Было принято христианство: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Как на самом деле Владимир крестил Русь — Последние новости России и мира сегодня

Князь Владимир крестил Русь насильно, в то время как в Европе сначала было принято христианство, и лишь потом сформированы государства.

Сергей Баймухаметов, историк

Мало кто знает, что князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.

Казалось, ему, язычнику, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстранённому от киевского двора и сосланному на окраину, — ненавистен был сам дух культурного города, — пишет обозреватель «НИ» Сергей Баймухаметов, решивший сравнить два диаметрально противоположные принципа принятия новой веры – на Руси и в Европе.

Событие раздора

Православный мир отмечает 1030-летие Крещения Древней Руси. Как и всегда, не обходится без политизации. Российские власти устроили в Крыму, в Херсонесе, где князь Владимир принял крещение, грандиозный концерт, на котором присутствовали премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава Крыма Сергей Аксенов.

А украинский президент Петр Порошенко особо отметил, что «крещение было европейским выбором князя Владимира». Ранее он же говорил в интервью сербскому телевидению, что «князь Владимир крестил Украину».

В 2016 году, при открытии в Москве памятника князю Владимиру, украинская пресса писала, что это «узурпация, Владимир никогда в Москве не был, Москвы тогда ещё не было». На официальном англоязычном аккаунте Украины в Twitter появилась запись: «Киев принёс на Русь православие. Напоминание России». Официальная представительница МИД РФ ответила: «Киев… продолжает нести. Правда, теперь не христианство, а бред. Хотя и на английском языке».

Словом, сплошной раздор. Как будто нет элементарного понимания, что это наша общая история. А её события всегда сложны, так как скрыты туманом веков, и потому поиск истины здесь идет непрерывно.

Варяжский язычник

Князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.

История его страшных деяний насильника и убийцы известна — от изнасилования полоцкой княжны Рогнеды на глазах её родителей, до подлого убийства брата Ярополка, которого он пригласил в свой шатёр на переговоры, а на входе два варяга пронзили его мечами с двух сторон. «Под пазухи», — говорится в летописи.

Но мало кто знает, что Владимир был фанатичным врагом христианства.

Что он сделал прежде всего, убив брата Ярополка и взяв Киев? Поставил идолов, языческих кумиров.

Летопись гласит: «Поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Какими «жертвоприношениями»? Какой «кровью»?

В данном случае речь идёт о ритуальном убийстве, о жертвоприношении языческим богам. Зафиксированы имена Феодора и его сына Иоанна – христиан, переселившихся из Византии на Русь, в Киев. Их убили и сожгли на том холме.

О человеческих жертвоприношениях на Руси пишут многие европейские и византийские хроники. Например, жён сводили в могилу вместе с мужьями. А убийство пленных превращалось в гекатомбу. Взрослых – сжигали, детей — душили и топили в реке. Одна из таких гекатомб описана в «Истории» византийского писателя и историка Льва Диакона.

А в «Повести временных лет» за 983 год говорится: «Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам».

Происходило это за 5 лет до крещения Руси.

То есть культ жертвоприношения ушёл не в такое уж далекое прошлое, если людей сожгли заживо в Киеве в конце X века, в относительно цивилизованные времена. Видимо, Владимир вспомнил о былом кровавом обычае не случайно. Это был знак и символ. Знак и символ возврата к древним языческим устоям.

Ведь Киев к тому времени медленно, но верно уходил от язычества. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, приняла христианство, её сын, язычник Святослав в свое правление не препятствовал крещению и проникновению христианства в Киев. Его сын Ярополк, воспитанный бабушкой Ольгой, женился на гречанке-христианке.

Да, в Киеве над христианами посмеивались, но не преследовали. А посмеивались, наверно, так, как часто смеются некоторые деревенские люди над попавшим в их среду городским человеком – над его чуднЫми для них привычками. То есть происходило проникновение христианской культуры, закладывался другой культурный стереотип.

И тут власть захватил Владимир.

Ему, уязвленному, обиженному бастарду, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстраненному от киевского двора и сосланному на окраину, в Новгород, — ненавистен был сам дух Киева, его атмосфера. «Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев», – писал крупнейший исследовать истории Русской церкви А.В. Карташев.

Но что же произошло потом?

Не только мы сегодня задаемся этим вопросом. Митрополит Илларион через полтора века после смерти Владимира Святого вопрошал над его гробом:

«Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? …Не видел ты Христа: как же стал ты учеником Его? …Дивное чудо! Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией… Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа?»

Нам не дано знать.

Возможно, произошло чудо духовного преображения.

Возможно, снизошла на эту страшную душу благодать Божья.

Мы можем анализировать лишь земные перипетии жизни Владимира.

По летописи известна всем сцена выбора веры. Она наводит на грустные размышления: можно ли предполагать, что всё было бы так, как решил один человек, каган Владимир? Государства под названием «Киевская Русь» в природе не было, это научный термин, введенный российскими историками в XIX веке — для удобства обозначения. Может, были и другие мотивы, например, отстраниться от «азиатского» наследия. То государство называлось Киевским каганатом или Русским каганатом. А князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый звались каганами. (Каган – «хан ханов», «великий хан». ) В «Слове о законе и благодати», одном из самых ранних произведений древнерусской литературы, XI век, митрополит Илларион писал: «И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были».

Князьями русские властители стали титуловаться позже. Ближайшие соратники половецких ханов, а затем монгольских каганов и золотоордынских ханов составляли «кенез», дословно – «совет». На Руси их называли «кенезы», а потом – «князья».

По летописи, каган Владимир, выбирая веру, выслушивая византийских, хазаро-иудейских и булгарских мусульманских послов, отказался от ислама, потому что мусульманская религия запрещает пить спиртное, мёд. Когда дошло до этого, он будто бы сказал булгарским послам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Вообще, как отмечает исследователь истории Русской церкви А.В. Карташев, есть в этой сцене что-то карикатурное. Но так часто бывает, когда летописи переписывают, подгоняют под тот или иной идеологический канон, пытаются свести к «краткому курсу». Каждый переписчик вставляет что-то свое и корежит по-своему. И получается в итоге нечто невообразимое. «Абсурдистский стиль русских летописей», — как метко определил современный журналист Андрей Воронин.

Но тем не менее, «Повесть временных лет» в данном эпизоде отражает суть – время выбора веры. А если точнее – выбор пути, цивилизации. Восемь лет великокняжеской власти – с убийства Ярополка и захвата Киева до крещения Руси – срок немалый. Особенно в ту эпоху. При всем показном возвращении к язычеству жизнь в Киеве отменить трудно. Одна казнь — как символ. А дальше – нельзя. Тогда надо вырезать христиан поголовно. В том числе и жену-христианку, доставшуюся ему от убитого им брата Ярополка. Да и среди варягов, при всей их буйности и полном пренебрежении ко всему и ко всем, нет-нет да и встречаются новообращенные. Особенно из вождей-конунгов. Вспомним ту же скандинавскую сагу об Олаве Тригвессоне, сыне норвежского конунга и будущем норвежском короле, который жил при дворе Владимира и уговаривал его принять христианскую веру.

Непосредственные события, приведшие к крещению Владимира, описаны в древних арабских и византийских хрониках.

В 986 году в Византии началась гражданская война. Мятеж поднял стратиг Варда Склир, а затем к нему присоединился стратиг Варда Фока. Они начали переговоры с арабским халифом о совместной войне против императора Василия. Таким образом, с юга и с востока Византии угрожали мятежники и арабы. Мало того, с севера и с запада – Болгарский каганат и Киевский каганат. Таким образом Византия попала в окружение, война сразу со всех фронтов. Император Василий начинает переговоры и заключает мир с болгарами, оставляя им завоеванные на тот момент византийские земли. Какое уж тут «возвращение», когда все можно потерять! А к Владимиру обращается за военной помощью. Плата за помощь – византийская царевна Анна. При этом ставится условие — крещение Владимира.

На наш взгляд, странные условия. И от веры в Перуна отрекайся, и воинов предоставь. За что? За женщину? По-русски говоря – за бабу?!

Нет – за статус!

Спору нет, Киевский каганат молод и могуч. Однако – варварская страна. И сам Владимир ощущает себя варваром. А византийская династия – древняя, «настоящая», освященная веками. Женитьба на Анне – это вхождение не просто в императорскую семью, а посвящение в клан «настоящих» царей-базилевсов. Владимир становится таким образом аристократом среди властителей молодых государств. Ни болгарский каган на Дунае, ни болгарский каган на Каме с ним уже не сравнятся.

Так он думал или не так – мы знать не можем.

Владимир пошёл на союз с императором Василием и оказал ему военную помощь в борьбе с мятежниками. Об этом подробно пишут арабские и византийские хроники.

Однако император Василий попытался обмануть кагана Владимира. Царевну Анну за него не отдали. Что, как и почему – неизвестно. Может, Анна воспротивилась, не захотела, подобно полоцкой княжне Рогнеде, идти замуж за сына рабыни. А может, император Василий решил, что теперь, когда угроза миновала, можно и пренебречь обещаниями, данными северному варвару.

Но не тут-то было. Владимир немедленно пошёл в поход на Корсунь-Херсонес и захватил город, угрожая пойти на Константинополь. Да ещё в союзе с болгарами. Император Василий испугался и немедленно прислал царевну Анну, с которой и обвенчался наш Владимир там же, в Корсуни, после чего возвратил город Византии как выкуп за невесту.

Отсюда, из Корсуни, и пошёл он в поход уже на Киев, на Русь.

Неся Крест.

«Опрокинул идолы»

Как свидетельствует летопись, по возвращении из Корсуни князь Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками… Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Это – «Повесть временных лет», написанная, понятно, христианскими монахами. Сладкая сказка о радостном крещении всех киевлян: «Пошли люди, ликуя…» Хотя реальность выдает с головой предыдущая фраза: «Если не придет кто завтра на реку… — будет мне врагом». Это даже не ультиматум, а прямая угроза. И попробуй не подчинись – Киев хорошо знал бешеную натуру Владимира, помнил жертвоприношения, сожжение христиан.

Оговорюсь: нам не дано знать, что происходило в его душе. Возможно, крестился он из меркантильных, политических соображений. Возможно, в момент крещения произошло в его душе чудо Преображения. Возможно, ощутил себя великим миссионером — спасал души варваров, обращал их в истинную веру, открывал им свет истинной веры. Но даже если он просто поворачивал страну и народ в русло другой, более развитой цивилизации, он ведь руководствовался высшими целями и самыми благими намерениями — вот в чем дело!

Так или иначе, Владимир провёл крещение Руси с варяжской неукротимостью и жестокостью. Как военный набег на вражеский город. В Киеве народ батогами загнали в Днепр и Перуна били палками. А в Новгороде, для пущего презрения к прежним идолам и кумирам, Перуна волокли «по калу». Летопись свидетельствует: «И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

На этом кончается одна история и начинается другая.

Был ли другой путь?

Как говорили и писали, крещение Руси стало безусловно прогрессивным явлением. Повернувшим нашу страну в русло христианской цивилизации.

А я здесь и сейчас — о том, о чем ещё не говорилось и не писалось.

Был ли другой путь? Безусловно был. Свидетельство тому – древние хроники. По Северному Причерноморью гуляли в те времена отряды славяно-тюркско-варяжской вольницы, проще говоря – разбойников. Их называли русами, русью. В житии святого Георгия, архиепископа Амастридского (примерно IX век) рассказывается: «Было нашествие варваров — руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они …достигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст».

Захватив Амастру, причерноморский город в Византии, и ворвавшись в храм, разбойники бросились грабить гробницу святого Георгия, думая найти там сокровища, но неожиданно окаменели. И освободились только после молитвы за них одного из пленных христиан. После чего «они уже более не оскорбляли святыни».

Этот источник говорит, что в изначальные времена северные варвары сталкивались с христианской цивилизацией в Причерноморье. Во всех русских летописях упоминаются Корсунь и Тмуторакань (Херсонес и Тамань) не как далекие края, а соседские, привычные. Проникновение христианства и христианской цивилизации на Русь через Крым было спокойным и неостановимым. Оно захватывало как народ, так и высшие слои. Пример тому – княгиня Ольга.

Владимир же с истинно варяжской грубостью и жестокостью сломал начавшийся эволюционный путь. Что, на мой взгляд, отразилось на дальнейшей истории Руси.

Одно дело – самому князю обратиться в веру.

И совсем другое – насадить веру в подданной стране насильственным путем.

Обратиться в веру – значит смиренно просветиться духом.

Насадить веру – значит возвыситься над ней, сделать веру и церковь инструментом своей власти.

В этом – коренное отличие православной России от Европы.

Современные государства Европы формировались после установления там веры и церкви. Вначале были вера, церковь, папство, а потом возникли государство франков, Англия, Германия, Италия, Франция и т. д.

А у нас вначале было государство – великий князь Владимир, который крестил Киев, батогами загнав народ в Днепр. Одним словом, дал нам веру и церковь. И потому вера и церковь всегда были у нас на вторых и третьих ролях.

Конечно, митрополиты были неким противовесом княжескому абсолютизму, считались независимыми от великих князей, впоследствии царей, так как их утверждал или назначал патриарх Константинопольский. Но с каждым годом и веком это назначение и утверждение становились все более формальными. Да и этой малой доли независимости государство не терпело. Надо сказать, что наши митрополиты и сами хотели быть самостоятельными, хотели быть патриархами. Так совместными усилиями первых царей и митрополитов была порвана тонкая ниточка между Русью и Константинополем. И у нас образовалась своя автокефальная Русская православная церковь, свой патриарх. Разумеется, подчиненный царю.

Но даже и в таком виде церковь мешала светской власти. Очень уж велик был в народе авторитет патриарха. Учтем еще, что патриархи Филарет и Никон фактически правили Русью в самые сложные времена и официально назывались, как и царь, Великими Государями.

И потому Петр Первый, укрепившись во власти, упразднил патриаршество, создав Синод и сделав церковь практически одним из департаментов государственного аппарата.

У мусульман же никогда не было единого церковного центра. После падения Багдадского халифата, где халиф соединял в одном лице светскую и высшую церковную власть, имамы и муфтии стали заложниками ханов, эмиров и султанов.

Когда вера приходит сама, завоевывая умы и сердца — она приходит как благодать Божья, как высшая власть.

Когда крестят огнем, мечом и кнутом – высшая власть у того, кто держит в руках кнут и меч. Хан Узбек, шурин великого Владимирского князя Юрия Даниловича, рубил головы православным и языческим ордынцам, обращая Золотую Орду в ислам. Начав казни с родственников, таких же, как он, потомков Чингисхана.

Казалось бы, через века уже все забылось. Ан нет. Ни один король Англии или Франции не мог сказать, что это его славный предок дал истинную веру этим варварам. А у нас – мог, и говорил. И соответственно вел себя. Более того, смею полагать, что есть нечто выше нашего личного сознания — сознание общественное. Некая аура, витающая над той или иной страной, над тем или иным народом.

Церковь, насажденная государственной властью, стала прислужницей государства – идеологической подпоркой. Таким образом, православие и мусульманство в России изначально не имели и не могли иметь того значения, какое имела церковь в Западной Европе.

Вот в чем наше отличие от Европы. Именно поэтому мы стали такими, какие есть, и история наша сложилась так, как она сложилась.

Крещение Руси: история против «языческих фэнтези»

             Собранная и освещенная светом князя Красна Солнышка Киевская Русь прошла нелегкий путь испытаний временем, но ее дух жив в древних святынях нашего народа, в исторической памяти. Сегодняшний день предлагает нам свои вызовы. Было бы неправильным говорить только величаво и пафосно: отнюдь не все наши соотечественники считают, что выбор веры равноапостольным князем Владимиром – это правильный и единственно возможный цивилизационный выбор. И мне бы хотелось порассуждать о попытках неоязыческой ревизии истории Крещения Руси, находящей место в обилии околонаучной и околохудожественной литературы. Как правило, авторы таких произведений – сочинители всевозможного чтива, набившие руку на изготовлении авантюрно-детективных романов и решившие, что им пора удивить читательскую аудиторию новыми редакциями событий истории Древней Руси. На этом поприще всезнающий интернет и пара «литературных негров» под вывеской Бушкова или Прозорова творят чудеса перевоплощения летописных сведений и исторических событий в некий фанфикшн (фантазийное дополнение существующих литературных и иных произведений – прим.) русской истории.

Охарактеризую лейтмотив и тон этих произведений. Крещение Руси изображается роковой, фатальной ошибкой, сбившей Русь с прекрасного языческого жития – неизменно идиллически изображаемого, с вкусными подробностями, почти всегда чревоугодно-плотского характера – в мрак церковного благочестия, рисуемого как крайнее изуверство и человеконенавистничество. В результате Крещения Русь свернула со столбовой дороги родного славянского многобожия, изменила вектор государственного развития и потеряла импульс для становления мощной языческой державы (попробуем найти такую в истории тогдашней Европы!).

Особенно ярко и негативно авторы «славянских фэнтези» подчеркивают происхождение князя Владимира от ключницы Малуши (вариант имени древлянской пленницы – Малка, и Владимир, выходит, тоже Малкин сын, хотя по какой логике, непонятно – дело происходит в древней Руси, а не в местечке под Бердичевом). Все князья до него были сплошь воины и ратоборцы. А он отца своего Святослава Лютого Барса не любил, общался больше с бабушкой, равноапостольной Ольгой (конечно, достается и ей: она рисуется хитрой, беспринципной, вероломной, даже внешне несимпатичной), вот и вышло, что с попами и монахами спознался.

Особая почесть воздается волхвам древних славян. Это не просто кудесники и любимцы богов, это мегавоины девяносто первого уровня, их мудрость невероятна, они воспитывают славянских «джедаев» и цитируют Велесову книгу. Авторы напрочь игнорируют факт, что в те времена волхвов всерьез не принимали – летописи полны сообщений о ложных чудесах и пророчествах. В княжеские советы волхвы также не входили, жили особо, что указывает на маргинальный характер их деятельности. Что же касается Велесовой книги, она давным-давно разоблачена как подделка, но остается священной для всех неоязычников.

Византия и византийцы, то есть виновники Крещения, изображаются лукавыми, вездесущими, продажными, коварными, трусливыми. И это о тех, кто с середины VII века столетиями сдерживал арабскую мусульманскую экспансию, не позволяя халифам захватить Средиземноморье и Юго-Восточную Европу! Утверждается, будто в славянах византийцы видели дикарей, рабов, а Церковь выступала лишь инструментом порабощения.

Вот такая неприглядная картина получается.

Когда Русь узнала о Христе?

На кого же рассчитана эта ложь о Крещении Руси? Ради чего она? Ответ очевиден. Эта одна из попыток пересмотра истории удобна тем, кто пытается доказать, что Православная Святая Русь – неправильная страна, что у нее нет национальной идеи, связанной с идеей христианской (православной) симфонии Церкви и государства, и нет будущего как страны с традиционной системой ценностей. Ревизионисты подталкивают своих почитателей к экстремизму – как национальному, так и религиозному. Именно поэтому некоторые труды неоязычников-родноверов попали в федеральный перечень экстремистских материалов.

Даже мало-мальски профессионально подготовленному историку или читателю, всерьез интересующемуся родной историей, ясно, что великое событие Крещения Руси имело свою предысторию, было логически выстроено и опосредовано реалиями исторического процесса.

Уже первая легенда Начальной русской летописи о христианстве на Руси рассказывает о путешествии апостола Андрея Первозванного из Синопа и Корсуни (Херсонеса) по великому пути «из варяг в греки» – по Днепру, Ловати и Волхову в Балтийское море, а затем кругом Европы в Рим.

Земли и народы, объединенные именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 года, когда его официально принял князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 году.

Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря Старого. Около 955 года она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения Православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру Святославичу.

Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь: ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет.

Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму, после этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей.

Выбор веры

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 годом, князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» – православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к Православию.

Преображение

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междоусобной борьбе, имевший шесть жен (не считая порядка восьми сотен наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьез вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество: отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы оно насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на русских землях было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни – старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству.

Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа.

В семье европейских народов

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI–XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.

Рассуждай великий князь Киевский Владимир, законный и легитимный правитель Киевской Руси (его полную и законную родственную причастность к домам скандинавских конунгов подчеркнул еще Снорри Стурлуссон в Саге о конунге Вальдемаре) как обросший мхом родноверия недоумок инглинг из нашего времени, то наш народ ожидала бы судьба пруссов, лютичей, бодричей, оставшихся в многобожии и сметенных, ассимилированных немцами и поляками.

Языческая Русь исторического будущего не имела, и не будь Владимира Святого, был бы другой князь, приведший свой народ к христианству, но Богу было угодно, чтобы это был именно он. Раньше руссов крестились болгары и сербы. Болгар крестил в 865 году царь Борис I, именуемый Святым, сербы приняли православное христианство от Византии при императоре ромеев Василии I, хроники начала X века упоминают уже крещеных жупанов Рашки, Дуклян и Захумья.

В IX и X веках все окружение Руси было христианским. Дольше всех в Европе ожидала крещения Норвегия, но и там король Олаф Харальдссон, тоже по прозвищу Святой, окончательно утверждает христианство в начале XI века. Кстати, Олаф Святой почитается Православной Церковью (память его приходится на 29 июля).

Крещение вывело Русь в фарватер большой европейской политики, сделав Золотой Киевский стол крупнейшим доменом тогдашнего христианского мира. Ратоборцы и воины, став христианами (а первой крещение приняла военная элита – великокняжеская дружина), не перестали быть защитниками Русской земли, давая отпор мадьярам, ляхам, печенегам и подавляя мятежи языческого охвостья.

То же, что именно равноапостольная Ольга показала пример интеграции в мировую политику, принятием личного крещения в Константинополе, стало для Владимира моделью поведения на будущее время. Киевская Русь никогда не была вассалом Византийской империи, эти государства связывали торгово-экономические связи. Византия не вмешивалась в политику киевских князей, не имела возможности навязывать нашим предкам некую требуемую доминанту, что говорит об известной самодостаточности русской цивилизации.

Две проекции Святой Руси

Русь Киевская стала одним из ведущих государств средневековой Европы при Владимире Святом и осталась таковым даже в эпоху удельной раздробленности. Только к XV веку соседи Руси перестали отождествлять современные им русские земли с державой Владимира Святого. Но Святая Русь не пропала. Имперская идея не была отвергнута, она лишь ждала времени для своего дальнейшего воплощения и ожидала фигуры, способной ее возродить.

Воскрешая единую Русь великого князя Владимира, другой Рюрикович (и одновременно по части крови и потомок византийцев), первый государь и самодержец Иоанн IV, венчался на царство Третьего Рима, завершая собирание земли под один державный скипетр. Он совершил это великое дело уже в Московском государстве, выросшем из княжества, которое было лишь периферией великой Киевской державы, но центром имело город Владимир, названный так в память равноапостольного князя-Крестителя!

Без Крещения, без просвещения народа Светом Христовой веры, без Торжества Православия история земли Русской не мыслится и не пишется, русской культуры без Православия и духовной культуры Русской Церкви просто не существует.

Феномен истинной Святой Руси существует в проекции двух миров – дольнего с его политическими пристрастиями, коллизиями и борьбой за свою самоидентификацию и горнего, высшего, где Святой Руси навеки определено быть Домом Пресвятой Богородицы и символом созидания и собирания народов и земель. Пример такого созидания дал Креститель Русской земли святой равноапостольный великий князь Владимир.

Источник: http://prichod.ru/

Римская империя принимает христианство

Когда Константин, император Рима, стал христианином, это означало, что империя стала христианской, что имело важные последствия для еврейского и языческого мира.

Когда евреи начали устанавливать автономный образ жизни и пустили глубокие корни в Вавилоне — месте на дальнем конце Римской империи, изолированном от Рима в крутом упадке — римский полководец по имени Константин поднялся в ряды. Его обращение в христианство буквально потрясло бы весь мир.

Его мать, Елена, тайно обратилась в христианство примерно в 310 г. н.э. Если бы она сделала это публично, ее бы казнили. Она также скрывала свое христианство, потому что думала о карьере своего сына. Если выяснится, что его мать была признанной христианкой, он потеряет если не голову, то чин.

Константин, великий воин и человек значительных талантов, поднялся на вершину политической лестницы, пока не смог путем бескровного переворота узурпировать власть и стать императором Рима. Затем его мать смогла убедить его организовать первый крестовый поход против неверных в Палестине… хотя Константин еще не был христианином! Однако мать столько лет вдалбливала ему это, что он уже проникся большим рвением.

Когда он, наконец, стал императором, он повел большую римскую армию на восток с намерением раз и навсегда свести счеты со всеми партизанскими отрядами, раздиравшими Рим на части. Накануне одной из великих битв, в 330 году н. э., Константину было видение, в котором его мать стояла по правую руку от Иисуса. Он пообещал ему: «Если ты дашь мне победу в этой битве, то я официально стану христианином». Константин выиграл битву и выполнил свое обещание.

Когда император стал христианином, это означало, что империя стала христианской.

Внезапно преследуемое стало истеблишментом. Константин очистил римскую бюрократию от язычников и заменил их христианами. Как часто случается с новообращенными, он стал более фанатичным, чем те, кто до него долгое время был верующим. Короче говоря, он был полон решимости сделать всю империю христианской.

И он, вероятно, сделал бы это, если бы не совершил ошибку… умер.

Христианское преследование евреев в Израиле

Перед смертью он приехал в Израиль и построил церковь Рождества Христова в Вифлееме. Он также пришел в Иерусалим и построил церковь на горе Мориа. Он также пытался установить христианство по всей остальной стране.

Он, естественно, не нашел положительного отклика в еврейской общине. Это усилило антиеврейские настроения христиан. Действительно, к этому времени можно отнести начало официальных христианских преследований евреев.

Те евреи и небольшие общины, которые остались на Земле Израиля, должны были уйти в подполье. Хотя никогда не было времени без какого-либо еврейского присутствия в Земле Израиля — даже когда количество евреев было очень мало и жизнь там была очень скудной — обращение Константина ознаменовало очень значительное, долгосрочное ослабление еврейского присутствия в Израиле. С ослаблением еврейского присутствия также произошло ослабление Синедриона, а также ослабление Князя Синедриона с важными последствиями, как мы объясним ниже.

Константин – еще одна плохая новость для евреев

Когда Константин умер, его сын – Константин, которого историки также называют Константином II, вступил во владение. Он тоже был сильным христианином. Из скромности он переименовал Византию в Константинополь. Теперь отцы ранней церкви действительно начали получать контроль над Римской империей.

Как и все революционеры, когда христиане пришли к власти, они были более жестокими, чем те, кого они сменили. Они, которые годами призывали к религиозной терпимости, теперь заявили, что никакая другая религия, кроме христианства, неприемлема. Вместо того, чтобы бросать христиан львам, они бросали нехристиан львам. Религия любви, мира и братства очень походила на религию Рима. Те же самые люди, которые руководили тюрьмами и публичными казнями для римлян, руководили ими для христиан.

Это подвергло евреев огромному давлению — настолько сильному, что относительно большое их число (возможно, несколько тысяч) обратилось в христианство. Некоторые из них дослужились до высоких должностей в Церкви, и такая ситуация повторится в истории много раз. Эти евреи-отступники стали злейшими врагами еврейского народа. Они понимали еврейскую жизнь и лучше всех понимали, как полностью ее уничтожить.

Таким образом, впервые в зарегистрированной истории — в 350 г. н. э. — синагоги были сожжены с официальной санкции Церкви. Они также официально закрыли все школы еврейского обучения, запретили обрезание, кошерную пищу, соблюдение еврейской субботы и другие обычаи.

A Brief Relief

В 360 году н.э., после трех последовательных христианских императоров, трон занял язычник по имени Юлиан Грек. Он пытался отменить то, что сделали его предшественники. Из-за своей враждебности к христианству он был, вероятно, самым благосклонным императором, когда-либо иудейским.

Он поддерживал интересы евреев и даже пообещал разрушить церковь на Храмовой горе и восстановить там Храм. Чтобы доказать, что он настроен серьезно, он отложил большую сумму денег и послал римских подрядчиков, которые действительно снесли там церковь и начали строить Храм.

Это был дикий, невероятный момент в еврейской истории.

Тем временем он направил свою армию на восток, чтобы сражаться с персами и парфянами, но, к сожалению, допустил несколько очень серьезных тактических ошибок. Первый заключался в том, чтобы ввести языческую армию на христианскую территорию для борьбы с персами. Случилось так, что пока он сражался с персами, христиане уничтожали его армию позади него.

В течение трех лет никто в Риме не знал, что случилось с его армией, пока не подтвердили, что она уничтожена, а он убит. С его смертью бесцеремонно умер и проект восстановления Храма.

Установление постоянного еврейского календаря

Следующий император, Феодосий, снова был яростным антиязыческим христианином. Он не только намеревался отменить то, что сделал Юлиан, но и христианизировать империю больше, чем когда-либо.

Он издал ряд указов, затронувших еврейский народ. Во-первых, он запретил собрание Синедриона. Среди последствий этого была фактическая отмена еврейского календаря, потому что, как мы обсуждали ранее (см. статью о Мужчины Великого Собрания ), это зависело от объявления дат членами Синедриона. Не зная дат еврейских праздников, евреи не смогут выжить как евреи.

Когда в 1917 году к власти в России пришли коммунисты, они запретили еврейский календарь еще до того, как запретили молитвенник. Они понимали, что, не зная точных дат еврейских святых дней, ни один еврей не может поддерживать свою религию. Если бы один еврей подумал, что Йом Кипур была среда, и один думал, что это был четверг, а другой думал, что пятница, структура еврейской жизни рухнет. Поэтому они и запретили календарь в первую очередь.

Больше, чем какой-либо другой указ, этот указ Феодосия подтолкнул к установлению постоянного еврейского календаря, каким мы его знаем сегодня. Начиная с 380 г. н.э. велись серьезные дискуссии по поводу его официального принятия. К 415 г. н.э. он был официально принят еврейским народом.

Постоянный еврейский календарь, основанный на математических расчетах[1], всегда был известен еврейским лидерам и использовался ими. Синедрион собрался, потому что в рамках определенных параметров они имели право корректировать календарь. Например, Синедрион имел право удлинять год на месяц, если в этом нуждались земледельцы, или если дата Пасхи не выпадала на весну, или по другим возможным соображениям. Эта гибкость была его гениальностью. Это позволяло людям настраивать его по мере необходимости. Тем не менее синедрион всегда руководствовался математическими расчетами, и именно эти расчеты использовались в постоянном еврейском календаре.

Постоянный календарь работает по девятнадцатилетнему циклу. Каждые девятнадцать лет есть семь високосных лет (годы с дополнительным месяцем). Он настолько точен, что даже сейчас, спустя 1500 лет, еврейский календарь отличается всего на пару минут. Сравните это с юлианским календарем, используемым западным миром, который уже несколько столетий назад должен был быть скорректирован более чем на 11 дней.

Постоянный календарь был официально утвержден Князем людей того времени, человеком по имени Гиллель, которого не следует путать с более известным Гиллелем, жившим четырьмя веками ранее. Фактически, этот Гилель будет предпоследним князем еврейского народа в Земле Израиля. Он видел, что христианские гонения разрушают еврейскую жизнь, в том числе делают невозможным собрание Синедриона и установление дат по еврейскому календарю. Именно он предложил на тайном собрании Синедриона установить постоянный календарь.

Успешно проделав это, он смог установить постоянный календарь во всех еврейских общинах по всему миру, независимо от того, насколько они удалены. С тех пор всегда были евреи, которые могли разобраться в календаре независимо от ситуации.

Есть рассказы о евреях, потерпевших кораблекрушение на островах (например, после того, как они были изгнаны из Испании в 1492 году) или заключенных в нацистских концентрационных лагерях, которые смогли использовать принципы еврейского календаря, чтобы точно воссоздать его для себя. Некоторые из этих календарей выставлены в Музее Израиля. Есть одна еврейская семья, которая 11 лет терпела кораблекрушение на острове! Ты можешь представить? Была одна еврейская семья на пустынном острове, праздновавшая Песах и Йом Киппер и т. д. в нужное время.

Как и на протяжении всей истории, это яркий пример того, как попытка христианского мира сломить еврейский народ и религию только укрепила их.

Люди-свидетели

После 50 лет интенсивных христианских гонений на евреев церковные лидеры пришли к выводу, что избавиться от евреев будет нелегко. Острая проблема, существующая в трудах отцов ранней церкви, заключается в том, как объяснить существование еврейского народа после прихода его основателя.

С одной стороны, евреи изображаются как самые подлые и злые люди, люди, виновные в богоубийстве, у которых нет причин выживать и которые обречены на вечный огонь и серу. С другой стороны, они здесь; они существуют.

В итоге отцы Церкви придумали теорию «Людей-Свидетелей». Это постулировало, что, поскольку еврейский народ присутствовал, когда Иисус пришел в мир, и поскольку он сам был евреем, то евреи, которые отвергли его, обречены жить на протяжении всей истории, чтобы в конце дней они стали свидетелями его второго Приходят – посредством чего они станут христианами.

Это очень важная для понимания теория, которая во многом объясняет отношение христиан к евреям. Например, у Папы всегда есть за пределами Ватикана несколько евреев, которые живут под папской защитой. Их называют «евреями Папы». Папа должен сохранить их в живых, потому что они нужны ему в качестве свидетелей. Единственный протест, который Папа Пий XII, Папа во времена Холокоста, выступил против депортации евреев в концлагеря, состоялся, когда гестапо в 1944 году вывезло евреев Папы из Рима.

Сегодня учение о людях-свидетелях, возможно, уже не имеет для многих людей того значения, которое имело когда-то, но до нашего времени оно окрашивало все христианско-иудейские отношения. Это очень важный момент, о котором следует помнить в будущем.

История евреев и христиан сделала необратимый поворот к худшему, когда Константин обратил себя, а затем и Римскую империю в христианство. Это не было разовым событием с краткосрочными последствиями. Модель христианских преследований евреев была институционализирована через верования и доктрины, которые выросли непосредственно из церковных лидеров в те годы становления.

Их канонизация определенных предрассудков гарантировала, что следующие 15 или более столетий будут чреваты теологическими минами, которые сделают отношения между христианами и евреями трудными, болезненными и часто смертельными.


[1] Талмуд ( Рош ха-Шана 25а) говорит, что, основываясь на вычислениях и традиции, восходящей к Синаю, еврейские месяцы рассчитываются как 29,53059 дней. Только с появлением современных технологий — солнечных спутников, микроскопов, лазерных лучей и суперкомпьютеров — ученые НАСА смогли определить продолжительность «синодического месяца», то есть время между одним новолунием и следующим. И эта цифра составляет 29,530588 дней. ( Благословение Солнца , раввин Дж. Дэвид Блайх, ArtScroll-Mesorah Publications, стр. 47-48.)

Что значит, что христиане усыновлены Богом?

Домашняя страница > Индекс > Спасение > Евангелие > Христианское усыновление

Усыновление — это процесс, который делает человека законным сыном или дочерью в семье, в которой он не родился. Метафора усыновления используется на протяжении всей Библии, чтобы показать, как мы становимся сыновьями и дочерьми Божьими через жертву Иисуса. Бог послал Иисуса на землю, «чтобы нам получить усыновление» (Галатам 4:5).

Как только мы приняты в Божью семью, Он вселяет в нас Святого Духа, который напоминает нам, что мы дети Божьи: «И так как вы сыны, то Бог послал Духа Сына Своего в сердца наши, взывая: «Абба! Отец!» Итак ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник от Бога» (Галатам 4:6–7; см. также Римлянам 8:14–17). Усыновление прививает нас к новой семейной линии и дает нам новое наследство. Когда мы находимся в семье, мы одинаково испытываем радость и страдание вместе с другими членами нашей семьи, и мы делаем все возможное, чтобы поддерживать друг друга. Когда нас усыновляют в Божью семью, происходит то же самое. Мы становимся сонаследниками Царства со Христом, разделяя Его славу и страдания и поддерживая друг друга как тело Христово (Римлянам 8:17; 1 Коринфянам 12:25–26).

Концепция усыновления в Божью семью — это еще одно название «рождения свыше», как Иисус говорил с Никодимом (Иоанна 3:3–6). В древнем еврейском обществе усыновление не было нормальной частью культуры, поэтому Иисус использовал более распространенную еврейскую идею рождения свыше, когда говорил с Никодимом. Статус человека основывается исключительно на рождении, и существуют системы, обеспечивающие наследника в семье, где отец умер до рождения наследника. И в метафоре рождения свыше, и в метафоре усыновления мы становимся детьми Божьими, когда изначально не были рождены в Его семье.

Мы видим, что усыновление чаще происходит в древнеримской культуре, прежде всего как юридическое соглашение, а не что-либо еще. Римская культура обычно требовала, чтобы мужчины передавали свое наследство своим сыновьям, но если данный человек чувствовал, что его сыновья не в состоянии управлять богатством, он мог усыновить любого другого человека, которого он хотел, как своего собственного сына и дать ему вместо этого наследство. Усыновленный получит официальное изменение имени, его существующие долги будут погашены, и он будет иметь все те же права, что и естественный сын. Римский отец мог отречься от своего сына, так что на самом деле усыновление в римской культуре было более прочной связью, чем естественное рождение, потому что оно было необратимым.

Хотя в Библии используется слово «сыновья», когда речь идет об усыновлении в Божью семью, важно помнить, что Павел писал верующим как мужчинам, так и женщинам. В то время как в иудейской или римской культуре дочери не могли быть наследниками, в Царстве Божьем и мужчины, и женщины усыновляются в Божью семью, становясь наследниками со Христом. В Божьем Царстве мужчины и женщины одинаково ценятся и имеют равные права.

Когда мы верим в Иисуса Христа, мы принимаемся в Божью семью; Он аннулирует наш долг перед грехом, дает нам Свое имя и делает нас наследниками Своего Царства. Мы усыновлены Богом не потому, что Он думает, что мы станем лучшими наследниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *