Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского 1606 г.
Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского.
1 июня 1606 года
Крестоцеловальная запись (присяга) царя Василия IV является первой попыткой письменного ограничения монархической власти в России. Она запрещала репрессии без суда и конфискацию имущества у родственников преступников. Из-за нелегитимности и скорого свержения царя его присяга осталась лишь эпизодом. Произвольные репресии и конфискации имущества (в отличие от XV-XVI вв. не массовые) продолжали иметь место в XVII и I половине XVIII вв. Грамота приводится на языке оригинала с объяснением непонятных слов и выражений.
Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии[1], щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря[2], и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского[3] на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.
И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов[4] у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей[5], и у торговых, и у черных людей[6], хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити[7], смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.
И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.
Памятники по истории смутного времени. М., 1909. № 6
[1] Василий Иванович Шуйский, кн. (1552-1612) – потомок суздальской ветви Рюриковичей, государственный деятель, царь всей Руси (1606-1610). Внук московского наместника (главы правительства. 1542-1543) кн. А.М. Шуйского, убитого по приказу 13-летнего Ивана Грозного и сын первого боярина опричной Думы кн. И.А. Шуйского. Неоднократно участвововал в походах, с 1584 г. боярин, в 1585-1587 смоленский воевода, в 1587-1591 гг. находился в ссылке по приказу правителя Б.Ф. Годунова, затем помилован и возвращён ко двору. В 1591 руководил расследованием гибели царевича Дмитрия, пришёл к выводу о несчастном случае. В 1605 воевода полка правой руки в армии, действовавшей против Дмитрия Самозванца I. В том же году по обвинению в заговоре против царя Дмитрия приговорён к смертной казни, но помилован самозванцем и возвращён ко двору. В 1606 организовал государственный переворот, в ходе которого Дмитрий Самозванец был убит. Импровизированным Земским собором на Ивановской площади Кремля избран царём. Не считался частью элиты и народом законным государем, поэтому легитимностью и популярностью не пользовался. Подавил восстание И.И. Болотникова. Из-за вторжения Дмитрия Самозванца II с 1607-1608. утратил контроль над большей частью страны. Для борьбы с ним заключил союз со Швецией, что спровоцировало русско-польскую войну 1609-1618. После ряда поражений свергнут заговорщиками из бояр и др. служилых людей, насильно пострижен в монахи и выдан полякам. Умер в плену.[2] Повторяется возникшая в XVI в. легенда о происхождении Рюриковичей от римской императорской династии. [3] Александр Невский (1221-1263) – сын владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, княживший в Переяславле-Залесском, Новгороде и Владимире (с 1252), одержавший ряд блестящих побед над шведами и немецкими крестоносцами и проводивший политику полного подчинения татарам. Происхождение Шуйских от Александра Невского является спорным. Большинство историков считают основателем суздальской ветви его младшего брата Андрея Ярославича. В тоже время некоторые выводят Шуйских от Андрея Александровича, третьего сына Александра Невского.[4] Животы – имущество.[5] Гостей – богатых купцов.[6] Чёрные люди – торговцы, ремесленники и крестьяне, зависимые непосредственно от государства (а не частных владельцев).[7] Казнити – наказать.
Жалованная грамота | |
1654 | ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Жалованная грамотаЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ И ВСЕМУ ВОЙСКУ ЗАПОРОЖСКОМУ О СОХРАНЕНИИ ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ 1654 г. МАРТА 27 Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович веса Великия и Малыя Росии самодержец <…>, пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м (1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. <…> И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быти под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступатись не будут. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. М. 1953. Т. III. С. 567-570. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до нащих дней. А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999. Далее читайте:Хмельницкий Богдан (Зиновий) (ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман МалороссииПисьмо Богдана Хмельницкого с просьбой о воссоединении с Россией. Белоцерковский договор между украинским гетманом Б.Хмельницким и комиссарами польского правительства. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1 октября 1653 г. Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава Царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г. Запорожская Сечь (справочная статья).
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Российский Императорский Дом — Утверждение Устава Великого Всероссийского Церковного Собора и Земельного Собора 1613 года, О Восхождении на Престол Дома Романовых
Господь послал Духа Своего Святого наполнить сердца всех православных христиан да единым гласом провозгласят на престолах Владимирских и Московских и на всех престолах Российской державы Тебя, Великого Государя Михаила Федоровича, Царем, Великим Князем и Самодержцем всея Руси.
[Народ] приложился к Животворящему Кресту и дал обет, и поручил свои души и тела Великому Государю, Богочестному, Богоизбранному, Боголюбимому Царю, Великому Князю и Самодержцу Михаилу Федоровичу Всея Руси, и Благочестивой Царице и Великой Княгине, и всем их царственным чадам, да впредь им Бог дарует, и обязуется служить им, Государям нашим, верой и правдой, всею душою и телом.
И повелено Богоизбраннику Царю Михаилу Федоровичу Романову быть родоначальником правителей России из рода в род, ответственным за свое правление только перед Небом.
И кто восстанет против решения сего Собрания — будь то царь или патриарх или вообще любое лицо — да будет проклят и в сем веке и в грядущем, и будет изгнан из благодати Святой Троицы .
И никакого иного Государя, кроме Государя Царя, Великого Князя и Самодержца Михаила Федоровича Всея Руси, с Царскими Чадами, которых Бог в будущем дарует ему, не будут искать и желать, и не будут в сговоре делать какие-либо зло против него; и все бояре, окольничьи, дворяне, и приказные дьяки, и купцы, и боярские сыновья [ дети боярские ], и все люди во всем королевстве должны стоять как один против любого такого предателя.
Настоящая Уставная Грамота была прочитана на Великом Всероссийском Земельном Собрании, и, выслушав ее, все присутствующие дали вечную клятву утверждать то, что написано в Уставной Уставе. И кто не повинуется постановлению Собора, благословленному Богом, а вместо этого начинает говорить против него и убеждать против него людей, будь тот человек в сане, или боярин, или член царской свиты или воинства, или кто-нибудь другой из простонародья, — каков бы ни был его чин, тот будет, по законам святых апостолов, святых семи Вселенских соборов, святых отцов и отцов поместных Церковь, отвержена будет совсем, будет изгнана из Святой Церкви и лишена Святых Таин, ибо такой человек будет раскольником от Церкви Божией и от всей общины православных верующих, бунтовщиком и разрушителем Законы Божии, призывающий на себя наказания Царского Закона; и милость наша и всего клира не изольется к нему вовеки. И пусть этот Устав будет тверд и нерушим ныне и из поколения в поколение, и пусть ничто в нем не прекратится.
И были начальствующие от всех городов России на Земельном Соборе: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протоиереи и все собрание духовенства; бояре и окольничьи, виночерпии и столовые и адъютанты [ стряпчие ], думные придворные [ думнедворяне ] и дьяки и слуги [ жильцы ]; Московские придворные и губернские слуги; служащие канцелярии; капитаны стрелецких полков, и атаманы казаков, и стрельцы и казаки с правами торговли и жительства в торговых районах городов; и все высшие чины служащих; и выборные представители от всех городов России.
Оригинальные подписи следуют.
Жизнь без царя К столетию катастрофических событий 1917 года протоиерей Александр Лебедев рассуждает о причинах и последствиях великой русской трагедии. В его мыслях отразилась боль русского зарубежья за Отечество и Церковь.
Сто лет назад страшная катастрофа постигла русский народ, так называемая «Февральская революция», в ходе которой царь-мученик Николай Александрович был вероломно лишен престола, а Россия осталась без вождя, без «удерживающего зло», и весь народ рухнул. Святой апостол Павел в своем послании к Тимофею пишет: «Итак умоляю прежде всего совершать прошения, молитвы, прошения и благодарения за всех человеков; Для королей и для всех, кто у власти; чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу; Кто хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:1-4). Это было написано во времена, когда монарх, римский император, был язычником и гонителем христиан! Насколько важнее молиться за православного царя, Помазанника Божия. Произошло то, от чего предостерегал Апостол: кончилась тихая и мирная жизнь, исчезло всякое благочестие и честность, и народ упал в кровавую бездну, когда были принесены в жертву миллионы людей. Это признавали и сами большевики. Об этом, например, ясно сказал Лев Троцкий в своей работе « История русской революции »: «Февральская революция была лишь внешней оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции». Крах русской армии, освобождение из тюрем и ссылок опасных революционеров (а вместе с ними и огромного числа уголовников), закрытие церковных школ, разграбление церковного имущества, месть священнослужителям и полиции офицеры были все плоды февральского восстания. Но самой горькой потерей была потеря Богоустроенной симфонии между Церковью и государством, между Царем и народом. Царь был просителем русского народа. Все это было сведено на нет в скорбные дни февраля и марта 1917 года. Как писал в своих мемуарах протоиерей Сергий Булгаков, сам не монархист: «Россия встала на Крестный путь в тот день, когда перестала молиться о Царе ». Сегодня же многие винят в Февральском восстании самого царя-мученика Николая II и утверждают, что из-за него Россия была на грани катастрофы. Сравним это с другой точкой зрения. В статье, опубликованной 50 лет назад в журнале Православная Русь (Православная Русь) к 50-летию Революции, известный церковный писатель Петр Мар писал:
Но Господь не оставил русский народ без молящегося, хотя наши собственные грехи «убрали с пути» Удерживающего. Он прислал в тот роковой 1917 год нового просителя за русский народ — святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, который бесстрашно обличал воинствующих безбожников и боролся за свою боголюбивую паству. Не все знают Послания Святейшего Патриарха Тихона. В основном они оставались неопубликованными, когда были написаны или даже позже. Бесстрашие Патриарха Тихона Исповедника мы видим в проповеди, произнесенной им 8/21 июля 1918 года в храме Казанской иконы Божией Матери на Красной площади против Кремля, когда он узнал об убийстве Царь-мученик (большевики держали в секрете, что вся Царская Семья была убита вместе с Царем):
Католикос-Патриарх Грузии Илия II недавно напомнил нам о необходимости молиться за наших монархов в день 70-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
26 июля/8, 19 августа18 августа Святейший Патриарх Тихон обратился к народу со словами:
Пастырская совесть моя призывает меня в эти скорбные дни воззвать к Тебе принести покаяние о спасении душ наших. Да поможет нам Господь Бог и Пресвятая Богородица, а паче Царь-мученик Николай II и Святые Новомученики и Исповедники Российские! Протоиерей Александр Лебедев православие. |