Гайдн творчество и биография: Йозеф Гайдн биография кратко – самое главное о творчестве композитора

Краткая биография Йозефа Гайдна (жизнь и творчество)

Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии, которая легла в основу Немецкого и Автро-Венгерского гимнов.

Детские годы.

Йозеф родился 31 марта 1732 года в месте, расположенном вблизи границы с Венгрией. Это была деревня Рорау. Уже в возрасте 5-ти лет родители маленького Йозефа обнаружили в нем склонностью к музыке. Тогда же его родной дядя вывез мальчика в город Хайнбург-на-Дунае. Там он учился хоровому пению и музыке в целом. Спустя 3 года учений Йозеф был замечен директором капеллы Святого Стефана, который взял ученика к себе на дальнейшее обучение музыки. В течение последующих 9-ти лет он пел в хоре капеллы и обучался игре на музыкальных инструментах.

Юношеские и молодые годы.

Дальнейший этап в жизни Йозефа Гайдна был отнюдь не легкой дорогой длиною в 10 лет.

Ему приходилось работать в разных местах, чтобы обеспечить себе жизнь. Качественное музыкальное образование Йозеф не получил, однако преуспел благодаря изучению трудов Маттезона, Фукса и других музыкальных исполнителей.

Гайндну принесли знаменитость его произведения, написанные в 50-х годах 18 века. Среди его сочинений пользовались популярностью «Хромой бес» и Симфония №1 Ре мажор.

Вскоре Йозеф Гайдн женился, но брак не мог назваться счастливым. Детей в семье не было, что служило поводом для душевных терзаний композитора. Жена не поддерживала мужа в работе музыкой, так как недолюбливала его деятельность.

В 1761 году Гайдн начинает работать у князя Эстерхази. За 5 лет он поднимается в должности с вице-капельмейстера до главного капельмейстера и начинает заниматься организацией оркестра полноправно.

Период работы у Эстерхази был ознаменован расцветом творческой деятельности Гайдна. За это время им было создано множество произведений, например «Прощальная» симфония, которая обрела немалую популярность.

Последние годы.

Последние работы композиторы не были окончены из-за резкого ухудшения здоровья и самочувствия. Гайдн умер в возрасте 77-ми лет, а во время прощания с телом усопшего был исполнен «Реквием» Моцарта.

Биография подробнее

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Австрии, в деревушке Рорау. Семья жила небогато, так как отец Франца был мастером по колесам, а мать кухаркой. Любовь к музыке юному Гайдну привил отец, увлекавшийся вокалом. В молодости отец Франца самостоятельно обучился игре на арфе. В 6 лет отец замечает у мальчика абсолютный слух и способности к музыке и отправляет Йозефа в близ лежащий город Гайнбург  к родственнику, ректору школы. Там юный Гайдн обучается точным наукам и языку, но и к тому же игре на музыкальных инструментах, вокалу, поёт в хоре при церкви.

Трудолюбие и от природы мелодичный голос помогли ему стать известным в местных районах. Однажды в родную деревню Гайдна приехал композитор из Вены – Георг фон Рейтер, чтобы найти новые голоса для своей капеллы. Восьмилетний Гайдн произвел огромное впечатление на композитора, и тот взял его в хор одного из самых крупных соборов Вены. Там Йозеф обучался тонкостям пения, мастерству композиции, сочинял церковные произведения.

В 1749 году начинается трудный этап в жизни Гайдна. В возрасте 17 лет его выгоняют из хора из-за его трудного характера. В этот же период у него начинается ломаться голос. В это время Гайдн остается без средств к существованию. Ему приходится браться за любую работу. Йозеф дает уроки музыки, играет в различных ансамблях на струнных инструментах. Ему пришлось быть слугой у Николая Порпоры, учителя пения из Вены. Но несмотря на это Гайдн не забывает про музыку. Он очень хотел брать уроки у Николая Порпоры, но его занятия стоили огромных денег. Благодаря своей любви к музыке Йозеф Гайдн нашёл выход. Он договорился с преподавателем, что будет тихо сидеть за занавеской во время его уроков. Франц Гайдн старался восстановлять знания, которые были им упущены. Он с интересом занимался теорией музыки и композиции.

Личная жизнь и дальнейшая служба.

С 1754 по 1756 Йозеф Гайдн служил при дворе в Вене в качестве творческого музыканта. В 1759 он стал руководить музыкой при дворе графа Карла фон Морцина. Гайдну предоставили маленький оркестр под собственное руководство и написал первые классические произведения для оркестра. Но в скором времени у графа появились проблемы с деньгами и он прекратил существование оркестра.

В 1760 году Йозеф Гайдн сыграл свадьбу с Марией-Анне Келлер. Она не уважала его профессию и всячески насмехалась над его творчеством, используя его ноты в качестве подставок для паштета.

Служба при дворе Эстерхази

После распада оркестра Карла фон Морцина Йозефу была предложена похожая должность, но у очень богатой семьи Эстерхази. Йозеф сразу получил доступ к управлению музыкальными учреждениями этого семейства. За длительное время, проведенное при дворе Эстерхази Гайдн сочиняет большое количество произведений: квартеты, оперы, симфонии.

В 1781 году Йозеф Гайдн встречается с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который начинает входить в круг его близких друзей. В 1792 знакомится с юным Бетховеном, который становится его учеником.

Последние годы жизни.

В Вене Йозеф сочиняет свои знаменитые произведения: «Сотворение мира» и «Времена года».

Жизнь Франца Йозефа Гайдна проходила слишком сложно и напряженно. Свои последние дни композитор проводит в небольшом доме в Вене.

Йозеф Гайдн скончался 31 мая 1809 года.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Фонвизин Денис Иванович

    Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.

  • Глинка Михаил Иванович

    Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру.

  • Александр Вампилов

    Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений.

  • Андреас Везалий

    Андреас Везалий (1514 — 1564) — основоположник современной медицинской науки — анатомии. Придворный врач императора Священной Римской империи Карла V, современник известного швейцарского учёного Парацельса, представитель лекарской династии Витингов.

  • Гаврилин Валерий Александрович

    Известный русский композитор родился 17 августа 1939 года. Семья композитора была среднестатистической, рабочей. Мама занимала должность директора детского дома, а отец – работал в сфере образования

кратко о биографии и творчестве основоположника классической музыки, сколько симфоний написал композитор

Биографии

12.11.21

12 мин.

Франц Йозеф Гайдн — известный австрийский композитор, ворвавшийся в музыку в XVIII веке. Особый интерес вызывает жизнь этого великого человека. Судьба маэстро была переменчива, но в конце жизни он стал едва ли не самым знаменитым композитором. Современники восхищались эмоциональностью его музыки.

Кратко биографию и творчество Гайдна изучают в школе в рамках знакомства с произведениями этого великого композитора.

Оглавление:

  • Детство и юность композитора
  • Творческий подъём
  • Международная известность
  • Семейная жизнь и любовь
  • Творческое наследие маэстро

Детство и юность композитора

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревушке Рорау, расположенной на берегу реки Лейты вблизи венгерской границы. Его отец, каретный мастер Матиас Гайдн, и мать, прислуга на кухне, увлекались пением. Папа играл на арфе, не зная нотной грамоты.

Талант мальчика проявился в 5 лет, но в деревне не было возможности обучаться музыкальному искусству. Франца забрал к себе дядя в город Хайнбург-на-Дунае. С тех пор жизненный путь ребенка был определён: вся его жизнь была посвящена музыке.

Йозеф имел абсолютный слух. Он обучался пению и игре на фортепиано, овладел струнными и духовыми инструментами. Мальчик обладал редкой чистоты дискантом. Голос маленького Гайдна был настолько красив, что его заметил композитор Георг фон Рейттер и пригласил к себе в капеллу петь в хоре Собора Св. Стефана в Вене.

Обучение пению и игре на музыкальных инструментах продолжалось около десяти лет. Но системного образования он не получил, учеба проходила медленно, поскольку не было средств ее оплачивать. С мальчиками-певчими обращались грубо, их избивали, плохо кормили.

Чтобы сохранить голос Йозефу, Рейттер предложил ему стать кастратом. Отец, узнав об этом, поспешил в Вену и воспротивился такому предложению. Сообщение возмутило его. Это предопределило дальнейшую судьбу подростка. Из-за безобидной проказы в 17 лет Йозефа изгнали из капеллы. Мутация голоса не позволила сразу найти новую работу.

Очень трудным был для молодого музыканта следующий десяток лет. Не имея угла и будучи голодным, он играл на скрипке в бродячем ансамбле. Чтобы учиться дальше, он стал слугой Никола Порпоры — знаменитого итальянского композитора и преподавателя. Плата за учёбу была высокая, но Гайдн получил разрешение присутствовать на уроках, сидя за занавеской. Порпора заметил одарённость юноши и предложил ему стать личным компаньоном-камердинером без оплаты за уроки гармонии и теории музыки.

Йозеф дополнительно изучал теорию композиции и труды великих музыкантов, развивая и совершенствуя свои знания и способности.

В течение 10 лет, работая у Порпоры, он сочинил свои первые серьёзные работы. Сонаты для клавесина, написанные 1749 году, привлекли внимание публики.

Творческий подъём

Францу Гайдну едва исполнилось 20 лет, когда после постановки музыкальной пьесы «Хромой бес» он получил известность. Творчество композитора 50-х годов XVIII столетия включает в себя квартеты и серенады, дивертисменты и первую симфонию. В 1759 году Гайдн становится капельмейстером в оркестре графа Карма фон Морцина и продолжает творить.

В 1761 году композитора приглашают на должность вице-капельмейстера к князю Эстерхази. Он сочиняет музыку, ставит оперы, руководит оркестром. Это время создания ораторий и квартетов, месс и симфоний. Согласно договору, заключённому с князем, он не имел права покидать владения и писать музыку для других лиц. На службе Франц Йозеф оставался почти 30 лет. Не соприкасаясь с музыкальным миром, Гайдн создавал произведения, которые исполнялись в крупнейших мировых столицах.

Международная известность

Гайдн был связан договором с Эстерхази. Все его произведения были собственностью этой семьи, несмотря на известность, полученную в Европе. Одиночество тяготило композитора.

В 1779 году были пересмотрены условия договора. Гайдн получает свободу, после чего начинает писать на заказ, заключает договоры с австрийскими и зарубежными издателями. Наступает новый этап в жизни композитора, принёсший ему всемирную известность. Его знают в Англии, Франции и России:

  • французы рукоплещут шести симфониям, которые композитор назвал «Парижскими»;
  • англичане знакомятся с двенадцатью симфониями, названными «Лондонскими»;
  • великие русские композиторы и писатели с восторгом отзываются о музыкальных произведениях Гайдна.

Посещение Лондона и впечатления от ораторий Г. Ф. Генделя сподвигли композитора к созданию светских ораторий «Сотворение мира» и «Времена года».

В 1781 году в Вене Гайдн познакомился с Моцартом. Они стали верными друзьями. Моцарт уважал друга и всегда прислушивался к его советам.

В 1790 году наследник князя П. Эстергази распустил капеллу, но за композитором сохранилась пожизненная пенсия. В 1792 г. в Бонне Гайдну представляют юного талантливого Людвига ван Бетховена, который становится учеником маэстро. В 1785 году композитор вступает в общество масонов, куда входит и Моцарт.

Семейная жизнь и любовь

Супружеская жизнь известного композитора не сложилась.

Он полюбил младшую дочь придворного парикмахера, которая предпочла жизнь в монастыре созданию семейного очага. Тогда в возрасте 28 лет он женился на её сестре — 32-летней Марии Анне Келлер. Детей у супругов не было. Для него это стало причиной сильных переживаний.

Жену раздражала работа великого супруга. Нотные записи она использовала на кухне. С её стороны он не чувствовал поддержки. Гайдн на протяжении 20 лет оставался верным мужем. Развод в те времена был запрещён. Супруги вынуждены были прожить вместе 40 лет.

В 48 лет маэстро встречает 19-летнюю оперную певицу Луиджию Ползелли. Между ними возникает страстная любовь. Обещание жениться на девушке он не сдерживает. Краткий роман закончился. Девушка была надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены он не стал жениться на ней.

Творческое наследие маэстро

В каких бы направлениях композитор ни пробовал себя, везде его сопровождал триумф. Сколько же произведений написано Гайдном? Его творческое наследие включает около 1 000 работ.

Основными произведениями стали:

  • сонаты и симфонии;
  • оратории и мессы;
  • концерты и камерные ансамбли;
  • оперы и песни;
  • марши и танцы.

Маэстро сочинил 24 оперы. Среди них наиболее известны:

  • «Армида»;
  • «Орфей и Эвридика»;
  • «Лунный мир».

Композитору удавалось вызывать определённые ассоциации у слушателей при исполнении серьёзных произведений. К ним можно отнести симфонии «Медведь», «Охота», «Часы» и другие сочинения различных жанров. Сонаты, написанные в 1790 году, предназначены для фортепианных концертов. В состав оркестра он включил инструменты:

  • струнные и ударные;
  • деревянные и духовые.

Википедия делает ссылку на каталог Хобокена, в котором можно увидеть полный список произведений великого композитора, написанных в течение жизни.

Гайдн получил широкое признание мирового сообщества. В 1791 г. ему присвоена степень почётного доктора Оксфордского университета. Он являлся почётным гражданином Вены.

Последние годы жизни композитора прошли в Вене. В 1802 году здоровье Гайдна резко ухудшилось. Он не мог полноценно работать. Сохранившиеся черновики датируются 1806 годом.

Ушёл из жизни великий композитор 31 мая 1809 года в Вене. В это время город был занят наполеоновским войском. Узнав о смерти композитора, французский император выставил у его дома почётный караул.

Маэстро похоронили 1 июня в Вене. По распоряжению князя Эстергази останки позднее захоронили в Эйзенштадте. При вскрытии могилы обнаружили, что пропал череп. Это сделали его друзья-композиторы, поместив голову в музей в Вене. Череп Гайдна находился там с 1895 по 1954 год, после чего части тела воссоединили и захоронили вместе.

В 1889 г. в Вене открылся дом-музей Гайдна. Это дом, в котором маэстро доживал свою жизнь. В нём находятся личные вещи, ноты и инструменты великого композитора.

В историю Гайдн вошёл как основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов. Музыковеды считают, что он был их основоположником. Гайдн, Моцарт и Бетховен представляют Венскую классическую школу.

Йозеф Гайдн | Биография, сочинения и факты

Йозеф Гайдн

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 марта 1732 г. Австрия
Умер:
31 мая 1809 г. (77 лет) Вена Австрия
Известные работы:
«Немецкая песня» «Императорская четверка» «Gott erhalte Franz den Kaiser» «Лондонские симфонии» «Военная симфония» «Парижские симфонии» «Реквием» «Сюрприз-симфония» «Сотворение» «Времена года»
Известные члены семьи:
брат Михаэль Гайдн

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Почему Йозеф Гайдн важен?

Йозеф Гайдн был австрийским композитором, который был одной из самых важных фигур в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Чем известен Йозеф Гайдн?

Гайдн был чрезвычайно плодовитым композитором, и некоторые из его самых известных произведений включают Лондонские симфонии, The Creation , Концерт для трубы и Концерт для виолончели № 2 ре мажор . Его композиции часто характеризуют как легкие, остроумные и элегантные.

Какой была семья Йозефа Гайдна?

Гайдн был вторым сыном скромных родителей: его отец был колесным мастером, а мать до замужества была кухаркой. Его младший брат Михаил тоже стал композитором и пользовался большим уважением за свою церковную музыку. Гайдн женился на Марии Анне Келлер в 1760 году, но у пары не было детей.

Какое образование получил Йозеф Гайдн?

Когда Гайдн был ребенком, он получил базовое музыкальное образование у своего двоюродного брата. Позже он служил певчим в соборе Святого Стефана в Вене, где получил практические музыкальные навыки, но мало теоретических знаний. После того, как его исключили из-за того, что у него изменился голос, Гайдн в основном учился сам, изучая музыкальные произведения.

Как умер Йозеф Гайдн?

Гайдн мирно скончался в своем доме в Вене в 1809 году.в возрасте 77 лет.

Йозеф Гайдн , полностью Франц Йозеф Гайдн , (род. 31 марта 1732, Рорау, Австрия — умер 31 мая 1809, Вена), австрийский композитор, который был одним из самых важных фигуры в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Ранние годы

Гайдн был вторым сыном скромных родителей. Его отец был колесным мастером, а мать до замужества работала кухаркой у помещиков. Гайдн рано обнаружил необычные музыкальные способности, и двоюродный брат, который был директором школы и хормейстером в соседнем городе Хайнбург, предложил взять его к себе домой и обучить. Гайдн, которому еще не исполнилось шести лет, ушел из дома, чтобы никогда не возвращаться в родительский коттедж, за исключением редких кратких визитов.

Молодой Гайдн пел в церковном хоре, научился играть на различных инструментах и ​​получил хорошие базовые музыкальные знания. Но его жизнь круто изменилась, когда ему исполнилось восемь лет. Музыкальный руководитель собора Святого Стефана в Вене заметил мальчика во время визита в Хайнбург и пригласил его служить певчим в самой важной церкви австрийской столицы. Родители Гайдна приняли предложение, и в 1740 году Гайдн переехал в Вену. Он оставался в хоровой школе девять лет, приобретая огромные практические знания в области музыки благодаря постоянным выступлениям, но, к его разочарованию, мало обучаясь теории музыки. Ему пришлось много работать, чтобы выполнять свои обязанности певчего, и когда у него изменился голос, его исключили и из соборного хора, и из хоровой школы.

Без денег и с небольшим имуществом Гайдн в 17 лет был предоставлен самому себе. На какое-то время он нашел убежище на чердаке у коллеги-музыканта и «мизерно» зарабатывал себе случайными музыкальными заработками. Тем временем он прошел трудный курс самообразования, изучая музыкальные произведения, особенно Карла Филиппа Эмануэля Баха, и ведущие руководства по теории музыки. По счастливой случайности на него обратил внимание итальянский композитор и педагог по пению Никола Порпора, который принял его аккомпаниатором на уроки пения и исправил сочинения Гайдна.

Викторина «Британника»

Композиторы и их музыка

С настойчивостью и энергией Гайдн добился прогресса. В конце концов его познакомили с любящим музыку австрийским дворянином Карлом Йозефом фон Фюрнбергом, в доме которого он играл камерную музыку. Для инструменталистов там он написал свои первые струнные квартет.

По рекомендации Фюрнберга в 1758 году Гайдн был назначен музыкальным руководителем и камерным композитором богемского графа Фердинанда Максимилиана фон Морцина. Гайдн был назначен руководителем оркестра из примерно 16 музыкантов, и для этого ансамбля он написал свою первую симфонию, а также многочисленные дивертисменты для духового оркестра или для духовых инструментов и струнных. Эти ранние музыкальные сочинения носили еще условный характер, но определенная свежесть мелодической изобретательности и искристость отмечали в них работу будущего мастера.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Гайдн пробыл у фон Морзина ненадолго, так как финансовые трудности вынудили его патрона уволить оркестр. Вскоре Гайдн был приглашен на службу к принцу Палу Анталу Эстерхази. Эстерхази были одной из самых богатых и влиятельных семей Австрийской империи и могли похвастаться выдающимся послужным списком поддержки музыки. У принца Пала Антала хорошо оборудованный оркестр регулярно выступал в его замке в Эйзенштадте, небольшом городке примерно в 30 милях (48 км) от Вены. Поскольку его престарелый музыкальный руководитель был болен, принц назначил относительно неизвестного Гайдна помощником дирижера в 1761 году. В то время как музыкальный руководитель курировал церковную музыку, Гайдн дирижировал оркестром и тренировал певцов на почти ежедневных репетициях, сочиняя большую часть необходимой музыки. и занимал должность начальника музыкального персонала. Гайдн прекрасно справлялся со своими обязанностями, проявляя такт, добродушие и умение обращаться с людьми. В своих первых симфониях, написанных для Эстерхази, Гайдн в полной мере продемонстрировал свой характерный добрый юмор и остроумие, а также надежную свежесть своих музыкальных идей, хотя полная зрелость наступила гораздо позже. Его работа в семье Эстерхази оказалась решающей для его карьеры, и он оставался у них на службе до самой смерти.

В 1766 году Гайдн стал музыкальным руководителем при дворе Эстерхази. Он повысил качество и увеличил размеры княжеских музыкальных ансамблей, назначив многих избранных инструменталистов и певцов. Его амбициозные планы поддержал князь Миклош, который после смерти своего брата в 1762 году стал главой семьи Эстерхази. Он смог оценить музыкальный вклад Гайдна и создал атмосферу, способствующую развитию и созреванию искусства Гайдна. Помимо сочинения опер для двора, Гайдн сочинял симфонии, струнные квартеты и другую камерную музыку. Принц был страстным исполнителем на баритоне, и Гайдн предоставил своему патрону более 150 композиций с использованием этого ныне устаревшего виолончельного инструмента.

Гайдн служил князю Миклошу почти 30 лет. Он часто посещал Вену в свите принца, и во время этих визитов между ним и Вольфгангом Амадеем Моцартом завязалась тесная дружба. Два композитора были вдохновлены творчеством друг друга. Моцарт заявил, что научился у Гайдна сочинять квартеты, и посвятил превосходный набор из шести таких произведений своему «любимому другу». Музыка Гайдна также свидетельствует о влиянии его юного друга. Зрелый композитор ни в коем случае не был на своем пути; он был гибок и восприимчив к новым идеям.

В 1760-х годах слава Гайдна начала распространяться по всей Европе. Австрийские и чешские монастыри много сделали для распространения его церковной музыки, а также его симфоний, дивертисментов, сонат и концертов. Аристократические покровители в южной Германии, Италии и Австрийской империи усердно собирали его музыку, и их библиотеки в конечном итоге стали важными источниками копий его произведений.

Период с 1768 по 1774 год знаменует собой период зрелости Гайдна как композитора. Музыка написана тогда, с Stabat Mater (1767 г.) до крупномасштабного Missa Sancti Nicolai (1772 г.) было бы достаточно, чтобы поставить его в число главных композиторов той эпохи. Многие оперы, которые он написал за эти годы, во многом укрепили его собственную репутацию и репутацию двора Эстерхази. Среди других его важных произведений этого периода — струнные квартеты Opus 20, Соната для фортепиано до минор и симфонии в минорных тональностях, особенно так называемая Trauersymphonie in E Minor 9.0046, № 44 («Траурная симфония», названная так потому, что ее медленная часть, являвшаяся особой излюбленной композитором, исполнялась на панихиде по Гайдну) и «Прощальная» симфония , № 45. по причинам, не имеющим исторической основы, этот период стал известен как период Гайдна Sturm-und-Drang («буря и напряжение») в честь литературного движения, возникшего несколько позже; каким бы исторически неуместным ни был этот термин, он действительно описывает характер многих из этих работ и фактически стал обозначать напыщенный стиль, который они так часто демонстрируют.

Следующие полтора десятилетия принесли еще больше славы Гайдну. Его оперная деятельность продолжалась до 1785 года, несмотря на разрушение оперного театра Эстерхази пожаром в 1779 году. Однако его аудитория все чаще находилась за пределами двора его работодателя. В 1775 году он написал свою первую масштабную ораторию, Il ritorno di Tobia , для Общества музыкантов в Вене; по неизвестным причинам отношения между Гайдном и венскими музыкантами через несколько лет значительно охладились. Однако к началу 1780-х ситуация, казалось, значительно улучшилась, и венская фирма Artaria опубликовала шесть его квартетов Opus 33. Эти важные работы быстро установили новый стандарт для жанра, оставив многих его конкурентов на этом все более прибыльном рынке. (Моцарт был заметным исключением, но даже ему потребовалось несколько лет, чтобы закончить свой собственный сборник из шести квартетов.) В 1784 году Гайдн исправил 9 квартетов.0045 Tobia для другого венского выступления, с добавлением хоровых номеров и сокращением некоторых расширенных структур да капо, что является явным признаком того, что он хорошо знал об изменении чувств. В середине десятилетия из Парижа также поступил заказ на сочинение ряда симфоний, и получившиеся в результате «Парижские» симфонии Гайдна стали вехой в жанре. Примерно в это же время он получил заказ на составление Семь последних слов нашего Спасителя на кресте ; для неисправимо жизнерадостного Гайдна написание семи последовательных суровых движений было особенно трудным делом, но результатом этих усилий стало одно из его самых любимых произведений.

Профессиональный успех Гайдна не имел себе равных в личной жизни. Его брак с Марией Анной Келлер в 1760 году не принес ни приятного, мирного дома, ни детей. Жена Гайдна не разбиралась в музыке и не проявляла интереса к творчеству мужа. Ее пренебрежение дошло до того, что она использовала его рукописи для прокладки сковородок или папильоток. Гайдн не был равнодушен к влечениям других женщин, и в течение многих лет у него был роман с Луиджией Полцелли, молодой итальянской меццо-сопрано на службе у принца.

Йозеф Гайдн | Биография, сочинения и факты

Йозеф Гайдн

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 марта 1732 г. Австрия
Умер:
31 мая 1809 г. (77 лет) Вена Австрия
Известные работы:
«Немецкая песня» «Императорская четверка» «Gott erhalte Franz den Kaiser» «Лондонские симфонии» «Военная симфония» «Парижские симфонии» «Реквием» «Сюрприз-симфония» «Сотворение» «Времена года»
Известные члены семьи:
брат Михаэль Гайдн

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Почему Йозеф Гайдн важен?

Йозеф Гайдн был австрийским композитором, который был одной из самых важных фигур в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Чем известен Йозеф Гайдн?

Гайдн был чрезвычайно плодовитым композитором, и некоторые из его самых известных произведений включают Лондонские симфонии, The Creation , Концерт для трубы и Концерт для виолончели № 2 ре мажор . Его композиции часто характеризуют как легкие, остроумные и элегантные.

Какой была семья Йозефа Гайдна?

Гайдн был вторым сыном скромных родителей: его отец был колесным мастером, а мать до замужества была кухаркой. Его младший брат Михаил тоже стал композитором и пользовался большим уважением за свою церковную музыку. Гайдн женился на Марии Анне Келлер в 1760 году, но у пары не было детей.

Какое образование получил Йозеф Гайдн?

Когда Гайдн был ребенком, он получил базовое музыкальное образование у своего двоюродного брата. Позже он служил певчим в соборе Святого Стефана в Вене, где получил практические музыкальные навыки, но мало теоретических знаний. После того, как его исключили из-за того, что у него изменился голос, Гайдн в основном учился сам, изучая музыкальные произведения.

Как умер Йозеф Гайдн?

Гайдн мирно скончался в своем доме в Вене в 1809 году. в возрасте 77 лет.

Йозеф Гайдн , полностью Франц Йозеф Гайдн , (род. 31 марта 1732, Рорау, Австрия — умер 31 мая 1809, Вена), австрийский композитор, который был одним из самых важных фигуры в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.

Ранние годы

Гайдн был вторым сыном скромных родителей. Его отец был колесным мастером, а мать до замужества работала кухаркой у помещиков. Гайдн рано обнаружил необычные музыкальные способности, и двоюродный брат, который был директором школы и хормейстером в соседнем городе Хайнбург, предложил взять его к себе домой и обучить. Гайдн, которому еще не исполнилось шести лет, ушел из дома, чтобы никогда не возвращаться в родительский коттедж, за исключением редких кратких визитов.

Молодой Гайдн пел в церковном хоре, научился играть на различных инструментах и ​​получил хорошие базовые музыкальные знания. Но его жизнь круто изменилась, когда ему исполнилось восемь лет. Музыкальный руководитель собора Святого Стефана в Вене заметил мальчика во время визита в Хайнбург и пригласил его служить певчим в самой важной церкви австрийской столицы. Родители Гайдна приняли предложение, и в 1740 году Гайдн переехал в Вену. Он оставался в хоровой школе девять лет, приобретая огромные практические знания в области музыки благодаря постоянным выступлениям, но, к его разочарованию, мало обучаясь теории музыки. Ему пришлось много работать, чтобы выполнять свои обязанности певчего, и когда у него изменился голос, его исключили и из соборного хора, и из хоровой школы.

Без денег и с небольшим имуществом Гайдн в 17 лет был предоставлен самому себе. На какое-то время он нашел убежище на чердаке у коллеги-музыканта и «мизерно» зарабатывал себе случайными музыкальными заработками. Тем временем он прошел трудный курс самообразования, изучая музыкальные произведения, особенно Карла Филиппа Эмануэля Баха, и ведущие руководства по теории музыки. По счастливой случайности на него обратил внимание итальянский композитор и педагог по пению Никола Порпора, который принял его аккомпаниатором на уроки пения и исправил сочинения Гайдна.

Викторина «Британника»

Викторина: Кто это написал?

С настойчивостью и энергией Гайдн добился прогресса. В конце концов его познакомили с любящим музыку австрийским дворянином Карлом Йозефом фон Фюрнбергом, в доме которого он играл камерную музыку. Для инструменталистов там он написал свои первые струнные квартет.

По рекомендации Фюрнберга в 1758 году Гайдн был назначен музыкальным руководителем и камерным композитором богемского графа Фердинанда Максимилиана фон Морцина. Гайдн был назначен руководителем оркестра из примерно 16 музыкантов, и для этого ансамбля он написал свою первую симфонию, а также многочисленные дивертисменты для духового оркестра или для духовых инструментов и струнных. Эти ранние музыкальные сочинения носили еще условный характер, но определенная свежесть мелодической изобретательности и искристость отмечали в них работу будущего мастера.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Гайдн пробыл у фон Морзина ненадолго, так как финансовые трудности вынудили его патрона уволить оркестр. Вскоре Гайдн был приглашен на службу к принцу Палу Анталу Эстерхази. Эстерхази были одной из самых богатых и влиятельных семей Австрийской империи и могли похвастаться выдающимся послужным списком поддержки музыки. У принца Пала Антала хорошо оборудованный оркестр регулярно выступал в его замке в Эйзенштадте, небольшом городке примерно в 30 милях (48 км) от Вены. Поскольку его престарелый музыкальный руководитель был болен, принц назначил относительно неизвестного Гайдна помощником дирижера в 1761 году. В то время как музыкальный руководитель курировал церковную музыку, Гайдн дирижировал оркестром и тренировал певцов на почти ежедневных репетициях, сочиняя большую часть необходимой музыки. и занимал должность начальника музыкального персонала. Гайдн прекрасно справлялся со своими обязанностями, проявляя такт, добродушие и умение обращаться с людьми. В своих первых симфониях, написанных для Эстерхази, Гайдн в полной мере продемонстрировал свой характерный добрый юмор и остроумие, а также надежную свежесть своих музыкальных идей, хотя полная зрелость наступила гораздо позже. Его работа в семье Эстерхази оказалась решающей для его карьеры, и он оставался у них на службе до самой смерти.

В 1766 году Гайдн стал музыкальным руководителем при дворе Эстерхази. Он повысил качество и увеличил размеры княжеских музыкальных ансамблей, назначив многих избранных инструменталистов и певцов. Его амбициозные планы поддержал князь Миклош, который после смерти своего брата в 1762 году стал главой семьи Эстерхази. Он смог оценить музыкальный вклад Гайдна и создал атмосферу, способствующую развитию и созреванию искусства Гайдна. Помимо сочинения опер для двора, Гайдн сочинял симфонии, струнные квартеты и другую камерную музыку. Принц был страстным исполнителем на баритоне, и Гайдн предоставил своему патрону более 150 композиций с использованием этого ныне устаревшего виолончельного инструмента.

Гайдн служил князю Миклошу почти 30 лет. Он часто посещал Вену в свите принца, и во время этих визитов между ним и Вольфгангом Амадеем Моцартом завязалась тесная дружба. Два композитора были вдохновлены творчеством друг друга. Моцарт заявил, что научился у Гайдна сочинять квартеты, и посвятил превосходный набор из шести таких произведений своему «любимому другу». Музыка Гайдна также свидетельствует о влиянии его юного друга. Зрелый композитор ни в коем случае не был на своем пути; он был гибок и восприимчив к новым идеям.

В 1760-х годах слава Гайдна начала распространяться по всей Европе. Австрийские и чешские монастыри много сделали для распространения его церковной музыки, а также его симфоний, дивертисментов, сонат и концертов. Аристократические покровители в южной Германии, Италии и Австрийской империи усердно собирали его музыку, и их библиотеки в конечном итоге стали важными источниками копий его произведений.

Период с 1768 по 1774 год знаменует собой период зрелости Гайдна как композитора. Музыка написана тогда, с Stabat Mater (1767 г.) до крупномасштабного Missa Sancti Nicolai (1772 г.) было бы достаточно, чтобы поставить его в число главных композиторов той эпохи. Многие оперы, которые он написал за эти годы, во многом укрепили его собственную репутацию и репутацию двора Эстерхази. Среди других его важных произведений этого периода — струнные квартеты Opus 20, Соната для фортепиано до минор и симфонии в минорных тональностях, особенно так называемая Trauersymphonie in E Minor 9.0046, № 44 («Траурная симфония», названная так потому, что ее медленная часть, являвшаяся особой излюбленной композитором, исполнялась на панихиде по Гайдну) и «Прощальная» симфония , № 45. по причинам, не имеющим исторической основы, этот период стал известен как период Гайдна Sturm-und-Drang («буря и напряжение») в честь литературного движения, возникшего несколько позже; каким бы исторически неуместным ни был этот термин, он действительно описывает характер многих из этих работ и фактически стал обозначать напыщенный стиль, который они так часто демонстрируют.

Следующие полтора десятилетия принесли еще больше славы Гайдну. Его оперная деятельность продолжалась до 1785 года, несмотря на разрушение оперного театра Эстерхази пожаром в 1779 году. Однако его аудитория все чаще находилась за пределами двора его работодателя. В 1775 году он написал свою первую масштабную ораторию, Il ritorno di Tobia , для Общества музыкантов в Вене; по неизвестным причинам отношения между Гайдном и венскими музыкантами через несколько лет значительно охладились. Однако к началу 1780-х ситуация, казалось, значительно улучшилась, и венская фирма Artaria опубликовала шесть его квартетов Opus 33. Эти важные работы быстро установили новый стандарт для жанра, оставив многих его конкурентов на этом все более прибыльном рынке. (Моцарт был заметным исключением, но даже ему потребовалось несколько лет, чтобы закончить свой собственный сборник из шести квартетов.) В 1784 году Гайдн исправил 9 квартетов.0045 Tobia для другого венского выступления, с добавлением хоровых номеров и сокращением некоторых расширенных структур да капо, что является явным признаком того, что он хорошо знал об изменении чувств. В середине десятилетия из Парижа также поступил заказ на сочинение ряда симфоний, и получившиеся в результате «Парижские» симфонии Гайдна стали вехой в жанре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *