Богиня нефтида в древнем египте: Богиня Нефтида — Роль и религиозная позиция

Богиня Нефтида — Роль и религиозная позиция

Древнеегипетская культура признает Нефтиду, также известную как Небет-Хет, могущественной богиней. Она принадлежала к Великой Эннеаде Гелиополиса из египетской мифологии. Мифы признают Нефтиду дочерью бога Геба и богини Нут. Мифология объединяет саму богиню с Исидой, ее сестрой, в погребальных обрядах.

Они оба были защитниками мумий. Более того, богиня также была сестрой и женой бога Сета. Мифология связывает Нефтис с трауром, ночью, родами, магией, храмовыми службами, защитой, бальзамированием и пивом.

Иконография богини Нефтиды

«Нефтис» буквально переводится как «Хозяйка дома». Многие люди в прошлом ошибались дословным переводом ее имени и идентифицировали ее как женщину, которая управляет домашним домом. Ошибка повторяется во многих сказках, связанных с ее божеством. Однако имя богини конкретно означает «Госпожа Храма». Это напрямую связывает ее с ролью жрицы.

Скорее всего, само название – это просто имя, описывающее функцию Нефтиды. Это связывает ее с одним конкретным храмом или особым ритуалом египетского храма. Кроме того, Нефтида и Исида представляют собой монументальные ворота древнеегипетского храма. Этот вход символизировал сестер и Ахет или горизонт.

Отношения богини

Тексты пирамид пятой династии описывают Нефтиду как богиню гелиополитанской Эннеады. Нефтис – сестра Осириса, Исиды и воинственного божества Сета. В отличие от Исиды, которая представляет опыт рождения, Нефтида символизирует опыт смерти.

Немногие древнеегипетские храмовые богословы называют Нефтиду «богиней-помощницей» или «превосходной богиней». В этих египетских текстах богиня описывается как олицетворение покровительства и божественной помощи. Более того, мифология рассматривает богиню как мать божества Анубиса. Однако в других мифах Анубис появляется как сын Исиды или Бастет.

Согласно известной сказке об Осирисе, богиню называли главной кормящей матерью воплощенного бога Гора. Тексты считают ее кормилицей правящего фараона. В сказках чаще всего изображается Нефтис в этой роли. Однако, согласно другим мифам, богиня представляла собой опасное и жестокое божество. Легенды гласят, что Нефтида могла своим горячим дыханием сжечь врагов фараона.

Символизм богини

Воздушный змей или женщина с крыльями сокола символизируют богиню в погребальной роли. Распространенные крылья символизируют защиту. Ассоциация Нефтиды с египетским ястребом напомнила древним стенания во время траурных ритуалов.

Более того, Тексты пирамид идентифицируют связь Нефтиды со смертью и разложением. Иероглифы, изображающие ее имя, представляли собой комбинацию знаков, обозначающих закрытие священного храма, и символа дамы наверху знака ограждения.

В сказках богиня изображалась как болезненная, но жизненная сила небесного перехода. По сути, это означало, что фараон стал сильнее в своем путешествии в загробную жизнь благодаря Исиде и Нефтиде. Всем мертвым посоветовали рассматривать ее как необходимую спутницу в их космическом путешествии. Более того, тексты пирамид рассматривают сестер, Исиду и Нефтиду, как силу, перед которой трепещут в страхе демоны. Кроме того, их магия была необходима для перемещения по различным уровням Дуата или царства смерти.

Нефтис в различных мифологиях

Недавние исследования поставили под сомнение связь богини с Сетом. Леваи, египтолог, отмечает, что в ранних египетских источниках очень мало информации, которая связывает Нефтиса с Сетом. По ее словам, брак богини с Сетом не был составной частью легенды об убийстве и воскрешении Осириса.

Нефтида помогает Исиде

В знаменитой сказке рассказывается, как Нефтис помогал Исиде собрать и впоследствии оплакивать тело Осириса после того, как Сет убил его. Более того, она служила бдительным опекуном маленького Хоруса. В частности, в текстах пирамид Исида упоминается как биологическая мать, а Нефтида – как кормящая мать.

Нефтида играет с Осирисом

Нефтис также был одним из четырех «Великих Повелителей», которые управляли культовым центром Осириса Бусирис в Дельте. Кроме того, она занимает почетное положение в священном городе Абидос. В городе проводились летописные обряды, в которых две избранные женщины играли роль Исиды и Нефтиды. Вместе выбранная жрица исполняла «Оплакивание Исиды и Нефтиды». Ритуальный элемент, широко известный как «Праздничные песни Исиды и Нефтиды», стал важным элементом нескольких обрядов Осириса в крупных египетских культовых центрах.

Защитники канопических кувшинов

Кроме того, богиня была одной из хранительниц канопских кувшинов в Хапи. Сын Гора, Хапи, охранял забальзамированные легкие. Таким образом, Нефтис был удостоен титула «Нефтида Ложи Жизни». Это напрямую относилось к ее регенеративным способностям на столе для бальзамирования.

Королева магазина бальзамировщиков

Кроме того, город Мемфис удостоил богиню титула «Королевы лавки бальзамировщиков». Здесь люди связывали ее с Анубисом с головой шакала как покровителем. Кроме того, люди также считали богиню праздничным божеством. Ее обряды могли одобрить употребление алкогольного пива.

Богиня пива в Эдфу

Другие барельефы в Эдфу, Дендере и Бехбайте демонстрируют, как фараоны подносят ей щедрые пивные подношения. Позже она вернет пиво, используя свою силу как пивная богиня, и благословит фараона радостью без похмелья.

Изображение богини

Общие текстовые темы представляют богиню как кого-то, чьей уникальной областью была тьма или опасные края пустыни. Древний миф в Папирусе Весткар повествует историю богини вместе с Месхенет и Хекет. В сказке боги путешествовали как переодетые танцоры, помогая жене священника из Амона-Ре, готовой родить сыновей, предназначенных для славы и богатства.

 На нескольких керамических амулетах изображена Нефтида. Кроме того, богиня присутствует во множестве волшебных папирусов, призванных призвать ее благородные качества, чтобы помочь смертным.

Вывод

Люди понимали Нефтиду менее ясно, чем ее сестра Исида. Однако она была не менее важна в египетской религии. Работа Эрика Хорнунга и нескольких других ученых подтвердила религиозную позицию Нефтиды. Более того, во времена 19-й династии в городе Сепермеру был построен храм Нефтиды. Фараон Рамсес II возглавил этот проект из-за своей преданности богине. Точно так же есть несколько свидетельств могущества и славы богини Нефтиды.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

богиня рассвета и заката жизни

Для древних египтян Нефтида (или Небетхет) была одной из основных богинь их пантеона. Её имя фигурирует во многих древних текстах, с ним связано немало мифологических сюжетов. История Нефтиды неразрывно связана с судьбами Осириса и Исиды, верховной пары божеств Древнего Египта. Сама же Нефтида правила в потустороннем мире. 

Как ни странно, но и смерть, и рождение считались сферой власти этой богини. В облике Нефтиды, что можно увидеть на фресках древнеегипетских храмов, присутствует немало скрытых символов. Что рассказывают мифы о ней? Как Нефтида оказывала покровительство людям?

Нефтида – загадочная богиня Древнего Египта

Нефтида – жена и любовница братьев

Родителями Нефтиды были великие божества Нут и Геб, что воплощали силы единства земли и небес, а значит, плодородия. Легенда о рождении детей верховной пары рассказывает, что Нут и Геб однажды разгневали бога Ра, ведь беспрестанно находились в объятиях друг друга. 

Тогда бог ветра Шу разделил влюблённых. На тот момент Нут уже была беременна, а вскоре родила четырёх детей: Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Именно с этой четвёркой божеств связаны самые драматичные события мифов древних египтян.

Супругом Нефтиды стал её брат Сет. В те времена подобное не запрещалось – тем более, среди представителей царского рода или богов, которых они олицетворяли. На мой взгляд, в браке с Сетом Нефтида была несчастна. 

Некоторые тексты называют её “безжизненной почвой”, подразумевая бесплодие, но это не так. Мифы рассказывают, что Нефтида безумно влюбилась в другого своего брата, Осириса. Решив обмануть сурового супруга, который не мог подарить ей ребёнка, богиня обольстила Осириса, приняв облик его жены и сестры Исиды.

Две сестры – Нефтида и Исида

Единство Нефтиды и Исиды

Через положенный срок у Нефтиды родился маленький Анубис (в преданиях есть версии об отцовстве Ра или Сета). Вот только сама молодая мать испугалась гнева мужа, решив бросить новорождённого в камышовых зарослях Нила. К счастью, малыша нашла Исида, что воспитала племянника как родного сына. 

Интересно, что в коварных кознях Сета, погубившего Осириса, многие исследователи косвенно обвиняют Нефтиду. На мой взгляд, Сет более стремился заполучить власть над Египтом, нежели отомстить за измену с собственной супругой.

Когда Сет принял облик дикого зверя и растерзал тело своего брата на множество частей, Нефтида во всём помогала несчастной сестре. Вместе с Исидой она странствовала по миру, помогая найти части тела возлюбленного и брата. 

В древних текстах рассказывается, что Нефтида и Анубис сыграли основную роль во время магического обряда Исиды по воскрешению Осириса. Позднее, когда у Нефтиды появился племянник Гор, богиню называли его кормилицей. Возможно, таким образом одна из сестёр старалась искупить свою вину за оставленного ребёнка, которого воспитала приёмная мать.

Внешний облик Нефтиды

Как же выглядела Нефтида? На старинных скульптурах и фресках мы видим богиню в облике молодой девушки, стройной и привлекательной. Как и её сестра, Нефтида могла превращаться в коршуна. Над её головой всегда возвышается корона. Это отличительный признак Нефтиды, ведь головной убор представляет собой иероглиф имени Небетхет.

Нередко на древних фресках Нефтида показана женщиной с крыльями за спиной. Они являются особенным символом. В Древнем Египте верили в некий “ветер жизни”. 

Считалось, что вызвать его могут лишь две сестры. Когда Исида и Нефтида одновременно машут своими крыльями, воздух наполняется энергией жизни, способной возродить мёртвого человека или бога.

Согласно верованиям египтян, Нефтида отождествлялась с тёмным временем суток. После своего пути по небосклону солнечный бог Ра опускался к мрачным водам реки иного мира. 

Его сопровождала Нефтида, что с помощью чар помогала избежать нападения грозных чудовищ, мечтающих уничтожить свет. В своих трудах Плутарх говорит, что Исида властвует над материальным миром, а Нефтида – над тем, что нельзя увидеть. 

С распространение культа Нефтиды богиня получила новые функции. Ей приписывали власть над рождением и смертью, а особенную силу она получала в час утренней и вечерней зари.

Почитание богини

В Древнем Египте Нефтиде было посвящено два масштабных торжества, что отмечались ежегодно. Один из праздников проходил в храме Гора, племянника богини. Проводился он в месяц фармути (начало весны), а назывался “Ликование сердца Нефтиды”. Вероятно, смысл праздника заключался в радости из-за победы Гора над злым сетом, убившим его отца.

Осенью, во время сезона перет, проходило ещё одно торжество, связанное с именем Нефтиды. В “День плача” египтяне вспоминали историю, связанную с двумя сёстрами, Нефтидой и Исидой. 

Как и знаменитые богини, народ Древнего Египта оплакивал погубленного Осириса, призывая бога возродиться. В торжествах, посвящённых памяти бога, участвовали плакальщицы, профессия которых подразумевала скорбные песни и плач по умершим.

До наших дней сохранилось несколько древних амулетов, на которых изображена Нефтида. Все они находились в усыпальницах царей, располагались рядом с талисманами Исиды. Египтяне верили, что по пути в загробный мир две божественные сестры обязательно помогут душе фараона обрести бессмертие.

Изображение Нефтиды (в центре) в храме Сети I

Нефтида – загадочная и неоднозначная богиня. О ней известно не так много, ведь её называют и рассветной звездой, и покровительницей мёртвых, и властительницей магии и чар. Вероятно, все эти качества были присущи египетской богине, чей культ признан одним из самых древних в мире.

Нефтис — Энциклопедия всемирной истории

Нефтис был одним из первых пяти богов древнего Египта, рожденным от союза Геба (земли) и Нут (неба) после сотворения мира. Она была четвертым рожденным после Осириса, Исиды и Сета и была старшей сестрой Гора (обычно называемого Гором Старшим).

Как одна из древнейших богинь Египта, она была членом Эннеады Гелиополиса, трибунала девяти богов огромной силы. Ее культовыми центрами были Гелиополь, Сену, Хебет, Пер-мет, Ре-неферт и Хет-секем. Вопреки утверждениям некоторых ученых о том, что в Египте ей никогда не поклонялись, храмы Нефтиды были довольно распространены, и она считалась чрезвычайно важной богиней с додинастического периода (ок. 6000–3150 гг. до н. э.) до династии Птолемеев (323–323 гг. 30 г. до н.э.), последняя династия, правившая Египтом до того, как он стал провинцией Рима.

Удалить рекламу

Реклама

Название и символы

«Нефтис» — это латинская версия ее египетского имени «Небтут» (также называемого Небет-хет и Небт-хет), которое переводится как «Хозяйка ограждения храма» или «Хозяйка дома», и ее обычно изображают с иероглиф «дом» на ее короне. «Дом» не является ни земным домом, ни храмом, но связан с небесами, как он был связан с воздухом и эфиром. «Ограждение» может относиться к внутреннему двору за пределами храма, поскольку она была представлена ​​пилонами за пределами храмов в ее роли богини-защитницы; так же, как пилоны и стены защищали внутренний храм, Нефтида защищала души людей.

YouTube Следите за нами на YouTube!

С самого начала она ассоциировалась со смертью и разложением, и к ней регулярно обращались во время похорон. Профессиональные плакальщицы на египетских похоронах были известны как «Ястребы Нефтиды», и она является одной из четырех богинь (наряду с Исидой, Селкет и Нейт), чьи изображения были найдены в гробнице Тутанхамона в качестве хранительниц его канопических сосудов. Историк Маргарет Бансон отмечает:

Удалить рекламу

Реклама

Нефтида во все времена ассоциировалась с погребальным культом и была частью древнего поклонения Мину [богу плодородия и размножения]. Ей посвящали пустынные районы, и считалось, что она хорошо владеет магией. (188)

Ее магические способности были похожи на способности Исиды, и некоторые ученые видят в ней зеркальное отражение Исиды, тьму Нефтиды, уравновешивающую свет Исиды, и их часто изображают вместе как сестер-близнецов. В городе Гелиополисе Нефтиду и Исиду представляли две девственные жрицы на праздниках, которые декламировали знаменитые Оплакивания Исиды и Нефтиды на празднике Осириса.

Lamentations — это длинная повествовательная поэма, воссоздающая момент, когда Исида и Нефтида работали вместе, чтобы возродить бога Осириса и вернуть его к жизни. Хотя изначально говорили только на религиозных службах, Плач был включен в Египетскую Книгу Мертвых и читался на похоронах.

Нефтида стала женой Сета и наиболее известна своей ролью в мифе об Осирисе, где она, замаскированная под Исиду, соблазнила Осириса.

Нефтида стала женой Сета и наиболее известна своей ролью в мифе об Осирисе, где, замаскировавшись под Исиду, она соблазнила Осириса и дала Сету оправдание убийства его брата. Позже в мифе она изображена как предающая, а затем помогающая Исиде в ее усилиях вернуть мужа к жизни.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Она богиня мертвых, которая, как и ее внучка Кебхет, оказывает помощь душам умерших. Она была настолько полезна для тех, кто в загробной жизни, что одним из ее титулов было «Друг мертвых», и также считалось, что она приносит новости об умерших их родственникам на земле и утешает их во время траура.

Ее символы — ястреб, храм и платан, одно из наиболее популярных деревьев, изображенных в надписях из египетской Книги Мертвых. Она мать бога смерти Анубиса и ассоциировалась с заходящим солнцем, сумерками и тьмой. Молитвы возносились к Нефтиде в сумерках для защиты, а также для помощи ей, когда она боролась со своим мужем Сетом, чтобы защитить Лодку Ра (бога солнца) от змея Апофиса, когда она путешествовала по царствам ночи.

Суд над мертвыми Осириса

Попечители Британского музея (Авторское право)

Мифологическое происхождение

Согласно самой популярной версии египетского мифа о сотворении мира, когда-то во вселенной были только бурлящие хаотичные воды и тьма, пока однажды из морей не поднялся курган (известный как

бен-бен ) с богом Атумом. (также именуемый Ра в некоторых мифах), стоящий на нем. Атум посмотрел в вечное небытие и понял, что он одинок, и поэтому соединился со своей собственной тенью, чтобы родить Шу (бога воздуха) и Тефнут (богиню влаги). Затем эти два божества оставили своего отца одного на первозданном холме и отправились творить мир.

Удалить рекламу

Реклама

Атум, один на холме посреди хаоса, тосковал по своим детям и беспокоился об их безопасности, поэтому он удалил свой глаз и послал его на их поиски. Шу и Тефнут вернулись с глазом, не сумев создать мир, и Атум так обрадовался, увидев их, что заплакал. Когда его слезы падали на плодородную землю

бен-бен , мужчины и женщины росли.

Однако этим новым хрупким существам негде было жить, поэтому Шу и Тефнут спарились и родили Геба (землю) и Нут (небо). Эти двое быстро полюбили друг друга и стали неразлучны; ситуация, которую Атум нашел невыносимой, поскольку они были братом и сестрой. Он толкнул Нут высоко над Гебом и привязал ее там, чтобы двое влюбленных могли видеть друг друга, но никогда больше не соприкасаться. Нут, однако, уже была беременна от Геба и вскоре родила пятерых детей: Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и Гора. Этим пяти богам Атум поручил поддерживать мир и поставил своего первенца Осириса властвовать над всеми живыми существами земли.

Миф об Осирисе

В этот момент истории начинается знаменитый миф об Осирисе, когда Сет завидует силе и успеху Осириса. Осирис женился на своей прекрасной сестре Исиде, и царская чета обучала людей мировой культуре и искусству, обучала их религии и давала им дары земледелия. Для египтян их страна была по существу миром, а этот мир во времена правления Осириса и Исиды был раем. Мужчины и женщины были равны во всем, и еды было в изобилии.

Удалить рекламу

Реклама

Пробуждение Осириса

Жан-Пьер Дальбера (CC BY)

Гор Старший в этой истории никогда не упоминается, но роли Сета и Нефтиды, которые упоминаются, поначалу кажутся довольно незначительными, пока Нефтида не появляется, чтобы сыграть ключевую роль. Она изменила свою форму, чтобы принять форму и запах Исиды, и соблазнила Осириса, который думал, что спит со своей женой. В некоторых версиях истории она накачивает его вином или дает ему слишком много, в то время как в других он просто приходит к ней в постель, думая, что она Исида. После этого Осирис уходит, но роняет на пол цветок, который носил в волосах, и позже его находит Сет, который узнает в нем цветок своего брата.

Сет уже был обижен на своего старшего брата, но теперь, полагая, что Осирис соблазнил его жену, планировал убить его. Он создал богато украшенный сундук по точным размерам Осириса, а затем устроил вечеринку, на которой предложил коробку в подарок тому из своих гостей, который лучше всего мог бы в ней поместиться. Осирис, конечно, идеально вписался, и, когда он лег в гроб, Сет захлопнул крышку, закрепил ее и бросил в Нил. Затем он занял трон вместе с Нефтидой в качестве своей супруги. Вскоре она родила сына, бога Анубиса, которого бросила и которого воспитала Исида.

Тем временем Исида отправилась на поиски своего мужа и нашла гроб с его телом внутри на дереве в Библосе.

Царь и королева города увидели дерево на берегу и были привлечены его красотой (которая была сущностью Осириса, пронизывающей дерево) и его сладким ароматом (ароматом Осириса), и приказали срубить его и принести в их суд служить центральной опорой. Исида, замаскированная под пожилую женщину, была приглашена ко двору после того, как подружилась с служанками королевы на берегу и вскоре стала няней молодых принцев. Стремясь сделать младшего сына бессмертным, она каждую ночь держала его в мистическом огне, чтобы сжечь его смертную часть, и однажды ночью королева поймала ее и пришла в ужас. Исида сбросила свою маскировку, обнажая себя, и король и королева умоляли ее о пощаде, предлагая ей все, чтобы пощадить их. Она попросила столп во дворе; и они дали это ей.

Удалить рекламу

Реклама

Мир страдал под властью Сета. Земля была бесплодна, и дули пустынные ветры.

Все это время мир страдал под властью Сета. Земля была бесплодна, и дули пустынные ветры. Равенство на земле было забыто, поскольку люди боролись друг за друга за выживание. Исида вернулась в пустошь с Осирисом и спрятала его тело в болотах дельты Нила, а затем попросила Нефтиду стоять на страже, чтобы защитить его от Сета.

В то время как Исида отправилась на поиски трав, чтобы оживить своего мужа, Сет искал тело и нашел Нефтиду. Ему удалось добраться от нее до того места, где Исида спрятала Осириса, и изрубить тело на куски, бросив их по земле и в реку. Когда Исида вернулась, Нефтида со слезами на глазах рассказала ей эту историю и предложила помочь всем, чем сможет.

Исида и Нефтида нашли все части Осириса и собрали его вместе, за исключением его пениса, который был съеден рыбой. Осирис ожил, но, поскольку он был нездоров, не мог вернуться в землю как царь; вместо этого он спустится в подземный мир, где будет править мертвыми как их справедливый и милосердный судья. Однако перед его отъездом Исида превратилась в коршуна (сокола) и облетела его тело, втягивая его семя в свое собственное и забеременев от сына Гора.

Когда Гор родился, она спрятала его в болотах Дельты, так как у нее было тело его отца, и на этот раз Нефтида хранила свой секрет.

Битвы Гора и набор

Когда Хорус возмужал, он бросил вызов Сету за королевство. Самая известная версия этого состязания известна как The Contendings of Horus and Set из рукописи Двадцатой династии (1190-1077 гг. до н.э.). История рассказывает о судебной битве перед Эннеадой Гелиополя, трибуналом девяти богов, чтобы решить, кто является законным царем Египта. Этими богами были Атум, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Исида и Нефтида, Сет и Осирис. Хорус и Сет представляют свои дела, а затем должны проявить себя в серии состязаний и сражений, которые все выигрывает Хорус.

Статуэтка птицы Гора

Али Каламчи (Авторское право)

Большинство из девяти богов постановили, что Гор был законным королем, но Атум, бог солнца, не был убежден, и решение должно было быть единогласным, исключая мнение Сета. Атум считал, что Хорус был слишком молод и вел слишком защищенную жизнь, чтобы эффективно править, в то время как Сет обладал необходимым опытом, если не самым мягким образом. Несмотря на то, что Хорус выиграл все состязания со своим дядей, Атума это не тронуло. Это испытание продолжалось более 80 лет, пока народ Египта страдал от хаотического правления Сета, пока не вмешалась Исида, не показала другим богам — и Сету — как нечестиво он себя вел, и не добилась решения в пользу ее сына.

В другой, возможно, более старой версии истории именно богиня Нейт улаживает спор в пользу Гора и дарует пустынные земли Сету вместе с двумя чужеземными богинями (Анат и Астартой) в качестве утешения. Гор занял трон своего отца и правил вместе с Исидой и Нефтидой в качестве своих советников. Сет был изгнан из земли в засушливые пограничные пустыни, а Нефтида осталась защитницей женщины-главы семьи, в данном случае Исиды, а позже и любой зрелой замужней женщины.

Плач Исиды и Нефтиды

Этот миф был важен для древних египтян на многих уровнях. Он иллюстрировал основные ценности гармонии, порядка, божественного вмешательства в дела людей, важность благодарности, доверия и того, как в образе Сета даже боги могут поддаться искушению, но, несмотря ни на что, гармония и порядок будут восстановлены. . Смерть и воскресение Осириса послужили божественным образцом для прохождения всех людей, которых считали путешественниками в вечном путешествии по жизни и в загробную жизнь. Культ Осириса стал чрезвычайно популярным, и часть его религиозного служения включала чтение литургии, известной как Плач Исиды и Нефтиды .

Наиболее полная версия этого стиха взята из Берлинского папируса 3008, датируемого династией Птолемеев. Этот папирус был частью копии Книги Мертвых , принадлежавшей женщине по имени Тентрути (также именуемой Терет), и написан иератическим письмом (курсивом, повседневным письмом египтян) в пять колонок. Поэма написана как обмен мнениями между Исидой и Нефтидой, когда они вызывают душу Осириса обратно в его тело. Две богини умоляют душу вернуться, чтобы снова жить среди них, и взывают к Гору, сыну Осириса, как к своему защитнику в жизни, который обеспечит его «хлебом, пивом, волами и птицей» и чьи сыновья будут охранять его тело. и защитить его душу. В конце концов, Осирис возвращается к жизни, поскольку стихотворение заканчивается строкой «Вот! Он идет!»

После стиха писец оставил очень подробные инструкции о том, как Плач следует представлять на праздниках:

Теперь, когда это читается, место должно быть полностью уединенным, чтобы его никто не видел и не слышал, кроме главного жреца-чектора и священника-сетема. Нужно привести двух женщин с красивыми телами. Их посадят на землю у главного портала Зала Явлений. На их руках должны быть написаны имена Исиды и Нефтиды. Фаянсовые кувшины, наполненные водой, должны быть помещены в их правые руки, а хлебы, приготовленные в Мемфисе, — в их левые руки, и их лица должны быть склонены. Делать в третьем часу дня, а также в восьмом часу дня. Вы не должны медлить с чтением этой книги в час праздника. Завершено.

Две девы будут читать Оплакивания , чтобы пригласить Осириса принять участие в фестивале, и как только он прибудет, празднование может начаться. Осирис считался первым царем Египта, который дал людям их культуру и своей смертью и воскресением указал им путь к вечной жизни. В смерти все были связаны с Осирисом, который первым умер и возродился. Поэтому его празднества имели большое значение, и Нефтида регулярно фигурировала как один из самых важных элементов празднования: одна из двух, призывавших бога присоединиться к живым.

Она описывает себя как «возлюбленную сестру» Осириса в Плачах и говорит: «Я с тобой, твой телохранитель, на всю вечность». Когда Плач был включен в Книгу Мертвых (ок. 1550-1070 до н.э.), стихотворение читалось на похоронах, и тогда Нефтида говорила с душой умершего. Именно в этом качестве она стала считаться «другом мертвых», которая ходила с душой и помогала им в загробной жизни в качестве их «телохранителя на всю вечность» и сделала ее таким важным божеством для людей.

В додинастический период Египта Нефтида была одним из самых важных божеств из-за ее роли в мифе о Ра.

Нефтис и баржа Ра

Однако задолго до того, как миф об Осирисе стал популярным, Нептида уже была очень важной богиней. В текстах периода Древнего Царства (ок. 2613 — ок. 2181 г. до н.э.) она упоминается вместе с Сетом как два бога, которые защищают баржу бога солнца Ра (Атума), когда она проходит по ночному небу.

Злой змей Апофис каждую ночь пытался убить бога солнца, но Нефтида и Сет отбивались от существа, чтобы на следующее утро могло взойти солнце. Позже Сет превратился из бога-защитника в злодея из мифа об Осирисе, но роль Нефтиды осталась прежней: защитник и хранитель жизни. Несмотря на то, что акцент на том, кто был защищен, изменился, основные элементы ее характера остались прежними. Ученый Джеральдин Пинч заметила, что «Нефтида никогда не пользовалась таким высоким статусом, как ее сестра Исида» (171), и, хотя может быть правдой, что поклонение Нефтиде никогда не было наравне с поклонением Исиде, ее статус неизменно был весьма впечатляющим. на протяжении всей истории Египта.

В додинастический период Египта Нефтида была одним из самых важных божеств из-за ее роли в этом мифе. Если Апофису удастся убить Ра, солнце не взойдет, поэтому было жизненно необходимо защитить баржу. В Coffin Texts Set и змеиный бог Мехен защищают баржу; Мехен, обвиваясь вокруг Ра и Сета, отбиваясь от Апофиса. Позже Мехен был заменен Нефтидой, но Апофис считался настолько могущественным, а угроза Ра настолько страшной, что на барже часто появляются другие божества, чтобы отогнать врага солнца, такие как Исида, Бастет, Селкет, Нейт и Сехмет, которые вместе с Нефтидой были известны как Глаза Ра в этом качестве.

Миф о ночной угрозе Ра наиболее ясно изложен в рукописи, датируемой периодом Рамессидов (1292-1069 гг. до н.э.), но археологические данные свидетельствуют о том, что эта история намного старше. Ко времени периода Рамессидов миф превратился в ритуал, известный как Свержение Апофиса, в котором священник читал список тайных имен Апофиса (тем самым получая над ним власть), а люди пели гимны, прославляющие его уничтожение.

Несмотря на то, что боги уничтожали великого змея каждую ночь, он возвращался, чтобы снова попытаться убить Ра на следующую. Гимны пели, чтобы ободрить богов в их вечной борьбе. Затем участники ритуала делали из воска змей, плевали на них и сжигали в огне. Ритуал совершался регулярно после ряда пасмурных дней, когда казалось, что Апофису удается предотвратить рассвет и особенно во время солнечного затмения.

Нефтис на расписном льне

Кит Шенгили-Робертс (CC BY-SA)

Популярность и поклонение Нефтиде

Однако до добавления других богинь именно Нефтида и Сет удерживали солнце на правильном пути, за что она была должным образом удостоена чести. Храмы Нефтиды были расположены в каждом регионе Египта задолго до того, как она стала ассоциироваться с мертвыми, и впоследствии их число становилось все больше. Как и в случае с любым египетским божеством, ее храм посещали жрецы и жрицы, которые заботились о ее статуе и соблюдали ее святые дни и праздники. Публике запретили входить во внутреннее святилище храма, где находилась ее статуя, но приветствовали во внешних дворах, где духовенство заботилось об их нуждах и собирало их пожертвования и жертвы.

Ко времени Рамсеса II (годы правления 1279 — 1213 до н.э.) Нефтида была настолько популярна, что ей был предоставлен собственный храм в популярном религиозном центре Сепермеру, в священном районе, где располагался храм Сета. Нефтида была настолько популярна в то время, что упоминается в текстах без намека на Исиду или Сета. Ее храм в городе Пуноджем, по-видимому, был настолько популярен, что верховный жрец и визирь Праэмхаб жаловался на свою загруженность работой, а ее храм в Гераклеополе, недалеко от Сепермеру, стал местом проведения фестиваля Хеб-Сед, посвященного омоложению царя. Базальтовая статуя Нефтиды, которая в настоящее время находится в Лувре в Париже, происходит из этого храма.

Хотя Нефтида часто изображается как зеркало своей сестры-близнеца Исиды, у нее была собственная жизнь и статус, достойные почитания. Когда она стала ассоциироваться с загробной жизнью и уходом за умершими, полотно, которое использовалось для мумификации умерших, было известно как «косы Нефтиды», и считалось, что она вместе с Селкет помогала вдохнуть жизнь обратно в душу и помогите им в их вечном путешествии.

Нефтис олицетворяет собой обещание помощника в загробной жизни, который будет заботиться и защищать душу и уверять живых, что смерти нечего бояться. Царство загробной жизни было всего лишь новой землей, в которую отправлялись путешественники, и старые друзья, такие как Нефтида, будут ждать, чтобы предложить свою защиту и руководство после смерти, как они это делали на протяжении всей жизни.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

11 египетских богов и богинь

Популярно в Британике

  • Хронология американского движения за гражданские права
  • 11 египетских богов и богинь
  • 9из самых смертоносных пауков в мире
  • 12 романов, признанных «величайшей книгой из когда-либо написанных» 90 188

проверено Cite

Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.

Выберите стиль цитирования

MLAAPChicago Руководство по стилю

Написано и проверено

Редакторы Британской энциклопедии

Редакторы Encyclopaedia Britannica контролируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.

Редакторы Британской энциклопедии

Курирование этого контента осуществляется по усмотрению автора и не обязательно отражает точку зрения Encyclopaedia Britannica или ее редакции. Для получения наиболее точной и актуальной информации обращайтесь к отдельным статьям энциклопедии по темам.

© Аманда Льюис/Dreamstime.com

В Египте был один из самых больших и сложных пантеонов богов среди всех цивилизаций древнего мира. На протяжении египетской истории поклонялись сотням богов и богинь. Характеристики отдельных богов было трудно определить. У большинства была принципиальная ассоциация (например, с солнцем или подземным миром) и форма. Но они могли меняться со временем по мере того, как значение богов возрастало и падал, и развивались способами, которые соответствовали развитию египетского общества. Вот несколько самых важных божеств, которые нужно знать.

  • Осирис

    Предоставлено Государственным музеем преусианской культуры, Берлин; фотография, Art Resource, New York

    Осирис, одно из самых важных божеств Египта, был богом подземного мира. Он также символизировал смерть, воскресение и цикл разливов Нила, на которые Египет полагался для плодородия сельского хозяйства.

    Согласно мифу, Осирис был царем Египта, который был убит и расчленен своим братом Сетом. Его жена Исида заново собрала его тело и воскресила его, позволив им зачать сына, бога Гора. Он был представлен как мумифицированный король, одетый в повязки, из-за которых оставались открытыми только зеленая кожа его рук и лица.

  • Исида

    Исида кормит Гора Фотография Лизы О’Хара. Бруклинский музей, Нью-Йорк, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура, 37.400E

    Происхождение Исиды неясно. В отличие от многих богов, ее нельзя привязать к конкретному городу, и в самой ранней египетской литературе нет определенных упоминаний о ней. Однако со временем ее значение росло, и в конце концов она стала самой важной богиней в пантеоне. Как преданная жена, воскресившая Осириса после его убийства и воспитавшая их сына Гора, Исида олицетворяла традиционные египетские добродетели жены и матери.

    Будучи женой бога подземного мира, Исида также была одним из главных божеств, занимавшихся обрядами для умерших. Вместе со своей сестрой Нефтид Исида выступала в роли божественной плакальщицы, и ее материнская забота часто изображалась как простирающаяся на мертвых в подземном мире.

    Исида была одной из последних древнеегипетских богинь, которым все еще поклонялись. В греко-римский период ее отождествляли с греческой богиней Афродитой, и ее культ распространился на запад до Великобритании и на восток до Афганистана. Считается, что изображения Исиды с младенцем Гором повлияли на христианские образы Марии с младенцем Иисусом.

  • Гор

    Гор © Comstock/Jupiterimages

    Изображаемый в виде сокола или человека с головой сокола, Гор был богом неба, связанным с войной и охотой. Он также был воплощением божественного царствования, а в некоторые эпохи правящий царь считался проявлением Гора.

    Согласно мифу об Осирисе, Гор был сыном Исиды и Осириса, зачатым магическим образом после убийства Осириса его братом Сетом. Гор был воспитан, чтобы отомстить за убийство своего отца. Одна традиция гласит, что Гор потерял левый глаз, сражаясь с Сетом, но его глаз был волшебным образом исцелён богом Тотом. Поскольку правый и левый глаза Гора ассоциировались соответственно с солнцем и луной, потеря и восстановление левого глаза Гора дали мифическое объяснение фазам луны.

  • Сет

    Сет был богом хаоса, насилия, пустынь и бурь. В мифе об Осирисе он убийца Осириса (в некоторых версиях мифа он обманом заставляет Осириса лечь в гроб, а затем запечатывает его).

    Внешний вид Сета представляет проблему для египтологов. Его часто изображают в виде животного или человека с головой животного. Но они не могут понять, каким животным он должен быть. Обычно у него длинная морда и длинные уши с квадратными кончиками. В своей полностью животной форме у него тонкое собачье тело и прямой хвост с пучком на конце. Сейчас многие ученые считают, что такого животного никогда не существовало и что животное Сет — это своего рода мифическая композиция.

  • Птах

    Предоставлено попечителями Британского музея

    Птах был главой триады богов, которым поклонялись в Мемфисе. Двумя другими членами триады были жена Птаха, богиня с головой льва Сехмет и бог Нефертем, который, возможно, был сыном пары.

    Изначально Птах ассоциировался с ремесленниками и строителями. Архитектор 4-й династии Имхотеп был обожествлен после своей смерти как сын Птаха.

    Ученые предположили, что греческое слово Айгуптос — источник названия Египет — возможно, возник как искаженное имя Хвт-Ка-Птах, название одной из святынь Птаха.

  • Re

    Re Judie Anderson/Encyclopædia Britannica, Inc.

    Одно из нескольких божеств, связанных с солнцем, бог Ре обычно изображался с человеческим телом и головой ястреба. Считалось, что он плыл по небу на лодке каждый день, а затем каждую ночь совершал переход через подземный мир, во время которого ему нужно было победить змеиного бога Апописа, чтобы снова подняться.

    Культ Ре был сосредоточен в Гелиополисе, ныне пригороде Каира. Со временем Ра стал синкретизироваться с другими солнечными божествами, особенно с Амоном.

  • Хатор

    Хатор © Jeff Schultes/Shutterstock.com

    Богиню Хатор обычно изображали в виде коровы, женщины с головой коровы или женщины с коровьими ушами. Хатор олицетворяла материнство и плодородие, и считалось, что она защищает рожениц. У нее также был важный погребальный аспект, поскольку она была известна как «леди запада». (Гробницы обычно строились на западном берегу Нила.) В некоторых традициях каждую ночь она приветствовала заходящее солнце; живые люди надеялись, что их встретят в загробной жизни таким же образом.

  • Анубис

    Египетская Книга Мертвых: Анубис Мэри Эванс Библиотека изображений/возраст fotostock

    Анубис занимался погребальными обрядами и уходом за умершими. Его обычно изображали в виде шакала или человека с головой шакала. Ассоциация шакалов со смертью и похоронами, вероятно, возникла из-за того, что египтяне наблюдали шакалов, копающихся вокруг кладбищ.

    В Старом царстве (ок. 2575–2130 гг. до н. э.), до того как Осирис стал известен как повелитель подземного мира, Анубис считался главным богом мертвых. Согласно мифу об Осирисе, Анубис забальзамировал и завернул тело убитого царя, став богом-покровителем бальзамировщиков.

  • Тот

    Тот Copyright Британский музей

    Тот, бог письма и мудрости, мог быть изображен в виде бабуина, священного ибиса или человека с головой ибиса. Считалось, что он изобрел язык и иероглифическое письмо, а также служил писцом и советником богов. Говорили, что как бог мудрости Тот обладал знанием магии и тайн, недоступных другим богам.

    В сценах подземного мира, показывающих суд над умершими после их смерти, Тот изображается взвешивающим сердца умерших и сообщающим приговор Осирису, богу мертвых.

  • Бастет

    Статуя Бастет © Kathleen R Grilley/Fotolia

    В своих ранних формах богиня кошек Бастет представлялась в виде женщины с головой льва или дикой кошки. Она приняла менее свирепую форму домашней кошки в первом тысячелетии до нашей эры.

    В более поздние периоды ее часто представляли в виде царственной сидящей кошки, иногда с кольцами в ушах или носу. В период Птолемеев она стала ассоциироваться с греческой богиней Артемидой, божественной охотницей и богиней Луны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *