Очерк жизни островского: Краткая биография Островского, личная жизнь и творчество Александра Николаевича самое главное

«Очерк жизни и творчества А.Н. Островского»

Цели:

  • Знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского.
  • Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве.

Ход урока

У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам. (А.Н.Островский)

Александр Николаевич Островский

(1823 – 1886)

1. Знакомство с биографией А.Н.Островского по плану.

1. Очерк жизни А.Н.Островского:

  • Детство и юношеские годы (Приложение 2)
  • Первое увлечение театром (Приложение 3)
  • Обучение и служба (Приложение 4)
  • Первая любовь. Первые пьесы (Приложение 5)
  • Размолвка с отцом. Свадьба Островского (Приложение 6)
  • Начало творческого пути (Приложение 7)
  • Путешествие по России (Приложение 8)
  • Второй брак Островского (Приложение 9)
  • Смерть великого драматурга (Приложение 10)

2. Характеристика творчества.

Задание:

1. Учащиеся записывают план в тетрадь и по плану определяют цель урока

2. учащиеся сообщают материал, подготовленный дома

По ходу выступлений представляются фотографии, тезисы, оформленные в презентации. (Приложение 1)

2. Общая характеристика творчества А.Н.Островского.

Задание: запись в тетрадь тезисов, комментируемых учителем и прописанных в презентации

1. А. Н. Островский — один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Он создал свой особый стиль, который можно назвать “театром Островского”.

К этой школе принадлежат и некоторые другие драматурги, например А. В. Сухово-Кобылин. Жизнь Островского была тесно связана с театром:

в течение многих лет он плодотворно сотрудничал с Малым театром. Его имя важно не только для литературной, но и для театральной традиции.

2. Любимый жанр Островского — комедия. “Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать” (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди — сочтемся”). Комедийный элемент неизменно присутствует и в тех пьесах Островского, которые не являются комедиями. В пьесах Островского смешное органично сочетается с возвышенным, гротеск с патетикой, грубый комизм с высокой гражданской риторикой.

3. В большинстве пьес Островского изображается патриархальный русский мир: купечество, замоскворецкое (“Банкрот”) и провинциальное (“Гроза”, “Бесприданница”), чиновники (“Доходное место”), помещики (“Лес”), актеры (“Лес”, “Таланты и поклонники”). Иногда темой пьесы становились исторические (“Кузьма Минин”) или даже мифологические (“Снегурочка”) сюжеты.

4. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально-злободневном и фольклорно-мифологическом. В ранних пьесах Островского с большой симпатией показана жизнь провинциального купечества, сохранившего черты допетровской “старины”, неевропеизированный быт и уклад. В более поздних пьесах изображаются новые тенденции в общественной жизни (например, растущая сила власти денег) и запечатлевается кризис патриархального мира, чаще появляется тема “самодуров” и “жертв”. Яркий пример такой тенденции — пьеса “Гроза”, где фольклорно-мифологический, идеализированный взгляд на патриархальный мир (“В обетованной земле живете”) принадлежит карикатурному, гротескному персонажу — Феклуше.

5. Сюжеты пьес Островского имеют, как правило, несложную структуру, ситуации (например: молодые ищут свое счастье) и некоторые функции персонажей, нечто вроде амплуа (например: родитель, мешающий молодым воссоединиться), сохраняются от пьесы к пьесе (Кабаниха в “Грозе”, Гурмыжская в комедии “Лес”).

6. Видимая простота языка, влияние народного лубочного театра и вообще фольклора (поговорки в названиях многих пьес и “поговорочное” звучание реплик героев)

сочетается у Островского с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.

7. Во многих пьесах Островского изображается отдельный город (часто провинциальный) как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место, образ которого мифологизируется и одновременно является воплощением России. Эта традиция восходит к Пушкину (село Горюхино), Гоголю (Диканька, Миргород, Петербург) и имеет множество других примеров в русской литературе. Сходную же роль может выполнять не город, а село или замкнутая, обособленная часть города. Таковы города Калинов в “Грозе”, Бряхимов в “Бесприданнице”, село Пеньки в “Лесе”, Замоскворечье в ранних комедиях Островского.

8. Во многих пьесах Островского большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы (“гроза”, “лес” и “дорога через лес”, “волки и овцы” в одноименных пьесах) и

сквозные мотивы (“грех”, “суд” в “Грозе”, мотив “театра” в “Лесе”). Часто такие образы и мотивы обозначены уже в названиях пьес.

9. В пьесах Островского особое значение имеют диалоги героев, созданные с большим поэтическим мастерством (речевая индивидуализация образов героев).

3. Закрепление (работая в группах)

  1. Вспомните название 1ой пьесы Островского. (“Картина семейного счастья”)
  2. В каких журналах печатался Островский? (“Москвитянин”, “Современник”, “Отечественные записки”)
  3. Какое первоначальное название имела пьеса “Свои люди – сочтёмся”? (“Банкрот”)
  4. За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? (За “Банкрот”)
  5. Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

4. Домашнее задание:

Характеристика Дикого и Кабанихи. (Приложение 11)

К 195-летию со дня рождения А.Н. Островского

 

Моя цель служить русскому

драматическому театру

А. Островский

А.Н. Островский, великий русский драматург, — гордость русской литературы, слава русского народа. Его имя олицетворяет могучий подъем национальной драматургии и национального театра. По широте известности, по месту в репертуаре советского театра, по роли в развитии боевого, жизнеутверждающего реалистического искусства нашей родины он является как бы нашим современником.

В произведениях Островского нарисована многообразная, широкая картина жизни русского общества. Во многих комедиях и драмах Островского художественной силой изображены крушение дворянства, нарождение капитализма, нарастание демократического протеста против эксплуататорского, помещичье-буржуазного строя. Драматург, как зоркий и наблюдательный художник, смог увидеть некоторые важные общественные противоречия – противоречия между «власть имущими» и обездоленными, угнетенными. Именно это составляло главный конфликт произведений Островского, определяло пафос его творчества. В его лучших произведениях объективно содержался протест против всей существующей общественной системы. Глубокая содержательность и познавательная ценность, исключительное разнообразие типических характеров, оригинальных образов, совершенство формы, ее необыкновенная ясность и доходчивость, подлинная сценичность – таковы лучшие черты и характерные особенности творчества Островского.

С деятельностью Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. За сорок лет творческого труда (с 1847 по 1886 г.) им написано около пятидесяти оригинальных пьес и тем самым создан для русского театра богатый реалистический репертуар.

Продолжая и развивая лучшие традиции драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя, Островский окончательно утвердил на русской сцене оригинальную, самобытную по своему содержанию и форме, русскую национальную драматургию.

Пьесы Островского оказали большое идейное, нравственное и эстетическое воздействие на широкие круги зрителей. Его драматургия сыграла решающую роль в формировании национальной школы сценического реализма, школы «естественной и выразительной игры».

Часы работы отдела:

Пн – Пт: с 9.00 до 19.00;

Сб – с 9.00 до 17.00;

Вс – выходной.

Литература:

1. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского / А.Н. Анастасьев. – М.: Художественная литература, 1975. – 101 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).

2. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике: сборник статей / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Сухих И.Н. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 336 с.

3. Дубинская А.Н. Островский А.Н.: Очерк жизни и творчества / А.И. Дубинская. – М.: [б.и.], 1951. – 280 с.

4. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского / А.И. Журавлева. – М.: Издательство Московского университета, 1974. – 103 с.

5. Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф / А.И. Журавлева. – М.: Издательство Московского университета, 1981. – 216 с.

6. Журавлева А.И. Театр А.Н. Островского / А.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с.

7. Лобанов М.П. Александр Островский / М.П. Лобанов. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 399 с. – (Жизнь замечательных людей. Вып. 7 (587)).

8. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени / Л.М. Лотман. – М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 360 с.

9. А.Н. Островский в русской критике: сборник статей / Вступ. статья и примеч. Г.И. Владыкина. – М.: Гослитиздат, 1953. – 452 с.

10. Островский А.Н. Избранные произведения / А.Н. Островский. – М.: Детская литература, 1965. – 556 с.

11. Островский А.Н. О литературе и театре / А.Н. Островский; вступ. статья и коммент. М.П. Лобанова. – М.: Современник, 1986. – 399 с.

12. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 15 т. / А.Н. Островский. – М.: Гослитиздат, 1949-1953.

Т. 5: Пьесы, 1867-1870. – 1950. – 351 с.

13. Островский А.Н. Пьесы / Сост., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Кравченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 830 с.

14. Пирогов Г.П. Островский А.Н.: Семинарий / Г.П. Пирогов. – Л.: Учпедгиз, 1962. – 272 с.

15. Ревякин А.И. А.Н. Островский – великий русский народный драматург / А.И. Ревякин. – М.: Знание, 1953. – 48 с.

16. Розанова Л.А. Александр Николаевич Островский: биография / Л.А. Розанова. – М.; Л.: Просвещение, 1965. – 139 с.

17. Холодов Е.Г. Мастерство Островского / Е.Г. Холодов. – М.: Искусство, 1967. – 543 с.

18. Штейн А.Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского / А.Л. Штейн. – М.: Советский писатель, 1973. – 432 с.

 

 

Кустодиев Борис — Artvee

Кустодиев Борис Михайлович русский и советский художник и сценограф.
Борис Кустодиев родился в Астрахани в семье профессора философии, истории литературы и логики местной духовной семинарии. Его отец умер молодым, и все финансовые и материальные тяготы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых снимала небольшой флигель в богатом купеческом доме. Именно там у мальчика сложились первые впечатления об образе жизни провинциального купеческого сословия. Позже художник писал: «Весь смысл богатого и обильного купеческого быта был у меня прямо под носом… Это было как из пьесы Островского». Эти детские наблюдения художник хранил годами, воссоздавая их потом маслом и акварелью.

С 1893 по 1896 год Кустодиев учился в духовной семинарии и брал частные уроки живописи в Астрахани у Павла Власова, ученика Василия Перова. Впоследствии, с 1896 по 1903 год, он посещал мастерскую Ильи Репина в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Параллельно занимался скульптурой у Дмитрия Стеллецкого и офортом у Василия Мате. Впервые выставлялся в 1896 году.

В 1903 году женился на Юлии Прошинской (1880–1942).

Посетил Францию ​​и Испанию по гранту Императорской Академии художеств в 1904. Также в 1904 году он посетил частную студию Рене Менара в Париже. После этого он побывал в Испании, затем, в 1907 году, в Италии, а в 1909 году посетил Австрию и Германию, а затем снова Францию ​​и Италию. В эти годы он написал множество портретов и жанровых произведений. Однако где бы Кустодиев ни оказался – в солнечной Севилье или в парке Версаля – он чувствовал непреодолимое притяжение родины. После пяти месяцев во Франции он вернулся в Россию, с явной радостью написав своему другу Мате, что он снова вернулся «на нашу благословенную русскую землю».

Русская революция 1905 года, потрясшая устои общества, вызвала живой отклик в душе художника. Сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». В то время он впервые познакомился с художниками «Мира искусства», группы русских художников-новаторов. Он присоединился к их объединению в 1910 году и впоследствии принимал участие во всех их выставках.

В 1905 году Кустодиев впервые обратился к книжному иллюстрированию, жанру, в котором он работал на протяжении всей своей жизни. Он проиллюстрировал многие произведения классической русской литературы, в том числе «Мертвые души» Николая Гоголя, «Коляску» и «Шинель»; «Слово о царе Иване Васильевиче, его молодом опричнике и мужественном купце Калашникове» Михаила Лермонтова; и «Как черт украл у крестьян кусок хлеба и свечу» Льва Толстого.

В 1909 году избран в Императорскую Академию художеств. Он продолжал усиленно работать, но тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — требовала неотложного внимания. По совету врачей он уехал в Швейцарию, где год лечился в частной клинике. Он тосковал по далекой родине, и русские темы продолжали служить основным материалом для его произведений в этот год. В 1918 году он написал «Купчиху», которая стала самой известной его картиной.

В 1916 году у него случился паралич нижних конечностей. «Теперь весь мой мир — моя комната», — написал он. Его способность оставаться радостным и живым, несмотря на паралич, поражала окружающих. Его красочные картины и радостные жанровые произведения не раскрывают его физических страданий, а, наоборот, создают впечатление беззаботной и веселой жизни.

Его Масленица/Масленица (1916) и Фонтанка (1916) написаны по его воспоминаниям. Он скрупулезно восстанавливает собственное детство в шумном городе на берегу Волги.

В первые годы после революции 1917 года художник с большим вдохновением работал в самых разных областях. В основу его творчества легли современные темы, воплощенные в рисунках для календарей и обложек книг, в иллюстрациях и зарисовках уличных украшений, а также в некоторых портретах (Портрет графини Грабовской).

Его обложки для журналов «Красное нива» и «Красная панорама» привлекли внимание своей яркостью и остротой сюжета. Кустодиев также занимался литографией, иллюстрируя произведения Некрасова. Его иллюстрации к рассказам Лескова «Подмётчик» и «Леди Макбет Мценского уезда» стали вехами в истории русского книжного оформления, настолько точно они соответствовали литературным образам.

Художник интересовался также созданием сценических декораций. Впервые он начал работать в театре в 1911 году, когда оформил декорации к «Горячему сердцу» Александра Островского. Его успех был таков, что посыпались новые заказы. В 1913 году он разработал декорации и костюмы к «Смерти Пазухина» в МХАТе.

Его талант в этой области особенно проявился в работе над пьесами Островского; «Семейное дело», «Удача», «Волки и овцы» и «Буря». Среда пьес Островского — провинциальная жизнь и купеческий мир — была близка жанровым картинам самого Кустодиева, и он легко и быстро работал на декорациях.

В 1923 году Кустодиев вступил в Товарищество художников революционной России. Он продолжал рисовать, гравировать, иллюстрировать книги и оформлять для театра вплоть до своей смерти от туберкулеза 28 мая 1927 года в Ленинграде.

Островский

Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.

Русский роман ХХ века: революция, террор, сопротивление Главное меню Введение О Михаил Кузьмин Юрий Олеша Владимир Набоков Лидия Чуковская Саша Соколов Чингиз Айтматов Людмила Улицкая Евгений Водолазкин 1 2020-11-24T22:50:43-05:00 Сара Лейн 388f1587c36d13bc1100c1e6e534405ece2af645 8 4 На фото Александр Николаевич Островский.
простой 2020-11-24T22:52:54-05:00 Сара Лейн 388f1587c36d13bc1100c1e6e534405ece2af645
  • 1 2020-10-06T10:02:59-04:00 Сонечка 39-45 21 Людмила Улицкая простой 2020-12-12T15:31:08-05:00 Сара Лэйн

    стр. 39 

    — штетл
    Другое написание слова «штетл» на идише, обозначающего небольшой еврейский городок.

    стр. 40  Островский
    Александр Николаевич Островский (1823-1886), русский драматург, известный своими произведениями о купеческой жизни.

    стр. 42  — дача
    Типичная русская дача в деревне.

    стр. 43  — Монмартр
    Исторически сложилось так, что это артистический (и колоритный) район, расположенный в Париже, Франция.

    стр. 43  — Антейский контакт
    Антей был великаном из греческой мифологии, который вызывал прохожих на схватки. Он был сыном Геи и Посейдона, поэтому обладал сверхчеловеческой силой, которая увеличивалась каждый раз, когда он вступал в контакт с землей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *