Боттичелли это кто: Sandro Botticelli: Biography of the Italian Painter, Famous Works, Facts, Renaissance | Arthive.com

Сандро Боттичелли — биография и произведения художника

Фото Все
Видео Все

Сандро Боттичелли – выдающийся итальянский художник, самый значимый среди мастеров эпохи Возрождения, представлял флорентийскую школу живописи. Самыми известными его картинами стали «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», благодаря которой он прославился на весь мир.

Когда речь заходит об эпохе Возрождения, то первое имя, которое приходит на ум – художник Сандро Боттичелли. Этот век стал золотым для одаренных людей, к которым принадлежал и Боттичелли, его имя тесно связано с историей Флоренции. Он оставил после себя бесценное наследие, по достоинству оцененное только спустя несколько столетий после его смерти.

Детство и юность

Настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Он родился 1 марта 1445 года в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. Сандро самый младший в семье, на момент его рождения родители уже воспитывали трех сыновей – Джованни, Симоне, Антонио. Два старших брата посвятили себя торговому делу, Антонио занимался ювелирным мастерством.

О том, откуда взялась фамилия Боттичелли, точно не знает никто. Биографы продолжают спорить по этому поводу, каждый раз выдвигая все новые версии. Согласно первой, прозвище появилось благодаря занятиям торговлей двух старших братьев, потому что в переводе «botticelle» — это бочонок. Вторая версия гласит, что прозвищем Боттичелли Сандро «наградил» брат Джованни, исключительно по причине своей полноты. А есть исследователи, утверждающие, что новую фамилию живописец получил от брата Антонио, ведь «battigello» переводится как «серебряных дел мастер». Какая из версий соответствует действительности, теперь уже не узнать, но факт остается фактом, художника знают во всем мире именно под именем Сандро Боттичелли.

В молодости на протяжении двух лет молодой человек трудился в ювелирной мастерской, его приняли в качестве ученика ювелира. В 1462 году (или в 1464-м, по другим данным) он начал обучение в художественной мастерской Фра Филиппо Липпи. Когда Липпи уехал из Флоренции в 1467 году, Сандро продолжил обучение у другого наставника – Андреа Верроккьо. Одновременно с Боттичелли у Верроккьо учился и Леонардо да Винчи. В 1469 году Сандро начал свою творческую биографию.

Живопись

Когда точно написано большинство полотен Боттичелли, неизвестно. Специалисты сумели определить примерные даты, применив для этого стилистический анализ. Первой, самостоятельно написанной работой Боттичелли, историки считают «Аллегорию силы». Художник закончил работу над ней в 1470 году, ее купил Торговый суд Флоренции, и разместил ее в своем зале. В настоящее время картина пополнила экспозицию галереи Уффици.

«Мадонна Евхаристии»

Первые самостоятельные полотна живописца характерны многочисленными изображениями Мадонн. Самой известной стала картина под названием «Мадонна Евхаристии», датированная примерно 1470-м годом. Тогда же Боттичелли обзаводится собственной мастерской. Он начал обучать талантливых юношей, среди которых оказался и сын его бывшего учителя – Филиппино Липпи.

Особенность стиля Боттичелли начала все больше проявляться после 1470-го года. Полотна того времени имели более яркую палитру, он научился передавать оттенки кожи человека, используя насыщенные охристые тени. С течением времени живописец научился более емко и живо передавать драматизм ситуации, его образы становятся все более экспрессивными, чувственными и живыми. Это достижение художника проявилось в одном из диптихов раннего периода (1470-1472г.г.).  Боттичелли изобразил ветхозаветный подвиг Юдифи, которой удалось обезглавить ассирийского захватчика Олоферна.

Картина «Святой Себастьян» Сандро Боттичелли

Первый раз Боттичелли изобразил на полотне обнаженное тело в работе под названием «Святой Себастьян». 20 января 1474 года, в день этого святого мученика, картину торжественно представили жителям Флоренции. Вертикальный холст отлично разместился на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.

К середине 70-х годов художник снова принялся за изображение портретов. В это время он написал «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи».

Кто этот юноша, запечатленный на полотне 1474-1475-го годов, осталось тайной на все времена. Существует мнение, что это автопортрет Сандро Боттичелли. По мнению других исследователей – в качестве модели художник пригласил своего родного брата Антонио. Выдвигалась и еще одна версия, это изображение самого автора-разработчика медали, или на картине запечатлен один из представителей семьи Медичи.

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»

Это могущественное флорентийское семейство и его окружение позволило художнику сблизиться с ними примерно в середине 70-х годов. 28 января 1475-го брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи, стал участником турнира со штандартом, который расписывал Боттичелли. Примерно в 1478 году Сандро написал и портрет самого Джулиано, брата главы Флорентийской республики.

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» донесло до наших дней лица всей семьи Медичи и даже их свиту. Частью этого полотна стал и сам Боттичелли, он изобразил себя в правом углу.

«Поклонение волхвов»

Против семейства Медичи организовали заговор, в результате которого 26 апреля 1478 года погиб Джулиано Медичи. Заговор провалился, выживший Лоренцо заказал Боттичелли фреску, которая украсила ворота, ведущие к палаццо Веккьо. На ней были изображены повешенные заговорщики. Однако фреска находилась над воротами не очень долго. Когда из Флоренции выгнали очень неудачливого правителя Пьеро Медичи, изображение уничтожили.

В конце 70-х годов популярность Сандро Боттичелли вышла за пределы родной Тосканы. Картины молодого художника очень понравились Папе Сиксту IV, и он выказал пожелание, чтобы талантливый живописец принялся расписывать стены в недавно построенной капелле. В 1481 году Сандро приехал в Рим, и вместе со своими коллегами приступил к работе над фресками. Боттичелли лично написал три фрески, в числе которых и «Искушение Христа», и одиннадцать портретов Пап. Спустя три десятка лет за роспись потолка в Сикстинской капелле примется Микеланджело, и о ней узнает весь мир.

Сандро Боттичелли «Искушение Христа»

Самые главные шедевры в своей творческой биографии Боттичелли создает в первой половине 80-х, когда он вернулся из Ватикана. Тему для их написания навеяли художнику античная культура и философия гуманистов, следовавших идеям неоплатонизма. Сближение живописца с ними состоялось именно в те годы. В 1482 году Сандро представил свою новую работу – картину «Весна», ставшую самым загадочным его произведением. До настоящего времени не определена ее четкая интерпретация. Есть мнение, что живописец создавал полотно под впечатлением от поэмы Лукреция «О природе вещей», особенно тем отрывком, где сказано, что вот и Весна идет в сопровождении Венеры и ее матери Флоры.

Это полотно, впрочем, как и два других – «Рождение Венеры» и «Паллада и кентавр» находилось в частной собственности троюродного брата флорентийского герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Эти три произведения искусства характерны своей певучестью, музыкальностью колорита, пластикой линий и какой-то скрытой музыкальностью. Боттичелли удалось найти такие тонкие нюансы, чтобы передать на полотне гармонию и чувство ритма, которыми не мог похвастаться ни один из его коллег.

«Весна» «Рождение Венеры» «Паллада и кентавр»

С конца 1470-х до начала 1480-х годов Сандро создает иллюстрации для «Божественной комедии» Данте. Он выполнил целую серию рисунков пером на пергаменте. До наших дней дошли несколько, среди которых больше всех выделяется «Бездна ада». Религиозная тематика того периода творчества художника представлена полотнами «Мадонна с младенцем на троне», написанная в 1484 году, «Благословение Честелло», над которой он трудился с 1484-го по 1490-й годы, «Мадонна Магнификат» 1481-1485-й годы, «Мадонна с гранатом», созданная примерно в 1487 году. «Мадонна Магнификат» получила известность при жизни художника,  она стала одним из его тондо. Выполненная в форме круга, самом популярном формате того периода во Флоренции, картина принесла мастеру славу и признательность почитателей его таланта.

Герои изображены на ней на фоне пейзажа, как и в других его полотнах.

«Мадонна Магнификат» «Мадонна с гранатом» «Мадонна с младенцем»

С 1490-го по 1500-й годы живописец попал под влияние учения, которое проповедовал монах-доминиканец Джироламо Савонаролы. Он выступал с критикой церковных порядков того времени и излишеств, которыми изобиловала светская жизнь. Боттичелли так проникся идеями доминиканца, его призывами покаяться и вести аскетичный образ жизни, что отказался от радостных оттенков палитры, пользовался более темными и сдержанными тонами.

«Юдифь»

Художник перестал писать портреты на фоне пейзажей и различных элементов интерьера. Ярким примером этого является полотно «Портрет Данте», написанное примерно в 1495 году. Характерными картинами того периода творческой биографии художника можно назвать полотна «Оплакивание Христа» и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», созданные приблизительно в 1490 году. В 1495 году Боттичелли создает свою единственную позднюю картину на светскую тему под названием «Клевета Апеллеса».

«Мистическое рождество»

В 1498 году Савонаролу обвинили в ереси и казнили, а до этого умер Лоренцо Медичи, случились политические заварушки в Тоскане – все это серьезно повлияло на Сандро Боттичелли. Его полотна стали еще более мрачными и мистическими. В 1500-м году живописец создает очередной шедевр – картину «Мистическое рождество», ставшую главным достижением того периода, и последней из его значимых работ. Эта картина стала единственной датированной и подписанной работой мастера. Последними, очень немногочисленными работами Сандро Боттичелли стали полотна, изображающие сценки из жизни римлянок Лукреции и Виргинии, и сцены из жития Святого Зиновия.

Личная жизнь

Найти какие-нибудь подробности личной жизни художника достаточно трудно. Известно, что он так и не нашел свое семейное счастье, хотя и был влюблен на протяжении нескольких лет. Предметом его пылкой страсти стала Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции, и любимая женщина Джулиано Медичи.

Портрет Симонетты Веспуччи

Именно она изображена на многих полотнах Боттичелли, с нее он писал свои лучшие образы. Девушка умерла в самом расцвете лет, в 1476 году, когда ей исполнилось всего 23 года.

Прямых наследников у Сандро Боттичелли тоже не осталось.

Смерть

На протяжении примерно пяти лет перед смертью художник отошел от работы, он обеднел так, что если бы о нем не вспомнил, тогда еще здравствующий Лоренцо Медичи, и другие состоятельные люди, то он мог запросто умереть голодной смертью. Сандро Боттичелли не стало 17 мая 1510 года, ему шел 66-й год. Прославленный художник нашел свой последний приют на флорентийском кладбище церкви Всех Святых.

Именем Сандро Боттичелли назван один из кратеров на Меркурии.

Известные картины

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кто он такой, годы жизни, самые известные картины, суть и периоды творчества живописца, автопортрет.

Вклад Сандро Боттичелли в развитие мирового искусства
  • Биография Сандро Боттичелли
  • Самые известные картины Сандро Боттичелли

Updated:

Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli; родился 1444/1446 — умер 17 мая 1510 гг.) — флорентийский художник XV века и яркий представитель раннего Итальянского Ренессанса. Среди современников он выделяется особенным стилем. Когда другие мастера увлекались перспективой и объемом, Сандро Боттичелли предпочитал ясные и лаконичные линии, сосредоточившись на передаче человеческих чувств. Его Мадонны и лики святых — по сути полные психологизма портреты, передающие тонкие душевные переживания. По сравнению с другими работами той эпохи, картины Боттичелли выглядят более легкими и изящными, а сдержанные эмоции его героев трогают нас даже спустя 500 лет.

Сандро Боттичелли. Предполагаемый автопортрет в картине «Поклонение волхвов», 1475

Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли родился во Флоренции и стал четвертым сыном в семье обеспеченного ремесленника. Точная дата рождения художника неизвестна, достоверно предполагаемый промежуток времени — между 1444 и 1446 годами. Традиционно указывается 1 марта‎ ‎1445 года. Известное нам имя Боттичелли получил в старшем возрасте: это прозвище его брата-купца, которое означает «бочонок». Полученное при крещении имя звучало так: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем»,1470

В ранней юности Сандро Боттичелли устроили учиться в ювелирную мастерскую, где он освоил искусство точного рисунка. С тех пор в его творчестве главной всегда была линия, а не цвет. Характерные для мастера черты — четкие контуры фигур, наличие узоров и орнаментов. Стать художником юноша решил после того, как увидел вызвавшие восхищение работы Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). В ученики к этому известному живописцу Боттичелли устраивается примерно в 1462 году.

Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем и ангелом», 1470

Сандро Боттичелли.

«Аллегория силы», 1470

К моменту смерти Фра Филиппо Липпи в 1469 году Боттичелли уже стал самостоятельным и довольно успешным художником. Он писал на заказ прекрасных Мадонн и взял нескольких учеников, включая сына собственного учителя. Первую славу ему приносят «Аллегория силы», написанная для украшения зала суда, и «Поклонение волхвов», созданное для капеллы Медичи. Вторая работа вызвала всеобщее восхищение и обеспечила автору многолетнее покровительство влиятельного семейства Медичи.

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов», 1475

Сандро Боттичелли. «Портрет Джулиано Медичи», 1478

В 1481 году Боттичелли принимает участие в росписи Сикстинской капеллы. Он написал три большие сцены и несколько воображаемых портретов пап. Во Флоренцию художник вернулся еще более известным, к тому времени многие его конкуренты покинули город: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) уехал в Милан, Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio) — в Венецию.

Сандро Боттичелли. «Паллада и Кентавр», 1482

В 1480-е годы живописец работал больше, чем когда-либо, и создал самые известные произведения, в том числе «Рождение Венеры» и «Весну». Две другие известные работы на тему античной мифологии — «Венера и Марс», написанная по случаю свадьбы в семействе Медичи, и «Паллада и Кентавр», символизирующая победу разума над страстями.

Сандро Боттичелли. «Венера и Марс», 1485

В начале 1490-х Флоренция пострадала от глубокого кризиса. Лоренцо Медичи умирает, вскоре французские войска изгоняют из города оставшихся представителей этого семейства. Неофициальным главой некогда веселой и свободной Флоренции стал мрачный монах Савонарола (Girolamo Savonarola), призывавший народ к покаянию и предрекавший конец света. Предположительно, Сандро Боттичелли тоже проникся духом этих проповедей. Он стал рисовать меньше и выбирал только религиозные темы для поздних работ. Умер художник 17 мая 1510 года в бедности, оставшись на попечении племянников. Своих детей у него не было.

Сандро Боттичелли. «Оплакивание Христа», начало 1490-х

Трудно поверить, что этого художника ждало долгое забвение. В течение ста лет после смерти, до начала маньеризма, мало кто вспоминал о нем. Затем он снова оставался в тени более знаменитых мастеров Возрождения. Лишь в XIX веке к нему пришла заслуженная слава. Во многом это произошло благодаря братству Прерафаэлитов, которые оценили красоту и благородство образов Боттичелли и многое переняли у него.

Сандро Боттичелли. «Три Грации» (фрагмент картины «Весна»), 1482

Самые известные картины Сандро Боттичелли

Картины Сандро Боттичелли чаще всего развивают религиозные темы: он написал много Мадонн, святых и библейских событий. Важное место в его творчестве занимают работы с героями античных мифов и портреты. Вот несколько самых известных произведений мастера:

  • «Святой Себастьян», 1474. Редкий случай, когда художник изобразил подробно прописанное обнаженное тело мужчины. Но еще лучше получилось лицо героя, в котором читается задумчивость, терпение и равнодушие к смерти.
  • «Весна», 1482. Аллегорическая сцена воплощает философские, исторические и религиозные смыслы. Вдохновением для нее послужили поэмы Лукреция и Овидия.
  • «Рождение Венеры», 1485. Эта картина — одна из самых узнаваемых не только у Боттичелли, но и во всей западной культуре. Считается, что моделью для прекрасной Венеры стала красавица Симонетта Веспуччи (Simonetta Vespucci).
  • «Благовещение Честелло», 1490. В этом традиционном библейском сюжете ярко проявился стиль художника. Позы героев неестественны, но лица, волосы и складки одежды — удивительно достоверны.
  • «Мадонна с младенцем и ангелом», 1470. Картина, известная также под названием «Мадонна Евхаристии», надолго была предана забвению. Лишь в конце XIX века произведение вызвало интерес, оказавшись в коллекции известной американской меценатки Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner; 1840-1924).
  • «Оплакивание Христа», 1490-1492. Этот шедевр итальянского Ренессанса посвящен одному из самых драматических сюжетов Библии — прощанию близких с казненным Спасителем. Боттичелли создал два произведения с аналогичным сюжетом и одинаковым названием. Первая картина была написана для алтаря флорентийской церкви Санта Мария Маджоре, а вторая в 1492-1495 гг. для церкви Сан Паолино во Флоренции.

Сандро Боттичелли. «Святой Себастьян», 1474

Сандро Боттичелли. «Весна», 1482

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», 1485

Сандро Боттичелли. «Благовещение Честелло», 1489-1490

Если вам нравятся произведения старых мастеров, с помощью сайта Very Important Lot можно пополнить свою коллекцию. Здесь регулярно проходят аукционы, где можно приобрести работы русских и зарубежных живописцев. Также предоставляется возможность недорого купить картины у современных художников напрямую.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Гиперреализм — идеальная достоверность художественной иллюзии Альфред Кубин: биография, творчество, лучшие работы австрийского художника-экспрессиониста XX века Джон Констебл: биография, творчество, лучшие картины художника Андре Дерен — представитель радикального направления в искусстве: биография и лучшие картины художника Казни в живописи: «расстрельное» искусство Томас Гейнсборо — один из важнейших художников Великобритании В Москве проходит выставка художника-шестидесятника Владимира Вейсберга Как стать коллекционером: гид для новичка Мучайся и страдай, или Пытки в живописи Жертвоприношения на картинах

    Британика

    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • Этот день в истории
    • Викторины
    • Подкасты
    • Словарь
    • Биографии
    • Резюме
    • Популярные вопросы
    • Инфографика
    • Демистификация
    • Списки
    • #WTFact
    • Товарищи
    • Галереи изображений
    • Прожектор
    • Форум
    • Один хороший факт
    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • Britannica объясняет
      В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
    • Britannica Classics
      Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
    • Demystified Videos
      В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
    • #WTFact Видео
      В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
    • На этот раз в истории
      В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
    • Студенческий портал
      Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
    • Портал COVID-19
      Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
    • 100 женщин
      Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
    • Спасение Земли
      Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
    • SpaceNext50
      Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

    Страница не найдена

    Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

    Викторина по лексике для 11-го класса

    Основные события в жизни Константина I

    Плохие новости о человеческой природе в 10 выводах из психологии

    Кем был Сандро Боттичелли и почему он был важен? – ARTnews.com

    Возможно, без Сандро Боттичелли история западного искусства была бы другой. С членами влиятельной семьи Медичи в качестве его главных покровителей Боттичелли получил множество громких заказов, некоторые из которых считаются лучшими достижениями движения Возрождения. На протяжении второй половины 15 века он создавал светские портреты флорентийской элиты, а также религиозные и мифологические сцены, которые определили новую эру художественных достижений. По случаю продажи Sotheby’s на этой неделе редкого однофигурного портрета Боттичелли, Молодой человек, держащий медальон, , который, как ожидается, станет одним из самых дорогих произведений искусства старых мастеров, когда-либо проданных на аукционе, представляет собой путеводитель по карьере художника и основополагающим работам.

    Ранняя карьера

    Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, также известный как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции примерно в 1444–1445 годах. Его отец был кожевником, который отдал юного Сандро в ученики к ювелиру. Но предпочтение Боттичелли живописи привело его к первому этапу его художественной карьеры, когда он был еще подростком. В конце 1450-х он поступил в мастерскую художника Фра Филиппо Липпи, чьи выразительные фигуры и бледные оттенки повлияли на зрелые работы Боттичелли. Боттичелли также учился у других ведущих художников эпохи Возрождения, таких как Антонио Поллайоло и Андреа дель Веррочио, чьи скульптуры подчеркивали человеческую анатомию таким образом, который позже появится в искусстве Боттичелли.

    Именно семья Медичи помогла создать репутацию Боттичелли. К середине 15 века политическое и финансовое влияние Медичи во Флорентийской республике сделало эту семью фактической властью в регионе. Восходящая звезда Боттичелли взошла вместе с правлением Лоренцо Великолепного, который культивировал элитный круг ученых-гуманистов, меценатов и банкиров.

    Сандро Боттичелли, 90 139 Поклонение волхвов 90 140, 1475–76. Галерея дельи Уффици

    Семья будет фигурировать в создании одного из самых ранних шедевров Боттичелли, Поклонение волхвов (1475–1476), который был заказан для алтаря Гаспаре ди Заноби дель Лама в церкви Санта-Мария-Новелла. Показывая фронтальный вид религиозной сцены, картина включает в себя портреты трех волхвов, лица которых основаны на лицах членов семьи Медичи. Также включен портрет художника в крайнем правом углу, обращенного к зрителю — жест, указывающий на его связи с политической семьей. После заговора Пацци в 1478 году, который привел к убийству Джулиано Медичи, Боттичелли было поручено нарисовать памятный портрет умершего лидера над Порта делла Догана во Флоренции.

    Сандро Боттичелли, Искушение Христа , 1481. WikiArt/Public Domain

    Престижный заказ: Сикстинская капелла

    В рамках своей знаковой книги 1550 года «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов » историк искусства Джорджо Вазари написал отчет о ранней карьере Боттичелли, сосредоточив внимание на периоде до художник выполнял заказы по росписи флорентийских церквей, что сделало его известным. Как рассказывает Вазари, в 1470 году Боттичелли основал собственную мастерскую, а к 1480 году достиг вершины своей карьеры. В 1481 году, наряду с художниками Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Пьетро Перуджино и другими, Боттичелли был среди нескольких итальянских художников, нанятых для украшения Сикстинской капеллы по заказу папы Сикста IV. Обмен был результатом дипломатии Лоренцо Медичи, которую некоторые историки описали как попытку государственного деятеля заключить союз с Папой. Расположен напротив папского престола, картина Боттичелли, Искушение Христа изображает различные победы Христа над замаскированным сатаной, как описано в Евангелии от Матфея. Как и в других своих религиозных картинах, Боттичелли отдает здесь дань уважения своему покровителю. В левом верхнем углу сцены изображен лес, поросший дубами, который можно было бы считать символом могущественной семьи Делла Ровере, к которой принадлежал Папа Сикст IV. В центре иерусалимский храм изображен как фасад капеллы Санта-Мария-ин-Траспонтина церкви Санто-Спирито-ин-Сассия в Риме, намек на проект реконструкции церкви Папы в 1475 году.0125 Сандро Боттичелли, г. Рождение Венеры г., ок. 1485. Галерея дельи Уффици

    Мифологические сцены

    В 1480-х и 90-х годах, когда популярность художников эпохи Возрождения росла, Боттичелли создал две из своих самых известных работ: Primavera (ок. 1480) и Рождение Венеры (ок. 14 85) . В обоих представлены мифологические сюжеты, олицетворяющие ценности, господствовавшие в Италии того времени. Многие из этих верований произошли от гуманизма, интеллектуального движения, которое делало упор на классическую литературу, философию и науку в надежде двигаться к более чистой форме христианства. Взяв за основу изображения, созданные древнегреческими художниками,   Рождение Венеры представляет собой центральную женскую фигуру, созданную по образцу скульптуры Venus pudica . Известно, что на изображении изображена богиня, прибывающая на берег Киферы среди белых волн и плавающей флоры. Многие фигуры Боттичелли имеют натуралистически выглядящие тела, которые были анатомически правильными, но здесь художник пошел другим путем, слегка удлинив грудь Венеры и используя ее форму для более выразительных средств.

    И где-то около 1482 года Боттичелли завершил аллегорическую сцену Primavera, , который, как полагают, был заказан Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (двоюродным братом политика и мецената) по случаю его свадьбы с Семирамидой Аппиани в мае того же года. Здесь фигуры Боттичелли вдохновлены «De Rerum Natura» классического поэта Лукреция и римским праздничным календарем «Fasti» Овидия. Венера снова является центральной фигурой в этой работе, представляя здесь брак и плодородие; ее сын Купидон показан с завязанными глазами и указывает стрелой желания на Трех Граций, которые символизируют добродетели Целомудрие, Красота и Любовь. В крайнем левом углу картины Меркурий разгоняет своим посохом зимние облака, чтобы прозвучать начало весны, а в крайнем правом углу картины Зефир, западный ветер, преследует Хлориду, инициируя ее превращение во Флору, богиню весна. Картина объединяет тропы, заимствованные из готической религиозной живописи, с классическими идеями гуманистов, которые просачивались в эпоху раннего Возрождения. Как утверждает ученый Лилиан Цирполо в «Примавера» Боттичелли: урок для невесты , работа могла быть предназначена для того, чтобы рассказать невесте Медичи о роли женщины в браке. Обе картины в настоящее время хранятся в галерее Уффици во Флоренции, где они входят в число двух главных достопримечательностей музея.

    Сандро Боттичелли, Молодой человек с медалью Козимо Медичи , ок. 1474. Галерея дельи Уффици

    Светская портретная живопись

    Хотя его работы, вдохновленные мифологией, являются одними из самых известных в его творчестве, Боттичелли создал ряд одиночных портретов, когда этот жанр утвердился в Северной Европе. Известно, что существует всего восемь портретов художника, большинство из которых находится в международных музейных коллекциях. Среди наиболее широко известных из них Молодой человек с медалью Козимо Медичи (ок. 1474 г.). Поскольку фламандская живопись была доступна через мировую торговлю, элементы этих полотен вскоре были переняты художниками раннего итальянского Возрождения. Опираясь на изобретение работы Ганса Мемлинга, в которой центральная фигура изображена на фоне пейзажа, портрет Боттичелли предлагает взглянуть на флорентийскую гуманистическую элиту. Медальон, который держит фигура, представляет собой эмблему, используемую в портретной живописи в память о умерших или религиозных добродетелях.

    На другом портрете Джулиано Медичи (ок. 1478–1480), хранящемся в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия, изображен недавно убитый младший брат Лоренцо. Считается, что голубь на переднем плане и открытое окно сзади — символы смерти — напоминают о кончине фигуры. Боттичелли также нарушил условности, продолжая раздвигать границы жанра еще раз, создав картину «Портрет молодого человека» (1480), которая теперь принадлежит Национальной галерее в Лондоне. На этой картине юноша изображен лицом вниз, все его лицо в поле зрения — отклонение от обычной композиции итальянских портретов той эпохи, где натурщики были слегка отвернуты от зрителя, оставляя их лица частично невидимыми.

    Сандро Боттичелли, Честелло Благовещение , 1489. Галерея дельи Уффици

    Религиозные сюжеты

    Primavera и Рождение Венеры часто считаются шедеврами Боттичелли, но на самом деле художник создал больше религиозных сюжетов, чем мифологических сцен. Благовещение Честелло , которое художник завершил в 1489 году для семейной часовни Гварди в монастырской церкви Честелло, является одним из его шедевров в этом ключе. На фоне травянистой сельской местности, созданной под влиянием фламандской пейзажной живописи и окруженной стеной, картина, которая сейчас принадлежит Уффици, изображает библейский эпизод, в котором архангел Гавриил спускается с небес, чтобы сказать Деве Марии, что она нести дитя божье. Боттичелли подчеркивает драматизм момента, показывая каждую фигуру в движении.

    Еще одной ключевой религиозной сценой в творчестве Боттичелли, выполненной в круглом формате, известном как тондо, является Мадонна Магнификата , в которой Дева Мария пишет Магнификат, христианский гимн в открытой книге, с младенцем Христос у нее на коленях, словно два ангела венчают ее. Здесь могут снова появиться покровители Боттичелли — некоторые историки утверждают, что Мадонна была создана по образу Лукреции Торнабуони, жены Пьеро Медичи. Такие картины сейчас считаются очень ценными. В 2013 году на рынке появилось еще одно широко известное полотно с тем же изображением. Мадонна Рокфеллера , когда-то принадлежавшая Джону Д. Рокфеллеру-младшему, продана на Christie’s за 10,4 миллиона долларов.

    Сандро Боттичелли, Мадонна де Магнификат , 1481. Галерея дельи Уффици

    Поздний период

    В период изгнания Медичи, продолжавшегося до 1512 года, когда семья вновь обрела власть, последний этап жизни Боттичелли совпал с изменением политического климата во Флоренции. Когда город переживал политические потрясения, поздний период карьеры Боттичелли определялся его верностью итальянскому монаху и религиозному реформатору Джироламо Савонароле. По мере того, как художник следовал моралистическим учениям Савонаролы и осуждал флорентийские излишества, его стиль менялся. К 1500 году художник сосредоточил свое творчество на религиозной тематике, создав Мистическое Рождество (1500–01), объединяющее историю рождения и возвращения Христа на краю света в одно полотно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *