Брифли островский свои люди сочтемся: Недопустимое название — Народный Брифли

«Пословицы в произведениях А.Н. Островский («Свои люди-сочтемся!», «На всякого мудреца довольны простоты»)

Главная » Толкование


Долгий путь к зрителю

Островский не сразу стал писателем. Дед его был священником, но стал служить как судебный стряпчий. По настоянию родителя и Александр Николаевич служил в Московском коммерческом суде. Там он стал свидетелем многочисленных имущественных споров. Наблюдения за поведением ближайших родственников, друзей дали хорошую почву для размышлений. Пьеса о подлом и незадачливом купце стала первой серьезной литературной работой молодого человека. Вариантов названий было несколько:

  • «Банкрот».
  • «Несостоятельный должник» и др.

Но в итоге было оставлено «Свои люди — сочтемся». История создания произведения весьма драматична. На первом чтении присутствовал Николай Гоголь. Русские писатели встретили сочинение очень доброжелательно. Например, Иван Гончаров писал, что автор прекрасно знает «сердце русского человека», мастерски владеет драматургией. Лев Толстой и вовсе назвал комедию «чудом».

После публикации в 1850 г. в одном из московских журналов пьеса получила много положительных откликов. А вот цензор посчитал ее «обидной» и «грязной». После подобной рецензии царь наложил запрет на постановку. Она состоялась лишь спустя десятилетие (причем в сокращенном виде). За самим автором был установлен полицейский надзор, снятый лишь через 5 лет. Комедия в полной авторской редакции была сыграна перед зрителями только в 1881 г. Спектакль состоялся в частном театре Анны Бренко. Далее последовали многие известные постановки, ставшие классикой:

  • 1881 — Московский театр им. Пушкина.
  • 1895 — Московское Общество искусства и литературы.
  • 1912 — Киевский театр Соловцова.
  • 1927 — Лен-тюз и другие.

Малый театр представил собственную версию в 1869 г., пьеса не сходила с подмостков до 1904 г., самые выдающиеся актеры исполняли главные роли. Меткие остроумные цитаты из Островского так полюбились зрителям, что прочно вошли в обиходную речь. Поэтому несмотря на непростую судьбу, произведение не забыто и по сей день.

Тематика и разбор произведения

Жанр пьесы определен автором как комедия. Но многие считали, что это драма. «Свои люди — сочтемся» анализировать критикам довольно интересно, поскольку материал имеет очень сложную композиционную структуру. Они даже сравнивали ее с «Королем Лиром», ведь поистине шекспировские страсти легли в основу сюжета.

Основная тема — противопоставление двух поколений. Насущные проблемы социума автор показывает через взаимоотношения героев из купеческой среды. Она и правда показана в неприглядном свете. Написать о проблемах писателя подтолкнул богатый жизненный опыт. Он ощущается в речевой характеристике купца. Особенно в сцене, когда он понял, что потерял все с трудом нажитое. Хоть главный герой и поступил плохо, но его нельзя назвать полностью отрицательным персонажем. В финале он вызывает сожаление, сочувствие зрителя.

Липочка — нелепая карикатурная фигура. Бросается словами, значения которых даже не понимает. Она не в состоянии оценить поступок отца, который пошел ради нее на преступление. Единственное, во что верил Большов — семейные узы. Но для его дочки и зятя они ничего не значат.

Образ мальчика Тишки хотя и второстепенный, но тоже важен. Если кратко — многие видят в нем будущего нового Лазаря. Терпя унижения и выполняя ничтожные поручения, мальчишка откладывает каждую копейку. Отцы живут обманом, дети предают отцов. Целый мир напрочь лишен идеалов и совести, все состоят в конфликте и так будет продолжаться и дальше.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Краткое содержание Свои люди — сочтемся ?

А. Н. Островский

Свои люди — сочтемся

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».

Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьез: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечет следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь…» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь свое добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предается мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам «,..» против закона идет!» Лазарь влюблен в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьем», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорен. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. УЖ другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъяренной Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе.

Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтемся!» Торжество в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряпчему.

Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка.

«Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовет тещу.

Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключенных должников содержали за счет кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте! Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют.

Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встает и уходит с Аграфеной Кондратьевной.

«Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит… Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет.

Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луковице не обочтем».

Число похищений растет на востоке Украины, поскольку пророссийские повстанцы не терпят инакомыслия громко, где пророссийские боевики держат ее сына.

Пророссийские вооруженные люди стоят на страже в Славянске, восточная Украина, 8 мая 2014 года. REUTERS/Baz Ratner

«Если я не могу вернуть его, я просто хочу знать, почему его задержали», — сказала она, глядя на стальной и стеклянный фасад здания из-за темных солнцезащитных очков.

Ее сын Вадим, местный политик, пропал без вести 22 апреля, один из по крайней мере дюжины украинцев, пропавших без вести или убитых после того, как повстанцы захватили часть восточной Украины, усугубив культуру страха.

Новый «народный мэр» в оплоте повстанцев Славянске говорит, что его люди были вынуждены арестовывать тех, кто пытается заручиться поддержкой «фашистской хунты» — сокращенно правительства в Киеве. Их методы рискуют спровоцировать негативную реакцию в будущем, подпитывая цикл возмездия, который разрывает Украину на части.

Вячеслав Пономарев сообщил, что депутат горсовета Сухонос задержан за связи с противниками пророссийского восстания на востоке Украины.

«Он под нашим наблюдением», — сказал Пономарев на пресс-конференции из здания городской администрации. «Ничего плохого с ним не случилось: его кормят, одевают».

Мужчин с завязанными глазами или руками, связанными пластиковой проволокой, регулярно вводят и выводят из занятых зданий. Пономарев сказал, что меры необходимы в военное время.

— Мы должны убедиться, что эти люди не представляют угрозы, — сказал он.

Он попытался представить аресты как симметричный ответ на задержания Киевом его «товарищей», в том числе лидера пророссийских протестов Павла Губарева, которого ранее на этой неделе обменяли на силовиков.

Но с некоторыми сообщениями о том, что на востоке Украины задержано более 40 человек, повстанцы кажутся более активными.

В прошлом месяце они задержали группу военных наблюдателей ОБСЕ на контрольно-пропускном пункте повстанцев, заявив, что они путешествовали с украинским шпионом. Их продержали в Славянске более недели, прежде чем российский посланник Владимир Лукин добился их освобождения.

«КУЛЬТУРА СТРАХА»

Задержаны и западные журналисты, в том числе корреспонденты новостных интернет-каналов Buzzfeed и Vice News. Украинские журналисты оказались под еще более пристальным вниманием.

Сергей Лефтер, Юрий Лелявский и Сергей Шаповал числятся среди пропавших без вести, сообщил базирующийся в США Комитет защиты журналистов.

Программист Артем Дейнега был похищен после того, как 12 апреля в течение трех часов вел прямую трансляцию захвата здания госбезопасности, сообщил корреспондент Vice News Саймон Островский, задержанный на три дня в прошлом месяце.

Денис Грищук и Павел Юров, уроженцы востока Украины, также задержаны в Славянске после непродолжительной остановки в городе, говорят родственники.

В близлежащей реке Торез найдены изувеченные тела еще троих, в том числе Владимира Рыбака, городского советника из близлежащей Горловки.

Галина Ковальчук ежедневно появляется у здания госбезопасности каждый день, чтобы узнать новости о своем сыне Виталии, бодибилдере из Киева.

17 апреля она сказала, что сопровождала сына на вокзал в ее родном городе Виннице на западе Украины, чтобы он мог сесть на поезд до Киева. После этого она потеряла связь.

Несколько дней спустя российское новостное агентство LifeNews засняло его с синяком под глазом и объяснением, что он приехал в Славянск, чтобы проверить ситуацию с друзьями, которые, по его словам, были из украинской националистической группы «Правый сектор». Группа, сыгравшая центральную роль в свержении пророссийского президента Украины Виктора Януковича ранее в этом году, отрицает свою причастность.

47-летняя Ковальчук сняла квартиру в городе со своим мужем Михаилом, чтобы они могли проводить кампанию по освобождению сына.

«Это ужасно. Наших ребят окружают направо и налево», — сказала она. «Это произвольно и ужасно».

Корреспондент Vice News Островский, описывая подвал здания госбезопасности (СБУ), где его держали, был сырым и осыпающимся, сказал, что у всех, кто присоединился к нему в камере, были синяки под глазами или другие следы, свидетельствующие о том, что их избивали.

Задержанным разрешалось пользоваться туалетом во дворе здания, но при выходе из камеры им завязывали глаза, сказал он. «Нас держали по восемь человек в комнате, и нам расстелили пальто, чтобы мы могли спать», — сказал он по телефону.

Для повстанцев продолжается охота на «врагов».

Мужчину по имени Роман вывели из здания госбезопасности в Славянске с полотенцем и красной изолентой, обмотанной вокруг головы и закрывающей глаза.

На блокпосту у здания его отпустили.

«Меня подобрали, когда я ходил от двери к двери, продавая окна», — сказал он, листая каталог, который показывал потенциальным клиентам. «Думаю, они просто хотели убедиться, что я не делаю ничего плохого», — сказал он, прежде чем уйти.

Репортаж Томаса Гроува, редактирование Элизабет Пайпер и Джанет Макбрайд

4 Война и эвакуация, 1940–1943 | Народный артист: Прокофьев Советские годы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНародный артист: Советские годы ПрокофьеваКомпозиторыМузыковедение и история музыкиРомантическая музыкаOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНародный артист: Советские годы ПрокофьеваКомпозиторыМузыковедение и история музыкиРомантическая музыкаOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Моррисон, Саймон, ‘4 Война и эвакуация, 19 лет. 40–1943 ‘, Народный артист: Советские годы Прокофьева (

New York

, 2008; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2009 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195181678.003. 0005, по состоянию на 1 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНародный артист: Советские годы ПрокофьеваКомпозиторыМузыковедение и история музыкиРомантическая музыкаOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНародный артист: Советские годы ПрокофьеваКомпозиторыМузыковедение и история музыкиРомантическая музыкаOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Глава начинается с хроники распада брака Прокофьева с Линой Кодиной, его отчуждения от детей и романа со студенткой-литературщицей и переводчицей Мирой Мендельсон. В центре главы — эвакуация Прокофьева из Москвы во время войны на Северный Кавказ (Нальчик и Тбилиси), концепция первой редакции оперы Война и мир и архипропагандистская работа Прокофьева для советского кино. В главе описываются ревностные усилия композитора по поддержке жены и детей, оставшихся в Москве во время войны, а также его отношения с Михаилом Храпченко, председателем Комитета по делам искусств с 1939 по 1948 год. Храпченко приказал переписать «Война и мир» , чтобы сделать его более актуальным для советской борьбы против Гитлера.

Ключевые слова: Лина Прокофьева, Мира Мендельсон, эвакуация, Северный Кавказ, пропаганда, Вторая мировая война, Война и мир, советское кино, Михаил Храпченко, Гитлер

Предмет

Музыковедение и история музыкиКомпозиторыРомантическая музыка

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Помощь с доступом

Доступ в учреждение

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *