Боярыня морозова автор: Василий Суриков — 267 произведений

Картина Боярыня Морозова Суриков В. И.,1887 г. Биография Боярыни Морозовой

В. Суриков

Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх.

Боярыня выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою.

В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель.

Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок.

На картине изображено много русского народа, среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему.

Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины.

Художник Суриков Боярыня Морозова дает возможность зрителю картины прочувствовать весь трагизм данного действия, ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.

Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на 587,5 см


Биография Боярыни Морозовой

Боярыня Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича, являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича. Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем, происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых, которые являлись ближайшими родственниками царской семьи Романовых.

После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек.

По тем временам у нее имелось имение усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб.  Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам.

Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют.

Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.

Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, но все было тщетно.

Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым.

От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. После всего этого позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы, правда пока оставили сестер под домашним арестом.

Даже после, когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, все ее боярское имение, собственность боярыни перешло в царскую казну, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее.

По ее душу просил и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов.

В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство.

Решение царя было такое: 14 человек слуг, которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь, где их посадили в земляную тюрьму. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году

«Боярыня Морозова» Сурикова — История одного шедевра

Новости 07.11.2022

В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов

Сборник

Перестройка

Новости 14.10.2022

Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога

Новости 07.10.2022

Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира

Сюжет

Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал ещё в юности от своей крёстной Ольги Матвеевны Дурандиной. Чёткий замысел сформировался лет через 10. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырём, она, полагая, что царь видит её в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

Юродивый сидит на снегу. Этюд к картине «Боярыня Морозова», 1885 г. В. И. Суриков. (Государственная Третьяковская галерея)

В одной телеге с Морозовой ехала её сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил её идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа всё не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, её-то Суриков и написал: «И как вставил её в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие чётки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).

Этюд к картине «Боярыня Морозова», 1884−1887 гг. В. И. Суриков. (Государственная Третьяковская галерея)

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашёл натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трёхперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Её отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.

«Боярыня Морозова», 1887 г. В. И. Суриков. (Государственная Третьяковская галерея)

Узнав о её поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал её отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, её заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через 3 года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму.

Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, ещё с Ермаком покорявших Сибирь, Василий Суриков родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечён этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

«Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком», 1894 г. (wikipedia.org)

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе 2 месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь».

Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У Василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.

«Утро стрелецкой казни», 1881 г. В. И. Суриков. (Государственная Третьяковская галерея)

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней словно и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п., — но каждый раз был не совсем доволен результатом.


Сборник: Василий Суриков

Мастер масштабных исторических полотен следовал канонам древнерусской живописи. Он стремился достичь высочайшей степени сопереживания сюжету картины, развернувшемуся перед зрителем.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Картины Сурикова

Картины Сурикова

Сможете ли вы угадать полотно по фрагменту?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пёстрой толпой москвичей и приговорённых стрельцов, напугало современников живописца.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Боярыня Морозова» Сурикова

«Боярыня Морозова» Сурикова

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

«Меншиков в Берёзове» Сурикова

«Меншиков в Берёзове» Сурикова

В истории поверженного «полудержавного властелина» выражено общее настроение российской жизни: будущее непредсказуемо, а настоящее амбивалентно.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Классик русской исторической живописи Василий Суриков

Классик русской исторической живописи Василий Суриков

Его кисти принадлежат одни из самых известных картин: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

«Утро стрелецкой казни» и записки Иоганна Корба

«Утро стрелецкой казни» и записки Иоганна Корба

Днём Суриков писал картину, а ночью просыпался от кошмаров – снились крики стрельцов и запах крови. Дурные сны навеяли записки иностранца, свидетеля трагедии.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Картины Сурикова

Сможете ли вы угадать полотно по фрагменту?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

Огромное полотно, которое так и приглашает смешаться с пёстрой толпой москвичей и приговорённых стрельцов, напугало современников живописца.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Боярыня Морозова» Сурикова

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

«Меншиков в Берёзове» Сурикова

В истории поверженного «полудержавного властелина» выражено общее настроение российской жизни: будущее непредсказуемо, а настоящее амбивалентно.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Классик русской исторической живописи Василий Суриков

Его кисти принадлежат одни из самых известных картин: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

«Утро стрелецкой казни» и записки Иоганна Корба

Днём Суриков писал картину, а ночью просыпался от кошмаров – снились крики стрельцов и запах крови. Дурные сны навеяли записки иностранца, свидетеля трагедии.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Туркестанский легион вермахта

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

От бурдалю до ретирадника

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Побег из СССР: через Индию и Непал — к свободе!

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Анна Ярославна во Франции жила не только с королём

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Судьба Натальи Гончаровой

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

«Ночной дозор» Рембрандта

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

На ханский суд

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Казнь Емельяна Пугачёва

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Тесты
  • 👀 215448
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 175311
Туркестанский легион вермахта
  • 📚 Статьи
  • 👀 171274
От бурдалю до ретирадника
  • 📚 Статьи
  • 👀 159062
Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным
  • 📚 Статьи
  • 👀 150594
Побег из СССР: через Индию и Непал — к свободе!
  • 📚 Статьи
  • 👀 150439
Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу
  • 📚 Статьи
  • 👀 143863
Анна Ярославна во Франции жила не только с королём
  • 📚 Статьи
  • 👀 114862
Судьба Натальи Гончаровой
  • 📚 Статьи
  • 👀 82491
«Ночной дозор» Рембрандта
  • 📚 Статьи
  • 👀 76513
На ханский суд
  • 📚 Статьи
  • 👀 285076
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 231869
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 227823
Роковая женщина Римской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 225105
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
  • 📚 Статьи
  • 👀 219457
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Тесты
  • 👀 215448
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 211757
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 200047
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
  • 📚 Статьи
  • 👀 192952
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 186518
Казнь Емельяна Пугачёва

«Боярыня Морозова», 1887 г.

Холст, масло. Василий Суриков.

Этот контент был создан Кевином Морисом Гордоном.

Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.

Империя: пространственная история Российской империи Главное меню О Панели мониторинга Каталог данных MapStories Галереи Игры Кто сказал, что история скучна? Полка для карт Научите наш контент Ссылка на проект Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет 1 2018-03-07T10:27:54-05:00 Кевин Морис Гордон 501b8b2a204d6b20c42f030e395318e81384b098 9 1 Морозову, известную староверку, можно увидеть, как она делает староправославное русское крестное знамение двумя вытянутыми пальцами (а не греческую и реформированную русскую православную практику прикосновения большого пальца к среднему и указательному). простой 2018-03-07T10:27:54-05:00 Кевин Морис Гордон 501b8b2a204d6b20c42f030e395318e81384b098
  • 1 2018-03-07T09:43:41-05:00 Класс и религия в Нижнем Новгороде XIX века. 1 простой 2018-03-07T10:29:57-05:00
    Нижний Новгород имел прочную историю экономики среднего класса, которая бросала вызов традиционному распределению социальных слоев, столь усиленно пропагандируемому советскими историками-марксистами на протяжении 2019 г.0009-й век. Это смешение классов было результатом высокого уровня торговли, характерной для города. Официальные данные о профессиях показывают, что на 2 из 41 000 человек приходилось тысячи ремесленников и еще много тысяч рабочих среднего класса, в том числе 5000 солдат. Было все, от пряничников (4 мастера и 18 рабочих и учеников) до производителей органов и фортепиано (4 мастера и 10 рабочих и учеников), в дополнение к сильному акценту на металлургическом заводе (343 мастера-кузнеца и 79 мастеров).рабочие и подмастерья), наследие, которое в конце века превратится в тяжелую промышленность (Евтухов 110).
     
    Эти люди были лакмусовой бумажкой общественной жизни Нижнего Новгорода и дают красочный портрет коммерческой активности, которая более характерна для России, чем это часто принято считать. Недавний автор сокрушается о стереотипном и ужасно неверном изображении России, нежели как характеризуемой исключительно земледельческим способом производства» (Евтухов 113). Русские даже в средневековый период занимались торговлей и мелким производством, и именно к этим занятиям они обратились после распада Советского Союза.
     
    Кроме того, интересно отметить, что в официальных записях не указывается религиозная принадлежность. Это дает увлекательный взгляд на разнообразие Нижнего Новгорода (или, по крайней мере, большее разнообразие, чем можно было бы ожидать). Среди жителей было 39 784 православных, 260 старообрядцев, 1 армяно-григорианский, 471 католик, 364 протестанта, 354 иудея и 173 мусульманина, поклонявшихся в пятидесяти пяти различных церквях (Евтухов 113). Нижний Новгород и бросает вызов стереотипу, и в то же время показывает, что стереотип в конце концов не совсем точен.


     

Боярыня Морозова Василия Сурикова – моя ежедневная выставка

Третьяковская галерея, Москва.

Третьяковская галерея — один из богатейших музеев мира, настоящая сокровищница лучших произведений русского и советского искусства. Всего в запасниках и галереях этого великого заведения насчитывается более пятидесяти тысяч картин, скульптур, рисунков и гравюр. Великолепное собрание произведений искусства было основано Павлом Третьяковым, который начал собирать искусство в середине девятнадцатого века с четко сформированной концепцией создания музея, который был бы открыт для всеобщего обозрения и оценки. Это должна была быть галерея для народа, тогда как вход в Эрмитаж в Санкт-Петербурге был разрешен только посетителям в парадных костюмах или во фраках, а названия всех выставленных картин были на французском языке. Эрмитаж был только для избранных. В моем последнем обзоре картин, хранящихся в Третьяковской галерее, я собираюсь продемонстрировать пять моих любимых работ. Хотя мои пять предыдущих третьяковских блогов были посвящены исключительно портретной живописи, и я действительно восхищаюсь техническими способностями художников этого жанра, любимые картины, которые я показываю вам сегодня, совершенно разные, но сами по себе жемчужины.

«Явление Христа народу» Александра Иванова (1837-1857)

Первое мое подношение — картина Александра Андреевича Иванова, родившегося в Петербурге 16 июля 1806 года. Она называется «Явление Христа народу». (Явление Мессии) , которую он начал в 1837 году, но не завершил до 1857 года. Эта монументальная работа маслом на холсте имеет размеры 540 см x 750 см (18 футов x 24 фута 6 дюймов), и изображение установлено на берегу реки Иордан. Картина написана по мотивам первой главы Евангелия от Иоанна (1:29).–31):

«…На другой день увидел Иоанн идущего к нему Иисуса и сказал: «Смотри, Агнец Божий, берущий на Себя грех мира! Это тот, кого я имел в виду, когда сказал: «Человек, который идет после меня, превзошел меня, потому что он был прежде меня. Я сам не знал его, но я пришел крестить водой для того, чтобы он мог открыться Израилю». …»

Слава Иванова неотделима от его великого шедевра. Готовая картина основана на сотнях подготовительных исследований, которые он провел за двадцать лет, многие из которых сами по себе являются жемчужинами и считаются историками искусства самостоятельными шедеврами. Эта картина и около 300 подготовительных эскизов хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Искусствоведы считают, что подготовительные наброски обнаруживают большую выразительность и психологическую глубину, чем сама законченная картина.

На среднем плане мы видим одинокую фигуру Христа на скалистом холме, приближающегося к собравшимся. За ним на заднем плане широкая равнина и далекие горы. Его фигура маленькая по сравнению с другими, но, тем не менее, выделяется тем, что является одинокой фигурой. На переднем плане картины несколько мужских фигур разного возраста, некоторые из которых уже раздеты, ожидая крещения.

Иоанн Креститель

Основная фигура с волнистыми черными волосами, одетая в звериную шкуру под длинным плащом, — это Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох. Он стоит на берегу реки Иордан, воздев руки вверх и указывая на приближающуюся одинокую фигуру Христа. Слева от Иоанна Крестителя мы видим группу апостолов: молодой Иоанн Богослов, за ним — Петр, дальше — Андрей и за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». Справа от приближающегося Христа и ниже двух конных воинов мы имеем фарисеев и книжников, непреклонно отвергающих Истину. В центре картины мы видим изможденного старика, с трудом встающего на ноги, воодушевленного словами Иоанна Крестителя.

На изображении есть два интересных включения. Во-первых, справа находится ближайшая к Иисусу фигура, и именно он изображен как хороший друг Репина, писатель и драматург Николай Гоголь.

Автопортрет

Иванов тоже включил автопортрет. Прямо под поднятой правой рукой Иоанна Крестителя можно разглядеть сидящего мужчину в красном головном уборе — это сам Иванов.

В 1858 году Александр Иванов отправился со своей любимой картиной в Петербург, где она была выставлена. Вялый прием, должно быть, был душераздирающим для Иванова. Только представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы потратили почти половину своей жизни на одну картину, а потом, после всех этих усилий, она не была принята хорошо. Иванов умер от холеры в Санкт-Петербурге 3 июля 1858 года, всего за две недели до своего пятьдесят второго дня рождения, не зная, что через несколько лет после его смерти его произведение искусства будет высоко оценено такими людьми, как Илья Репин, самый знаменитый русский художник. своего дня, как « величайшее произведение во всем мире, гения, рожденного в России »

Бурлаки на Волге Ильи Репина (1873)

Мой второй выбор — картина Ильи Репина. В более раннем блоге о Третьяковской галерее я просмотрел некоторые портреты Репина, но мои любимые его работы — это его работы в стиле соцреализма. Его самая знаковая и самая известная работа — работа, которую он начал в 1870 году и завершил в 1873 году. Это его картина под названием « Бурлаки на Волге, », которую купил второй сын царя. После революции коллекция великого князя была национализирована и сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Крестный ход в Курской губернии Ильи Репина (1880-1883)

Однако в Третьяковской галерее хранится еще одна замечательная картина Репина. Это его произведение 1883 года под названием Крестный ход в Курской губернии . Как и «Бурлаки на Волге», это монументальное полотно размером 175 × 280 см. Это ежегодный крестный ход в честь Курской иконы Божией Матери, во время которого знаменитая икона Курской Божией Матери проносится за двадцать пять километров от Коренной Лавры на юг, в город Курск. Действие картины происходит во время засухи, и мы видим большую группу людей, пересекающих выжженную землю. Склон холма справа, кажется, был недавно расчищен от древесины, и мы можем видеть свежие пни в земле. Еще дальше вдоль процессии мы можем увидеть еще одну платформу, на которой стоит что-то похожее на круглую икону, кроме которой есть два больших знамени. Дальше по ходу процессии мы можем только разглядеть большой крестный ход, который держат наверху.

Икононосцы

Руководители процессии несут носилки, на вершине которых находится икона в сложном неоклассическом футляре. Свет от множества свечей внутри витрины блестит и отражается от золотой ризы-оклада. Риза представляет собой металлический покров, защищающий икону. Слева мы видим ряд крестьян, держащихся за руки, чтобы никто из толпы не приблизился к иконе. Мы видим крестьянина, который держит перед собой палку, чтобы не дать покалеченному мальчику прорваться через оцепление.

Священник

 

За иконой следуют священники и более одетые люди, некоторые из которых прижимают иконы к груди. Обратите внимание, как Репин щеголевато изобразил одного из священников, тщательно поправляющего волосы. Репин также пренебрежительно изобразил крупную полную женщину в желтом платье и чепце, несущую за священником икону. Она прижимает к груди киот.

 

Что интересно в этом шествии, так это то, что в сообществе присутствует большое количество людей разного социального положения. Внимательно рассмотрите картину и обратите внимание на разных персонажей, которых изобразил Репин. Он своим изображением того, как люди одеты, подчеркивает разницу в их социальном статусе и подчеркивает неравенство жизни. Одни в лохмотьях, другие в богатых кафтанах.

Мальчик-калека

Мы сосредотачиваемся на юном горбуне, который борется со своим импровизированным костылем, полностью сосредоточенным на иконе, которую держат на плечах монахи. Для него икона может означать спасение. Для него жизнь не может быть хуже, и для него это шествие приведет его к лучшему существованию. Сравните это с позицией кавалерийского офицера верхом на коне, излучающего какое-то ханжеское благочестие, его поза кажется человеком, который лишь наполовину верит в силу иконы и, вероятно, в отличие от горбуна, мало нуждается в том, чтобы icon может предложить в любом случае. Это сцена «они и мы», сценарий «иметь и не иметь», который любил изображать Репин в своих соцреалистических картинах. Это было частью медленной подготовки к революции, которой потребовалось еще двадцать лет, чтобы прийти к ней с ее 19-летием. 05 первоначальных восстаний, которые в конечном итоге привели к окончательной революции 1917 года, которая окончательно уничтожила царское правление и неравенство в жизни. Для Репина процессия, которую мы видим перед собой на этой картине, может быть аллегорией медленного, но неуклонного продвижения рабочего класса к социальным изменениям. О своей картине Репин писал:

«…Я прилагаю все свои ничтожные силы, чтобы попытаться дать истинное воплощение моим идеям; жизнь вокруг меня очень тревожит и не дает покоя — так и просится запечатлеть на холсте…»

Дэвид Л. Джексон писал в своей книге «Передвижники и критический реализм в русской живописи девятнадцатого века», , что один художественный критик в то время с явным неодобрением писал о картине Репина и людях, смотрящих на нее, говоря, что они были :

«…неугодных, столпившихся вокруг него на выставке, отмечая преобладание раскрепощенных женщин с короткими стрижками, нигилистически настроенных юношей и сильный еврейский элемент; главные герои имперской ксенофобии…»

В то время как американский писатель и педагог Ричард Бреттелл написал о картине в очень нелестных выражениях, в своей книге Современное искусство, 1851–1929: капитализм и репрезентация, что изображено на картине:

«…жир , попы в золотых рясах, глупые крестьяне, убогие калеки, жестокоговорящие чиновники и надутые сельские сановники…»

Картина куплена ведущим коллекционером того времени Павлом Третьяковым за рекордные 10000 рублей и есть интересная история связано с этой покупкой. Третьяков хотел, чтобы Репин заменил служанок, несущих пустой киот, «прекрасной молодой девушкой, источающей душевный восторг». Репин отказался!

Вернулись грачи Алексей Саврасов (1871)

Мой третий выбор — пейзажная работа. Картина Алексея Саврасова 1871 года « Вернулись грачи, » считается одной из лучших его работ. Саврасова считают одним из самых выдающихся русских пейзажистов XIX века и считают одним из первых архитекторов «лирического пейзажа», иногда называемого «пейзажем настроения». В 1870 году Саврасов стал членом 9-го0028 Передвижники группа русских художников-реалистов, которые протестовали против академических ограничений и вместе с другими разочарованными начинающими художниками образовали кооператив художников, который в конечном итоге превратился в Общество передвижных художественных выставок в 1870 году, что позволило художникам разорваться вдали от спонсируемого государством академического искусства. В декабре 1870 г. Саврасов с женой отправились в Ярославль, а затем в Нижний Новгород, находившийся недалеко от реки Волги. Художник был поражен великолепием красивой русской деревни и много времени проводил на природе, рисуя пейзажи на пленэре.

На картине «Грачи вернулись», изображено начало весны, о чем свидетельствует возвращение этих птиц. На пейзажные работы Саврасова повлиял великий английский пейзажист Джон Констебл. Эту картину многие критики считают кульминацией творческого пути Саврасова. Изображение, которое мы видим перед собой, простое и изображает несколько несущественное появление птиц, возвращающихся домой весной в крайне непритязательный пейзаж, но это был способ Саврасова передать смену времен года от зимы к весне. Просто и в то же время красиво. Иван Крамской, русский художник и искусствовед, интеллектуальный лидер русского демократического художественного движения, писал, что пейзаж в «Грачи вернулись» был лучшим, что он когда-либо видел; и несмотря на то, что подобные пейзажи были написаны и другими известными русскими художниками, только «Грачи» отразили душу художника. Другой известный русский живописец, классик пейзажиста, Исаак Левитан, так отзывался о ее простоте, говоря, что хотя картина была очень проста, но за ее простотой скрывается нежная душа художника, любящего природу и ценящего ее. Картина укрепила репутацию Саврасова как пейзажиста и способствовала успеху первой выставки, организованной IX в.0028 Передвижники .

Последние два моих выбора — это историческая картина Василия Сурикова, которую Павел Третьяков купил для своей Галереи. Суриков родился в Красноярске, Сибирь, 24 января 1848 года и в возрасте двадцати одного года переехал в Москву. Многие считают, что он был величайшим русским историческим живописцем. Картины, как и многие другие картины Сурикова, объединяет одно – изображение толпы. Однажды он написал:

«…Я не могу видеть отдельных исторических деятелей, действующих без народа, без толпы, я хочу, чтобы они все вышли на улицу…»

«Боярыня Морозова» Василия Сурикова (1887)

Оба этих произведения искусства я выбрал висеть в Третьяковской галерее. Первая — его монументальная работа 1887 года под названием « Боярыня Морозова » размером 304 х 588 см. Боярыня — женщина высокого дворянства.
Царь Алексей Михайлович Романов, правивший с 1645 по 1676 год, был отцом Петра I Великого, и он начал реформы в России; один из которых предназначался для подчинения церкви царю. В результате реформ Русская православная церковь раскололась на никониан (тех, кто следовал новому курсу, заданному царем, название происходит от революционного патриарха Никона) и старообрядцев, которые были против радикальных перемен. Изменения включали ревизию икон и священных книг, были изменения даже в богослужении. Считалось также, что креститься нужно тремя пальцами, а не двумя. На картинке Боярыня и ее сторонники показаны двумя пальцами вверх, значит они старообрядцы.

Боярыня Морозова

На картине изображен арест Феодосии Морозовой, одной из самых известных старообрядцев, в 1653 году. Ее везут в цепях на простых крестьянских санях по узкой московской улице. Она была приговорена к ужасной смерти и теперь подвергается позору и оскорблениям. Она остается непоколебимой в своих убеждениях, и мы видим, как она взмахивает рукой вверх с двумя растопыренными пальцами – знак раскола. Она выглядит бледной и изможденной, но все же ее глаза блестят вызывающе. Мало кто из ее фолловеров осмеливается копировать ее жест, так как боится открыто выражать свою поддержку женщине из-за жестокого притеснения со стороны властей. Однако нищий справа поднимает два пальца в знак солидарности, в то время как другие склоняют головы в горе.

«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова (1881)

Вторая работа Сурикова и мой окончательный выбор — его картина 1881 года под названием «Утро стрелецкой казни» . Очень большая историческая работа Сурикова (218 х 379 см) изображает событие во время правления русского царя Петра Великого, второе стрелецкое восстание 1698 года. Стрельцы были пехотными отрядами, которые были сформированы в 16 веке русским царем Иваном IV. Иван Грозный». Эти подразделения считались элитными подразделениями. Со временем стрельцы стали силой за троном, и в 1682 году они попытались помешать Петру Великому взойти на престол в пользу его умственно отсталого сводного брата Ивана. Во время научной поездки Петра I по Западной Европе в 169 г.7 и 1698 г. восстали четыре тысячи человек из московских стрелецких полков. Восстание было подавлено, Петр I прервал свое турне и вернулся в Москву, чтобы наказать бунтовщиков жестокими расправами, вплоть до публичных казней и пыток. На картине Сурикова изображено разгром восставших. Место действия — Красная площадь, на заднем плане — большой собор Василия Блаженного. Каменная платформа слева — это Лобное место, 13-метровая каменная платформа, расположенная на Красной площади в Москве перед собором Василия Блаженного. Справа, верхом на коне, мы видим царя Петра Великого, рядом с которым стоят его советники. Слева мы видим стрельцов-бунтовщиков на подводах, их семьи и близкие окружают их, мучительно переживая надвигающуюся судьбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *