- Первый художественный фильм о Николае II – «Падение Романовых» – был впервые показан в США 6 сентября 1917 года, через семь месяцев после отречения Николая от престола.
- Николай был увлеченным фотолюбителем, оставившим немало фотографий своей семьи.
- В 1981 году император Николай и его семья были канонизированы Русской Зарубежной церковью (РПЦЗ), в 2000 году решение о канонизации принял Архиерейский собор Русской Православной церкви.
- По случайному совпадению история династии Романовых началась в Ипатьевском монастыре в Костроме, где юному Михаилу Федоровичу посольство Земского собора сообщило об избрании его царем, и закончилась в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, где погиб Николай II.
Статья о Николае II в русской Википедии
Подборка статей, связанных с темой «Николай II», в русской Википедии
Статья о Николае II в энциклопедии «Кругосвет»
Книга следователя Соколова об убийстве царской семьи
Полное собрание речей Николая II в 1894 – 1906 годах
Николай II в Российском государственном архиве кинофотодокументов
Манифест об отречении Николая II
Дневники Николая II (1894 – 1916)
Дневники Николая II (1904 – 1917)
Бутовский полигон
Священномученик Петр Зверев
Конспекты
Россия – угроза для Запада
Либерализм как насилие
Искусство санкций
Полезная и вредная русофобия
Как стать журналистом
Архив новостей
Человек дня: Константин Победоносцев
2 июня (21 мая) 1827 года родился Константин Победоносцев, обер-прокурор Синода, преподаватель Александра III и Николая II.
Редакция
Электронная почта: [email protected]Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации.
Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.
Император Николай II — каким я его знал
Этот очерк о покойном императоре Николае и некоторых лицах и событиях, связанных с ним, составил отчасти в дневниковой форме, потому что как таковой он передает истинные впечатления, которые я почерпнул из время от времени в годы войны, которые я провел в Главном штабе армий в России.
Я, вероятно, видел его чаще и знал его более близко, чем большинство других, вне его непосредственного «окружения», в период его командования в боевых действиях, когда его долгое отсутствие в столице делало необходимым и мне быть посредником по другим, кроме чисто военных вопросов.
Когда в тот ранний августовский день 1914 года меня неожиданно отправили в Россию, я имел весьма поверхностное представление о стране и ее людях. Однако меня интересовала история моего предка, который был там послом и другом великой императрицы Екатерины. По прибытии я обнаружил, что вокруг все еще витал тот ореол таинственности, который был связан с теми днями, когда она обращалась к нему в своих письмах как к «мадам», а он к ней как к «месье».
Я ожидал встретить тайну и трудности на каждом углу, и императорскую семью, отягощенную заботами, тревогами и страхом перед анархистской бомбой или ножом убийцы.
Мое знакомство с Императором, Императрицей и их детьми открыло совсем другую сторону. Это была явно счастливая и, безусловно, преданная семья. Слово «революция» также было столь широко употребляемым в стране, а пророков его было так много, что, возможно, фамильярность вызывала презрение, человек становился слишком оптимистичным и уверял, что во всяком случае, пока не кончится война, страна удержится.
При довоенном населении около 83 000 000 человек, охватывающем площадь в 8 500 000 квадратных миль, неудивительно, что люди говорили о «русском паровом катке».
Популярность и энтузиазм, проявленные в пользу дела союзников — в отличие от предыдущей войны (против Японии) — давали надежду на то, что теперь Россия оказалась в состоянии пройти великое испытание с успех, который принесет не только славу ей самой, но и более близкое и дружеское отношение к тем из Мис, с которыми узы дружбы до сих пор не были очень заметны.
Учреждение Думы или парламента было шагом в правильном направлении, и, хотя они были настолько ограничены в своих полномочиях, что почти не стали «свободным институтом», существовала надежда на улучшение в этом направлении. приближаясь ближе к аналогичным учреждениям в других местах.
Рассказы о пьяном биче, помешавшем успехам русских армий в войне с Японией, должны были быть опровергнуты в этой кампании решительными и суровыми мерами, предпринятыми с большим риском Императором для отмены водки . Успех этой меры быстро подтвердился не только неизменной трезвостью солдат, но и увеличением средств в сберегательных кассах крестьян, составлявших основное ядро армий.
Были также признаки того, что Польша, на которую несчастная страна должна была обрушить одни из самых тяжелых ударов войны, во всяком случае получит форму самоуправления, которую она давно ждала, и приведет свой народ к более дружественные отношения с Россией, тем самым решив их на сильные и сплоченные действия против неприятеля у ее ворот.
Военный министр во время ультиматумов выступил с заявлениями, которые дали повод широкой публике предположить, что армии были готовы «до последней пуговицы на гетрах».
Таким образом, когда великий князь Николай выступил в поход в качестве главнокомандующего, предзнаменование было благоприятным для людей вообще
Правда, поговаривали о прогерманизме и дворцовых интригах, но дух в целом Нация в целом была полна восторженного оптимизма, это была почти, если можно так ложно выразиться, идея короткой и веселой войны. 0003
Бескорыстные действия Великого Князя, направленные на помощь союзникам, подвергавшим свою армию серьезному риску своими атаками на северо-западном фронте, сделали русских еще более популярными.
Но внезапно и как полная неожиданность, за исключением тех, кто «в курсе», пришла история о нехватке боеприпасов, не совсем из-за огромных расходов — которые в этой войне стали неожиданностью и для других союзников — а к коррупции.
Тогда люди начали качать головами. Какая польза от парового катка, работающего без масла?
Как обычно, стали искать виноватых.
В то время как имели место бесконечные задержки, связанные с ведением дел в стране, которая не склонна и не способна вести дела по тем же принципам, что и другие страны, было достаточно времени для сплетен и скандалов. Истории о предательстве, прогерманизме при дворе и о пагубном влиянии Распутина наполняли воздух. Теперь это была вина министра; с его плеч вина была переложена на плечи союзников, и таким образом скрытый поток рычания и ворчания начал принимать более угрожающую форму.
Страна была взволнована и взволнована, успехи и успехи сменялись отступлениями и неудачами, причем не по вине Главнокомандующего и его солдат.
В чем тогда была ошибка?
Это лежало главным образом в административной части кампании. Это означало боеприпасы, припасы, автомобильные и железные дороги, связь в целом.
Последние четыре касались как гражданского населения, так и военных, а также обращения с большим количеством беженцев, которые мешали военной стороне дела. Еда и топливо, эти два арбитра между довольством и недовольством, означали, особенно в русскую зиму, величайшую осторожность, величайшую экономию и тщательную и неутомимую систему.
Что должно быть в приоритете в снабжении, армия или гражданское население? И в какой степени?
В этих делах требовалась решительная и железная рука, но она должна быть готова признать, что коррупция имеет преимущество перед сотрудничеством.
Даже когда человек был найден, время и прилив не стали ждать никого, а верность и искренние усилия были подорваны предательством и интригами, затеянными врагами и недовольными.
Мгновенные успехи их подбадривали, но они могли быть лишь минутными, и именно в такое время Император выходил на поле боя. Какое-то время казалось, что ему сопутствует удача, но корни революции были слишком глубоко посажены, а почва, на которой они росли, слишком приспособляема и плодородна, чтобы дать ему какую-либо серьезную надежду.
Коррупция и интриги существовали в каждой стране, даже в нашей собственной в былые времена не было очень чистого листа. Россия сохранила более полную долю этих дурных качеств.
Природа и характеристики этих двух народов различны.
Русские, привлекательные и симпатичные во многих отношениях, по своей природе более нестабильны. Их спуск от экзальтации к глубокой депрессии очень короток; или, может быть, следует выразить это наоборот, хотя в наши дни облако депрессии довольно долгое и тяжелое.
Притяжение, которое связывает с ними, может быть действительно испытано только проживанием в самой стране, как бы они ни нравились человеку при встрече с ними в другом месте.
Гостеприимство, доброта, сочувствие можно найти повсюду, и мне иногда кажется, что именно это сильное желание угодить, сделать вас счастливыми и домашними порождает слабость и отсутствие стабильности.
Во всяком случае, это мой опыт жизни в стране до того, как большевизм взял бразды правления в свои руки.
Следующие страницы не предназначены ни для апологии, ни для разногласий с другими, кто писал о покойном Императоре и критиковал его.
Но о нем много говорили люди, которые не были так тесно связаны с ним, как я. Многое было неблагоприятным.
Один из его критиков дал мне — после суток пребывания в России — отчет о нем, который заставил меня думать, что он провел эти часы в канавах Петрограда, ибо нигде больше он не мог собрать информацию, которая была бы несправедливо, поскольку это было неправдой, и столь злонамеренно, как это было ошибочно. Это тоже было до революции.
Какими бы ни были ошибки Императора, они возникли не из-за отсутствия преданности своей стране или делу союзников.
У всех, я полагаю, есть тени, которые временами проходят перед ними, как «корабль, проходящий в ночи». Для меня одна из самых темных из этих теней — это тень покойного императора России и тех, кто ему принадлежал.
Солнечные лучи, которые освещают их, — это неизменная доброта, которую он всегда проявлял ко мне в минуты личных или других неприятностей, его солнечный и веселый характер и его неизменное мужество, когда казалось, что дела идут плохо.
Его верность делу союзников могла сравниться только с его решимостью вести войну до победного конца.
Это дело других «кидать камни». Я могу только дать истинное представление о том, что я видел о нем. Мои счастливые воспоминания о нем омрачены трагедией его конца и сожалением о том, что я больше ничего не мог сделать, чтобы спасти его и его семью в те дни, когда их судьба, возможно, все еще висела на волоске.
Многие из моих заметок, конечно, по понятным причинам не могли быть опубликованы, но те, что здесь, выбраны не для того, чтобы дать однобокий взгляд на оклеветанного монарха, а просто как черты его характера, которые могут быть представляют интерес, и во всяком случае, как я нашел их.
В России пришел конец самодержавию.
Эти заметки никоим образом не защищают систему. Они являются защитой человека.
«Господин критик» тотчас же ответит: «Да, это все очень хорошо, но в случае такого рода они так тесно связаны, что их становится невозможно различить».
В каком-то смысле это правда, но до сих пор весы Правосудия были довольно сильно взвешены против человека — как между человеком и системой.
Попытавшись в какой-то мере скорректировать баланс, я публикую эти воспоминания.
Комментарии на этом сайте должны быть: Боб Атчисон
Pallasart Austin Web Design
Книги интервью с Робертом Сервисом: «Николай II навлек русскую революцию на свою голову»
Царь Николай II и русская революция: в контексте
Царь Николай II отрекся от престола под принуждением во время Февральской революции 1917 года, на фоне военного кризиса и внутренних беспорядков. Отрекшись от престола, он положил конец царской династии Романовых, правившей Россией более 300 лет. Николая сменило временное правительство до октября 1917 года, когда страну снова охватила революция, когда большевики во главе с Владимиром Лениным захватили власть. После падения с власти Николай вместе с семьей находился в плену до 19 июля.18, когда они были расстреляны по приказу большевистских лидеров.
В: Ваша книга Последний из царей: Николай II и русская революция рассматривает последние 16 месяцев жизни Николая II, от его отречения до казни. Что произошло в эти судьбоносные последние месяцы?
A: В начале 1917 года Николай находился на восточном фронте, возглавляя российские войска в Первой мировой войне, когда в Петрограде вспыхнули политические демонстрации. Как только российская столица подняла восстание, вся остальная страна присоединилась к революционному подъему. Дума [российский парламент] очень ясно дала понять, что если в тылу должно быть спокойствие, чтобы Россия продолжала военные действия, царь должен был уйти в отставку.
Многие политики давно хотели увидеть спину Николая, но на этот раз высшее военное командование согласилось. Николай очень любил своих военных, и это действительно сломило его дух. Он внезапно отрекся от престола, поразив всех вокруг себя, и стал частным лицом. Его семья была заключена под стражу в Александровском дворце под Петроградом и довольно комфортно жила до августа 1917 года, когда из соображений политической безопасности их отправили в Западную Сибирь.
Через некоторое время после того, как большевики захватили власть в результате Октябрьской революции, они переселили Романовых в Екатеринбург на Урале, чтобы лучше контролировать условия их заключения. В конечном итоге они планировали предать Николая показательному суду за все политические и экономические трудности, в которые попала страна. Однако летом 1917 года наступление чехословаков на Екатеринбург означало, что Урал перестал быть безопасным местом заточения. Местные большевики настаивали на том, чтобы московское руководство казнило Романовых, прежде чем они попадут в руки антибольшевиков. Но не только ситуация в Екатеринбурге привела к расстрелу семьи. Москве также угрожали серьезные антибольшевистские восстания 19 июля.18. Это двойное военное положение объясняет, почему Ленин был так готов одобрить решение убить Романовых именно в этот момент.
В июле 1918 года Николай был расстрелян вместе со своей семьей, их слугами и даже некоторыми их собаками. Их тела были тайно сожжены на костре и брошены в шахту. Большевики были безжалостны. Если у вас были люди, которых можно было поставить во главе контрреволюционной силы, вы их ликвидировали. Погибли не только Николай и его семья, но и все Романовы в руках большевиков. Россия уже погрузилась в жестокую гражданскую войну, и большевики не хотели, чтобы королевская династия могла вернуться.
В: Что было особенно интересного в Николае того периода?
A: Глядя на его дневник и разговоры, которые он вел со своими тюремщиками и членами его окружения в то время, когда он был вне власти, я смог лучше понять, что он думал на самом деле. Потеряв власть, он не пытался ни на кого произвести впечатление, обмануть министров или советников, поэтому эти документы дают реальное представление о его представлениях о русской жизни, а также о политике, Европе, иностранцах, войне и революции.
В: В какой степени Николай был виноват в революции?
Ответ: Чтобы предотвратить распад России, нужен был политический гений, а Николай определенно не был политическим гением. Он был очень ограниченным человеком — ограниченным в понимании своей страны. Однако он не признавал этого в себе; это был гордый, самоуверенный человек, окруженный холуями, которые говорили все, что он хотел слышать.
Николая называли «подушкой», имея в виду, что он носил отпечаток идей последнего человека, с которым говорил. Но это было не так — у него были определенные основные принципы правления, которых он действительно придерживался. Он был очень неохотным реформатором и шел на компромисс как можно меньше. Из-за революционных волнений 1905, он позволил Думе существовать, но никогда не мирился с этим по-настоящему. Он очень подозрительно относился к парламенту и поэтому раздражал избранных в него умеренных консерваторов, которые могли сотрудничать с ним. Он также очень плохо вел себя с Петром Столыпиным, величайшим из своих премьер-министров, который имел к нему хорошее отношение.
Еще похоже на это
Некоторый скандал наделала династия Романовых и связь Николая с мистиком Григорием Распутиным. Слухи о том, что у его жены Александры был роман с Распутиным, не соответствовали действительности, но это свидетельствовало о всеобщем недовольстве Николаем тем, что подобный скандал мог так быстро разгореться. Это был бы достаточно сильный шторм, чтобы выдержать его, даже если бы не было войны.
Хотя у Николаса не было особых шансов избежать будущего с гораздо большим количеством реформ, у него почти не было шансов выжить, когда эта шаткая политическая система оказалась под давлением тотальной войны. Напрягало все — администрацию, транспорт, продовольствие, жилье. Россия была бардаком в тылу; сердитый беспорядок. Озабоченность Николая армией и его неспособность противостоять проблемам повседневной жизни, которые затрагивали простых рабочих, крестьян и уличных торговцев, были катастрофическими.
Еще одним недостатком Николая было то, что, хотя он правил украинцами, узбеками и грузинами, он был озабочен русскими, которые составляли лишь половину населения страны. Это опасно оттолкнуло другие народы империи, и когда начались восстания, он дорого заплатил за игнорирование остальной части страны.
Я действительно не могу придумать каких-либо серьезных искупительных качеств, которыми обладал Николас. Он был очень бедным правителем, поэтому справедливо сказать, что он навлек революцию на свою голову.
В: Николай просто не знал реалий русской жизни?
Ответ: Я не думаю, что Николай имел представление о том, как жил русский крестьянин. Единственные крестьяне, которых он когда-либо видел, были почтительными христианами, которые не собирались говорить ничего хулиганского.
Интересно, что одним из сибирских тюремщиков Николая был ссыльный бывший каторжник по фамилии Панкратов. Николай распознал в Панкратове благородство духа, и пара без конца говорила о Сибири. Хотя Николай посетил Сибирь в 189 г.В 0-е годы его выставляли только ликующие толпы, любившие Романовых. Панкратов рассказал ему о другой Сибири — о крестьянах, оленях, климате. И, надо отдать ему должное, Николай хотел узнать об этом от этого замечательного старика.
Многие из книг, прочитанных Николаем после отречения от престола, таких авторов, как Чехов, Толстой и Тургенев, также были о слоях населения, с которыми он имел очень мало контактов. Он даже читал «Войну и мир», что иронично, поскольку произведения Толстого подвергались цензуре при собственном правительстве Николая. Он читал не только для удовольствия, но и затыкал пробелы в своем собственном образовании и образовании своих детей.
Хотя Николас, возможно, и не замечал собственных ошибок и уж точно никогда не признавал, что ошибся, он знал, что в его знаниях есть пробелы.
Были вещи о России, которых он не знал, поэтому во время заключения он воспользовался возможностью, чтобы прочитать об этом.
В: Как он размышлял о своем отречении и революции?
A: Из дневника Николая создается впечатление, что он был измученным человеком, с облегчением сложившим бремя своей должности. Я не думаю, что он лично сожалел о потере власти; скорее он сожалел о том, как потерял власть, и о политических последствиях для страны. В конце концов он почувствовал, что власть и престиж династии Романовых всегда основывались на военной мощи. Хотя он был лидером военного времени, он считал, что, уйдя в отставку, он устранит препятствие на пути к национальному единству. Он был прежде всего патриотом. Когда большевики пришли к власти, Николай был опустошен перспективой того, что они выйдут из войны. Для него союз с Англией и Францией был делом чести и национального честолюбия, а в сближении он видел бедствие и позор для России.
У Николаса было достаточно времени, чтобы подумать о том, кто виноват в бедах его страны, обнаружив, что его политические взгляды очень похожи на то, что позже станет фашизмом. Он был невероятным антисемитом и искренне верил, что евреи были темной инопланетной силой, посвятившей себя разрушению русской христианской цивилизации. Во время своего заключения он прочитал печально известные «Протоколы сионских мудрецов» — подделку, которая якобы доказывала существование всемирного еврейского заговора, в котором либералы и социалисты использовались для революции передовыми державами. Это была самая сумасшедшая, опасная туфта, и Николай любил ее. Он был убежден, что все лидеры большевиков были евреями, и видел в Октябрьской революции доказательство того, что Россия попала в руки евреев.
В: Как с тех пор характеризовались жизнь и смерть Николая?
A: Последнего царя начали романтизировать даже те, кто не разделяет его политических взглядов.