Чем было вызвано появление доктрины трумэна: Какую роль в мировой истории сыграла Доктрина Трумэна

Какую роль в мировой истории сыграла Доктрина Трумэна

Фото: Гарри Трумэн выступает перед конгрессом США 12 марта 1947 года / Gettyimages.ru / © Bettmann

75 лет назад президент США Гарри Трумэн выступил перед конгрессом с речью, которая легла в основу внешнеполитической доктрины Вашингтона. Американский лидер обвинил Советский Союз в навязывании народам других стран режимов против их желания и призвал предоставить правительствам Греции и Турции средства, которые, по словам экспертов, были использованы для подавления левого движения в этих государствах. Как отмечают историки, Доктрина Трумэна была направлена на создание однополярного мира с центром в США, а её реализация стала важным этапом обострения глобального противостояния в рамках холодной войны.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн в речи, произнесённой перед конгрессом, сформулировал доктрину, которая на несколько лет определила внешнюю политику официального Вашингтона и существенно повлияла на ход холодной войны.

Предложения Трумэна касались противодействия СССР на международной арене и сдерживания левых движений по всему миру.

 

Начало противостояния

По словам историков, предпосылки противостояния западных стран с Советским Союзом возникли ещё на финальном этапе Второй мировой войны.

«Меры по сдерживанию продвижения Красной армии в Европе обсуждались на уровне президента США и премьер-министра Великобритании. Даже капитуляция Германии подписывалась дважды. Нас фактически пытались лишить приоритетной роли в победе над нацизмом, а Германию пытались сохранить как некий барьер против СССР», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Фененко.

В 1946 году сотрудник посольства США в СССР Джордж Кеннан в ответ на запрос Вашингтона относительно нежелания Москвы присоединяться к международным финансовым структурам отправил властям Соединённых Штатов так называемую длинную телеграмму, в которой предложил проводить политику сдерживания СССР, в частности путём демонстрации Советскому Союзу силы и перехвата у него союзников.

Вскоре после этого бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнёс в пресвитерианском Вестминстерском мужском колледже в городе Фултоне (США) речь, в которой заявил, что на Европу опустился железный занавес. Выступление экс-главы британского правительства многие историки считают точкой отсчёта начала холодной войны.

«Западные правительства были сильно раздражены тем, что СССР фактически вышел из Второй мировой войны в статусе сверхдержавы, а его моральное влияние оказалось столь сильно, что коммунистические и социал-демократические партии стали заявлять о себе по всему миру. Представители западных держав видели в усилении коммунистических настроений в Китае или установлении левых режимов в Восточной Европе признаки начала конца своего могущества. Но особенно сильно их пугал рост левых настроений в Греции и Турции, угрожавший гегемонии западных держав в Средиземноморье», — отметил в разговоре с RT научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.

12 марта 1947 года Гарри Трумэн обратился с речью к объединённой сессии конгресса США. По словам историков, в ней американский лидер, не называя СССР, дал понять, что считает Советский Союз серьёзной угрозой, обвинил его в давлении на страны Восточной Европы и предложил выделить средства правительствам Турции и Греции для противодействия левым политическим силам.

«Помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной… Самому существованию греческого государства сегодня угрожают террористические действия нескольких тысяч вооружённых партизан, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства во многих районах страны, особенно на северной границе», — заявил Трумэн.

Гражданская война в Греции Gettyimages.ru © Bert Hardy/Picture Post/Hulton Archive

По его словам, правительство Греции само победить коммунистов было не в состоянии, а никакая другая страна, кроме США, не желала и не могла оказывать помощь существовавшему на тот момент в Афинах режиму. Трумэн прямо заявил, что греческое правительство «неидеально», и признал, что оно принимает экстремистские меры в отношении инакомыслящих, но предложил выделить ему деньги.

Трумэн также призвал конгресс оказать поддержку Турции, чтобы «защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения».

«Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединённых Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания… в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события», — отметил американский президент.

В перспективе прихода оппозиции к власти в Греции Трумэн усматривал угрозу распространения «беспорядка и анархии» на Турцию и Ближний Восток и поэтому призвал выделить официальным Афинам и Анкаре $400 млн, а также направить в регион американский гражданский и военный персонал, «чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи».

 

Новая политика США в действии

По словам историков, на основе речи президента была сформулирована неофициальная внешнеполитическая программа правительства США по оказанию давления на СССР и мировое левое движение, которую принято называть Доктриной Трумэна. Она не была оформлена отдельным документом, однако в её рамках был принят целый ряд стратегических решений Вашингтона.

22 мая 1947 года конгресс США официально согласовал предложения Трумэна относительно оказания поддержки правительствам Греции и Турции. Греческие власти получили финансовую помощь и 210 тыс. т вооружений, включая танки, самолёты и горную артиллерию. Кроме того, в Грецию были направлены американские военные советники.

Заручившись поддержкой США, греческое правительство в конце 1947 года усилило репрессии и запретило деятельность ряда оппозиционных политических движений, а затем приступило к массовым казням политзаключённых и созданию вокруг подконтрольных партизанам районов мёртвых зон, из которых насильно выселяли мирное население. В 1949 году сопротивление вооружённой левой оппозиции в Греции было сломлено.

По словам главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Васильева, одним из первых крупных политических последствий реализации Доктрины Трумэна в самих США стало принятие 25 июля 1947 года закона о национальной безопасности, оптимизировавшего структуру силовых ведомств Соединённых Штатов для нужд холодной войны. Были созданы Совет национальной безопасности, единое Министерство обороны, Объединённый комитет начальников штабов и Центральное разведывательное управление.

«Стало понятно, что США не уходят из Европы и наращивают мощь своих вооружённых сил. После окончания Второй мировой войны многие ожидали, что власти США вернутся к нормальной жизни и переведут на мирные рельсы экономику, но закон о национальной безопасности показал, что этого не будет. Это стало предпосылкой для начала явления, известного как гонка вооружений, и превращения Европы в главную зону противодействия СССР», — подчеркнул Васильев.

Американские солдаты во время учений в Германии в 1951 году Gettyimages.ru © Heinz-Jürgen Göttert/picture alliance

По его словам, параллельно власти США начали делать всё от них зависящее, чтобы не допустить прихода к власти в западноевропейских странах набирающих там популярность левых сил. Важным элементом реализации Доктрины Трумэна стало принятие в 1948 году так называемого плана Маршалла, в рамках которого европейские государства получали кредиты в обмен на гарантии не включать коммунистов в свои правительства.

«Соединённые Штаты фактически взяли под свой контроль всю Западную Европу. Формализован этот процесс был путём создания в 1949 году блока НАТО», — отметил Владимир Васильев.

Эксперт подчеркнул, что параллельно с военной и экономической экспансией власти США также работали на идеологическом фронте, создавая под патронатом спецслужб средства массовой информации, вещавшие на страны с левыми правительствами.

По словам Алексея Фененко, уже в 1950-е годы власти США пришли к выводу, что их внешнеполитических усилий в рамках Доктрины Трумэна недостаточно для достижения поставленных перед собой задач. Победа коммунизма в Китае подтолкнула Вашингтон к тому, чтобы активнее переходить к мерам военного устрашения непокорных стран и к ускоренному развитию своего ядерного арсенала. При этом, по мнению историка, руководство США прекрасно осознавало, что власти СССР не хотят войны и первой её не начнут.

«Идеи Трумэна о «сдерживании коммунизма» фактически определили внешнюю политику США на несколько десятилетий вперёд. Соединённые Штаты стремились добиться планетарной гегемонии, создавая однополярный мир. Идея мирового господства прикрывалась полными священного негодования заявлениями о борьбе за демократию и права человека. За этим фасадом они делали свою экономику ведущей в западном мире и развязывали десятки вооружённых конфликтов. Однако с прагматичной точки зрения идеи Трумэна можно считать успешными, так как их воплощение в жизнь стало одним из факторов, которые привели США к победе в холодной войне и появлению у них возможности безнаказанно вторгаться в другие страны», — заключил Андрей Горбунов.

Святослав Князев, Максим Лобанов

какую роль в мировой истории сыграла Доктрина Трумэна — РТ на русском

75 лет назад президент США Гарри Трумэн выступил перед конгрессом с речью, которая легла в основу внешнеполитической доктрины Вашингтона. Американский лидер обвинил Советский Союз в навязывании народам других стран «режимов против их желания» и призвал предоставить правительствам Греции и Турции средства, которые, по словам экспертов, были использованы для подавления левого движения в этих государствах. Как отмечают историки, Доктрина Трумэна была направлена на создание однополярного мира с центром в США, а её реализация стала важным этапом обострения глобального противостояния в рамках холодной войны.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн в речи, произнесённой перед конгрессом, сформулировал доктрину, которая на несколько лет определила внешнюю политику официального Вашингтона и существенно повлияла на ход холодной войны. Предложения Трумэна касались противодействия СССР на международной арене и сдерживания левых движений по всему миру.

Начало противостояния

По словам историков, предпосылки противостояния западных стран с Советским Союзом возникли ещё на финальном этапе Второй мировой войны.

«Меры по сдерживанию продвижения Красной армии в Европе обсуждались на уровне президента США и премьер-министра Великобритании. Даже капитуляция Германии подписывалась дважды. Нас фактически пытались лишить приоритетной роли в победе над нацизмом, а Германию пытались сохранить как некий барьер против СССР», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Фененко.

Также по теме

«Формирование мышления элит»: как Фултонская речь Уинстона Черчилля повлияла на начало холодной войны

75 лет назад экс-глава британского правительства Уинстон Черчилль произнёс Фултонскую речь, с которой многие историки отсчитывают…

В 1946 году сотрудник посольства США в СССР Джордж Кеннан в ответ на запрос Вашингтона относительно нежелания Москвы присоединяться к международным финансовым структурам отправил властям Соединённых Штатов так называемую длинную телеграмму, в которой предложил проводить политику сдерживания СССР, в частности путём демонстрации Советскому Союзу силы и перехвата у него союзников.

Вскоре после этого бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнёс в пресвитерианском Вестминстерском мужском колледже в городе Фултоне (США) речь, в которой заявил, что на Европу опустился железный занавес. Выступление экс-главы британского правительства многие историки считают точкой отсчёта начала холодной войны.

«Западные правительства были сильно раздражены тем, что СССР фактически вышел из Второй мировой войны в статусе сверхдержавы, а его моральное влияние оказалось столь сильно, что коммунистические и социал-демократические партии стали заявлять о себе по всему миру. Представители западных держав видели в усилении коммунистических настроений в Китае или установлении левых режимов в Восточной Европе признаки начала конца своего могущества. Но особенно сильно их пугал рост левых настроений в Греции и Турции, угрожавший гегемонии западных держав в Средиземноморье», — отметил в разговоре с RT научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.

12 марта 1947 года Гарри Трумэн обратился с речью к объединённой сессии конгресса США. По словам историков, в ней американский лидер, не называя СССР, дал понять, что считает Советский Союз серьёзной угрозой, обвинил его в давлении на страны Восточной Европы и предложил выделить средства правительствам Турции и Греции для противодействия левым политическим силам.

«Помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной… Самому существованию греческого государства сегодня угрожают террористические действия нескольких тысяч вооружённых партизан, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства во многих районах страны, особенно на северной границе», — заявил Трумэн.

  • Гражданская война в Греции
  • Gettyimages.ru
  • © Bert Hardy/Picture Post/Hulton Archive

По его словам, правительство Греции само победить коммунистов было не в состоянии, а никакая другая страна, кроме США, не желала и не могла оказывать помощь существовавшему на тот момент в Афинах режиму. Трумэн прямо заявил, что греческое правительство «неидеально», и признал, что оно принимает экстремистские меры в отношении инакомыслящих, но предложил выделить ему деньги.

Трумэн также призвал конгресс оказать поддержку Турции, чтобы «защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения».

«Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединённых Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания… в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события», — отметил американский президент.

В перспективе прихода оппозиции к власти в Греции Трумэн усматривал угрозу распространения «беспорядка и анархии» на Турцию и Ближний Восток и поэтому призвал выделить официальным Афинам и Анкаре $400 млн, а также направить в регион американский гражданский и военный персонал, «чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи».

Новая политика США в действии

По словам историков, на основе речи президента была сформулирована неофициальная внешнеполитическая программа правительства США по оказанию давления на СССР и мировое левое движение, которую принято называть Доктриной Трумэна. Она не была оформлена отдельным документом, однако в её рамках был принят целый ряд стратегических решений Вашингтона.

Также по теме

«Самая выгодная инвестиция»: как план Маршалла помог США покорить Европу

70 лет назад президент США Гарри Трумэн подписал план Маршалла. Этот документ позволил Соединённым Штатам установить свои правила игры…

22 мая 1947 года конгресс США официально согласовал предложения Трумэна относительно оказания поддержки правительствам Греции и Турции. Греческие власти получили финансовую помощь и 210 тыс. т вооружений, включая танки, самолёты и горную артиллерию. Кроме того, в Грецию были направлены американские военные советники.

Заручившись поддержкой США, греческое правительство в конце 1947 года усилило репрессии и запретило деятельность ряда оппозиционных политических движений, а затем приступило к массовым казням политзаключённых и созданию вокруг подконтрольных партизанам районов мёртвых зон, из которых насильно выселяли мирное население. В 1949 году сопротивление вооружённой левой оппозиции в Греции было сломлено.

По словам главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Васильева, одним из первых крупных политических последствий реализации Доктрины Трумэна в самих США стало принятие 25 июля 1947 года закона о национальной безопасности, оптимизировавшего структуру силовых ведомств Соединённых Штатов для нужд холодной войны. Были созданы Совет национальной безопасности, единое Министерство обороны, Объединённый комитет начальников штабов и Центральное разведывательное управление.

«Стало понятно, что США не уходят из Европы и наращивают мощь своих вооружённых сил. После окончания Второй мировой войны многие ожидали, что власти США вернутся к нормальной жизни и переведут на мирные рельсы экономику, но закон о национальной безопасности показал, что этого не будет. Это стало предпосылкой для начала явления, известного как гонка вооружений, и превращения Европы в главную зону противодействия СССР», — подчеркнул Васильев.

  • Американские солдаты во время учений в Германии в 1951 году
  • Gettyimages.ru
  • © Heinz-Jürgen Göttert/picture alliance

По его словам, параллельно власти США начали делать всё от них зависящее, чтобы не допустить прихода к власти в западноевропейских странах набирающих там популярность левых сил. Важным элементом реализации Доктрины Трумэна стало принятие в 1948 году так называемого плана Маршалла, в рамках которого европейские государства получали кредиты в обмен на гарантии не включать коммунистов в свои правительства.

«Соединённые Штаты фактически взяли под свой контроль всю Западную Европу. Формализован этот процесс был путём создания в 1949 году блока НАТО», — отметил Владимир Васильев.

Эксперт подчеркнул, что параллельно с военной и экономической экспансией власти США также работали на идеологическом фронте, создавая под патронатом спецслужб средства массовой информации, вещавшие на страны с левыми правительствами.

По словам Алексея Фененко, уже в 1950-е годы власти США пришли к выводу, что их внешнеполитических усилий в рамках Доктрины Трумэна недостаточно для достижения поставленных перед собой задач. Победа коммунизма в Китае подтолкнула Вашингтон к тому, чтобы активнее переходить к мерам военного устрашения непокорных стран и к ускоренному развитию своего ядерного арсенала. При этом, по мнению историка, руководство США прекрасно осознавало, что власти СССР не хотят войны и первой её не начнут.

«Идеи Трумэна о «сдерживании коммунизма» фактически определили внешнюю политику США на несколько десятилетий вперёд. Соединённые Штаты стремились добиться планетарной гегемонии, создавая однополярный мир. Идея мирового господства прикрывалась полными священного негодования заявлениями о борьбе за демократию и права человека. За этим фасадом они делали свою экономику ведущей в западном мире и развязывали десятки вооружённых конфликтов. Однако с прагматичной точки зрения идеи Трумэна можно считать успешными, так как их воплощение в жизнь стало одним из факторов, которые привели США к победе в холодной войне и появлению у них возможности безнаказанно вторгаться в другие страны», — заключил Андрей Горбунов.

вех: 1945–1952 гг. — Управление историка

вехи: 1945–1952 гг. — Управление историка
  1. Дом
  2. Вехи
  3. 1945-1952
  4. Закон о национальной безопасности 1947 г.

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Закон о национальной безопасности 1947 г. предписывал крупную реорганизацию политика и военные учреждения правительства США. Акт создал много институтов, которые президенты сочли полезными при формулировании и реализации внешней политики, включая Совет национальной безопасности (СНБ).

Президент подписывает Закон о национальной безопасности

В состав Совета входят президент, вице-президент, государственный секретарь, Министр обороны и другие члены (например, директор Центрального Разведывательное управление), которые встретились в Белом доме, чтобы обсудить оба долгосрочных проблемы и более насущные кризисы национальной безопасности. Небольшой штат НБК был нанят для согласования внешнеполитических материалов других ведомств для Президент. Начиная с 1953 помощник президента по национальной безопасности Делами руководил этот штаб. Каждый президент наделял СНБ различными степени важности и предоставил персоналу СНБ различные уровни автономии и влияние на другие агентства, такие как Государственный департамент и Министерство обороны. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр, например, использовал заседания Совета национальной безопасности, чтобы внешнеполитические решения, в то время как Джон Ф. Кеннеди и Линдон Б. Джонсон предпочитал работать более неформально через доверенных лиц. При президенте Ричарде М. Никсоне сотрудники СНБ, затем возглавляемый Генри А. Киссинджером, был преобразован из координационный орган в организацию, активно участвующую в переговорах с иностранными лидерами и выполнением решений Президента. НСК однако сами встречи были нечастыми и лишь подтверждали решения уже согласовано Никсоном и Киссинджером.

Закон также учредил Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое выросло из Управление стратегических служб эпохи Второй мировой войны и небольшая послевоенная разведка организации. ЦРУ служило основным органом по сбору гражданской разведывательной информации. организация в правительстве. Позже Разведывательное управление Министерства обороны стало главный орган военной разведки. Закон 1947 года также вызвал далеко идущие изменения в воинской части. Военное министерство и военно-морское ведомство объединены в единое министерство обороны во главе с министром обороны, который также руководил недавно созданным Департаментом ВВС. Однако каждый из в трех филиалах были свои служебные секретари. В 1949 акт был внесены поправки, чтобы дать министру обороны больше власти над отдельными службами и их секретарей.

Доктрина Трумэна (1947) | National Archives

В пятницу, 21 февраля 1947 года, посольство Великобритании проинформировало представителей Государственного департамента США о том, что Великобритания больше не может оказывать финансовую помощь правительствам Греции и Турции. Американские политики следили за ухудшающимися экономическими и политическими условиями в Греции, особенно за подъемом возглавляемого коммунистами повстанческого движения, известного как Фронт национального освобождения или EAM/ELAS. Соединенные Штаты также следили за событиями в Турции, где слабое правительство столкнулось с советским давлением, чтобы разделить контроль над стратегическим проливом Дарданеллы. Когда Великобритания объявила о прекращении помощи Греции и Турции, ответственность перешла к Соединенным Штатам.

На встрече между конгрессменами и представителями Государственного департамента заместитель госсекретаря Дин Ачесон сформулировал то, что позже стало известно как «теория домино». Он заявил, что на карту поставлено больше, чем Греция и Турция, поскольку, если эти два ключевых государства падут, коммунизм, вероятно, распространится на юг, в Иран, и на восток, в Индию. Ачесон пришел к выводу, что такой поляризации власти не существовало со времен Рима и Карфагена. Ошеломленные законодатели согласились одобрить программу при условии, что президент Трумэн подчеркнет серьезность кризиса в обращении к Конгрессу и в радиопередаче американскому народу.

Выступая на совместном заседании Конгресса 12 марта 1947 года, президент Гарри С. Трумэн попросил предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов и утвердил политику, метко названную доктриной Трумэна. Эта доктрина и связанная с ней «теория домино» будут определять внешнюю политику США по всему миру в течение следующих 40 лет. Президент Трумэн заявил: «Политика Соединенных Штатов должна состоять в том, чтобы поддерживать свободные народы, сопротивляющиеся попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или внешнего давления». Санкционирование помощи Греции и Турции республиканским Конгрессом обозначило начало долгой и прочной двухпартийной внешней политики времен холодной войны. Будущие президентские администрации будут использовать аналогичные рассуждения, чтобы оправдать действия в Корее, на Кубе и во Вьетнаме, среди прочих.

Г-н Президент, г-н Спикер, члены Конгресса США:

Серьезность ситуации, с которой сегодня сталкивается мир, требует моего выступления перед совместным заседанием Конгресса. Задействованы внешняя политика и национальная безопасность этой страны.

Один аспект нынешней ситуации, который я хочу представить вам на рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.

Соединенные Штаты получили от правительства Греции срочный призыв о финансовой и экономической помощи. Предварительные отчеты американской экономической миссии, находящейся сейчас в Греции, и отчеты американского посла в Греции подтверждают заявление греческого правительства о том, что помощь необходима, если Греция хочет выжить как свободная нация.

Я не верю, что американский народ и Конгресс желают остаться глухими к призыву греческого правительства.

Греция небогатая страна. Отсутствие достаточных природных ресурсов всегда вынуждало греческий народ много работать, чтобы сводить концы с концами. С 1940 года эта трудолюбивая и миролюбивая страна пережила вторжение, четыре года жестокой вражеской оккупации и ожесточенные внутренние распри.

Когда освободительные силы вошли в Грецию, они обнаружили, что отступающие немцы уничтожили практически все железные и автомобильные дороги, портовые сооружения, коммуникации и торговый флот. Было сожжено более тысячи деревень. Восемьдесят пять процентов детей были больны туберкулезом. Скот, птица и тягловые животные почти исчезли. Инфляция уничтожила практически все сбережения.

В результате этих трагических обстоятельств воинственное меньшинство, эксплуатируя человеческие нужды и страдания, смогло создать политический хаос, который до сих пор делал восстановление экономики невозможным.

Греция сегодня не имеет средств для финансирования импорта тех товаров, которые необходимы для существования. В этих условиях народ Греции не может добиться прогресса в решении своих проблем восстановления. Греция отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, чтобы возобновить закупки продовольствия, одежды, топлива и семян. Они необходимы для существования его народа и могут быть получены только из-за границы. Греция должна получить помощь в импорте товаров, необходимых для восстановления внутреннего порядка и безопасности, столь необходимых для экономического и политического восстановления.

Правительство Греции также обратилось за помощью к опытным американским администраторам, экономистам и техническим специалистам, чтобы обеспечить эффективное использование финансовой и другой помощи, предоставленной Греции, для создания стабильной и самодостаточной экономики и улучшения ее государственного управления.

Само существование греческого государства сегодня находится под угрозой из-за террористической деятельности нескольких тысяч вооруженных людей, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства в ряде пунктов, особенно вдоль северных границ. Комиссия, назначенная Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, в настоящее время расследует нарушения обстановки в северной Греции и предполагаемые нарушения границы вдоль границы между Грецией, с одной стороны, и Албанией, Болгарией и Югославией, с другой.

Тем временем правительство Греции не в состоянии справиться с ситуацией. Греческая армия мала и плохо оснащена. Ей нужны припасы и оборудование, если она хочет восстановить власть правительства на всей греческой территории. Греция должна получить помощь, если она хочет стать самодостаточной и уважающей себя демократией.

Соединенные Штаты должны предоставить эту помощь. Мы уже оказали Греции определенные виды помощи и экономической помощи, но этого недостаточно.

Нет другой страны, к которой могла бы обратиться демократическая Греция.

Ни одна другая страна не желает и не может оказать необходимую поддержку демократическому греческому правительству.

Британское правительство, которое помогало Греции, не может оказывать дальнейшую финансовую или экономическую помощь после 31 марта. Великобритания оказалась перед необходимостью сократить или ликвидировать свои обязательства в нескольких частях мира, включая Грецию.

Мы рассмотрели, как Организация Объединенных Наций может помочь в этом кризисе. Но ситуация носит срочный характер и требует немедленных действий, а Организация Объединенных Наций и связанные с ней организации не в состоянии оказать необходимую помощь.

Важно отметить, что правительство Греции обратилось к нам за помощью в эффективном использовании финансовой и другой помощи, которую мы можем оказать Греции, а также в улучшении ее государственного управления. Крайне важно, чтобы мы контролировали использование любых средств, предоставляемых Греции; Таким образом, каждый потраченный доллар будет способствовать тому, чтобы Греция стала самоокупаемой, и поможет построить экономику, в которой может процветать здоровая демократия.

Ни одно правительство не идеально. Однако одно из главных достоинств демократии состоит в том, что ее недостатки всегда видны, и в рамках демократических процессов их можно указать и исправить. Правительство Греции не идеально. Тем не менее она представляет восемьдесят пять процентов членов греческого парламента, избранных на прошлогодних выборах. Иностранные наблюдатели, в том числе 692 Американцы сочли эти выборы справедливым выражением взглядов греческого народа.

Правительство Греции работает в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно сделало ошибки. Предоставление помощи этой страной не означает, что Соединенные Штаты одобряют все, что сделало или сделает греческое правительство. Мы осуждали в прошлом и осуждаем сейчас экстремистские действия правых или левых. Мы советовали терпимость в прошлом и советуем терпимость сейчас.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания.

Будущее Турции как независимого и экономически здорового государства явно не менее важно для свободолюбивых народов мира, чем будущее Греции. Обстоятельства, в которых сегодня находится Турция, значительно отличаются от условий Греции. Турция была избавлена ​​от бедствий, обрушившихся на Грецию. А во время войны США и Великобритания оказывали Турции материальную помощь.

Тем не менее, сейчас Турция нуждается в нашей поддержке.

После войны Турция обратилась за финансовой помощью к Великобритании и Соединенным Штатам с целью проведения модернизации, необходимой для сохранения ее национальной целостности.

Эта честность необходима для сохранения порядка на Ближнем Востоке.

Британское правительство сообщило нам, что из-за собственных трудностей больше не может оказывать финансовую или экономическую помощь Турции.

Как и в случае с Грецией, если Турция хочет получить необходимую ей помощь, ее должны предоставить Соединенные Штаты. Мы единственная страна, которая может оказать такую ​​помощь.

Я полностью осознаю широкие последствия, если Соединенные Штаты предоставят помощь Греции и Турции, и я обсужу эти последствия с вами в это время.

Одной из основных задач внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, в которых мы и другие страны сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. Это был фундаментальный вопрос в войне с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, стремившимися навязать свою волю и свой образ жизни другим народам.

Чтобы обеспечить мирное развитие наций, свободное от принуждения, Соединенные Штаты приняли ведущее участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций призвана сделать возможным прочную свободу и независимость для всех ее членов. Однако мы не достигнем наших целей, если не захотим помочь свободным народам сохранить их свободные институты и их национальную целостность против агрессивных движений, стремящихся навязать им тоталитарные режимы. Это не более чем откровенное признание того, что тоталитарные режимы, навязанные свободным народам путем прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасность Соединенных Штатов.

Народам ряда стран мира в последнее время против их воли были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало протест против принуждения и запугивания в нарушение Ялтинского соглашения в Польше, Румынии и Болгарии. Должен также констатировать, что в ряде других стран имели место аналогичные события.

В настоящий момент мировой истории почти каждый народ должен выбирать между альтернативными способами жизни. Выбор слишком часто бывает несвободным.

Один образ жизни основан на волеизъявлении большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободы слова и религии, а также свободой от политического гнета.

Второй образ жизни основан на волеизъявлении меньшинства, насильственно навязанном большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио; фиксированные выборы и подавление личных свобод.

Я считаю, что политика Соединенных Штатов должна состоять в том, чтобы поддерживать свободные народы, сопротивляющиеся попыткам порабощения вооруженными меньшинствами или внешним давлением.

Я считаю, что мы должны помочь свободным народам вершить свою судьбу по-своему.

Я считаю, что наша помощь должна быть в первую очередь экономической и финансовой помощью, которая необходима для экономической стабильности и упорядоченных политических процессов.

Мир не статичен, и статус-кво не является священным. Но мы не можем допустить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение, или такими уловками, как политическое проникновение. Помогая свободным и независимым странам сохранить свою свободу, Соединенные Штаты будут претворять в жизнь принципы Устава Организации Объединенных Наций.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют огромное значение в гораздо более широкой ситуации. Если Греция попадет под контроль вооруженного меньшинства, последствия для ее соседа, Турции, будут немедленными и серьезными. Путаница и беспорядок вполне могут распространиться по всему Ближнему Востоку.

Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых борются с большими трудностями, чтобы сохранить свои свободы и независимость, пока они возмещают ущерб, нанесенный войной.

Было бы невыразимой трагедией, если бы эти страны, которые так долго боролись с превосходящими силами противника, потеряли победу, ради которой они пожертвовали столь многим. Крах свободных институтов и потеря независимости были бы катастрофой не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, неудача быстро станут уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.

Если мы не сможем помочь Греции и Турции в этот роковой час, последствия будут далеко простираться как на Западе, так и на Востоке.

Мы должны принять немедленные и решительные меры.

Поэтому я прошу Конгресс дать разрешение на помощь Греции и Турции в размере 400 000 000 долларов на период, заканчивающийся 30 июня 1948 года. Запрашивая эти средства, я принял во внимание максимальный объем чрезвычайной помощи, которая будет оказана. Греции из 350 000 000 долларов, которые я недавно запросил у Конгресса для предотвращения голода и страданий в странах, опустошенных войной.

В дополнение к денежным средствам я прошу Конгресс санкционировать отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по запросу этих стран для оказания помощи в задачах реконструкции и с целью надзора за использованием финансовую и материальную помощь, которая может быть предоставлена. Я рекомендую также предоставить полномочия для инструктажа и обучения отобранного греческого и турецкого персонала.

Наконец, я прошу, чтобы Конгресс предоставил полномочия, которые позволят наиболее быстрое и наиболее эффективное использование, с точки зрения необходимых товаров, материалов и оборудования, таких средств, которые могут быть санкционированы.

Если для целей, указанных в этом сообщении, потребуются дополнительные средства или дополнительные полномочия, я без колебаний представлю ситуацию перед Конгрессом. По этому вопросу исполнительная и законодательная ветви власти должны работать вместе.

Мы вступаем на серьезный курс.

Не рекомендовал бы, разве что альтернатива гораздо серьезнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *