Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь: Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского 1606 г.

Содержание

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского 1606 г.

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского.

1 июня 1606 года

 

Крестоцеловальная запись (присяга) царя Василия IV является первой попыткой письменного ограничения монархической власти в России. Она запрещала репрессии без суда и конфискацию имущества у родственников преступников. Из-за нелегитимности и скорого свержения царя его присяга осталась лишь эпизодом. Произвольные репресии и конфискации имущества (в отличие от XV-XVI вв. не массовые) продолжали иметь место в XVII и I половине XVIII вв. Грамота приводится на языке оригинала с объяснением непонятных слов и выражений.

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии[1], щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря[2], и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского[3] на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов[4] у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей[5], и у торговых, и у черных людей[6], хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити[7], смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.

Памятники по истории смутного времени. М., 1909. № 6

 

 

 

[1] Василий Иванович Шуйский, кн. (1552-1612) – потомок суздальской ветви Рюриковичей, государственный деятель, царь всей Руси (1606-1610). Внук московского наместника (главы правительства. 1542-1543) кн. А.М. Шуйского, убитого по приказу 13-летнего Ивана Грозного и сын первого боярина опричной Думы кн. И.А. Шуйского. Неоднократно участвововал в походах, с 1584 г. боярин, в 1585-1587 смоленский воевода, в 1587-1591 гг. находился в ссылке по приказу правителя Б.Ф. Годунова, затем помилован и возвращён ко двору. В 1591 руководил расследованием гибели царевича Дмитрия, пришёл к выводу о несчастном случае. В 1605 воевода полка правой руки в армии, действовавшей против Дмитрия Самозванца I. В том же году по обвинению в заговоре против царя Дмитрия приговорён к смертной казни, но помилован самозванцем и возвращён ко двору. В 1606 организовал государственный переворот, в ходе которого Дмитрий Самозванец был убит. Импровизированным Земским собором на Ивановской площади Кремля избран царём. Не считался частью элиты и народом законным государем, поэтому легитимностью и популярностью не пользовался. Подавил восстание И.И. Болотникова. Из-за вторжения Дмитрия Самозванца II с 1607-1608. утратил контроль над большей частью страны. Для борьбы с ним заключил союз со Швецией, что спровоцировало русско-польскую войну 1609-1618. После ряда поражений свергнут заговорщиками из бояр и др. служилых людей, насильно пострижен в монахи и выдан полякам. Умер в плену.[2] Повторяется возникшая в XVI в. легенда о происхождении Рюриковичей от римской императорской династии. [3] Александр Невский (1221-1263) – сын владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, княживший в Переяславле-Залесском, Новгороде и Владимире (с 1252), одержавший ряд блестящих побед над шведами и немецкими крестоносцами и проводивший политику полного подчинения татарам. Происхождение Шуйских от Александра Невского является спорным. Большинство историков считают основателем суздальской ветви его младшего брата Андрея Ярославича. В тоже время некоторые выводят Шуйских от Андрея Александровича, третьего сына Александра Невского.[4] Животы – имущество.[5] Гостей – богатых купцов.[6] Чёрные люди – торговцы, ремесленники и крестьяне, зависимые непосредственно от государства (а не частных владельцев).[7] Казнити – наказать.

Жалованная грамота



Жалованная грамота

1654

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жалованная грамота

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ И ВСЕМУ ВОЙСКУ ЗАПОРОЖСКОМУ

О СОХРАНЕНИИ ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ

1654 г. МАРТА 27

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец <…>, пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. <…>

И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут.

А число Войска Запорожского указали семя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому государю, учинит, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые преж сего при нем были, указали есмя быти попрежнему. Также и именей казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов после казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему. А буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать поволили.
А ис которых государств, и о каких делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде которые послы от кого присланы будут с каким противным к нам, великому государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам, великому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без нашего царского величества указу ссылки не держать. И по нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алек-сеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и всякого добра хотети, и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходит, и с ними бигись, и во всем быти в нашей государской воле и послушанье навеки.
<…>

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. М. 1953. Т. III. С. 567-570.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до нащих дней. А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999.


Далее читайте:

Хмельницкий Богдан (Зиновий)

(ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии

Письмо Богдана Хмельницкого с просьбой о воссоединении с Россией.

Белоцерковский договор между украинским гетманом Б.Хмельницким и комиссарами польского правительства.

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1 октября 1653 г.

Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава Царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г.

Запорожская Сечь (справочная статья).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Российский Императорский Дом — Утверждение Устава Великого Всероссийского Церковного Собора и Земельного Собора 1613 года, О Восхождении на Престол Дома Романовых

Господь послал Духа Своего Святого наполнить сердца всех православных христиан да единым гласом провозгласят на престолах Владимирских и Московских и на всех престолах Российской державы Тебя, Великого Государя Михаила Федоровича, Царем, Великим Князем и Самодержцем всея Руси.

[Народ] приложился к Животворящему Кресту и дал обет, и поручил свои души и тела Великому Государю, Богочестному, Богоизбранному, Боголюбимому Царю, Великому Князю и Самодержцу Михаилу Федоровичу Всея Руси, и Благочестивой Царице и Великой Княгине, и всем их царственным чадам, да впредь им Бог дарует, и обязуется служить им, Государям нашим, верой и правдой, всею душою и телом.

И повелено Богоизбраннику Царю Михаилу Федоровичу Романову быть родоначальником правителей России из рода в род, ответственным за свое правление только перед Небом.

И кто восстанет против решения сего Собрания — будь то царь или патриарх или вообще любое лицо — да будет проклят и в сем веке и в грядущем, и будет изгнан из благодати Святой Троицы .

И никакого иного Государя, кроме Государя Царя, Великого Князя и Самодержца Михаила Федоровича Всея Руси, с Царскими Чадами, которых Бог в будущем дарует ему, не будут искать и желать, и не будут в сговоре делать какие-либо зло против него; и все бояре, окольничьи, дворяне, и приказные дьяки, и купцы, и боярские сыновья [ дети боярские ], и все люди во всем королевстве должны стоять как один против любого такого предателя.

Настоящая Уставная Грамота была прочитана на Великом Всероссийском Земельном Собрании, и, выслушав ее, все присутствующие дали вечную клятву утверждать то, что написано в Уставной Уставе. И кто не повинуется постановлению Собора, благословленному Богом, а вместо этого начинает говорить против него и убеждать против него людей, будь тот человек в сане, или боярин, или член царской свиты или воинства, или кто-нибудь другой из простонародья, — каков бы ни был его чин, тот будет, по законам святых апостолов, святых семи Вселенских соборов, святых отцов и отцов поместных Церковь, отвержена будет совсем, будет изгнана из Святой Церкви и лишена Святых Таин, ибо такой человек будет раскольником от Церкви Божией и от всей общины православных верующих, бунтовщиком и разрушителем Законы Божии, призывающий на себя наказания Царского Закона; и милость наша и всего клира не изольется к нему вовеки. И пусть этот Устав будет тверд и нерушим ныне и из поколения в поколение, и пусть ничто в нем не прекратится.

И были начальствующие от всех городов России на Земельном Соборе: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протоиереи и все собрание духовенства; бояре и окольничьи, виночерпии и столовые и адъютанты [ стряпчие ], думные придворные [ думнедворяне ] и дьяки и слуги [ жильцы ]; Московские придворные и губернские слуги; служащие канцелярии; капитаны стрелецких полков, и атаманы казаков, и стрельцы и казаки с правами торговли и жительства в торговых районах городов; и все высшие чины служащих; и выборные представители от всех городов России.

Оригинальные подписи следуют.

Русская Православная Церковь Заграницей

 

Жизнь без царя
К 100-летию Февральской революции
Протоиерей Александр Лебедев

К столетию катастрофических событий 1917 года протоиерей Александр Лебедев рассуждает о причинах и последствиях великой русской трагедии. В его мыслях отразилась боль русского зарубежья за Отечество и Церковь.

«Не предавай нас навеки, молим Тебя, ради имени Твоего, и не нарушай завета Твоего. И не лиши нас милости Твоей. Ибо мы, Господи, уничижаемся более всякого народа и унижаемся сегодня по всей земле за грехи наши. Нет в настоящее время ни князя, ни вождя, ни пророка».

(Молитва, читаемая в день мученичества Царской Семьи, 4/17 июля.)

Сто лет назад страшная катастрофа постигла русский народ, так называемая «Февральская революция», в ходе которой царь-мученик Николай Александрович был вероломно лишен престола, а Россия осталась без вождя, без «удерживающего зло», и весь народ рухнул.
Самым страшным последствием этого было то, что русский православный народ перестал молиться за своего Царя. А ведь Священное Писание ясно говорит о необходимости молиться за своего монарха.

Святой апостол Павел в своем послании к Тимофею пишет: «Итак умоляю прежде всего совершать прошения, молитвы, прошения и благодарения за всех человеков; Для королей и для всех, кто у власти; чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу; Кто хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:1-4).

Это было написано во времена, когда монарх, римский император, был язычником и гонителем христиан! Насколько важнее молиться за православного царя, Помазанника Божия.
Но русский народ забыл эту заповедь и в феврале-марте 1917 года перестал молиться за своего Царя.

Произошло то, от чего предостерегал Апостол: кончилась тихая и мирная жизнь, исчезло всякое благочестие и честность, и народ упал в кровавую бездну, когда были принесены в жертву миллионы людей.
Многие из нас не придают большого значения значению Февральской революции, сосредотачиваясь исключительно на событиях следующего Октября, известного как большевистская революция. Но мы должны помнить, что Октября не было бы без событий предыдущего февраля.

Это признавали и сами большевики. Об этом, например, ясно сказал Лев Троцкий в своей работе « История русской революции »: «Февральская революция была лишь внешней оболочкой, в которой скрывалось ядро ​​Октябрьской революции».

Крах русской армии, освобождение из тюрем и ссылок опасных революционеров (а вместе с ними и огромного числа уголовников), закрытие церковных школ, разграбление церковного имущества, месть священнослужителям и полиции офицеры были все плоды февральского восстания.

Но самой горькой потерей была потеря Богоустроенной симфонии между Церковью и государством, между Царем и народом.

Царь был просителем русского народа.

Он молился за свой народ, и люди молились за него.

Все это было сведено на нет в скорбные дни февраля и марта 1917 года. Как писал в своих мемуарах протоиерей Сергий Булгаков, сам не монархист: «Россия встала на Крестный путь в тот день, когда перестала молиться о Царе ».

Сегодня же многие винят в Февральском восстании самого царя-мученика Николая II и утверждают, что из-за него Россия была на грани катастрофы. Сравним это с другой точкой зрения.

В статье, опубликованной 50 лет назад в журнале Православная Русь (Православная Русь) к 50-летию Революции, известный церковный писатель Петр Мар писал:

«Сейчас, когда прошло пятьдесят лет после падения Российской Монархии, нам совершенно ясно, что крах нашего Отечества был результатом Февральской революции. Это видно теперь как самое страшное преступление в русской истории, которое через полгода привело русский народ в темную бездну полного извращения человеческого чувства и гуманной совести.

Давайте не только своей меркой судить о зле февраля 1917 года, но и обратимся к объективному наблюдателю, премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, который в «Русской катастрофе — Россия и ее царь» охарактеризовал Февральскую революцию в этом путь:

«Никогда ни к одному народу судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль затонул на виду у порта, попал в бурю, и все было обречено, все уже принесено в жертву, все усилия потрачены. Отчаяние и измена охватили государство в тот самый момент, когда его работа была завершена. Долгое отступление только что закончилось, голод побежден, оружие текло в изобилии, более сильная, многочисленная и хорошо оснащенная армия защищала теперь обширный фронт, и храбрые люди пополнили ряды резервов. Больше суровых испытаний не предстояло. Им нужно было лишь переждать слабеющие силы противника, вот и все, что оставалось сделать России, чтобы вкусить плоды тотальной победы…

«В наше время это поверхностная мода отвергать царский режим как подслепую, коррумпированную, некомпетентную тиранию. Но обзор его тридцатимесячной войны с Германией и Австрией должен исправить эти расплывчатые впечатления и выявить основные факты. Мы можем измерить силу Российской империи теми ударами, которые она претерпела, теми бедствиями, которые она пережила, теми неисчерпаемыми силами, которые она развила, и тем, что она оправилась. В правительствах штатов, когда грядут великие события, вождь нации, кем бы он ни был, несет ответственность за неудачу и оправдывается успехом. Независимо от того, кто трудился, кто планировал борьбу, вина или заслуга принадлежит высшей ответственной власти.

«Зачем отказывать Николаю II в этом суровом испытании? Он сделал много ошибок, какой правитель их не совершал? Он не был ни великим полководцем, ни великим князем. Он был только истинным, простым человеком средних способностей, милосердного нрава, во всей своей повседневной жизни поддерживаемым своей верой в Бога. Но основная тяжесть принятия высших решений была сосредоточена на нем. На вершине, где все проблемы сводятся к «Да» или «Нет», где события превосходят человеческие способности и где все непостижимо, он должен был дать ответы. Его функцией была стрелка компаса. Война или не война? Наступление или отступление? Право или лево? Демократизировать или держаться твердо? Бросить или продолжать? Это были поля сражений Николая II. Почему он не должен пожинать почести от них? Самоотверженное наступление русских войск, спасшее Париж в 1914; освоенная агония безбоеприпасного отступления; медленно собирающиеся силы; победы Брусилова; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, сильнее, чем когда-либо; разве он не участвует в них? Несмотря на огромные и ужасные ошибки, режим, который он олицетворял, которым он руководил и которому его личный характер дал жизненную искру, в этот момент выиграл войну за Россию.

«Его вот-вот убьют. Теперь вмешивается темная рука, поначалу облаченная в глупость. Выход Царь. Избавь его и всех, кого он любил, к ранам и смерти. Принижать его усилия, клеветать на его поведение, оскорблять его память; но затем сделайте паузу, чтобы рассказать нам, кто еще оказался способным. Кто или что могло бы руководить государством Российским? Мужчины одаренные и смелые; люди честолюбивые и свирепые, духи дерзкие и властные — в них не было недостатка. Но никто не мог ответить на несколько простых вопросов, вокруг которых вращалась жизнь и слава России».

Эти строки британского министра дают объективную оценку безумия Февральской революции»

(Петр Мар. Февральская революция в исторической перспективе // Православная Русь, 1967, № 3, с. 6).
Многие сегодня пишут об отречении царя от престола, но не нам характеризовать исторические события, оставим это историкам. Но по поводу отречения Государя следует прислушаться к словам великого иерарха, Патриарха Московского Тихона. Услышав известие об убийстве царя Николая II, он написал следующее:

«Не будем оценивать и судить действия бывшего Царя: это принадлежит учебникам истории, ибо он стоит теперь перед праведным судом Божиим. Но мы знаем, что когда он отрекся от престола, то сделал это из заботы о благе России и из любви к своему народу. Он мог бы найти себе безопасную и достаточно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, предпочитая страдать вместе с Россией».

Стоит отметить, что многие проповедники благочестия в России, например, преподобный Серафим Саровский, преподобный Иоанн Кронштадтский и другие видели в Помазаннике Божием своего Царя, того, о ком Священное Писание пишет как о «Удерживающем». зла: «Ибо тайна беззакония уже в действии: только допускающий теперь позволит, доколе не взят будет от среды» (2 Фессалоникийцам 2:7).

Но Господь не оставил русский народ без молящегося, хотя наши собственные грехи «убрали с пути» Удерживающего. Он прислал в тот роковой 1917 год нового просителя за русский народ — святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, который бесстрашно обличал воинствующих безбожников и боролся за свою боголюбивую паству.

Не все знают Послания Святейшего Патриарха Тихона. В основном они оставались неопубликованными, когда были написаны или даже позже.

Бесстрашие Патриарха Тихона Исповедника мы видим в проповеди, произнесенной им 8/21 июля 1918 года в храме Казанской иконы Божией Матери на Красной площади против Кремля, когда он узнал об убийстве Царь-мученик (большевики держали в секрете, что вся Царская Семья была убита вместе с Царем):

Он [Царь] ничего не предпринимал, чтобы помочь своему положению, он безропотно покорился своей судьбе… И вдруг был приговорен к казни где-то в глубине России небольшой шайкой людей не за какую-либо вину, а под тем предлогом, что кто-то хотел украсть его. Это распоряжение было выполнено, и после его исполнения акт был одобрен власть имущими. Наша совесть не может примириться с этим поступком, мы должны открыто заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Назовем нас контрреволюционерами, пусть нас казнят. Мы готовы все это терпеть с надеждой, что к нам применимы слова нашего Спасителя: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11:28) 9.0003

Католикос-Патриарх Грузии Илия II недавно напомнил нам о необходимости молиться за наших монархов в день 70-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

От имени Грузинской Православной Церкви и от себя лично поздравляю Вас с 70-летием. Отмечая такие юбилеи, давайте всегда анализировать пройденный нами путь и внимательно смотреть в будущее.

Помню, в день моей интронизации подошел ко мне мудрый человек и сказал: «Господь возложил на тебя крест тяжкий, но чтобы облегчить бремя, помяни своих государей и своих патриархов, они помогут нести твою тяжесть». С тех пор я так и делаю, и я ощутимо чувствую их помощь. Да помогут и Вам, Ваше Святейшество, все Цари и Патриархи Русской земли!

В наши дни, спустя столетие после Февральского мятежа, мы должны молитвенно поминать Царей и Патриархов Русской земли, чтобы та же трагедия вновь не постигла Россию, некогда не переставшую молиться за своего государя в трудное время. Мы должны с прискорбием отметить, что грех цареубийства — убийство Помазанника Божия — есть еще нераскаянный грех большинства русского народа.

Вспомним слова самого Царя-мученика, записанные в его дневнике в день его отречения: «Меня окружают предательство, малодушие и коварство». Давайте остановимся, чтобы обдумать эти слова.

На мой взгляд, каждый разумный человек должен быть тронут этими словами. Спросим же тогда: какова была причина Февральской революции и каковы были ее последствия?

26 июля/8, 19 августа18 августа Святейший Патриарх Тихон обратился к народу со словами: 

От смиренного Тихона, Божественной милостью Патриарха Московского и всея Руси, Всей верной пастве Русской Православной Церкви:

Возлюбленные в Господе Братья и Сестры:

Мой архипастырский долг любви, занятый болью и скорбью русского православного народа, повелевает мне сегодня обратиться к вам с этой отеческой проповедью. Мы все вместе скорбим сердцем о непрекращающихся бедствиях в нашем Отечестве и вместе молим Господа, чтобы Он смягчил гнев, который Он возложил на нашу землю. Эта страшная и изнурительная ночь продолжается в России, и надежды на рассвет еще не видно. Наша Родина колеблется под тяжестью страшных мук, и нет врача, чтобы исцелить ее.

В чем причина этого затянувшегося недуга, повергающего одних в депрессию, а других в отчаяние?
Спросите свою православную совесть, и вы найдете ответ на этот мучительный вопрос. Отягощающий нас грех, скажет твоя совесть, есть корень болезни нашей, в этом источник наших бед и заточений. Грех развратил нашу землю, грех ослабил духовную и физическую силу русского народа. Как сказал однажды пророк Господень: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимает у Иерусалима и у Иуды подпорку и трость, всякую подпорку хлебом и всю подпорку водой, сильного и воин, и судья, и пророк, и благоразумный, и старец» (Исайя 3:1-3).

Грех омрачил разум народа нашего, и мы «бредем ощупью во тьме без света и… шатаемся, как пьяные» (Иов. 12:25).

Грех возжег пламя страсти, ненависти и вражды, и восстал брат на брата, темницы полны до отказа, сама земля валяется в пролитой братом крови, земля осквернена насилием, грабежом, извращением и все виды грязи.

Из этого ядовитого источника греха исходит великое искушение земными и чувственными наслаждениями, прельстившее наш народ, забывший «одно потребное». Мы не отвергли этого искушения, как Христос Спаситель в пустыне. Мы хотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заповедей. Но «Бог поругаем не бывает» (Галатам 6:7).

И ныне жаждем, алкаем нагими в степи, хотя и благословлены обильными богатствами природы, а печать осуждения наложена на подвиги нашего народа и на все дела наши.
Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал из глубины сатану, который ныне извергает хулу на Господа Христа и ведет гонение на Церковь. О, кто даст слезы на глаза наши оплакать эти беды, которые несут народные грехи и беззакония, помрачение славы и красоты Отечества нашего, грехи, обеднившие землю нашу, ослабившие дух наш, погубившие города и города, осквернили храмы и святыни и привели к самоуничтожению великого народа, ставшего ужасом и позором перед всем миром?

Где ты теперь, народ русский православный, когда-то такой могучий и суверенный? Вы потеряли все свои силы? Некогда великодушный и радостный титан, ты протоптал указанный тебе свыше путь, неся миру благую весть любви и правды. Но теперь ты лежишь во прахе, попираемый твоими врагами, сожженный пламенем греха, страсти и междоусобной брани. Не возродишься ли ты духом, не воскреснешь ли вновь в прежней силе и славе? Неужели Господь навсегда отлучил тебя от источника жизни, угасил ли Он твои творческие силы, поразил тебя, как бесплодную смоковницу?

О, да не будет так! Одна мысль приводит нас в трепет!

Заплачем, братья и сестры, оставшиеся верными Церкви и Родине, заплачем о великих грехах Отечества нашего, прежде чем оно погибнет окончательно. Давайте плакать о себе и о тех, чьи ожесточенные сердца не имеют слез благодати, чтобы плакать. Богатые и бедные, ученые и простые люди, старцы и юноши, девицы, дети, все соединимся, оденемся во вретища, как ниневийцы, и будем просить милости у Бога о спасении России. Отложим житейские заботы и суеты и поспешим в храмы Божии оплакивать пред Господом грехи наши, страдать пред Заступницей нашей Царицей Небесной и Сонмом великих угодников Божиих.

Пусть каждый из нас постарается очистить свою совесть перед духовниками и укрепить себя причащением Животворящего Тела и Крови Христовых.

Да омоется, яко живительной росой, слезами покаяния нашего вся земля Русская и да расцветет плодами духовными. О, Господи, Человеколюбец! Приими очистительную жертву покаяния людей Твоих, отведи от нас дух немощи и отчаяния, и Духом Твоим Державным, Духом силы и силы подкрепи нас. Да воссияет свет мудрости Твоей в сердцах наших и посетит «виноградник, который насадила десница Твоя» (Псалтирь 80:15). Аминь.

Пастырская совесть моя призывает меня в эти скорбные дни воззвать к Тебе принести покаяние о спасении душ наших.

Да поможет нам Господь Бог и Пресвятая Богородица, а паче Царь-мученик Николай II и Святые Новомученики и Исповедники Российские!

Протоиерей Александр Лебедев

православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *